какие машины делают в туле
Съездил на завод Haval в Тульской области: рассказываю, почему китайцы не боятся коррозии и на что они дают гарантию 200 000 км
Haval, независимый бренд компании Great Wall Motor, был запущен в 2013 году, а в Россию не просто пришел, а лучше сказать — ворвался. С многомиллиардными инвестициями, вложенными в собственный завод автомобилей, и планами стать к 2025 году в нашей стране, где так любят кроссоверы и внедорожники, брендом номер один в сегменте SUV. После посещения российского завода Haval в Тульской области лично у меня больших сомнений в реальности этого амбициозного плана не осталось.
Все происходило на удивление быстро. В мае 2014 г. в Шанхае было подписано соглашение о реализации инвестиционного проекта строительства завода (инвестиции составили 42,4 млрд рублей), в августе того же года Great Wall Motor и правительство Тульской области подписали документы о землепользовании, а осенью 2015 г. началось строительство завода, который и был запущен весной 2019‑го. Через год с конвейера новоиспеченного предприятия сошел 10 000‑й автомобиль — им стал лидер продаж марки Haval F7, а свое двухлетие завод отметил выпуском 30 000‑го автомобиля, коим оказался Haval Jolion. О серьезности намерений в России говорил уже тот факт, что Haval стал первым и пока единственным китайским брендом, подписавшим специальный инвестиционный контракт с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации о локализации производства в России. Обязательства перед министерством весьма серьезные, но руководство «Хавейл Мотор Рус» уверено, что все они будут выполнены. Например, уже в следующем году будет запущен завод двигателей, инвестиции в строительство которого превышают 4 млрд рублей и который обеспечит сборку двигателей для более 90 % автомобилей Haval, выпускаемых в России. Но вернемся к уже действующему заводу, площадь которого составляет 172 790 м 2 и на котором работают более 1700 сотрудников.
На современном уровне
Когда, преодолев серпантины подъездных дорог, видишь на небольшой возвышенности предприятие «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», картина впечатляет. Что же касается цехов, то в их работе нет смысла искать «изюминки» — все, от оборудования до цепочек технологического процесса, подчинено стандартному и правильному исполнению операций. То есть обеспечению качества продукции. А это как раз то, что вызывает наибольшие вопросы потребителей, если речь идет об изделиях с китайской родословной. Любая экскурсия на автомобильный завод полного цикла, а «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» именно таким и является, начинается с цеха штамповки. На заводе Haval, как и на всех других современных заводах, штамповка кузовных деталей происходит на закрытой линии, где работу в автоматическом режиме производят четыре пресса. Производительность оборудования — 720 кузовных панелей в час. Но здесь, как мне кажется, важнее другое. Во-первых, все изготовленные панели проходят многоступенчатый контроль качества. Во-вторых, они изготавливаются из оцинкованной стали, поставляемой на завод из Китая. Не секрет, что именно низкое качество стали и ее быстрая коррозия нередко было чуть ли не главной претензией к китайским автомобилям.
Автоматическая замена штампов в цехе штамповки.
В цехе сварки 76 роботов и 150 ручных сварочных клещей.
В световом тоннеле будут выявлены все дефекты.
Сборка, проверка, гарантия
Сегодня на «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» производятся четыре модели: Haval F7, Haval F7x, Haval Jolion и рамный внедорожник Haval H9. На сборочном производстве задействовано шесть линий, и его мощность на первом этапе рассчитана на выпуск 80 000 автомобилей в год. В технологической цепочке есть и собственное производство пластмассовых деталей интерьера. О том, что на каждом этапе присутствует тщательный контроль качества, уже говорилось, и, разумеется, вся готовая продукция инспектируется так же скрупулезно. Включая завершающие проверки автомобилей на испытательном треке, расположенном на территории завода. Нелишне отметить, что «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» имеет и свой центр исследований и разработок, где специалисты оценивают и адаптируют модели с учетом их эксплуатации в условиях России. А отсюда и соответствующий подход к гарантийным обязательствам, которые несет «Хавейл Мотор Рус» перед покупателями. Так, все автомобили имеют 6 лет гарантии от сквозной коррозии (сразу вспоминается оцинкованный металл и высокий уровень производства в цехе окраски). Для автомобилей Haval F7 и Haval F7x 5‑летняя гарантия или гарантия на 200 000 пробега распространяется на коробки передач и, разумеется, действует 3‑летняя (или до 150 000 км пробега) гарантия Haval. Неплохие условия, говорящие о том, что производители абсолютно уверены в качестве своей продукции.
В Тульской области официально запустили автомобильный завод Haval
Торжественная церемония состоялась 5 июня в индустриальном парке «Узловая».
Ровно в полдень в специально подготовленном зале на территории индустриального парка «Узловая» презентовали новые автомобили нового автомобильного завода ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус».
От имени губернатора Тульской области Алексея Дюмина работников предприятия и почетных гостей приветствовал первый замгубернатора Вячеслав Федорищев.
Он напомнил, что старт проекту был дан в 2014 году, когда в присутствии Президента России Владимира Путина и Генерального секретаря и председателя компартии Китая Си Цзиньпиня было подписано инвестиционное соглашение между компанией Great Wall и правительством Тульской области.
Компания Great Wall Motor стала первым резидентом индустриального парка «Узловая», разместившим своё производство на новой площадке. Строительство первого этапа автозавода мощностью 80 тысяч автомобилей в год началось осенью 2015 года. Общий объем инвестиций в проект составил более 500 млн долларов.
В апреле 2016 года губернатор Тульской области Алексей Дюмин в ходе официального визита в КНР провел переговоры с акционерами Great Wall Motor Corporation Ltd. С этого момента реализация инвестпроекта находится на его личном контроле.
По словам зама губернатора, открытие завода в Узловой – это итог колоссального труда большого числа людей.
— Благодарю всю команду Great Wall Motor, которую в Тульской области возглавлял Чжан Цзюньсюе. Теперь он вице-президент всей компании. Компании Great Wall Motor помогли реализовать проект сотни туляков – от строителей до таможенников, конечно же, Корпорация развития Тульской области, которая вела этот проект с самого начала до его торжественного открытия. Особо приятно, что на открытие приехал Денис Тихонов, руководивший Корпорацией развития Тульской области на этапе привлечения Great Wall Motor Corporation Ltd и первых стадиях реализации инвестропроекта. Спасибо всем, кто принимал участие в этом проекте, вложил в него свои опыт, знания, компетенции, душу и сердце! – сказал Вячеслав Федорищев.
Генеральный директор ООО «XMMP» Элвис Ченга отметил, что завод Haval в Тульской области является первым китайским автомобильным производителем полного цикла за рубежом, рассчитанным на производством 80 тысяч автомобилей в год. В 2020 году планируется выпускать 25 тысяч автомобилей в год.
В производственных помещениях автомобильного завода смонтировано все необходимое оборудование. Цех штамповки оснащен 15 прессами итальянской компании Fagor. Современная оснастка позволяет менять штампы в автоматическом режиме исходя из планов производства конкретной модели.
Китайская рама, японский мотор. Hover H5 – снова в России! Сборка – на заводе в Тульской области
Обжегшись на инновационных кроссоверах Haval F7, менеджмент Great Wall принял решение дозагрузить завод в Тульской области проверенным рамным ветераном, который продавался в России сначала как Hover H5, затем – как DW Hower H5, а теперь его будут называть как Haval H5. Под этим же названием сейчас он продаётся и в Китае.
В Россию автомобиль Great Wall H5 под брендом Hover заводила ещё фирма «ИРИТО», бывшая официальным дистрибутором продукции Great Wall с 2005 по 2013 годы. Прошли времена, в 2014 году китайцы открыли своё представительство, но продавать старую модель не собирались. Тогда в 2016 году с инициативой в штаб-квартиру вышла новая российская компания «Чайна Автомаркет», куда перешли работать некоторые ключевые сотрудники «ИРИТО». Поскольку за «ИРИТО» сохранялись права на название Hover, новая фирма оформила свою марку, и с тех пор Great Wall Hover H5 переименовали в DW Hower H5.
По понятным причинам сохранить старые цены на старую машину «Чайне Автомаркет» не удалось, а покупать древние китайские рамные внедорожники по цене от 1,2 млн рублей россияне не желали, поэтому дилеры с трудом распродали около тысячи экземпляров H3 и H5, собранных на простаивающем ныне заводе «Ставрополь-Авто». Мы подробно писали об этой ситуации.
И вот теперь, глядя на то, с каким скрипом идёт на рынке Haval H7, и каким стабильным спросом продолжает пользоваться первое поколение H6, китайцы, кажется, сделали правильный выбор: нам нужно что-то покондовее, попроще и подешевле. В самом деле, в последний квартал 2019 года, когда спрос на F7 уже стабилизировался, на учёт было поставлено 1812 экземпляров F7 и F7x, в то время как H6 нашёл 1971 покупателя. Вскоре мы опубликуем детальную статистику Haval и по дилерским отгрузкам, и по постановкам на учёт за 1 квартал 2020 года, но решение вернуть Hover Н5 в Россию было принято ещё в прошлом году: сертификация модели обычно занимает от 6 до 9 месяцев.
Итак, хотя машина нам хорошо знакома, пробежимся ещё раз по её техническим особенностям, опираясь на Одобрение типа транспортного средства, которое действует до 5 марта 2023 года. Несущая конструкция – рама, под капотом – мотор Mitsubishi 4G63S4T, расположенный продольно, который выпускает совместное предприятие Shenyang Aerospace Mitsubishi Motors Engine Manufacturing. Агрегат – 2,0-литровый, с турбонаддувом, он сертифицирован в двух вариантах. Базовый развивает 150 л.с. при 5600 об/мин и 250 Нм при 2400-4200 об/мин. Более мощная версия показывает отдачу в 177 л.с. при 5200 об/мин, при этом тяги у неё столько же, только «полка» шире: 2400-4800 об/мин. К 6-ступенчатой ручной коробке ZM016HF от Zhejiang Zhongma Transmission прилагается «раздатка» R631D. Передняя подвеска – независимая, торсионная, задняя – зависимая, пружинная с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Стабилизатор поперечной устойчивости имеется и спереди, и сзади. При колёсной базе в 2700 мм дорожный просвет машины, по данным китайского фирменного сайта, составляет 225 мм. Несмотря на раму и ручную коробку, конструкция Haval H5 не предусматривает буксировку прицепа. Впрочем, для «китайцев» это дело обычное.
С ценой на Haval H5 российское представительство ещё не определилось, а на потребительском сайте Haval даже ещё нет информации по машине, остаётся надеяться, что менеджеры не наступят на грабли «Чайна Автомаркет». Если назначат тысяч шестьсот, будут брать! Но давайте попробуем спрогнозировать, опираясь на китайские цены H9, который тоже собирают на заводе в Тульской области. Мы прикинули, у нас получилось, что базовая цена за Haval H5 может составить около 1,2-1,4 млн рублей. С одной стороны, многовато, с другой, тот же H6 первого поколения, по крайней мере, в привычном нам виде на родине уже не продаётся. Не означает ли это, что Hover H5 идёт в России на смену H6 и займёт его нишу?
На открывшемся заводе Haval под Тулой будут собирать модели нескольких брендов
Подробностями о работе предприятия, заключении СПИКа и зарплатах сотрудников в 25 тыс. рублей с сайтом Kolesa.ru поделились заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев и директор завода Haval в России Чжан Цзюньсюе.
Сегодня утром на открытие завода Great Wall в Тульской области я решил поехать на своей машине, манкировав общий трансфер. Развернувшись на М4, я совершенно случайно пропустил хорошую, прекрасно заасфальтированную дорогу и оказался на технологической бетонке, выложенной вкривь и вкось строительными плитами. «По такой и на чужом Камазе ехать жалко», — подумал я, и вдруг увидел приближающийся автовоз. Разъехаться было трудно, и я принял вправо. Пропустив заполненный новенькими легковушками полуприцеп, я последовал дальше, пока навстречу мне, медленно пыхтя, не проехал ещё один. И его я пропустил, не обратив внимание, что заполнен он не только новенькими Haval F7…
Слева направо: генеральный директор ООО «Хавейл Мотор Рус» Чэн Сяогуан, заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев, директор завода Haval в России Чжан Цзюньсюе, исполнительный директор ООО «Хавейл Мотор Рус» Жером Сего
Вечером после церемонии открытия я сел в машину и вернулся к тому шлагбауму, через который въезжал. На сей раз автовоз оказался уже передо мной. Я внимательно присмотрелся и увидел, что только одна машина на нём – Haval F7, а остальные – это Шкоды. На верхнем этаже – два Kodiaq и одна Octavia, на нижнем вместе с F7 – ещё две Октавии. И тут как-то само собой стала складываться картина. Во-первых, Олег Дерипаска вместе с ГАЗом – под американскими санкциями, и группе ГАЗ, по его же собственным словам, адресованным Правительству РФ в обнародованном весной письме, «под санкциями не выжить». Во-вторых, переговоры с «Северсталью» завод Great Wall начал ещё под конец прошлого года, затем завёз на завод большущий пресс Fagor и, по словам директора завода Чжан Цзюньсюе в эксклюзивной беседе с нами, «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» уже вовсю штампует кузовные детали, которые скоро пойдут на конвейер. При этом менеджмент того же завода Geely в Белоруссии не собирается начинать собственную сборку, пока объёмы выпуска не достигнут 60 тысяч штук в год.
В общем, красивая теория: завод Haval будет загружен чешскими машинами, имеющими гарантированный сбыт, благодаря чему инвестиции быстро вернутся. Увы, она лопнула как мыльный пузырь: Skoda не собирается уходить из Нижнего Новогорода — по крайней мере, весной было объявлено, что компактный кроссовер Karoq, который пришёл на смену Yeti, будут выпускать на ГАЗе. Что касается загруженных Шкодами автовозов, выезжающих с завода Хавейл, то тут всё просто: дилерская сеть у Haval – весьма представительная. Есть среди продавцов и крупные, у которых представлены одновременно и Skoda, и Haval — к примеру, «Мейджор». Очевидно, именно автовозы таких дилеров мне попались по дороге: будучи загруженными Шкодами, они заезжают на завод, чтобы захватить один-два Хавейла. Между тем, производить на «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» будут, конечно, не только автомобили марки Haval…
Если прежде мы писали об этом со ссылкой на анонимные источники, то на сей раз называем спикеров открыто: это заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев и директор «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» Чжан Цзюньсюе. С российским чиновником нам удалось поговорить лишь коротко, а вот директор завода дал нам 10-минутное интервью.
Беседу с Вячеславом Федорищевым мы начали с вопроса… о зарплате сотрудников завода. Дело в том, что перед пресс-конференцией, посвящённой торжественному, а правильнее будет сказать, официальному пуску «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», я прошёлся по цехам и поговорил с рабочими конвейера – на завод я прибыл в обеденное время, и конвейер стоял. Две милые девушки, работающие на сборке дверей, оказались родом из Узловой – посёлка, давшего название и индустриальному парку, резидентом которого завод стал в 2014 году, и особой экономической зоне, созданной на территории парка в 2015 году, но границами своими обогнувшей китайское предприятие.
Сергей Арбузов: Вячеслав, вы считаете зарплату сотрудников на одной из линий сборки в 25 тысяч рублей «чистыми» приемлемой? Вячеслав Федорищев: Зарплата на предприятии разная – в зависимости от уровня квалификации и типа выполняемых работ, но могу сказать, что средняя зарплата на заводе – выше названной вами. Более того, она превышает среднюю зарплату по Тульской области, которая составляет на сегодняшний день 34 тысячи рублей.
С.А.: Прокомментируйте ситуацию со СПИКом – в какой стадии заключение специального инвестиционного контракта? В.Ф.: О подписании контракта будет объявлено через два дня, 7 числа. Его подписывает с одной стороны завод «Хавейл», с другой – правительство Тульской области и Минпромторг.
С.А.: Когда начнётся сборка автомобилей Lifan на заводе? В.Ф.: Действительно, ведутся активные переговоры не только с Lifan, но и с ещё одной китайской компанией о налаживании сборки на открывшемся сегодня заводе.
За дополнительными разъяснениями мы обратились к директору завода Чжан Цзюньсюе. Отметим только, что вторым «сторонним» брендом, который получит прописку на Тульском заводе Haval, по нашим данным — правда, пока не подтверждённым — может стать FAW. Он по состоянию на конец апреля был представлен в России кроссовером Х80, собираемым на Калининградском «Автоторе», однако ещё в январе Росстандарт выдал FAW сертификат субкомпактного кроссовера X40, отгрузки которого планируется начать российским дилерам уже летом. Сертификат получен на образцы китайской сборки, но не исключено, что именно Х40 встанет на конвейер тульского завода «Хавейл». Что до заработных плат, то тут уместно было бы вспомнить, что сам заместитель губернатора в апреле обнародовал декларацию о доходах, согласно которой в 2018 году он заработал 4 790 362 рубля и 29 копеек — то есть, не 25 тысяч рублей в месяц, а 18 145 рублей за один рабочий день. Таким образом, два дня работы заместителя губернатора Тульской области не только перекрывают среднемесячный заработок по этой самой области, но и, судя по всему, ещё и здорово поднимают «среднюю температуру по больнице».
Теперь приведём выдержки нашей беседы с Чжан Цзюньсюе.
С.А.: Только что Вячеслав Федорищев сказал нам, что 7 июня будет объявлено о подписании СПИКа. Ч.Ц.: Я уточню: речь идёт не о самом СПИКе, а о меморандуме по СПИКу, и объявлено о нём будет не 7 числа, 6-го, то есть, завтра.
С.А.: А когда будет подписан сам СПИК? И что с вашей заявкой? Вот ещё полтора месяца назад Жером Сего, исполнительный директор представительства «Хавейл», сказал нам, что заявка ещё не подана. Ч.Ц.: Опять же поправлю: заявку мы подали ещё в конце прошлого года.
С.А.: А почему до сих пор не подписан СПИК, ведь все его условия с Правительством РФ согласовываются ещё до официальной подачи, именно поэтому многие предприятия до сих не сумели её подать, совершив по две, а то и три попытки – не могут договориться об условиях. Ч.Ц.: Это процесс небыстрый, идут консультации, но повторяю, наша заявка подана ещё в конце прошлого года. Прошло ещё слишком мало времени. Я официально подтверждаю эту информацию, я занимаюсь этим вопросом, и мои сведения – точные.
С.А.: Я всё же хочу уточнить: вы подали заявку, и Минпромторг её принял – так? Ч.Ц.: Мы активно ведём переговоры при поддержке правительства Тульской области. В настоящее время переговорный процесс идёт очень активно.
С.А.: Переговорный процесс идёт по поданной заявке? Подана заявка или нет? Ч.Ц.: Подана – идут переговоры по уже поданной заявке.
С.А.: Что с прессовым производством – пресс Fagor привезён давно. Уже идёт штамповка? Ч.Ц.: Вся наладка уже закончена, в течение одного месяца на конвейер пойдёт уже наша штамповка.
С.А.: Это будут навесные детали? Ч.Ц.: На первом этапе мы, конечно, не сможем полностью покрывать наши потребности – поначалу мы будем изготавливать на собственном прессовом производстве только 20 кузовных элементов. Речь идёт не только о «внешних», но и «внутренних» элементах.
С.А.: Правильно ли я понимаю, что днище уже в готовом виде вы получаете из Китая? Ч.Ц.: Да.
С.А.: А боковины? Ч.Ц.: Боковины и штампуем, и варим в России.
С.А.: Машины, которые мы сегодня видели на конвейере, сварены уже на заводе? Ч.Ц.: Да.
С.А.: Планируется ли локализовать двигатели хотя бы на уровне сборки, как это делает Geely? Ч.Ц.: Да, сборка моторов будет, это однозначно. По датам пока не скажу.
С.А.: Какова на данный момент степень локализации, и что входит в эту цифру? Ч.Ц.: Мы начали с 30%, поэтому 20%, которые называли вашим коллегам на тест-драйве, прошедшем на этой неделе – это неточно. Локализованы кресла, внутренняя отделка из мягкого пластика, элементы выхлопной системы. Уточню, что это не только локализация по уровню сборки: скажем, пластик – весь наш, делаем уже здесь, на заводе.
С.А.: А что с локализацией сборки автоматической коробки с двумя сцеплениями? Ч.Ц.: Это не исключено – сейчас мы обсуждаем как раз этот вопрос со штаб-квартирой.
С.А.: Почему Haval H9 решили локализовать ещё дорестайлинговый, а не тот, что презентовали на недавнем автосалоне в Шанхае? Ч.Ц.: Всё просто: рестайлинговая версия даже в Китае ещё не встала на конвейер, а мы в любом случае пока зависим от китайских комплектующих, так что как только нам начнут поступать обновлённые комплекты, мы тут же пустим их в дело – это будет в следующем году.
С.А.: Уточните перспективы российской сборки кроссовера F5 и второго поколения H6. Ч.Ц.: Что касается F5, то пока мы не планируем ставить её на конвейер, а вот Н6 будет, причём новый, не тот, что выпускают сейчас – это будет усовершенствованная модель.
С.А.: Планируете ли увеличивать зарплаты, ведь 25 тысяч рублей это очень мало? Ч.Ц.: Безусловно, зарплата будет расти. Сейчас у нас кончается наладочный период, как только мы выйдем на запланированные объёмы сборки, мы введём премиальную систему оплаты труда, что позволит увеличить зарплату всех сотрудников.
С.А.: А профсоюз у вас имеется на заводе? Ч.Ц.: Пока ещё не создан, но я думаю, что он появится.
Остаётся добавить, что базовая цена Haval F7 российской сборки — 1 445 000 рублей за передний привод и 1,5-литровый турбомотор.