какие лингвистические особенности просторечия вы знаете
Особенности русского просторечия
Поговорим о просторечии, которое вместе с народными говорами и жаргонами составляет устную некодифицированную, т.е. не связанную строгими нормами, сферу общенационального речевого общения – народно-разговорный язык.
В просторечии представлены единицы всех языковых уровней; в фонетике просторечными являются такие акцентные и произносительные варианты, как: прОцент, шОфер, прИговор, килОметр, обеспечЕние, закупОривать, магАзин, рИзетка, тубарет, друшлаг; в морфологии – такие формы, как: с повидлой, на пляжУ, шоферА, офицерА, делов, без пальтА, бежат, хочем, ляжь, ложИ, полОжь; в лексике – такие слова, как: огорошить, наяривать, лупцевать, дрыхнуть, рожа, харя и др.
Особенно отчётливо своеобразие просторечия проявляется в сопоставлении с литературным языком: слово звучит по-другому или имеет другое грамматическое или морфологическое оформление: сравните литературное и просторечное варианты: телевизор – телевизер, после – опосля, здесь – здеся, вместо –заместо, всё равно – сё равно и др.
Термин просторечие возник из словосочетания простая речь, употреблявшегося в XVI-XVII веках в значении «не книжный, народный язык», хотя уже в то время делались попытки применять простую речь в письменности, например, протопоп Аввакум, описывая свою жизнь, в некоторых случаях активно использует просторечные слова и формы, такие например, как лаять – ругать.
Русское просторечие исторически сложилось на базе московского койне – общего разговорного языка, его становление связано с формированием русского национального языка в XVII-XVIII веках; оно явилось одним из важных источников складывавшегося в XVIII и в начале XIX веков литературного языка. Александр Сергеевич Пушкин – реформатор русского литературного языка, считавший, что именно «разговорный язык простого народа» должен быть основой литературного, в статье «О предисловии господина Лемонте к переводу басен И.А. Крылова» писал: «Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного; но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей».
В это время границы просторечия стабилизировались и оформилось его соотношение с литературным языком, а именно противопоставление ему, т.е. просторечие противопоставляется литературному языку и обслуживает общение необразованных, а также некультурных, невоспитанных людей, живущих в городах и рабочих посёлках; хотя в наше время, время небрежного отношения к национальному богатству – родному языку, на просторечии общаются и достаточно образованные люди. Они не осознают, не понимают, не улавливают различия между литературными и нелитературными формами. А этому нетрудно научиться – было бы желание.
Елена Пляскина,
кандидат филологических наук
«Читинское обозрение»
№12 от 19.03.2014 г.
Просторечия в русском языке
Просторечия — это слова, которые не соответствуют нормам русского литературного языка.
Чтобы понять, что такое просторечия, выясним сначала, что это сложное слово образовано от словосочетания «простая речь». А кто пользуется простой речью? В первую очередь, так называемая простая речь была характерна малообразованным как городским, так и сельским жителям.
Возьмем в качестве примера глагол «обалдеть». Академический словарь русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой просторечное слово «обалдеть» указывает со значением «потерять способность соображать, прийти в состояние отупения, одуреть». В Большом толковом словаре под редакцией С.А. Кузнецова это слово имеет ещё одно значение «восхищаться, испытывать восторг от кого-то или чего-то».
Увидев впервые эти горы, я просто обалдел от их красоты!
То же значение имеют однокоренные просторечные слова «обалденный» (восхитительный, изумительный) и «обалденно».
Моя бабушка испекла обалденный пирог с яблоками!
Сегодня ты выглядишь просто обалденно!
Как видим, в этом контексте литературные слова «восхитительный» («восхитительно»), «изумительный» (изумительно») с точки зрения говорящего не обладают такой яркой эмоциональностью, как просторечные слова, которыми он предпочел заменить их в своем экспрессивном высказывании.
Просторечия в речи
Просторечные слова занимают особую нишу в живой разговорной речи. Возникшие как единицы речи необразованных людей, они не уходят, не исчезают из языка, а сохраняются довольно длительное время. С одной стороны, они звучат несколько грубовато, неграмотно и, безусловно, режут слух образованным людям. С другой стороны, использующие их в своей речи считают их более яркими по сравнению с «тусклыми» литературными вариантами. Просторечная лексика примыкает к разговорной, но находится за пределами русского литературного языка. Она характеризуется как грубая, бранная или как несоответствующая литературной норме. Просторечная лексика обладает сниженной окраской и всегда экспрессивна:
В художественной литературе просторечные слова выполняют роль стилистического средства, с помощью которого автор стремится передать характерную речь персонажа произведения.
Понаблюдаем за диалогом из романа современной писательницы Екатерины Вильмонт:
А дамы, по-вашему, какими должны быть?
Бабки из бабы даму не делают. Но я плевать на это хотела!
Просторечное слово «бабки» вместо литературного «деньги» и «баба» вместо «женщина» позволяют читателю понять, что героиня, несмотря на внешний лоск, не получила достойного образования и принадлежит к определенной социальной прослойке общества.
Просторечия засоряют нашу речь, снижают её качество, искажают литературные слова и их грамматические формы. Как же узнать просторечие? Рассмотрим с примерами некоторые признаки просторечных слов.
Признаки просторечий
Просторечия возникают на базе литературных слов путём их образования, например, с помощью суффикса:
В высказывании часто непреднамеренно, а иногда и умышленно (для создания комического эффекта) изменяются по падежам несклоняемые имена существительные.
В некоторых просторечных словах вставляется (переставляется) гласный в стечение согласных:
Отметим такой признак просторечия, как замена согласного или гласного в слове:
Явным признаком просторечия является искажение грамматической формы глаголов:
Чтобы было легче ориентироваться в потоке таких слов, приведем примеры просторечий.
Примеры просторечий
Как известно, речи принадлежит немаловажная роль в формировании личности. Овладение нормами русского литературного языка, высокая культура речи является залогом профессионального успеха, особенно тех, кто по долгу службы учит или воспитывает молодое поколение, организует или направляет работу других людей. По тому, как человек строит свои речь, какие языковые средства использует, а каких избегает (просторечия, жаргон, канцеляризмы, штампы), можно судить о его внутренней культуре.
Просторечия
платите только за перевод слов!*
*Теги, числа, спецсимволы, память переводов, а также повторяющиеся участки текста идут со скидками.
Просторечия, как и жаргоны, – это нелитературная лексика, имеющая вместе с тем устойчивое распространение у большого количества людей. В отличие от жаргонов они формируются внутри языковой системы, общепонятны и имеют отличительные особенности.
Просторечия имеют свойственные им характеристики и отличаются от литературного языка по ряду признаков. Это касается:
Кроме того, просторечиям свойственна эмоциональная окраска, они имеют нейтральные синонимы в литературном языке.
Носители такой разновидности нелитературной речи, как правило, имеют между собой схожие характеристики по параметрам:
Зачастую эти пункты дополняются территорией проживания носителей, которая косвенно диктует и стиль жизни, а следовательно, отражает и культурные традиции.
Это уникальное явление, которое, по мнению многих исследователей, почти не имеет аналогов в других странах. Просторечия зачастую характеризуются как малограмотная речь, но здесь есть ряд нюансов. Дело в том, что просторечия – это самостоятельная и самобытная структура, формирующаяся внутри всего национального языка и функционирующая по особенным законам (хотя и отличающимся от общепринятых). Такое определение отрицает существование просторечия как «единичной ошибки» малограмотного человека.
В русском языке формирование просторечий тесно связано с развитием самого национального языка, и их анализ неотделим от этого контекста.
Литературный язык и просторечие
Литературный язык и просторечие
Сам факт существования в пределах языка такого явления, как просторечие, продолжает удивлять лингвистов. Противопоставление литературного языка и просторечия отражает различие в культурной ориентации их носителей.
С социолингвистической точки зрения, между носителями литературного языка и просторечия существует резкая граница. Литературный язык – это язык общения образованных людей, просторечие – язык так называемого «простого человека», занятого неинтеллектуальным трудом.
Если носители литературного языка тяготеют к «культуре доверия», то для носителей просторечия типична «культура недоверия», восхищение криминальным миром, стремление подражать его представителям в речи и поведении на паралингвистическом уровне (например, складывать пальцы веером). Отношения между этими двумя социальными группами не простые, часто напряженные.
Оценить число носителей литературного языка трудно. Очевидно, что их значительно меньше, чем носителей просторечия. Соотношение примерно – 2/3:1/3. Если ситуация не изменится, то носителей просторечия будет еще больше.
Просторечие – это не «простая речь» и не речь «простых людей». Распространено мнение, что просторечие принадлежит исключительно к разговорно-бытовой сфере. Но это не так. Оно живет и в деловой речи, причем не только в устной, но и в письменной форме. В конечном счете просторечные слова и обороты естественным путем принимаются литературным языком: подвижки, наработки, проживать (по адресу), обговаривать, набрать кого-то (‘позвонить’), отзвонить, отследить. От просторечных элементов не застрахована и научная речь.
Просторечные формы не имеют никаких дополнительных смысловых оттенков или функций по сравнению с аналогичными формами в литературном языке: (я) без понятия = не знаю, по жизни = в жизни, по-любому = в любом случае.
Все экспрессивное просторечие «обречено» на признание. Просторечная форма, получая самостоятельную функцию, может перейти из разряда «просторечных» в «разговорные». Так, рожденные в просторечии многочисленные фразеологизмы легко входят в разговорный стиль литературного языка.
Узнавание самих фактов просторечия до сих пор идет опытным путем: в массе случаев критерием служит речевой опыт носителей литературного языка.
Просторечие оценивается как порча языка, но тем не менее обладает своеобразной нормой, которая не подвергается кодификации, хотя ее черты можно систематизировать. Это:
· повышенная громкость речи, особенно в телефонном общении на улице, в разговоре на расстоянии, фарингализация («сиплый голос»);
· своеобразная интонация растягивания;
· использование оригинальных звукоизобразительных приемов (специфическое хихиканье в очень высокой визгливой тональности, громкие крики и вопли, междометие вау!), пониженный тембр голоса у женщин, свист;
· в речевом поведении носителей просторечия отмечаются такие типы поведения, как бытовые провокации («подколы», «наезды»), грубые шутки («приколы»), превентивные, часто беспричинные обвинения;
· отсутствие табуирования мата: он выступает как своеобразный код, по которому опознают своих. Некоторые бранные слова десемантизируются и приобретают функции экспрессивных частиц;
· повышенная агрессивность речевого акта, в ходе которого собеседник воспринимается как враг;
· активное использование жаргонизмов и жаргоноидов: бабки, беспредел, дать по рогам, опустить, примять;
· несоблюдение орфоэпических норм: свекла, договор, километр, звонит, красивее;
· при переключении на «вежливый», по мнению носителей просторечия, регистр речи появляются эвфемизмы: покушать (лит. поесть), подъехать (лит. приехать), отъехать (лит. уехать);
· в общении используются исключительно ты-формы;
· широко представлены слова-паразиты: типа, короче, прям, конкретно, как бы, реально.
Носители литературного языка и просторечия понимают партнеров по коммуникации, но языковыми системами друг друга не владеют.
Социолингвистический портрет носителя просторечия
Язык – важный показатель социальной стратификации.
Нравственные представления носителей просторечия:
· нравственный релятивизм, расплывчатость нравственных представлений (у каждого своя правда, все люди разные);
· фатализм (от судьбы не уйдешь);
· гедонизм (живем один раз) (гедонизм – греч. hēdonē ‘наслаждение’ – идеалистическое направление в этике, утверждающее, что стремление к удовольствию – высшая цель жизни. В Древней Греции эта теория связана с именем Аристотеля. Затем ее дополнил Эпикур, последователи которого получили название эпикурейцы);
· психологический эгоизм, убеждение, что альтруизма не существует (не делай ничего бескорыстно).
Все это объясняет терпимое отношение представителей просторечия к криминалу, уверенность в том, что виноват не преступник, а жертва (ограбили – нечего копить, убили – не ходи поздно ночью, изнасиловали – не входи в лифт с незнакомцем).
Типичный представитель просторечия позитивно относится к официальной религии – православию, носит ее атрибуты, но его религиозность является внешней, показной.
Стереотипы поведения носителей просторечия:
· манипулятивность (стремление использовать возможности другого человека в своих целях);
· заискивание перед сильным;
· основная форма времяпрепровождения – гулянка (пьяное застолье), дебош, кураж, агрессивные насмешки над окружающими, которых презирают за нежелание разделить их интересы.
Отношение носителей просторечия к искусству:
· любимый вид «искусства» – телевидение (сериалы, шоу пародистов, телевикторины, ток-шоу). Государство поддерживает вкусы носителей просторечия, о чем свидетельствует политика в области массового телевещания;
· музыка – «попса» как фон для пьяных разгулов;
· литература – детективы, дамская проза, романы об уголовниках, анекдоты.
Отношение носителей просторечия к власти
Носители просторечия поддерживают власть на выборах, так как она не мешает криминалу и полукриминалу и, более того, относится к ним со скрытым любованием.
В последнее время заметно усилилась пропагандистская поддержка «простого человека», исходящая от проникших во власть малоквалифицированных идеологов. Потакание вкусам носителей просторечия очень заметно и в области масс-медиа.
Еще в 20-х годах прошлого века русский философ писал, что волна хулиганства хлынула в нашу освобожденную печать и залила ее. И сейчас ситуация очень тревожная. Лингвисты всерьез озабочены тем, насколько уместно употребление просторечия в средствах массовой информации и как должна строиться языковая политика в СМИ.
· опредмечивание отвлеченности (то есть пренебрежение различием абстрактное – конкретное), например: Мы кормили сахарной свеклой все животноводство
; Теневая экономика скупит все земли; Он работал в криминальных структурах; Научный потенциал института уже три месяца сидит без зарплаты;
· упрощение (огрубление) – пренебрежение семантическими различиями лексем: мешать – тормозить; платить – оплачивать, одеть – надеть (изгнание слова надеть можно признать свершившимся фактом);
· бытовая литота: неглуп, неплохо, мягко говоря;
· широкая плеонастичность речи (плеоназм – это структурно-семантическое излишество, в отличие от тавтологии – повтора однокоренных слов: Писатель написал письмо критику). Можно выделить несколько видов плеонастичности:
· лексическая плеонастичность: свободная вакансия, рыбья уха, мусульманская мечеть, православные христиане, повседневная обыденность, очень замечательно;
· формообразовательная плеонастичность: самый максимальный, самый лучший, более лучше, самый первый, самый последний;
· синтаксическая плеонастичность: он сказал то, что…; он сделал это с той целью, чтобы…; он пришел с целью, чтобы навестить отца…; указывает на то, что…; как известно, что…; экспансия предлога о и союза что: реклама о…; критиковать о…; видит о том, что…; ожидаем о том, что…; он указал о том, что…;
· плеонастический монтаж фраз: Рост преступности растет; Сроки сдачи уже просрочены; Мы впервые познакомились на Байкале.
Следует отметить, что плеоназмы засоряют речь и создают коммуникативные помехи. Плеонастичность построения высказываний в деловой речи является приметой времени и требует отдельных исследований.
Просторечие обладает высокой степенью креативности, которая проявляется в избавлении от двувидовых глаголов (появляются пары: женить – оженить, участвовать – поучаствовать), унификации парадигм (жгёт, могёт, секёт, стригёт, стерегёт, хочут). Появляются просторечные профессионализмы: осýждены, возбýждено, пошить. Именно в рамках просторечия активизируется игра слов, так называемая «карнавализация языка» (Это не пляжи, а какая-то УТОПия.), и бурно идет процесс метафоризации.
Просторечие развивается очень быстро, мало реагирует на негативную оценку носителей литературного языка и успешно вербует его носителей.
Психологический облик носителя просторечия
Носитель просторечия помолодел, стал более или менее образован и социально значим. Чистых «просторечников» почти нет. Типично просторечные формы могут функционировать как вкрапления на фоне вполне литературной речи. Редкий носитель современного литературного языка не допускает просторечных элементов в разговоре. Но тем не менее «просторечник» легко узнаваем. Его речь характеризуют не столько уровень образования и среда, сколько определенные качества личности, ее особый психолингвистический склад, в частности:
· открытость, непосредственность в обращении: девушка (по отношению к даме любого возраста), мужчина, женщина, старик, братан;
· приоритет содержания речи над ее формой;
Вопросы для самоконтроля
1. Как различаются литературная речь и просторечие с лингвистической точки зрения?
2. Что понимается под просторечием?
3. Существует ли норма просторечия?
4. Каковы нравственные представления носителей просторечия?
5. Охарактеризуйте стереотипы поведения носителей просторечия.
6. Каковы эстетические представления носителей просторечия?
7. Чем различаются плеоназм и тавтология?
8. Какие лингвистические особенности просторечия вы знаете?
9. Какие психологические черты речевого портрета носителя просторечия можно выделить?
Просторечивый ли ты человек?
Иногда можно услышать такую фразу: он просторечив. При этом подразумевается, что человек говорит не по нормам литературного русского языка.
И часто такая фраза летит в сторону деревенского жителя, потому как считается, что в деревнях люди не соблюдают в разговоре общепринятые нормы речи.
Однако не только старики, не только деревенские, но и молодые люди в городах страдают просторечием.
Поэтому я решила сегодня подробнейшим образом исследовать этот вопрос.
Что такое просторечие
Просторечием принято считать одну из разновидностей русского языка. Обычно просторечивы жители необразованные, не получившие достаточно знаний грамматики и орфографии.
Часто путают просторечие с территориальными диалектами.
Это ошибочно, так как в рамках диалекта своеобразие речевых выражений закреплено за конкретной местностью по географическому положению.
Просторечие же — это некая неконфидицированность или анормативность использования языковых средств речи.
Просторечие наблюдается в устной форме речевого общения. Однако некоторые литературные произведения также могут содержать просторечные обороты для полноты раскрытия сюжета или языковой выразительности.
Просторечивая беседа часто слышна воздел домов на скамеечках, у кабинетов врачей или же на семейных и дружеских посиделках.
Иногда с целью повеселить компанию некоторые её члены используют просторечие, как смешное выражение мыслей.
Виды и формы просторечия
Как бы странно не звучало, но просторечие тоже классифицируется.
Существует два вида просторечия:
Первый вид просторечия присущ горожанам пожилого возраста, у которых нет достаточно полного образования и культурного уровня.
Второй вид просторечия свойственен молодёжи, у которой так же образованность ещё не на должном уровне. Зато стремление выделиться и пощеголять модными и (как им кажется) умными словечкам очень велико.
Фонетические особенности просторечия
В области фонетики просторечие первого вида очень заметно. Так, вместо пианино человек может говорить пьянина, вместо какао — какава, радио — радива и т.п.
Или же может происходить ассимиляция гласных с рядом стоящими слогами: керосин — карасин и др.
Часто происходит вставка гласного между согласных: рубль — рубель и т.п.
Из наиболее часто употребляемых надо отметить диссимиляцию согласных: трамвай — транвай.
Морфологические особенности просторечия
В морфологическом плане мы встречаем такие просторечивые особенности, как:
Лексическое своеобразие просторечия
С лексикой в просторечии вообще какие-то чудеса происходят. Иногда слышать такие слова смешно, но чаще — грустно.
Я понимаю, когда люди просто ради смеха их употребляют, но когда на полном серьёзе, то это уже даже на грани просторечия и полной безграмотности получается.
Посмотрите:
А вот ещё один интересный случай. Я почти на 100% уверена, что каждый из вас так говорит, т.е. любого из нас можно назвать просторечивым, независимо от нашего высочайшего образования.
Мы ведь так говорим?
Это случай, когда одно понятие переносится на другое.
Здесь, рентген означает рентгеновский аппарат. Как можно на него пойти?
Мы ведь проходим рентгенологическое исследование.
А говорим попросту: рентген.
Синтаксис и просторечие
С синтаксисом история не менее увлекательная.
Очень часто многие из нас (да, я уже перешла на нас, потому что эти своеобразия просторечия используют 90% грамотного населения русскоязычного населения, увы, в этом плане мы все просторечивы) заменяют краткие формы причастий на полные — обед уже приготовленный (вместо правильного приготовлен), дверь закрытая (а надо закрыта), я согласная на всё (вместо согласна).
Так же обстоит из деепричастиями (тут уже меньше грамотных людей допускают ошибки в речи) — мы две недели не мывши/сь, он пришел выпимши и т.п.
Конструкция с никто доставляет не мало хлопот просторечивым людям — дети никто не выучили уроки.
А вот ещё интересно — бабушка ослепла катарактой (а нужно от катаракты).
Часто употребительные фразы с предлогами С и ИЗ: выйти с магазина (вместо ИЗ магазина), вернуться с отпуска (ну кто так говорит?)
Да, так говорят многие, и не только в сельской местности. И все друг друга понимают.
Стоит ли сегодня заострять на этом внимание? Мне кажется, что стоит.
Мы ведь не разнообразим наш язык всевозможными формами слов, а искажаем его литературные нормы.
Если так и дальше пойдёт, то скоро мы преобразим речь до неузнаваемости.
Просторечие и жаргоны
Другой стороной просторечия можно назвать жаргонизмы, которыми пользуются теперь уже не только молодые люди, и не только в сети.
Слова эти вошли в обиход почти каждого из нас. Хотя не все используют их в большом количестве и не всегда на полном серьёзе.
Посмотрим на них поближе (рядом буду давать перевод этих слов на нормативный язык):
Я сейчас вспомнила фильм, где один интеллигентный человек учил другого (просторечного) говорить культурно. Он советовал ему говорить вместо редиска — нехороший человек.
Так вот, просторечие даёт возможность сэкономить на длине фразы.
Это, пожалуй, плюс. Хотя и не существенный.
Примеры просторечий в русском языке
Есть слова и фразы, которые являются «лакмусовыми бумажками». По ним можно точно определить, является ли человек просторечивым.
Эти фразы настолько просочились уже в нашу речь, что можно сказать наверняка — мы скоро все станем просторечивыми.
Хорошо это или плохо, судить не мне.
Но и зазнаваться теперь, что я или ты являемся людьми, которые говорят только литературным языком с соблюдением всех норм, не стоит.
Эти слова/фразы — индикаторы просторечия очень часто мы используем в функции восклицания.
Узнаёте их? Скажите, что вы их не используете? Хотя бы одно слово/одну фразу из списка.
И после этого вы будете утверждать, что вы не просторечивы?!
Формы речевого этикета, которые употребляются как просторечивые слова:
Не каждому хочется разговаривать просторечиво, но что поделать.
Вошли эти фразы и словечки в нашу речь крепко-накрепко.
Смиримся уж. Мы все просторечивы.
И утверждать, что просторечие свойственно только малообразованному человеку, я бы не стала.
Да и связывать просторечие с оборотами, которые придают грубую окраску объекту, тоже.
Всё в норме, если этим не злоупотреблять.
А какие фразы и слова, присущие просторечию, вы знаете или употребляете?