какие люди играют в шахматы
Как шахматы делают нас умнее
Логично, что игра, где нужно планирование, терпение и знание ключевых приемов, делает нас сообразительнее.
Шахматные и интеллектуальные способности прочно связаны, хотя шахматы не превратят каждого в Альберта Эйнштейна. Статьи о пользе шахмат уже выходили на сайтах о саморазвитии, например, Brainscape и здоровом образе жизни, например, Healthline, но и нам есть, что сказать на этот счет, опираясь на научные исследования.
Планирование
Кому не хочется находить оптимальный план в любом положении? В жизни и шахматах об этом остается только мечтать, но улучшить свои навыки планирования никогда не поздно.
Творческое мышление
Если предложение придумать план и его придерживаться кажется вам занудством, не переживайте. Доказано, что шахматы положительно воздействуют также на творческое мышление. В 2017 году исследование индийских ученых позволило прийти к заключению, что «систематические шахматные тренировки развивают в детях способность мыслить нестандартно и творчески».
Стратегия шахмат учитывает много факторов и правил. Сильный шахматист знает, какие из них важны в данной позиции, а какими можно пренебречь. Творческое мышление, которое помогут развить шахматы, останется с вами на всю жизнь.
Память
Шахматы развивают не только специфически шахматную память. В 2015 году иранские ученые доказали, что «шахматисты-разрядники запоминают сказанное вслух намного лучше, чем участники эксперимента, не умеющие играть в шахматы».
Игра в шахматы и схожие игры может защитить вас от старческого слабоумия. Испанские медики утверждают, что «шахматы предупреждают развитие старческого слабоумия», но если болезнь заявила о себе, учиться шахматам уже поздно. Тем скорее нужно приступить к занятиям.
Распознавание образов
Активное обучение
Исследование голландских ученых, проведенное в 2008 году, показало, что шахматисты, сочетающие обучение шахматам и игру, добиваются больших успехов, чем те, кто пренебрегает занятиями.
Заключение
Шахматисты знают, насколько полезна эта игра. В интервью журналистам «Уолл стрит джорнал» Борис Гельфанд сказал, что шахматы помогают детям «научиться стратегическому планированию и формируют привычку мыслить, осознавать ответственность за свои поступки и уважать противника».
Знаменитый тренер Брюс Пандольфини считает, что «игра в шахматы способствует развитию многих полезных привычек, например, умению находить аналогии и распознавать мотивы». По его словам, шахматисты «более философски подходят к проблемам и жизненным трудностям. Игра приучает к существованию объективной реальности помимо наших собственных чувств и стремлений. Мы узнаем, как важно понять точку зрения и стремления противника, помимо наших собственных».
Теперь понятно, почему шахматы не только исключительно полезны, но и привлекают такое внимание исследователей.
10 главных преимуществ шахмат
В шахматы играют каждый день во всем мире. Они сближают людей разных культур и профессий. Давайте обсудим 10 преимуществ игры в шахматы и их изучения! Итак, шахматы:
1. Шахматы могут сближать людей.
Шахматы сближают все возрасты!
2. Шахматы учат выигрывать и проигрывать.
Если вы проигрываете шахматную партию, возвращайтесь к ней и учитесь на своих ошибках.
3. Шахматы помогают детям понять последствия своих поступков.
В последнее десятилетие шахматы в школе переживают бум во всем мире. Не так важно, что дети станут сильными шахматистами или заработают высокий рейтинг, как то, что шахматы учат детей с раннего возраста, что у их выбора могут быть хорошие и плохие последствия. Обдумывая ходы и пытаясь найти сильнейший, вы совершенствуетесь, а играя слишком быстро и принимая поспешные решения, вы можете столкнуться с неприятностями.
Шахматы могут помочь детям развить важные черты характера.
4. Шахматы помогают вам сосредоточиться.
Как сказал Бобби Фишер: «Шахматы требуют полной концентрации». Шахматист может сделать 30 ходов на уровне гроссмейстера, а потом отвлечься на 31-м и допустить элементарный зевок, который проигрывает партию! Умение сосредотачиваться полезно в жизни, когда вы сталкиваетесь со школьными заданиями, ежедневными обязанностями и необходимостью соблюдать сроки.
Шахматы могут помочь вам стать более дисциплинированным и сосредоточенным.
Программа шахмат в школе дает ученикам замечательные социальные, эмоциональные и образовательные возможности.
6. Шахматы помогают развивать творческое начало.
Говорят, что личность человека проявляется в его шахматной игре. Скромный и пассивный человек может играть сдержаннее, а общительный и предприимчивый может атаковать смелее. Замечательное свойство шахмат состоит в том, что они дают возможность каждому выражать себя, свою личность и особенности. Ваше творческое начало найдет выход в ходах, планах и комбинациях за доской так, как этого хочется вам.
7. Шахматы вырабатывают уверенность.
Работа над шахматным совершенствованием помогает вам развить уверенность в себе.
8. Шахматы учат решать проблемы.
В каждой шахматной партии вы сталкиваетесь с вызовами и проблемами, которые надо решить, чтобы добиться победы. Шахматы могут помочь вам планировать наперед, не торопиться с решениями и взвешивать их плюсы и минусы. Такие же решения мы принимаем и в повседневной жизни. Как и в шахматах, мы пытаемся сделать лучший выбор, чтобы улучшить качество своей жизни.
Каждая шахматная партия ставит перед вами проблемы, которые вы должны решить.
9. Шахматы тренируют оба полушария мозга.
Шахматы могут поддерживать активность вашего мозга на протяжении всей жизни.
10. Шахматы помогают вам сохранять спокойствие под давлением.
Вам известны другие полезные свойства шахмат? Они могут другим способом обогатить жизнь человека? Расскажите об этом в комментариях!
Ценность шахмат для личностного роста
Шахматы — древняя и мудрая игра, которая появилась в Индии приблизительно полторы тысячи лет назад. И если шахматы выдержали такое испытание временем, значит это далеко не простая игра и есть в шахматах что-то очень глубокое и чарующее. За всю историю люди придумывали множество подобных игр, но только популярность шахмат с течением времени лишь возрастает, а не угасает. Возможно, когда придумывали шахматы, то мудрые люди в них вложили глубокие идеи, отражающие законы жизни, а не просто чтобы планировать военные действия.
На сегодняшний день шахматы уже далеко не просто настольная интеллектуальная игра, но и спорт, наука, искусство. Каждый находит в шахматах что-то, что его привлекает и доставляет удовольствие. Кому-то нравится решать головоломки, этюды, кто-то получает эстетическое удовольствие просматривая партии великих, кто-то борется в турнирах и побеждает, кто-то через шахматы учит детей мыслить, а кто-то на модели шахмат разрабатывает искусственный интеллект и т.д.
Но на каком бы аспекте шахмат человек не сосредоточился, в любом случае через шахматы можно развить много полезных личностных качеств, которые очень помогут в жизни достигать разных целей: воля, терпимость, смелость, способность дерзать, концентрация, внимательность, объективность, воображение, нестандартность мышления, творческий подход и др.
В шахматах можно бесконечно совершенствоваться, вряд ли существует предел. Никто из всех великих шахматистов так и не смог познать шахматы настолько, чтобы не проиграть ни одной партии. Неизбежно возникали позиции, в которых они не могли разобраться и делали ошибки. Шахматная теория активно развивается последние два столетия и уже несколько раз сменились подходы к игре, концепции, трактивки дебютных систем. Особенно бурно развилась теория с появлением компьютеров. Сейчас современные компьютеры играют в шахматы на порядок сильнее людей. Считают варианты очень глубоко, анализируют миллионы позиций в секунду. Но и компьютеры тем не менее далеко не совершенны. В позициях комбинационного типа сильны, а вот в позициях закрытого типа, где нужно стратегическое лавирование, они там плохо разбираются. Плохо они генерируют идеи в дебютах. И плохо разбираются в эндшпилях, где нужно не столько варианты считать, сколько разработать чёткий стратегический план. В шахматах возможно невообразимое количество вариантов, их все рассчитать совершенно невозможно. Учёные прикинули, что атомов в солнечной системе меньше, чем может возникнуть позиций на шахматной доске.
Многие люди считают шахматы лишь интеллектуальной игрой. Но н а самом деле на одном только интеллекте в шахматах далеко не уедешь. По указанным выше причинам, посчитать всё невозможно. Поэтому определяющую роль играет интуиция:
«Голый расчёт может гарантировать только от грубых промахов. Наиболее сильные, наилучшие продолжения в шахматах находятся интуитивно.»
[Рудольф Шпильман]
Часто сильные шахматисты делают ход и сами не могут толком объяснить зачем они сделали этот ход. И потом через определённое количество ходов этот ход сказывается и выясняется, что фигура как раз и должна стоять на этом месте. Так шахматы рзвивают интуицию. Также в шахматах важны не только острота мысли и интуиция, но и хорошая физическая форма, целый комплекс волевых качеств и что немаловажно — любовь к шахматам.
На шахматной доске действуют те же самые законы, что и в реальной жизни. Это упрощённая модель для философского осмысления законов жизни. С помощью метода аналогий можно увидеть массу параллелей. Целый комплекс кармических закономерностей. Каждый ход — поступок, который определяет дальнейшую позицию на доске — судьбу. Иногда нужно жертвовать материал ради получения позиционных выгод (торжество духа над материей). Пешка, когда проходит длинный тернистый путь, полный опасностей, эволюционирует в ферзя. Некоторые сразу начинают партию с жертвы пешки — гамбит, чтобы получить длительную инициативу и возможность атаки, но если она не удастся, то скорее всего партия будет проиграна. Шахматы к тому же учат объективности, умению реально оценивать свои возможности в зависимости от текущей позиции.
«Шахматы похожи на жизнь».
[Борис Спасский, 10-й чемпион мира по шахматам]
Кто-то видит только деревянные фигурки на чёрно-белых клетках. Для них шахматы лишь настольная игра. Но те, кто любят шахматы как искусство, за внешней формой видят сказочные сражения, отважных воинов, волшебство, превращения, восхищаются глубокими идеями великих мастеров, красивейшими комбинациями, этюдами. Шахматное наследие имеет много бессмертных партий-произведений искусства, по которым учатся многие поколения шахматистов.
Интересен и тот факт, что многие великие шахматисты увлекались музыкой, и наоборот — великие музыканты были любителями шахмат. Есть ещё удивительный пример человека, который был одновременно и великим композитором и великим шахматистом. Это Франсуа Андре Филидор.
Аналогичная ситуация и в математике. Многие выдающиеся математики увлекались музыкой, а музыканты — математикой. Некоторые математики настолько проникаются красотой математических формул, что начинают видеть в них доказательство существования Бога.
И в целом, многие гроссмейстеры экстра-класса довольно сердечные и приятные в общении люди. Например, Виши Ананд, Борис Гельфанд, Анатолий Карпов, Левон Аронян, Евгений Свешников и многие другие.
Есть и великие тренера, которые много лет зажигают в детях через шахматы огонь к дерзанию, к подвигу, к полёту мысли и творческому самовыражению. Один из них — заслуженный тренер СССР Марк Дворецкий. У него свой особый взгляд на шахматы и творческий подход к их обучению.
Шахматы имеют много общего с искусством. Одного только внимания и концентрации вовсе недостаточно для создания красивых партий-произведений искусства. Некоторые гроссмейстеры даже испытывают большое разочарование, когда соперник грубо ошибается и сразу проигрывает. Он ведь вник в суть позиции, увидел красивую идею, а соперник не дал её реализовать своей ошибкой.
Многие великие шахматисты описывали как через шахматы они развили свой дух и стали мудрее. Например, Александр Алёхин, 4-й чемпион мира пишет:
«Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы, прежде всего, учат быть объективным. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни».
«Мне думается, что весь секрет заключается в прирождённой остроте памяти, которую соответствующим образом развивают основательное знание шахматной доски и глубокое проникновение в сущность шахматной игры».
«В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаёшь собственные ошибки и слабости. Точно как в жизни.»
Шахматы учат определять свои недостатки. Играя партию, можно многое узнать о себе и о своём сопернике: какой дебют он играет, в каком стиле, какую игру больше любит — позиционную или комбинационную, какого типа ошибки допускает. Всё это отражает черты характера и слабости. Об этом пишет и 13-й чемпион мира:
«Слабости характера обычно проявляются во время шахматной партии».
[Гарри Каспаров]
Многие шахматисты сравнивают шахматную партию с целой жизнью. За время многочасового сражения действительно проходит так много событий и переживаний, которые сопоставимы с отдельной жизнью.
«Шахматы — это жизнь.»
[Роберт Джеймс Фишер]
Некоторые великие шахматисты подходят к шахматам с позиции непривязанности к результату. Это очень высокое достижение, когда по-настоящему осознаёшь, что главное не победы, а сам процесс творчества и личностный рост:
«Главное — борьба, воспитание своего характера, а успехи обязательно придут, если постоянно работать над шахматами и по-настоящему их любить.»
[Аналитий Карпов]
Очень мудрые слова говорит 9-й чемпион мира, которые заслуживают особого внимания в контексте данной темы:
«Я уже неоднократно говорил, что спортивный результат, спортивный успех никогда не выступали для меня как первичный фактор. И сегодня, хотя мне не так-то просто играть в шахматы высокого класса, в наиболее принципиальных партиях, особенно во встречах с молодыми шахматистами — сторонниками практицизма, я стремлюсь проповедовать другие шахматы, стремлюсь показать, что в шахматах самым важным и самым главным тем не менее остаётся творческое начало. То творческое начало, которое сделало шахматы шахматами, которое привело к тому, что сегодня в шахматы играет весь мир, к тому, что шахматы не забыты на протяжении стольких веков, привело к тому, что шахматами создаются настоящие шедевры, пополняющие в конечном счёте общечеловеческую кладовую культурных ценностей.
Я сторонник таких шахмат, и мне хотелось бы, чтобы молодые, посвятившие свою жизнь этой древнейшей игре, видели бы в шахматах в первую очередь их творческую сторону, хотелось, чтобы шахматы стали для них тем творческим актом, который не только самому шахматисту, но также миллионам любителей доставляет необъяснимое эстетическое наслаждение и удовлетворение.
А что касается побед, то при этом условии они непременно будут.»
[Тигран Вартанович Петросян]
О пользе шахмат для развития духа говорят не только шахматисты, но и представители духовенства. Например, из предисловия к книге Григория Богдановича «Программа подготовки шахматистов-разрядников»:
«Дорогие друзья!
Перед вами находится книга, открыв которую, вы погружаете в увлекательный мир шахматной игры, помогающей людям развивать такие необходимые всем качества, как глубину мышления, внимание, сосредоточенность, логику и интуицию.
Ведь наличие этих качеств помогает каждому человеку в полной мере трудиться на своём месте на благо общества и быть достойным гражданином своего Отечества.
Церковь не против шахмат, поскольку в отличие от азартных игр, духовно разрушающих человека, шахматы привносят в нашу жизнь только доброе и хорошее, а значит, укрепляют нас также и с нравственной стороны. ”
[Наместник Данилова Монастыря г. Москвы
Архимандрит Алексий (Поликарпов)]
Многие гроссмейстеры приходят к осознанию необходимости всесторонне личностно развиваться, чтобы достигать успехов в шахматах. Например, Сергей Долматов в книге «Секреты дебютной подготовки» пишет:
«Сразу после дебюта возникает проблема ключевого хода, такого хода, который придает партии определенное направление, оказывает огромное влияние на дальнейшее течение борьбы. Для меня эта проблема глубоко творческая, связанная не только с чисто шахматными законами, а еще и с интуицией, эмоциями, психологическим состоянием. Находки, которые я показал, могли родиться только непосредственно за доской, в процессе напряженной схватки. Поэтому советую: не забывайте укреплять свою психику, развивать интуицию, учитесь контролировать эмоции. Не ограничивайтесь лишь приобретением знаний, совершенствуйтесь в самых различных областях.»
Шахматисты также приносят и ценные философские идеи для общества. Например, можно отметить две очень интересные и необычные работы:
2) Юдасин Леонид Григорьевич «Тысячелетний миф шахмат».
Возможно, первая попытка глубоко и всесторонне рассмотреть шахматы как культурное и духовное явление, интегрированное в ход общечеловеческого прогресса.
Четыре навыка, которые развивают шахматы
Филипп Уланов
12 декабря 2018 • 19:55
В России вопрос «почему детей нужно учить играть в шахматы?» вроде бы не актуален. Польза шахмат общеизвестна, вплоть до того, что врачи применяют их как средство, отдаляющее синдром Альцгеймера у взрослых и преодолевающее отставание в развитии у детей. Умом шахматы все принимают, а вот сердцем не всегда – ведь научиться играть в шахматы легко, но научиться играть хорошо – весьма трудно. Однако каждому стоит постараться освоить эту игру, особенно детям. Разберемся, почему.
Навыки коммуникации
В современном мире навыки коммуникации играют первостепенную роль. К ним относится способность легко налаживать новые контакты с людьми, умение поддержать любой разговор и оставаться приятным собеседником, не забывая и об умении договариваться и настаивать на своем. В подростковом возрасте эти навыки прекрасно развиваются при активных занятиях шахматами. У некоммуникативных школьников происходит расширение круга общения, появляются новые возможности полноценного самовыражения и, что крайне важно, самореализации, повышается самооценка. Также занятия шахматами дают возможность необщительным детям преодолеть замкнутость, научиться продолжать общение и вне шахматной игры.
Помимо этого, активно развиваются вербальные навыки: несмотря на то, что на протяжении партии соперники, как правило, общаются крайне сдержанно, активно задействуются участки мозга, ответственные за владение языком и коммуникацией. Ещё шахматы способны снижать уровень подростковой агрессивности, трансформируя её в здоровый соревновательный дух.
Навык нестандартного мышления
Шахматы – это игра, в основе которой лежит сложная многоуровневая логика и оригинальный игровой мир, функционирующий по своим собственным строгим законам и правилам. Но главный феномен шахмат заключается в активном стимулировании нестандартного мышления. Например, один из игроков жертвует фигурами, маскируя стратегию своей игры, усыпляет бдительность противника, а в решающий момент за два-три хода кардинально меняет ситуацию на шахматной доске: шах и мат. Подготовка ловушек и контрударов для соперника, сокрытие собственных планов игры и т.д. выступают отличным тренажером «думай-не-как-все».
Интеллектуальные навыки
Шахматы – это непревзойденный тренажер для человеческого интеллекта. Ведь во время партии задействуются оба полушария человеческого мозга, и одновременно используется и логическое, и абстрактное мышление
Кроме этого шахматы отлично тренируют логику. Ход каждой фигуры взаимосвязан с предыдущими и последующими передвижениями и вместе они представляют собой единую схему. Но, разумеется, план игры может измениться на протяжении партии, ведь приходится ориентироваться на существующее положение дел и активность развития шахматной баталии. В этой ситуации логическое мышление развивается само собой: игра обеспечивает способность пользоваться логическими конструкциями, в том числе и после завершения партии, когда многие игроки вновь продумывают и анализируют правильность своих ходов.
Ещё один навык, который развивается при занятиях шахматами – это анализ. Без умения оценивать положение дел на шахматной доске не получится продумать план дальнейших действий на основе актуальной ситуации. Ровно то же самое и происходит в жизни: мы анализируем получаемую информацию, проводим работу над своими ошибками, что позволяет нам достигать поставленных целей. А шахматы благотворно влияют на один из самых важнейших интеллектуальных навыков.
Шахматы прекрасно тренируют память человека. Во время игры наш мозг одновременно задействует и долговременную, и оперативную память. Игрок должен запоминать свои последующие шаги, просчитать ряд возможных ходов противника, запоминать типовые позиции. Все это требует крайне интенсивной интеллектуальной деятельности.
При игре в шахматы и у детей, и у взрослых развивается внимательность. Каждый неосторожный ход может привести к потере фигуры или даже поражению. Регулярные занятия помогают развить неусидчивым детям концентрацию и внимание. Прогресс требует времени, но постепенно он принесет плоды: ребенок станет более спокойным и научится сосредотачиваться.
Последним интеллектуальным навыком, который развивают шахматы, является системное мышление, т.е. умение мыслить организованно. Шахматные тренировки постепенно дисциплинируют человека, учат выстраивать логические цепочки шагов с учетом ситуации на доске. Эта игра способна дать игроку возможность выйти за существующие рамки, расширить горизонты и создавать сложные и длительные комбинированные ходы.
Гибкие навыки
Целью каждой шахматной партии является победа над соперником, неизбежным оказывается и волевое противостояние игроков. Выбор лучшего хода из множества возможных, защита от неожиданных атак противника, умение оставаться хладнокровным и сосредоточенным в самые ответственные моменты игры положительно влияют на характер ребенка.
Предполагаемый каждым игроком сценарий игры, имеет свою конечную цель, к которой и стремятся участники. Тренировки формируют у игроков умение добиваться поставленных целей, преодолевая сопротивление соперника. Шахматы развивают умение находить наиболее короткие пути достижения желаемого, не тратя время на отвлекающие нюансы игры.
Также повышается обучаемость – никто не любит проигрывать. Когда после игры игроки начинают прорабатывать и продумывать шаги, то зачастую учащиеся обращаются к новой информации или пособиям. Но учебники, как правило, дают лишь общие схемы и советы по игре. Каждая партия уникальна и игроку придется самостоятельно прорабатывать полученные знания и научиться применять их в игре.