какие машины делали в детройте
Какие машины делали в детройте
Несмотря на то, что первый автомобиль был сделан не в США (первым был трёхколесник Карла Бенца в 1885 г.), именно эту страну можно гордо называть «колыбелью автомобилестроения».
История данной отрасли промышленности в Штатах берёт свой отсчёт с 1890 г., когда братья Дюриа (в некоторых источниках Дюрей (Duryea)) основали свою компанию по производству автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. За 6 лет они выпустили и продали 13 таких автомобилей.
В 1899 году Генри Форд открыл неподалёку от Детройта первый в мире автомобильный завод. В 1903 г. была основана Ford Motor Company. Первым продуктом компании стала модель Ford A. Но главной задачей Генри Форда было «посадить за руль всю Америку». И в 1908 году выходит легендарный автомобиль – Ford Model T. Это был первый автомобиль в мире, который был продан тиражом более 15 миллионов экземпляров. Практически сразу эта модель стала доступна среднему классу. Первоначально, автомобили относились к товарам люкс, и не были доступны простым американцам. Но именно Генри Форд впервые ввёл вместо дорогостоящей ручной сборки конвейерное производство, что позволило намного уменьшить стоимость автомобилей, и в 1913 году стоимость «Жестянки Лиззи» (так называли Ford Model T в народе) снизилась с 850 долларов до 350, что сделало культовый автомобилей ещё более доступным.
В 1908 году был основан крупнейший производитель автомобилей 20-начала 21 века – General Motors, созданный Вильямом Дюраном, который скупил несколько мелких автомобильных компаний и объединил их в одну. В General Motors входят такие марки, как Chevrolet, Cadillac, Buick, GMC, Vauxhall, Opel. Ранее компании принадлежали Oldsmobile, Hummer, Pontiac, Saturn. GM являлся крупнейшим автопроизводителем на протяжении 77 лет (c 2008 года это Toyota и Volkswagen).
В 1925 г. в Детройте Уолтером Пейсли Крайслером была основана ещё одна крупная компания по производству автомобилей – Chrysler Group LLC, завершив, таким образом, образование «Большой Детройтской тройки». Chrysler Group LLC производит и такие автомобили, как Chrysler, Dodge, Jeep, Ram Tracks, SRT, Morar. Ранее компания выпускала: Imperial (с 1955 по 1975 и с 1981 по 1983), Plymouth (с 1928 по 2001), DeSoto (с 1928 по 1961), Eagle (с 1988 по 1998).
После Первой Мировой Войны США стали мировым лидером по автомобилестроению. Каждый американец мечтал о собственной машине, и они были ему доступны. Однако Великая депрессия принесла свой печальный вклад и в сферу автомобилестроения. Многие небольшие компании разорились, а те, кто выстоял, учли ошибки, и стали больше уделять внимания на внешний вид автомобиля и удобство салона.
Во времена Второй Мировой Войны, когда европейская промышленность была практически разрушена, американская же наоборот, процветала. Качество и удобство автомобилей были высоко оценены европейскими странами, и машины использовались для военных нужд.
Однако во время нефтяного кризиса 1973 года, когда США пострадали от нефтяного эмбарго, спрос на данные автомобили резко снизился, уступив место более экономичным машинам японского и европейского происхождения. Этот кризис существенно повлиял на автомобильные компании, многие снова были на грани банкротства. Но «Большая Детройтская тройка» снова пережила кризис, перейдя на производство небольших моделей.
Ford, который в середине 2000-ых годов находился в гораздо худшем состоянии, чем General Motors и Chrysler, в 2006 году впервые нанял генерального директора со стороны – Алана Муллали (AlanMullaly). В декабре 2006 года Ford удалось получить кредит 23,5 миллиарда долларов под залог почти всех активов компании. Благодаря этому она смогла выстоять в финансовый кризис и избежать банкротства, в отличие от своих конкурентов в Детройте.
23 июля 2009 года президентом США Бараком Обамой был подписан указ об учреждении White House Council for Automotive Communities, который должен следить за восстановлением былой мощи американского автопрома, особенно уделяя внимание «Большой Детройтской Тройке », и выделять материальную помощь для развития главной индустрии Детройта.
Сейчас постепенно автомобильная промышленность восстанавливается, GM снова выходит на лидирующие позиции в мировом автомобилестроении. Крупнейшие американские производители и сейчас радует покупателей комфортными недорогими автомобилями по всему свету.
Детройт, мертвый город
Добрался до Детройта. Очень интересно было посмотреть на умирающий город.
Некогда Детройт был четвёртым по населению городом США (после Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Чикаго) и столицей мощнейшей автомобильной индустрии. Здесь находились заводы гигантов Ford, Chrysler и General Motors (а ещё Packard и Studebaker), которые кормили половину жителей города.
Но в какой-то момент что-то пошло не так. Сразу несколько негативных факторов наложились друг на друга, и город начал умирать.
С середины XX века автогиганты стали испытывать сложности. В 1973 году нефтяной кризис сильно ударил по позициям «большой тройки», поскольку её автомобили не могли конкурировать с экономичными европейскими и японскими моделями. За этим ударом последовал энергетический кризис 79-го года, и, наконец, финансовый кризис 2008-2009 годов, который чуть не добил американскую автомобильную промышленность. Заводы закрывались один за другим, и рабочие вместе с семьями покидали город.
Богатые жители тоже уезжали, так как Детройт не был приспособлен к жизни на автомобиле. В центре Детройта просто в какой-то момент не хватило места всем желающим ездить на машине. Одна и причин гибели Детройта – несоответствие его «доавтомобильной» градостроительной структуры и поставленной суперцели «Каждой семье – по отдельному автомобилю». Город небоскрёбов при всём желании не может жить без мощного общественного транспорта. В итоге центр города начал умирать, магазины и культурные заведения закрывались, так как в них перестали заезжать покупатели. Богатые люди переселялись в пригороды, а центр бросили.
В 1950-м году здесь проживало 1 850 000 человек. Белые стали уезжать из Детройта ещё в 60-е, в частности после негритянского бунта 1967-го года, когда во время серии массовых беспорядков и грабежей полиция временно утратила контроль над городом. В 70-е годы отток усилился, а два пика эмиграции пришлись на 80-е и 2000-е годы.
Сейчас в Детройте осталось менее 700 000 человек. В общей сложности после Второй мировой войны город покинули 1,4 млн белых жителей. Большинство осело в относительно благополучных пригородах, но многие вообще уехали из региона. К 2013 году не работала почти четверть населения (23,1%) Детройта, а более трети горожан (36,4%) жило за чертой бедности.
Столь стремительный отток жителей превратил Детройт в город-призрак. Множество домов, офисов, промышленных цехов было заброшено. Многие пытаются продать свои дома и другую недвижимость по бросовым ценам, но покупателей на жильё и офисы в депрессивном городе часто просто не находится.
В 80-е годы местные афроамериканцы придумали новую народную забаву – сжигать на Хэллоуин заброшенные дома. В иную ночь в городе полыхало до 800 пожаров. Чтобы остановить этот процесс, власти создали добровольческие отряды «Ангелов ночи», которые предотвращали поджоги.
В последние годы в Детройте в общей сложности было выявлено около 85 тыс. заброшенных объектов недвижимости. В 2014 году Детройт принял программу по сносу заброшенных зданий, который подразумевает уничтожение примерно половины от этого числа. Если говорить о площади города, то примерно его четверть планируется сравнять с землёй.
Многие считают, что судьба Детройта уникальна, но, во-первых, в истории США уже случались банкротства городов (пусть и не таких крупных), а, во-вторых, Детройт – лишь часть знаменитого Ржавого пояса (Rust Belt), который с 70-х годов практически целиком переживает упадок из-за сокращения производства в ряде отраслей тяжёлой промышленности.
Про Детройт я сделаю еще 3 поста: хороший Детройт, плохой Детройт и пост про стрит-арт. Фотографий очень много. А пока посмотрите краткие путевые заметки.
01. Подлетаем к Детройту.
02. Справа канадский Виндзор, слева американский Детройт. Их разделяет река Детройт. В Канаду можно перебраться либо по мосту, либо по автомобильному тоннелю.
Бренду Detroit Electric принадлежит сразу несколько мировых рекордов. Эта компания дольше других производителей занималась производством электромобилей – на протяжении 33 лет, с 1906 по 1939 год. Кроме того, за это время производитель продал более 13 тысяч электрокаров, чего в XX веке не удалось больше сделать ни одной автомобильной компании.
Началось все еще в 1884 году, когда фирма Anderson Carriage Company развернула в городе Порт Гурон (штат Мичиган) деятельность по производству конных экипажей и легких двухместных колясок. Вскоре основатель компании Уильям Андерсон понял, что основная часть его продукции отправляется в расположенный в 60 милях Детройт, и решил перенести штаб-квартиру Anderson Carriage Company в будущий «город моторов».
Детройт XIX века – пока еще не «город моторов», а город конных повозок.
Первый автомобиль Detroit Electric 1907 года, который был больше похож на двухместную конную коляску.
Изобретенные Томасом Эдисоном, эти аккумуляторы по своей удельной энергоемокости, неприхотливости и длительному сроку эксплуатации были схожи с современными литий-ионными аккумуляторами, которые появились только в 1991 году. Впрочем, такие батареи имели и ряд недостатков. Они были тяжелыми, плохо удерживали заряд при низких температурах, а стоимость их производства впоследствии была признана непомерно высокой для применения в автомобиле. Однако подобные батареи по-прежнему продолжают использоваться, преимущественно в промышленном оборудовании.
Продукция новой компании быстро снискала себе репутацию крепких, надежных, тихих и – главное, – простых в управлении электромобилей. Вместо руля, педалей и рычага коробки передач у машин Detroit Electric было всего лишь две ручки. Одна из них (более длинная и похожая на кочергу) была расположена напротив водителя и отвечала за направление движения. Вторая, напоминавшая рукоять ручного тормоза, имела шесть положений и регулировала скорость. В первом положении автомобиль двигался вперед со скоростью четыре мили в час, во втором – восемь, в третьем – двенадцать, и так далее. Шестой режим отвечал за задний ход. Автомобили имели максимальную скорость всего 32 километра в час – этого, впрочем, было вполне достаточно для эксплуатации в крупных городах.
Электромобили Detroit Electric в начале ХХ века могли себе позволить лишь очень обеспеченные люди. Они были в гараже изобретателя и предпринимателя Томаса Эдисона, который также владел электрокарами других производителей; свой электрокар был у промышленного магната Джона Рокфеллера, у Клары Форд – супруги Генри Форда, и даже у Мейми Эйзенхауэр – жены будущего президента США.
В 1908 году Detroit Electric выпустил уже 400 электрических машин.
Электромобили стали быстро набирать популярность, особенно среди обеспеченных женщин, которые полюбили простые, но в то же время элегантные машины, похожие на конные кэбы, для непродолжительных городских поездок. Действительно, электромобили того времени имели ряд серьезных преимуществ, по сравнению с машинами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания.
В первую очередь, для запуска мотора не требовалось трудоемкой работы кривым стартером, как в автомобиле с бензиновым мотором – ведь чтобы завести ДВС, в то время надо было с большой силой вращать пусковую рукоять. Которая, к тому же, потом могла больно дать по рукам или вообще переломать их. Такие машины явно не подходили для женщин.
В 1908 году Detroit Electric выпустил электромобиль, колеса которого приводились в движение не при помощи цепи и шестерни, а благодаря карданному валу. В рекламных буклетах к новинке говорилось, что она может пройти на одной зарядке почти 130 километров (большинство электрокаров других производителей того времени имели запас хода не более 60-70 километров).
Главным конкурентом Detroit Electric в начале прошлого века была американская компания Baker Motor Vehicle Company, которая появилась в 1899 году, и которая выпускала электрокары под брендом Baker Electric. В 1906-м ежегодный объем продукции компании достиг 800 автомобилей, что сделало ее крупнейшим на тот момент мировым производителем электромобилей.
Электрокары компании закупались даже американской администрацией для автопарка Белого дома. Эти машины отличались комфортом и богатым оформлением, за что пользовались успехом у «сильных мира сего». Так, например, еще в 1903 году один из электрокаров был приобретен королем Сиама, который пожелал, чтобы его машину отделали золотом и слоновой костью.
В 1914 году Baker Motor Vehicle Company слилась с другим знаменитым производителем электрокаров Raunch and Lang. Совместное предприятие получило название Baker, Raunch and Laung, а последние гражданские электрокары были выпущены в 1916 году.
Columbia Automobile Company была основана в 1899 году и выпускала электромобили на протяжении десяти лет, вплоть до 1910 года, пока не была куплена фирмой United States Car Company. Производитель собирал как личные автомобили, так и автобусы, такси и даже специальные полицейские машины. Запас хода без подзарядки составлял 64 километра.
Studebaker Electric был суббрендом одноименной компании Studebaker, под которым был налажен выпуск электрокаров, продолжавшийся с 1902 по 1912 год. Электрические автомобили и автобусы выпускались в различных кузовах, которые предоставлялись производителю материнской фирмой. Производство было свернуто в 1912 году, когда представители компании официально сообщили, что за девять лет им не удалось достичь желаемого успеха и признали то, что будущее за машинами с ДВС.
Чуть позже компания подготовила специальный прототип на базе серийной модели, который во время пробного заезда без подзарядки батарей проехал 340 километров. Это послужило шикарной рекламой для производителя: статьи, восхваляющие достоинства Detroit Electric, печатались во всех популярных журналах тех времен, включая National Geographic, Saturday Evening Post, Ladies Home Journal, Century и Country Life.
Автопробег Сиэтл – гора Рейнир был организован Detroit Electric в рамках промо-кампании производителя.
В 1913 году лицензированное производство автомобилей Detroit Electric было развернуто в Шотландии местной компанией Arrol-Johnson. А на улицах крупных городов США электромобили Detroit Electric теперь можно было встретить в качестве такси, карет скорой помощи и даже катафалков.
Самым удачным для компании стал 1914 год, когда было произведено 4,5 тысячи автомобилей. На руку производителю сыграла начавшаяся в том же году Первая мировая война, из-за которой цены на бензин подскочили как минимум вдвое.
Кроме того, успеху Detroit Electric помогал и тот факт, что именно к этому моменту практически все основные «электрические» конкуренты компании либо закрылись, либо переквалифицировались на производство автомобилей с ДВС.
Как ни странно, но именно появление новых изобретений, связанных с электричеством, способствовало тому, что популярность электрокаров пошла на спад. Летом 1911 года будущий вице-президент General Motors – изобретатель Чарльз Кеттеринг – запатентовал устройство, представлявшее из себя электромотор, который мог за непродолжительное время раскрутить коленчатый вал двигателя до достаточной частоты, чтобы тот завелся. Это был стартер.
Сначала многие производители отнеслись к изобретению Кеттеринга скептически – в 1912 году электростартером решился оборудовать свои модели лишь глава «Кадиллака» Генри Лиланд. Однако ближе к 1920 году практически все компании начали устанавливать в свои автомобили электрический стартер двигателя. Таким образом, одно из ключевых преимуществ электрокаров перед автомобилями с ДВС сошло на нет.
Тогда же Генри Форд наладил промышленное производство автомобилей на основе конвейера, что еще больше понизило себестоимость «обычных» машин: знаменитый Ford T, например, можно было приобрести за 600 долларов, что равнялось стоимости одного аккумулятора Эдисона, а сам электромобиль Detroit Electric целиком стоил более 2,5 тысяч долларов. Да и освоение крупных нефтяных месторождений в Техасе понизило цены на горючее до приемлемого уровня. Наконец, в 1918 году Германия капитулировала, завершив тем самым Первую мировую.
Не способствовала увеличению продаж электрокаров и их «женская» репутация – существовать только за счет женщин было невозможно. Так или иначе, но спрос на гражданские электромобили ближе к 1920-м годам начал падать – и продукция Detroit Electric не стала исключением. Постепенно компания сконцентрировалась на производстве коммерческих электромобилей, которые по-прежнему были популярны в больших американских городах.
Детройтская история
Мы говорим: «США» – и вспоминаем автомобили. Мы говорим «Американские автомобили» – и вспоминаем Детройт. В этой статье мы расскажем, как создавался центр мирового автомобилестроения и почем американское «прокачу с ветерком».
История
Детройт (Detroit) – город на севере США, в штате Мичиган. В 1701 г. француз Антуан де ла Мот Кадиллак построил здесь форт Понтшартрен-дю-Детруатен (Fort-Pontchartrain-du-Detroitin), который англичане позднее стали называть Детройтом. В 1760 г., во время Семилетней войны, форт перешел во владение Великобритании. В 1763 г. индейцы из племени Оттава – союзники Франции – попытались отбить город, но безуспешно. В 1805 г. Детройт стал столицей созданной в том же году территории Мичиган. Во время войны 1812 г. его захватили британцы, но американцы вернули город себе уже в 1813 г.
Удачное географическое положение (долина Великих озер) позволило городу развиваться достаточно быстро. В 1818 г. здесь открылось рейсовое пароходное сообщение Буффало – Детройт. Город превращается в крупный центр мукомольной промышленности. В 1837 г. Детройт становится столицей вновь образованного штата Мичиган, однако в 1847 г. столица была перенесена в Лансинг. После гражданской войны торговля сельскохозяйственной продукцией в городе уступает место индустрии. Благодаря Генри Форду, который в 1913 г. открыл здесь первую конвейерную линию по производству автомобилей, город делается автомобильной столицей мира.
Сегодня Детройт – пятый по числу жителей и четвертый по промышленному значению город США. Это крупный финансовый центр и важный транспортный узел страны, который находится на пересечении системы Великих озер железными и шоссейными дорогами, идущими из Новой Англии и Нью-Йорка через восточную Канаду на Чикаго. Третий по грузообороту и первый по судообороту порт Великих озер.
Город машин
Детройт – центр автомобильной промышленности США, крупнейший мировой поставщик автомашин. Здесь размещаются крупнейшие заводы и лаборатории ведущих автомобильных монополий Америки: General Motors, Ford и Chrysler, а также один из самых больших музеев истории автомобиля (в пригороде Дирборне). Кроме того, Детройт является крупным центром производства танков и военно-транспортных средств.
С автомобильной промышленностью в свою очередь связаны черная металлургия (в основном производство специальных сталей и тонкого холоднокатаного листа), обработка черных и цветных металлов и пластмасс, производство стекла, лаков, красок, подшипников и др. Развита и химическая промышленность, обслуживающая нужды автопрома.
Все авто в гости к нам
Имиджу мирового центра автомобилестроения способствует ежегодное проведение в Детройте самого большого в мире Североамериканского международного автосалона (North American International Auto Show – NAIAS). Первый автосалон состоялся здесь в 1907 г., а статус международного он получил в 1989 г. Чтобы представить масштабы этого мероприятия, приведем несколько цифр: площадь – более 700 тыс. кв. м, на которых представлено более 700 моделей серийных и концептуальных автомобилей. Для мойки машин предназначено 65 установок. В работе автосалона принимают участие 1 500 профессиональных автомехаников, 700 человек из обслуживающего персонала, около 7 000 журналистов из 50 стран.
В прошлом году из 67 официальных премьер Детройтского автосалона американских оказалось меньше половины. 18 новинок – «европейцы», 17 – «японцы», три – «корейцы» и даже один «китаец». Правда, надо учитывать, что немалая доля «иномарок» на самом деле выпускается на территории США.
Пошатнувшийся трон
Однако бурный расцвет американского автопрома, наблюдавшийся в XX в., сменился упадком в XXI в. Детройтские гиганты вынуждены сокращать объемы производства. Продажи машин в Соединенных Штатах падают, что объясняется как ростом цен на топливо, так и последствиями недавнего повышения спроса из-за введенных производителями скидок. Например, у компании Ford по итогам сентября продажи сократились почти на 20%, а у General Motors – на 24%. Заметнее всего подорожание бензина отразилось на уровне продаж внедорожников, играющих важную роль в модельных линейках американских производителей. Например, продажи модели Explorer, самого популярного фордовского внедорожника на американском рынке, в сентябре упали почти на две трети.
Один из трех китов американского автопрома и нынешний мировой лидер General Motors, выпускающий сейчас порядка 9,12 млн автомобилей в год, также переживает явно не лучшие времена. В концерне надеются на то, что ситуацию поможет исправить соглашение, недавно заключенное руководством GM с профсоюзами. Тем не менее по рыночной капитализации General Motors уже заметно уступает своему японскому конкуренту – компании Toyota. По мнению специалистов, General Motors в 2007 г. вряд ли будет увеличивать объемы производства, а значит, у Toyota есть шанс стать «номером один» в мировой автомобилестроительной индустрии.
Компании, создавшие американский автопром
General Motors
Корпорация General Motors – лидер «большой тройки» автомобильных гигантов США, рожденных в Детройте. История становления и роста монополии – это история поглощения других фирм, централизации капитала в руках ее владельцев.
Компания General Motors была учреждена 16 сентября 1908 г. Уильямом Крапо Дюрантом. Две недели спустя он присоединил к ней компанию Buick, еще через полтора месяца Oldsmobil, а в 1909 г. – Cadillac и Pontiac. К 1910 г. в General Motors вошли 25 мелких фирм, в большинстве своем производившие автомобили и принадлежности. Организационно они были слабо объединены, каждая компания практически управлялась автономно. «Родительская» фирма выступала в качестве холдинговой компании. 1 июля 1916 г. Дюрант присоединил к своей компании Chevrolet Motor Division.
Руководство корпорации в США в разное время скупило прежде самостоятельные компании Chevrolet, United Motors, Fisher Body, Bendix Aviation и др. Таким же образом появились и многие подконтрольные зарубежные предприятия: в 1929 г. в Германии на 80% капитала была приобретена компания Adam Opel AG. В 1971 г. было скуплено 34% акций японской автомобильной компании Isuzu Motors. В 1979 г. корпорация General Motors перекупила у находившейся на грани банкротства фирмы Chrysler 74,4% акций ее предприятия в Колумбии, а также сборочные предприятия Chrysler в Венесуэле.
Сегодня General Motors выпускает следующие марки легковых автомобилей: Buick, Cadillac, Pontiac, Chevrolet и Oldsmobil.
Chrysler
Годом основания компании Chrysler можно считать 1910 г., когда еще никому не известный Уолтер Крайслер купил себе автомобиль. Он был настолько заинтригован самой конструкцией машины, что успел ее разобрать и собрать, прежде чем научился водить. Автомобиль произвел на Уолтера столь большое впечатление, что через два года он устроился в компанию Buick, а к 1917 г. уже был президентом и генеральным директором этого отделения General Motors.
В начале 1920 г. к Крайслеру обратились представители компании Maxwell Motor Car с просьбой помочь им выбраться из финансового кризиса. Фабрику удалось реанимировать с помощью уникального и очень действенного средства – автомобиля Chrysler 6, который Уолтер разработал сам с помощью трех инженеров. Невысокая цена в сочетании с комфортабельным салоном и запоминающимся дизайном позволила продать за год 32 тыс. автомобилей.
Ford
В 1900 г. вновь созданная компания начала работать в здании небольшой фабрики, прежде выпускавшей кареты. Первым творением Генри Форда стала «бензиновая коляска», получившая название «модель А». Об этом автомобиле говорили как о «наиболее совершенной машине на рынке, которую в состоянии водить даже 15-летний мальчик».
За 11 лет инженеры перебрали 19 букв алфавита – от «модели А» до «модели S». А в 1911 г. произошла сенсация. Форд создал первый автомобиль, доступный для большинства. «Модель Т», или «Жестяная Лиззи», стала самой известной машиной за всю историю автоиндустрии. Ее базовая цена составляла 260 долл., и за год было продано огромное по тем временам количество таких машин – около 11 тыс. С этого момента автомобиль становится предметом массового производства, спрос на который постоянно растет.
Чтобы удовлетворить потребности покупателей, потребовалось повышение производительности труда. Генри Форд впервые внедрил на своих заводах конвейерное производство, при котором каждый рабочий выполнял всего одну операцию, оставаясь на одном месте. В результате «модели Т» сходили с конвейера каждые 10 секунд. Это нововведение стало значительнейшим этапом индустриальной революции.
Материал подготовила Анастасия АНДРЕЕВА
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007