какие лекарственные травы растут в волгоградской области
Какие ядовитые растения для человека растут в Волгоградской области
Доктор биологических наук, профессор кафедры биологии госуниверситета Вадим Сагалаев рассказал «Вечернему Волгограду.ру», что большинство растений лекарственной флоры региона можно считать ядовитыми для человека. Так, ядовитыми признаны представители семейств лютиковых, маковых и некоторых сложноцветных и других растений, которые используются в фитотерапии и народной медицине. Отравления происходят в результате незнания признаков видов волгоградской флоры и попыток самолечения.
Фото: ИД «Волгоградская правда.ру» / Кирилл Брага
По словам местного ученого, в Волгоградской области есть растения, которые могут быть опасны для человека, особенно для детей.
Вех ядовитый. Фото: ИД «Волгоградская правда.ру» / Кирилл Брага
Болиголов пятнистый. Фото: ИД «Волгоградская правда.ру» / Кирилл Брага
Болиголов пятнистый представляет собой зонтичное растение с мелкими белыми цветами и листьями, похожими на петрушку. Стебель высотой от 60 до 180 см, в нижней части растение разукрашено красновато-бурыми пятнами, из-за которых его назвали пятнистым. Запах у растения неприятный, он напоминает мышиную мочу, поэтому отравление им маловероятно. Из-за резкого запаха болиголова у человека могут появиться длительные головные боли. Действующим веществом растения является алкалоид, которые используют в химиотерапии как болеутоляющее на ранних стадиях рака.
Белена черная. Фото: ИД «Волгоградская правда.ру» / Кирилл Брага
Белена черная также обладает неприятным запахом. У этого растения ядовиты все части. Дети могут отравиться семенами белены, приняв их за семена мака. На отравление указывают моторное возбуждение, расширенные зрачки, охриплый голос, частый пульс, головная боль, гиперемия кожных покровов, сильная жажда и сухость во рту.
Гармала обыкновенная. Фото: ИД «Волгоградская правда.ру» / Кирилл Брага
Гармала обыкновенная, или могильник растет в Заволжье и иногда в правобережной части области. У этого растения желтые или белые цветы с пятью лепестками. Оно применяется в народной и официальной медицине. В этом растении присутствует комплекс ядовитых алкалоидов, опасных для животных и человека. Однако отравления им случаются редко из-за неприятного запаха.
Борщевик. Фото: ИД «Волгоградская правда.ру» / Кирилл Брага
Борщевик является контактным и дыхательным аллергеном. Его запах напоминает керосин. Прикосновения к некоторым видам могут вызвать раздражение и химический ожог из-за присутствия в этом растении фуранокумаринов. Эти вещества повышают чувствительность организма к ультрафиолетовому излучению.
Чемерица. Фото: ИД «Волгоградская правда.ру» / Кирилл Брага
Чемерица – ядовитое растение, которое подавляет ЦНС, вызывает боли в ЖКТ и негативно влияет на сердечно-сосудистую систему.
Информационно-практический проект «Лекарственные растения Заволжья»
Ольга Александровна Ажакулова
Информационно-практический проект «Лекарственные растения Заволжья»
Информационно-практический проект «Лекарственные растения Заволжья», в соответствии с программой Е. С. Евдокимовой «Маленький Волжанин»
Автор проекта: воспитатель Ажакулова О. А
Проект: «Лекарственные растения Заволжья»
Тип проекта: информационно – практический.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (октябрь).
Участники: педагоги, дети и родители подготовительной группы, работники библиотеки.
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Их тайну разгадать.
Актуальность проекта.
В Волгоградской области мы можем встретить такие растения как тысячелистник, крапива, лопух, одуванчик и другие травы. Часть растений занесена в Красную книгу. Все меньше остается нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Поэтому в раннем детстве надо приучать детей беречь и охранять природу, растения, рационально использовать ее богатства.
Наблюдая и рассматривая вместе с детьми растения в группе, на улице я заметила, что ребята не знают названия лекарственных растений, их целебные свойства. Поставила перед собой проблему: недостаточные представления детей о лекарственных растениях родного края.
Для решения этой проблемы мною совместно с родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения Заволжья», в соответствии с программой Е. С. Евдокимовой «Маленький Волжанин».
Цель: Расширение и обогащение знаний о лекарственных растениях
Задачи:
1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях Заволжья.
2. Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, аппликации, ручном труде.
3. Воспитывать бережное отношение к растениям.
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
1. Углубить знания родителей по экологическому воспитанию.
2. Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированы элементарные представления о лекарственных растениях Заволжья и их целебных свойствах.
2. Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
3. Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
1. Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
2. Проводят с детьми наблюдения в природе.
3. Привлекают детей к совместному труду в природе.
1. Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.
2. Используют различные формы работы.
3. Распространяют и обобщают опыт.
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
1. Наблюдения в природе.
2. Чтение художественной литературы.
3. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
4. Посещение библиотечного урока «Красная книга Николаевского района»
5. Участие в игровой деятельности.
6. Проведение ситуативных бесед.
7. Продуктивная деятельность.
8. Заучивание стихов, песен.
9. Организация фотоконкурса «Природа родного края».
10. Выпуск экологической газеты «Лекарство под ногами» (родители совместно с детьми).
11. Социальная акция «Подари цветок».
12. Оформление дидактической папки «Календула».
1. Подготовительный этап:
Определение уровня знаний детей о лекарственных растениях; определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов; подбор необходимой литературы по данной теме.
2. Основной этап.
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
«Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, одуванчик, календула).
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Цель: познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья.
Познавательное занятие «Лекарственные растения-средства оздоровления человека».
Цель: познакомить с лекарственными растениями Заволжья, сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Познавательное занятие «Ядовитые растения».
Цель: познакомить ребят с ядовитыми растениями, напомнить о правилах оказания первой помощи.
Библиотечный урок «Красная книга Николаевского района»
Цель: обобщить знания детей, о растениях нашего района, которые занесены в красную книгу.
Беседа «Зелёная аптека».
Цель: закреплять умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
Чтение А. Онегова «Тропинка полевая».
Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет».
Н. Павловой «Загадки цветов».
А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
Цель: Закреплять ранее приобретенные навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке и располагать изображения, по всему листу составляя из них композицию.
Тема: «Украшаем платок»
Цель: познакомить с нетрадиционным способом изготовления предметов народного творчества.
Наблюдение проводится на участке детского сада, где растет подорожник.
Экскурсия к подножию холмов.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут около холмов (полынь, одуванчик, подорожник, пижма и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Работа с родителями.
Активное участие родителей в фотоконкурсе «Природа родного края».
Выпуск экологической газеты «Лекарство под ногами» (родители совместно с детьми).
Социальная акция «Подари цветок».
3. Заключительный этап.
Оформление презентации проекта.
Выпуск дидактической папки «Календула».
Информационно-практический проект «Павлово Посадский платок» Автор — Гапанович Кирилл 5 лет, руководитель Нугманова З. Ш Содержание 1. Введение 2. Актуальность 3. Цель и задачи 4. Методы исследования.
Информационно-практический проект «Посади дерево» Информационно-практический проект «Посади дерево» По тематике: Информационно-практический Состав участников: дети, родители, воспитатель.
Проект «Лекарственные растения Якутии» Информационная карта проектной деятельности старшей группы «Сулусчаан» Тема проекта: Лекарственные растения Якутии. Цель проекта: Исследовательская.
Познавательно-исследовательский проект «Комнатные и лекарственные растения» Познавательно-исследовательский проект «Комнатные и лекарственные растения «. Автор проекта: Буравцева Людмила Ивановна Тип проекта: групповой,.
Проект «Лекарственные растения» В группе разработала проект «лекарственные растения»дети познакомились с названиями, внешним видом, пользой лекарственных растений. Правильное.
Проект «Лекарственные растения» Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющего решать проблему не только развития речевых познавательных.
Проект «Лекарственные растения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №89 «Ладушки» Города Чебоксары Чувашской Республики.
Проект «Лекарственные растения Курского края» Выполнила: воспитатель средней группы Джилавова И. В. Актуальность Многие часто болеют. И наверное мы не откроем для вас тайну, если скажем,.
Информационно-практический проект по здоровьесбережению в старшей группе Проект по здоровьесбережению в старшей группе. Тема проекта: «Здоровейка» Авторы проекта: воспитатель МАДОУ «Детский сад 42» Наумова А. А.
Экологический проект «Лекарственные растения» Экологический проект «Лекарственные растения» (краткосрочный) Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети подготовительной.
Презентация по биологии на тему «Растения Волгоградской области» 6 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Растения Волгоградской области Подготовила: учитель биологии Нечаева И.Н. МОУ СШ 33 г.Волгоград
Биологическое разнообразие- разнообразие живых организмов, а также экосистем и экологических процессов, звеньями которых они являются.
В Волгоградской области: около 3000 видов высших сосудистых растений; около 300 видов водорослей; мхов и лишайников около 250 видов; птиц- 290 видов; млекопитающих более 60 видов; рыб 85 видов; пресмыкаюшихся и земноводных – 20 видов; насекомых 4-5 тыс.видов.
Сорные растения ОСОТ ПОРТУЛАК
ЛЕБЕДА КРАПИВА Щетинник
Лекарственные травы сегодня… С каждым годом растёт интерес современной медицины к лекарственным растениям. Расширяется и углубляется изучение целебных растений, растёт их заготовка, всё больше выпускается лечебных препаратов растительного происхождения.
Что такое лекарственные растения? Лекарственные растения – это растения, которые содержат активные вещества и оказывают лечебное действие на организм.
Преимущества лекарственных растений: Натуральное происхождение. Безопасность по сравнению с химическими лекарственными препаратами. Доступность. Недостатки лекарственных растений: Недостаточная просвещённость населения о действии лекарственных растений. Экологическая загрязненность. Неправильный сбор и обработка лекарственных растений губительна для их лечебных свойств.
Лекарственные растения МАССОВЫЕ ВИДЫ РЕДКИЕ ВИДЫ лопух, валериана лекарственная череда, горицвет весенний чистотел, крапива.
Валериана Это растение было известно в Древней Греции. Если кто-то взволнован или огорчен, если болит сердце или мучает головная боль, советуют выпить настойку валерианы.
Одуванчик Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастет, нарядится В беленькое платьице. Пышное, воздушное, Ветерку послушное. Он заметный, золотой, Постарел – и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел.
Одуванчик применяли от разных болезней ещё в древности. Если пить настой из корней одуванчика, то повысится аппетит. Молодые листья содержат много витаминов и вполне годятся в салат.
Ромашка Золотая серединка, И лучи идут кругом. Это, может быть, картинка? Солнце в небе голубом? Всех цветов не сосчитать. Есть аптечная ромашка. Про ромашку надо знать. Белый крошечный цветочек – Для припарок, для примочек. Если воспаление, Отвар – успокоение. Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле.
Подорожник Вырастает подорожник, Лишь приходит срок, На земле сухой и твердой Около дорог. Говорят о нем в народе Добрые слова. Всем поможет подорожник – Скромная трава. Если ты порезал руку Или ногу сбил, Он тебе залечит раны И прибавит сил.
Какие правила сбора и обработки лекарственных растений вы знаете? Правило первое: что собирать? Правило второе: когда собирать? Правило третье: как собирать? Правило четвертое: где собирать? Правило пятое: собирая, сохранять
Правила сбора лекарственных растений Растения собирают в сухую погоду. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. Цветки собирают в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-626357
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Красота отравит мир: какие ядовитые растения окружают волжан
О том, что существуют опасные растения, известно всем. Но лишь немногие знают, что они находятся гораздо ближе, чем мы думаем. Ядовитые цветы, оказывается, волжане сажают на дворовых клумбах и любуются ими на своих дачных участках, совершенно не подозревая об их коварных свойствах.
Просветить всех в этом вопросе мы попросили методиста Дворца творчества «Русинка» Марию Севастьянову.
К счастью, ядовитых растений в нашем городе и его округе не так много, сразу успокоила специалист досугового учреждения Мария Севастьянова, но знать о них нужно.
И, пожалуй, самое распространённое из этого списка «детей флоры» – всем известный ландыш. Растение дикорастущее, но дачники тоже любят разводить его на своих участках. Мария Валентиновна предупреждает, что лучше не держать букеты из ландышей дома, поскольку их запах не благоприятствует здоровью. И уж ни в коем случае не употреблять в пищу красные ягодки, которые образуются на стебле.
Ещё не так давно во дворах нашего города можно было встретить дурман, который цветёт красивыми белыми граммофонами, после чего появляются чёрные ягодки. В одном из городов на Волге был зафиксирован случай отравления – дети наелись семян и угодили в больницу.
Клещевина и по сей день украшает дворовые клумбы. У эффектного большого однолетнего растения с красноватыми листьями – ядовитые плоды, похожие на обычную фасоль.
Клещевина
Опасность может представлять и ещё один приятный глазу цветок — дельфиниум, особо любимый огородниками.
Что касается дикорастущих растений, произрастающих рядом с нами, то опасными из них считаются лютик едкий и вех ядовитый, белладонна и белена. Лютик, цветущий небольшими ярко жёлтыми цветами, растёт в пойме и имеет резкий запах. В народе называется куриной слепотой.
Вех ядовитый
Сегодня местные ботаники с тревогой наблюдают за тем, как распространяется новая растительная угроза под названием борщевик Сосновского. Крупное травянистое двухлетнее растение с соцветиями, напоминающими зонтики, может достигать трёхметровой высоты. Оно уже заполонило Московскую область и атаковало Тверскую. С середины XX века борщевик культивировался в СССР как силос, но потом выяснилось, что он быстро дичает и, проникая в естественные экосистемы, быстро разрушает их. В настоящий момент внесён в классификатор сорных растений нашей страны. Борщевик обладает способностью вызывать сильные ожоги, с ним даже рядом находиться не следует из-за выделяемых паров. Но пока это растение в нашем регионе замечено не было.
Главное, родителям необходимо предупредить детей, чтобы они не срывали на улице растения и не ели их. Всё зависит от количества употреблённой в пищу растительности, но экспериментировать всё же не стоит.
Опасная красота: какие растения в Волгоградской области ядовиты
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив
Еще в детстве многих пугали вольчими ягодами, говорили: «Не ешь – отравишься». Однако в нашем регионе настоящие волчьи ягоды не растут. Александр Попов, ученый педагогического вуза, ботаник, рассказал «Крестьянской жизни.ру», какие растения в нашем крае несут опасность.
Волчьи ягоды, или дафне относятся к исчезающему виду в России, а в Волгоградской области вовсе не растут.
Их путают с бирючиной, у которой черные ягоды-костянки, или жимолостью с оранжевыми парными ягодами. Самое большее, что могут вызвать эти ягоды, – тошноту. Кроме того, бирючина – декоративное растение, которое легко стричь, и оно долго держит форму.
Александр Попов подчеркнул, что среди декоративных растений нет ядовитых, как и в городском озеленении.
Из растений, которые встречаются в природе, таит опасность аконит. Он несет угрозу даже при наружном контакте. Из того же семейства лютиковых опасны прострел луговой, прострел раскрытый, или сон-трава, живокость, лютик ядовитый. Эти растения занесены в Красную книгу. У нас в регионе более-менее распространен лютик ядовитый.
– Он растет в придорожных канавах, растение с невзрачными желто-зелеными цветками, – рассказывает ученый. – Ничего съедобного!
Еще один обитатель региона – колхикум безвременник. У него опасны даже луковицы. Растение тоже очень редкое и короткоцветущее. Очень похожа на безвременник брандушка разноцветная. Они отличаются тем, что у безвременника отдельно вырастают листья и цветки, а у брандушки вырастает и то и другое одновременно.