какие левые группировки появились во франции после принятия конституции 1791 г
Какие левые группировки появились во франции после принятия конституции 1791 г
Принятие французской Конституции 1791 г. не означало окончания политической борьбы в стране. Новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. К лету 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Окончательно оформились три основные политические группировки:
2. Установление Жирондистской республики (2 этап революции)
Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783де-путата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большинство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составляли политический центр.
В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции.
Декретом от 25 сентября 1792 года Франция объявлялась единой и неделимой республикой.
3. Падение Жирондистской республики
Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между жирондистским правительством в Конвенте и якобинской оппозицией. Падению авторитета жирондистов способствовало несколько обстоятельств:
· придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию;
· отменив Конституцию 1791 г., они не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ;
· оставался нерешенным вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне;
· резко ухудшилось экономическое и в особенности продовольственное положение вследствие войны.
1. Утверждение власти якобинцев (третий этап революции)
2. Конституция 1793 г.
Вместо отмененной цензовой Конституции Конвентом 24 июня 1793года была принята новая Конституция («Конституция первого года республики»), гораздо более демократическая.
Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно Конституционного акта.
Новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что целью общества является «общее счастье», что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Однако если в первой Декларации в качестве естественных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, то вторая к числу таковых отнесла:
В Декларации последовательно проводился принцип законности. Закон определялся как выражение общей воли. Верховенство закона неразрывно связывалось с понятием «суверенитет народа», введенным взамен понятия «суверенитет нации».
Демократические принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 г., устанавливавшем государственный строй. Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики.
Органом законодательной власти объявлялся постоянно действующий Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.
Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Его члены избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.
· Конвент, имевший право издания и истолкования законов;
· Комитет общественного спасения, ставший фактически главным органом правительства;
· Комитет общественной безопасности.
На местах они опирались на созданные по всей стране революционные комитеты и «народные общества».
Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, подотчетные Комитету общественного спасения.
Судопроизводство осуществлял революционный трибунал, применявший смертную казнь в качестве единственной меры наказания. За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи революции, остававшиеся нерешенными в течение четырех предшествовавших лет.
Уже к октябрю 1793 г. якобинское правительство добилось перелома в ходе военных операций, а к лету 1794 г. в результате побед революционной армии военная опасность исчезла и новый республиканский строй стал политической реальностью.
Однако упрочение республики привело к распаду единства и к усилению внутренних разногласий в якобинском блоке. Режим, созданный для борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный.
27 июля 1794 года в результате заговора против возглавлявшегося Робеспьером правительства произошел переворот, свергнувший якобинскую республику. Установился режим Директории.
ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 15 От диктатуры якобинцев к Директории Итоги Французской революции
Стр. 107. Ключевые вопросы
Каким образом власть во французской республике перешла в руки Директории, а затем — первого консула, будущего императора Наполеона Бонапарта?
Директория пришла к власти в результате свержения якобинской диктатуры и принятия новой Конституции Франции в 1795 г. Наполеон Бонапарт тоже пришел к власти путем военного переворота 9-10 ноября 1799 г. На этом власть французской Директории была окончена.
Какое место занимает Французская революция конца XVIII в. в истории?
Революция конца XVIII в. сыграла огромную роль в истории Франции и всей Европы. Фактически был уничтожен существовавший столетиями политический и общественный порядок. Вместо традиционного монархического строя была установлена республика. Дворянство и духовенство, которые раньше были привилегированными сословиями, были уравнены в правах со всем остальным населением. Таким образом жизнь человека уже определялась не его происхождением, а его личными качествами и жизненным выбором. В перспективе Французская революция дала огромный толчок к развитию капитализма во всей Европе.
Стр. 113. Вопросы и задания после параграфа
1. Объясните, в связи с чем в революционной Франции в 1793 г. была принята новая конституция. Что отличало её от конституции 1791 г.?
Новая Конституция Франции была принята якобинцами потому, что предыдущая, устанавливающая конституционную монархию, потеряла какой-либо смысл. Монархия уже год была отменена, провозглашена республика, король Людовик XVI был казнен. Именно поэтому в 1793 г. была принята новая Конституция, которая юридически закрепила установление республиканского строя во Франции.
2. Завершите работу над таблицей ключевых событий Французской революции конца XVIII в. *Какие этапы вы выделите в общем ходе революции?
Французскую революцию можно разделить на четыре периода:
Первый – 1789 – 1792 гг. – от взятия Бастилии до свержения монархии (начальный период революции).
Второй – 1792 – 1793 гг. – от свержения монархии до якобинского переворота (период правления жирондистов).
Третий – 1793 – 1794 гг. – якобинская диктатура.
Четвертый – 1794 – 1799 гг. – от свержения якобинцев до прихода к власти Наполеона Бонапарта (период Директории).
3. Составьте характеристику якобинской диктатуры (время существования; причины установления; лидеры; основные преобразования; политика террора; причины свержения).
Время существования якобинской диктатуры: с 2 июня 1793 г. по 27 июля 1794 г.
Причины установления якобинской диктатуры: недовольство широких народных масс политикой жирондистов (высокие цены на продукты и товары первой необходимости, обесценивание денег), поражение французской армии на фронтах, гражданская война в Вандее.
Лидеры якобинской диктатуры: Максимилиан Робеспьер, Жан-Поль Марат, Жорж Дантон.
Основные преобразования якобинской диктатуры: разрешение крестьянам на бесплатное получение земли, которая ранее принадлежала общинам или дворянам-эмигрантам; установление твердых цен на продукты и товары первой необходимости; введение нового республиканского календаря; политика «дехристианизации» (попытка заменить католическую веру на культ Разума и Верховного Существа).
Политика террора – визитная карточка якобинской диктатуры. Якобинцы считали, что путем террора они не только уничтожат своих политических противников, но и способствуют обновлению французского общества и государства. Инструментом террора стал суд революционного трибунала, самое распространенное наказание – смертная казнь на гильотине. Главная суть якобинского террора состояла в том, что его жертвами становились не только враги нового строя – дворяне и духовенство, но и убежденные республиканцы – жирондисты и даже сами якобинцы (например Дантон и его сторонники).
4. Подготовьте сообщение об одном из известных деятелей Французской революции (по выбору). Как вы оцените его роль в революции?
Одним из самых известных деятелей Французской революции был Жорж Жак Дантон (1759 – 1794). По профессии – адвокат. С первых дней революции принял в ней активное участие. Был категорическим противником монархии в любом ее виде и выступал за скорейшее установление республиканской формы правления. Сыграл решающую роль в организации ареста короля Людовика XVI и его семьи 10 августа 1792 г.
Дантон был избран в Национальный конвент, где примкнул к якобинцам. Обладал выдающимся ораторским талантом, благодаря которому стал одним из популярнейших политиков Французской республики. Однако начиная с осени 1793 г. начал уступать в популярности Робеспьеру. Дантон был противником массового террора, поэтому его начали обвинять в милосердии к врагам республики. Также осуждал политику дехристианизации, считая, что такие действия оттолкнут широкие народные массы. Постепенно Дантона утратил свое влияние и 31 марта 1794 г. вместе с группой сторонников был арестован по обвинению в заговоре против республиканского правительстве. Жизнь этого революционного деятеля оборвалась 5 апреля 1794 г. на гильотине.
5. В чём заключались изменения в общественной жизни Франции, введённые революционной властью? Какими методами они осуществлялись?
Среди главных изменений общественной жизни можно отметить политику террора, которая сопровождалась всеобщим страхом, подозрительностью и доносительством, и дехристианизацию, которая состояла в разграблении католических храмов, убийствах священников, внедрении культа Разума и введении нового республиканского календаря. Эти нововведения осуществлялись исключительно насильственными методами, путем массовых казней, запугиваний и разрушения традиционного для французов образа жизни.
6. Объясните, в чём заключалась сущность переворота 18–19 брюмера (1799 г.). Почему он стал возможен?
Основная суть переворота 9-10 ноября 1799 г. состояла в свержении Директории и прихода к власти генерала Наполеона Бонапарта. Таким образом на смену коллективному правлению (в состав Директорию входило пять человек) пришла военная диктатура, которая официально называлась режим консульства. На практике это означало окончание Французской революции. Данный военный переворот стал возможен из-за слабости самой Директории, конфликтов между ее членами, а также на фоне поражений, которые постигли французскую армию в Италии от австрийских и российских войск. Приходу Наполеона к власти также способствовала его репутация блестящего полководца и поддержка со стороны армии.
7. Охарактеризуйте итоги и значение Французской революции конца XVIII в. С чем связано различие оценок, которые давались ей современниками и историками?
Французская революция полностью изменила ход истории. По ее итогам был полностью изменен общественно-политическое устройство страны. Сначала на смену абсолютной монархии пришла конституционная, а позже и вовсе было установлена республиканская форма правления, что для того времени вообще было чем-то неестественным. Было ликвидировано феодальное деление на сословия, все французы стали равными в своих правах. Католическая церковь была поставлена под контроль государства и потеряла не только свои традиционные привилегии, но и материальные блага (прежде всего – землю). В экономическом плане революция способствовала быстрейшему развитию буржуазно-капиталистических отношений во Франции и за ее пределами.
Также следует отметить, что современная Франция унаследовала со времен революции административно-территориальное деление на департаменты, трехцветное (сине-бело-красное) знамя, государственный гимн «Марсельезу» и национальный праздник – 14 июля (день взятия Бастилии восставшим народом).
В свою очередь, различие оценок, которые давали современники революции и историки, прежде всего связанно с тем, что первые решали сиюминутные задачи, не всегда думая о глобальных последствиях своих поступков. В свою очередь, профессиональные историки, которые изучали итоги и значение Французской революции спустя годы и даже десятилетия, смотрели на эти же проблемы под другим углом зрения и видели то, что не могли видеть сами участники революции. Именно они выявили, что не смотря на все хорошее революция повлекла за собой немало негативных последствий: огромные человеческие жертвы (в результате войны и террора), постоянная политическая нестабильность и неуверенность простых французов в завтрашнем дне, разрыв сложившихся торговых связей Франции с другими странами (например с Великобританией).
8*. Сравните положения конституций, принятых во Франции в 1791, 1793, 1795 гг. (план сравнения составьте самостоятельно). Что и каким образом изменялось в этих документах? Как отразился в них ход революционных событий?
Конституция 1791 г. | Конституция 1793 г. | Конституция 1795 г. | |
---|---|---|---|
Форма правления | Конституционная монархия | Республика | Республика |
Органы законодательной власти | Законодательное собрание, которое состояло с одной палаты | Законодательный корпус, который состоял с одной палаты | Законодательное собрание, которое состояло с двух палат: Совета старейшин и Совета пятисот |
Органы исполнительной власти | Король и назначаемые им министры | Исполнительный совет из 24 человек | Директория, которая состояла из пяти членов |
Права и свободы | Равенство всех перед законом, личная неприкосно-венность, свобода слова, печати, вероисповедования | Равенство всех перед законом, личная неприкосно-венность, свобода слова, печати, вероисповедования | Равенство всех перед законом, личная неприкосно-венность, свобода слова, печати, вероисповедования |
Наличие права голоса | Зажиточные французские граждане, достигшие 25-летнего возраста | Все мужчины, достигшие 21 года | Зажиточные французские граждане, достигшие 21-летнего возраста |
В данных Конституциях прежде всего менялась форма правления и разделение полномочий между органами государственной власти. На каждую из них повлияли те или иные революционные события. Конституция 1791 г. принята еще тогда, когда были сильны позиции сторонников сохранения монархического строя. В свою очередь Конституция 1793 г. стала отражением радикальных взглядов якобинцев на устройство общества и государства, которые добивались максимального влияния народных масс на органы власти. Конституция 1795 г. наоборот хотела предотвратить возможное повторение якобинской диктатуры и поэтому уменьшала влияние простонародья на формирование органов власти путем введения имущественных ограничений для участия в выборах.
Какие левые группировки появились во франции после принятия конституции 1791 г
Судебная власть вручалась выбранным на срок судьям. Они могли быть смещены только за преступления по должности, установленные в судебном порядке. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался кассационный суд. Он должен был принимать решения по жалобам на приговоры, вынесенные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям. В кассационном производстве суд не входил в рассмотрение существа дела, но мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. В этом случае кассационный суд направлял дело на новое рассмотрение по существу в суд, которому оно подсудно. Предусматривалось создание Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства.
Конституционное воплощение национального суверенитета, будучи явлением прогрессивным, использовалось для обоснования цензового избирательного права. Считалось, что бытие нации не зависит от отдельных «воль» составляющих ее индивидов. Нация может по своему усмотрению установить условия и порядок избрания определенного круга лиц, а также назначение определенного лица, которым вверяется национальное представительство. Нация как бы уполномочивает их осуществлять принадлежащую ей власть. «Нация, которая является единственным источником всех властей, может осуществлять их лишь путем уполномочия.
Французская конституция имеет характер представительный: представителями являются законодательный корпус и король» (разд. III, п. 2). Вводя понятие представительного правления, конституция неразрывно связывала его с цензовым избирательным правом. Однако представительное правление не было исключительно выборным: король наряду с Национальным собранием объявлялся уполномоченным нации.
Конституция категорически отвергала возможность деления законодательной власти между отдельными депутатами Национального собрания. Их законодательная деятельность считалась выражением не суммы отдельных волеизъявлений, а объективизацией некой общей публичной воли, формирование которой не обязательно связывалось с учетом мнений всех граждан. Предполагалось, что власть, которую осуществляет депутат, является властью не его избирателей, а всей нации. «Представители, избранные по департаментам, являются представителями не отдельного департамента, но всей нации. » (разд. III, отд. III, п. 3). Отсюда резюмировалось важное положение, типичное ныне для любой либерально-демократической конституции: депутаты юридически не являются ответственными перед избирателями и независимы от них. Они не связаны обещаниями, данными в ходе избирательной кампании. Соответственно «избиратели не могут давать им никаких наказов» (разд. III, отд. III, п. 7). Запрещался отзыв депутата своими избирателями. Деление страны на избирательные округа рассматривалось как чисто техническая операция, ни в коей мере не устанавливающая какой-либо юридической связи между избирателями и уже выбранным ими депутатом. Таким образом, единственным средством воздействия на него была угроза его возможного неизбрания на следующий срок.
Вопрос № 50 Конституция Франции 1791 г
Конституция 1791 года. Другим важным актом первого этапа революции стала конституция 1791 года, которая завершает этот этап и является его итогом. В ней сочетаются теоретические принципы Монтескье (разделение властей) и отчасти ей Руссо (суверенитет народа и понятие закона как выражение общей воли). Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов,которые делятся на главы
Во введении торжественно подтверждаются начала «Декларации прав человека и гражданина». Отменяются наследственые и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.
Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в этом разделе и обеспеченных конституцией. Но она может установить наказание за действия, вредные для общества, т. е. нарушающие общественную безопасность или права других граждан.
В конституции были указаны условия, при которых допускались задержание, арест и содержание под стражей, и установлена ответственность должностных лиц за нарушение этих правил
Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение в том случае «если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв».
Наконец, объявляется, что будут учреждены органы призрения, организовано образование, бесплатное в части, необходимой для всех людей.
Таким образом, в конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в декларации, и открыто провозглашается уничтожение феодального порядка и сословного строя общества.
Раздел второй определяет форму государственного устройства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент—на дистрикты, а каждый дистрикт—на кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.
Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Признается, что суверенитет принадлежит нации; провозглашается его неделимость и неотчуждаемость. Здесь же говорится, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный характер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия. Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), избираемому на два года, исполнительная власть—королю и назначаемым им министрам, судебная власть—выборным судьям.
По конституции, избирательным правом пользуются только так называемые активные граждане: французские граждане 25 лет от роду, проживающие оседло в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере не менее платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении (т. е. не домашняя прислуга), внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу. Из 26 млн. населения Франции активными гражданами могли быть только 4 млн., т. е. 15%.
Выборы депутатов в законодательный корпус были не прямыми, так как первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на каждые сто активных граждан). Для выборщиков устанавливался повышеный ценз.
Депутаты избранные по департаментам считались представителями всей нации и пользовались неприкосновенностью. Избиратели не могли давать им ни каких наказов
Избирательное право, установленное конституцией, было откровенным выражением интересов крупной буржуазии и резко расходилось с принципами Декларации прав человека и гражданина, а также основными положениями самой конституции.
Регулируя взаимоотношения законодательной и исполнительной власти, конституция предоставила королю право отказывать в утверждении законопроектов, но не больше двух раз (так называемое суспензивное или отлагательное вето). Если этот законопроект будет предложен собранием третьего созыва, то считается, что король утвердил его.
Правосудие, по конституции, должно отправляться судьями, избираемыми народом и утверждаемыми королем. Судьи могут быть смещены только за преступления по должности, надлежащее установленные в судебном порядке. Они не могут вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать применение законов или вторгаться в круг деятельности исполнительной власти.
Раздел четвертый содержит постановление о вооруженных силах, в том числе и национальной гвардии. Ни один агент вооруженных сил не может проникать внутрь жилища граждан без приказа полиции или органов правосудия или в случаях, не предусмотренных законом. Если целый департамент охвачен волнениями, король под ответственность министров издает распоряжения, необходимые для восстановления порядка, одновременно уведомляя законодательный корпус или созывая его, когда он распущен.
Раздел пятый посвящен государственным налогам, которые обсуждаются и устанавливаются законодательным корпусом ежегодно.
В разделе шестом говорится об отношении французской нации к иностранным нациям и торжественно провозглашается отказ от завоевательных войн и использования вооруженных сил против свободы другого народа. Но в разделе седьмом говорится о том, что конституция не распространяется на французские колонии и владения в Азии, Африке и Америке, т. е. на порабощенные колониальные народы.
В конституции ярко и четко выражены многие характерные институты буржуазного государственного права: разделение властей, неприкосновенность депутатов, независимость и несменяемость судей, равенство граждан перед законом, политические права граждан и др.
Вместе с тем конституция так же, как и декларация, обнаруживает свою классовую ограниченность. Она еще более открыто, чем декларация, защищает интересы крупной буржуазии, устанавливая цензовое избирательное право и утверждая бесправное положение коренных жителей колоний.
Установление якобинской диктатуры. Конституция 1791 года действовала недолго: после нового восстания в Париже 10 августа 1792 г. власть во Франции перешла в руки средних слоев торговой и промышленной буржуазии. Под давлением масс было уничтожено различие между активными и пассивными гражданами и проведены выборы в Национальный конвент.
20 сентября 1792 г. начал работу Национальный конвент. В нем были две значительные политические группировки: жирондисты представляли крупную и среднюю (особенно провинциальную) буржуазию; монтаньяры (якобинцы) — мелкую буржуазию. Вождем монтаньяров был Робеспьер. Но наиболее значительную часть депутатов конвента составляли колеблющиеся, которых насмешливо называли «болотом». Первоначально «болото» поддерживало жирондистов, обеспечивая им большинство. Под давлением масс 21 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. В январе 1793 года был казнен на гильотине король Людовик XVI, обвиненный в государственной измене.
Военная опасность, тяжелое экономическое положение масс, нежелание жирондистов принять решительные меры против спекуляции вызывают 31 мая—2 июня 1793 г. новое движение народных масс, которые требуют изгнания жирондистов из конвента.
После изгнания жирондистов из Конвента начался в истории французской революции период, который называется якобинской диктатурой (с 2 июня 1793 г. по 27 июля 1794 г.). Именно в этот период Конвент был диктатурой низов, т. е. самых низших слоев городской и сельской бедноты 1.
24 июня 1793 г. Конвент принял новую конституцию, которой предшествовала Декларация прав человека и гражданина.