какие личности были в сплите
В голове героя триллера «Сплит» много лишних людей
Кевин Венделл Крамб – разносторонняя личность. В нем живут 23 человека, даже 24, но последний не совсем человек. Жаль, что нам ни разу не показывают, как все они сидят на стульчиках в одной комнате (как описывает это герой Джеймса Макэвоя) и решают, кому выходить. Собрание анонимных алкоголиков в отдельно взятой голове.
Здравствуйте, меня зовут Деннис, и я маньяк с обсессивно-компульсивным расстройством. Меня бесит непорядок, я застегиваю рубашку на все пуговицы и раскладываю рядами конфеты на столике моего психиатра, от которой вообще-то скрываюсь как нежелательная личность Кевина. На ее сеансах я притворяюсь Барри, модельером-геем, он глуповат, но покладист. И все-таки доктор Флетчер, кажется, что-то подозревает. Я нервничаю, потому что недавно похитил на парковке трех старшеклассниц и запер их в подвале. Нет-нет, прикасаться мне к ним нельзя, но очень хочется, чтобы они для меня потанцевали.
Триллер «Кловерфилд, 10» предлагает выбор из двух зол – известного и неизвестного
Добрый вечер, я Патриция, у нас с Деннисом много общего, хотя мы и спорим. Я запрещаю ему трогать девочек, но меня тоже бесит, если сэндвич разрезан неровно. Я обожаю каблуки. Домашнее хозяйство, конечно, на мне. Девочки, поспешите, ужин остынет.
Привет, я Хедвиг, мне 9 лет, и я не хочу, чтобы надо мной смеялись. Но Кейси относится ко мне хорошо, в отличие от двух других, блондинки и мулатки, которые меня почему-то боятся. Глупые, вас же не я похитил, а Деннис, я сам его боюсь. И Патрицию, она строгая и может меня наказать. Но я нужен Деннису и Патриции. А мне нравится Кейси, брюнетка, хочу позвать ее к себе в комнату и показать, как я танцую. Может, даже решусь поцеловать, хотя я еще маленький. А иногда мне кажется, что она просто пытается мной манипулировать, чтобы сбежать отсюда. Не выйдет.
Здравствуйте, я Оруэлл и думаю, что я телевизор. Я могу говорить только о геополитике. Вам кажется, что я несу чушь, но вот увидите, меня еще пригласят на Первый канал.
Привет, я Барри, занес вам несколько новых эскизов, но уже ухожу-ухожу, извини, Деннис, конечно, ты главный.
Долгострой
Идея экранизировать документальную дилогию Дэниела Киза («Множественные умы Билли Миллигана» и «Вой-ны Миллигана») появилась еще в начале 1990-х. Проектом «Переполненная комната» занимался Джеймс Кэмерон, но не договорился о цене с правообладателями. Потом возможными режиссерами называли Джоэла Шумахера и Дэвида Финчера, а исполнителями главной роли – Мэттью Макконахи, Джонни Деппа, Брэда Питта, Шона Пенна и Джона Кьюсака. В 2014 г. проект было похоронили, но через год «Переполненная комната» вернулась из небытия – теперь с Леонардо Ди Каприо. Тем временем М. Найт Шьямалан придумал для персонажа с множественным расщеплением личности свой сюжет.
А еще можно вспомнить гонконгский фильм «Сумасшедший следователь», где у одного из героев было семь внутренних личностей, и в какой-то момент все они пытались уместиться на заднем сиденье небольшого автомобиля.
Но Джеймс Макэвой и за пятерых отдувается с трудом. В «Сплите» он из последних сил сдает экзамен по актерскому мастерству. Сейчас я выйду из кадра Деннисом, а вернусь Патрицией. А теперь сделаю то же самое, не выходя из кадра. И так двадцать пять раз.
Сплит: история Билли Миллигана — человека, в котором обитали 24 личности
С 16 марта в российском прокате триллер М. Найта Шьямалана «Сплит», в котором действует преступник с расщепленным сознанием, вмещающий в своем теле как минимум 24 личности. Это может показаться невероятным, но история, рассказанная в фильме, имела под собой реально зафиксированный пример такого множественного раздробления единой личности. Более того — реальный случай закончился, что особенно интересно, не пожизненным заключением в психлечебнице (как можно было бы ожидать), а выздоровлением.
В психиатрии существует термин «диссоциативное расстройство личности», описывающий состояние, при котором внутри отдельно взятого человека зарождаются и функционируют несколько личностей, каждая из которых в разные моменты времени способна перехватывать контроль над общим телом. По данным профессиональных организаций, в странах Европы и Северной Америки на начало 2010-х годов таким расстройством страдает от 1 до 5% населения в зависимости от конкретной страны и методики подсчета. Обычно в таких случаях пациент имеет одну-две дополнительных личности, но в истории психиатрии хорошо известен классический — и редчайший — случай американца Билли Миллигана, сознание которого вмещало в себя еще 23 отдельных личности разного возраста и пола, со своим особым темпераментом.
Уильям Стэнли Миллиган родился во Флориде 14 февраля 1955 года и был вторым ребенком в семье из трех детей. Детство его нельзя назвать спокойным: отец постепенно погружался в депрессию и алкоголизм, в конце концов покончив с собой, когда Билли было четыре года. Позднее исследователи отметят, что первые признаки расщепленного сознания у мальчика, скорее всего, проявились примерно в то же время, и к пяти годам у Билли уже имелись три дополнительных личности (немой мальчик Шон, девочка-дислексик Кристин и безымянный мальчик).
Затем мать уехала из Флориды в Огайо, забрав детей с собой, но и на новом месте дела у нее шли не очень хорошо. Она вышла замуж за Чалмера Миллигана, который вскоре после свадьбы начал избивать жену, в то время как Билли терпел от него не только побои, но и сексуальные домогательства. По мере того как мальчик рос, в нем оформлялись все новые и новые личности, что очень мешало ему получить не только постоянную, но и вообще хоть какую-то нормальную работу (одно время он даже работал телохранителем местного драгдилера).
Во время подготовки судебного процесса по его делу странным поведением заключенного особенно заинтересовались психиатры. В ходе серии медицинских обследований Миллиагну сначала ошибочно диагностировали шизофрению, а затем — множественное расстройство личности. Это дало возможность его адвокатам выдвинуть линию защиты, согласно которой Миллиган не может быть признан в полной мере ответственным за свои действия, поскольку совершала их отдельная личность, проявляющаяся из-за психически нестабильного состояния обвиняемого. В 1978-м он был отправлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику и пробыл в различных медицинских учреждениях последующие десять лет.
На начальной стадии лечения, в конце 1970-х, у Билли было выявлено 10 альтернативных личностей, среди которых две (Артур Смит, британский интеллектуал-эстет и Реджен Вадасковинич, югославский эксперт по оружию и рукопашному бою) осуществляли контроль над остальными, устанавливая для них правила и «часы посещений» физической оболочки Миллигана. Позднее, во время углубленной терапии, врачи обнаружили еще 14 дополнительных личностей, основная часть которых была объявлена нежелательными Артуром и Редженом по различным мотивам, чаще всего — за неподчинение общим правилам или физическую опасность для тела.
Картина Билли Миллигана «Старый амбар». Предположительно нарисована «16-летним ловкачом Томми» — одной из личностей Миллигана.
По мере лечения врачи обнаружили у Миллигана и двадцать четвертую — пожалуй, наиболее интересную — личность. Это был некто Учитель — своего рода мета-сознание, имеющее доступ к воспоминаниям всех прочих личностей, и способное выстроить их в правильном порядке. Насколько можно судить, именно благодаря работе Учителя (который активно общался с медиками, помогая им узнавать все необходимые подробности жизни пациента) Билли Миллиган смог постепенно достичь целостности.
Он был признан излечившимся и не представляющим опасности для общества в 1988 году и окончательно освобожден в 1991-м, став — впервые за свою сознательную жизнь — единой личностью. В середине 1990-х он перебрался из Огайо в Калифорнию, основал кинокомпанию и планировал работать в кинематографе, однако потом оставил эту затею. Позднее его след теряется, поскольку его друзья и знакомые потеряли с ним связь, и о его передвижениях по стране имеется очень немного данных. Но точно известно, что 12 декабря 2014 года Билли Миллиган скончался от рака в Колумбусе, штат Огайо, немного не дожив до шестидесяти лет.
Портрет из позднего творчества Билли Миллигана
Случай Миллигана вошел в учебники психиатрии и стал основой для как минимум двух документальных книг о его жизни, не считая бесчисленных попыток экранизировать его историю. Одну из них предпринимал в начале 1990-х не кто иной как Джеймс Кэмерон, но эта идея кончилась ничем (Миллиган пытался судиться с Кэмероном, что, вероятно, тоже поубавило у последнего решимости). Затем его роль поочередно переходила к Мэтью Макконахи, Джонни Деппу, Брэду Питту, Шону Пенну и Джону Кьюсаку, но на данный момент проект остается в производственном аду, хотя не далее как в 2015-м была подтверждена информация о том, что на этот раз Миллигана сыграет Леонардо ди Каприо. Как бы то ни было, пока единственный художественный фильм, в котором история Билли Миллигана используется в качестве сюжетной основы (пусть и в серьезно переработанном виде) — это «Сплит» М. Найта Шьямалана.
Душа в клочья
Новый хоррор создателя «Шестого чувства» М. Найта Шьямалана называется «Сплит». Он рассказывает о человеке с диссоциативным расстройством личности (в просторечии «раздвоение личности»)
Свет и тьма, вода и суша, ангел и демон… Массовая культура любит четкие, контрастные противопоставления. Поэтому она не могла пройти мимо раздвоения личности, как только медики избавились от средневековых предрассудков и определили, что это психическое расстройство, а не одержимость демонами.
Набор штампов для описания этого заболевания сложился благодаря роману Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». Автора «Острова сокровищ» всегда занимали реальные истории о людях, которые вели двойную жизнь (как правило, достойную жизнь днем и преступную жизнь ночью), и книга о докторе Джекилле и мистере Хайде была вдохновлена как такими историями, так и начавшими публиковаться во второй половине XIX века описаниями пациентов с диссоциативным расстройством личности.
Впрочем, ни о какой медицинской точности в «Странной истории» речь заведомо не шла. Книга была фантастической. Она не информировала публику об удивительном расстройстве психики, а эффектно драматизировала противостояние «ангела» и «демона» в человеческой душе.
Кадр из фильма «Сплит»
Читая наш недавний хит-парад лучших фильмов о раздвоении личности, вы найдете там немало аналогичных повествований, делящих сознание героя на «светлую» и «темную» личность. При этом последняя почти всегда склонна к жестокому насилию, которое искренне пугает «светлую» личность. Обычно такая история излагается по законам хоррора или триллера, но бывают и ее комедийные варианты. Скажем, у братьев Фаррелли в фильме «Я, снова я и Ирэн».
В «Сплите» у злодея не две личности, а двадцать три, но суть от этого не меняется. Речь все равно идет о противостоянии между Добром и Злом. Просто эти крайности сложнее распределены между разными личностями, чем это обычно бывает. Главное для фильма не то, сколько у героя личностей, а то, что часть его души хочет совершать страшные преступления и совершает их, а другая часть души надеется, что сможет остановить себя, пока не будет слишком поздно.
Но это кино. А что же в реальности? В реальности люди с диссоциативным расстройством личности к насилию не склонны. Особенно к насилию, которое заканчивается серьезными последствиями для других людей. Одно недавно проведенное исследование множества пациентов с этим расстройством не выявило никого, кто был бы на протяжении своей жизни заключен в тюрьму или в психобольницу за избиение, изнасилование, убийство или что-то в этом роде. Даже мелких правонарушителей, приговоренных к штрафам, среди таких пациентов было немного.
Кадр из фильма «Сплит»
В этом нет ничего странного. Наука еще не до конца поняла ДСЛ, но похоже, что обычно это расстройство развивается в детстве как экстремальный защитный механизм от жестких издевательств со стороны родителей или опекунов. Не имея возможности физически защититься от издевательств, сознание ребенка создает «защитные» личности, которые принимают на себя удары и переживают их последствия, в то время как основная личность уходит в тень. Порой при этом возникают весьма экстравагантные соотношения защитной и основной личностей (скажем, в Индии одна из них может быть говорящим на хинди индусом, а другая – говорящим на английском британцем), и защитных личностей может быть удивительно много – десятки, а то и сотни. Но это хоть и поразительные, но второстепенные детали.
Итак, правда о ДСЛ совсем не такая, как в кино. Даже если «защитные» личности контрастируют друг с другом и с основной личностью, это почти никогда не противостояние Добра и Зла, не внутреннее сражение между ангелом и демоном. Поэтому пациентам и врачам не нравится, когда они видят в кино и на ТВ типичные истории о ДСЛ, поскольку такие ленты формируют предвзятое отношение к людям, которых незачем бояться. Многие пациенты с ДСЛ скрывают свой диагноз из страха перед тем, что их будут воспринимать как злодеев «Психо» или «Сплита».
Кадр из фильма «Сплит»
Что на это можно ответить? Что, конечно, хотелось бы, чтобы кино в занимательной форме рассказывало правду, а не нагнетало истерию. Но от вымышленных повествований нельзя требовать того, чего мы требуем от журналистских расследований, школьных учебников и документальных фильмов. Тем более неверно предъявлять претензии к картинам вроде экранизаций «Доктора Джекилла и мистера Хайда» и «Сплита», которые заходят на территорию фантастики. Равно как странно было бы сетовать, что супергеройский сериал о путешествиях во времени «Легенды завтрашнего дня» неверно изображает исторические эпохи и события. Вся его суть в занятном фантазировании на историческую тему, а не в научной достоверности. Захватывающие фильмы вроде «Сплита» зарабатывают больше, чем скучноватые реалистичные отображения ДСЛ, и голливудцы не были бы капиталистами, если бы не подчинялись рынку.
Другое дело, что если мы это понимаем, то мы также должны осознавать, что не вправе судить о том, в чем профессионально не разбираемся, по художественным фильмам, какими бы правдоподобными они ни казались. В наши дни более-менее достоверную информацию на любую тему можно найти за пару минут в Интернете, и так и нужно поступать всякий раз, когда хочется с толком обсудить сложный вопрос. Незачем ждать милостей от Голливуда, если их можно получить совершенно бесплатно и в любой момент, на экране сотового телефона.
Психотерапевт о фильме «Сплит»: с точки зрения подачи психического расстройства лента достоверна
Рецензия на главную премьеру этой недели — на фильм о человеке, в котором живут 23 личности
Психотерапевт, психиатр Алексей Козлов по просьбе интернет-газеты «Реальное время» посмотрел главную премьеру этой недели — фильм «Сплит», о человеке, в котором живут 23 личности. Практикующий врач рассказывает, насколько картина достоверна, как в человеке могут появиться другие личности, как с ними борются и почему в России за 20 лет не было ни одного пациента с таким расстройством.
Общее впечатление
Когда я смотрю кино про какую-либо узкоспецифическую профессиональную деятельность, у меня, как у зрителя, возникает вопрос: «Происходящее реально могло быть?» Когда посмотрел российский фильм «Экипаж», сразу позвонил другу-пилоту «Боинга» с вопросом: «Возможно ли такое?» По просьбе интернет-газеты «Реальное время» я посмотрел фильм «Сплит» [split — от англ. «трещина», «раскол»], чтобы оценить его с медицинской точки зрения.
Я, снова я и болезнь?
В международной классификации болезнь носит название «расстройство множественной личности», оно показано очень достоверно. В американской его принято называть «диссоциативное расстройство личности».
При этом заболевании внутри индивида существуют несколько личностей, обычно — от 6 до 12. Переход от одной личности к другой возникает спонтанно. Иногда это может занимать несколько секунд. Но может длиться часами или даже днями. Каждая личность имеет свое имя, привычки, интонации, мимику.
Причем личности внутри человека по отношению друг к другу могут быть настроены дружески или враждебно. Они могут как осознавать, так и не осознавать наличие других «я» в человеке. Личности пациента могут быть настолько различны, что очки, выписанные для одной, могут не подходить другой. Некоторые личности могут находиться в гармонии с собой и с окружающим миром. Другие могут оказаться неадаптированными и даже иметь психические расстройства, например, тревожно-депрессивные.
Первые признаки расстройства: потеря памяти на какие-то куски времени. Пациент не помнит, что с ним было, что делал он сам. Это косвенно позволяет предположить, что в момент провала им «овладевала» другая личность вне сознания человека. Лечение начинается с восстановления вытесненных воспоминаний раннего детства. Интеграцию личности [налаживание работы всех частей личности: тела, эмоций, интеллекта] сделать удается. Примеры такие есть.
Хочу подчеркнуть, что в каждый конкретный момент времени с миром и с другими людьми взаимодействует только одна личность. Определить, какая именно, можно только по косвенным признакам. Например, если выходит личность маленькой девочки или мальчика, то определить ее можно по характерному поведению, словарному запасу, манерам, интонации, мимике. Есть личности, которые имеют узкоспецифический маркер. Например, у нее может быть аллергия. Или личность носит очки. В фильме эти маркеры показаны очень ярко. Других, более конкретных, признаков определения личности нет.
Реальную личность пациента, как и другие личности, можно определить и косвенно. Либо человек сам подтверждает это, либо ее вычисляет врач по интонации, мимике, жестам. Опять же, в фильме «Сплит» эту картину мы наблюдаем в сценах приема Кевина у психотерапевта. Врач спрашивал главного героя, кто перед ним, строил гипотезы. А Кевин уже подтверждал или не подтверждал догадки.
Кто подвержен расстройству?
Расстройство чаще всего встречается у лиц, подвергнувшихся в детстве сексуальному насилию. Ребенок диссоциируется от этой психической травмы через создание некой личности и таким образом вытесняет из памяти травматичные события. Кроме этого, на пациента могло повлиять и другое насилие: катастрофы, военные действия.
Второй фактор возникновения расстройства — отсутствие поддержки со стороны близких, прежде всего родителей, когда ребенок один на один остается с этими проблемами.
Также на развитие множественной личности влияет способность диссоциироваться, т.е. отделяться от себя. Когда пациент наблюдает за собой со стороны, он не испытывает эмоций, как бы ограждается от такого поведения. Это расстройство. Каким-либо другим способом взрастить в себе новую — вторую, третью — личность невозможно. Пытаться делать можно все что угодно, но сознательно довести себя до расщепления нельзя.
В фильме не показывают, как произошла диссоциация у Кевина. Но можно сделать косвенное предположение о насилии в детстве: в результате он «оберегает» личность маленького мальчика.
«Защитники» и «разрушители»
Личность «защитник», наоборот, охраняет себя и жертву, как бы пытается помочь. Это позволяет человеку отгородиться, диссоциироваться от болезненных воспоминаний и адаптироваться в обществе. В «Сплите» можно увидеть личности обеих групп.
Болезнь не для русских
Повторюсь, каждая личность имеет собственную память, особенности поведения. Но не все так просто.
Во-первых, этот диагноз наиболее распространен в США, в англоговорящих странах Западной Европы. Если до 1980 года зарегистрированных случаев такого расстройства было 200 в Северной Америке, то с 1985 по 1995 год — порядка 40 тысяч. Более поздних данных нет, но в целом количество оставалось на этом уровне, не росло.
Вы спросите: почему? В среде частнопрактикующих психиатров к тому времени сформировалось мощное лобби, которое продавило принятие диагноза. Естественно, это повлекло за собой огромные страховые выплаты на лечение пациентов с расстройством множественной личности. Терапия могла длиться годами, а ее стоимость часто превышала 1 млн долларов.
В США это очень сильно раскрученный диагноз. Миллионными тиражами издаются книги, сняты художественные фильмы: «Три лица Евы», «Сибилла».
Ну а что же у нас? Насколько я знаю, за все это время диагноз ни разу не был поставлен в Российской Федерации. Я и мои коллеги за 20 и более лет не встречали ни одного случая. Можно предположить, что в России диагноз не выявляли просто потому, что наши люди не привыкли обращаться со своими проблемами к психотерапевтам.
На самом деле — нет. Во-первых, если бы в России были люди с таким расстройством, за 20 лет кто-то из них в любом случае хоть раз обратился бы к специалистам. Во-вторых, в нашей стране врачи достаточно квалифицированы, чтобы диагностировать это расстройство.
К тому же не только в России это расстройство не диагностируют, такой диагноз очень редко ставят в Китае, Японии. В минимальных случаях — в Англии, потому что там медицина платная, а не страховая.
Диссоциативное расстройство или истерия?
Мое мнение: расстройство искусственно вызвано нагнетанием в СМИ, а на самом деле это истерическое расстройство личности [диагноз в классификации психических болезней МКБ 9 – 300.1 «Истеро-невротические расстройства и синдром Ганзера»], которое почему-то выделили в отдельный диагноз.
Например, в период Первой мировой войны у пациентов диагностировали истерическую глухоту и истерическую слепоту. Сейчас этого расстройства, естественно, нет. В наши дни ни у кого из истерических личностей не вызовешь истерическую слепоту или глухоту.
Еще раз повторюсь: диссоциативное расстройство личности существует в классификации психических болезней. У нас в России его нет не потому, что пациенты не ходят к врачам. Просто расстройство не встречается в силу культурных особенностей, нераскрученности в СМИ и так далее. По моему мнению, разницы между расстройством множественной личности и истерией нет. Это просто разные проявления одного диагноза.
Рискну предположить, что после этого фильма и в нашей стране пациенты могут начать подозревать у себя такое расстройство. Но, по моему глубокому убеждению, это будет проявление истерии.
Смысл фильма «Сплит»
Возможно, после этой статьи вам захочется посмотреть (или пересмотреть) «Неуязвимого». Также не исключено, что ближайшие пару часов вы проведёте на медицинских порталах, изучая материалы о диссоциативном расстройстве идентичности. А пока вы здесь, давайте проанализируем образы главных героев фильма, их развитие и смысл финала. В конце статьи вас ждёт объяснение главной идеи фильма от самого М. Найт Шьямалана.
Кевин Венделл Крамб и его 23 личности
Природа психического расстройства Кевина
Отец Кевина бросил семью, а мать жестоко обращалась с ребёнком. Из-за детских травм у Кевина развилось диссоциативное расстройство идентичности. Это заболевание также называют раздвоением личности, хотя в случае с Кевином последний термин вряд ли применим: личностей у него не две, а двадцать три. Новые личности — это психологическая защита Кевина от жестокости. Некоторые из них морально сильнее самого Кевина.
Я не буду подробно рассказывать про это расстройство: вы легко найдёте информацию, например, на Википедии. Для нас интересно другое: насколько правдоподобны метаморфозы, которые происходят с телом Кевина в фильме «Сплит»?
На самом деле у разных личностей в теле одного человека действительно могут различаться физические параметры. Учёные, изучавшие больных диссоциативным расстройством идентичности, выяснили, что у двух личностей могут быть разные доминирующие руки, разные аллергические реакции, разное цветовое зрение, диаметр зрачка, внутриглазное давление и другие параметры.
Конечно, всё это далеко от сверхспособностей Зверя с его пуленепробиваемой кожей и цепкими руками. Во вселенной «Сплита», однако, такое возможно. Доктор Флэтчер, лечащий врач Кевина, задолго до пробуждения Зверя была уверена в том, что больные диссоциативным расстройством идентичности — своего рода супергерои. Кевин, однако, превратится не в героя, а в злодея, и доктор Флэтчер станет его первой жертвой.
Патрисия — одна из Орды, женщина с эзотерическими наклонностями
Ключевые личности Кевина в фильме «Сплит»
Когда та или иная личность занимает разум Кевина и контролирует его тело, про неё говорят, что она вышла на свет. Контроль над светом и действиями других личностей находится у Барри. Именно он обычно общается с доктором Флэтчер.
Деннис и Патрисия — двое отверженных среди семьи личностей. Им не нравится их положение, и они объединяются в так называемую Орду. Они стремятся к власти не только над телом Кевина, но и над окружающими людьми. Это стремление основано на вере в то, что существует двадцать четвёртая личность — Зверь. Поскольку Барри мешает Орде освободить Зверя, заговорщики объединяются с маленьким Хедвигом. Он умеет захватывать свет и отнимать власть у Барри.
Когда Орда захватывает сознание Кевина, Деннису приходится контактировать с внешним миром и общаться с доктором Флэтчер под видом Барри, чтобы та не заподозрила об их с Патрисией планах. Барри пишет отчаянные письма доктору Флэтчер каждый раз, когда ему удаётся пробиться к свету. Однако Деннис так и не даёт ему встретиться с доктором.
В финале план Орды осуществляется, и на свет появляется Зверь. Его личность родилась из наблюдений Орды за животными в зоопарке, где находилось жилище Кевина. Зверь цепкий, как обезьяна, кожа у него толстая, как у носорога, и он нападает на людей, как хищное животное.
Во время визитов к доктору Флэтчер Деннису приходится прикидываться Барри. У него неплохо получается — но за годы работы доктор хорошо изучила своего пациента и способна увидеть обман
Кейси Кук и её шрамы
Кейси Кук — протагонист фильма «Сплит», то есть главная положительная героиня. В начале фильма одноклассница Кейси говорит, что та ни с кем не общается и периодически что-нибудь вытворяет, за что её оставляют после уроков. Позже в разговоре с Хедвигом Кейси уточнит причинно-следственную связь: она нарушает школьную дисциплину намеренно, чтобы остаться после уроков одной. Эти слова моментально располагают к ней Хедвига.
Прошлое Кейси
После смерти отца Кейси оказалась в настоящей тюрьме, так как дядя-извращенец стал её опекуном. Поэтому она устраивает беспорядки в школе: она может побыть наедине с собой только когда её оставляют одну после уроков.
Жизнь Кейси больше похожа на кошмар, и неудивительно, что она стала замкнутой и молчаливой. Ей не о чем говорить с одноклассницами из благополучных семей, такими как Клэр и Марша. Свою боль и отчаяние она выражает в селф-харме — наносит себе физические повреждения. Чтобы скрыть многочисленные шрамы от селф-харма от окружающих, Кейси носит плотную закрытую одежду и бельё.
В противоположность Кейси, Клэр и Марша носят очень открытую одежду. Большую часть фильма они проводят практически раздетыми
Как прошлое Кейси помогает ей выжить
Кошмарный опыт, который Кейси пережила в детстве и, вероятно, переживает до сих пор, сделал её более приспособленной к жизни. Оказавшись в заточении, Кейси трезво оценивает ситуацию и свои силы, в отличие от Клэр и Марши. Когда Деннис уводит Маршу с собой, Кейси кричит однокласснице: «Постарайся описаться!». Очевидно, с помощью этого приёма сама Кейси спасалась от приставаний дяди.
По мере того, как планы насчёт похищенных девочек проясняются, становится также понятно, что Орда относится к Кейси лучше, чем к двум её одноклассницам. Так, Хедвиг проникается сочувствием к девочке после её признания, что она нарочно остаётся после уроков, чтобы побыть одна. Это чувство понятно и знакомо девятилетнему ребёнку, который чувствует себя слабым и нелюбимым в большой семье личностей Кевина.
Но есть и другая причина. Мы узнаем её в конце. Изначально Орда следила за школой и выбрала двух девочек в качестве жертвоприношения Зверю. По представлениям Орды, жертвой должны стать те, кто не страдал, иначе — нечестивые девы. Одноклассницы Кейси идеально подходят для этого — они родились в богатых семьях, у них было благополучное детство, их будущее обеспечено, они выглядят в свои юные годы не хуже семьи Кардашьян. Одного взгляда на Кейси достаточно, чтобы понять, что она не из их круга.
Однако для Зверя этого мало. Зверь — это хищник, который уничтожает всех на своём пути. Иначе нельзя объяснить убийство доктора Флэтчер — она-то точно не принадлежала к числу нечестивых дев. Но у Кейси есть кое-что другое, что останавливает Зверя. Её прошлое.
Когда во время погони на Кейси рвётся последняя одежда, Зверь видит шрамы от увечий на теле девочки. Он понимает, что Кейси страдала, а значит, она чиста, она была такой же слабой и отверженной, как Кевин. Этого достаточно, чтобы оставить Кейси в живых.
Поначалу Кейси кажется пассивной на фоне одноклассниц. Но её осторожные действия помогают ей выжить. В отличие от Клэр и Марши, она не пытается противостоять похитителю, а ищет к нему подход
Значение финала для Кейси
Финал «Сплита» содержит намёк на то, что Кейси освободится от своего мучителя. Девочка ждёт в полицейской машине, когда ей сообщают, что за ней приехал дядя. Кейси испуганно смотрит на сотрудника полиции и не двигается с места. Для неё мучительна мысль о том, чтобы из одной тюрьмы снова вернуться в другую. Эта сцена длится достаточно долго, чтобы полицейский заподозрил что-то неладное. Хотя финал фильма остаётся открытым, мне хочется думать, что Кейси нашла в себе силы рассказать полицейским о своей кошмарной жизни с дядей.
В фильме есть две параллельные сцены, в которых Кейси сидит в машине и не решается что-либо предпринять. В первый раз — когда Деннис похищает девочек, во второй — когда Кейси ждёт дядю в полицейском автомобиле
Связь между «Сплитом» и «Неуязвимым»
Только после финальных титров фильма выясняется, что «Сплит» — это сиквел «Неуязвимого». В кадре появляется главный герой «Неуязвимого» Дэвид Данн в исполнении Брюса Уиллиса. Он помогает посетительнице забегаловки вспомнить имя злодея, который орудовал в Филадельфии 15 лет назад — Мистер Стекло (в другом переводе — Стеклянный человек).
Режиссёр обоих фильмов М. Найт Шьямалан рассказал, что история с Кевином и похищением девочек родилась ещё во время работы над «Неуязвимым». В первоначальном сценарии «Неуязвимого» Дэвид Данн встречает Кевина на улице и отправляется спасать девочек. Уже тогда Шьямалан придумал троицу тёмных личностей Кевина — Денниса, Патрисию и Хедвига, и написал некоторые сцены с их участием, которые позже вошли в фильм «Сплит». В финальный сценарий «Неуязвимого» Кевин не попал — Шьямалан заменил его другим персонажем, чтобы через 15 лет посвятить Кевину отдельный фильм.
Если «Неуязвимый» — это история становления супергероя, то «Сплит» — история суперзлодея. М. Найт Шьямалан признался: «Я надеюсь сделать один финальный фильм, который объединит оба». 17 февраля 2017 года режиссёр написал в своём Твиттере, что набросок нового сценария уже готов.
Комментарий режиссёра о смысле фильма «Сплит»
В беседе с Hollywood Reporter М. Найт Шьямалан объяснил, что он хотел сказать своим фильмом:
«…Травмирующие события, которые с нами происходят, разумеется, меняют нас. Но мы часто смотрим на это, как на нечто унизительное. Мы говорим: „Теперь ты сломан, ты больше не одно целое, не один из нас, не нормальный человек”. Мне кажется, что это не так. Да, эти люди — другие. Мы становимся другими, когда нас что-то травмирует. Но разве от этого мы теряем свою ценность? Может быть, непохожие на других люди — сильнее?
Мы склонны думать, что если с человеком ничего [плохого] не происходит и у него нормальная жизнь, тогда всё отлично. Но с точки зрения Зверя такие люди просто спят».
Герои «Сплита» — это те, кого, по мнению Шьямалана, считают сломанными и ненормальными. Режиссёр показывает два пути выхода из травмирующей ситуации: путь Кевина и путь Кейси. Оба героя стали жертвами насилия в раннем детстве, но это сделало их сильнее. Кевин получил физическое превосходство над окружающими и стал сверхзлодеем. Кейси стала сильнее морально и сумела спастись от злодея.
Остаётся только надеяться, что сверхзлодей недолго будет пугать жителей Филадельфии, и на создание нового фильма Шьямалану потребуется меньше, чем 15 лет. И когда герои Брюса Уиллиса и Джеймса МакЭвоя сойдутся в финальной битве, мы будем держать кулачки за первого — и готовить материалы для новой статьи, конечно.