какие логико интуитивные методы ису вы знаете
Менеджмент. Тест с ответами #103
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
К какой группе относятся мероприятия, направленные на «обеспечение соответствия параметров процессов и качества продукции требованиям и являющиеся источником затрат на качество?
проверочные мероприятия
корректирующие мероприятия
мероприятия по устранению дефектов
Совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей с целью побуждения их к достижению организационных целей называется _________ управления
функцией
приемом
методом
механизмом
Метод изучения объекта путем создания и исследования его копии, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание, называется …
анализом
абстрагированием
моделированием
аналогией
Смирнов является коммерческим директором фирмы N. Он координирует работу отделов своего направления, участвует в разработке общей стратегии развития фирмы. Следовательно, Смирнова можно отнести к …
представителям профессионального союза
руководителям среднего звена
цеховому менеджменту
руководителям высшего звена
Какие логико-интуитивные методы ИСУ Вы знаете?
А. Метод линейного программирования
Б. Метод точечной интерполяции
В. Метод Монте-Карло
Г. Метод «дерева целей»
Средства, которые обычно не следует относить к категории расходов муниципального образования — расходы, связанные с …
содержанием высших и средне специальных учебных заведений
решением вопросов местного значения
исполнением отдельных государственных полномочий
обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам
По модели Shell/DPM можно определить стратегии инвестирования. Определите какие возможны стратегии для позиции «Удвоить объем производства или свернуть бизнес»
а) инвестировать или покинуть данный бизнес
б) поскольку маловероятно, что, попадая в эту позицию, организация будет продолжать зарабатывать существенный доход, постольку предлагаемой стратегией будет не развивать данный вид бизнеса, а постараться превратить физические активы и положение на рынке в денежную массу, а затем использовать собственные ресурсы для освоения более перспективного бизнеса
в) никаких инвестиций; все управление должно быть сориентировано на баланс потока денежной наличности; стараться удерживаться в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенно сворачивать бизнес
г) необходимо сделать все усилия, чтобы избавиться от такого бизнеса, и чем скорее, тем лучше
Какой вид деятельности по управлению качеством направлен на «оценку и подтверждение соответствия объектов: продукции, услуги, процессов, персонала, рабочих мест и других объектов установленным к ним требованиям техническими регламентами, стандартами и другими НД»?
сертификация
управление качеством
стандартизация
Дисконтирование – это …
устранение различий в стоимости денег относящиеся к различным временным периодам
учет альтернативных объектов вложений инвестиций и рисков
информация о балансе предприятия
регулирование стоимости кредитных ресурсов на финансовом рынке
произведение, уменьшающее значение чистого приведенного дохода
Целостность информации может быть нарушена _______________ либо …
несанкционированным доступом
при случайном искажении в процессе использования
перехватом информации в каналах связи
сознательно
Метод анализа экономического развития региона, предусматривающий тщательное изучение отдельных процессов, которые достаточно типичны для рассматриваемой совокупности регионов — это …
системный анализ
монографический метод
метод систематизации
картографический метод
Для построения современной системы управления качеством характерен принцип …
ориентации на внутриорганизационные возможности
использования традиционных технологий деятельности
взаимовыгодных отношений с поставщиками
жесткой конкурентной борьбы за рынок
Определите принципы, лежащие в основы менеджмента
единоначалие, мотивация, лидерство, обратная связь
экономичность, обратная связь, единоначалие, мотивация
все перечисленное
научность, ответственность, правильный подбор и расстановка кадров
Совокупность прав, обязанностей и ответственности работников управления определяет их ____________ функции
главные
должностные
трудовые
основные
Определения положения партии (движения) на политической арене – это результат …
тактического планирования
ситуационного анализа
маркетингового синтеза
Ответы к тесту: Механизмы и процессы управления
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: Используется ли при функционально-стоимостном анализе принцип коллективного творчества?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Да
Тестовый вопрос: Как называется второй этап проведения функционально-стоимостного анализа системы управления?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Информационный
Тестовый вопрос: Правда ли, что важнейшим вопросом квалиметрии является уровень качества?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Да
[неверно] Нет, не качество, а количество
[неверно] Нет, не качество, а отношения
Тестовый вопрос: Какие разновидности рейтинговых методов применяются при проведении оценки системы управления?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Средневзвешенный
Тестовый вопрос: Какие логико-интуитивные методы ИСУ Вы знаете?
Выберите правильный ответ:
[неверно] Метод линейного программирования
[неверно] Метод точечной интерполяции
[неверно] Метод Монте-Карло
[ верно ] Метод «дерева целей»
Тестовый вопрос: Сколько законов логики существует?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] 4
Тестовый вопрос: Правда ли, что метод полемики – это разновидность логических методов?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Нет
Тестовый вопрос: К какой группе относится метод Дельфи?
Выберите правильный ответ:
[неверно] Логические методы
[неверно] Интуитивные методы
[ верно ] Экспертные методы
[неверно] Методы тестирования
Тестовый вопрос: Чему равен коэффициент относительной важности на одном уровне при построении «дерева целей»?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Равен 1
[неверно] Больше единицы
[неверно] Нет правильного ответа
Тестовый вопрос: Что такое механизм управления?
Выберите правильный ответ:
[неверно] Совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия
[неверно] Последовательность действий, из которых формируется воздействие
[ верно ] Совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей
Тестовый вопрос: Что такое процесс управления?
Выберите правильный ответ:
[неверно] Совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия
[ верно ] Последовательность действий, из которых формируется воздействие
[неверно] Совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей
Тестовый вопрос: Что является объектом управления?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Юридические лица
[ верно ] Физические лица
[ верно ] Процессы
Тестовый вопрос: Какие подходы включаются в модель интегративно-конвергенциального подхода к исследованию систем управления?
Выберите правильный ответ:
[неверно] Подход систем и компромиссов
[ верно ] Рефлексивный подход
[неверно] Подход «снятия сливок»
[неверно] Подход неопределенности
Тестовый вопрос: Назовите, основную идею процессного подхода?
Выберите правильный ответ:
[неверно] Пытается увязать конкретные методы, технологии с конкретными ситуациями для достижения целей предприятия при рациональном использовании ресурсов
[неверно] Уделяет большое внимание анализу внешней среды для предприятия
[ верно ] Рассматривает управление как процесс, объединяющий основные функции менеджмента в серию непрерывных взаимосвязанных действий
Тестовый вопрос: Что является связующим элементом при процессном подходе?
Выберите правильный ответ:
[неверно] Должностные инструкции
[ верно ] Процесс принятия решений
Вопрос 36. Логико-интуитивные методы исследования систем управления
Логико-интуитивные методы основаны на использовании при ИСУ способов логического и интуитивного характера, как каждого в отдельности, так и всех одновременно (совместно).
Логические методы ИСУ представляют собой приемы, относящиеся к логике и соответствующими ее законам, закономерностям и принципам. Они отличаются целенаправленностью, упорядоченностью и последовательностью использования. Это позволяет применять их в исследовательских работах различного характера.
Логика (как наука о человеческом мышлении и законах, которым она подчиняется) лежит в основе всех логических методов исследования. Основными логическими приемами в исследовании выступают:
-понятия (позволяют выделить в исследуемом предмете самое существенное и общее)
-суждение (форма мышления, утверждающая или отрицающая взаимосвязь изучаемого предмета с его тем или иным признаком), может быть простым или сложным
-умозаключения (используются для получения новых заключений из других исходных посылок)
-аналогия (способ получения нового знания об изучаемом предмете, опирающийся на ранее приобретенные знания о другом во многом объективно подобном но по существу различном объекте
-метод средних величин
-обобщение (переход от рассматриваемых схожих свойств отдельной группы изучаемых явлений к более глубокому пониманию и новым знаниям о целой совокупности исследуемых однородных объектов).
Интуиция представляет собой способность неосознанного подсознательного предопределения событий, ситуаций и постижения истины или принятия решения без логического обоснования и доказательства. Интуитивные методы ИСУ чаще применяют при поиске новых идей, выявлении скрытых проблем, при необходимости принятия оперативных решений, когда нет времени или других ресурсов. Одним из наиболее часто используемых методов интуиции является метод полемики, который позволяет на основе выявления различных точек зрения усиливать имеющиеся аргументы доказательств и определять дополнительные.
Наиболее широко при ИСУ используются экспертные методы., они применяются при невозможности использовать моделирование и описание исследуемых объектов формализованными математическими способами, отсутствии достаточно достоверной информации, информационной неопределенности исследуемых объектов, разработке средне- и долгосрочных прогнозов влияния новых законов и закономерностей на СУ, тенденций развития управления, рыночной среды, а также при наличии экстремальных ситуаций в управлении. В таких случаях непереоценимое значение приобретает использование профессионального опыта и сформированной на его основе интуиции специалистов-экспертов.
Методы, использующие мнения экспертов, были разработаны относительно недавно. Один из первых получил название метод «Дельфи». Изначально он предназначался для составления прогнозов в науке и технике и определения тенденций в развитии мира на основе последовательного неоднократного анкетирования индивидуальных суждений (оценок) экспертов, а затем стал применяться в других областях, в том числе в управлении и исследовании СУ.
К основным положениям использования метода «Дельфи» следует отнести:
• осуществление научно обоснованного отбора экспертов, состав которых должен быть относительно стабильным и рациональным по численности;
• составление четко сформулированных и однозначно воспринимаемых анкет, обеспечивающих принятие экспертных оценок преимущественно в количественной форме;
Сущность экспертных методов заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам.
Наиболее распространенные экспертные методы :
• непосредственного оценивания (балльный);
• сопоставлений (имеет две разновидности — парное сравнение и последовательное сопоставление).
Различие их состоит в том, что оценивание (измерение) изучаемых объектов системного управления осуществляется по-разному. Общее достоинство экспертных методов — быстрота получения результатов без наличия нормативной базы в СУ, возможность оценивания того или иного объекта при невозможности измерить его характеристики количественными объективными методами.
К недостаткам экспертных методов можно отнести их определенную субъективность и соответствующие этому возможные погрешности результатов экспертизы, существенные затраты на привлечение опытных экспертов для участия в экспертных работах, влияние авторитетных членов экспертной группы и корпоративных интересов на мнение отдельных экспертов.
В последнее время в различных сферах деятельности широкое распространение получил метод тестирования.
Тест – это искусственно созданное воздействие испытательного характера Основное назначение теста — контроль и установление соответствия между значениями входных и выходных параметров испытуемой системы при выполнении ею различных функций и на различных режимах управления (ручной, автоматический и т.п.).
Каждый тест должен обладать определенными свойствами, в частности свойствами назначения, безопасности, экологичности, этичности, экономичности, валидности и надежности.
Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. «Дерево» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель, цели 1-го уровня (главные цели), цели 2-го уровня, цели 3-го уровня и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реализации каждой из главных целей — достижение соответственно своих конкретных целей 2-го уровня и т..д.
«Дерево» целей позволяет описать количественные и качественные параметры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообусловленных целей СУ.
Рассмотренный метод может использоваться на различных стадиях исследования.
Особой разновидностью экспертного метода является метод SWOT-анализа. Он получил такое название по первым буквам четырех английских слов, которые в русском переводе означают: Сильные и Слабые стороны, Возможности и Угрозы. Метод состоит в последовательном изучении внутреннего состояния организации, определения её сильных сторон, недостатков, возможностей и угроз.
Методология SWOT-анализа может использоваться в качестве универсальной. В результате анализа проявляется картина соотношений сильных и слабых сторон организации, возможностей и опасностей, которая подсказывает как следует изменить ситуацию, чтобы нейтрализовать угрозы и недостатки возможностями и сильными сторонами.
Матрица SWOT-анализа строится на 2-х векторах: состояние внешней среды горизонтальная ось и состояние внутренней среды вертикальная ось. Каждый вектор разбивается на 2 раздела уровня состояния:
1. возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды;
2. сила и слабость потенциала фирмы.
Заполненная матрица показывает реальное положение дел, состояние проблемы и характер ситуации.
В ИСУ предметом этого метода м.б. проблемы развития управления, например, эффективность, персонал, стиль, распределение функций, структура системы управления, коммуникации, информационное обеспечение, организационное поведение, мотивация. Использование подготовленных специалистов позволяет повысить эффективность этих методов.
В исследовании СУ широко используются различные методы творческого характера типа творческих совещаний. Наиболее распространенными являются методы:
Особенность этих методов состоит в том, что в ходе совещания запрещается их критика. Оценка идей, выдвинутых во время совещаний, проводится обычно не на совещании, а входе их экспертизы. При этом каждый из методов во многом предполагает использование творческого потенциала участников, включающих применение различного рода фантазий, аналогий и т.п.
17.логико-интуитивные методы.
Все методы исследования можно подразделить на логические и интуитивные. Однако такая классификация очень условна, так как на практике трудно найти какой-либо процесс исследования и принятия решений с четким выделением методов, основанных только на логике или только на интуиции.
СУЩНОСТЬ ЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Логические методы исследования представляют собой приемы относящиеся к логике и соответствующими ее законам, закономерностям и принципам. Они отличаются целенаправленностью, упорядоченностью и последовательностью использования. Это позволяет применять их в исследовательских работах различного характера, например при анализе процессов управления в ретроспективном плане, управленческого учета, финансовой деятельности, маркетинга.
Логика (как наука о человеческом мышлении и законах, которым оно подчиняется) лежит в основе всех логических методов исследования. Она является простым и практически действенным аппаратом изучения СУ. Основными логическими приемами в исследовании выступают понятия, суждения, умозаключения.
Понятие позволяет выделить в исследуемом предмете самое существенное и общее. Как и другие приемы исследования, понятия претерпевают диалектическое развитие, т.е. уточняются, конкретизируются, пересматриваются, в результате чего появляются новые понятия. Последние нередко могут быть следствием важнейших открытий и изобретений.
Суждение следует рассматривать как форму мышления, утверждающую или отрицающую взаимосвязь изучаемого предмета с его тем или иным признаком или отражающую отношения между различными предметами, определяя истинность или ложность этих связей и отношений.
Суждения могут быть простыми (выражают связь только двух предметов или их свойств) и сложными (имеют несколько простых суждений).
Доказательство, как категория исследовательской деятельности, предполагает приведение соответствующих аргументов, фактов и авторитетных точек зрения, подтверждающих на основе формальной логики истинность какого-либо суждения и (или) определенного состояния, положения объектов исследования. Следует отметить, что при проведении доказательных рассуждений часто оперируют взаимосвязанными терминами «аргумент», «тезис» и «демонстрация».
В общем случае доказательства могут быть прямыми (когда не используются противоречащие аргументы, допущения) и косвенными (когда используются противоречащие аргументы, допущения).
К основным способам доказательства можно отнести:
– гипотетический, основанный на доказательствах по гипотезам;
– фактологический, т.е. базирующийся на систематизированных достоверных фактах, в том числе экспериментальных;
– аксиоматический, базирующийся на аксиомах;
– ключевых категорий, которые распространяются на реальные явления и имеющийся практически опыт;
– правовой, основанный на положениях норм права;
– обратный, предполагающий использование абсурдных аргументов – противоположных доказываемому состоянию;
– анализа свойств исследуемого объекта;
– классификации факторов, влияющих на состояние и свойства объекта исследования.
Очень важно, чтобы аргументы, используемые при доказательствах, были истинными и независимыми.
Доказательство, не являющееся строго аргументированным и имеющее некоторую величину вероятности, называют обычно обоснованием.
Аргумент понимается как довод или основание доказательства. Это исходное теоретическое и (или) фактическое положение которым обосновывают тезис.
Тезис здесь понимается как суждение, истинность которого обосновывается в процессе аргументации. Логический переход от аргумента к тезису осуществляется в процессе умозаключения.
Демонстрация –. это логическая условная взаимосвязь между аргументом и тезисом. Она показывает, что тезис логически следует из используемых аргументов в соответствии с проводимыми умозаключениями.
Умозаключение используется для получения новых заключений из других исходных посылок. С его помощью на основе абстрактного мышления создается новое знание, являющееся следствием известных положений.
Вместе с тем существует логические умозаключения, способные привести к неправильным выводам. Вот один из приемов неправомерного логического умозаключения, выраженный в шутливой форме.
– У нас в раскопках первого века нашей эры нашли кусок проволоки, что говорит о существовании в Китае в те времена передачи электроэнергии по проводам.
Египтянин приводит аналогичный пример:
– У нас же в раскопках, но только пятого века до новой эры, проводок не нашли, что означает наличие в те времена способа передачи электроэнергии без проводов».
Схемы правильных умозаключений могут осуществляться с помощью различных логических конструкций, например:
Очевидно, что логика может быть использована для получения объективного результата исследования только при точно формулируемой мысли, имеющей устойчивое и определенное содержание. При толковании одного и того же слова неоднозначно (в случае наличия омонима – слова, звучащего одинаково, но имеющего разное понимание) умозаключение может быть ошибочным. Именно поэтому следует уделять большое внимание употребляемым словам, их смыслу.
Таким образом, основополагающий закон логики – закон тождества, согласно которому любая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе.
Среди других законов логики необходимо отметить:
• закон непротиворечия – два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, т.е. как минимум одно из них ложно;
• закон исключения третьего – два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, так как одно из них истинно;
• закон достаточного основания – любая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание; достаточным основанием для признания истинности мысли может служить другая проверенная и признанная мысль, из которой она вытекает.
Один из методов логики – аналогия – представляет собой способ получения нового знания об изучаемом предмете (явлении), опирающийся на ранее приобретенные знания о другом во многом объективно подобном, сходном, но по существу различном объекте. При этом на основе умозаключения осуществляется логический переход от одного знания к другому, более глубокому. Объектами аналогий могут быть исследуемые предметы и отношения между ними.
Результатами исследования методом аналогий могут быть знания проблематичного и достоверного характера, обусловленные:
• сходством признаков уподобляемых предметов (или отношений) и различий между ними;
• характером зависимости между признаками сходства уподобляемых предметов (или отношений).
Следовательно, при использовании этого метода важно предварительно выявить сходные и различающиеся свойства и признаки объекта, используемого при логическом переходе от одного знания к другому.
Еще одним из логических приемов, часто используемых при проведении исследования СУ, является метод средних величин. Он применяется, например, при анализе деятельности организации (ее рентабельности, средней заработной платы, среднего срока службы и т.п.).
Способ относительных величин (проценты, коэффициенты, индексы) также с определенной долей условности можно отнести к совокупности логических методов. Он позволяет абстрагироваться от абсолютных величин и сделать выводы при исследовании, например при оценке темпов роста или снижения развития.
Постановку проблемы исследования СУ можно осуществить различными методами, в том числе с помощью сформулированного исследовательского вопроса.При этом вопрос можно формулировать с вопросительным знаком или в качестве констатации объекта исследования. С вопросительным знаком вопрос должен состоять, как правило, из вопросительной и исследовательской частей, например:
• почему продукция предприятия имеет низкий технико-экономический уровень качества?
• какова причина нарушения сроков исполнения заданий управленческими работниками среднего звена управления?
При констатации объекта исследования проблему следует сформулировать, отвечая на три вопроса: 1) что является объектом исследования? 2) зачем? 3) каким образом? Примером таких формулировок могут стать, например, следующие проблемы:
• повышение конкурентоспособности промышленных инноваций на основе развития свободных экономических зон;
• обеспечение эффективного управления организацией на базе здания и функционирования логистической информационной системы;
• снижение управленческих затрат на основе использования
Важную роль в исследовании СУ играют обобщения, являющиеся результатом использования логических приемов по переходу от рассматриваемых схожих свойств отдельной группы изучаемых явлений к более глубокому пониманию и новым знаниям о целой совокупности исследуемых однородных объектов. Это означает, что на базе выявленных существенных признаков отдельных объектов они рассматриваются уже как признаки всей однородной группы подобных объектов и позволяют определить эту совокупность объектов новым понятием.
Методы исследования, основанные на логике, отличаются упорядоченностью, что обусловливается, как правило, алгоритмизацией процедур их использования.
СУЩНОСТЬ ИНТУИТИВНЫХ МЕТОДОВ
Интуиция (от лат. intuitio – пристальное всматривание, созерцание) исследователя или менеджера в строгом смысле представляет собой способность неосознанного подсознательного предопределения событий, ситуаций и постижения истины или принятия решения, казалось бы, без логического обоснования и доказательства.
Интуитивный подход, как элемент творчества, всегда используется исследователями на начальных этапах изучения объектов, когда разрабатываются гипотезы и осуществляется выбор методов их подтверждения. То, что интуиция является способностью человека, оспаривать трудно, но правильно это только частично. Интуиция исследователя развивается, накапливается, создается и проявляется только на основе собственного опыта и работ других. Интуиция больше должна использоваться при проведении творческих исследовательских работ: чем меньше информации, чем выше ее неопределенность, тем больше потребность в использовании интуиции исследователя.
Интуитивные методы исследования СУ чаще применяются при поиске новых идей, выявлении скрытых проблем, при необходимости принятия оперативных решений, когда нет ни времени, ни других ресурсов. Процедуры использования этих методов практически не подвергаются алгоритмизации.
К одному из интуитивных методов исследования СУ условно можно отнести метод полемики. Полемика как относительно эффективный метод исследования СУ достаточно широко распространена при проведении различного рода исследовательских работ. Она представляет собой аргументированное обсуждение группой исследователей актуальных проблем, а также возможных приемов и способов их решения. Полемика позволяет на основе выявления различных точек зрения усиливать имеющиеся аргументы доказательств и определять дополнительные.
Полемика должна проводиться по определенным правилам, среди которых следует назвать:
• целенаправленность и целеустремленность в достижении истины;
• определенность терминов и понятий, используемых в аргументации;
• доброжелательность, уважительность с критическим отношением к мнению других;
• стремление понять точку зрения участников;
• четкость, конкретность, корректность, объективность и аргументированность изложения своей точки зрения;
• не использовать голосование, как метод определения истины