Парадные военные марши, традиционно исполняемые на парадах в День Великой Победы. Не только в Москве на Красной площади, но и в других городах России, в том числе и в городе Томске. Всех с праздником.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
24 июня 1945 г. в Москве на Красной площади состоялся исторический Парад Победы. Так сложились обстоятельства, что и Парад, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, тоже пройдет 24 июня. А любой парад невозможно представить себе без военных маршей. Им мы и посвятим очередную страницу в нашей музыкальной гостиной.
Начнём с того, что сам жанр военных маршей имеет турецкое происхождение. Это у янычар европейцы позаимствовали идею воодушевлять армию звуками музыки. И в XVIII веке все европейские армии дружно копировали этот стиль: большой барабан, тарелки, флейты — всё от турок.
В России военная музыка началась с Петра Первого, который создал регулярную армию и полковые оркестры. Однако своих профессиональных музыкантов в нашей стране того времени не было, поэтому их выписывали из Германии и Франции. Они-то и сочиняли первые русские военные марши.
Имена авторов старинных полковых маршей, в том числе и Преображенского, остались в потёмках истории. Ноты этих маршей переписывались от руки или разучивались со слуха.
Неизвестный автор.
Марш Лейб-гвардии Преображенского полка.
Егерские полки Российской империи — полки лёгкой пехоты, существовавшие в русской армии на протяжении от начала наполеоновских войн до 1833—1834 годов. Они были настолько подготовлены и отчаянно смелы в бою, что их иногда называют «спецназом» того времени.
Что касается «Егерского марша», то он сопровождал русскую армию во время заграничных походов 1813 – 1814 годов. Этим маршем (очень неожиданно для нас!) отмечала свои победы гитлеровская армия. А чуть позже советские войска прошли на параде Победы по Красной площади в 1945 году под эту же музыку.
Неизвестный автор.
Марш Егерского полка.
Так что, по аналогии с народной песней «Тоску по Родине» (впрочем, как и «Преображенский…», и «Егерский…») можно считать настоящим народным маршем.
Неизвестный автор.
Марш «Тоска по Родине».
Во время русско-японской войны 1904 года крейсер русского флота «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой против шести японских крейсеров и восьми миноносцев в районе бухты Чемульпо. Потеряв возможность продолжать бой, тяжело поврежденный «Варяг» вернулся в гавань и был затоплен собственной командой, а канонерская лодка взорвана.
Потрясенный подвигом русских моряков, австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение, посвящённое этому событию. Стихотворный перевод с немецкого сделала поэтесса Евгения Студенская. И вскоре музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка Алексей Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку.
Героев-моряков в 1905 году на перроне Курского вокзала в Москве торжественно встречали именно этим маршем. Композитор сам дирижировал духовым оркестром. А затем песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».
Самоотверженность и героизм русских матросов и офицеров в русско-японской войне до сих пор вдохновляет поэтов, музыкантов и художников, а песня «Варяг» навсегда стала гимном военных моряков.
А. Турищев, стихи Р. Грейнца в переводе Е. Студенской.
Варяг.
В 1912 году Болгария, Сербия, Греция и Черногория вступили в войну с Турцией, и вся Россия сочувствовала своим славянским братьям. Многие отправлялись добровольцами на фронт, была срочно организована помощь Российского Красного Креста.
В этом тревожном 1912 году и прозвучал впервые один из самых красивых и трогательных русских военных маршей — «Прощание славянки» — на плацу Тамбовского кавалерийского полка, в котором автор этого сочинения Василий Агапкин служил штабс-трубачом. Он посвятил композицию женщинам, провожающим своих любимых на войну, женщинам, которые обещали ждать, не зная, вернуться ли их дорогие мужчины или навсегда останутся на полях сражений.
Марш сразу же подхватили все военные оркестры Российской империи, а начавшаяся в 1914 году Первая мировая способствовала еще большей его популярности.
Так сложилось исторически, что «Прощание славянки» неизменно ассоциировалось с расставанием, разлукой, проводами. Поэтому примерно с середины XX века сочинение это постоянно звучало на вокзалах, речных и морских пристанях, когда уходили поезда, и отчаливали пароходы. В некоторых регионах, в частности — в Поволжье, традиция сохранилась до сих пор.
Исторический марш: как проходил парад Победы в июне 1945-го
На Красной площади в юбилейный год Победы в Великой Отечественной войне проходит военный парад. Ровно 75 лет назад в этот день здесь состоялся легендарный парад в честь Победы над фашистской Германией. Москва к этому дню уже начала возвращаться к мирной жизни — заработали стройки, люди снова начали ходить в парки и на концерты, смотреть кино и спектакли.
«Сегодня, в четвертую годовщину со дня начала величайшей войны, наша страна встречает 22 июня под мирным и спокойным небом, простирающимся над всеми ее необъятными просторами. Четыре часа утра. Розовеет небо над Москвою, и в тишине утра мерно, как прозрачные капли воды, падают удары кремлевских курантов», — писала газета «Московский большевик».
Как столица встретила первый парад победителей, мы вспоминаем благодаря старым снимкам и газетным вырезкам, которые хранятся в Главном архивном управлении Москвы.
Москва встречает фронтовиков
Решение о проведении парада Иосиф Сталин принял 15 мая 1945 года спустя несколько дней после капитуляции Германии. Для подготовки такого важного события создали оперативный штаб, назначили ответственных за организацию и материальное обеспечение парада.
24 мая начальник Генштаба Вооруженных сил СССР Алексей Антонов направил в войска директиву, согласно которой для участия в параде от каждого из десяти фронтов должны были выделить сводный полк. В него включали бойцов, наиболее отличившихся в боях и имевших боевые ордена.
Сам же приказ о проведении парада Сталин подписал только 22 июня. «На парад вывести: сводные полки фронтов, сводный полк Наркомата Обороны, сводный полк Военно-Морского флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона. Парад победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову. Командовать парадом победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому», — говорилось в документе. Его опубликовали в центральных газетах накануне самого парада, 23 июня.
К тому времени участники торжественного события уже давно проходили строевую подготовку в Москве: на войне было не до этого, а теперь их каждый день часами учили чеканить шаг. Интенсивные строевые занятия шли в течение двух недель на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе.
Сводные полки прибывали в Москву со всех фронтов в начале июня. Их разместили в Сокольнических, Хамовнических, Лефортовских и Алешинских казармах, куда от вокзалов они двигались торжественным маршем под развернутыми знаменами в сопровождении оркестра. По дороге воинов-победителей встречали тысячи москвичей. По воспоминаниям очевидцев, эти сцены стали одним из самых волнующих эпизодов празднования Победы в столице. Слезы были на глазах и встречавших, и самих фронтовиков. Из толпы раздавались приветственные возгласы, женщины расспрашивали бойцов, с какого они фронта, из каких частей, не знают ли того или иного солдата.
К боевым наградам фронтовиков в июне добавили медаль «За победу над Германией» — участники парада получили ее самыми первыми.
Под боевыми знаменами
К параду необходимо было срочно сшить для всех участников новую форму. Работу выполнили в считанные дни. Для создания штандартов, под которыми должны были выходить сводные полки фронтов, обратились за помощью к художникам из мастерских Большого театра. Они же изготовили орденские ленты, венчавшие древки 360 боевых знамен.
Из Германии в Москву доставили знамена и штандарты побежденной немецкой армии. Из них выбрали 200 штук, которые решено было пронести по Красной площади. А вечером 20 июня в столицу прибыло Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом сержантами Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантарией.
«Мы горды и счастливы тем, что именно нам выпала великая честь доставить в столицу нашей родины — Москву это овеянное славой Знамя. Оно развевалось над рейхстагом как символ величия и могущества Советского Союза, его Красной Армии», — цитирует слова капитанов Степана Неустроева и Константина Самсонова газета «Вечерняя Москва».
По плану именно вынос этого знамени должен был открыть исторический парад. Однако Егоров, Кантария и Неустроев не могли пройти идеальным строевым шагом по Красной площади: они не владели строевой подготовкой, да и многочисленные боевые ранения давали о себе знать. В итоге знамя решили не выносить, впервые оно попало на парад в 1965 году.
Торжественный марш
Парад начался 24 июня ровно в 10:00 по московскому времени и продолжался в течение двух часов. День выдался дождливым, из-за этого пришлось даже отменить воздушную часть парада и демонстрацию трудящихся Москвы, которая должна была пройти позже.
Наземную часть парада ливень не остановил. К 09:00 трибуны у стен Кремля были заполнены гостями. На парад были приглашены члены ЦК ВКП(б), народные комиссары, депутаты Верховного Совета РСФСР, стахановцы московских заводов, дипломаты и ученые, приехавшие в Москву на 220-летие Академии наук.
«Празднично и торжественно выглядит Красная площадь. На Лобном месте сооружен 26-метровый фонтан — гранитный макет Дворца Советов, с увенчивающими его скульптурными фигурами рабочего и колхозницы», — писала газета «Правда» на следующий день после парада.
Парадные колонны состояли почти из 40 тысяч человек: пехота, конница, артиллерия, бронетанковые и механизированные войска. Их выстроили в том порядке, в котором располагались боевые фронты на карте СССР: первой стояла колонна самого северного — Карельского фронта, последней — колонна самого южного — 3-го Уральского.
С боем курантов из Спасских ворот на белом коне выехал маршал Георгий Жуков. Навстречу ему на вороном коне двигался маршал Константин Рокоссовский. Он доложил о готовности начать парад. В это время в центр площади вышел сводный военный оркестр из 1400 музыкантов, который исполнил патриотическую песню «Славься» Михаила Глинки. Маршалы объехали войска и поприветствовали участников, а после Жуков поднялся на трибуну мавзолея.
«Сегодня столица нашей Родины — Москва от имени Родины чествует доблестных советских воинов, одержавших эту победу. Сегодня воины-победители, питомцы сталинской военной школы, пронесут по улицам Москвы и мимо стен седого Кремля свои боевые знамена, покрытые бессмертной славой многочисленных побед. Сегодняшний день войдет в историю как яркая демонстрация силы и могущества нашего государства и его вооруженных сил. Нет сомнения, что и в дальнейшем наша Красная Армия и наш Военно-Морской Флот будут верным стражем наших великих завоеваний, готовым всегда и везде отстоять государственные интересы Союза Советских Социалистических республик», — сказал Георгий Жуков.
«Под стенами седого Кремля реяли овеянные порохом и дымом, прострелянные в боях знамена армии-победительницы. Под этими знаменами шли воины, деяниям и подвигам которых справедливо дивится весь мир. Тут были солдаты, поднявшиеся до вершин героизма. Тут были военачальники, показавшие высокие образцы полководческого искусства», — писала «Правда».
Первым из полков шел сводный полк Карельского фронта под командованием маршала Кирилла Мерецкова. Следом шли солдаты и офицеры Ленинградского (командующий — Леонид Говоров) и 1-го Прибалтийского (командующий — Иван Баграмян) фронтов. За ними на площадь вышли сводные полки трех Белорусских фронтов во главе с заместителем командующего войсками Василием Соколовским (1-й фронт), заместителем командующего войсками Кузьмой Трубниковым (2-й фронт) и маршалом Александром Василевским (3-й фронт). Также вышли представители четырех Украинских фронтов, которыми командовали Иван Конев, Родион Малиновский, Федор Толбухин и Андрей Еременко. Замкнули шествие моряки сводного полка Военно-морского флота под руководством вице-адмирала Владимира Фадеева.
Кроме того, по брусчатке Красной площади прошел сводный полк Наркомата обороны СССР, в который включили в том числе воспитанников военно-учебных заведений Московского гарнизона (командующий войсками Московского военного округа — Павел Артемьев). Вместе с советскими солдатами в параде приняла участие знаменная рота Войска польского, части которого отличились в боях за освобождение Польши.
Как отмечалось в «Правде», каждого из тех, кто шагал в стройных шеренгах сводного полка, можно назвать героем: «Здесь — лучшие люди фронта. Есть и представители старшего поколения. Вот идет в строю казаков старшина Сидор Трофимович Кузин. Трижды воевал он с немцами. В первой мировой войне был награжден двумя Георгиевскими крестами. Ныне он — кавалер Ордена Славы всех трех степеней и еще четырех правительственных наград. А рядом со старыми солдатами шагает молодежь. Она молода годами, но по храбрости, по отваге, по воинскому мастерству не уступит самым бывалым воинам».
Кульминация Парада Победы наступила в 11:25. В этот момент площадь стихла. Под резкую дробь 80 барабанов 200 советских воинов пронесли опущенные к земле фашистские знамена. Солдаты бросали их к подножию мавзолея на специально сооруженные деревянные помосты.
«Поверженные к ногам победителей знамена на камнях Красной площади, той площади, где осенью 1941 года Гитлер собирался принимать парад своих полчищ, — что может красноречивее говорить о том сокрушающем разгроме, который потерпела гитлеровская армия на советско-германском фронте!» — говорилось в газете «Правда».
История победы: как осажденный город провел в 1941 году парад на Красной площади
Ровно 80 лет назад, 7 ноября, в Москве по главной площади осажденного города торжественным маршем прошли тысячи солдат. Так столица СССР отпраздновала годовщину революции в один из самых тяжелых периодов истории страны.
«Этот парад стал таким же символом, как Знамя Победы над Рейхстагом, Брестская крепость, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Мамаев курган в Сталинграде. Это одна из опорных точек нашей исторической памяти. В мировой истории не так много примеров демонстрации сил и уверенности в своей победе в условиях, когда враг стоит в буквальном смысле у ворот», — говорит замначальника отдела хранения документов после 1917 года московского Главархива Михаил Моруков.
О том, зачем Советскому Союзу был нужен тот парад 7 ноября 1941 года и как его удалось провести, — в материале mos.ru.
Какой была Москва
Осенью 1941 года ситуация в городе была напряженной: линия фронта проходила всего в 70–100 километрах от Кремля. Интересно, что всего за три недели до парада в столице случилось событие, оставшееся в истории под названием «московская паника». Так, в городе происходили массовые беспорядки, эвакуировали предприятия и организации, минировали заводы и мосты. Правительство и дипломатический корпус переехали в Куйбышев (с 1991 года — Самара), а среди людей ходили тревожные слухи. Тогда ни у кого не было ясности, удастся ли отстоять столицу, рассказывает Михаил Моруков.
В конце сентября немецкая армия начала операцию «Тайфун» и довольно быстро оказалась на подступах к Москве. Огромными усилиями солдаты и ополченцы остановили противника. К концу октября в боях наступила пауза. Следующую попытку возобновить наступление немецкие войска предпримут 15 ноября, она же окажется последней.
При этом очень серьезной оставалась воздушная угроза: за 30 дней ноября на Москву было совершено 46 налетов. Воздушную тревогу уже даже не объявляли, говорит историк. Бывали случаи, когда подбитые самолеты вынужденно садились прямо в жилых кварталах.
Почему парад?
Вопрос о проведении парада в таких условиях не обсуждался до последнего. Иосиф Сталин поднял его 28 октября на совещании членов политбюро и военачальников. Когда он озвучил эту идею, сначала никто не поверил.
«Парад в честь годовщины революции к тому времени стал ежегодной традицией. Это был знак успешного положения дел в Советском Союзе — отчет партии и правительства трудящихся о том, как укрепляется обороноспособность страны», — поясняет Михаил Моруков.
Торжественный парад в осажденной Москве должен был переломить силы в психологической войне, которую вела Германия. Она убеждала всех, что дни Советского Союза сочтены и столица падет со дня на день. Эта мысль навязывалась не только оккупированной Европе и нейтральным странам, но и советским людям. За обстановкой на фронте пристально наблюдали союзники. Осенью та ухудшилась, и они затаив дыхание ждали, устоят русские или нет.
«В данной ситуации проведение парада, конечно, подрубало под корень все пропагандистские усилия. Парад не проводят, когда над головой горит крыша и все сидят на чемоданах. Это признак полной уверенности в своих и силах и, не побоюсь этого слова, легкой бравады — “как бы вы ни пытались, вам нас все равно не одолеть”», — комментирует историк.
Быстро и секретно
Для подготовки к параду оставалось несколько дней, и проходила она в обстановке строжайшей секретности. Пройти по брусчатке Красной площади должны были войска Московского гарнизона, с фронта людей не снимали, отмечает Михаил Моруков. Начались строевые занятия — на импровизированных плацах или прямо на боевых позициях. При этом никто, кроме высоких командиров, даже не догадывался об истинных целях этих тренировок. Официально участники парада узнали о его проведении лишь за несколько часов до начала.
Оркестром поручили руководить капельмейстеру дивизии особого назначения имени Дзержинского Василию Агапкину. Музыкантов пришлось собирать не только по всей Москве, но и даже присылать из Горького (с 1990 — Нижний Новгород). Тайные репетиции проходили в конном манеже в Хамовниках, а музыкальную программу утверждал лично маршал Семен Буденный. Для парада он выбрал четыре марша, причем «Прощание славянки» оркестр должен был играть дважды. «Автором его как раз и был Василий Агапкин, то есть ему предстояло играть свое главное произведение на главном параде в его жизни», — говорит Михаил Моруков.
Важной частью подготовки стало обеспечение безопасности. Маршал Георгий Жуков докладывал Сталину, что без перегруппировки и пополнения резервов немецкие войска в ближайшее время не начнут наступление. Оставалась только угроза с воздуха — 5 ноября советская авиация совершила налет на все немецкие аэродромы. Одновременно усилили противовоздушную оборону. «Еще к моменту первых налетов в июле 1941 года московская ПВО была одной из самых мощных в мире. А к 7 ноября нельзя было найти на планете объект, прикрытый лучше», — рассказывает историк.
Парад в прямом эфире
Для обеспечения еще большей безопасности начало парада сдвинули с 10:00 (когда его обычно начинали прежде) на 08:00. В ноябре над Москвой в это время солнце еще только начинает всходить. А так как день был пасмурным, снежным и ветреным, то от воздушной части парада пришлось отказаться.
«Глубокой ночью над Москвой сплошной завесой легли тяжелые облака. Улицы, площади и крыши домов покрылись снегом. На рассвете разыгралась быстрая пурга — суровая предвестница зимы, приближения которой с таким звериным страхом ожидали фашисты. В день своего национального праздника русская земля встретила зиму», — писала об этом дне газета «Правда».
На здании ГУМа были растянуты полотнища с праздничными лозунгами, портретами Ленина и Сталина. На трибунах собрались зрители: члены правительства, партийные работники, стахановцы, командиры Красной армии, представители советской печати и искусства.
«По всей площади от Москворецкого моста до Исторического музея стоят войска. Недвижны прямоугольники рот и батальонов. И вдруг вся площадь пришла в движение. В морозном воздухе раздались гулкие хлопки аплодисментов и радостные крики нарушили тишину», — писал «Московский большевик». Так встретили солдаты руководителей страны, поднявшихся на мавзолей.
Когда куранты пробили восемь, из ворот Спасской башни выехал на коне маршал Буденный. Он поприветствовал колонны солдат, а затем поднялся на трибуну, где готовился выступить Иосиф Сталин. Единственной серьезной накладкой стало то, что происходящее не полностью засняли кинооператоры. Речь Сталина, например, пришлось переснимать отдельно. Однако прямой радиоэфир с Красной площади 7 ноября слышал весь мир.
После речи Сталина был дан старт самому параду: в нем участвовали пехотинцы, кавалеристы, стрелки и пулеметчики, артиллеристы, танкисты и ополченцы — почти 28,5 тысячи человек. Несколько соединений вскоре оказались на фронте. Это 31-я и 33-я танковые бригады, а также 332-я стрелковая дивизия из Иваново. Остальные подразделения оставались в Москве на случай наступления противника.
Парад продолжался чуть больше часа. Одновременно с Москвой торжественные марши прошли в других городах. «Их принимали три первоконника страны: в Москве — Буденный, в Куйбышеве — Ворошилов, а в Воронеже — Тимошенко. Все они были сослуживцами по Первой конной армии в годы Гражданской войны», — рассказывает Михаил Моруков.