какие литературные приемы и средства использует цветаева

💗 Эпитеты и метафоры в стихах Цветаевой

В стихотворениях Марины Цветаевой используются эпитеты и метафоры, что позволяет поэтессе наполнить строки выразительными фразами и передать суть предметов, чувств и событий с помощью переносного значения.

Сегодня блог Stihirus24 рассмотрит тропы в стихах:

Также мы коротко опишем использование в строфах олицетворений (где есть), которые помогают перенести свойства и качества человека на неодушевлённые предметы и наоборот.

Тропы «Имя твой птица в руке»

В стихотворении «Имя твоё – птица в руке» Цветаева использует метафоры:

Первые две метафоры показывают умение держать свою свободу под контролем и остроту строк в стихах Блока (именно ему адресовано стихотворение). Читать их также приятно, как иметь во рту вкусный леденец, но стоит не забывать, что он быстро тает и колко звенит)).

Они украшают определяемое слово и добавляют ему недостающие, по мнению автора, свойства. Так, пруд становится тихим и на нём отчетливо видны круги от брошенного камня:

Легко просматриваются свойства определяемого слова и в других фразах. Олицетворение одно – это:

Курку Цветаева приписывает с помощью олицетворения свойство говорить, что украшает строфу.

«Идёшь на меня похожий» – средства выразительности

В стихе «Идешь на меня похожий» Марина Цветаева использует метафору:

В некоторых анализах метафорой указывают и «кладбищенскую землянику», но думается Цветаева не вкладывала в эту фразу никакого переносного смысла и это эпитет с определяемым существительным.

Кроме него в стихе и другие эпитеты:

Полный анализ этого стихотворения читайте здесь.

Эпитеты и метафоры в «Бабушке»

В стихотворении «Бабушка» Цветаева использует целую когорту эпитетов, с помощью которых хочет передать чувства к дорогому человеку и описать её внешность. Вот список эпитетов произведения:

Даже не читая весь стих мы можем с помощью цветаевских эпитетов представить себе её бабушку. Это молодая девушка (когда-то) в черном платье, которая имеет строгие черты лица и гордый характер.

Немало в строфах и метафор:

Они передают свойства взгляда, дня и звёзд с помощью сравнения с другими явлениями и качествами – обороной, невинностью и гашением.

С помощью троп (олицетворений, метафор и эпитетов) Цветаева позволяет нам раскрывать свои стихи, как веер, глубже проникая в смысл междустрочия, и получать эстетическое наслаждение от чтения.

Документальный фильм

В концовке предлагаем посмотреть документальный фильм «В моей руке лишь горстка пепла», который является паломничеством в мир Марины Цветаевой и открывает неизвестные страницы жизни поэтессы.

Источник

Какие литературные приемы и средства использует Цветаева, чтобы передать настроение, чувства в стихотворении «Родина»?

Какие литературные приемы и средства использует Цветаева, чтобы передать настроение, чувства в стихотворении «Родина».

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Все стихотворение М.

Цветаевой, эмигрировавшей в Париж, пронизано неугасаемой тоской по родине.

Также используется метафора : “неподатливый язык”.

” ; “даль, отдалившая” ; “даль, говорящая” ; “даль, со всех меня снимающая мест”.

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Какие художественные средства используются в стихотворении Лермонтова » Родина «?

Какие художественные средства используются в стихотворении Лермонтова » Родина «?

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Рубцов «Привет, Россия?

Рубцов «Привет, Россия.

«1) в чем выражается любовь поэта к Родине?

2) Какие картины окружающего мира остаются в его сердце и греют душу?

3)Какие литературные приемы и средства использует автор для выражения своего чувства?

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Какие средства выразительности использует Цветаева в стихотворении «Родина»?

Какие средства выразительности использует Цветаева в стихотворении «Родина»?

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Какие литературные приемы используются?

Какие литературные приемы используются.

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Какими чувствами и настроением проникнуто стихотворение М?

Какими чувствами и настроением проникнуто стихотворение М.

И. Цветаевой «Москва!

— Какой огромный Странноприимный дом»?

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

С помощью каких художественных приемов настроения в стихотворении » весенняя гроза»?

С помощью каких художественных приемов настроения в стихотворении » весенняя гроза»?

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Какое настроение передает бунин в стихотворении родина?

Какое настроение передает бунин в стихотворении родина.

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Помогите пожалуйста?

Какое настроение и чувства переданы в стихотворении «Памятник»?

Какие образы и картины стихотворения передает настроение и чувства?

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Срочноооо Напишите пожалуйста : ) Какие настроения, образы, чувства переданы в стихотворении Пушкин «пророк»?

Срочноооо Напишите пожалуйста : ) Какие настроения, образы, чувства переданы в стихотворении Пушкин «пророк»?

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Оно являетесь монологическим высказыванием.

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Напиши что ничего и что очень скучно было читать.

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Это смотрю читал ли ты это, или тебе понравилось.

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

ВОЛК И ВОЛЧОНОКВолчонка Волк, начав помалу приучать Отцовским промыслом питаться, Послал его опушкой прогуляться ; А между тем велел прилежней примечать, Нельзя ль где счастья им отведать : Хоть, захватя греха, На счет бы пастуха Позавтракать иль поо..

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Он хотел передать что не обязательно искать смысл в средине важно то чем закончится вся история.

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

1. Похищение людей и царевны 2. Военный совет 3. Нахождение Никиты 4. Путь к змею 5. Договор Никиты и змея 6. Битва 7. Поражение змея 8. Спачение царевны.

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Направляясь на встречу с друзьями гг повести, встречает плачущего мальчика. Его имя Саша, прозвище Сандалик, он рассказывает, почему он плачет и ведёт беседу с писателем(главным героем). В книге описаны некоторые тайны мальчика.

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Источник

Художественный анализ стихотворений Марины Цветаевой

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся

Анализ стихотворений Марины Цветаевой

Сведения об авторе:

Феер Ольга Сергеевна, МБОУ «Гимназия 1»

г. Мариинский Посад, 7 класс

Адрианова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 1» г. Мариинский Посад

Актуальность нашей работы заключается в том, что в настоящее время школьники все реже и реже читают. Большую часть своего времени школьники просиживают в интернете, где они общаются достаточно простым, ясным языком. Русскому литературному языку уделяется всё меньше времени, подростки встречаются с ним в большей части только в школе, поэтому им становится всё труднее понимать глубинный смысл художественных и лирических произведений.

В своей исследовательской работе мы хотели бы показать на примере стихотворений Марины Цветаевой насколько много может быть заложено смысла, оттенков чувств, эмоций в простых, как казалось бы, строчках и словах.

Проблема исследования: важно изучать произведения русских поэтов и писателей, уметь их художественно анализировать, чтобы понимать насколько богат и красив наш русский язык.

Формулировка гипотезы: если мы сделаем анализ стихотворений Марины Цветаевой, то, благодаря этому, мы сможем расширить наши представления о возможностях русского языка, об употреблении художественных средств в произведениях.

Цель работы состоит в том, чтобы произвести художественный анализ стихотворений М. Цветаевой и определить роль художественных средств в произведениях.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) научиться находить художественные средства в тексте;

2) научиться их классифицировать;

3) определить значение того или иного художественного средства в стихотворении.

Объект исследования: стихотворения Марины Цветаевой из цикла «К Блоку» и «Бабушке».

Предмет исследования: художественные средства в стихотворениях.

Метод изучения литературных источников

Практическая значимость: Результаты данной работы можно будет использовать при анализе других лирических стихотворений, на уроках литературы, а также выступить на вечере, посвященном памяти поэтессы.

Поэзию М. Цветаевой невозможно понять и прочувствовать, не зная ее биографии. Ведь каждое ее стихотворение – это отклик на событие в жизни.

Марина Ивановна Цветаева родилась в 8 октября 1892 года в Москве. Когда Марине было 14 лет, ее мать Мария Александровна скончалась от болезни.

Взрослая жизнь Марины Цветаевой прошла в лишениях и одиночестве. В 1912 году она выходит замуж за Сергея Эфрона. В браке родилось две дочки и сын. А так, как муж воевал в годы революции, то семье пришлось эмигрировать. В чужих краях, жилось не сладко. Марина Цветаева живет с двумя детьми за границей, не зная, жив ли ее муж. Вскоре наступают очень трудные годы для всех. Марина Цветаеваа плохо питалась, была плохо одета и замерзала. В конце концов бедность и истощение вынудили ее сдать детей в государственный детский приют, где в 1920 году умирает младшая дочь.

Общая характеристика изобразительно-художественных средств.

Учение о фигурах речи возникло еще в античной риторике (Риторика – это искусство разговаривать с людьми).

С помощью худ.средств достигается эффект выразительности. Прежде чем приступить к анализу произведений М. Цветаевой, рассмотрим некоторые приемы, украшающие повествование.

Антитеза – прием контраста, резкое противопоставление образов и понятий

Гипербола – прием, основанный на преувеличении свойств предмета.

Сравнение – вид тропа, где сопоставляются предметы.

Художественный анализ стихотворения М. Цветаевой из цикла «Стихи к Блоку»

Александр Блок занимал совершенно особое место в душе Цветаевой. Его творчество было для нее целым миром, его личность притягивала. Блоковский цикл – это рассказ о любви – в нем переданы тончайшие оттенки чувств лирической героини.

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно-единственное касание губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое – ах, нельзя! –

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.

Прочитав это стихотворение, мы сразу же замечаем художественное средство – анафору: «Имя твое – птица в руке, / Имя твое – льдинка на языке. / Одно-единственное движенье губ. / Имя твое – пять букв…». Здесь анафора усиливает восхищение цветаевской героини поэтом, подчеркивает, сколько сокровенного, драгоценного заключает в себе для нее даже звучание его имени. С бережностью и пристальностью любви найдены в стихотворении сравнения к звучанию его имени. Эти художественные средства дают нам понять, что любовь к поэту живет не только в глубине души героини, но и в приметах внешней жизни, напоминающих о нем, и образ поэта словно оживает в них. Все сравнения здесь роднит одна черта: они передают то, что длится не более короткого мига, но оставляет в сердце долгий след: неуловимы «птица в руке», могущая улететь; «льдинка на языке», которая вот-вот растает; «одно-единственное движенье губ», которое исчезает, едва прозвучав, наконец, «щелканье ночных копыт», замолкающее вдали. Связаны эти сравнения еще одной чертой: все они отражают извечное стремление человека остановить прекрасное мгновение.

В каждой строчке этого стихотворения мы ощущаем восхищение поэтом, любовь к нему. Передается настроение некой скрытности, таинственности. Помимо чувств, выраженных лирической героиней, мы можем угадать и образ самого поэта. Он представляется нам нежным и добрым: «поцелуй в глаза», «голубой глоток», по натуре сильным и бесстрашным: «громкое имя», «И назовет его нам в висок звонко щелкающий курок». Все эти впечатления достигаются благодаря художественным средствам, употребленным Цветаевой в этом стихотворении.

Художественный анализ стихотворения М. Цветаевой «Бабушке»

Стихотворение «Бабушке» было написано в 1914 году. Марина Цветаева посвятила его своей бабушке. Ее поэтесса видела только на фотографии.

Продолговатый и твердый овал

Черного платья раструбы…

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

— Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли.

Здесь лексика тематической группы «части тела» (продолговатый и твердый овал, руки, которые в залах дворца, вальсы Шопена играли и др.) делает читателя как бы соучастником событий, созерцателем сиюминутной картины, создает впечатление у читателя сонаблюдателя портрета, который рассматривает поэт.

В стихотворении есть риторические вопросы: «Кто целовал / Ваши надменные губы?», «Юная бабушка, кто вы?», «Сколько возможностей вы унесли, / И невозможностей – сколько?». На эти вопросы не ждут ответа. Ответы ищут в самом портрете бабушки. И чем больше рассматриваем портрет, тем больше вопросов возникает.

Порывистой и активной натуре Марины Ивановны было интересно все, она искала истоки своей талантливости в родных корнях. В этом стихотворении звучат ноты восхищения и удивления, желание понять собственную мятущуюся душу. И тут возникает самый главный вопрос:

— Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли.

Героиня хочет узнать о своей бабушке все, потому что ничего о ней не знает. Интерес к личности бабушки связан еще с тем, что героиня хочет узнать, что передалось от бабушки к ней. Хочет хоть как-то оправдать свой мятежный дух.

В стихотворении присутствуют такие художественные средства, как анафора:

Юные женщины так не глядят.

Для лирической героини, равно как и для самой поэтессы, неизвестно практически ничего о своей бабушке. И любопытно узнать о ее жизни, о ее нраве. Для героини много загадок связано с именем бабушки. Портрет – единственное, что есть у лирической героини про бабушку. И не зря задается последний вопрос. Он объясняет нам один из главных интересов к личности бабушки. Цветаевская героиня хочет узнать в кого она такая. Есть ли сходства у нее со своей бабушкой.

Стихотворение «Бабушке» рисует перед нашими глазами портрет «двадцатилетней польки». Она молода, красива, чуть надменна и может горделива. Марина Цветаева словами нарисовала портрет. Она смогла сделать это так, что мы отчетливо можно представить себе ее бабушку. Главным художественным средством в этом стихотворении является риторический вопрос. Эти вопросы заставляют задуматься. Хочется узнать о бабушке больше. Бабушка становится интересной. Это уже не просто портрет бабушки, это – портрет девушки, жизнь которой когда-то кипела. Интересны подробности ее жизни, характер ее. Но, к сожалению, мы о ней ничего не знаем и не можем узнать. Поэтому остается только догадываться и задаваться вопросами.

В результате работы мы провели художественный анализ двух стихотворений М. Цветаевой. В ходе анализа определили, что в стихотворениях употребляются самые различные художественные средства. Они играют очень важную роль в передаче эмоций, понимании чувств и проблем стихотворений. Зачастую только благодаря художественным средствам можно узнать о переживаниях лирического героя.

Марина Цветаева является образованным и очень чувственным поэтом. Практически все виды художественных средств мы можем найти в ее произведениях. Художественные средства всегда употреблены к месту. Эпитеты и сравнения поражают своей необычностью, но вместе с тем и точностью. Особенно часто в ее произведениях употребляется анафора. Также интересна антитеза в ее стихотворениях. Риторическое восклицание и умолчание играют не последнюю роль в понятии смысла Цветаевских стихотворений.

Использование такого приема как аллитерация помогает Марине Цветаевой передать ощущения, показать свое отношение ко всему происходящему в стихотворении, дать оценку. Причем Марина Цветаева всегда находит «свое» место каждому художественному средству.

Марина Цветаева создает свою картину мира через художественные средства.

1. Мещеряков, В. П. Основы литературоведения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.

2. Марина Цветаева. Стихотворения / Сост. и авт. вступ. ст. Ал. Михайлов. – М: «Детская литература», 1990. – 191 с.: ил.

Источник

32 средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности – это тропы, фигуры речи и другие литературные приемы, используемые поэтами, писателями и драматургами для создания уникальных эффектов в своих произведениях.

В этой статье мы рассмотрим средства художественной выразительности, которые встречаются в прозе, поэзии и драматургии чаще других. Мы дадим определение каждого из терминов вместе с примерами из известных литературных произведений. Также мы рассмотрим контекст, в котором используются эти литературные приемы.

Знание арсенала средств художественной выразительности позволит нам не только глубже проникать в историю и сильнее привязываться к персонажам, но и успешно понимать и анализировать смысл, заложенный авторами.

Зачем нужны средства художественной выразительности?

… жизнь – не лучший, а плохой сценарист,
Чьи недочёты надлежит исправлять.

Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.

Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.

Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.

Главные средства художественной выразительности

Хотя наша статья разбирает больше средств художественной выразительности, чем остальные сайты, мы ни в коем случае не претендуем на полноту списка и предлагаем лишь наиболее часто встречающиеся литературные приемы, которые обязательно нужно знать любому, кто интересуется литературой и филологией. Каждый прием снабжен примером, иллюстрирующим его суть, и если вам в голову придут другие удачные примеры обязательно поделитесь ими в комментариях с указанием того, к каким средствам художественной выразительности они относятся.

Аллегория

Аллегория – использование запоминающегося образа или сюжета для иносказательного выражения универсальной идеи, реальных (исторических) проблем и/или событий. Используется в романах, в баснях.

Например, антиутопия Оруэлла «Скотный двор» – это аллегория событий, предшествовавших русской революции и сталинской эпохе. По сюжету, животные на ферме практикуют анимализм (отсылка к коммунизму). Многие персонажи соответствуют реальным историческим фигурам.

Другой пример: басня Крылова «Стрекоза и муравей», где стрекоза символизирует беспечность и легкомыслие, а муравей – трудолюбие.

Аллюзия

Аллюзия – это намёк или косвенная ссылка на лицо, событие или идею, имеющие место вне рамок основного произведения. Многие аллюзии отсылают к ранее созданным художественным произведениям.

В поэме «Петербургский роман» Бродский обращается к главному герою пушкинского «Евгения Онегина»:

Гоним столетьями гонений,
от смерти всюду в двух шагах,
теперь здороваюсь, Евгений,
с тобой на этих берегах.

Алогизм и парадокс

Алогизм – утверждение, в котором нарушены логические связи. Используется для создания более яркого зрительного образа, нередко – в детской литературе.

Жабы по небу летают,
Рыбы по полю гуляют,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (К. Чуковский, «Путаница»)

Парадокс – это утверждение нелогичное или противоречащее здравому смыслу на первый взгляд, но по сути оказывающееся истинным или правдоподобным.

В качестве примера можно привести известную фразу из повести Оруэлла «Скотный двор»:

«Все животные равны, но некоторые животные равнее».

Анафора

Анафора – это многократное повторение звука, слова или словосочетания в начале строк или предложений на протяжении всего текста. Используется как в прозе, так и в поэзии. Служит для усиления эмоционального воздействия на читателя.

Пример фонетической анафоры:

Пример лексической анафоры:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством. (М. Лермонтов, «Демон»)

Анахронизм

Анахронизм возникает, когда автору нужна намеренная ошибка в хронологии или временной шкале. Это может быть персонаж, появляющийся не в тот период времени, когда он на самом деле жил, или технология, используемая до того, как она была изобретена. Анахронизмы часто используются для создания комедийного эффекта.

В сатирическом романе «История одного города» Салтыков-Щедрин для усиления комичности использует путаницу в датах и часто допускаемые летописцем анахронизмы наподобие ссылок на Герцена и Огарева.

какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть фото какие литературные приемы и средства использует цветаева. Смотреть картинку какие литературные приемы и средства использует цветаева. Картинка про какие литературные приемы и средства использует цветаева. Фото какие литературные приемы и средства использует цветаева

Антитеза

Антитеза – противопоставление двух или более различных (обычно противоположных по смыслу) идей, характеров, вещей и т. д. Этот прием помогает четче охарактеризовать объект или идею, сравнивая их между собой.

В начале «Повести о двух городах» Диккенс использует антитезу:

«Это было лучшее из времен, это было худшее из времен, это был век мудрости, это был век глупости, это была эпоха веры, это была эпоха неверия, это было время Света, это было время тьмы, это была весна надежды, это была зима отчаяния…»

Гипербола и гротеск

Гипербола – это намеренное преувеличение, которое не должно восприниматься читателем буквально.

В сто сорок солнц закат пылал… (В. Маяковский)

Гротеск – разновидность гиперболы. Служит для изображения в карикатурном или абсурдном, неправдоподобном ключе каких-либо качеств объекта или идеи. Часто служит для создания комедийного эффекта.

В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле часто прибегает к гротеску при описании непомерных размеров героев:

«Будучи препровождены таким порядком в рот, паломники приложили все усилия, чтобы не попасть под жернова его зубов, и уже начали думать, что их заточили в какое-то глубокое подземелье…»

Инверсия

Под инверсией подразумевается изменение привычного порядка слов в предложении. Нередко используется в поэзии для встраивания фразы в ритмический рисунок.

Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами? (В. Жуковский)

Ирония

Ирония – употребление слова или изображение ситуации в насмешливом ключе, часто – в значении противоположном буквальному. В литературе существуют разные типы иронии:

В «Мертвых душах» Гоголь называет мошенника Чичикова «самым благопристойным человеком».

В «Больших надеждах» Диккенса главный герой Пип считает своей благотворительницей мисс Хэвишем. В этом уверены и читатели. Однако, в итоге выясняется, что благодетель Пипа – беглый каторжник.

В шекспировском «Короле Лире» аудитория знает, что Корделия – настоящая дочь Лира, но сам он этого не ведает.

Примером иронии является вся песня Александра Башлачева «Подвиг разведчика»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *