какие люди нужны на свадьбе
Все, что нужно для свадьбы — полный список до мелочей для невесты и жениха
Подготовка к свадьбе – это не только приятное волнение, но и огромная ответственность. Чтобы ничего не испортило праздник, следует все продумать заранее. Поэтому начать подготовку необходимо с составления полного списка до мелочей всего, что нужно для свадьбы. Поможет ничего не пропустить наша статья.
О чем следует позаботиться заранее?
- Подать заявление в ЗАГС (можно через интернет). Заказать фотографа и видеосъемку (при желании). Составить список гостей на свадьбу. Забронировать ресторан и спланировать меню. Обсудить украшение зала. Если украшать место банкета нужно самостоятельно – нужно закупить цветы, вазоны, ленты, воздушные шары и прочее. Спланировать рассадку гостей при необходимости и заказать специальные таблички с именами. Заказать и разослать пригласительные с указанием времени и адреса ЗАГСа и ресторана. Подобрать ведущего, обсудить с ним сценарий мероприятия, конкурсы, музыкальное сопровождение. Заказать авто для молодых и для гостей. Записаться на свадебный маникюр, прическу, макияж. Выбрать свадебный торт и украшения для него. Забронировать номер в гостинице, если первую брачную ночь молодые планируют провести не дома.
Важно заранее обдумать и расселение приезжих гостей.
Список для невесты
Даже самая внимательная и ответственная невеста может о чем-то забыть в столь волнительный день. Чтобы ничего не застало врасплох, у невесты ко дню свадьбы должны быть готовы следующие по списку вещи:
Если проведение первой брачной ночи планируется в гостинице, то необходимо заранее сложить в отдельную сумку:
- сменное белье; ночную рубашку, халат; средства для снятия макияжа и по уходу за лицом; косметичку; шампунь, маску для волос, расческу, плойку; одежду и обувь на второй день свадьбы или для возвращения домой; сумку или специальный мешок для свадебного наряда.
Заранее следует позаботиться и о процедурах для невесты:
- чистка лица или солярий при необходимости; эпиляция; маникюр и педикюр; прическа, в том числе стрижка и окрашивание; макияж.
Список для жениха
Если первую брачную ночь молодые планируют провести не дома, жениху следует позаботиться и о вещах на утро.
Букет невесты хоть и выбирают вместе, привезти его должен жених. Поэтому отправляясь за невестой, необходимо не забыть заехать в салон за заказанным заранее букетом.
Список для выкупа
Для начала следует украсить машину. Для этого потребуются вещи по списку (подробнее о том, как украсить авто, читайте здесь):
- бутоньерки на ручки дверей; свадебные номера; ленты; обручальные кольца, кукла, искусственные цветы и т. д.
Если выкуп будет тематическим, то следует украсить подъезд и квартиру. Обычно для этого готовят:
Жених и свидетель готовят для выкупа:
- деньги или сувенирные купюры; шоколад и конфеты; шампанское или другой алкоголь.
Список для ЗАГСа
После выкупа жених с невестой отправляются в ЗАГС, где потребуются:
- обручальные кольца; подушечка для них; рушник; паспорта; диск с песней для первого танца; шампанское и бокалы; папка для свидетельства о регистрации брака.
После бракосочетания молодых принято осыпать лепестками роз, рисом или пшеницей.
Список для прогулки и фотосессии
После регистрации молодожены традиционно отправляются на прогулку и фотосессию. Обычно для этого выбирают красивые места: памятники, фонтаны, парки, просто красивые пейзажи. Важно продумать и оговорить маршрут заранее. Чтобы гости не скучали, на прогулке потребуются:
- шампанское, вино, другой алкоголь; вода и соки; одноразовые стаканчики или бокалы; одноразовые тарелки и вилки; штопор для вина; салфетки; закуска (бутерброды, фруктовая, овощная, мясная и сырная нарезки, конфеты); мешки для мусора.
Список для ресторана
Для встречи молодых потребуется:
В ресторане также потребуются:
- набор для свадебного торта; мешочек или сундучок для сбора денег; альбом для пожеланий; пиротехника (салюты, хлопушки); аптечка первой помощи (на всякий случай); платок, которым свекровь покрывает голову невесты в конце торжества.
Как составить список гостей на свадьбу
Свадьба – долгожданный момент для каждой пары. Чтобы торжество получилось запоминающимся и веселым, его необходимо правильно организовать, в том числе и составить список гостей.
На первый взгляд может показаться, что это просто. На самом деле составление списка гостей – долгий и ответственный процесс, от которого зависит проведение свадьбы. Однако не каждый знает, кого стоит приглашать на праздник, а кому не место на торжестве.
Гости на свадьбе
Сколько гостей нужно приглашать на свадьбу?
На этот вопрос невозможно дать точный ответ: количество приглашенных гостей зависит не только от родных и друзей, но и от финансовых возможностей. Поэтому каждый случай индивидуален.
Кто-то может устроить грандиозное торжество, а кому-то под силу организовать только камерную свадьбу, пригласив самых близких людей
Не стоит забывать, что от количества приглашенных людей кардинально меняется стоимость праздника. Число гостей влияет на следующие статьи расходов:
Поэтому до составления списка необходимо определить бюджет. В зависимости от финансовых возможностей станет понятно, кого стоит включить в список, а кого нет.
Но здесь есть свои подводные камни. Если родители берут на себя значительную часть расходов, их пожелания по составлению списка необходимо учесть. Если не пригласить важных для них людей, они могут обидеться или отказать в помощи. Если нет желания включать сторонних людей в список, можно взять на себя 80% расходов, а родителям оставить 20%.
Свадебный банкет
С кем составлять список?
Свадьба – общий праздник молодых. Именно они должны решать, с кем они готовы разделить этот день, а кого не хотят видеть на своем торжестве. Поэтому не стоит бояться обид или осуждения со стороны родственников, если их мнение не учитывается.
Жених и невеста должны обсудить формат праздника и подумать над концепцией. Здесь могут возникнуть разногласия: например, невеста желает позвать на торжество как можно больше гостей, а жених мечтает о скромном празднике. В таком случае стоит прислушаться друг к другу и найти компромисс.
Умение слушать и слышать пригодится молодым не только в процессе организации праздника, но и в семейной жизни
Как правильно составить список?
Жених и невеста должны сесть вдвоем и создать два списка приглашенных. В первом необходимо указать имена тех, кто обязательно должен присутствовать на празднике. Во втором списке нужно записать людей, в ком есть сомнения.
На свадьбу рекомендуется приглашать:
Люди, которых можно смело вычеркнуть из списка:
Отдельные случаи
Существует категория родных или знакомых, которую нужно с осторожностью включать в список гостей. Речь идет о следующих близких людях:
Составление списка гостей – важный этап организации свадьбы. Именно от него зависят основные расходы на праздник и само проведение торжества.
Дополнительную информацию о том, как составить список гостей на свадьбу вы узнаете, посмотрев видео:
Полный гид по свадебной церемонии
Поделиться с друзьями
Все только и говорят, что о свадебной церемонии, но у вас все равно очень много вопросов? Имеет ли она юридическую силу? Как выбрать подходящее место и время? Как оформить зону для торжества? Что за свадебные клятвы? Как все проходит и сколько длится? Отвечаем на вопросы и рассказываем об организации церемонии вашей мечты.
В каких случаях нужна свадебная церемония?
Вы хотите сделать так, как нравится вам. В ЗАГСе не выбирают регистратора, музыку и атмосферу, а получают то, что есть. Организовывая собственную церемонию, вы делаете так, как хотите – подбираете ведущего, с тавите свою музыку, создаете красивую арку или необычное освещение с декораторами.
Вы не хотите «ловить» нужное время. Бронирование удобного времени во Дворце Бракосочетания проблематично — лучшие слоты разбирают мгновенно. Выездная церемония никого не ограничивает, можно начать в обед или обменяться клятвами на закате. Да и продолжительность мероприятия в этом случае вы устанавливаете сами.
Вам важны фотографии. Даже в самых красивых ЗАГСах оформление иногда устаревшее и на снимках выглядит не очень. Свадебная церемония с продуманным декором часто смотрится на фотографиях лучше.
На празднике будет много гостей. Большинство Дворцов Бракосочетаний ограничивают число людей, присутствующих на мероприятии, обычно это связано с вместимостью зала. Если приглашенных много, а вы хотите, чтобы все были рядом, стоит задуматься о церемонии.
Вы устраиваете тематическую свадьбу. Для торжества, подчиняющегося определенной теме, свадебная церемония обязательна, ведь для свадьбы стиле Гарри Поттера вряд ли найдется ЗАГС, похожий на зал в Хогвартс. Или, например, на свадьбе в стиле ар-деко вам наверняка захочется видеть регистратора в одежде нужной эпохи.
Хотите быть единственной невестой в этот день. В ЗАГСе кроме вас будут другие невесты, женихи и гости. Если такая перспектива не радует, выбирайте отдельную церемонию. Поехав на природу, будьте уверены, что в радиусе километров от вас не будет ни одной девушки в белом платье, которая тоже становится женой.
Вы хотите сэкономить. Часто говорят, что отдельный обмен клятвами может быть не дороже ЗАГСа. Это неправда. Действительно хорошая церемония будет стоить дополнительных денег – декоратор создаст зону церемонии, dj будет работать из-за нее на час-два больше, регистратор или ведущий возьмут дополнительную оплату за проведение. Если бюджет небольшой, можно обойтись торжественной регистрацией во Дворце Бракосочетания.
Вы хотите один раз и по-настоящему. Многим не нравится, что в один день получают свидетельство о браке, а в другой устраивают основное мероприятие. Кажется, что важность события размывается, ведь создание семьи официально происходит в момент подписи документов и получения свидетельства. Если это о вас, не думайте и спокойно отказывайтесь от дополнительной церемонии, она не принесет такой радости, как другим.
Важно учитывать, что выездная церемония и регистрация – разные понятия с организационной и юридической сторон.
Свадебная церемония – церемония обмена клятвами, которую вы устраиваете самостоятельно вместе с командой подрядчиков. Она не имеет юридической силы, поэтому до свадьбы вам с женихом надо получить свидетельство о браке в ЗАГСе, предварительно подав заявление.
Выездная регистрация – официальная выездная церемония, которую проводит сотрудник ЗАГСа согласно заключенному заранее договору. Не все ЗАГСы предоставляют такую услугу, причем место для церемонии вы можете выбрать только из утвержденного списка (например, в Москве это такие места как Особняк Спиридонова, Москвариум и.т.д.). Это мероприятие официальное, в конце вы получите свидетельство о браке.
Chris and Ruth Photography
Устроить церемонию можно где угодно – это может быть как зал гостиницы или ресторана, так и место на природе (поляна в лесу, пляж, поле, территория отеля). Желательно проводить ее там же, где будет проходить основное празднование или недалеко от него. Так вы сэкономите время и силы на разъездах.
Помните о фотографиях, поэтому заранее осмотрите площадку, чтобы убедиться, что в кадр не попадут сваленные в кучу ветки или старая стена с трещиной. Лучше выбирать место так, чтобы за вами и регистратором открывался максимально красивый вид.
Время для церемонии может быть разным в зависимости от ваших пожеланий и концепции свадьбы:
Учтите, что описанный выше сценарий стандартный, свободно меняйте и дополняйте его по своему усмотрению. При этом время мероприятия должно укладываться в 15-30 минут. Меньше 15 минут не дадут прочувствовать торжественность момента, а больше 30 начнут утомлять присутствующих.
Самый трогательный момент свадебной церемонии — произнесение клятв женихом и невестой. Отнеситесь к их написанию серьезно, начните заранее и не откладывайте на потом, ведь эти слова ваш любимый человек запомнит на всю жизнь. Зайдите в статью о свадебных клятвах, в которой мы подробно рассказываем, как их написать, а также делимся хорошими примерами.
В отличие от официальной выездной регистрации, человек, проводящий ваше торжество, не должен быть сотрудником ЗАГСа. Он может быть ведущим всей свадьбы, ведущим только церемонии, актером, певцом и даже другом или родственником. Кого бы вы ни выбрали, учтите, что ведущий должен:
Уделите внимание декору торжества, он поможет создать торжественную атмосферу и украсит фотографии. Не забудьте, что оформляют:
Вариантов украшения церемонии тысячи, покажем те, которые нравятся нам больше всего – возможно что-то из этого приглянется и вам:
Свадебная невеста 2021
Свадьба начинается здесь
Гости на свадьбе: сокращаем список!
Итак, вы — будущие счастливые молодожены — определились с датой свадьбы, бюджетом, составили списки гостей и… поняли, что на ваше количество приглашенных никакого бюджета не хватит. А если и хватит, то лишь на самый скромный праздник. Но хочется-то красивую, полноценную свадьбу!
Ваша ситуация? Поздравляю, сегодня мы будем оптимизировать список ваших гостей.
Зачем сокращать список гостей?
1. Это один из лучших способов сэкономить на свадьбе. Ведь, как правило, самая затратная статья свадебного бюджета — банкет, а его стоимость напрямую зависит от количества приглашенных. Такие пункты подготовки, как декор и транспорт, также обойдутся вам тем дороже, чем больше гостей вы пригласили. И вместо того, чтобы искать подрядчиков подешевле, всегда лучше урезать количество приглашенных: так вы сохраните достойное качество свадебных услуг.
2. Чем меньше у вас гостей, тем проще их организовать. Подготовка масштабной свадьбы свыше 100 человек требует в разы больше усилий, чем камерной на 20-30 приглашенных.
3. Чем тщательнее вы подошли к составлению списка гостей, тем более приятной для вас будет атмосфера на свадьбе. Согласитесь, куда лучше провести время в кругу действительно близких людей, тех, кто искренне рад за вас, чем тех, кто даже не помнит ваших имен и пришел «просто поесть».
Убедились, что оптимизация списка — это добро?)))) Теперь давайте посмотрим, как это сделать правильно и максимально безболезненно для всех.
Кто является обязательным гостем на свадьбе?
В общем-то, решать вам. Но, как правило, это:
Стоит учесть:
1. Парочки. Супруги приглашаются на торжество только ВМЕСТЕ. Это элементарное правило этикета. Приглашая только одного из пары (по любым причинам), вы поступаете невежливо. Кроме того, не забывайте и о тех, кто состоит в длительных отношениях, не будучи в браке. Вы, конечно, имеете право пригласить таких гостей без «половинки». Но будьте готовы к тому, что вас настоятельно попросят позвать бой/герлфренда либо просто решат, что их пригласили вместе — и придут вместе. Таким образом, приглашая кого-то одного из пары, всегда держите в уме второго.
2. Дети. Вы можете попросить ваших гостей прийти без детишек. Однако к такому условию лояльно отнесутся далеко не все. Поэтому на всякий случай сразу включайте детей в список.
Кого приглашать НЕобязательно?
Естественно, если вы действительно хотите видеть на свадьбе кого-то из людей, не входящих в «обязательный» список, вы можете их пригласить. Но в принципе всех, кто попадает в категорию «необязательных», можно спокойно вычеркивать из вашего свадебного списка. Даже если они вас звали на свои свадьбы. Начните с тех, кого вам хотелось бы видеть на торжестве меньше всего. Как правило, полностью вычеркнув всех «необязательных» гостей, вы сокращаете список на 20-50%.
Учтите, что кроме «необязательных», существуют еще «проблемные гости»:
1. Гости из других городов/стран. Как правило, подразумевается, что молодожены оплачивают таким приглашенным проживание (а иногда и дорогу). Подумайте, готовы ли вы брать на себя такие расходы. Если нет — сразу предупреждайте, что жилье-проезд гости оплачивают сами. Имейте в виду, что при таких условиях к вам приедут разве что очень хорошие друзья и близкие родственники. Остальные предпочтут поздравить вас заочно.
2. «Дружные семейки». Некоторые семьи ходят на праздники исключительно полным составом, «прихватывая» с собой детей (в том числе взрослых и тоже уже семейных), а то и родителей. Поэтому, приглашая кого-то из такого клана, будьте сразу готовы увидеть на свадьбе и всех остальных. Не готовы? Тогда лучше не связывайтесь.
3. «Неадекваты». Гости, любящие выпить, подраться, непотребно себя вести — в общем, персоны нон грата. Даже если это ваш близкий родственник, подумайте о том, как избежать его присутствия на свадьбе. Помните, что вы можете себе «позволить» максимум двух таких гостей — иначе свадьба превратится из торжества в катастрофу.
Вычеркнув из списка «проблемных» гостей, вы сократите его еще на 10-20%.
Обратите внимание, что иногда, как бы вы ни сокращали число приглашенных, все идет насмарку — благодаря верным способам раздуть список гостей до огромных размеров:
1. Рассказывать о своей свадьбе всем и каждому. Как минимум половина людей при этом решит, что вы их приглашаете.
2. Выкладывать фото с помолвочным кольцом и многочисленные новости на околосвадебную тему в соцсетях — по эффекту это то же самое, что п. 1.
3. Показывать список гостей родителям (если только они не оплачивают свадьбу частично или полностью). Увидев, что вы не пригласили троюродных теть, родители будут настаивать на том, что их нужно позвать, до потери пульса, а в самом тяжком случае пригласят их сами.
Если вы старательно выполнили все условия выше, не удивляйтесь, что количество ваших гостей стремится к бесконечности, а новые приглашенные появляются буквально за день до свадьбы. Причем половины из этих людей вы даже толком не знаете.
Вы очень щепетильная невеста, которая боится обидеть кого-то тем, что не пригласила его на свадьбу, и испортить отношения с приятелями/родственниками? Не переживайте, для вас есть верные способы «автоматически» сократить список гостей, даже если вы их приглашаете:
1. Устроить свадьбу за границей/в другом городе — с условием, что вы оплачиваете только празднование, а проезд и проживание гости берут на себя. Сами понимаете, на такие расходы согласятся лишь немногие.
2. Устроить свадьбу в будний день (кроме пятницы) — далеко не все смогут и захотят отпроситься с работы.
Не подходят эти варианты? Ну ладно, признаюсь: в запасе у меня есть супер-лайфхак для вас))))) Устройте «полноценную» свадьбу только для семьи или ближайших друзей (человек на 10). А, допустим, в следующий выходной организуйте «официальный прием» — большой фуршет, куда позовете уже всех-всех-всех. Так вы одним выстрелом убьете множество «зайцев»:
Как бы вы ни решили поступить со списком ваших гостей, держите в голове главное: Ваш День должен быть прекрасен! И только вам решать, кто достоин разделить его с вами, а кто останется «за бортом».
Как организовать свадьбу и не пойти по миру
Советы тех, кто смог
Сделать нормальную свадьбу трудно.
Особенно с выездной регистрацией. Особенно если хотите сделать по-европейски, а не с выкупом в подъезде и хлеб-солью на фоне «Вечного огня». И почти невозможно сделать это на свои деньги.
Я прошла через подготовку к выездной свадьбе в начале 2016 года. На торжество в Барнауле с участием 30 гостей ушло 215 тысяч рублей. Подготовка заняла полгода. Вот так это выглядело в итоге:
Весь бюджет свадьбы состоял из наших с мужем накоплений. Вот чему я научилась, пока готовилась.
Подрядчики. Какие бывают, что делают и сколько берут
Свадьбы — это большой, безумный и насыщенный рынок. Вот те, кто встретится вам на пути.
Свадебный организатор сопровождает молодых с самого начала: подбирает подрядчиков, планирует бюджет, логистику, концепцию, площадку и контролирует ход свадьбы. Мой выбор пал именно на организатора, и, как оказалось потом, это было верное решение. Не надейтесь спихнуть всё на организатора, вам тоже придется поработать.
Распорядителя или координатора молодожены нанимают за пару недель до свадьбы, чтобы исправить ляпы, которые допустили при подготовке: выбрали площадку не по карману, не составили план рассадки гостей, не учли возможных проблем с погодой. Этот же человек присутствует на свадьбе и решает возникающие проблемы, как Мистер Вульф в «Криминальном чтиве». Часто организатор совмещает роль координатора, это удобно.
Декоратор помогает разработать и воплощает концепцию свадьбы: цветовую гамму, флористику, оформление зоны регистрации и банкетного зала, пригласительные, антураж для фотосессии. Вы удивитесь, сколько всяких мелких деталей нужно приготовить, чтобы свадьба выглядела нарядно.
Фотограф и видеограф фиксируют происходящее на камеру, отдают готовый фильм и фотоальбом или файлы на флешке.
Стилисты и визажисты делают так, чтобы невесте нравилось ее отражение в зеркале.
Ведущий отвечает за досуг гостей. От него зависит, станет свадьба приятным торжеством или же гости попадут в ад, по дороге натягивая презервативы на бананы.
Артисты — поедатели огня, стоятели на голове, шпагоглотатели и прочие аниматоры развлекают гостей. Развлечение может выйти на любителя, но хорошая музыкальная кавер-группа всегда кстати.
Финансы. Как рассчитать бюджет и подготовить смету
За полгода до свадьбы определите сумму, которую вы готовы потратить. Вы должны быть в состоянии накопить ее за нужный срок, не погрязнуть в кредитах и не поползти на коленях к родителям. Разумеется, брать деньги у родителей или у банка — ваше решение, но я советую делать свадьбу на свои.
А, например, потратить деньги на квартиру или машину
Есть два способа облажаться на этом этапе: начать тратить те деньги, что есть, и сделать деньги проблемой ребят из будущего.
Когда вы начинаете тратить свободные деньги, их вам будет не хватать. Например, у вас от зарплаты в этом месяце осталось 15 тысяч, а нужно внести 20 тысяч в качестве предоплаты хорошему фотографу. Траты на свадьбу случаются неравномерно, поэтому лучше иметь запас денег.
Другая крайность — нанимать хороших дорогих специалистов с мыслью, что платить им нужно потом, и тогда-то вы с этим и разберетесь. Это прямая дорога в кредиты.
Умные ребята делают так: анализируют свои доходы и расходы, прикидывают бюджет со свадебным организатором, видят порядок цен, составляют примерную смету и копят целенаправленно под нее.
Приготовьтесь к тому, что за рамки бюджета придется выйти, и заложите на этот случай еще 10%. В моем случае при бюджете в 200 тысяч резерв составил 15 тысяч. Они пригодились в конце.
Рассчитайте ежемесячный доход и вычтите из него жизненно необходимые траты: жилье, еду, транспорт и прочее. Оставшуюся сумму вкладывайте в свадебный фонд. Если это нереально и откладывать не получается, задумайтесь о целесообразности выездной свадьбы: иногда она просто не по карману.
Играть свадьбу вообще необязательно. Всем уже давно наплевать, кто с кем спит, кто с кем и как живет, кто кому муж и жена. Все ваши друзья и родственники зациклены на себе, своей жизни и своих проблемах, поэтому если свадьба вам не по карману, этого никто не заметит. Я знаю как минимум три пары, которые спустя год после своих пышных свадеб говорят так: «Можно было просто расписаться в загсе, результат был бы таким же».
Самостоятельно или с организатором составьте смету: что сколько стоит, за что и когда отдавать деньги. Ставьте сроки: например, 10 марта — предоплата фотографу и декоратору, 10 апреля — часть суммы за банкет. Заведите таблицу, в которую будете вносить расходы, остатки и итоговые суммы.
Аутотренинг, чтобы укладываться в бюджет
Когда вы будете готовиться к свадьбе, организаторы и родители будут подталкивать вас на безумства: заказать живых лебедей, арку из живых цветов, автоколонну «Хаммеров» для гостей и фейерверки. Вам будут говорить три вещи: «Свадьба же один раз в жизни», «Надо чтобы как у людей» и «Неужели вам жалко?» Все три предлога — грязная манипуляция.
Будем реалистами: если вам от 19 до 25, то, скорее всего, свадьба у вас не один раз в жизни. Обычно через 3—5 лет после первой пышной свадьбы, когда люди взрослеют, они играют очень скромную свадьбу со вторым супругом, и эта семья уже держится гораздо дольше, чем первый юношеский брак. Никакой связи между пышностью свадьбы и крепкими семейными узами нет.
Наконец, с «жалко» есть такой прием: создаете себе накопительный счет «На путешествие» и перечисляете на него все деньги, которые удастся сэкономить в процессе свадьбы. Навязывают вам, например, фокусника за 10 тысяч: «Нет, спасибо, мы лучше на эти деньги купим билеты в путешествие». На путешествия — не жалко.
Гостей предупредите, чтобы не дарили столовые сервизы и постельное белье. Так и скажите — лучше деньгами. Тут нечего стесняться: гостям гораздо проще подарить вам деньги, чем ездить в магазины и что-то выбирать.
Несмотря на ваши просьбы всё равно кто-нибудь подарит вам фарфор и простыни. Не обольщайтесь: им это кто-то уже подарил и теперь они это передаривают вам.
Бесполезные траты
Не всё, что вам предложат в свадебном агентстве, стоит включать в смету. Вот что я лично считаю бесполезной тратой денег.
Живые цветы — это дорого, недолговечно, иногда вонюче — у гостей может быть аллергия на лилии, к примеру; и непонятно, что с этой кучей делать на следующий день. Арка из живых цветов в Москве стоит 50—80 тысяч.
Если у вас свадьба в морском стиле, без цветов можно обойтись. Если мероприятие в модном деревенском стиле — используйте шишки, ветки, разные штуки из дерева. Исключения — букет невесты и бутоньерка: здесь живые цветы будут уместны. Стоимость цветов зависит от сезона и начинается от 5 тысяч.
Если цветов нестерпимо хочется, но жалко денег, поищите в своем городе компании, которые делают искусственные: часто их не отличить от настоящих. Главное — это дешевле.
Эти цветы сделаны из шелка, латекса и силикона. Производитель — «Риал тач». Цена — 960 рублей
Фейерверк в финале принесет две минуты удовольствия, при этом денег требует, как за куртизанку с высшим образованием. К тому же, фейерверки небезопасны, бессмысленны в непогоду, а площадка может не дать разрешения. Нормально сфотографировать фейерверки ни у кого не получится. Московская цена вопроса — от 25 тысяч.
Традиция выпускать голубей в небо негуманна, птицы могут нагадить на молодых или гостей. Аренда двух птиц в Москве — от 500 рублей. К тому же вы вроде хотели без пошлых советских традиций.
Леди-фуршет или горка из шампанского — подлинный ад: дорого, неустойчиво — пьяный гость заденет и разобьет. С тем же успехом можно было просто дать гостям в руки по бокалу и попросить разбить о землю — вышло бы дешевле. Бокалы с шампанским нужны на короткий срок: занять гостей, если регистрация задерживается. Альтернатива — стол с бокалами. В Москве леди-бар стоит от 3,5 до 8 тысяч.
Лимузин на выездной регистрации не пригодится — куда еще ехать-то? Аренда какого-нибудь «Хаммера» — это дорого, и в машину тоже придется ставить алкоголь. Не забывайте, что все арендные лимузины используются для двух целей: свадеб и ночного кутежа с элитными куртизанками. Не всякая химчистка справится со впитавшейся в сиденье рвотой, спермой, шампанским и другими человеческими выделениями. И не всякая арендная компания чистит салон. Московская цена — от 1,5 тысяч в час.
Лимонадный, капустный или гудронный бар нужен, как и леди-фуршет, чтобы занять ждущих регистрации гостей. Но проще и дешевле организовать один стол с алкогольными и безалкогольными напитками. Стоить будет от 10 тысяч.
Фотозоны на свадьбе нужны, чтобы ненадолго занять гостей и пофотографироваться для инстаграма. Домой эту конструкцию молодым не забрать, поэтому часто она остается у декоратора, который потом использует ее на других свадьбах. Стоимость в Москве — от 7 тысяч.
Необходимость свадебного видео — вопрос спорный. С одной стороны, пересматривать момент свадьбы приятно и интересно, особенно через десять лет. Однако велика вероятность, что через десять лет вы потеряете флешку с вашим видео или в вашем новом компьютере уже не будет нужного разъема (они-то и сейчас далеко не везде есть). Фотоальбомы долговечнее и более совместимы с вашими глазами. Столичные видеографы берут от 1,5 тысяч в час, хорошие студии — 15—20 тысяч в час.
Если вы любите друг друга
Мыльные пузыри, глотание ножей, дефиле жаб и прочее аниматорство интересны далеко не всем гостям и стоят дорого. Отдельная беда — идиоты-исполнители, а такие, к сожалению, встречаются. Дополнительный шарм вашему празднику придадут утомленные собственной программой исполнители, которые уже в десятый раз за неделю танцуют одни и те же номера. По их измученным скучающим лицам будет видно, что они у вас отбывают номер. Если у вас достойный ведущий — эта канитель не пригодится. Цена вопроса — от 5 тысяч.
Слайдшоу из фотографий молодых — от него придут в восторг мамы и бабушки, а вот гости могут заскучать. Вам придется заплатить за аренду проектора и экрана, потратить время, чтобы собрать 2—3 минуты фотопотока либо потратить деньги, чтобы это сделал кто-то другой. Стоит от 1 тысячи.
Караваи-полотенца и другой «а-ля рус» нежно любим родственниками как классический пример «всё как у людей» и как одно из суеверий. Каравай обойдется минимум в 1,5 тысячи. Съедите из него вы небольшой кусок, остальное потеряется в кутеже свадьбы. Научно доказано, что разочарование от свадьбы влияет на семейную жизнь гораздо больше, чем съеденный в знак богатства и процветания кусок хлеба.
Дорогая обувь на каблуке на выездной регистрации, например, в лесу нужна разве что ломать ноги. Если невеста в длинном платье, обуви не будет видно. Покупайте только ту обувь, которую вы бы носили дальше по жизни. Цены по последнему запросу будут выше.
Свадебный плейлист некоторые организаторы предлагает как дополнительную платную услугу. На самом деле они просто поставят вам MP3-диск «1000 золотых свадебных хитов». Там не будет «Кармы полис» и «Стрит спирита», но будет «Я люблю тебя до слёз» и «Ах, свадьба-свадьба пела и плясала». Вы этих песен не слышали класса с третьего. Лучше потратьте три часа и соберите свои любимые песни сами.
На чем экономить нельзя
Координатор. Самостоятельно контролировать всё в день свадьбы невозможно. Наймите опытного человека, заплатите ему и не переживайте, что свадьба пойдет не туда.
Искать подрядчиков по всей России удобно на сайте Невеста.инфо — только не соглашайтесь на первое предложение, а сравнивайте цены и отзывы
Не стоит возлагать роль координатора на бабушку, маму или подружку: мама обязательно растрогается и пустит слезу, бабушке нервничать нельзя, а подружка будет слишком счастлива за вас и на радостях не рассчитает с шампанским. В таком состоянии принимать правильные решения невозможно, нужен человек со стороны.
Координатор сохраняет здравый рассудок, потому что для него это просто очередной рабочий вечер. Он знает, кому устроить нагоняй, если свадьба пошла не по плану, умеет успокоить буйного гостя или истерящих молодых, держит при себе нужные мелочи: лекарства, нитки-иголки и салфетки.
Фотограф отвечает за ваши воспоминания, поэтому не бросайтесь на первого попавшегося: смотрите на качество фото, сроки обработки, итоговое количество. Отказывайте тем, кто выставляет цену не за отработанные часы, а за количество отщелканных кадров. Щелкать затвором — много ума не надо.
С фотографом можно сделать пристрелочную фотосессию за ⅕ цены и посмотреть, как он себя проявит. Если невеста себе не понравится на фотографиях сейчас, то на свадьбе ничего принципиально не изменится. Меняйте фотографа.
Площадка и ресторан не должны быть у черта на рогах, пожалейте гостей. Пафосный декор и резные колонны на площадке гораздо менее важны, чем защита от непогоды: тенты от дождя и кондиционеры от жары. Важная деталь для летней свадьбы — обработка территории от насекомых. Выбирайте площадку с гостиницей: часто молодоженам дают в подарок номер. Ехать после свадьбы на такси в помпезный отель дорого, муторно и за время поездки пропадает азарт.
Обязательно попробуйте пару блюд заведения, чтобы составить впечатление о кухне. Резные колонны и лакированный паркет не всегда означают нормальную еду. Банкетные площадки специализируются на дешевом откорме пьяных гостей, поэтому если вы выборочны в еде, ожидайте от площадки худшего.
Если в заведение можно со своим алкоголем — супер, берите. В ряде ресторанов практикуют «пробковый сбор» — заведение забирает себе определенную сумму за каждую открытую на застолье бутылку. Этот момент тоже не забудьте уточнить. Если есть выбор между своим и ресторанным алкоголем, всегда выбирайте свой.
Платье стоит покупать за пару месяцев до свадьбы: за это время невеста вряд ли сильно увеличится или уменьшится в объемах. На платье разумно потратить до 15% бюджета. Если не испортить его в день торжества, а после отдать в химчистку, можно потом продать на «Авито» и вернуть часть денег.
Часть 1: Цена и задаток
Декор должен быть прочным и устойчивым: нетрезвый гость крушит всё вокруг. Не забывайте, что после свадьбы нужно что-то делать с декором, задайте этот вопрос декоратору. Часто окажется так, что по факту вы декор арендуете, а платите так, будто покупаете.
Прическа и макияж. Даже если невеста — визажист, свадебный образ оставьте профессионалам. Не пренебрегайте пробными макияжем и прической, чтобы знать, как будете выглядеть в день свадьбы. Стилисты берут за пробные образы 50—70% от итогового.
Как не испортить праздник
Торт. Люди приходят на вашу свадьбу в том числе чтобы поесть. Пусть торт будет большим и вкусным — по 200-250 граммов на гостя. Осторожнее с мастикой: она, конечно, выглядит эффектно, но чаще всего приторная. Если выбирать между мастикой и сливочным кремом, я советую крем.
Тонкости
Предоплаты. В смете укажите суммы и сроки раздачи предоплат и постарайтесь распределить их равномерно. Банкет — самая большая трата, деньги за него нужно вносить ближе к дню свадьбы, поэтому разберитесь с остальными тратами заранее. Это можно поручить организатору со словами «Мы гуманитарии, посчитайте всё за нас». Расчеты организатора придется, конечно, перепроверить.
Гости. Первый вариант списка гостей будет длинным, и это нормально. Когда вы представите затраты на банкет для 120 человек, некоторые гости покажутся не такими уж близкими, список поредеет. Зовите только тех, кого действительно рады видеть. Никто не оскорбится.
Окончательный список гостей плюс-минус два человека составьте за неделю до свадьбы, потому что банкет готовится на фиксированное количество людей. Будьте готовы, что кто-то не придет.
Никто не хочет к вам на свадьбу, но они вам об этом не скажут
Для большинства гостей ваша свадьба — это напряг. Люди живут своей жизнью, у них свои дела, им до вас нет никакого дела. Они придут к вам на свадьбу только чтобы не обидеть вас или ваших родителей (которые, кстати, и так бы не обиделись).
Поэтому рекомендую звать только тех, кому дорога ваша компания: тех, кого бы вы пригласили на день рождения или на Новый год. Остальные будут вам благодарны за то, что вы не украли у них вечер жизни. Часто списки гостей составляют по принципу «как бы кого не обидеть», но это ошибка: в итоге на свадьбу приглашаются боссы с семьями, кумовья с детьми и родители студенческих друзей. Они даже не знают, как зовут вашего супруга. Не надо так.
Сделки с подрядчиками
Заключайте договоры со всеми, с кем это возможно. В договоре укажите, как будете решать нестандартные ситуации, распишите гарантии и права сторон. Так вы обезопасите себя от недобросовестных исполнителей и сможете взыскать с них свое, если конфликтная ситуация все-таки возникла.
Да, это займет время, но лучше потратить полчаса на составление и подписание договора, чем потом выяснять отношения.
Если у вас есть организатор, он всё сделает. Скажите ему, что вам в Тинькофф-журнале сказали заключать со всеми договор, а вы в этом ничего не понимаете. Все договоры, разумеется, надо читать.
Выучите сами и расскажите друзьям
По оплате договоритесь со всеми, с кем можете, что оплатите услуги безналом или переводом с карты на карту. Забейте их номера карт в мобильное приложение вашего банка и приготовьте нужную сумму на карточке. В день свадьбы будете скидывать им деньги прямо за столом, не нужно будет ходить с наличкой.
Забейте своих подрядчиков в мобильный банк, чтобы переводить им деньги во время банкета и не носиться с наличкой
Деньги в день свадьбы
Постарайтесь по минимуму платить подрядчикам наличкой в день свадьбы: придется отдавать ее организатору, могут быть накладки. Платить с карты на карту проще всего. Если же пришлось платить наличкой, то распределите деньги по конвертам, конверты подпишите и заклейте. И отдайте организатору, желательно, с распиской.
Вернуть долг или заплатить за квартиру
Приготовьте 2—5 тысяч рублей наличными на всякий случай: разбитые тарелки, порванные колготки, кончился алкоголь — мало ли, за что придется заплатить. Отдайте их на хранение близкому родственнику или организатору.
Подаренные гостями деньги лучше не держать на видном месте во время банкета. Хорошо, если на свадьбе не будет посторонних, но лучше перестраховаться. Обычно подворовывают артисты, персонал площадки или дальние родственники.
Попросите организатора припрятать подарки в надежное место либо следите за ними сами — отнесите в номер или отдайте на хранение родителям.
Порча имущества
Что бы ни сломали на свадьбе, платить вам: вы пригласили людей отдохнуть, вам и отвечать. Пара разбитых тарелок на свадьбе — ерунда и на счастье, но что делать, если гости уже крушат мебель? Правильнее было бы не приглашать таких гостей, но раз уж случилось — платите. Конфликтные вопросы решайте с администратором заведения.
Если после банкета официанты требуют заплатить за разбитый антикварный шкаф, но вы точно знаете, что никто его не бил, вызывайте администратора, смотрите записи с камер, ищите доказательства. Такое на свадьбах тоже бывает: официанты могут включить в ваш счет 2 разбитых бокала и еще 2 бонусом, хотя вы их не били.
Выучите два заклинания: «Я, конечно, заплачу, как только увижу это на камерах» и «Мой дядя из прокуратуры говорит, что для таких вещей составляют протокол».