какие магазины скоро закроются
Покупатель беднеет: какие магазины закроются и что будет вместо них?
Трансформируем, закрываем, продаём
«Карусель» больше не будет «крутиться». Фото: spaceall.ru
Руководитель по связям с инвесторами Андрей Васин в ходе онлайн-конференции, организованной компанией «ВТБ Мои Инвестиции», заявил:
На горизонте нескольких кварталов гипермаркетов «Карусель» в «Х5» не будет. Мы их либо трансформируем в супермаркеты, либо закрываем, либо продаём. Стратегия пока такая
Всё дело в том, что в сети «Карусель» большой выбор товаров, в числе прочего представлены продукты элитного сегмента, и цены выше средних. Такой формат, по мнению Андрея Васина, не пользуется особой популярностью ни в мире, ни в России.
«Карусели» потихоньку исчезают в стране с 2019 года: сначала их было около сотни, а теперь остался 41 магазин. В ближайшее время часть из них превратится в «Перекрёсток». Этот формат Андрей Васин отнёс к среднему ценовому сегменту.
Развиваем эконом-сегмент
Но наиболее популярен в «Х5», очевидно, эконом-сегмент. Именно в нём работает сеть «Пятёрочка», и ретейлер запустил новую сеть с ещё более низкими ценами под брендом «Чижик». На сегодняшний день открыто 4 магазина в Москве и 1 — в Твери. Андрей Васин пообещал, что в ближайшее время появятся ещё 45 «Чижиков».
Новое слово в эконом-сегменте. Фото: shopolog.ru
Новый бренд позиционируется как «жёсткий дискаунтер»: здесь очень узкий ассортимент и фокус направлен на собственную марку.
Одним словом, покупателям предлагается отвыкать от живых раков и эксклюзивных тортов. Вместо этого придётся переходить на акционную гречку: дёшево, сердито и полезно.
Почему в России закрываются гипермаркеты и супермаркеты
Закрываются магазины не стандартные для «Ашана»: те, которые достались компании от сети «Атак» и открыты в качестве экспериментов самой компании, говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. Но дело не столько в этом. Рынок трансформируется в сторону онлайн-торговли, потребительские предпочтения заметно меняются.
Но «Ашан» из-за перестановок в самой компании, которые наблюдались в последнее время, за этими переменами не успевает, считает Иван Федяков. Несмотря на то, что сеть одной из первых открыла свой онлайн-магазин (уже после него появились первые сервисы доставок), она оказалась в этой гонке в отстающих.
Это подтверждает и опыт других крупных торговых сетей, которые развивают сразу несколько форматов торговли. В «Ленте» «РГ» рассказали, что в первом полугодии онлайн-продажи продемонстрировали рост на 300%. Трафик сократился на 2,1%, но средний чек вырос на 1,4%. При этом в первом полугодии «Лента» запустила новый формат магазинов у дома «Мини Лента», открыв двенадцать новых магазинов.
Формат гипермаркета попал под давление из-за изменений потребительских предпочтений. И скорее всего, их количество будет сокращаться. Но это будет либо стратегическое решение, как в случае с Х5, который отказался от формата «Карусель», либо это будут закрытия региональных небольших сетей, которые не выдерживают конкуренции. Сейчас в стране 1100 гипермаркетов. Возможно, их количество сократится примерно на 50 магазинов, считает Федяков. Но сам по себе формат остается востребованным, уверен эксперт. Хотя трафик покупателей и снизился, это компенсировалось увеличением среднего чека. Свой потребитель у гипермаркетов есть.
Кроме того, гипермаркет сейчас выполняет роль магазина-склада. В отличие от обычного склада гипермаркет находится близко к потребителю, здесь установлены доступные цены, потому что у сетей достаточная закупочная сила. Поэтому для сервисов доставки продуктов это прекрасный вариант, считает эксперт.
В формате магазина-склада для такой торговли кроется неплохой потенциал. Недаром в Китае «Ашан» продал свое подразделение Alibaba. В перспективе нечто подобное могло бы произойти и в России, считает Федяков.
Война за бедных: почему в России начали закрываться гипермаркеты
Людмила Бутузова
Как растерзали «SPAR»
Так было не только в провинции – неделю назад культурная столица Санкт-Петербург в клочья разнесла последний гипермаркет в микрорайоне Славянка, продолжавший реализовывать товары со скидкой 70% после официального закрытия. Газета «Фонтанка» вела репортаж с места события:
«Люди ходили по еде как по помойке, рвали и рассыпали все, что им не нужно, переворачивали коробки с товарами, били витрины с алкоголем, набивали дорогими бутылками карманы и трусы, пробовали из горла все подряд».
Удивительно, но многие россияне убеждены: в том, что на прилавках исчезли качественные продукты, виноваты именно европейские санкции, а не ответные «антисанкции» (эмбарго) — введённые руководством России фактически против своих же граждан. Упускается из виду один принципиальный и очень важный момент — если санкции Европы и США касались только высшего руководства России и чиновников, но не простых россиян, то ответные «антисанкции», введённые самой Россией, коснулись непосредственно каждого простого россиянина.
Широко шагая, штаны порвешь
То, что происходило в последние недели, больше похоже на поспешное бегство – во всех магазинах Петрозаводска, Москвы, Питера брошенное оборудование и закрытые двери. Перебор торговых площадей и стал причиной беды.
Умерла так умерла. Что нам от этого?
«Так случается, что некоторые торговые сети уходят с рынка. В 2017 году магазины «К-Руока» перешли «Ленте». В 2018 году супермаркеты «О’Кей-экспресс» перешли к X5 Retail Group, на их месте открылись супермаркеты «Перекресток». В 2019 году сокращалась сеть «Полушка», – рассказывает пресс-секретарь городского УФАС Марина Нериновская – Далеко не всегда передислокация происходит полюбовно, борьба бывает очень жесткой. Причем если раньше крупные сетевые магазины боролись за возможность занять прибыльную точку, в которой потенциально будет высокая проходимость, то сейчас идет война за цены.
Все так, только начинать торговым сетям приходится с себя, обкусывая и обкрамсывая собственные площади. В настоящее время средняя площадь гипермаркетов составляет 10-12 тысяч квадратных метров. С конца 2019 года сети начали разрабатывать концепцию новых магазинов площадью около тысячи квадратных метров. Выяснилось:«большой формат» магазинов стремительно теряет популярность — люди уходят из гипер— и даже супермаркетов, предпочитая небольшие точки шаговой доступности. В числе пострадавших — все ведущие компании, работающие в этой сфере: «Ашан», «Лента», «Магнит», X5 Retail Group. В результате, как ожидают аналитики, многие магазины под этими вывесками могут в одночасье исчезнуть даже в столицах.
Уже известно, что в числе первых жертв сокращения окажется сеть «Карусель» X5 Retail Group, приносящая владельцам одни убытки. Развивать ее больше не будут, магазины уже сейчас закрываются по всей стране. «Лента», показавшая четыре с половиной миллиарда убытков, запустила масштабный аудит, по результатам которого намерена ликвидировать нерентабельные объекты: уже закрыты семь супермаркетов и два гипермаркета.
Хуже всего положение у «Ашана», уже не первый год борющегося с оттоком клиентов со своих гигантских площадей. На данный момент известно о закрытии «гиперов» в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Барнауле, Ярославле и ряде других городов.
Справедливости ради, не все крупные игроки решают свои проблемы столь радикально. Так, «Магнит» объявил, что отказывается от классических гипермаркетов, но будет не закрывать их, а переделывать в так называемые «суперсторы», первый из которых уже представили публике в Краснодаре — он может похвастаться инновационным дизайном и всяческими удобствами вроде детского уголка или «аллеи скидок».
Хорошо забытое старое
Чего ждать покупателям от трансформации ретейла?
По ее словам, трансформация ретейла в сторону малых торговых форм и приближение их к жилым микрорайонам оправдан тем, что современный покупатель не хочет и не может тратить много времени на покупки, но при этом желает получить дополнительные эмоции. «Автоматы с соком, собственные фермерские уголки, колбасные цеха, пекарни появляются в магазинах, чтобы были развлечения для клиентов», — отмечает она. Вот поэтому теперь самые модные супермаркеты напоминают рынок у дома, а ретейлеры еще и борются за покупателя с онлайн–магазинами, которые на бегу не наливают и не выпекают.
Скажем честно: глядя на сегодняшние эксперименты ретейлеров по трансформации форматов магазинов, волей–неволей напрашивается вывод, что все новое — хорошо забытое старое.
На закате истории Советского Союза в распоряжении покупателя были уже и универсамы, «заточенные» на торговлю фасованным товаром по принципу самообслуживания, и гастрономы, где торговали продуктами питания на развес, и так называемые «колхозные» рынки с продукцией, выращенной на подворье. Работали и «профильные» молочные, овощные, кондитерские магазины и ларьки. Другое дело, что в условиях тотального дефицита продовольствия, которым прославился СССР, прилавки всех этих форматов торговли были одинаково пусты.
Теперь, с одной стороны, товарного дефицита в стране нет, и при желании можно найти и купить все, что только душе угодно, но, с другой стороны, кошелек россиянина уже несколько лет как становится все легче и легче. Так что покупателям нужны не столько ухищрения ритейлеров с новыми форматами, сколько цены, адекватные скромным доходам.
Ферма в розницу, дорого
Вот список стран, где зарегистрированы крупнейшие продуктовые сети, имеющие сотни тысяч магазинов по всей России:
1.«Ашан» (Франция), 2.«О‘кей» (Люксембург), 3. «Пятёрочка» (Нидерланды),4. «Перекресток» (Нидерланды),5. «Карусель» (Нидерланды), 6. «Metro Cash&Carry» (Германия), 7.«Лента» (Британские Виргинские острова), 8. «Глобус» (Кипр), 9. «Билла» (Австрия), 10. «Зельгрос» (Германия), 11. «Leroy Merlin» (Франция), 12. «Магнит» (Кипрский оффшор Lavreno Ltd.),13. «Копейка» (Нидерланды), 14. «Мы» (Нидерланды), 15. «Меркадосуперцентр» (Нидерланды), 16. «Корзинка» (Нидерланды», 17. «Патэрсон» (Нидерланды), 18. «Народный» (Нидерланды), 19. «Симбирка» (Нидерланды), 20. «Провиант» (Нидерланды),21. «Ярмарка» (Нидерланды), 22. «Тройка» (Нидерланды), 23. «Семья» (Нидерланды), 24. «Экономная семья» (Нидерланды), 25. «Мир продуктов» (Нидерланды), 26. «А5» (Нидерланды), 27. «Spar» (Нидерланды), 28. «Универсам» (Нидерланды), 29. «Тамерлан» (Нидерланды), 30. «Покупочка» (Нидерланды).
Точка зрения распространенная, но, увы, безальтернативная, хотя патриоты отечественной торговли и уверяют, что каждый из нас сам в силах выбрать, где и какой покупать товар. Дескать, даже в сетевых западных магазинах есть отечественный продукт взамен импортного и за него можно «проголосовать рублем». Вроде бы, все верно: отделы с фермерской продукцией постепенно появляются во всех крупных сетях, ретейл привлекает в свои ряды российских производителей, разрешая им открывать лавки на территории супермаркета и даже берутся реализовать такие товары под собственным брендом. По мнению компаний, это помогает привлекать дополнительный трафик. А вот представители фермерских хозяйств большой пользы в обособленных островках для своей продукции не видят.
Год назад фермеров очень мощно поддержала вице-президент ООО «Фирма «Мортадель» Эльвира Агурбаш. На Пикабу она записала ролик (до сих пор есть в интернете), как на самом деле осуществляется поставка продуктов на прилавки магазинов, какие реальные торговые наценки существуют в сетях, как сети обходят антимонопольное законодательство и осуществляют картельный сговор. Вот часть из ее выступления:
Что предлагает г-жа Агурбаш? «В стране объявлена борьба с бедностью. За 6 лет бедных должно стать в два раза меньше. Такую задачу поставил президент. Если обуздать сети, разрушить картельный сговор, опустить цены в два раза, то на решение этого вопроса не понадобится шести лет».
Чиновники не нахвалятся
А чиновники регулярно хвалят антисанкции: мол, мы убили двух зайцев – помогли российскому фермеру и получили важный козырь для торговли с западными «партнерами». Независимые эксперты их активно критикуют: реальное влияние эмбарго на отечественный бизнес и потребителя ограничено, внешнеполитический эффект под большим вопросом.
Странно в лоб сравнивать вкус и ассортимент продуктов, например, в зажиточной Европе и в России, особенно после пятилетнего снижения доходов населения у нас. Итого реальный эффект антисанкций, на мой взгляд, сильно раздут. Кажется, отмени их завтра, ничего принципиально не поменяется: чуть вырастет импорт, немного расширится ассортимент в магазинах, по единичным позициям снизятся цены. Рейтинги власти снижаются – почему бы не убрать этот раздражающий многих фактор? Но сложно поверить, что это произойдет в обозримом будущем. Скорее мы дождемся крушения очередной глобальной сети по типу голландской СПАР, и народ с праведным гневом разнесет на халяву десяток ненавистных магазинов.
России предрекли закрытие 20% магазинов одежды
Рынку пророчат ужатие
Каждый пятый магазин одежды в России может закрыться в ближайшем будущем, предупредили участники рынка. Главные причины — падение спроса из-за банальной нехватки денег, а также из-за растущего тренда на осознанное потребление. Еще одна серьезная проблема — дефицит товаров. Энергокризис в Китае способен привести к нехватке продукции в отечественных магазинах. Эксперты считают, что сокращение ассортимента одежды приведет к росту цен на 15-25% от текущих значений.
Фото: Алексей Меринов
Основатель Института развития индустрии моды Beinopen, руководитель рабочей группы WearNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Алексей Баженов предупредил о грядущем массовом закрытии магазинов одежды: тренд на осознанное потребление приведет к исчезновению в ближайшие годы около 20% торговых точек в России. Собственно, процесс сокращения торговых точек уже вовсю идет: в торговых центрах за время пандемии одежных секций стало, по разным данным, меньше на 15-17%.
В 2020-2021 годах у многих представителей розничного бизнеса серьезно сократилась выручка –– сказались пандемия (разорванные логистические цепочки, неподъемная аренда помещений), а также нежелание делать из одежды культ и переход компаний на eco-friendly (продукт безопасный для экологии). Если раньше тенденции на повторное использование товаров были распространены только среди молодежи, то сейчас они охватывают уже 60-65% покупателей. Люди в магазинах все больше интересуются не только размером и ценой, но и обращают внимание: аллергенен ли материал, будет ли разлагаться ткань после того, как вещь придется выкинуть и так далее. Все это приводит к падению спроса, и, как следствие, сокращению выручки ритейлеров.
«МК» обсудил проблему с участником рынка.
«Нельзя сказать, что у россиян совсем не осталось денег. Средства есть, но сейчас люди не будут их тратить на пятую пару сапог или новый пуховик. Эти товары не особо актуальны –– некоторые граждане все еще сидят на удаленке, многие рестораны и театры закрыты или пускают туда только при наличии QR-кодов. Смысла нет тратиться на обновки», — рассказывает гендиректор спортивного бренда Виталий Цыганков.
— По вашему мнению, пандемия сильно трансформировала ритейл?
— Безусловно. Сейчас многие даже небольшие магазины стараются перейти на маркетплейсы, чтобы поднять свои продажи. Оплачивать аренду в небольшом ТЦ многим уже не выгодно.
— Могут ли торговые центры в скором будущем опустеть вовсе?
— Есть вероятность, что довольно большая часть российского рынка носильных вещей уйдет в онлайн. И она с каждым новым месяцем укрепляется.
С ним согласен руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. По его словам, в ближайшее время закрытие ряда магазинов вполне возможно, поскольку сети не получают нужную прибыль, а продление карантинных ограничений, все большее расширение применения QR-кодов ограничивает посещаемость торговых центров по всей стране.
«Одна из главных тенденций настоящего времени — это, конечно, изменение потребительского поведения людей из-за пандемии и падения доходов. Оно заключаются в стремлении к экономии, в уходе в онлайн, в сокращении не первостепенных затрат. Поэтому, если говорить об одежде, магазины среднего ценового сегмента и масс-маркет теряют больше других, поскольку именно их целевая аудитория наиболее ощутимо потеряла в доходах», — отметил эксперт.
На трансформацию российского рынка одежды также оказывает влияние энергетический коллапс в КНР. Ведь именно из Китая в нашу страну завозятся основные партии товаров. Теперь же с производством и логистикой там большие проблемы. Как следствие, участники рынка не исключили дефицита одежды на отечественных прилавках из-за сбоя поставок.
Впрочем, проблема не только в китайском энергокризисе, но и в промышленной инфляции и логистическом коллапсе, считает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. «Инфляция в Китае составит не менее 15% в год, а очереди на контейнерные перевозки в портах растягиваются на несколько недель, а то и месяцев, — говорит он. — Определенно стоит ждать роста стоимости товаров из Китая, но если в новогодний период они могут быть как-то нивелированы скидками, то в феврале могут спокойно вырасти на 15-25% от текущих значений».
В России предсказывают закрытие магазинов одежды
Тренд на осознанное потребление приведет к закрытию к 2035 года около 20% магазинов одежды в России. Такой прогноз в беседе с РИА «Новости» озвучил основатель Института развития индустрии моды Beinopen, руководитель рабочей группы WearNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Алексей Баженов.
По его словам, «онлайн-продажи в пандемию выросли в два раза, до 15% от общего объема продаж, при этом до 40% магазинов закрылось, в основном из-за их неготовности к переходу в e-commerce».
«С их закрытием мир потребителя не изменился, что говорит о том, что людям не нужно такое большое количество магазинов и такой объем вещей. По оценкам ассоциации WearNet, на этом фоне к 2035 году в России закроются еще 20% ритейлеров», — заявил Баженов.
Он полагает, что в первую очередь «закроются слабенькие ритейлеры, так называемые noname, о которых мы не знали». «Однако мы не говорим здесь о стартапах — появляющиеся на рынке марки видят новые тренды и в большинстве своем являются эко-ответственными. Во-вторых, закроются точки сетей в торговых центрах. В период пандемии не стало 13% магазинов в ТЦ. Заметили ли вы это? Ухудшилось ли качество вашей жизни или ваш выбор из-за этого? Вряд ли», — сомневается эксперт.
На его взгляд, бренды, способные создать коммьюнити и общаться напрямую со своими потребителями «будут трансформировать свою политику в удержание аудитории, а их точки продаж будут расположены только в интересных для аудитории местах».
Напомним также, накануне российская Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предложила расширить перечень товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке.
Розница считает необходимым ввести обязательную маркировку рубашек и блузок, свитеров и кардиганов, жакетов и пиджаков, одежды из искусственного меха и из фетра, а также плащей, спортивных и лыжных костюмов, комбинезонов, шарфов, галстуков и шейных платков.
Как пояснили в АКОРТ, продавцы вынуждены одновременно торговать маркированными и немаркированными товарами, что усложняет работу и приводит к дополнительным издержкам. Что до потребителей, то они не могут визуально определить, относятся товары к перечню маркируемых или нет, и могут оформить обращение о нарушении, тогда как фактически нарушения нет.
Добавим, что с 1 января 2021 года в России была введена обязательная маркировка ряда товаров легкой промышленности. Без маркировки запрещено продавать изделия из натуральной кожи или кожзаменителя, трикотажные вещи машинного или ручного вязания, пальто, куртки, ветровки, постельное и столовое белье и так далее.
В апреле Минпромторг создал рекомендации по определению новых категорий товаров, для которых российское правительство может ввести обязательную маркировку. По задумке ведомства для это должны соблюдаться одновременно два условия. Во-первых, рост цен на продукцию после внедрения маркировки не должен превышать предельно допустимое значение в течение шести лет. Во-вторых, баланс доходов и затрат, связанных с расширением маркировки, для всех участников рынка обязан быть положительным.