какие лотерейные билеты не подлежат возврату обмену
Возврат лотерейного билета
Можно ли вернуть деньги за купленный лотерейный билет и на что при этом можно сослаться? Розыгрыш будет проведен только через неделю.
Ответы на вопрос:
Ольга, нет, нельзя. На основании закона о защите прав потребителей, в части перечня товаров, не подлежащих обмену и возврату. 14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации) (п. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
Похожие вопросы
Оплатил через сервис stoloto.ru (на их оф.сайте) посредством смс 3 лотерейных билета, деньги списались (детализация от теле 2 это подтверждает) билеты мне так и не выслали и вообще утверждают, что деньги не получили, розыгрыш прошел какие претензии я могу предъявить данному сервису? Ведь по их вине я не принял участие в розыгрыше и соответственно мог теоретически претендовать на выигрыш.
Купила лотерейный билет. По игровой комбинации билет выиграл (номера в билете совпали с номерами бочонков) стала проверять билет по таблице в интернете после розыгрыша-БИЛЕТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫИГРЫШНЫМ! такое возможно? Что можно сделать в этой ситуации?
Магазин А проводит розыгрыш в лотереи. Лотерейные билеты (бумажные листы, на которых на принтере напечатаны условия), раздаются бесплатно организатором при покупке
Если самостоятельно распечатать данный билет на принтере и заявить участие в розыгрыше (кинуть в лототрон). При выявлении данного факта грозит ли ответственность?
PS Лотерея скорее всего не официальная, т.к все билеты полностью одинаковы, без уникального кода.
Куча людей перевели тоже. Состоялся розыгрыш. На сайте сказали всем кто не выиграл и хочет получить деньги назад, подготовить скан паспорта и заявление. И сказали, что через месяц вернут на карту. Через месяц сказали, что ещё через три недели, т.к. много народа.
Хочу написать им письмо или ещё раз обратиться. На какой документ сослаться? В течении какого максимального срока они должны вернуть деньги?. Подскажите пожалуйста.
Магазин А проводит розыгрыш в лотереи. Лотерейные билеты (в роли которых выступают штампованные бумажные листы, с отсутствием уникального идентификатора), раздаются бесплатно организатором при покупке
Если самостоятельно распечатать данный билет на принтере и заявить участие в розыгрыше (кинуть в лототрон). При выявлении данного факта какая грозит ответственность, подходят ли данные действия под какую-то статью?
Я на Главпочтамта покупала лотерейные билеты, выбрала сама по 1 билету русского лото, жилищную и золотую подкову на все выходные апреля, отдала их кассиру, она пробила все лотерейные билеты, вернула билеты и чек. Сразу после кассира я билеты не проверяла, только дома обнаружила, что отсутствует 1 билет русского лото на 14 апреля, но есть чек на этот билет, указан тираж и номер этого билета. Я обратилась к начальнику Главное, она поговорила со своими работниками и сказала, что билета у кассира нет, по чеку выигрыш не выдаётся, что я сама виновата, что не проверила билеты сразу у кассы, что ничем мне помочь не может. Как мне быть? Все акт можно ли если билет будет выигрышный получить выигрыш по чеку?
Выиграть в лотерею
Как устроены российские лотереи и насколько реально выиграть
Сразу забежим вперед: да, в лотереи иногда выигрывают. Нет, лотерея — не способ заработка. Лотерейная компания всегда в выигрыше. Всё законно.
В России существует система государственных лотерей. Для покупателя обычно она выглядит так: покупаешь лотерейный билет, отмечаешь в нем числа, а где-то в Москве происходит розыгрыш. В случайном порядке выпадают числа. Если ты угадал какие-то из них — ты выиграл. Чем больше угадал — тем больше выиграл.
Например, для этой статьи я купил билет «Русского лото 4 из 20» за 100 рублей. Надо угадать по четыре числа в каждом из двух полей. Я угадал два числа в одном из полей и выиграл 100 рублей.
Кто это проводит
По закону все лотереи в России — государственные. Вы не можете собраться с деловыми партнерами и организовать лотерею: с 2014 года государство здесь монополист.
Лотереи в России исходят из двух министерств: спорта и финансов. Им подчиняются несколько частных компаний, у которых министерства покупают услуги по организации и распространению своих лотерей. То есть само министерство не печатает билетики и не публикует результаты лотерей в газетах — это делают подрядчики.
Подрядчики по заказу министерств выполняют большую часть работы: закупают оборудование, проходят сертификацию, изготавливают билеты, ведут их учет и продают; размещают рекламу, проводят тиражи, протирают полы в лотерейных центрах; разыскивают победителей, копаются с бумагами и выплачивают деньги. С 2018 года еще и платят некоторые налоги с выигрышей.
Крупнейший российский подрядчик по лотереям — «Столото» — нарисовал для нас картинку, как все устроено:
Как разыгрывают
В зависимости от типа лотереи есть три принципиальных способа их разыграть.
Прямо на месте покупки. Вы покупаете билет со стирающимся слоем, стираете слой, и если вам выпала выигрышная комбинация — вы выиграли. Результат розыгрыша известен сразу, как только вы стерли защитный слой, а сама лотерея произошла как бы во время изготовления билета.
Лотерейность в том, что вы выбрали именно этот билет, а не соседний. В этом билете уже заложено, выиграли вы или нет.
Чисто теоретически лотерейщики могут напечатать лотерейные билеты так, чтобы ни в одном из них не было выигрышной комбинации. Но они уверяют, что такого никогда не будет. Ну, допустим.
На компьютере. Где-то в недрах лотерейной компании стоит компьютер, в компьютере работает мудреный генератор случайных чисел. Несколько раз в день ему дают команду выплюнуть случайные числа, они тут же публикуются на сайте лотереи. Если к этому моменту у вас был куплен билет и вы угадали в нем нужные числа, вы выиграли.
Я купил билет лотереи «Рапидо» прямо на сайте распространителя лотереи.
Чисто теоретически генератору случайных чисел можно дать задание выплюнуть только те цифры, которые в этом тираже никто не отметил. Ведь лотерея заранее знает, кто какие числа отметил. Но лотерейщики уверяют, что это исключено.
В лототроне. Есть специальные устройства для розыгрыша лотерей: в них загружают шарики с номерами, пускают струи воздуха, перемешивают шарики, и шарики в какой-то момент попадают в специальную трубку. Первые сколько-то шариков считаются выпавшими, и если я их угадал — я выиграл.
Розыгрыши на лототронах в «Столото» транслируются в интернете в прямом эфире, плюс на них можно посмотреть в лотерейном центре в Москве на Волгоградском проспекте:
Вариант лототрона — «Русское лото». Это тот же лототрон, только вместо пластиковой колбы — мешочек, вместо шариков — бочонки, вместо струй воздуха — ведущий. Розыгрыши «Русского лото» транслируют по телевизору, съемки проходят заранее в студии со зрителями.
Чисто теоретически, конечно, можно сообщить шарикам дополнительный заряд или массу, а на бочонках выгравировать микрошифр, по которому ведущий сможет определить, какие бочонки нужно вытаскивать. Но лотерейщики утверждают, что ничего этого не делают.
Лотереи с призами в десятки и сотни миллионов разыгрывают в мешочках и лототронах; с призами в сотни тысяч — на генераторах случайных чисел; самые скромные выигрыши — прямо на билетах.
В чем хитрость
Хитрость государственных лотерей в трех вещах:
Общее правило: как только вы покупаете билет, лотерейная система выигрывает сразу, а вы — уж как повезет. И даже если вы выиграли, вы выиграли не у государства, а у других, менее удачливых участников лотереи.
Выигрыш в лотерею — это всегда выигрыш за счет других
Совершенно не важно, выиграли вы 120 рублей, 10 тысяч или 200 миллионов рублей. Сколько бы вы ни выиграли, лотерейная система уже заработала в несколько раз больше, а деньги эти вы получили от сотен тысяч других людей, которые не выиграли. Хитрость в том, что никакой хитрости нет.
Наглядно увидеть, как устроены лотереи, можно в нашем видеоролике.
Какова вероятность обмана
Завсегдатаи лотерей могут утверждать, что лотерейная система их обманывает: они собирают доказательства мошенничества, жалуются в суды и строят конспирологические теории на форумах. Но до сих пор суды и официальная экспертиза не признают, что лотерейщики обманывают.
Оборудование лотерейщиков проверено, сертифицировано и соответствует мировым стандартам лотерейного оборудования. Есть целая индустрия, которая производит игорное оборудование, и эти предприятия очень тщательно следят, чтобы все их устройства давали ровный случайный результат.
На Ютубе есть истории людей, которым, по их словам, не выплатили выигрыши из-за технических проблем. Чем они заканчиваются — неизвестно.
Какие лотерейные билеты не подлежат возврату обмену
Статья 20. Обеспечение защиты прав участника лотереи
1. Прекращение проведения лотереи не освобождает оператора лотереи от необходимости выплаты, передачи или предоставления выигрышей, в том числе проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, и совершения других необходимых действий.
Оператор лотереи обязан завершить проведение лотереи, в том числе осуществить выплату, передачу или предоставление выигрышей, и совершить другие необходимые действия в отношении тех участников лотереи, с которыми он заключил договор, или вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты, принятые лотерейные ставки в случае, если розыгрыш призового фонда лотереи не был проведен.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Участник лотереи вправе требовать от оператора лотереи:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) получения информации о лотерее в соответствии с условиями лотереи;
2) выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании договора об участии в лотерее;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Участник лотереи в порядке, установленном статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в суд в случаях задержки выплаты, передачи или предоставления выигрыша либо невыплаты, непередачи или непредоставления выигрыша оператором лотереи.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Оператор лотереи не вправе предоставлять информацию об участнике лотереи третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае прекращения проведения лотереи оператор лотереи обязан прекратить распространение лотерейных билетов (прием лотерейных ставок); в течение шести месяцев с даты прекращения проведения лотереи информировать об этом участников лотереи через средства массовой информации; обеспечить возврат денежных средств по лотерейным билетам (лотерейным ставкам) лотереи, распространенным (принятым), но не участвовавшим в проведении тиражей в связи с прекращением их проведения; осуществлять выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам тиражной лотереи по ранее проведенным тиражам.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляется в соответствии с условиями лотереи.
В тиражной лотерее выплата, передача или предоставление выигрышей должны осуществляться не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда лотереи). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями лотереи.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В бестиражной лотерее выплата, передача или предоставление выигрышей в размере до одной тысячи рублей включительно должны осуществляться в момент определения выигрышного лотерейного билета и его предъявления распространителю. Выигрыши стоимостью свыше указанной величины выплачиваются оператором лотереи участнику лотереи не позднее чем в тридцатидневный срок после предъявления выигрышного лотерейного билета.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 416-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 189-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам осуществляется после установления факта достижения участником лотереи или лицом, желающим принять участие в лотерее, возраста восемнадцати лет. В случае возникновения сомнений в достижении участником лотереи или лицом, желающим принять участие в лотерее, возраста восемнадцати лет установление возраста такого лица осуществляется при предъявлении им документа, удостоверяющего личность.
Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых электронным лотерейным билетом, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по данным договорам осуществляется оператором лотереи, распространителем в случае подтверждения участником лотереи или лицом, желающим принять участие в лотерее, достижения им возраста восемнадцати лет в заявительном порядке, установленном оператором лотереи.
Распространитель не вправе выплачивать, передавать или предоставлять участнику лотереи выигрыши по договорам об участии в лотерее, оформляемым выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции и электронного лотерейного билета, при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, за исключением случаев, если выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляется распространителем, которым получено подтверждение от оператора лотереи о проведении идентификации или упрощенной идентификации участника лотереи в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
(часть 6.1 в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 46-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Денежные выигрыши, не востребованные в установленный условиями лотереи срок, в том числе денежные эквиваленты выигрышей в натуре, депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации общего срока исковой давности, после чего зачисляются в федеральный бюджет.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Оператор лотереи в течение трех лет обязан хранить протоколы тиражных комиссий, документы о выплате, передаче или предоставлении выигрыша, выигрышные лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты, информацию о выигрышных лотерейных квитанциях, размер выигрыша по которым в соответствии с условиями лотереи обусловливает необходимость проведения экспертизы выигрышного лотерейного билета, выигрышного электронного лотерейного билета, выигрышной лотерейной квитанции.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 189-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Оператор лотереи обязан ежегодно опубликовывать годовой отчет о проведении лотереи и результаты обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации и (или) размещать в сети «Интернет» не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Сведения об условиях проводимой лотереи, данные о ее организаторе и операторе должны быть опубликованы в средствах массовой информации, размещены в сети «Интернет», а также должны размещаться в местах реализации лотерейных билетов, установки лотерейных терминалов и быть доступны участнику лотереи.
(часть 10 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
Новые правила розничной торговли
1 января 2021 года вступили в силу новые правила розничной торговли. Во многом они похожи на правила, действовавшие ранее, однако есть и нововведения. Разберемся, какие требования теперь будут обязательными для розничных продавцов, а от каких обязанностей их освободили.
Вместе с вступлением в силу новых правил розничной торговли утратили силу действовавшие ранее правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
Новые правила расширяют перечень обязанностей продавцов. Теперь наряду с обязанностью выдавать покупателю кассовый чек, предоставлять исчерпывающую информацию о себе и о товаре продавец должен:
отвечать на любую претензию покупателя по требованиям, которые он заявил в своем обращении;
при продаже товара дистанционным способом направлять покупателю подтверждение покупки с номером заказа сразу после оформления заказа (например, по электронной почте при оформлении заказа на сайте интернет-магазина);
при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и агрегатов предоставлять покупателю информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном для эксплуатации состоянии;
выдавать товар, приобретенный дистанционным способом, любому лицу, сообщившему продавцу номер заказа или предъявившему подтверждение о заключении договора о дистанционной продаже (в том числе электронное, например, СМС-сообщение с подтверждением заказа);
если товар продается через вендинговый аппарат, покупателю должна быть предоставлена следующая информация: наименование продавца, его государственный регистрационный номер, его местонахождение, режим работы, контактные данные, порядок возврата денег за неполученный товар, а также правила использования вендингового аппарата;
предоставить по требованию покупателя товарный чек, если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (наименование, модель, артикул). Это касается технически сложных товаров, животных и растений, стройматериалов и изделий, мебели, ткани, одежды, меховых товаров и обуви.
Кроме того, теперь можно продавать вразнос продовольственные товары в потребительской упаковке, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, компьютерные программы.
Вместе с тем продавцов избавили от исполнения некоторых обязанностей. Теперь продавец не должен:
обеспечивать наличие Книги жалоб и предложений (раньше ее нужно было не только иметь в наличии, но и передавать покупателю по его требованию). При этом в точках общепита (кафе, рестораны и т. д.) книга по-прежнему должна быть;
оказывать покупателю бесплатную помощь по погрузке крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя;
знакомить покупателя с товарно-сопроводительной документацией на товар по его требованию;
обменивать технически сложные товары бытового назначения, гарантия на которые составляет год и более (раньше поводом для отказа в обмене таких товаров был сам факт наличия гарантии, а ее срок указан не был);
при разносной торговле больше не нужно обеспечивать наличие у представителя продавца личной карточки с фотографией и Ф. И. О., прейскуранта, а также передавать покупателю товарный чек;
передавать покупателю товарный чек при продаже ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
указывать номер фасовщика на расфасованных продовольственных товарах.
Прав у покупателей стало больше. Покупатель может свободно делать фотографии и снимать видео на территории магазина, включая съемку нарушений со стороны продавца. Продавец не вправе этому препятствовать.
По новым правилам приобретенные дистанционным способом технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней покупатель может вернуть продавцу, даже если они надлежащего качества. Ранее эти товары входили в перечень товаров, не подлежащих возврату. Для возврата необходимо, чтобы были сохранены потребительские свойства и товарный вид. Кроме того, у покупателя должен быть документ или другие доказательства, подтверждающие факт покупки товара у этого конкретного продавца.
Если раньше расходы на возврат продавцу товара надлежащего качества нес потребитель, теперь это не так. В договор купли-продажи можно включить условие, согласно которому потребитель освобождается от оплаты доставки такого товара к продавцу. При этом возврат некачественного товара в любом случае будет производиться за счет продавца.
Вместе с правилами розничной продажи товаров утверждены:
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463
Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ О лотереях Принят Государственной Думой 17 октября 2003 года Одобрен Советом Федерации 29 октября 2003 года
Изменения и поправки
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
Статья 3. Виды лотереи
1. Виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
2. Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.
3. Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:
1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
4. Лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную.
Организация и проведение лотереи на территориях нескольких субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для проведения всероссийской лотереи.
5. Лотерея в зависимости от организатора лотереи подразделяется на государственную и негосударственную.
Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут быть организаторами негосударственной лотереи.
6. Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую:
1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи;
2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.
7. Проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в части 6 настоящей статьи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации.
Статья 4. Цели и способы регулирования отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей
1. Осуществляемое Российской Федерацией государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей, включает в себя:
1) выдачу разрешений на проведение международных и всероссийских лотерей и проведение лотерей на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;
2) ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей;
3) издание в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих организацию лотерей и проведение лотерей;
4) контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
5) установление форм и сроков представления отчетности о лотереях;
6) установление обязательных нормативов лотереи;
7) установление порядка налогообложения организаторов лотерей и участников лотерей;
8) установление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области организации лотерей и проведения лотерей.
3. Государственное регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, включает в себя:
1) выдачу разрешений на проведение региональных лотерей;
2) ведение государственного реестра региональных лотерей;
3) контроль за проведением региональных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
4. Регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается проведение региональных лотерей, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
5. Регулирование отношений, возникающих в области организации муниципальных лотерей и их проведения, включает в себя:
1) выдачу разрешений на проведение муниципальных лотерей;
2) ведение реестра муниципальных лотерей;
3) контроль за проведением муниципальных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
Статья 5. Ведение реестров лотерей
1. Единый государственный реестр лотерей ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В едином государственном реестре лотерей содержатся сведения о всех проводимых на территории Российской Федерации лотереях.
Государственный реестр всероссийских лотерей ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный реестр региональных лотерей ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Реестр муниципальных лотерей ведется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
2. При выдаче разрешения на проведение всероссийской лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, каждой такой лотерее присваивается государственный регистрационный номер, который вносится в государственный реестр всероссийских лотерей.
При выдаче разрешения на проведение региональной лотереи уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации каждой такой лотерее присваивается государственный регистрационный номер, который вносится в государственный реестр региональных лотерей.
При выдаче разрешения на проведение муниципальной лотереи уполномоченным органом местного самоуправления каждой такой лотерее присваивается регистрационный номер, который вносится в реестр муниципальных лотерей.
3. Уполномоченный орган местного самоуправления ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информацию о разрешенных на территории муниципального образования муниципальных лотереях.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, информацию о разрешенных на территории субъекта Российской Федерации региональных и муниципальных лотереях для внесения ее в единый государственный реестр лотерей.
4. Ответственность за достоверность передаваемой в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информации о муниципальных лотереях несет уполномоченный орган местного самоуправления, который ведет реестр муниципальных лотерей.
Ответственность за достоверность передаваемой в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, информации о региональных лотереях несет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который ведет реестр региональных лотерей.
Статья 6. Разрешение на проведение лотереи
1. Разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
2. В случае, если заявитель не представит все предусмотренные настоящим Федеральным законом документы, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления в течение месяца со дня подачи заявителем заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи обязан запросить у него недостающие документы, которые должны быть представлены им не позднее чем через десять дней со дня получения такого запроса.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через два месяца со дня подачи заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи обязан выдать заявителю соответствующее разрешение или мотивированный отказ в выдаче такого разрешения. При этом указанные органы обязаны не позднее чем через три дня со дня принятия соответствующего решения направить заявителю уведомление о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения.
4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований:
1) несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям настоящего Федерального закона;
2) представление заявителем недостоверных сведений;
3) наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов;
4) возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).
5. Заявитель вправе обжаловать решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи составляется в произвольной форме, но должно содержать указание на срок проведения такой лотереи и вид лотереи. К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться следующие документы:
2) нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах);
3) макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков;
4) правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;
5) технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи;
6) описание и технические характеристики лотерейного оборудования;
7) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов заявителя;
8) бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи;
9) выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;
10) порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов;
11) порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов;
12) порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;
13) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
7. Не допускается требовать от заявителя документы, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
8. Положения настоящей статьи не распространяются на:
1) государственные лотереи;
2) муниципальные лотереи, организатором которых является уполномоченный орган местного самоуправления;
3) стимулирующие лотереи.
Статья 7. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи
1. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
2. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:
1) условия стимулирующей лотереи;
2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
3. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений;
4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
4. Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев.
5. Территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями является территория, на которой реализуются соответствующие товары (услуги).
Статья 8. Условия лотереи
1. Условия лотереи утверждаются организатором лотереи.
2. Условия лотереи включают в себя:
1) наименование лотереи;
2) указание на вид лотереи;
3) цели проведения лотереи (с указанием размера целевых отчислений, а также конкретных мероприятий и объектов);
4) наименование организатора лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
5) указание на территорию, на которой проводится лотерея;
6) сроки проведения лотереи;
7) описание концепции лотереи;
8) организационно-технологическое описание лотереи;
9) права и обязанности участников лотереи;
10) порядок и сроки получения выигрышей, в том числе по истечении этих сроков, а также сроки проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов;
11) порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда лотереи;
12) порядок изготовления и реализации лотерейных билетов (порядок определения и регистрации лотерейных ставок);
13) цены лотерейных билетов (размеры лотерейных ставок);
14) денежные эквиваленты выигрышей в натуре;
15) порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи);
16) порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей.
3. Организатор лотереи вправе дополнять условия лотереи другой более полно раскрывающей технологию проведения лотереи информацией.
В случае, если необходимо внести изменения в условия лотереи, предусмотренные пунктами 1, 3, 4, 7, 12, 13 и 14 части 2 настоящей статьи, организатор лотереи обязан согласовать такие изменения с выдавшими разрешение на проведение лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.
Для внесения изменений в условия лотереи, предусмотренные пунктами 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 15 и 16 части 2 настоящей статьи, организатор лотереи обязан получить новое разрешение на проведение лотереи.
4. Положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.
Статья 9. Условия стимулирующей лотереи
1. Условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи.
2. Условия стимулирующей лотереи включают в себя:
1) наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;
2) указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;
3) наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
4) сроки проведения стимулирующей лотереи;
5) права и обязанности участников стимулирующей лотереи;
6) порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
7) порядок и сроки получения выигрышей;
8) порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.
Статья 10. Обязательные нормативы лотереи
1. К обязательным нормативам лотереи относятся:
1) размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов, но не более чем 80 процентов;
2) размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи.
2. Положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.
Статья 11. Целевые отчисления от лотереи
1. Целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности.
2. Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объеме, рассчитанном исходя из обязательных нормативов, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Требования, предъявляемые к лотерейным билетам
1. Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи;
2) наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи;
3) наименование лотереи;
4) номер лотерейного билета;
5) наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона;
6) выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения;
7) размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
8) фиксированная цена лотерейного билета или фиксированная цена единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
9) дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей);
10) информация о месте и сроках получения выигрышей.
2. Надписи на лотерейных билетах должны быть выполнены на русском языке, по усмотрению организаторов лотереи дополнительно на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и по усмотрению организаторов международной лотереи дополнительно на иностранных языках. Данное требование не распространяется на зарегистрированные товарные знаки, игровые символы, маркировку лотерейного билета.
3. Цена лотерейного билета, размеры выигрышей и стоимость выигрышей в натуре определяются в валюте Российской Федерации.
Статья 13. Всероссийская государственная лотерея
1. Всероссийская государственная лотерея проводится на основании решения Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется Правительством Российской Федерации.
2. Срок проведения всероссийской государственной лотереи, за исключением всероссийской государственной лотереи, проводимой в режиме реального времени, не должен превышать пять лет.
Срок проведения всероссийской государственной лотереи в режиме реального времени составляет семь лет.
Оператор всероссийской государственной лотереи определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Обязательными условиями открытого конкурса помимо порядка и условий, установленных Федеральным законом от 6 мая 1999 года
N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», являются следующие обязательные условия:
1) размер банковской гарантии, предоставляемой оператором всероссийской государственной лотереи;
2) расчет предполагаемой выручки от проведения лотереи.
5. Целевые отчисления от всероссийской государственной лотереи составляют объем выручки от проведения лотереи, за исключением призового фонда всероссийской государственной лотереи и выплачиваемого оператору всероссийской государственной лотереи вознаграждения.
Указанные целевые отчисления от всероссийской государственной лотереи зачисляются в доход федерального бюджета. Правительство Российской Федерации в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает ассигнования на финансирование социально значимых мероприятий и объектов в соответствии с частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона в объеме, соответствующем сумме целевых отчислений от всероссийской государственной лотереи.
6. Организатор всероссийской государственной лотереи обязан ежегодно публиковать годовой отчет о проведении всероссийской государственной лотереи в средствах массовой информации.
Статья 14. Региональная государственная лотерея
1. Региональная государственная лотерея проводится на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Срок проведения региональной государственной лотереи не должен превышать пять лет.
3. Оператор региональной государственной лотереи определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Обязательными условиями открытого конкурса помимо порядка и условий, установленных Федеральным законом от 6 мая 1999 года
N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», являются следующие обязательные условия:
1) размер банковской гарантии, предоставляемой оператором региональной государственной лотереи;
2) расчет предполагаемой выручки от проведения лотереи.
5. Целевые отчисления от региональной государственной лотереи составляют объем выручки от проведения лотереи, за исключением призового фонда региональной государственной лотереи и выплачиваемого оператору региональной государственной лотереи вознаграждения.
Указанные целевые отчисления от региональной государственной лотереи зачисляются в доход бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в проекте закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год предусматривает ассигнования на финансирование социально значимых мероприятий и объектов в соответствии с частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона в объеме, соответствующем сумме целевых отчислений от региональной государственной лотереи.
Статья 15. Муниципальная лотерея, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления
1. Муниципальная лотерея, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, проводится на основании решения органа местного самоуправления. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется органом местного самоуправления.
2. Срок проведения муниципальной лотереи не должен превышать пять лет.
3. Оператор муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Обязательными условиями конкурса и контракта с оператором муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, являются размер банковской гарантии, предоставляемой оператором, и расчет предполагаемой выручки от проведения такой лотереи.
Статья 16. Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи
1. Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным.
Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
Порядок направления заявки участником стимулирующей лотереи и порядок приема такой заявки определяются организатором стимулирующей лотереи в условиях стимулирующей лотереи.
Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.
2. При прекращении проведения стимулирующей лотереи организатор стимулирующей лотереи обязан опубликовать в средствах массовой информации сообщение о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иным способом публично уведомить о таком прекращении.
Организатор стимулирующей лотереи обязан провести розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи, предназначенного для выплаты, передачи или предоставления выигрышей, и выплатить, передать или предоставить выигрыши выигравшим участникам стимулирующей лотереи, заключившим договоры на участие в такой лотерее до даты опубликования сообщения о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иного публичного уведомления о таком прекращении.
Статья 17. Призовой фонд лотереи
1. Призовой фонд лотереи образуется или за счет выручки от проведения лотереи, или за счет организатора стимулирующей лотереи.
Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи.
2. Организатору лотереи запрещается обременять призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате, передаче или предоставлению выигрышей, а также использовать средства призового фонда лотереи иначе, чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей.
На призовой фонд лотереи не может быть обращено взыскание по иным обязательствам организатора лотереи.
3. Для выигрышей в натуре должен быть указан денежный эквивалент, предусмотренный условиями лотереи. Указанное требование не распространяется на стимулирующие лотереи.
4. Призовой фонд тиражной лотереи формируется до проведения тиража.
Порядок учета и хранения призового фонда лотереи должен обеспечивать раздельные учет и хранение призовых фондов любых лотерей, за исключением стимулирующих лотерей.
Статья 18. Требования к проведению розыгрыша призового фонда тиражной лотереи
1. Для розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи организатором лотереи создается тиражная комиссия. Тиражной комиссией осуществляются следующие функции:
1) проведение розыгрыша призового фонда тиража тиражной лотереи;
2) подтверждение результатов проведения тиража путем подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения тиража.
2. Средства призового фонда тиражной лотереи должны разыгрываться полностью в пределах тиража, к которому относится этот призовой фонд, за исключением случаев розыгрыша переходящего из тиража в тираж суперприза, по правилам, установленным условиями тиражной лотереи. Иной перенос средств (выигрышей) призового фонда тиражной лотереи из одного тиража в другой тираж не допускается. Условиями тиражной лотереи может предусматриваться перенос части призового фонда тиражной лотереи (суперприза), но не более чем двадцать раз подряд.
3. В целях контроля за проведением тиражной лотереи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления за счет средств бюджета соответствующего уровня вправе направить своих представителей для работы в составе тиражной комиссии, за исключением тиражных комиссий стимулирующих лотерей.
4. В лотерейном оборудовании не должны содержаться скрытые алгоритмы (в том числе исходные тексты компьютерных программ), информационные массивы, узлы или агрегаты, недоступные для инспектирования и тестирования со стороны органов, осуществляющих контроль за проведением лотерей.
Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат розыгрыша призового фонда тиражной лотереи до начала такого розыгрыша.
5. Результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи должны быть опубликованы в средствах массовой информации организатором лотереи в течение десяти дней со дня проведения указанного розыгрыша.
Статья 19. Требования к проведению розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи
1. Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в:
1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков;
2) сопоставлении выявленной участником бестиражной лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи.
2. Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи до начала такого розыгрыша.
Статья 20. Обеспечение защиты прав участника лотереи
1. Приостановка или досрочное прекращение проведения лотереи не освобождает организатора лотереи от необходимости выплаты, передачи или предоставления выигрышей, в том числе проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов и совершения других необходимых действий.
Организатор лотереи обязан завершить проведение лотереи, в том числе осуществить выплату, передачу или предоставление выигрышей, и совершить другие необходимые действия в отношении тех участников лотереи, с которыми он заключил договор, или вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты в случае, если розыгрыш призового фонда лотереи не был проведен.
2. Участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи:
1) получения информации о лотерее в соответствии с условиями лотереи;
2) выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании лотерейного билета, признанного выигравшим в соответствии с условиями лотереи;
3) получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре (за исключением стимулирующей лотереи).
3. Владелец выигрышного лотерейного билета вправе обратиться в суд в случае задержки выплаты, передачи или предоставления выигрыша либо невыплаты, непередачи или непредоставления выигрыша организатором лотереи.
Организатор лотереи не вправе предоставлять информацию об участнике лотереи третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. В случае приостановления действия разрешения на проведение лотереи или его отзыва (за исключением стимулирующей лотереи) организатор лотереи в срок, установленный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, обязан прекратить распространение лотерейных билетов, проинформировать об этом участников лотереи через средства массовой информации, обеспечить возврат денежных средств по лотерейным билетам тиражной лотереи, проданным, но не участвовавшим в проведении тиражей в связи с прекращением их проведения, и обязан осуществлять при этом выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам тиражной лотереи по ранее проведенным тиражам.
6. Выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляются в соответствии с условиями лотереи.
В тиражной лотерее (за исключением стимулирующей лотереи) выплата, передача или предоставление выигрышей должны осуществляться не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда лотереи). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями лотереи.
7. Выигрыши, не востребованные в установленный условиями лотереи (за исключением стимулирующей лотереи) срок, в том числе денежные эквиваленты выигрышей в натуре, депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации общего срока исковой давности, после чего зачисляются в бюджет соответствующего уровня.
8. Организатор лотереи в течение пяти лет обязан хранить протоколы тиражных комиссий, документы о выплате, передаче или предоставлении выигрыша, размер которого в соответствии с условиями лотереи обусловливает необходимость проведения экспертизы выигрышного лотерейного билета.
Статья 21. Контроль за проведением лотерей
1. Контроль за проведением лотерей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. По требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи или получивших уведомление о проведении стимулирующей лотереи, организатор лотереи и оператор лотереи обязаны предоставить сведения о проведении лотереи. Перечень таких сведений утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления обязан ежегодно проводить проверку соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации.
Представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления вправе осуществлять контроль за проведением тиражных лотерей.
Статья 22. Участие кредитных организаций в проведении лотерей
1. Организатор лотереи или оператор лотереи вправе привлекать на договорной основе кредитные организации для распространения лотерейных билетов, хранения призового фонда лотереи и выплаты выигрышей в денежной форме участникам лотереи, а также возврата денежных средств по лотерейным билетам тиражной лотереи, проданным, но не участвовавшим в тиражах тиражной лотереи в связи с прекращением их проведения.
Договор о распространении лотерейных билетов и (или) выплате выигрышей в денежной форме может быть заключен с кредитной организацией независимо от наличия в данной кредитной организации банковских счетов организатора лотереи или оператора лотереи.
В случае распространения лотерейных билетов на основании договора с организатором лотереи или оператором лотереи кредитная организация выступает в качестве поверенного от имени и за счет организатора лотереи или оператора лотереи.
2. Организатор лотереи или оператор лотереи обязан перечислить на счет кредитной организации необходимые для выплаты выигрышей участникам лотереи денежные средства, передать кредитной организации необходимые документы, в том числе инструкции, в срок, установленный соответствующим договором.
Наименование кредитной организации, осуществляющей выплаты выигрышей участникам лотереи, и условия получения выигрышей в этой кредитной организации доводятся до участников лотереи организатором лотереи или оператором лотереи в том же порядке, в каком публикуются результаты соответствующего тиража.
3. К участию в проведении государственных лотерей могут быть привлечены кредитные организации, получившие в установленном порядке право работать со средствами бюджетов различных уровней.
Статья 23. Аудиторская проверка организатора лотереи и оператора лотереи
Ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи (за исключением организатора лотереи, который выступает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования) и оператором лотереи подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Аудиторская проверка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности.
Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
1. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления выдает организатору лотереи предписание в случае нарушения организатором лотереи следующих условий:
1) представление организатором лотереи в указанный уполномоченный орган неполной или недостоверной информации;
2) неисполнение организатором лотереи решения указанного уполномоченного органа об устранении организатором лотереи выявленного нарушения в установленный срок.
3. Отзыв выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в случае неоднократного или грубого нарушения организатором лотереи условий, указанных в части 2 настоящей статьи, либо при выявлении следующих нарушений:
1) нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи. Под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи;
2) нарушение организатором лотереи требований настоящего Федерального закона и условий лотереи;
3) невыполнение обязательных нормативов лотереи, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.
4. Одновременно с подачей заявления в суд федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе приостановить действие разрешения на проведение лотереи до вступления в законную силу решения суда.
Решения о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи и о направлении в суд заявления об отзыве указанного разрешения направляются организатору лотереи в письменной форме с мотивированным обоснованием таких решений не позднее чем через три дня со дня их принятия.
5. Действия (бездействие) и решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Статья 25. Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717) следующие изменения:
1) абзац второй части 3 статьи 3.5 и часть 1 статьи 4.5 после слов «о рекламе,» дополнить словами «о лотереях,»;
часть 1 после слов «статьи 14.25, статьями» дополнить словами «14.27,»;
абзац третий части 3 после слов «14.21-14.23,» дополнить словами «14.27,»;
4) в части 2 статьи 28.3:
пункт 1 после слов «14.10-14.18,» дополнить словами «частью 1 статьи 14.27, статьями»;
дополнить пунктом 84 следующего содержания:
Статья 26. Внесение изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации
Внести в статью 1063 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410; 2003, N 2, ст. 167) следующие изменения:
пункт 2 дополнить словами «, а также иным способом»;
пункт 4 дополнить словами «либо в иной срок, установленный законом».
Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
2. Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Указанные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его официального опубликования.
Разрешения на организацию и проведение лотерей, выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления до вступления в силу настоящего Федерального закона, утрачивают силу после истечения срока их действия.
Президент
Российской Федерации
В. Путин