какие лица допускаются к работе на ккт
Какие лица допускаются к работе на ккт
II. Правила эксплуатации
2.1. К работе на кассовой машине допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации кассовых машин в объеме технического минимума и изучившие настоящие «Типовые правила». С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности.
2.4. Перевод показаний суммирующих денежных счетчиков на нули (гашение) может производиться при вводе в эксплуатацию новой машины и при инвентаризации, а при необходимости, в случае ремонта денежных счетчиков в мастерских только по согласованию с контролирующей организацией с обязательным участием ее представителя. Под контролирующей организацией понимаются органы Государственной налоговой службы Российской Федерации.
2.5. Перевод показаний суммирующих денежных счетчиков, контроль счетчиков до и после их перевода на нули оформляется актом по форме N 26 (приложение N 1) в двух экземплярах, один из которых, как контрольный, передается в бухгалтерию контролирующей организации, а второй остается в данном предприятии (магазине, кафе и пр.).
2.7. При ремонте денежных счетчиков непосредственно в предприятиях также составляется акт по форме N 27 с записью показаний денежных и контрольных счетчиков до и после ремонта.
2.8. Запасные машины до ввода их в эксплуатацию хранятся хорошо смазанными для защиты от коррозии, закрытыми чехлами на полках или стеллажах. Климатические параметры помещения должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации.
Какие лица допускаются к работе на ккт
ИП без наемных работников при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг могут не применять ККТ до 01.07.2021; при заключении трудового договора с работником должны в течение 30 календарных дней зарегистрировать ККТ (ФЗ от 06.06.2019 N 129-ФЗ).
Статья 4.3. Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
1. Контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 192-ФЗ, от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети «Интернет», а также расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, применяется только при указанных расчетах.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Контрольно-кассовая техника, применяемая при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети «Интернет», а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не на месте осуществления расчетов с покупателями (клиентами), не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
Автоматизированные системы для бланков строгой отчетности применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг.
3. Фискальный документ (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона) сразу после его формирования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, направляется контрольно-кассовой техникой в технические средства оператора фискальных данных, и при положительных результатах проверки ими достоверности фискального признака сообщения, которым был защищен этот фискальный документ, проведенной сразу после его получения, технические средства оператора фискальных данных формируют подтверждение оператора фискальных данных, защищают его фискальным признаком подтверждения и немедленно направляют его в контрольно-кассовую технику. При неполучении подтверждения оператора фискальных данных контрольно-кассовая техника повторно направляет в технические средства оператора фискальных данных фискальный документ, для которого не было получено подтверждение оператора фискальных данных.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. В случаях, предусмотренных абзацем первым пункта 6.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, запрос о коде маркировки и уведомление о реализации маркированного товара сразу после их формирования направляются контрольно-кассовой техникой оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных.
После получения техническими средствами оператора информационных систем маркировки запроса о коде маркировки и уведомления о реализации маркированного товара указанные технические средства формируют ответ на запрос и квитанцию на уведомление, защищают их фискальным признаком квитанции и направляют оператору фискальных данных для передачи в контрольно-кассовую технику.
При неполучении от оператора информационных систем маркировки через оператора фискальных данных квитанции на уведомление для уведомления о реализации маркированного товара контрольно-кассовая техника повторно направляет оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных указанное уведомление, для которого не была получена квитанция на уведомление.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
4. При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.
Кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения контрольно-кассовой техники либо в случае применения контрольно-кассовой техники с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
5. При замене оператора фискальных данных и внесении изменений в иные сведения, введенные в контрольно-кассовую технику при формировании отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации, пользователем с применением контрольно-кассовой техники формируется отчет об изменении параметров регистрации, и все сформированные фискальные документы (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона), по которым не были получены подтверждения оператора фискальных данных, передаются оператору фискальных данных, а уведомления о реализации маркированного товара, по которым не были получены квитанции на уведомление, передаются оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи контрольно-кассовой техникой в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, а также получения контрольно-кассовой техникой подтверждения оператора фискальных данных в отношении всех этих фискальных документов (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона) и квитанций на уведомление в отношении всех уведомлений о реализации маркированного товара.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Протоколы информационного обмена между фискальным накопителем и контрольно-кассовой техникой, контрольно-кассовой техникой и техническими средствами оператора фискальных данных, техническими средствами оператора фискальных данных и автоматизированной информационной системой налоговых органов, техническими средствами контроля налоговых органов и фискальным накопителем, техническими средствами контроля налоговых органов и контрольно-кассовой техникой, а также между техническими средствами оператора фискальных данных и техническими средствами оператора информационных систем маркировки размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в сети «Интернет». Указанные протоколы, размещенные уполномоченным органом на его официальном сайте в сети «Интернет», обязательны для исполнения в фискальном накопителе, контрольно-кассовой технике и технических средствах оператора фискальных данных.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения протоколов информационного обмена, указанных в абзаце первом настоящего пункта, связанные с передачей информации из контрольно-кассовой техники оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, обязательны для исполнения техническими средствами оператора информационных систем маркировки, а также контрольно-кассовой техникой в случаях, предусмотренных пунктом 6.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, и техническими средствами оператора фискальных данных в случаях, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 4.5 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
7. Формирование фискального признака и проверка его достоверности, а также зашифровывание фискального документа и его расшифровывание должны осуществляться с применением идентичного (симметричного) ключа фискального признака и алгоритма криптографического преобразования с использованием такого ключа фискального признака (симметричного криптографического алгоритма).
Ключ документов, ключ сообщений и ключ уведомления, применяемые в фискальном накопителе, должны быть уникальными для каждого фискального накопителя.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Средство проверки фискального признака документа должно позволять с использованием мастер-ключа документа сформировать ключ документа, идентичный (симметричный) ключу документа, содержащемуся в фискальном накопителе, с использованием которого был сформирован фискальный признак документа, проверяемый этим средством проверки фискального признака документа.
Средство проверки фискального признака сообщения должно позволять с использованием мастер-ключа сообщения сформировать ключ сообщения, идентичный (симметричный) ключу сообщения, содержащемуся в фискальном накопителе, с использованием которого был сформирован фискальный признак сообщения, проверяемый этим средством проверки фискального признака сообщения.
Средство проверки фискального признака уведомления должно позволять с использованием мастер-ключа уведомления сформировать ключ уведомления, идентичный (симметричный) ключу уведомления, с использованием которого был сформирован фискальный признак уведомления, проверяемый этим средством.
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
11. Проверка достоверности фискальных данных в подтверждении оператора фискальных данных, защищенных фискальным признаком оператора, должна осуществляться с использованием средства проверки фискального признака оператора, содержащего мастер-ключ оператора, позволяющий сформировать ключ оператора, с использованием которого был сформирован этот фискальный признак оператора.
Формирование фискального признака подтверждения средством формирования фискального признака подтверждения должно осуществляться с использованием ключа сообщения, который в свою очередь должен формироваться этим средством формирования фискального признака с использованием копии мастер-ключа сообщения, содержащегося в этом средстве формирования фискального признака.
11.1. Формирование фискального признака квитанции средством формирования фискального признака квитанции должно осуществляться с использованием ключа уведомления, который в свою очередь должен формироваться этим средством формирования фискального признака с использованием мастер-ключа уведомления, содержащегося в этом средстве формирования фискального признака.
(п. 11.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
12. Проверка достоверности фискальных данных в подтверждении оператора, защищенных фискальным признаком подтверждения, осуществляется с использованием фискального накопителя и ключа сообщения.
12.1. Проверка достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком квитанции, осуществляется с использованием ключа уведомления.
(п. 12.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
13. Уполномоченный орган по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе устанавливать дополнительные правила формирования фискальных признаков, а также проверки достоверности фискальных документов.
14. Формирование фискальных документов в электронной форме, их печать на бумажном носителе и передача в налоговые органы без фискальных признаков не допускаются.
15. Порядок применения контрольно-кассовой техники устанавливается также иными статьями настоящего Федерального закона.
(п. 15 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
Правила эксплуатации ККТ
С 1 июля 2017 года организации и ИП обязаны перейти на онлайн-кассы, которые будут передавать данные о каждом пробитом чеке в ФНС через оператора фискальных данных. Как же применять их? Так же как и раньше или есть особенности?
Напомним, что порядок и условия применения контрольно-кассовой техники регламентирован статьей 4.3, которая введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ.
Однако до настоящего времени действуют «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104), применяемые в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Так, с переходом на онлайн-кассы можно не применять унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 (в частности, формы КМ-3, КМ-4, КМ-7 и т.д.). Об этом Минфин России сообщает в письмах от 16.09.2016 № 03-01-15/54413, от 04.04.2017 № 03-01-15/19821, от 19.05.2017 № 03-01-15/30616.
Вместе с тем остаются обязательными к применению формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов, например, кассовые документы (письмо Минфина России от 25.01.2017 № 03-01-15/3482)
Нюансы использования онлайн-касс
Перед началом осуществления расчетов кассир должен сформировать отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов — отчет о закрытии смены. При этом кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены.
Еще нужно знать, что все расчеты с онлайн-касс передаются через ОФД в ФНС. А чек теперь может быть не только бумажным, но и электронным.
Если произойдет сбой связи, то онлайн-касса будет пробивать чеки еще 30 дней, а затем она блокируется. Как только связь появится все пробитые чеки в порядке «живой очереди» будут передаваться через ОФД в ФНС. Получить сведения о работоспособности ККТ и возможности передачи данных можно в Личном кабинете ОФД «Такском».
Имейте в виду! Фискальный накопитель ККТ должен обеспечивать хранение в некорректируемом виде отчетов об открытии/закрытии смены, кассовых чеков (БСО), отчетов о текущем состоянии расчетов, подтверждение оператора и других фискальных документов в течение 30 календарных дней. Это установлено пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).
Подготовка к работе перед вводом ККТ в эксплуатацию
К работе на кассовом аппарате допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации ККТ, с которыми заключается договор о материальной ответственности.
Для проверки работоспособности кассового аппарата кассир должен пробить несколько нулевых чеков.
Отчет об открытии смены
Отчет об открытии смены должен содержать реквизиты, указанные в таблице 17 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@. Напомним, что этим Приказом утверждены форматы фискальных документов, обязательных к использованию, а также дополнительные реквизиты фискальных документов.
В частности, отчет об открытии смены может содержать такие дополнительные реквизиты, как код формы фискального документа, ИНН кассира, номер смены, признак истечения срока действия (ресурса) ключа фискального признака и т.д.
Расчеты с покупателями при использовании контрольно-кассовой техники
Расчеты с покупателями могут осуществляться в наличной или безналичной форме.
В случае ошибки кассир должен пробить чек возврата или коррекции. Чек коррекции пробивается тогда, когда кассиру нужно исправить ошибку. А чек возврата пробивается при возврате товара покупателем. В этом случае на чеке должен быть указан реквизит «возврат прихода».
Если расчеты — безналичные, например, с использованием банковских карт, то при покупке товара карта вставляется в щель кассовой машины системного кассового терминала, имеющего связь с банком, по каналу связи сообщается номер счета владельца кредитной карточки, подтверждается его платежеспособность и дается команда на списание со счета указанной суммы (стоимости покупки или услуги). После чего карточка возвращается владельцу. При вводе кредитной карточки в машину набирается личный код, известный только владельцу.
Обратите внимание! Все пробитые кассиром чеки фиксируются в системе оператора фискальных данных и автоматически передаются через ОФД в ФНС. Разница во времени между приемом денежных средств и пробитием чека не должна быть более 5 минут. В противном случае организация может быть привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Выдача и направление чека
При работе с онлайн-кассой покупателю выдается бумажный чек. Обязательно нужно поинтересоваться, нужен ли ему чек в электронной форме. Если да, то покупатель должен представить кассиру (до момента расчета) номер мобильного телефона или адрес электронной почты.
Важный нюанс — у продавца должна быть техническая возможность для передачи электронного чека покупателю.
Имейте ввиду!
ФНС разработала мобильное приложение, в котором можно сохранить свои данные (почту и телефон), которые потом преобразуются в QR-код. QR-код считывается на кассе и покупателю не приходится диктовать каждый раз свои данные кассиру.
Реквизиты чека
Формат кассового чека должен содержать реквизиты, указанные в таблице 48 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@. Так, с 1 февраля 2017 года в кассовом чеке (БСО) обязательно должен быть реквизит «ставка НДС».
В дополнение к старым реквизитам кассового чека на новых кассовых чеках отражается номер фискального документа, фискальный признак документа, номер смены, порядковый номер за смену, вид налогообложения и др.
Обязательным элементом кассового чека является QR-код, благодаря которому любой покупатель может проверить легальность осуществляемой покупки.
Предоплата
Если объем и список товаров, работ, услуг невозможно определить в момент оплаты (при получении предоплаты и (или) рассрочке платежа), то на кассовом чеке (БСО) указываются аванс и фактически полученные денежные средства.
При конечном расчете с учетом ранее предоставленного аванса на кассовом чеке указываются обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. При этом в сумме оплаты наличными и (или) электронными средствами платежа за реализуемые товары, работы, услуги указываются фактически полученные денежные средства без привязки к конкретным товарным позициям. Сумма ранее полученного аванса не отражается. Минфин России разъяснил это в письме от 28.04.2017 № 03-01-15/26352.
По мнению экспертов ФНС России, уровень детализации наименования товара должен позволять идентифицировать конкретный товар или услугу. Например, указание нескольких товаров под общей группой, к примеру «Суп», будет некорректным. Стоит указывать «Суп куриный 500 г». Возможно также указание производителя, объема, веса и других характеристик продукции.
Как пробить чек при оказании услуг?
Специалисты ОФД «Такском» разъясняют, что обязательным реквизитом чека ККТ является наименование услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), которое нужно отражать максимально корректно. Наименование конкретных видов услуг лучше взять из договора с клиентом или из прейскуранта услуг.
Эксперты уточняют, что наименование товара в чеке ККТ должно соответствовать маркировке товара, т.е. содержать информацию, которая позволит покупателю однозначно идентифицировать товар, в том числе его вид, сорт или марку, массу или объем.
Конкретных требований к указанию наименования товара и его детализации в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ не предусмотрено. Поэтому пользователь кассы вправе самостоятельно определить наименование. При формировании наименования товара налогоплательщики могут руководствоваться Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а также Техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).
Отчет о закрытии смены
В конце рабочего дня кассир должен закрыть смену (обнулить кассу и сдать наличность директору) и сформировать по окончании осуществления расчетов отчет о закрытии смены (аналог Z-отчета).
Отчет о закрытии смены должен содержать обязательные реквизиты, указанные в таблице 32 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@. В частности, адрес расчетов, регистрационный номер ККТ, количество кассовых чеков (БСО) за смену, общее количество фискальных документов за смену и т.д.
По окончании работы кассир должен выключить кассу, сдать ключи и остальные принадлежности.
Эксплуатация ККТ
Как и любое сложное устройство, онлайн-касса требует ответственного отношения и своевременной профилактики и ремонта. Осуществлять эти действия предпринимателям помогают центры технического обслуживания. Расскажем подробно, какое техобслуживание необходимо кассовому аппарату и какие услуги может предоставить ЦТО.
Требования и условия технического обслуживания ККТ
До вступления в силу новой редакции 54-ФЗ в 2017 году предприниматели, использующие в своей деятельности кассовые аппараты, должны были в обязательном порядке заключать договор с центром технического обслуживания. Эта организация проверяла исправность работы кассы, ее техническое состояние, а также оказывала услуги настройки оборудования и его ремонта. После вступления в силу новой редакции 54-ФЗ законодательство сделало договор с ЦТО необязательным. Кроме того, предприниматели смогли начать выбирать между ЦТО, в том числе и среди тех, которые находились не в их регионе, что было невозможно ранее.
Обеспечить онлайн-кассе правильное техобслуживание своими силами удается далеко не всегда: например, когда требуется обновить внутреннее программное обеспечение кассы в связи со сменой форматов фискальных документов и в других ситуациях. Именно поэтому большинство предпринимателей продолжает заключать договор на обслуживание с ЦТО (АСЦ).
Кроме того, если касса сломалась и требуется ее ремонт, то только сотрудник центра техобслуживания имеет право разбирать устройство, снимая пломбы. После этого сотрудник АСЦ (ЦТО) уведомляет налоговую инспекцию о проведенных действиях во избежание дополнительных вопросов. Самостоятельно решить такую проблему невозможно, поэтому иметь на руках договор с АСЦ очень полезно, чтобы в случае экстренной ситуации быстро получить квалифицированную помощь по умеренной цене.
Проведение технического обслуживания и ремонта. Виды ТО
Техническое обслуживание включает в себя много различных операций, которые отличаются по степени взаимодействия специалиста с кассовым аппаратом. Условно можно выделить следующие виды:
Проводить комплекс мер технического обслуживания необходимо еще и в соответствии с установленными сроками и правилами, прописанными в документации к эксплуатации устройства. В техобслуживание включены осмотр состояния узлов и деталей, профилактика поломок и замена износившихся частей.
Ежедневное техобслуживание включает в себя внешний осмотр кассы на предмет механических повреждений, загрязнений. Такой осмотр может проводить пользователь аппарата — продавец, кассир или сам владелец бизнеса. Ежемесячное или ежеквартальное ТО проводит специалист ЦТО, так как требуется освидетельствовать заводские пломбы устройства, проверить корректность отправки данных в ОФД, указания фискальных реквизитов. После ежемесячного ТО специалист подписывает документ о проведенной работе и ее характере. Сюда же можно отнести операции, которые называют “перепрошивкой” — загрузкой обновлений, драйверов и других утилит в ПО кассы. Ежегодное ТО включает манипуляции ежедневного и ежемесячного, а также внутреннюю чистку аппарата, которую проводит специалист сервисного центра.
Своевременно проведенные работы по техническому обслуживанию позволяют избежать множества неисправностей в работе кассы, а также сэкономить средства на срочном ремонте.
Перечень услуг ЦТО и их стоимость
В зависимости от профиля и уровня подготовки специалистов АСЦ готовы предложить предпринимателям большой спектр услуг. К ним относят как проведение ежемесячного или ежеквартального, ежегодного технического обслуживания, так и смену ФН, помощь в регистрации кассы и подборе ОФД и пр.
К самым популярным услугам АСЦ можно отнести:
Также работники сервисных центров могут оказывать услуги чистки аппаратов, обучение персонала предпринимателя и другие услуги.