какие льготы по новизне допускаются по европейской патентной конвенции

Какие льготы по новизне допускаются по европейской патентной конвенции

(ЕВРОПЕЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ КОНВЕНЦИЯ)

от 5 октября 1973 года

пересмотренная 17 декабря 1991 года актом пересмотра статьи 63 ЕПК и актом пересмотра от 29 ноября 2000 года

Новый текст Конвенции, принятый Административным Советом Европейской патентной организации решением от 28 июня 2001 года (см. OJ EPO 2001, Специальное издание N 4, C.55) в соответствии с предложением 2 пункта 2 статьи 3 акта пересмотра от 29 ноября 2000 года стал составной частью этого акта.

ПРЕАМБУЛА

РУКОВОДСТВУЯСЬ желанием укрепить сотрудничество в области охраны изобретений между государствами Европы,

СТРЕМЯСЬ обеспечить предоставление такой охраны в Договаривающихся государствах с помощью единой процедуры выдачи патентов и создания определенных стандартных правил, регулирующих выданные патенты,

ЖЕЛАЯ заключить с этой целью Конвенцию, учреждающую Европейскую патентную организацию, которая представляет собой специальное соглашение в соответствии со статьей 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, пересмотренной 14 июля 1967 года, и договор о региональном патенте в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 года,

ДОГОВОРИЛИСЬ о нижеследующем:

Часть I

Общие и институциональные положения

Европейское законодательство по выдаче патентов

Настоящая Конвенция учреждает общую для всех Договаривающихся государств законодательную систему выдачи патентов на изобретения.
________________
Сейчас это 32 государства: AT, BE, BG, CH, CY, CZ, DE, DK, EE, ES, FI, FR, GB, GR, HU, IE, IS, IT, LI, LT, LU, LV, MC, MT, NL, PL, PT, RO, SE, SI, SK, TR.

Ст.63-65, 68, 69, 70, 99-105c, 142
П.75, 85, 89, 90-96

(1) Патенты, выдаваемые в соответствии с настоящей Конвенцией, называются европейскими патентами.

(2) В любом Договаривающемся государстве, для которого он выдается, европейский патент имеет то же действие и подчиняется тем же условиям, что и национальный патент, выданный данным государством, если Конвенция не предусматривает иное.

Выдача европейского патента может быть испрошена для одного или нескольких Договаривающихся государств.

Eвропейская патентная организация

________________
См. решения Большой апелляционной палаты G 5/88, G 7/88, G 8/88, G 1/04 (Приложение I).

(1) Настоящая Конвенция учреждает Европейскую патентную организацию, в дальнейшем Организация, которая обладает административной и финансовой автономией.

(2) Органами Организации являются:

(a) Европейское патентное ведомство;

(b) Административный совет.

(3) Задачей Организации является выдача европейских патентов, которую осуществляет Европейское патентное ведомство под контролем Административного совета.

Конференция министров Договаривающихся государств

________________
Добавлено согласно акту пересмотра ЕПК от 29.11.2000.

Конференция министров Договаривающихся государств, в чьем ведении находятся патентные вопросы, созывается по крайней мере один раз в пять лет для обсуждения задач, касающихся Организации и Европейской патентной системы.

Европейская патентная организация

________________
См. решения Большой апелляционной палаты G 5/88, G 7/88, G 8/88 (Приложение I).

(1) Организация является юридическим лицом.

(2) В любом Договаривающемся государстве Организация обладает самой широкой правоспособностью, предоставляемой юридическим лицам в соответствии с национальным законодательством данного государства; в частности, она имеет право приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, а также выступать в суде.

(3) Президент Европейского патентного ведомства является представителем Организации.

________________
См. решения Большой апелляционной палаты G 5/88, G 7/88, G 8/88 (Приложение I).

(1) Штаб-квартира Организации находится в Мюнхене.

(2) Европейское патентное ведомство расположено в Мюнхене и имеет филиал в Гааге.

Филиалы Европейского патентного ведомства

________________
См. решения Большой апелляционной палаты G 5/88, G 7/88, G 8/88 (Приложение I).

Филиалы Европейского патентного ведомства могут при необходимости создаваться решением Административного совета с информационными и координационными целями в Договаривающихся государствах и при межправительственных организациях в области промышленной собственности с одобрения заинтересованных Договаривающихся государств или организаций.

Привилегии и иммунитеты

Протокол о привилегиях и иммунитетах, фигурирующий в качестве приложения к настоящей Конвенции, определяет условия, на которых Организация, члены Административного совета, сотрудники Европейского патентного ведомства и другие лица, указанные в настоящем Протоколе как участвующие в работе Организации, пользуются в любом Договаривающемся государстве привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения своих служебных обязанностей.

(1) Договорные обязательства Организации определяются правовыми нормами, применяемыми к соответствующему договору.

(2) Внедоговорная ответственность Организации в отношении ущерба, причиненного Организацией или ее сотрудниками при исполнении служебных обязанностей, регулируется законодательством Федеративной Республики Германия. При нанесении ущерба филиалом Организации в Гааге или отделением или сотрудниками одного из этих отделений применяется законодательство Договаривающегося государства, на территории которого расположено данное отделение или филиал.

(3) Личная ответственность сотрудников Европейского патентного ведомства по отношению к Организации определяется должностной инструкцией или условиями договора найма.

(4) Судами, в юрисдикции которых находится урегулирование споров по пунктам 1 и 2, являются:

Европейское патентное ведомство

________________
См. решения/заключения Большой апелляционной палаты G 5/88, G 7/88, G 8/88, G 1/02 (Приложение I).

(1) Руководство Европейским патентным ведомством осуществляется Президентом, который в своей деятельности подотчетен Административному совету.

(2) С этой целью Президент имеет, в частности, следующие должностные обязанности и полномочия:

(a) предпринимает все необходимые меры для обеспечения деятельности Европейского патентного ведомства, включая издание внутренних административных инструкций и информирование общественности;

(b) определяет, какие действия выполняет Европейское патентное ведомство в Мюнхене и, соответственно, его филиал в Гааге, если Конвенция не предусматривает иное;

(c) представляет на рассмотрение Административного совета предложения по внесению поправок в настоящую Конвенцию, по общему порядку исполнения и решениям в рамках компетенции Административного совета;

(d) подготавливает бюджет, а также любые корректирующие и дополнительные бюджеты, и исполняет их;

(e) представляет ежегодный отчет о проделанной работе Административному совету;

(f) руководит сотрудниками и осуществляет надзор над их работой;

(g) с учетом положений статьи 11 назначает сотрудников и принимает решение об их продвижении по службе;

(h) применяет меры дисциплинарного воздействия к сотрудникам, кроме упомянутых в статье 11, и имеет право предлагать такие меры на рассмотрение Административного совета в отношении сотрудников, упомянутых в пунктах 2 и 3 статьи 11;

(i) может передавать свои служебные обязанности и полномочия другим лицам.

(3) Президенту помогают несколько вице-президентов. Один из вице-президентов замещает Президента в случае его отсутствия или болезни в соответствии с процедурой, определяемой Административным советом.
________________
См. решение Административного Совета oт 06.07.78 о замене Президента ЕПВ (OJ EPO 1978, 326).

Назначение высших должностных лиц

________________
Поправка, внесенная актом пересмотра ЕПК от 29.11.2000.

(1) Президент Европейского патентного ведомства назначается Административным советом.

(2) Вице-президенты назначаются Административным советом по согласованию с Президентом Европейского патентного ведомства.

(3) Члены и председатели апелляционных палат и Большой апелляционной палаты назначаются Административным советом по предложению Президента Европейского патентного ведомства. Они могут быть повторно назначены Административным советом по согласованию с Президентом Европейского патентного ведомства.

(4) Административный совет применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные пунктами 1 и 3, к сотрудникам Организации.

(5) Административный совет может также назначать по согласованию с Президентом Европейского патентного ведомства членов Большой апелляционной палаты из числа квалифицированных юристов национальных судов или квази-судебных органов Договаривающихся государств, которые могут продолжать выполнять свою деятельность на национальном уровне. Они назначаются на срок три года с возможностью повторного назначения.

Сотрудники Европейского патентного ведомства обязаны, даже по окончании срока их службы, не разглашать и не использовать сведения, которые по своему характеру представляют собой профессиональную тайну.

Споры между Организацией и сотрудниками Европейского патентного ведомства

(1) Сотрудники и бывшие сотрудники Европейского патентного ведомства или их правопреемники имеют право в случае споров с Европейским патентным ведомством обратиться в Административный трибунал Международной организации труда в соответствии с уставом трибунала и в рамках должностных инструкций для постоянных сотрудников или руководством по системе пенсионного обеспечения или условий найма других сотрудников.

(2) Такое обращение считается приемлемым, если заинтересованное лицо исчерпало все возможные способы обжалования, предусмотренные должностными инструкциями, руководством по системе пенсионного обеспечения или условиями трудового договора.

Языки Европейского патентного ведомства, европейских патентных заявок и других документов

________________
Поправка, внесенная актом пересмотра ЕПК от 29.11.2000.

См. заключение Большой апелляционной палаты G 6/91, G 2/95 (Приложение I).

Ст.70, 80, 90, 93, 97, 98, 103, 127, 129

(1) Официальными языками Европейского патентного ведомства являются английский, французский и немецкий.

П.3-7, 36, 40, 49, 61, 68, 112

(2) Европейская патентная заявка подается на одном из официальных языков или, если она подается на любом другом языке, с переводом на один из официальных языков в соответствии с Инструкцией к Конвенции. В ходе рассмотрения заявки в Европейском патентном ведомстве такой перевод может быть приведен в соответствие с поданной заявкой. Если перевод не подается в срок, заявка считается отозванной.

(3) Официальный язык Европейского патентного ведомства, на котором подается заявка или на который она переводится, используется в дальнейшем в качестве языка производства в ходе ее рассмотрения в Европейском патентном ведомстве, если в Инструкции к Конвенции не предусмотрено иное.

(4) Физические и юридические лица, чье место жительства или основное место пребывания находится в Договаривающемся государстве, где используется в качестве официального другой язык, нежели чем английский, французский или немецкий, и граждане такого государства, проживающие за границей, могут подавать документы на официальном языке данного государства в предусмотренные для этого сроки. Однако, они обязаны представить перевод на один из официальных языков Европейского патентного ведомства в соответствии с Инструкцией к Конвенции. В случае, если какой-либо документ, не являющийся частью европейской патентной заявки, не подан на соответствующем языке или, если необходимый перевод не подан в указанный срок, то такой документ считается неподанным.

(5) Публикация европейских патентных заявок осуществляется на языке производства.

(6) Описания изобретений к европейским патентам публикуются на языке производства и включают перевод формулы изобретения на два других официальных языка Европейского патентного ведомства.

(7) На трех официальных языках Европейского патентного ведомства публикуются следующие издания:

(a) Европейский патентный бюллетень;

(b) официальный журнал Европейского патентного ведомства.

(8) Записи в Реестре европейских патентов делаются на трех официальных языках Европейского патентного ведомства. В сомнительных случаях аутентичной считается запись на языке производства.

Источник

Выставочный приоритет и льгота по новизне в законодательстве стран СНГ

какие льготы по новизне допускаются по европейской патентной конвенции. Смотреть фото какие льготы по новизне допускаются по европейской патентной конвенции. Смотреть картинку какие льготы по новизне допускаются по европейской патентной конвенции. Картинка про какие льготы по новизне допускаются по европейской патентной конвенции. Фото какие льготы по новизне допускаются по европейской патентной конвенции

ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРИОРИТЕТ И ЛЬГОТА ПО НОВИЗНЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН СНГ

Одной из основных категорий современного патентного права и важнейшим инструментом предоставления патентной защиты является приоритет изобретения. Только с момента его предоставления возникают все права и обязанности субъектов, вовлеченных в создание, регистрацию и использование объектов промышленной собственности. Практически приоритет предусматривает преимущественное право заявителя на получение патента в отношении к любому другому субъекту, претендующему на патентование аналогичного изобретения. В практической деятельности по предоставлению правовой охраны объектов промышленной собственности их приоритет устанавливается по дате подачи заявки в национальное патентное ведомство.

Мировой опыт патентной защиты изобретений указывает на случаи одновременной подачи заявок на аналогичные изобретения, в том числе в разных странах. Это подтверждает исключительную важность адекватного установления даты приоритета изобретения, особенно в случае предварительного раскрытия его новизны. Установление даты приоритета позволяет в значительной мере обезопасить изобретателей от недобросовестных действий заинтересованных лиц.

Возникнув изначально в процессе патентования изобретений, понятие приоритета стало использоваться и при регистрации других объектов промышленной собственности: полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и др. В практике используются три разновидности приоритета: конвенционный, так называемый внутренний или национальный и выставочный приоритеты.

Выставочные мероприятия, как правило, преследуют цели ознакомления потенциальных потребителей с новeйшими образцами продукции, передовыми технологиями, их качественными характеристиками и конкурентными преимуществами, а также их продвижение на внутренних и внешних рынках. Это своеобразное тестирование технических достижений на жизнеспособность и потенциальную практическую применимость, поэтому данная функция выставочной деятельности является исключительно важной. В то же время выставки являются одним из самых эффективных видов рекламирования продукции.

Следует иметь в виду, что, в случае если выставляемым экспонатам не обеспечивается правовая защита путем их патентования, раскрытие сущности изобретения создает реальную возможность его несанкционированного использования, а также может опорочить новизну и создать, таким образом, дополнительные помехи при последующей подаче заявки на патентование. Это связано с тем, что одним из важных оснований и непременных условий предоставления патентной защиты является констатация новизны изобретения и установление его приоритета, который может быть опорочен предварительным раскрытием сущности изобретения, в том числе самим изобретателем, заявителем или другим лицом, получившим от них соответствующую информацию.

В этом контексте возникает закономерный вопрос о том, почему авторы не патентуют свои изобретения до участия в выставочных демонстрациях, чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с раскрытием сущности новшеств. Ответ на этот вопрос вытекает из заложенных в выставочных мероприятиях возможностях определения рыночного потенциала изобретений, поиска партнеров или лицензиатов, а также промышленных возможностей по их освоению, определению затрат, необходимых для внедрения, являющихся основой для принятия грамотных решений относительно целесообразности патентования, связанного в конечном счете с определенными затратами финансовых средств и соответствующими рисками. Для проведения всей этой огромной работы, которая по значимости не уступает самому процессу разработки изобретения, безусловно, необходим определенный срок, в течение которого целесообразно предоставление временной защиты его новизны.

Проблема предоставления подобной защиты для незапатентованных выставочных экспонатов имеет длительную историю. Oна возникла задолго до формирования международной системы правовой защиты объектов промышленной собственности. Впервые в наиболее явном виде она проявилась в преддверии международной выставки изобретений в Вене в 1873 году, когда многие участники отказывались выставлять свои изобретения из опасений, связанных с разглашением их новизны в условиях всеобщей транспарентности, характерной для выставочной деятельности. Тогда решение было найдено на основе принятия специального закона Австро-Венгерской империи, предоставившего временную охрану участвовавших в выставке изобретений. Однако необходим был другой, более универсальный и одновременно простой способ решения данной проблемы, поиски которого затянулись на достаточно длительный период.

Отправной точкой правового регулирования проблемы обеспечения временной юридической защиты новизны выставляемых экспонатов служат положения предусмотренные статьи 11 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., в соответствии с которыми страны-участницы обязаны предоставлять временную охрану патентоспособным изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам, используемым для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран. При этом следует отметить, что первоначальная редакция данной статьи осталась неизменной с момента принятия до настоящего времени, а основная функция по обеспечению защитных мер была возложена на национальные законодательные акты, и в первую очередь, на законодательство в сфере промышленной собственности.

Обеспечение адекватного решения указанных проблем во многих развитых европейских странах в течение достаточно длительного времени осуществлялось на основе так называемого выставочного приоритета. Его сущность заключается в том, что для представленных в качестве выставочных экспонатов незарегистрированных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков в течение определенного времени сохраняется приоритет по новизне, при условии последующей подаче заявления о предоставлении защиты в течение 6 месяцев со дня начала выставочного показа. В течение этого периода предоставляется возможность проведения маркетинговых и других исследований потенциальных рыночных возможностей выставленных новшеств и окончательного решения вопроса о целесообразности и географии патентования.

Более того, предоставление выставочного приоритета позволяет осуществлять коммерциализацию разработок, изобретений и других объектов промышленной собственности до их регистрации и оформления соответствующих прав. Конечно, в данном случае присутствуют определенные риски, связанные, прежде всего, с возможным отказом в предоставлении патентной защиты, однако опытные эксперты могут с достаточно высокой степенью достоверности оценить вероятную патентоспособность разработок.

Целесообразность использования выставочного приоритета состоит в особенностях присвоения нематериальных благ, каковыми являются объекты интеллектуальной собственности, а также в специфичности инновационного рынка (уникальность рыночных предложений, высокие риски, отсутствие рыночных сетей, особенности ценообразования) и низкой степени товарности запатентованных изобретений. Следует также отметить высокую эффективность демонстрационных продвижений инновационных разработок, а также тот факт, что высокие патентные пошлины, в случае практической неприменимости соответствующих разработок, могут оказаться обременительными.

Предоставление выставочного приоритета носит временный характер. Основными условиями его предоставления являются:

Ø проведение выставки в одной из стран Союза промышленной собственности;

Ø документальное подтверждение заявителем участия в выставке в установленной форме;

Ø наличие статуса официальной или официально признанной международной выставки;

Ø выставочный приоритет вступает в силу при условии последующей подачи заявления о патентовании в срок, не превышающий 6 месяцев с начала экспозиционного показа.

Первое из приведенных условий практически не порождает никаких проблем, так как большинство стран подписали Парижскую конвенцию 1883 года и являются на сегодняшний день членами Союза промышленной собственности.

Подтверждение участия в выставке осуществляется на основе специальных свидетельств (сертификатов) о демонстрации экспонатов, выданных организаторами выставочных мероприятий, в которых указываются статус выставки, сроки ее проведения, а также начало экспонирования соответствующих объектов, к которым прилагаются их фотографии.

Исключительную сложность представляет вопрос о статусе выставки. Так, в соответствии с положениями Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года и Парижской конвенции о международных выставках 1928 года (последний раз была пересмотрена в 1972 году) сроки официальных и официально признанных международных выставок, не могут быть менее трех недель, а их проведение не должно носить коммерческий характер. В этой связи следует отметить, что ни одна из проводимых в последние годы на постсоветском пространстве выставок по продолжительности не превышала одной недели. Применительно к некоммерческому характеру выставок отметим, что в условиях всеобщности принципов рыночного хозяйства подобное требование практически лишено смысла.

Другим требованием, предъявляемым к международным выставкам положениями Конвенции 1928 года является их регистрация в Международном бюро выставок. Как правило, проводимые в странах СНГ выставки не проходят такой регистрации вследствие того, что не отвечают предъявляемым требованиям. Так, например, на Украине ни одна из выставок не прошла подобной регистрации.[1]

Не менее важным для установления международного статуса выставки является вопрос о доле иностранных экспонентов и посетителей. В этой связи отметим, что, в соответствии с критериями Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), под ее эгидой могут проводиться лишь те выставки, состав участников которых не менее чем на 20% состоит из иностранных экспонентов.

На национальном уровне единственным нормативным актом, регулирующим статус выставок в России, является национальный стандарт ГОСТ Р53103–2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения», положения которого выделяют национальный, региональный, всемирный и международный статус выставок, а также выставок, проводимых с международным участием. При этом статус международных признается только за теми из них, в которых не менее 10% составляют иностранные экспоненты или не менее 5% – иностранные посетители, при соответствии выставочного оборудования и предоставляемых услуг международным стандартам. Нам представляется, что для России подобные параметры вполне оправданны, так как численность национальных участников международных выставок, от которой исчисляется требуемая доля иностранных экспонентов, всегда значительна. Для большинства стран СНГ, где проблема обеспечения необходимого уровня присутствия иностранных участников менее острая, эти параметры могли бы остаться на уровне, соответствующем критериям Всемирной ассоциации выставочной индустрии.

В Украине также предпринята попытка нормативного регулирования выставочной деятельности. Так, в 2003 году Кабинетом министров утверждена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности, в которой предусмотрено наделение выставок определенным статусом, в том числе международным. При этом, в противовес положениям Конвенции о международных выставках 1928 года о регистрации международных выставок в Международном бюро, согласно названной концепции статус международной присваивается Советом по вопросам выставочной деятельности в Украине. При этом в документе не дифференцируются понятия «официально международная» и «официально признанная международной». Соблюдение этих процедур, особенно в случае регистрации объектов промышленной собственности за рубежом, безусловно, могут породить значительные трудности и даже труднопреодолимые судебные разбирательства.

Правительство Республике Молдова в 2005 году также утвердило Регламент о выставочно-ярмарочной деятельности, в котором она трактуется как разновидность предпринимательской (коммерческой) деятельности. При этом в Регламенте установлено два статуса выставок: международные и с международным участием. Международными являются выставки, в которых участвуют 10% и более зарубежных экспонентов, а выставочное оборудование и набор предоставляемых услуг соответствует международным стандартам. Выставками с международным участием являются те, в которых доля международных экспонентов ниже 10%.

В законодательных актах по вопросам патентования развитых стран понятие «выставочный приоритет», используемое ранее для регулирования предоставления временной охраны новизны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, было заменено категорией «льгота по новизне». В настоящее время в большинстве развитых стран используется именно это понятие, в соответствии с которым приоритет устанавливается не по более ранней дате экспонирования, как это принято в случае использования принципа выставочного приоритета, а по дате подачи заявки на его патентование. При этом экспонирование не порочит новизну, в случае если оно имело место не ранее 6 месяцев до подачи заявки на получение патента. Таким образом, предоставление льготы по новизне практически не влияет на дату приоритета и по существу не связано с ним. Сущность данной льготы состоит в том, что публичное раскрытие информации, относящейся к изобретению, заявителем, автором или другим лицом, получившим ее от автора, практически не влияет на установление новизны изобретения.

Подобная подмена понятий обусловлена отсутствием общего подхода к указанным проблемам и трудностями, связанными с их разработкой. Это особенно важно для случаев одновременной регистрации одних и тех же объектов промышленной собственности в разных странах и соответствующего наложения сроков выставочного и конвенционного приоритетов, суммирование которых, согласно патентному законодательству, не допускается.

Как показывают проведенные автором обобщения, регулирование вопросов, связанных с предоставлением временной защиты новизны в рамках выставочных мероприятий, в законодательстве о промышленной собственности стран СНГ основывается на двух подходах. Первый присущ законодательству таких стран, как Армения, Беларусь, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Законодательство этих стран следует в русле российских нормативных актов, в которых понятие «выставочный приоритет» и положения о его предоставлении присутствует лишь в законе об охране товарных знаков и знаков обслуживания. В законодательных же актах по охране изобретений, полезных моделей и промышленных образцов категория выставочного приоритета отсутствует, однако используется понятие «льгота по новизне». Для второго подхода характерно использование понятия «выставочный приоритет» для охраны всех объектов промышленной собственности (Азербайджан, Казахстан, Молдова, Таджикистан).

Отсутствие в патентном законодательстве России и ряда других стран СНГ понятия «выставочный приоритет» подтолкнуло некоторых специалистов в сфере интеллектуальной собственности и выставочной деятельности к выводу о невозможности предоставления приоритета, а следовательно, и эффективной временной охраны новизны, для изобретений, участвующих в качестве экспонатов в международных выставках.[2] Нам представляется, что это преимущественно механистический подход к вопросу о временной защите новизны изобретений в период между участием в выставках и подачей заявки на предоставление защиты. Если исходить из цели выставочного приоритета (предоставление временной защиты новизны изобретения в период между участием в выставке и подачей заявки на регистрацию), то представляется, что она может быть в значительной мере достигнута и другим путем – на основе использования принципа льготы по новизне.

При этом следует учесть, что понятие «выставочный приоритет» отсутствует и в самой Парижской конвенции 1883 года, на положения которой обычно ссылаются сторонники интегрирования данного понятия в законодательство по охране изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Более того, по мнению проф. и других специалистов, положения п. 1 ст. 4. Патентного закона Российской Федерации, а также п. 3 ст. 1350 Гражданского кодекса РФ, предусматривающие предоставление льготы по новизне, значительно шире не только самих положений, связанных с реализацией выставочного приоритета, но и ряда других льгот, предоставляемых законодательством западных стран, связанных с злоупотреблениями в отношении заявителя, поскольку практически полностью их перекрывает.[3]

Действительно, в соответствии с указанными положениями не является обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, раскрытие информации, относящейся к нему, автором, заявителем или другим лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, в результате чего сведения о сущности изобретения стали общедоступными, при условии что заявка на выдачу патента подана в течение 6 месяцев со дня раскрытия соответствующей информации. Это, по мнению ряда специалистов, есть не что иное как уже известная и традиционно используемая всеми развитыми странами льгота по новизне.[4] Аналогичные положения содержатся и в патентном законодательстве других стран СНГ (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Украина), а также в нормативных актах Евразийской патентной организации (п. 3 правила №3 Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции).

Следует также отметить, что юридический статус международных договоров, в том числе Парижской конвенции по охране промышленной собственности, не только позволяет, но и обязывает к использованию ее принципов, если бы даже они и не были заложены в национальном законодательстве, так как международные договоры имеют более высокий статус, чем национальные, за исключением конституционных актов. Соответствующая типовая норма заложена также в патентных законах Российской Федерации (ст. 37) и других стран СНГ.

Также следует отметить, что Парижская конвенция (п. 1, 2 ст. 25) обязывает: «…каждая страна в момент сдачи на хранение ратификационной грамоты или акта о присоединении должна быть в состоянии в соответствии со своим внутренним законодательством осуществлять положения настоящей Конвенции». Таким образом, Парижская конвенция обязывает не только к выполнению заложенных в ней положений, но также к гармонизации национального законодательства.

Главная причина практического отсутствия в странах СНГ заявок с истребованием временной защиты прав, связанных с предварительным раскрытием новизны в рамках выставочных мероприятий, по нашему мнению, состоит в нигилистическом отношении к охране интеллектуальной собственности в целом, недостаточной их вовлеченности в хозяйственный оборот, низкой интеграции в мировой инновационный процесс, неразвитости рынка интеллектуальных благ, низкой зрелости инновационной культуры, а также недостаточной информированности о возможностях предоставления выставочного приоритета и льготы по новизне.

Таким образом, отсутствие в патентном законодательстве Российской Федерации и других стран СНГ специальных статей, регламентирующих порядок предоставления выставочного приоритета, вовсе не означает невозможности обеспечения выставочным экспонатам временной защиты новизны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов на основе действующей законодательно базы. Основанием для этого являются соответствующие положения, предусмотренные статьей 11 Парижской конвенции, имеющей более высокий юридический статус, чем положения национального законодательства, а также положения патентных законов о предоставлении льготы по новизне, а в ряде стран – и соответствующие статьи гражданских кодексов (в Российской Федерации, например, п. 3 ст. 1350, предусматривающий, что раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим ее от них прямо или косвенно, не препятствует признанию патентоспособности изобретения, при условии подачи заявки на получение патента в течение 6 месяцев со дня раскрытия информации).

Понятие «льгота по новизне», как уже было отмечено, более широкое, чем «выставочный приоритет», и в значительной мере включает его в себя. В литературе по проблемам патентования изобретений она трактуется как льгота, не порочащая новизну изобретения, которая предоставляется временно и допускает предварительное раскрытие информации, относящейся к изобретению, в том числе в рамках выставочных мероприятий, безотносительно к статусу выставки.

Однако предоставление льготы по новизне не дает оснований полагать, что таким образом снимаются все проблемы предоставления временной охраны объектам промышленной собственности экспонируемых на международных и приравненных к ним выставкам. Конечно, сохраняется, в первую очередь, проблема официального статуса международных выставок, национальных субъектов, его подтверждающих и регистрирующих в Международном бюро выставок. Это особенно важно в случае возникновения судебных тяжб по вопросам последующей регистрации представленных в рамках выставок объектов промышленной собственности, особенно за рубежом, так как может стать определяющим критерием для принятия решения о предоставлении юридической защиты. В этом контексте возникает также требующий своего практического решения вопрос о том, как быть в случае, если выставка изначально объявлена как международная, а доля иностранных субъектов значительно ниже требуемого.

Таким образом, законодательство, регулирующее предоставление временной предварительной защиты для регистрируемых впоследствии в качестве объектов промышленной собственности выставочных экспонатов, нуждается в международной гармонизации с целью установления единых норм, обеспечивающих адекватную и эффективную защиту интеллектуальных прав на выставляемые экспонаты.

2) Гольдберг приоритет в украинском законодательстве// Юридическая практика, №14, от 01.01.2001.

3) Джемс- Интеллектуальная собственность напоказ//УДАЧА-ЭКСПО, №1, 2008.

4) Колесников изобретения, Москва, ВНИИПИ, 1997.

5) Интеллектуальная собственность и выставочный приоритет // Экспо Ведомости, №1, 2010.

6) Светухина приоритет. Пора привести законодательство в порядок // Экспо Ведомости №6, 2005.

7) Выставочный приоритет патентоспособного объекта ИС. Проблемы защиты прав автора и заявителя // ИС. Промышленная собственность, 2010, №3, с. 11–18.

8) http://dlib. /browse/doc/12790473

9) http://www. arnevs. ru/nevs/1211807.html

10) http:/www. informexpo. ru/new/view_content. php? >

11) httр://expo. mostpp. ru/pages. php? name=uslugi-10

12) http://www. stfr. ru/material. aspx? d­­_no=26139&Catalogld=377&print=1

Юрий Бадыр, доктор экономики, Государственное агентство интеллектуальной собственности Республики Молдова

[1] Гольдберг приоритет в украинском законодательстве // Юридическая практика, № 14, от 01.01.2001.

[2] http://www. arnevs. ru/nevs/1211807.html

[3] http://dlib. browse/doc/12790473

[4] См., например: httр://expo. mostpp. ru/pages. php? name=uslugi-10

[5] Выставочный приоритет патентоспособного объекта ИС. Проблемы защиты прав автора и заявителя// ИС. Промышленная собственность, 2010, №3, с. 13–14.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *