какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа

Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха младшего подросткового возраста

какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть картинку какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Картинка про какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа Юлия Музалевская
Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха младшего подросткового возраста

Особенности личностного развития детей

с нарушениями слуха младшего подросткового возраста

В разных источниках обстоятельств нарушения слуха описано огромное количество, к таковым факторам относят прием антибиотиков, итог перенесенных разных болезней, таких как ОРЗ, грипп, скарлатина менингит, корь, воспаление легких и все различных осложнений, отит, аденоиды, и даже самый обыденный, казалось бы, на первый взгляд, насморк, а также, после различных ударов, травм, ушибов, и еще многое другое.

В нашей стране распространена психолого-педагогическая классификация, которая была разработана и обоснована советским сурдологом Р. М. Боскис.Она выделила следующие группы:

Первая – глухие или по-другому ранооглохшие дети, т. е. те, которые родились уже с нарушениями слуха или потеряли слух до начала развития речи.

Вторая – позднооглохшие дети, или по-другому глухие, но сохранившие речь. Это те дети, которые потеряли слух в возрасте, когда произошло формирование речи.

Третья – дети с частичной потерей слуха или по-другому слабослышащие, тугоухие.

Для каждой отдельной группы детей с нарушениями слуха характерны различные особенности личностного развития, но в данной работе будут рассмотрены общие особенности развития детей с нарушениями слуха характерные для младшего подросткового возраста.

Младший подростковый возраст в онтогенезе человека представляет чрезвычайно непростой и довольно несовместимый период в жизни человека, сопровождающийся гаммой отрицательных и позитивных чувств. В этом возрасте начинает происходить перестройка ранее сложившейся психологической структуры, появляются новообразования, начинают закладываться основы осмысленного поведения, устанавливается единая целенаправленность в формировании социальных установок и нравственных представлений. Именно этот процесс преобразования и устанавливает характерные особенности личности детей младшего подросткового возраста. Младший подростковый возраст непременно тяжелый как для самого ребенка, так и для окружающих его людей.

В этот возрастной период интенсивно происходит становление социального и нравственного формирования личности. Система оценочных суждений, миропонимание, нравственные идеалы, нравственные взгляды, которыми младший подросток руководствуется в своих действиях, еще не приобрели устойчивости, их очень легко могут разрушить противоречия жизни, мнения товарищей. Благодаря чему ключевой задачей является верно организованное обучение и воспитание.

В младшем подростковом возрасте происходит формирование самоотношения и самосознания личности. Наличие нарушения слуха приводит к замедлению развития самоотношения, деформации личности. Замедляет процесс переработки информации, в результате ограничивается возможность освоения им общественного опыта. Так же происходит негативное самовосприятие и отношение к окружающим. Нарушается становление адекватной самооценки. В результате появившихся трудностей повышается критичность по отношению к себе, к оценке собственных личностных качествах. В этот период у детей с нарушениями слуха возникает обостренное отношение к своему дефекту, который в основном носит очень болезненный характер, дети начинают себя комплексовать, начинают испытывать чувство неполноценности. К психологическим условиях, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности. Самоотношение включает в себя самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, самооценку, самоунижение, самообвинение, недовольство собой. Самоуважение напрямую связано с тем, что ребенок думает о себе, какие убеждения он имеет по отношению к самому себе, что он говорит о себе.

У детей с наpушениями слуха зачастую прослеживаются пpеувеличенные взгляды о своих возможностях, о самом себе («я-концепция», об оценки их другими людьми. Нормальные отношения, которые могут у детей с нарушениями слуха складываться с окружающими, в первую очередь зависят от адекватной самооценки. Самосознание в этом возрасте формируется медленнее, по сравнению со слышащими сверстниками, что в главной степени обусловливает важность активного участия в этом процессе педагогов и родителей, так как это имеет решающее значение в формирование объективной оценки личных способностей. Известно, что при формировании адекватной самооценки как компонента самосознания необходимо научить ребенка грамотно производить оценку своих действий, научить его видеть и анализировать свои ошибки.

«Я-концепция» детей с нарушением слуха младшего подросткового возраста обладает рядом нестабильных и индивидуально-психологических особенностей. У данной группы детей существуют большие тpудности в создании морально-этических взглядов и понятий, доминируют определенные, крайние оценки; затруднено представление причинной обусловленности психологических состояний и выделений, и понимание личностных особенностей. В pезультате это мешает формированию правильной самооценки адекватной оценке ими окружающих.

Пребывание ребенка в специальном коррекционном учреждении – интернате в большей степени влияет на становление личностных особенностей детей с нарушениями слуха. Л. С. Выготский отмечал, что длительное пребывание ребенка в интернате является отрывом его от нормальной среды, это созданная искусственная среда во многом отличается от нормального мира, в котором ребенку в итоге придется жить.

В нашей сурдопсихологии развитием личности детей с нарушениями слуха, а именно формирование у них самооценки изучали Т. Н. Прилепская, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, В. Л. Белинский, А. П. Гозова. Результаты проведенных ими исследований показали, что в формировании самосознания и самооценки у детей с нарушениями слуха наблюдаются такие же стадии, что и у слышащих детей, однако переход от одной стадии к другой совершается на 2-3 года позже. В нашей стране такие ученые как Богданова Т. Г., Речицкая Е. Г., Прелипсака Т. Н., Лихошва В. П. занимались проблемой изучения особенностей личности детей с нарушениями слуха.

Интенсивное формирование самосознания в младшем подростковом возрасте отличается большим своеобразием.В большей степени круг интересов сгруппировывается около трех видов деятельности это: учеба, труд, спорт. Осознав важность получения образования, знаний дети с нарушениями слуха обычно не проявляют интереса к учебе, в большинстве случаев интерес знаниям отодвигается на второй план. Именно поэтому, большая часть детей с нарушениями слуха для того, чтобы самоутвердиться или самосовершенствоваться начинают проявлять большой интерес к труду, в результате у большинства таких детей это становится чрезмерным увлечение разнообразными видам спорта, которые затмевают все другие интересы.

Существенным фактором изменения в поведении детей с нарушениями слуха выступает состояние тревожности. Тревожность отрицательно влияет на уровень психологического благополучия и здоровья ребенка в целом, тормозит личностное развитие. Ощущение нестабильности и незащищенности, неадекватные представления детей с нарушениями слуха о влиянии слухового дефекта на жизненные перспективы, переживание эмоционального дискомфорта, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты у детей с нарушениями слуха.

В итоге можно сказать, что дети с нарушениями слуха имеют особенности личностного развития, так как развитие данной категории детей, протекает в сложных условиях, которые связанны, в первую очередь, с трудностями, которые они испытывают в общении с окружающими их людьми, замедлением процесса обработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями.

Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения» В настоящее время наблюдается увеличение.

Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Обоснование опыта работы. Всем известно, как важно с детства в души и сердца детей заложить зёрнышко любви, добра, научить созидать и понимать,.

Обобщение опыта «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Недостаточность сформированности познавательных.

Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь.

Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Особенности развития мелкой моторики актуальная тема у детей младшего дошкольного возраста. Это подчеркивается не только педагогами, но.

Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста В период дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития речи детей. Именно в этот период закладывается фундамент для.

Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития[/h3] В настоящее.

какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть картинку какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Картинка про какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответаРекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года» Одно из основных условий нормального речевого развития ребенка и его успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование.

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в средней группе №3 17.01.18 г. Председатель : Сагитова А. Н. Секретарь :Ахтемова Р. А.. Присутствовали.

Источник

Особенности детей с нарушением слуха

какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть картинку какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Картинка про какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа Ольга Шестакова Тарасова
Особенности детей с нарушением слуха

Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску плача ребенка с нарушением слуха невозможно. Гуление с 2-4,5 месяцев, а также и лепет с 5-6 месяцев не предполагают наличия слуховой обратной связи, являясь наследственными программами голосового и моторного развития даже для детей глухих от рождения. Обратная слуховая связь только начинает системно участвовать в формировании предречевых вокализаций на этапе позднего лепета к 10 месяцам, когда происходит бессознательное подражание звукам слышимой ребенком речи. У детей с нарушением слуха наблюдается не увеличение разнообразия вокализации звуков, а происходит уменьшение вокальной активности. Их лепет более монотонный, бедный по звуковому составу. Известно, что дети со значительным нарушением слуха при отсутствии соответствующей реабилитационной поддержки замолкают к 1,5 годам. И если этого не удалось предотвратить, то достичь нормального качества звучания голоса и просодических характеристик речи впоследствии у них практически невозможно. Ясна картина, при которой родители уверены, что их малыш слышит, гулит, лепечет, и все-то у него хорошо. И насколько бывает неожиданной страшная правда, если у ребенка проблемы со слухом.

Нарушения слуха встречаются довольно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер – при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах 3-4 степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях речь может идти о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

Сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости относят к смешанной форме нарушения слуха.

В зависимости от степени снижения слуха (по Л. В. Нейману) выделяют

3 степени снижения слуха и глухоту.

Степень потери слуха Средние пороги слуха, дБ Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи

2 41-55 3м – у уха нет – у уха

3 56-70 Громкая речь у уха нет

4 71-90 Крик у уха нет

глухота более 90 0 нет

1-я степень – снижение слуха в речевом диапазоне до 40 Дб. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1м.

2-я степень – слух снижен в речевом диапазоне до55дБ. Речевое общение затруднено, разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 1м.

3-я степень – снижение слуха до70 Дб. Речь разговорной громкости становится неразборчива даже у уха. Общение осуществляется с помощью громкого голоса на близком от уха расстоянии.

Снижение слуха на 15-25 дБ предлагается отнести к пограничной зоне между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 90 дБ.

Если говорить о соматическом здоровье детей с нарушением слуха, то оно более ослаблено по отношению к другим детям заболеваниями лор органов – это воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, аллергические или вазомоторные риниты, искривления носовой перегородки, часты отиты, евстахеиты, аденоиды. Внешне у ребенка наблюдаются мешки под глазами, может быть затруднено носовое дыхание, во сне дети беспокойны, спят с открытым ртом. Эти дети, несмотря на то, что зачастую сами очень активны, быстроутомляемы в шумных играх.

В плане физического отставания (по наблюдениям Н. А. Рау) у глухих и слабослышащих детей отмечается шаткая походка, шарканье ногами, некоторая неловкость движений. У некоторых детей расстройства вестибулярного аппарата нередко приводит к снижению устойчивости и потере равновесия.

Эмоционально-волевая сфера детей с проблемами слуха отличается бедностью эмоций, слабостью волевых усилий, нежеланием доводить начатые дела до конца. Но при этом дети более активны, чем слышащие дети. Взрослым важно понимать, что с помощью действий они познают предметы вокруг себя, используя все сохранные виды восприятия.

Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей восприятия окружающего мира. Так наблюдается недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности низкая скорость восприятия и узнавания предметов, замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу.

Речь глухих или слабослышащих характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. У детей даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития, несформированности фонематического анализа, поскольку ребенок не воспринимает и не различает тихие звуки речи и части слов. Ребенок слышит только часть слова и поэтому плохо усваивает его значение. Большие потери слуха приводят к выраженным нарушениям речевого развития, а при отсутствии необходимой реабилитации – к немоте. В целом речь слабослышащих детей с нарушениями звукопроизношения, невнятна, неравномерна по громкости звучания, либо очень тихая, либо достаточно громкая, часто сопровождаемая жестами.

Отсутствие речи или более низкий уровень ее развития ведет к задержке развития познавательной деятельности, особенно страдает наглядно–образное и словесно-логическое, так называемое речевое мышление.

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Современная медицина уже в силах вернуть таким детям слух посредством адекватного бинаурального слухопротезирования, а при больших потерях слуха и отсутствии эффекта от слуховых аппаратов – кохлеарной имплантации.

Если дети не имеют серьезных дополнительных отклонений в развитии, и адекватная и целенаправленная коррекционная работа проводилась уже в первые месяцы жизни, и сами они позже посещали дошкольное учреждение, то к 3- 7 годам можно максимально приблизить уровни, как общего, так и речевого их развития к возрастной норме, даже не смотря на тяжелую тугоухость. Такие дети владеют развернутой фразовой речью, свободно общаются как с детьми, так и со взрослыми, могут рассказать об увиденном, о каких-то случаях из жизни, хорошо воспринимают обращенную к ним речь, воспринимают ее слухозрительно, могут прочесть стихотворение и даже напевать песенки.

Звучание их собственной речи обычно очень мало отличается от речи слышащих детей, они без сложностей пользуются слуховыми аппаратами. Для них становится реальным дальнейшее обучение в массовой школе.

Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушением слуха определяется:

1 Программа Общение. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э. И. Леонгард. Москва, 1995г.

2 Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. – Изд. 2-е – Ростов н. Д. Феникс, 2006г.

3 И. В. Королева. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. КАРО, 2005г.

4 Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

5 Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Методическое пособие. – М. Книголюб, 2006г.

6 Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.

7 О. В. Солодянкина. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. АРКТИ, 2007г.

8 Н. Д. Шматко, Г. А. Товартхиладзе. Выявление детей с подозрением на снижение слуха – младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст. – М. – Полиграф сервис, 2002г.

Источник

Какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа

Врожденная или рано приобретенная глухота как тяжелый первичный дефект влечет за собой выраженные вторичные отклонения, особенности формирования личности и своеобразие протекания психических процессов в условиях сенсорной (в данном случае слуховой) депривации.

На протяжении длительного периода времени, вплоть до XIX века, глухонемые по своему психическому состоянию приравнивались к слабоумным, идиотам. Некоторые исследователи считали, что глухонемые стоят на низшей степени развития, они якобы живут лишь естественными потребностями, стремятся к их удовлетворению и при малейшем противоречии приходят в ярость, составляющую их отличительную черту [Eshke, Sicard R.].

Отмечалось, что глухонемые не способны подняться от грубой чувственности к разуму, они представляют собой игрушку для внезапных впечатлений и чувств, у них отсутствуют представления о добре и зле, правде, чувстве долга. Наиболее типичными чертами глухонемых считались импульсивность, отсутствие самообладания [Caesar К. А.].
Характеризуя положение глухонемых, Е. С. Боришпольский писал: «Они были предметом ужаса и отвращения, от них удалялись, от них бежали, в них видели свидетельство гнева богов».

Наряду с пессимистическими, а порой и реакционными взглядами на психику глухонемых высказывались и прогрессивные, гуманные суждения. Уже в XVI веке испанский монах Pedro de Ponse. первый учитель глухонемых, доказал на практике, что детей, лишенных слуха, можно научить говорить. В конце XVIII — начале XIX века появились работы, в которых делались попытки объективно оценивать возможности психического развития лиц, лишенных слуха. Утверждалось, что многие глухонемые отличаются ясным умом и сообразительностью, а их интеллектуальное развитие в большинстве случаев соответствует среде и социальному положению [Meissner, Walther E.].

какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть картинку какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Картинка про какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа

Некоторые исследователи отмечали, что глухонемые обладают хорошими умственными задатками, которые можно развить путем обучения и воспитания [Членов Е. В., Боришпольский Е. С., Лаговский Н. М.].

Касаясь характерологических особенностей глухонемых, авторы говорили о таких их качествах, как доброта, чувство родительской любви и привязанности. Одновременно отмечалось, что дурные черты их характера (вспыльчивость, злобность, недоверчивость, эгоизм)— не врожденные, а зависят от внешних обстоятельств, т. е. отсутствия воспитания [Боришпольский Е. С., Выготский М. С.].

А. В. Владимирский показал, что отсутствие речи часто является следствием глухоты, наступившей в раннем детстве, и приводит к задержке психического развития. По его мнению, глухонемым детям свойственны подвижность, суетливость, оживленная жестикуляция; он также обратил внимание на черты психического инфантилизма, характерные для них: «Можно смело сказать, что мои глухонемые значительно дольше сохранили черты, свойственные детям, значительно дольше оставались детьми, тогда как их слышащие сверстники часто даже преждевременно старались быть взрослыми».

Переживание глухонемыми своего дефекта способтвует развитию замкнутости, угрюмости, что приводит к определенной социальной изоляции. Вместе с тем в литературе имеются указания на то, что лица, потерявшие слух в раннем детстве, благодаря трудоемкому специальному обучению и воспитанию могут подняться до уровня слышащих [Лаговский Н. М., Соловьев И. М., Хватцев М. Е, Шабалин С. Н.].

О больших комненсаторских возможностях ЦНС говорят материалы, посвященные развитию слепоглухонемых людей, которые в раннем детстве лишились двух важнейших дистантных рецепторов — органов слуха и зрения.

Источник

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности психического развития детей

с нарушениями слуха

Сушкина Ольга Александровна

1. Классификация детей с нарушением слуха

2. Причины нарушения слуха у детей
3. Основные особенности психического развития детей с нарушением слуха
4. Психолого-педагогическая коррекция глухих детей
Заключение
Список литературы

В процессе социализации любого ребёнка, в том числе и ребёнка с нарушением слуха, большое значение играет общение. Оно способствует передаче знаний, эмоционально-нравственного опыта развитию межличностных отношений. Нарушения слуха отрицательно влияют на такую структурную единицу общения как средства общения, потому что возможно применение не всех и в полной мере средств передачи информации, затруднена также стадия расшифровки полученной информации из-за ограниченности слуховых возможностей и, как следствие, эмоционально-оценочной деятельности.

К тому же содержание общения, так же важная структурная единица процесса, не может быть в силу вышеперечисленных факторов освоено полностью.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха-это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка. При дефицитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических координации. Это проявляется, в частности, в различной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других.

Основной целью данной работы является изучение проблемы психического развития детей с различными нарушениями слуха.

Из этого вытекают следующие задачи:

изучение литературы по проблеме,

формирование представления о видах нарушений слуха у детей,

выявление причин нарушения слуха у детей,

изучение специфики психического развития детей с нарушением слуха,

определение необходимости психолого-педагогической коррекции глухих детей.

1. Классификация детей с нарушением слуха

какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть картинку какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Картинка про какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа

У большинства глухих детей име­ется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70—80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц).

Если глухие ощущают звуки громкостью 70—85 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени.

Если же глухие ощущают только очень громкие звуки — силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени.

Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего дет­ства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психи­ческого развития, насколько систематически реализуются соци­ально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.

Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной недостаточно­стью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К сла­бослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребе­нок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 — 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50—70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слы­шимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, ко­торые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возмож­ность воспринимать звуки не только низкие, но и средней часто­ты (от 1000 до 4000 Гц).

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладе­нии речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Вари­анты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зави­сят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находит­ся, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу мо­жет иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагопри­ятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких де­тей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, при­ближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.

2. Причины нарушения слуха у детей

Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей, среди них менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.

Также нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвитии слухового нерва, химический отравлений, родовых травм, механических травм.

Большое значение имеют наследственные факторы.

Также причинами могут служить алкоголизм родителей, кессонная болезнь.

Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И.Тарасов, А.Н.Наседкин, В.П.Лебедев, О.П.Токарев 2 и др.) пришли к выводу, что все причины или факторы нарушений слуха следует разделить на три группы.

какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Смотреть картинку какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Картинка про какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа. Фото какие личностные особенности характерны для глухих детей выберите два ответа

Первая группа — это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости.

Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приво­дящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха).

Третья группа — факторы, дей­ствующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в раз­личные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или фактор риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухуд­шение слуха.

К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхож­дения, следует отнести различные нарушения метаболизма (об­мена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шла­ков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факто­рами врожденного происхождения могут быть перенесенная ма­терью во время беременности вирусная инфекция, или неблаго­приятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо хими­ческих веществ, или асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фак­тора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.

Для выявления причин нарушений слуха в каждом конкрет­ном случае необходимо прослеживать все наследственные факто­ры, которые могут обусловить появление нарушения слуха у ре­бенка: факторы, действовавшие в процессе беременности матери и при родах, и факторы, воздействовавшие на ребенка при его жизни.

3. Основные особенности психического развития детей с нарушением слуха

Развитие детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других.

Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия, т.к. это главный источник представлений об окружающем мире, важное средство для развития возможностей детей с нарушенным слухом общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь, поэтому важно уделять внимание обучению чтению с губ. Совершенствуются тонкость и дифференцированность восприятия мимики и жестов, изменений положений пальцев при восприятии дактильной речи, развивается восприятие движений губ, лица и головы при устной коммуникации.

Развитие словесной памяти детей проходит ряд стадий и совершенствуется в ходе формирования словесной речи. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения.

Объем внимания у таких детей в несколько раз ниже, чем в сравнении у детей без нарушения слуха. Объем могут сохранять не более 10-13 минут. Внимание неустойчивое. Много времени приходится уделять развитию непроизвольного внимания.

В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций зависит и определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Для таких детей характерно замедление процесса формирование понятий.

Многие дети с нарушением слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. У большинства детей имеется отставание в развитии мелкой моторики, артикуляционного аппарата. Специфические особенности развития движений у детей с нарушением слуха обусловлены недостаточным развитием речи, нарушением межфункциональных взаимодействий.

Исходя из представления о структуре нарушения, анализ особенностей развития познавательной сферы детей целесообразно начать с рассмотрения особенностей развития речи.

Дети могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. У детей с нарушением слуха речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных формах (устной, письменной, дактильной), развиваются обе ее стороны – импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух) и экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо).

Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы, поскольку глубокое нарушение слуховой функции резко меняет условия овладения звуковой речью. Но формирование устной речи представляет лишь часть системы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.

В структуре психического развития детей с нарушени­ем слуха выделяются:

первичный дефект – стойкое двустороннее нарушение слухо­вого восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата;

вторичное отклонение – нарушение развития речи и связанные с ним последующие отклонения в развитии, проявляющиеся в познавательной деятельности;

отклонение третьего порядка – своеобразное формирование всех познавательных процессов.

Ряд психологов, в том числе И.М. Соловьев выделяют следующие специфи иче­ские закономерности их психического развития 3 :

Во-первых, существует упрощенность психической деятельности вследствие обедненности внешних воздействий, ограничения взаимодействия со сре­дой, затруднения общения с окружающими. Доказано, что при нарушении слуха у детей происходит каче­ственное изменение ощущений – затруднены или невозможны функции восприя­тия физических параметров звука (частоты, интенсивности, дли­тельности, тембра), выделения его пространственных характери­стик (направления, степени удаленности в пространстве), а так­же ограничено познание звуковых особенностей предметов и яв­лений окружающего мира. Приток информации, воспринимаемой с помощью сохранных анализаторов, также ограничен. В силу этого детям со слуховым дефектом недоступно в полном объеме ощущение многообразия свойств окружающего мира, что создает своеобразные условия жизни, видоизменяет систему межфункциональных взаимодей­ствий. Поэтому компоненты психики таких детей формируются в иных по сравнению со слышащими пропорциональных соотношениях, что обнаруживается:

в несоответствии развития наглядно-образного и словесно-логического мышления;

в преобладающем значении письменной речи по сравнению с устной;

в доминировании импрессивной формы речи над экспрес­сивной.

Во-вторых, есть существенное отличие в темпах по сравнению с нормально слышащими сверстниками. Проявляется это в замедлении психического развития после рождения и его ускорении в последующие периоды онтогенеза. При этом если на начальных этапах онтогенеза эти отличия не­значительны, то на последующих этапах они постепенно нарас­тают. Сближению темпов развития неслышащих детей с нормой способствуют адекватные условия обучения и воспитания, сис­тематическое сурдопедагогическое воздействие. У детей с нарушенным слухом наблюдается один из видов психического дизонтогенеза – дефицитарное развитие.

отклонения, которые следует рассматривать как неадекват­ное формирование психического опыта, обусловленное сенсор­ным нарушением;

отставание в сроках формирования психических функций;

качественное своеобразие развития психической деятельно­сти в целом.

Сурдопсихологи выделяют также следующие особенности психического развития глухих детей:

из-за нарушения слуховых возможностей особое значение при­обретают зрительные и двигательные ощущения, развиваются и обостряются тактильно-вибрационные;

неполнота, фрагментарность восприятия: выделяют яркие и очевидные признаки, специфические особенности, но часто не замечают общие признаки; характерно отставание в формировании перцептивных обобщений и предметных представлений;

мышление глухих учащихся отличается большей конкретностью, наглядностью, дли­тельное время сохраняются трудности перехода от предметно-дей­ственных операций к интеллектуальным и обратно, что также свя­зано с речевым недоразвитием; особенности овладе­ния мыслительными операциями: низкий уровень сформирован­ности операций анализа и неумение выделять существенные при­знаки, отличать их от несущественных; подмена сравнения двух объектов анализом одного из них; сложности при переходе от одного приема сравнения к другому и т.д.;

трудности в установлении причинно-смыс­ловых связей между событиями и явлениями: смешение причины и следствия, непонимание их взаимозависимости;

своеобразие формирования содержательных компонентов мыслительной деятельности: их представления отличаются бедностью, фрагментарностью, схема­тизмом, нерасчлененностью, что является результатом неполноты и фрагментарности восприятия;

глухие учащиеся затрудняются в соотнесении учебных задач и учебных действий, а также в определении условий их осуществ­ления, не умеют анализировать требования и цели постав­ленной задачи и ошибаются в последовательности необходимых действий;

при оказании помощи со стороны педагога дети обнаружива­ют более высокий уровень мыслительной деятельности, чем при самостоятельном выполнении учебного задания;

к началу школьного обучения у глухих детей наблюдается бо­лее низкий по сравнению со слышащими уровень осведомленности об окружающем, что связано с ограниченно­стью по объему и содержанию их знаний о доступных им предме­тах и явлениях;

дети затрудняются в использовании словесной речи как средства общения и выражения собственных мыслей, в сло­весной регуляции и словесном опосредовании действий.

Круг общения детей, имеющих нарушения слуха, значительно сужен и включает в основном педагогов, родителей, друзей также с нарушениями слуха, что обедняет их социальный опыт, сдер­живает развитие межличностных отношений, вступая в которые индивид может проявить себя как личность. Кроме того, его со­став у детей, относящихся к различным группам, неодинаков. Так, у слабослышащих школьников, как правило, доминируют кон­такты со слышащими людьми, в то время как у глухих учащихся – с людьми, имеющими нарушения слуха.

4. Психолого-педагогическая коррекция глухих детей

Сурдопедагогика придерживается точки зрения о практически неограниченных возможностях развития глухих и слабослышащих школьников. Несмотря на разную степень выраженности дефекта слуха у ребёнка: от легкой степени, до грубого нарушения слуховой функции или ее полного отсутствия, – для такого малыша оказывается наиболее значимым раннее обнаружение дефекта и оказание педагогической помощи. Основным направлением такой помощи является обучение речи. Именно раннее вмешательство в процесс развития речи предупреждает отклонения в развитии психических функций. Известно, что на характер развития ребенка с нарушенным слухом влияют условия окружающей среды и, в первую очередь, педагогические, которые предполагают целенаправленную организацию обучения и воспитания. Основной здесь является идея развития личности ребенка с нарушенным слухом в условиях специально организованного педагогического процесса. Определяющим фактором служит сложившаяся система дифференцированного обучения.

Необходимость специально организованного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом доказана многовековым практическим опытом. Разнообразные виды коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом дошкольного и школьного возраста создают оптимальные условия для обучения и реализации потенциальных возможностей детей с различной степенью нарушения слуха и уровнем речевого развития. В настоящее время практически все дети с нарушенным слухом имеют возможность выбора: учиться в коррекционно-образовательных учреждениях или интегрироваться в образовательной среде со слышащими детьми. Задача обучения – постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития ребенка в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации отклонений развития ребенка с нарушенным слухом.

Личность ребенка – устойчивая целостная психологическая структура, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и являющаяся динамической, “открытой” структурой. Становление личности ребенка с нарушенным слухом, также как и слышащего, проходит долгий путь. Начинается он в дошкольном возрасте с того момента, когда ребёнок учится управлять своим поведением. Наиболее результативно это становление происходит в школьном возрасте в связи с изменением социального положения ребёнка, влияния окружающей среды. В работах ученых подчёркивается, что на развития личности ребенка с нарушенным слухом влияют характер общения, своеобразие личного опыта ребенка и отношение его к дефекту. В общении заложены огромные возможности не только речевого, но, прежде всего, эмоционального и нравственного развития ребенка и личностного развития в целом. Однако для овладения общением необходима оптимальная организация обучения. Это возможно при выполнении детьми различных видов деятельности. Основа – предметно- практическая деятельность. При этом общение у ребенка с нарушенным слухом развивается в процессе коллективной практической деятельности, где его совместное взаимодействие с педагогом и одноклассниками направлено на применение речевых средств и необходимость использования речи для сообщения информации или побуждения других к действию.

Другой фактор – развитие личного опыта слабослышащего ребёнка. Практический опыт работы с детьми подтверждает, что наиболее продуктивный путь его формирования – правильная организация деятельности и умелое руководство ею со стороны взрослого. Именно взрослые учат ребенка действовать в соответствии с заданными условиями, представляя малышу возможность быть все более самостоятельным.

Следовательно, общение, деятельность для слабослышащего ребенка являются важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе, познания отношений между людьми, расширения кругозора.

Результатом развития ребенка с нарушенным слухом является формирование устойчивых и постоянных качеств личности. Некоторые могут возникнуть и сформироваться, когда слабослышащий ребенок начинает понимать свое отличие от слышащих детей. Так, например, в обыденной жизни можно услышать мнение, что у слабослышащих детей из-за нарушенного слуха возникает чувство ущербности. Не вступая в острую полемику по поводу этой идеи, можно с уверенностью утверждать, что слабослышащие дети сравнительно поздно начинают осознавать свой дефект, как препятствие к их развитию. Зависит это, главным образом, от среды воспитания, отношения к слабослышащему ребенку со стороны близких и их социальных установок.

Наиболее характерными из них являются следующие:

понимание тяжести дефекта и ориентация на формирование самостоятельной, полноценной личности, готовой к реализации своих возможностей в самостоятельной продуктивной деятельности;

понимание необратимого характера нарушения, формирование личности, осознающей свою несостоятельность, максимально зависящую от других, требующую к себе особого отношения и внимания со стороны близких и других людей.

Безусловно, наиболее опасна для развития личности ребенка с нарушенным слухом последняя социальная установка, так как она ориентирована на формирование наиболее опасных для ребёнка качеств личности, связанных с осознанием им себя инвалидом. Вследствие этого у слабослышащего ребенка часто проявляются неадекватные эгоистические претензии к людям и невнимание к тем, кто больше всего заботится о нем. В связи с этим можно утверждать, что развитие ребенка, находящегося в инвалидизирующих условиях воспитания, приводит к изменениям личности ребенка. Поэтому семье и педагогам важно найти пути преодоления у детей отрицательных личностных качеств, вызванных дефектом

Проблема нахождения дефицитарных детей в обществе и их последующая социализация с учётом их здоровья и особенностей психического развития одна из важных задач стоящих перед всем обществом.

Изучать особенности этих детей, способствовать их обучению и вхождению в общество наряду со здоровыми детьми должны и родители, и учителя, и врачи.

Создание условий для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с проблемами слуха, его слухоречевой реабилитации – это важная задача школы и родителей.

Особую роль в социализации детей с нарушениями слуха, конечно, отводится сурдопедагогам и учителям.

Поэтому наиболее важными этапами решения данной группы проблем представляются:

ранняя диагностика нарушений слуховой функции и ранняя адекватная помощь детям с нарушением слуха;

изучение психологических особенностей детей с нарушениями слуха и оказание им и их родителям психолого-педагогической помощи

обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта;

разработка и внедрение новых современных технологий обучения (включая компьютерные);

использование современной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, позволяющая находится ребенку в одних и тех же акустических условиях.

Воспитание и обучение детей с нарушением слуха сложный процесс, требующий от окружающих много терпения, душевной доброты, определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса таких детей нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным.

Решению основных задач коррекционно-развивающего обучения с учетом психофизических особенностей воспитанников во многом способствует внедрение новых педагогических технологий. Обучение детей со сложной структурой дефекта осуществляется с использованием в основном технологий коррекционно-развивающего обучения и здоровьесбережения.

Для детей с нарушением слуха создана эффективная система непрерывного образования, позволяющая получить равного со слышащими уровня образования.

Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.

Розова А.П. Психология трудового обучения глухих. Москва: Педагогика, 1979. – 216 с.

Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978. — 232 с.

Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей.— М.: Медицина, 1984, 239 с., ил.

1 Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.

2 Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей.— М.: Медицина, 1984, 239 с., ил.

5 Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978. — 232 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *