какие маршрутки там ходят
Расписание маршрутов маршруток
Указатель номеров маршрутов по диапазонам
Маршрутки А-Я
К Арка Главного входа (северная петля) — Арка Главного входа (южная петля) (кольцевой)
Автопассаж Автопассаж — Метро Пражская (кольцевой)
АШАН (Европарк) ТЦ «Европарк» — Метро Молодёжная (кольцевой)
Ашан Платформа Грачёвская — ТЦ «АШАН-Алтуфьево» (кольцевой); Мытищи
Ашан Леспаркхоз — ТЦ Ашан (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
Ашан Улица Липовый Парк, 4 — Мега-Ашан (кольцевой); Новомосковский округ, Коммунарка
Ашан ТДК Ашан-Тройка — Верхняя Красносельская улица (кольцевой)
Ашан Ашан-Алтуфьево — Метро Алтуфьево — ТЦ Ашан-Алтуфьево (кольцевой); Мытищи
Ашан ТЦ Ашан-Мытищи — Метро Медведково (кольцевой); Мытищи
Ашан ТЦ Ашан — Метро Митино (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
Ашан Липкинское шоссе — ТЦ Ашан-Мытищи (кольцевой); Мытищи
Ашан ТЦ Ашан-Алтуфьево — 9-я Северная линия, 17 (кольцевой); Мытищи
Ашан ТЦ «АШАН-Марфино» — Метро Славянский бульвар (кольцевой); Одинцовский район, Марфино
Ашан ТДК Ашан-Тройка — Метро Сокольники (кольцевой)
Ашан ТЦ Ашан — Метро Тушинская (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
Аэробус ТЦ Аэробус — Метро Чертановская (кольцевой)
Большое Сколково Сколтех — Совхоз Заречье (кольцевой); Одинцовский район, Немчиново
Белые Ночи ЖК Белые ночи — Метро Бульвар Адмирала Ушакова (кольцевой); Новомосковский округ
Воскресенское Совхоз Воскресенское — Метро Бунинская аллея (кольцевой); Новомосковский округ, Воскресенское ПХ
Новое Бутово Метро Бунинская аллея — Новое Бутово (кольцевой); Новомосковский округ, Язово
Вегас Метро Молодёжная — ТРЦ Вегас (кольцевой); Одинцовский район, Немчиновка
Вива Метро Бульвар Дмитрия Донского — ТЦ Вива (кольцевой)
Глобус Изюмская улица, 22 — Гипермаркет Глобус-Коммунарка (кольцевой); Новомосковский округ, Коммунарка
Глобус Посёлок Коммунарка — Гипермаркет Глобус-Коммунарка (кольцевой); Новомосковский округ, Коммунарка
Глобус Гипермаркет Глобус — Метро Новогиреево (кольцевой); Балашиха
Глобус Станция Павшино — Гипермаркет Глобус (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
Глобус Гипермаркет Глобус-Коммунарка — Метро Бульвар Дмитрия Донского (кольцевой); Новомосковский округ, Коммунарка
Город Метро Авиамоторная — ТК Город (кольцевой)
Городок Городок А гарнизона — Метро Жулебино (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
ГудЗон ТЦ ГудЗон — Метро Коломенская (кольцевой)
ГудЗон ТЦ ГудЗон — Метро Нагатинская (кольцевой)
Даниловский Форт Новоданиловская набережная-Метро Нагатинская-Новоданиловская набережная (кольцевой)
Кладбище Домодедовское кладбище — Метро Домодедовская (кольцевой); Домодедово, Коробово
Европарк Осенний бульвар — ТЦ Европарк (кольцевой)
Зеленопарк Больница № 6 — ТРЦ Зеленопарк (кольцевой); Солнечногорский район, Голубое
Зельгрос ТЦ Зельгрос — Улица Конёнкова (кольцевой); Мытищи
Зельгрос ТЦ Зельгрос — ТЦ Радуга (кольцевой); Новомосковский округ, Рассказовка
Зельгрос ТЦ Зельгрос — Метро Новопеределкино (кольцевой); Новомосковский округ, Рассказовка
Зельгрос ТЦ Зельгрос — МФЦ Бибирево (кольцевой); Мытищи
Формула X ТЦ Формула X — Метро Кантемировская (кольцевой); Ленинский район, Ближние Прудищи
Капитолий Севастопольский проспект, 12 — Метро Нагорная (кольцевой)
Карусель ТЦ Карусель — Метро Юго-Западная (кольцевой)
Конструктор ТК Конструктор — Метро Домодедовская (кольцевой); Ленинский район
Коньково Метро Коньково — Метро Юго-Западная (кольцевой)
НИКИЭТ Верхняя Красносельская улица — НИКИЭТ (кольцевой)
Ярмарка Брёхово Станция Крюково — Строительный рынок ГОШ (кольцевой); Солнечногорский район, Зеленоград
Леруа Мерлен Совхоз Ульяновский — Леруа-Мерлен (кольцевой); Новомосковский округ, Ульяновского лесопарка
Леруа Мерлен Метро Саларьево — Леруа-Мерлен (кольцевой); Новомосковский округ, Картмазово
Леруа Мерлен Леруа-Мерлен — Метро Щукинская (кольцевой); Красногорский район, Архангельское
Макслевел Макслевел — Метро Ленинский проспект (кольцевой)
Мари ТЦ Мари — Метро Братиславская (кольцевой)
Мари ТЦ Мари — Метро Люблино (кольцевой)
РУДН Метро Беляево — Улица Миклухо-Маклая – Университет дружбы народов (кольцевой)
Мозаика ТРЦ Мозаика — Метро Автозаводская (кольцевой)
Москвариум Москвариум — Метро ВДНХ (кольцевой)
ОКБ Сухого ОКБ имени Сухого — Метро Беговая (кольцевой)
Южное Бунино Ашан — Метро Ольховая — ЖК Южное Бунино (кольцевой); Новомосковский округ, Сосенки
Панавто Метро Юго-Западная — Панавто (кольцевой); Одинцовский район
Медси Больница Медси Отрадное — Метро Пятницкое шоссе (кольцевой); Красногорский район, Отрадное
Развилка Развилка, 38 — ТК Южные Ворота (кольцевой); Ленинский район, Развилка
Ривьера ТЦ Ривьера — Метро Автозаводская (кольцевой)
Ривьера ТЦ Ривьера — Метро Тульская (кольцевой)
Рио ТРЦ Рио — Метро Академическая (кольцевой)
Рио Метро Алтуфьево — ТРЦ Рио-2 (кольцевой)
Рио Метро Ленинский проспект — ТРЦ Рио (кольцевой)
Рио ТРЦ Рио — Метро Нагатинская (кольцевой)
Рио ТРЦ Рио — Метро Нахимовский проспект (кольцевой)
Рио Метро Селигерская — ТРЦ Рио-2 (кольцевой)
Ритейл-Парк ТЦ Ритейл-парк — Метро Южная (кольцевой)
Рольф Рольф Центр — Метро Беговая (кольцевой)
Сколково 1 Парковка Сколковская — Хаб (кольцевой); Одинцовский район
Сколково 5 Ренова / Боинг — Парковка P-5 (кольцевой)
Реабилитационный центр Метро Сокол — Лечебно-реабилитационный центр — Метро Сокол (кольцевой)
Центр кинезетерапии Центр кинезетерапии — Метро Сокольники (кольцевой)
Новое Царицыно Микрорайон Царицыно — Метро Царицыно (кольцевой)
Загорьевская улица Загорьевская улица, 10 — Метро Царицыно (кольцевой)
ТРЦ Алтуфьевский ТРЦ Алтуфьевский — Метро Владыкино (кольцевой)
Ханой ТЦ Ханой-Москва — Метро ВДНХ (кольцевой)
Эконом такси Стоматологическая поликлиника — Метро Марьино (кольцевой)
Фестиваль Метро Юго-Западная — ТЦ Фестиваль — Метро Юго-Западная (кольцевой)
Фаворит Моторс Фаворит Моторс — Метро Южная (кольцевой)
Южные Ворота Метро Алма-Атинская — ТК Южные Ворота (кольцевой)
Южные Ворота Метро Братиславская — ТК Южные Ворота (кольцевой)
Южные Ворота ТК Южные Ворота — Метро Выхино (кольцевой)
Южные Ворота ТК Южные Ворота — Профилакторий (кольцевой); Дзержинский
Южные Ворота ТК Южные Ворота — Метро Домодедовская (кольцевой)
Южные Ворота ТК Южные Ворота — Метро Севастопольская (кольцевой)
Южные Ворота Метро Марьино — ТК Южные Ворота (кольцевой)
Южные Ворота ТК Южные Ворота — Метро Царицыно (кольцевой)
1012к (Новогиреево) Микрорайон Дзержинского — Метро Новогиреево (кольцевой); Балашиха, Никольско-Архангельский
1012к (Новокосино) Метро Новокосино — Вишняковский поворот (кольцевой); Реутов, Никольско-Архангельский
1015 (Тропарёво) Метро Тропарёво — ТЦ Фуд Сити (кольцевой); Новомосковский округ, Румянцево
1015 (Тёплый Стан) ТЦ Фуд Сити — Метро Тёплый Стан (кольцевой); Новомосковский округ
1230к (Люберцы) Станция Люберцы — Улица Барыкина (кольцевой); Люберецкий район, Некрасовка
1230к (Некрасовка) Улица Барыкина — Метро Некрасовка (кольцевой); Люберецкий район, Некрасовка
14 (Малое Павлино) Малое Павлино — Станция Люберцы (кольцевой); Балашиха, Новое Павлино
473к (МаксСити) Улица Фадеева — Метро Перово (кольцевой); Балашиха
473к (Сакраменто) Метро Новогиреево — Микрорайон Сакраменто (кольцевой); Реутов, ЦОВБ
609 (Медынская) Станция Битца — Метро Пражская (кольцевой); Ленинский район, Битца
609 (Товарная) Станция Битца — Метро Пражская (кольцевой); Ленинский район, Битца
871к (Домодедово) Станция Домодедово — Метро Домодедовская (кольцевой); Домодедово, Ям
888к (Некрасовка) Метро Некрасовка — Микрорайон Красная Горка (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
Castorama ТЦ Касторама — Станция Подольск (кольцевой); Новомосковский округ, Щербинка
Castorama ТЦ Касторама — Станция Щербинка (кольцевой); Новомосковский округ, Щербинка
Крылатские Холмы Осенний бульвар — БЦ Крылатские Холмы (кольцевой)
Маршрутки 1-99
9 ЖК Коренёвский Форт — Метро Котельники (кольцевой); Люберецкий район, Мотяково
10к Шихово — Квартал имени Маяковского (кольцевой); Звенигород
11к Микрорайон Супонево — Станция Звенигород (кольцевой); Звенигород
13к Квартал имени Маяковского — Дом отдыха Поречье — Квартал имени Маяковского (кольцевой); Звенигород, Сальково
14 Станция Люберцы — Назаровская улица — Станция Люберцы (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
14к Санаторий Поречье — Дом отдыха Поречье — Верхний Посад — Шихово (кольцевой); Одинцовский район, Горбольницы 45
15к Микрорайон Супонево — Станция Звенигород (кольцевой); Звенигород
16 Станция Люберцы — Платформа Ухтомская (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
16к Подсобное хозяйство МК — Микрорайон санатория Звенигород — Квартал имени Маяковского (кольцевой); Одинцовский район, ПХ МК КПСС
17к Станция Пушкино — Лесная улица, 3 (кольцевой); Пушкинский район, Пушкино
18 Платформа Ухтомская — Станция Люберцы (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
25к Кладбище — Станция Реутово (кольцевой); Балашиха
27 Улица Нобеля — Триумфальная улица (кольцевой); Одинцовский район, Одинцово
28 ТРЦ Зеленопарк — Вертлино (кольцевой); Солнечногорский район, Зеленоград
40 ТЦ Старкт — Метро Котельники (кольцевой); Люберецкий район, Марусино
46 Град Московский — Мега-Главный вход (кольцевой); Новомосковский округ, Московский
50к Метро Лермонтовский проспект — Платформа Томилино (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
51к ТЦ Real — Магазин Дикси — ТЦ Real (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
72к Платформа Ухтомская — Мега (Ашан, Икеа) (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
76 ТЦ Ашан-Марфино — Станция Одинцово (кольцевой); Одинцовский район, Марфино
Маршрутки 100-199
100к Агрогородок — Метро Выхино (кольцевой); Балашиха, Железнодорожный
101 Барвиха — Метро Молодёжная (кольцевой); Одинцовский район, Барвиха
102к Улица Орджоникидзе, 17 — Метро Щёлковская (кольцевой); Балашиха, Гагарина
104к Метро Шоссе Энтузиастов — Улица Чехова (кольцевой); Реутов, ЦОВБ
108к Метро Новогиреево — Улица Объединения (Балашиха-2) (кольцевой); Реутов, ЦОВБ
111к Микрорайон Павлино — Метро Новогиреево (кольцевой); Балашиха, Павлино
120 Госпиталь — Метро Тушинская (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
120к Бульвар Космонавтов, 2 — Метро Тушинская (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
121 Лесные дали — Метро Молодёжная (кольцевой); Одинцовский район, Горки-10
125к Метро Новогиреево — Автостанция Южная (кольцевой); Реутов, ЦОВБ
128 Станция Крюково — Поваровка (кольцевой); Солнечногорский район, Зеленоград
144к Островцы — Метро Выхино (кольцевой); Раменский район, Островцы
150 Николина Гора — Метро Молодёжная (кольцевой); Одинцовский район, Сосны
151 Деревня Захарково — Метро Тушинская (кольцевой); Красногорский район, Захарково
154к Госпиталь Минобороны — Метро Планерная (кольцевой); Химки
164к Метро Пятницкое шоссе — Станция Крюково (кольцевой); Красногорский район, Отрадное
166 Посёлок Пироговский — Метро Медведково (кольцевой); Мытищи, Пироговский
169 15-й микрорайон — Метро Медведково (кольцевой); Мытищи
170 14-й микрорайон — Метро Медведково (кольцевой); Мытищи
177 Станция Мытищи — Метро Медведково (кольцевой); Мытищи
193к Метро Новогиреево — Московский бульвар (кольцевой); Реутов, ЦОВБ
197 Метро Медведково — Благовещенская улица (кольцевой); Мытищи, Челобитьево
199 Метро Медведково — НИИОХ (кольцевой); Мытищи, Челобитьево
Маршрутки 200-299
209к Микрорайон Южный — Метро Тушинская (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
270 Санаторий Горки — Метро Алтуфьево (кольцевой); Дмитровский район, Никольское
271 Аксаково — Метро Алтуфьево (кольцевой); Мытищи, Аксаково
279 Поведники — Метро Медведково (кольцевой); Мытищи, Поведники
Маршрутки 300-399
306к Горенский бульвар — Метро Новогиреево (кольцевой); Балашиха
308 Аэропорт Домодедово — Метро Домодедовская (кольцевой); Домодедово
309 Метро Саларьево — Московская улица (Станция Нара) (кольцевой); Новомосковский округ, Апрелевка
315к 4-й Люберецкий проезд — Метро Люблино (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
333 4-я Парковая улица — Метро ВДНХ (кольцевой); Мытищи
342к Поворот на Хлебниково — Метро Речной вокзал (кольцевой); Химки, Клязьма
344к Метро Ховрино — Платформа Левобережная (кольцевой); Химки
345к Станция Химки — Метро Речной вокзал (кольцевой); Химки
356 Развилка, 38 — Метро Домодедовская (кольцевой); Ленинский район, Развилка
358к Метро Крылатское — Метро Щукинская (кольцевой); Одинцовский район, Рублево
367 Константиново — Метро Домодедовская (кольцевой); Раменский район, Константиново
373к Улица Строителей — Метро Выхино (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
380к Метро Щёлковская — Звёздный городок (Леониха) (кольцевой); Балашиха, Восточный
384 Автостанция Звёздная — Метро Щёлковская (кольцевой); Балашиха, Гагарина
387к Богородское кладбище — Метро Новогиреево (кольцевой); Ногинский район, Кудиново
393к 7-й квартал Лыткарина — Метро Выхино (кольцевой); Лыткарино, Чкалово
395 Метро Щёлковская — Улица Объединения (Балашиха-2) (кольцевой); Балашиха, Восточный
396к Южный квартал — Метро Щёлковская (кольцевой); Балашиха, Лукино
398 Торговый центр — Метро Тёплый Стан (кольцевой); Троицкий округ, Троицк
Маршрутки 400-499
410 Поливаново — Метро Лесопарковая (кольцевой); Подольск, Поливаново
412к Платформа Перловская — Метро Медведково (кольцевой); Мытищи
433 Метро Тёплый Стан — Троицк (Микрорайон В) (кольцевой); Новомосковский округ, Десна
447к Метро Щёлковская — Улица Объединения (Балашиха-2) (кольцевой); Балашиха, Восточный
462 Ерино — Метро Южная (кольцевой); Новомосковский округ, Ерино
477 Микрорайон Новая Трёхгорка — Киевский вокзал (кольцевой); Одинцовский район, Одинцово
481 Мега (Ашан) — Метро Речной вокзал (кольцевой); Химки
487к 1-я Лесная улица — Метро Новогиреево (кольцевой); Ногинский район, Электроугли
492к Метро Сходненская — Новоникольское (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
498 Метро Тушинская — Станция Дедовск (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
Маршрутки 500-599
501к Метро Выхино — ТЦ Светофор (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
504 МЧС Лидер — Метро Тёплый Стан (кольцевой); Новомосковский округ, МОСРЕНТГЕН
506к Метро Щёлковская — Петровский бульвар (кольцевой); Балашиха, Восточный
507к Станция Бутово — Восточное Бутово — Крымская улица, 13 (кольцевой); Ленинский район
512 Метро Тёплый Стан — Секерино (кольцевой); Новомосковский округ, Десна
517к Метро Кузьминки — Торговый центр (Люберцы) (кольцевой); Котельники, Люберцы
518к 6-й микрорайон (Лыткарино) — Метро Люблино (кольцевой); Лыткарино
522 Метро Тёплый Стан — Первомайское (кольцевой); Новомосковский округ, Десна
531 Метро Тёплый Стан — Красная Пахра (кольцевой); Новомосковский округ, Десна
532к Спортбаза — Метро Речной вокзал (кольцевой); Химки
533к Метро Новогиреево — Комсомольская улица (кольцевой); Реутов
534к Метро Рязанский проспект — Станция Быково (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
536 Солослово — Метро Молодёжная (кольцевой); Одинцовский район, Солослово
539к Станция Люберцы — 9-й микрорайон Кожухова (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
545 ДК Вперёд — Метро Алтуфьево (кольцевой); Долгопрудный
546к НИИКХ — Метро Рязанский проспект (кольцевой); Люберецкий район, Коренево
548 Метро Бульвар Дмитрия Донского — Переход (Щербинка) (кольцевой); Новомосковский округ, Щербинка
549 Метро Тушинская — 62-я городская больница (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
550к Метро Новогиреево — Платформа Заря (кольцевой); Реутов, ЦОВБ
551к ЖК Полянка — Метро ВДНХ (кольцевой); Пушкинский район, Лесные Поляны
553к Метро Люблино — Станция Люберцы (кольцевой); Котельники, Люберцы
554 Автостанция Мытищи — Метро Медведково (кольцевой); Мытищи
556к Станция Люберцы — Капотня (кольцевой); Люберецкий район, Люберцы
558к Городок Тимонино — Метро Кузьминки (кольцевой); Раменский район, Софьино
566к Микрорайон Чернево — Метро Тушинская (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
567 Челюскинский — Метро Бабушкинская (кольцевой); Мытищи
568к Метро Тушинская — Урожай (кольцевой); Красногорский район, Красногорск
570 Метро Сходненская — ОПХ Отрадное (кольцевой); Красногорский район, Отрадное
572 Метро Алтуфьево — Грибки (кольцевой); Мытищи, Грибки
574к Метро Щёлковская — Микрорайон Изумрудный (кольцевой); Балашиха, Восточный
576к Проспект Космонавтов, 31 — Метро ВДНХ (кольцевой); Королёв
577 Совхоз Воскресенское — Метро Тёплый Стан (кольцевой); Новомосковский округ, Воскресенское ПХ
578 Метро ВДНХ — Станция Мытищи (кольцевой); Мытищи
579к Станция Реутово — Метро Новогиреево (кольцевой); Реутов
582к Микрорайон Павлино, 15 — Метро Выхино (кольцевой); Балашиха, Павлино
587к ВВА имени Гагарина — Метро Перово (кольцевой); Щелковский район, Монино
590 ЖК Юго-Западный — Метро Юго-Западная (кольцевой); Новомосковский округ, Московский
591 Метро Братиславская — Аутлет (кольцевой); Котельники
592 Мега-Ашан — Метро Ясенево (кольцевой); Новомосковский округ
593к Метро Красногвардейская — Южное Домодедово (кольцевой); Ленинский район, Апаринки
594 Гусарская баллада — Метро Молодёжная (кольцевой); Одинцовский район, Одинцово
595к Метро Кузьминки — Областная больница (кольцевой); Дзержинский
Маршрутки 600-699
696 Метро Планерная — ФМС (кольцевой); Химки, Путилково
«Если будет слишком много возмущения, проект свернут». Интервью с экспертом Андреем Киреевым о транспортной «революции» в Москве
С ноября в Москве начинается новый этап глобального изменения маршрутной сети общественного транспорта. В рамках проекта «Магистраль» меняются пути следования, интервалы и названия более 200 маршрутов в Центральном и Южном административных округах. Новая сеть построена на пересадочной модели. Весть транспорт будет работать по европейской системе. Если эксперимент пройдет удачно, опыт распространят и на другие округа. «Наш Север» поговорил с транспортным экспертом Андреем Киреевым о том, зачем понадобилось переходить на пересадочную модель транспорта и какие у этой реформы есть минусы
— В чем суть транспортной реформы, которая проводится сейчас в Москве?
— В Москве скорее идет революция общественного транспорта, а не реформа. Именно так позиционирует происходящее департамент транспорта, так как все сметают и строят заново. Название новой сети маршрутов общественного транспорта — «Магистраль» (была запущена в 2016 г. — прим. ред). Она вводится в Москве в три этапа. Первый был, когда пустили автобусы «М» по центру вместо троллейбусов, сделали двусторонние улицы вместо одностороннего движения, создали выделенные полосы для общественного транспорта навстречу основному потоку. Второй этап — это была ликвидация маршруток и приход так называемых брутто-контрактов. С ноября начинается третий этап, когда мы переходим от модели доставка пассажиров от точки до точки без пересадок к модели от точки до точки через пересадки.
— Поясните, пожалуйста, что такое «брутто-контакты» и зачем Москва на них перешла?
— У нас в городе работает не только государственное унитарное предприятие «Мосгортранс», но и другие перевозчики. Брутто-контракт предполагает наличие посредника между пассажиром и перевозчиком. В Москве это департамент транспорта. Если раньше мы платили деньги за проезд перевозчику напрямую, то теперь мы платим департаменту транспорта, а он распределяет эти деньги между перевозчиками. Причем платит не за количество перевезенных пассажиров, а за километры пробега. То есть независимо то того, будут в автобусе люди или нет, деньги перевозчик все равно получит. Такая система была внедрена, чтобы уменьшить дублирование. Чтобы не перевозчик назначал маршруты, а департамент транспорта. Департамент поделил Москву на сектора. В каждом секторе разыгрывается свой конкурс. В этом конкурсе участвуют несколько перевозчиков.
— Сколько сегодня в Москве коммерческих перевозчиков, участвующих в брутто-контрактах?
— Крупных — четыре. Один из самых крупных игроков — «Автолайн», который нам хорошо известен как маршрутки. Большинство маршруток в Москве были приставлены к этой компании. Второй крупный игрок — питерцы, компания «Питеравто» с дочерним предприятием в Москве «Таксомоторный парк № 20». Она выполняет чуть меньше трети от общего числа перевозок. Они распространены на севере и север-востоке. Еще один достаточно новый игрок — это компания «Стартранс». Она интересна тем, что ее связывают с именем бывшего генпрокурора Чайки. В основном работает в Подмосковье, но сейчас начала выходить в Москву. Ее рынок — где-то четверть от всех коммерческих перевозок. А остальные игроки это совсем небольшие компании.
— Какие есть риски и недостатки у такой системы?
— Суть в том, что теперь развитием транспортных маршрутов в городе руководит единолично департамент транспорта. Все изменения идут только через него. То есть рынок ни на что не влияет. Влияет дептранс: может заключать новые контракты или менять старые, когда что-то пошло не так. Но система эта очень неповоротлива. Если департамент неправильно просчитал маршрут, то усилить его в случае переполненности будет крайне сложно. Контракт с перевозчиком заключается на 5 лет, и разорвать с ним договоренность будет достаточно проблематично. А ведь такие истории в Москве не редкость, когда данные департамента о пассажиропотоке в итоге оказываются ошибочными. Таким образом, если департамент у нас работает хорошо и он спланировал грамотные маршруты по городу, то данная модель будет работать отлично. Если же дептранс работает плохо, то мы получаем в Москве то, что получаем: где-то автобусов не дождешься, где-то они идут один за другим, но в них никто не ездит.
— Как вы считаете, маршрутки для города — это зло? Правильно, что их убрали?
— Когда перевозчики не зависели от контрактов и работали сами по себе, то, увидев, что спроса нет, в девять часов вечера они могли уйти в парк. При том, что в пиковое время они были очень удобны. Были как плюсы, так и минусы. Поэтому, по моему, система должна работать и так и так. Нельзя было полностью ликвидировать маршрутное такси. Это на самом деле очень полезный сегмент, который сейчас уничтожили.
Почему у нас маршрутки многие так не любили? Потому что они работали по серой схеме: уходили от налогов, машины особо не ремонтировались, водители работали на износ. Получалась не совсем правильная конкуренция. Один перевозчик — маршрутные такси — не платит налоги и не отчисляет деньги на какие-то ремонтные обязательства. А с другой — городской транспорт — за все это платит. И у маршруток тут явная выгода. То есть все зависит еще от того, сможет ли транспортная система создать прозрачный рынок маршрутных такси.
Маршрутка неудобна, когда она работает как в третьих странах. То есть отбирает пассажиров у основного потока автобусов. Но ведь она может поддерживать в городе магистральные маршруты, на которых большой пассажиропоток, и пассажир уже будет понимать, что если что-то с автобусом случится, он переплатит, но в любом случае уедет. Когда есть грамотно сформированная маршрутная сеть, есть конкуренция — маршрутка заведомо стоит дороже, чем автобус и у нее нет никаких льгот — она вполне может существовать в городе.
— С уже действующими изменениями разобрались. А что представляет собой третий этап транспортной реформы, который начнется в ноябре?
— У нас недавно разрешили бесплатные пересадки между автобусами, и это было неспроста. Это был плавный переход к третьему этапу. Суть такая: из двух-трех маршрутов собирается один. Автобусы по нему ходят чаще, но при этом доехать из точки «А» в точку «Б» не всегда можно будет прямым маршрутом без пересадки. То есть автобусы ходят как в метро — доехал по одной ветке до станции и пересел на другую. Теряем беспересадочность, приобретаем сокращение интервалов.
Схему новой сети маршрутов можно посмотреть по ссылке
— Как вы оцениваете переход к такой модели?
— Оценивать пока рано, потому что мы пока не видели ее в действии. Можно будет что-то сказать, когда ее запустят и будет понятно, соответствуют ли заявленные интервалы действительности. Сейчас обещают, что магистральные маршруты будут в течение дня ходить не реже чем через 10 минут. Хотя в моем понимании это многовато, комфортное время ожидания — это максимум 6 минут.
— А что там с запланированным переименованиями маршрутов?
— Сейчас в Москве будут переименованы абсолютно все маршруты. Пока северо-востока и севера это не коснулось, потому что у нас третья очередь. В первую очередь переименования запускают в центре и на юге, следом на западе, а потом уже на севере.
— Так когда примерно очередь дойдет до САО?
— Сложно сказать. Сами проектировщики не готовы назвать никакие сроки. Все будет зависеть от того, как пройдет первый этап. Если у них на первом этапе будет множество жалоб и сбоев, то, вполне возможно, от этой модели откажутся.
График внедрения новой маршрутной системы Москвы
— Останутся ли знакомые москвичам номера?
— Нет. Весь город разделят на девять примерно равных секторов. Каждому присвоят свою цифру. Вот, например, для Северного округа это будет цифра четыре. И все маршруты этого сектора будут начинаться на четверку. Например, маршрут № Т47, который связывает Бескудниково с Самотечной площадью, будет 447. Магистральный маршрут № М10, к которому уже более-менее привыкли, станет М40.
— Но ведь это вызовет неразбериху. Особенно трудно придется пожилым людям, которым трудно привыкать ко всему новому…
— Здесь даже не в этом проблема. Рано или поздно все привыкнут, конечно, как привыкли к смартфонам и приложениям, позволяющим онлайн отслеживать движение транспорта. Дело в том, что таким образом у Москвы крадут историю, стирают ее. История многих московских автобусных маршрутов тянется с 1920-х, а то и с 1910-х годов. Если мы говорим про троллейбусы, их история идет с 1933 года. Трамваи — так вообще с царских времен. И все это у нас просто отнимут. Поэтому я не совсем согласен с авторами, что надо было так кардинально менять нумерацию.
— Чем руководствовался департамент, когда инициировал это переименование?
— Они хотели сделать по аналогии с Европой. В частности, с Берлином, когда весь город поделен на сектора и у каждого сектора есть своя цифра: человек садится в автобус и понимает, куда именно тот его довезет. Такая навигация удобна, когда планировка улиц прямоугольная, а не радиально-кольцевая, как в Москве. То есть связи идут не только из центра на периферию, но и с периферии на периферию. Тогда получается, что в одном районе будут не все четырехсотые маршруты, а какие-то пятисотые или трехсотые. И уже ясно: вот этот автобус повезет меня на север, а этот на запад. В Москве я не думаю, что такая навигация будет где-то удобна кроме центра. Внутри Садового кольца — да. Там будет собран весь набор цифр и можно будет понимать, в каком направлении едет автобус. Туристам будет хорошо, а для москвичей я особых плюсов не вижу.
— Расскажите про переименование маршрутов чуть подробнее. Какие будут цифры и буквы?
— Про цифры я уже говорил. Буквы тоже будут иметь определенную смысловую нагрузку. У нас больше не будет буквы «Т», ее отменяют полностью. Останется буква «Н» — это ночные маршруты. Будет буква «М», она означает магистральные маршруты. Магистральные маршруты не обязательно будут идти в центр. Они будут ходить и по хордовым трассам и по внутрирайонным трассам. Есть еще категория «Е». Она достанется маршрутам, которые ныне имеют значение девятисотых. То есть это автобусы-экспрессы, пропускающие часть остановок. И последняя группа — маршруты с буквой «С». Это так называемые социальные автобусы, они ходят редко и по индивидуальным графикам. То есть в течение дня они будут ездить, грубо говоря, каждые 40 минут. И не обязательно каждый день. Они будут доставлять горожан к социальным объектам: поликлиникам, МФЦ. То есть туда, где небольшой пассажиропоток. Оставшиеся маршруты — районные — будут иметь просто трехзначное число и интервал до 20 минут. В моем понимании 20 минут — это очень много. Так что пассажирам придется подстраиваться под расписание. Поэтому сильного различия между районными и социальными я не вижу и букву «С» не стал бы использовать. Просто назвал бы все эти маршруты районными, чтобы не создавать путаницы. Кроме того, после буквы «С» будут стоять три цифры, и получится чересчур длинное название.
Как изменится модель экспрессов
— Уже сейчас некоторые жители САО сообщают об изменении привычных маршрутов. О чем идет речь?
Меняется схема движения автобусов, которые проходят через ЦАО. Это цепляет в том числе автобусы, которые идут по Савеловскому району, потому что многие из них уходят внутрь центра. Пример изменения маршрута через центр — автобус М3, который шел от Семеновской до Лужников через всю Москву. Теперь он будет ходить от проспекта Буденного до Серебряного бора. Маршруты, которые проходят по северу, в большей массе меняться не будут, пока не дойдет реформа до нас. Когда это будет, пока никто не знает. У них никаких сроков не стоит, потому что все ждут реакции: как поведет себя центр и юг.
— То есть департамент все же интересует мнение москвичей?
— У них есть установка: если будет слишком много возмущения, то они этот проект свернут и оставят все как есть. Как я понял, она исходит от Ликсутова. Он сказал: я вам сейчас даю возможность проявить себя, делайте что хотите, но если это работать не будет, будет много жалоб, то мы от этого всего откажемся. Для разработки транспортной реформы в Москву приглашали американских кураторов. Есть такой транспортный эксперт из США Джарретт Уокер. Он свои схемы строит именно на пересадочной модели, говоря, что она для 90 процентов населения удобнее, ну, а оставшиеся 10 процентов перебьются. Смысл его логики в том, что пересадочная модель всегда требует меньше автобусов, чем пересадочная. Потому что сделав один центральный узел, можно сэкономить довольно много транспорта, с которым в Москве большие проблемы. После ликвидации троллейбусов в Москве около 2000 единиц техники просто не хватает.
— Кто еще принимал участие в работе над новой сетью маршрутов, что это за команда? В районных группах Фейсбука в адрес проектировщиков дептранса можно увидеть очень много критики и негатива.
— Набрали действительно много энтузиастов: достаточно молодых, креативных, которым очень хочется показать себя. Есть много идей, есть задача сделать какую-то логику в наших маршрутах. А недопонимание со стороны жителей естественно: с ними никто не пытался разговаривать. Смотрите, программа идет с марта. За это время перелопатили очень много вариантов маршрутов — и то речь идет пока только о четверти всей Москвы — полгода рисовали виртуальную карту, чтобы на ней протестировать, как все будет работать. Но при этом ни с муниципальными депутатами, ни с горожанами никто не общался. Над проектом работали скрытно, чтобы никто не знал. Даже в транспортных чатах и на форумах ничего не писали. Причастных к реформе пытались спрашивать о подробностях, а они отвечали, что не могут ничего рассказать, потому что давали определенную подписку.
Да, если бы проект разрабатывался совестно с жителями, было бы сложнее из-за споров и вопросов. С другой стороны, горожане бы восприняли эту реформу намного проще. Уже не было бы такого количества негатива, какое мы видим в районных группах в соцсетях. Хотя бы депутатов надо было поставить в известность, а те бы работали с жителями. На то нам депутаты и нужны.
— Как вы считаете, почему мэрия предпочитает не вовлекать жителей в изменение городской среды?
— Так легче. Город лишком большой, слишком много различных взглядов. Всегда в нем найдутся люди, которые будут против, и они обычно кричат громче тех, кого все устраивает. Именно поэтому больше 10 лет мы живем в таком вакууме, когда жители нужны городу только для того, чтобы платить налоги, а на эти налоги другие за них решают: что, как и где будет построено.