какие личностные качества позволяет развить проблемное обучение на уроках
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.
Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.
Виды проблемного обучения
Различают три основных вида проблемного обучения.
Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.
Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.
Поиск практического решения
Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.
Приемы создания
Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.
Требования к проблемным ситуациям
Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:
— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;
— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;
— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.
К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.
Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:
Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:
Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».
Проблемное обучение как средство развития личности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель русского языка и литературы
432054, г. Ульяновск. Созидателей 30-11
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье показывается эволюция понятия «проблемное обучение» применительно к современной педагогической системе. Теоритезированы основные принципы, дидактические цели и ожидаемые результаты данного подхода к обучению, подчёркиваются его несомненные преимущества по сравнению с традиционными видами обучения.
В условиях обновления общества и изменения целей и задач образования на первый план выдвигается личность, интеллект, способность самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества. Реализация этих целей невозможна без обеспечения подлинно развивающего обучения. Хотя проблема обучения и умственного развития является одной из старейших психолого-педагогических проблем, в последнее время всё большее внимания уделяется проблемам развивающего обучения. В то же время нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития ребенка в процессе обучения не ставились и не решались.
Подготовка творческой личности всегда была задачей государственного значения образования. Анализируя современный учебный процесс и его цели, можно сделать вывод, что основной приоритет в образовании отдаётся развитию личности обучающегося. В Законе Российской Федерации «Об образовании» это положение сформулировано так: «. выявить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности, овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни…». [4]
Работа над развитием обучающегося имеет особое значение и является фундаментом дальнейшего становления его личности. Одним из факторов исследования интеллектуальной сферы является феномен проблемного обучения.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:
Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Принцип проблемного обучения включают:
логику построения учебного процесса и содержание изучаемого материала;
методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею;
усвоение учителем содержания и сущности теории организации процесса проблемного обучения;
структуру урока и формы контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся;
овладение учителем формами, методами и техническими средствами обучения;
систематическое творческое применение учителем усвоенного на практике.
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи [1], основавшего 1894 году опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приёмы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены, но в последнее время его труды пересматриваются [2], выходят многочисленные публикации о нём. [5]
Широкое распространение концепция проблемного обучения получила в 1960-80-х годах[6]. Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности обучающихся. Под активизацией понимается использование тех приёмов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач. Теория проблемно-развивающего обучения представлена сегодня в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения отечественными педагогами и психологами. [3]
В настоящее время проблемное обучение представляет собой результат развития советской педагогики и практики обучения в условиях научно-технической революции, результат внедрения научных идей в современный процесс обучения. Проблемная ситуация и учебная проблема основные понятия проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и процесса обучения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру.
Проблемное обучение, прежде всего, характеризуется как деятельность преподавателя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его полным или частичным объяснением и управлению деятельности обучающихся, направленной на усвоение новых знаний — как традиционным путём, так и путём самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.
Таким образом, проблемное обучение — это учебно-познавательная деятельность по усвоению знаний и способов деятельности путём восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путём проверки правильности решения. Вся эта умственная работа обучающихся проходит под руководством педагога и обеспечивает формирование интеллектуальной активности личности.
При моделировании занятия в режиме технологии проблемного обучения преподавателю необходимо учитывать, что обучающимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:
актуализации знаний и умений;
осознания и осмысления блока новой учебной информации;
закрепления и систематизации знаний;
применения знаний в новой учебной ситуации;
проверки уровня усвоения знаний и умений.
Рассмотрим основные способы создания проблемных ситуаций.
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.
Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
Побуждения к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов и их сравнению с уже известным.
Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
Организация межпредметных связей.
Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
В современной педагогике неоспорим тот факт, что проблемное обучение положительно влияет на активное отношение обучающихся к образовательному процессу, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие. К недостаткам данного вида обучения можно отнести то, что проблемное обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное, по сообщению готовых знаний. Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока, но всё же его достоинства перевешивают его слабости.
Источники и литература
1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольского; Под ред. Н.Д. Виноградова. М.: Мир, 1919. 112 с.; Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М.: 1921. 122 с.
2. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000. – 200 c.
5. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросскультурный контекст: монография / Мин-во образования и науки РФ, Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО), Владимир. гос. пед. ун-т. Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 2005. 234 с.
6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика: 1980. 214
Проблемно-развивающее обучение как основа формирования ключевых компетенций
Описание разработки
Актуальность проблемы. В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на новые образовательные стандарты (ФГОС). И стандарты эти подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.
Сейчас школа должна развивать у детей такие качества: инициативность, уверенность в себе, способность менять сферы и способы деятельности.
Идею активного обучения развивали такие философы и педагоги, как Сократ, Пифагор, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо.
В нашей стране данной проблемой занимались психологи и педагоги. Впервые идею развивающего обучения выдвинул психолог Л. С. Выготский. В настоящее время известна технология развивающего обучения, разработанная под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М. Н. Скаткин. И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, А. В. Брушлинский разработали новое направление в методике обучения – проблемное обучение.
— оно основано на психологической посылке: мышление не сводится лишь к оперированию готовыми знаниями, оно процесс продуктивный, творящий новые знания;
— оно помогает так организовать учебный процесс, что учащиеся целенаправленно приобщаются к самостоятельному добыванию знаний.
На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Движущей силой любого развития является преодоление противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям соответствует сегодня проблемное обучение.
— приобретаемые в школе знания становятся более прочными благодаря активному исследованию, а не пассивному запоминанию;
— дети учатся не теряться, попадая в новую для себя ситуацию, они способны самостоятельно проанализировать сложившиеся обстоятельства и найти решение для преодоления возникших трудностей (обычная фраза «стандартных» школьников «мы этого не проходили!» естественным образом исключается);
Все это способствует развитию рефлексивных способностей, которые в младшем школьном возрасте обнаруживают себя через:
— знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
— умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования
— умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
— умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
1. Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
Из всего сказанного можно определить понятия проблемная ситуация и проблемное обучение.
Психологи признают, что начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация, она вызывает познавательную потребность. Основатели теории развивающего обучения Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов определили потребности как движущую силу развития личности.
Проблемное обучение – это обучение, протекающее в виде снятия создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее осознанное затруднение, которое порождается несоответствием, между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемой. Проблемная ситуация – это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Каждая проблема направлена на то, чтобы вызвать интерес, пробудить инициативу, побудить к деятельности. Проблема – это проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: знания, практический опыт.
Итак, “проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки”. (М. И. Махмутов)
Проблемное обучение включает в себя несколько этапов.
1) Подготовка к восприятию проблемы.
2) Создание проблемной ситуации.
3) Формулирование проблемы.
4) Процесс решения проблемы.
5) Доказательство правильности избранного решения.
Весь материал – смотрите документ.
Содержимое разработки
Проблемно-развивающее обучение как основа формирования ключевых компетенций
Актуальность проблемы. В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на новые образовательные стандарты (ФГОС). И стандарты эти подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.
Одним из условий решения современных задач образования является поиск новых технологий обучения, направленных на формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Все это доказывает актуальность моей темы. Тема очень интересная и понятна мне, т.к. я сама работаю по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Сейчас школа должна развивать у детей такие качества: инициативность, уверенность в себе, способность менять сферы и способы деятельности.
Идею активного обучения развивали такие философы и педагоги, как Сократ, Пифагор, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо.
В нашей стране данной проблемой занимались психологи и педагоги. Впервые идею развивающего обучения выдвинул психолог Л.С.Выготский. В настоящее время известна технология развивающего обучения, разработанная под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. М.Н. Скаткин. И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский разработали новое направление в методике обучения – проблемное обучение.
Остановлюсь более подробно на системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Ее основоположники:
Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) – советский психолог, который работал учителем начальных классов и преподавал в педагогическом институте, затем – в Институте психологии; имел несколько лабораторий, защитил докторскую диссертацию.
Давыдов Василий Васильевич (1930-1998) – ученик Д. Б. Эльконина, педагог-психолог, академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук.
Система существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. В основу ее положены обширные педагогические исследования, проводимые в 60-80 гг. ХХ века под руководством Эльконина и Давыдова. Система развивающего обучения прошла длительную апробацию в российских школах и школах СНГ и прекрасно зарекомендовала себя.
С 1995-1996 учебного года данная система признана государственной системой начального обучения ( наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова). Все учебники по системе Эльконина-Давыдова включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством Образования и науки РФ на 2011-2012 учебный год. Комплект учебников является победителем Конкурса учебников нового поколения.
Изучение существующего теоретического и практического опыта позволило мне сделать вывод о том, что эффективность применения проблемно-развивающего обучения обусловлена тем, что
-оно основано на психологической посылке: мышление не сводится лишь к оперированию готовыми знаниями, оно процесс продуктивный, творящий новые знания;
-оно помогает так организовать учебный процесс, что учащиеся целенаправленно приобщаются к самостоятельному добыванию знаний.
На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Движущей силой любого развития является преодоление противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям соответствует сегодня проблемное обучение.
Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие преимущества развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова:
— приобретаемые в школе знания становятся более прочными благодаря активному исследованию, а не пассивному запоминанию;
— дети учатся не теряться, попадая в новую для себя ситуацию, они способны самостоятельно проанализировать сложившиеся обстоятельства и найти решение для преодоления возникших трудностей (обычная фраза «стандартных» школьников «мы этого не проходили!» естественным образом исключается);
— дети становятся более уверенными в своих знаниях и способностях, в том числе из-за того, что высказанная на уроке даже неверная гипотеза становится не предметом резкой критики, а шагом к более глубокому пониманию изучаемых предметов и явлений.
Все это способствует развитию рефлексивных способностей, которые в младшем школьном возрасте обнаруживают себя через:
— знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
— умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования
— умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
— умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
Обучение проблемно-развивающее существенно отличается от обучения традиционного. Если при традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер, то в условиях развивающего обучения она становится продуктивной. Девиз педагога меняется с “Делай как я” на “Я вместе с тобой”, стиль общения учителя и ученика с монологичного на диалогичный, позиция ученика с “пассивного слушателя” на “активный участник”. Функция учителя при традиционном обучении – носитель информации, в условиях развивающего обучения – организатор сотрудничества, консультант.
Главные особенности системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова:
1. Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
4. Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
Из всего сказанного можно определить понятия проблемная ситуация и проблемное обучение.
Психологи признают, что начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация, она вызывает познавательную потребность. Основатели теории развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов определили потребности как движущую силу развития личности.
Проблемное обучение – это обучение, протекающее в виде снятия создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее осознанное затруднение, которое порождается несоответствием, между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемой. Проблемная ситуация – это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Каждая проблема направлена на то, чтобы вызвать интерес, пробудить инициативу, побудить к деятельности. Проблема – это проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: знания, практический опыт.
Итак, “проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки”. (М.И. Махмутов)
Проблемное обучение включает в себя несколько этапов.
1) Подготовка к восприятию проблемы.
2) Создание проблемной ситуации.
3) Формулирование проблемы.
4) Процесс решения проблемы.
5) Доказательство правильности избранного решения.
Способы создания проблемных ситуаций
Использование противоречий между изучаемыми фактами и имеющимися знаниями, на основе которых учащиеся высказывают неправильные суждения.
Построение гипотезы на основе известной теории, а затем её проверка.
Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель
Использование принципа историзма.
Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые неизвестны учащимся и требуют для объяснения дополнительной информации, побуждают к поиску новых знаний
Все они способствуют более осознанному усвоению новых знаний.
Виды проблемных ситуаций
Ситуация неожиданности
Ситуация конфликта
Ситуация предположения
Ситуация опровержения
Методы проблемного обучения
Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.
Существует несколько классификаций методов проблемного обучения. М.И. Махмутов выделяет такие:
Рассуждающий метод изложения
Диалогический метод изложения
Метод программированных заданий
Способы решения учебных проблем
К инновационным способам относятся такие способы решения проблем, как исследовательский, дискуссионный и игровой.
Исследовательский способ решения позволяет приблизить процесс ученического познания к научному познанию.
Проблемное обучение может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.
Проектная деятельность создает условия для творческого саморазвития, закладывает основы постоянного самообразования и самосовершенствования.
Диалогический способ познания – заключается в организации процесса решения проблемы в виде обмена мнениями, идеями ради поиска истины. Виды применяемых уроков: урок-дискуссия, урок-поиск, конференция.
Игровой способ предполагает что, процесс решения проблемы строится не как научный спор, а как игра.
Особенностью урока в психолого-педагогической системе Эльконина-Давыдова является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.
Существенно меняется роль педагога в проблемном обучении.
Критерием успешного применения проблемного обучения служит повышение активности учащихся в процессе познавательной деятельности, самостоятельности и творчества в работе, в итоге – повышение успеваемости.
Измерение ключевых компетенций
Компетентность – интегрированное качество личности, поэтому практически не поддается прямой диагностике. Однако именно наличие компетенций определяет готовность человека продемонстрировать свои знания и умения в конкретной ситуации. Поэтому оценивание компетентности проводится в форме демонстрации или применения компетенций. К наиболее эффективным средствам измерения компетенции учащихся относятся:
задания практико-прикладной направленности;
публичная оценка результатов проектной и исследовательской деятельности;
тесты на выявление минимальной компетентности.