какие машины скопировал ссср

«Клоны» в законе: отечественные автомобили, официально скопированные с иномарок

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Считается, что советские конструкторы «воровали» чужие разработки, выдавая их за свои, как это сегодня делают китайцы. Но это в корне не так. Все свои модели-копии мы заимствовали вполне официально. И сегодня мы расскажем, как это было.

АМО-Ф-15

Первенец советского грузового автомобилестроения на самом деле в России прописался еще до революции. Всю техническую документацию на выпуск 1,5-тонного FIAT 15 Ter и готовые машинокомплекты для его крупноузловой сборки правительство заказало еще до Первой мировой. Но война и революция помешали выполнению контракта в полном объеме.

Пришедшие к власти большевики продолжили начатое: в начале 20-х годов два сохраненных экземпляра FIAT 15 Ter тщательно обмеряли и подготовили недостающие для начала выпуска чертежи. К 7 ноября 1924 года завод АМО (впоследствии ЗИС и ЗИЛ) собрал первые 10 экземпляров новой машины.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

АМО-Ф-15 оснащался 4.4-литровым бензиновым мотором водяного охлаждения мощностью 35 л. с. От «итальянца» советский грузовик отличался увеличенным клиренсом за счет уменьшенного диаметра маховика, стальными колесными дисками взамен деревянных, радиатором увеличенного размера и т.д. Всего с 1924 по 1931 год в Москве собрали около 6200 АМО-Ф-15.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Легковой автомобиль с кузовом типа фаэтон является лицензионной копией заокеанского Ford-A. Оснастку для производства и чертежи на машину советское правительство приобрело у Ford Motor Company в 1929 году. Как после вспоминал сам Генри Форд, сделка не принесла его компании большой выгоды, но вспоминая предприимчивость создателя одного из крупнейших автоконцернов, начинаешь в этом сомневаться.

Советские чиновники и инженеры выбрали для копирования Ford Model A образца 1927 года в кузове «фаэтон» и комплектации Standard с 3.3-литровым двигателем мощностью 40 л. с. Стоит отметить, что цельнометаллический седан ГАЗ-6 и пикап ГАЗ-4 на базе версии с тканевой крышей на ГАЗе разработали самостоятельно, без американской помощи.

Первые два ГАЗ-А собрали на НАЗе (Нижегородский автозавод, после 1933 года — ГАЗ) 8 декабря 1932 года. Всего было выпущено 41 917 машин. Интересно, что в Ленинграде и Москве эксплуатация устаревших ГАЗ-А была запрещена в 1936 году, а малочисленным частным автовладельцам добровольно-принудительно предписывалось сдать свой ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М-1. Делалось это ввиду желания властей очистить улицы двух самых посещаемых иностранцами городов от автомобилей старой конструкции. Вот такая программа утилизации по-сталински. Но несмотря на суровость времен, не все последовали требованию, и штучные экземпляры ГАЗ-А все-таки дожили до наших дней.

ГАЗ-АА

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Самый массовый довоенный отечественный автомобиль, легендарная «полуторка», также родом из Америки. Советская сторона для копирования выбрала короткобазную версию Ford Model AА в сельскохозяйственном исполнении с решетчатым бортовым кузовом.

«Форд» был модернизирован для отечественных условий: ГАЗ получил воздушный фильтр, усиленные рулевой механизм и картер сцепления. Решетчатый кузов впоследствии заменили разработанным на ГАЗе бортовым кузовом с цельными откидными бортами.

До 1934 года кабина была деревянной, но вскоре ее заменили металлической с дерматиновой крышей. Умело оперируя «фордовскими» патентами и привлекая собственные идеи, инженеры в Горьком разработали целое семейство различных машин на базе «полуторки». В первую очередь вспоминаются трехосный ГАЗ-ААА (в линейке «Форда» трехосный грузовик отсутствовал вообще), самосвал ГАЗ-410, автобус ГАЗ-03-30, газогенераторный ГАЗ-42 и т.д. Всего же с 1932 по 1950 год на ГАЗе, московском заводе КИМ, УльЗИСе (в последствии — УАЗ) произведено около 985 000 автомобилей ГАЗ-АА.

ГАЗ М-1

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

ГАЗ М-1 был первым массовым советским седаном. «Эмка», как и две другие упомянутые здесь газовские машины, создана на основе американского Ford Model B. Для копирования взяли за основу рестайлинговую версию 1934 года с кузовом Fourdoor Sedan в базовой комплектации. Эта машина является последним плодом сотрудничества нашего государства и компании Генри Форда.

От американцев советская сторона получила только чертежи и часть производственной оснастки. Подготавливать серийное производство и изготавливать технологическую оснастку горьковчанам пришлось самостоятельно. Несмотря на заокеанские корни, в Горьком «Эмку» считают автомобилем собственной разработки. И не зря — список внесенных в конструкцию изменений действительно огромен. Так, заново была спроектирована рама, подвеска получила продольные рессоры взамен поперечных, изменены привод тормозов и рулевое управление, амортизаторы, колесные диски и шины. Всего с 1936 по 1943 год Горьковский автозавод произвел 62 888 «Эмок».

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Массовый довоенный грузовик ЗИС-5 грузоподъемностью 3 тонны конструктивно опирается на машину американской компании Autocar. Как вспоминал директор ЗИЛа Иван Алексеевич Лихачев, члены правительственной комиссии, путешествуя по США, сами выбрали машину для серийного производства в СССР. Интересно, что сам Autocar лишь собирал машины из чужих комплектующих.

Инженеры ЗИСа «незлым тихим словом» вспоминали не совсем удачно выбранную для нашей страны конструкцию, модернизируя американскую машину на советский лад. Собранные полностью из американских машинокомплектов машины именовались АМО-2.

Впоследствии конструкцию серьезно пересмотрели. Главной целью инженеров было упрощение грузовика и повышение проходимости «трехтонки». ЗИС-5 получил форсированный (с 60 до 73 л. с.) двигатель, усиленную раму, увеличенный клиренс, механический привод тормозов взамен гидравлического, упрощенную конструкцию кабины и бортовой платформы. С 1934 по 1948 год в Москве построено 571 199 экземпляров ЗИС-5 и его модификаций.

«Москвич-400»

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Первенец семейства «Москвичей» является копией четырехдверного варианта Opel Kadett K38 1937 года. Для серийного производства был выбран более дорогой вариант «Кадета» с несущим кузовом, независимой передней подвеской. Согласно репарационным соглашениям 1945 года, оснастка для выпуска машины, а также сохранившиеся чертежи и несколько готовых экземпляров передавались на ЗМА в Москву.

Недостающие чертежи были выполнены сообща немецкими и советскими конструкторами в специально созданном конструкторском бюро в германском городе Шварценберг. Двигатель же доводили специалисты в Берлине. Немцы охотно сотрудничали с победителями: в разрушенной войной Германии убедительной мотивацией для инженеров служила хорошая зарплата и увесистый продовольственный паек. Первый серийный «Москвич»-400-420 (первое число означало индекс двигателя, второй – кузова) выпустили 4 декабря 1946 года. Интересно, что государственные испытания автомобиль прошел только в 1949 году, через три года после фактического начала производства.

ВАЗ-2101

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Ни для кого не секрет, что Волжский автозавод в Тольятти помогали строить итальянцы, да и первые ВАЗы являлись копиями Fiat. Прообраз советской «копейки» — Fiat 124 — встал на конвейер в 1966 году, в следующем году машина получила в Европе звание «Автомобиль года».

В конструкцию Fiat 124 советские инженеры внесли более 800 изменений. Среди самых значительных — замена морально устаревшего мотора с нижним распредвалом на верхневальный, переработанная задняя подвеска, замена дисковых тормозов на «барабаны», усиленный кузов, мощная «печка», установка четырех поддомкратников вместо двух, внедрение в конструкцию «кривого стартера» и пр. Кроме СССР, Fiat 124 по лицензии производился в Испании, Южной Корее, Индии и Турции.

Интересно, что до 1976 года советский и итальянский седаны продавались на многих европейских рынках параллельно, создавая друг другу весомую конкуренцию. Fiat даже судился с ВАЗом из-за неоправданно низкой цены советской машины на многих рынках. К тому же существенно модернизированный ВАЗ во многом выигрывал у «итальянца».

ВАЗ-2103

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Итальянцам ничего не оставалось, как раскрыть карты и показать люксовую версию Fiat 124 с приставкой Speciale к названию, которая еще только находилась в разработке. Его взяли во внимание, но в итоге отечественный ВАЗ-2103 получился более интересным в сравнении с итальянским люксовым сородичем. Кузовные грани стали более острыми, значительно возросло количество хромированных деталей как в экстерьере, так и интерьере, на торпедо появились вставки «под дерево». Жаль только, что нашей «тройке» не достался двухвальный 95-сильный мотор, которым оснащалась «заряженная» версия Fiat 124 Speciale. Вообще, получилось так, что обе машины — и ВАЗ-2103, и Fiat 124 Speciale — разрабатывались совместно итальянскими и советскими конструкторами. Только в СССР новую модель поставили на конвейер чуть позже, чем в Италии.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Что дальше?

Истории свойственно развиваться по спирали. В следующем году мы ждем выхода на рынок очередной «переосмысленной» нашими инженерами зарубежной модели — Lada X-RAY, которую создают на глобальной платформе B0 от Renault-Nissan. Ближайшим родственником числится «честный», но неказистый Renault Duster. Изображения X-RAY позволяют надеяться, что «наша» версия будет интереснее. Осталось только дождаться премьеры.

Источник

Советские автомобили – плагиат или собственная разработка?

Многие люди, заставшие Советский Союз, до сих пор считают, что в те годы СССР имел большую производственную мощь, генерировал идеи, и выпускал удачные автомобили. По их мнению, Союз давал возможность реализовываться талантливым конструкторам, проектирующим очень успешные для своего времени машины.

Но давайте разберемся, так ли это? И какие советские авто оказались отечественной разработкой, а какие создавались по зарубежным лицензиям, или и вовсе были «сплагиачены».

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Тем более разобраться в этой теме будет интересно на фоне сегодняшних российских заявлений о «контрасанкциях», предполагающих возможность России «производить без разрешения правообладателя ту продукцию, на которую Россия обладает технологиями». Так действительно ли эти технологии существуют или многие советские автомобили были «скопированы» с иностранных образцов?

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

ГАЗ А

Первый массовый советский автомобиль – 5-местный ГАЗ А, выпускаемый в 1932-1936 гг., производился по лицензии. Техническая документация на него, а также станки для его производства в 1929 году советским правительством были куплены у американской компании Ford Motor Company.

ГАЗ А практически полностью копировал автомобиль Ford Model A Standard Phaeton.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Продажа американцами документации на это авто была обусловлена устареванием модели – в 1930 году выпуск Ford Model A в Америке был остановлен. То есть, Союз в 1932 году начал выпускать уже заведомо технически устаревшую модель, но при этом называл ГАЗ-А «собственным легковым автомобилем среднего класса».

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Ленинград-1 (Л-1)

Этот экспериментальный автомобиль, который в 1933 году в количестве 6 шт. вручную собрали на ленинградском заводе «Красный путиловец», должен был стать советским вариантом представительских «бьюиков».

В данном случае покупать лицензию не собирались, а просто скопировали чужую разработку.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Купив в США два Buick 32-90, их разобрали (подвергли обратному инжинирингу) и постарались «скопипастить». Но, Бьюики на тот момент имели очень сложную и прогрессивную конструкцию, обладающую обилием автоматики и сервоприводов. Большинство этих инноваций в Союзе повторить не смогли.

Собранные 6 автомобилей Л-1 постоянно ломались, а первые смотрины им устроили на первомайской демонстрации 1933 года. Они понравились высшей советской номенклатуре, после чего стали звучать лозунги о готовности выпускать по 20000 экземпляров Л-1 в год.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Но, до серийного производства дело не дошло. Присвоить идею оказалось недостаточно, серийный выпуск «ленинградского лимузина» требовал огромных денег еще и на покупку иностранного оборудования. А потому, буквально через 2 недели после первомайского пробега, автомобиль решено было не выпускать. Разобранные Бьюики и документация на них были переданы на ЗИС. С 1936 года на их основе начнут производить «собственной разработки» представительский ЗИС-101.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

ГАЗ М-1 Эмка

Этот автомобиль воссоздавали по купленным документам на Ford Model B 40A Fordor Sedan модельного ряда 1933-1934 годов. На тот момент в США этот автомобиль уже готовились снять с производства.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Впрочем, конструкцию ГАЗ М-1 в СССР прилично переработали, адаптировав к советским реалиям повсеместного бездорожья. После чего данное авто стали называть «полностью собственной разработкой».

Таким переработкам в дальнейшем будет подвергнуто много советских автомобилей, повторяющих дизайн зарубежных прототипов. Американские и европейские авто создавались для нормальных дорожных условий. В СССР же дороги были всегда плохими, поэтому отечественным конструкторам требовалось придать машинам гораздо большую прочность и проходимость.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Москвич 400

После войны, по итогам которой СССР демонтировал и вывез только с территории Германии почти 3000 различных заводов, около 350000 станков и 200000 электромоторов, советский автопром с новой силой приступил к «разработке собственных автомобилей».

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Москвич 400

И первым таким послевоенным образцом стал Москвич 400, который был клонирован с немецкого Opel Kadett К38, выпускаемого в Германии в 1937-1940 годах.

Это авто еще в 1940 году очень приглянулось Сталину, а потому после войны было решено копировать именно его.

Но немецкий завод Opel оказался разрушен бомбардировкой – ни техническую документацию, ни станки взять было негде.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Opel Kadett К38

Поэтому, трофейный Опель просто подвергли обратному инжинирингу, и заставили работать на Союз пленных и вольнонаемных немцев-бывших работников Opel.

«Глупые» немцы постоянно пытались внести в него инновации, улучшив конструкцию, но им не позволили это сделать.

В 1946 году этот Москвич 400 уже выглядел несуразно, но стал первым советским массовым легковым авто, который выпускали до 1954 года.

Похожим образом с некоторыми изменениями создавался и ЗИС-110, прототипом для которого стал американский Packard 180.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

У Москвича 402 прототипом был Opel Olympia Rekord, а 408-ой Москвич был сильно похож на Opel Kadett A. Следующая модель, Москвич 412, повторял дизайн Opel Kadett В.

Запорожцы

Еще одной гордостью советского автопрома, которую в телевизионных репортажах именовали суперсовременной моделью элегантного дизайна и инновационной конструкции, стали два Запорожца – ЗАЗ- 965 и ЗАЗ-966. Прототипом для них были итальянский Fiat 600 и немецкий NSU Prinz IV соответственно.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Во второй половине 50-х годов население СССР нуждалось в дешевом массовом малогабаритном транспорте, и единственные советские микролитражки опять решено было скопировать.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Конечно, известно, что Запорожцы были не клонами своих зарубежных прототипов. С сороковых годов в плане бездорожья в СССР мало что изменилось, а потому изначально «городские» авто получили советские «инновации» – заднемоторную компоновку и бОльшую проходимость. Тем самым приобретя статус народного автомобиля, который можно эксплуатировать и в условиях отсутствия дорог.

«Чайки» ГАЗ-13/14 и ЗИЛ-111

Примером дизайна для этих внешне почти неотличимых представительских автомобилей явно послужил корпоративный стиль концерна General Motors, который в те годы применяли на автомобилях Chevrolet, Pontiac, Buick и Holden.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Но основным прототипом «Чайки» вероятно, был Packard 400 модельного ряда 1955 года. В этом случае идею никто не покупал, ее попросту «позаимствовали», воссоздав в советском автомобиле ненавистный американский стиль.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

“Волга” ГАЗ-21 и ГАЗ-24

«Волга», несомненно, копировала американскую школу автодизайна – прототипами для нее стали Ford Mercury Monterey1952/1953 и Ford Mainline. Из этих автомобилей скопировали многое – начиная от конструкции кузова и дизайна салона с приборной доской до коробки передач на основе фордовской трансмиссии.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Уже к 1958 году в США обе модели Ford, ставшие прототипом для Волги, считали устаревшими, но ГАЗ-21 выпускали мало измененным вплоть до 1970 года.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Ford Mainline

У него даже фигурка оленя на капоте практически полностью копировала такую же фигурку с автомобилей Chrysler 30-х годов.

А вот легковой автомобиль среднего класса ГАЗ-24 повторял своим видом «американца» Ford Falcon.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Москвич-2141

О том, как копировали этот автомобиль, в интернете можно найти уйму историй людей, некогда работавших на АЗЛК. Конструкторам завода просто не позволили придумать ничего своего, а отдали распоряжение клонировать модель французского переднеприводного хэтчбека Simca 1308. Для этих целей было закуплено несколько «Симок», которые и разобрали.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Оригинальную Simca 1308 выпускали с 1975 по 1980 годы. А серийное производство Москвича-2141 наладили к 1986. К тому моменту автомобиль уже выглядел анахронизмом, но его еще снабдили устаревшим двигателем УЗАМ, и максимально упростили по сравнению с оригиналом. Убрали все «навороты» декора, удешевили материалы, а комфорт салона свели на нет.

Жигули ВАЗ-2101

Жигули ВАЗ-2101 был лицензионной копией итальянского Fiat 124.

Не взирая на то, что этот автомобиль тоже был клоном чужой инженерной мысли, в мае 1972 года за его выпуск Волжскому автомобильному заводу была вручена премия «Золотой Меркурий». А в 2000-х годах российские жители в опросе назвали его «лучшим отечественным авто XX века».

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Найдите отличия: слева ВАЗ 2101, справа – Fiat 124

Он-то, может, в свое время и был неплох, вот только являлся не отечественным, а скопированным.

Переработки советских конструкторов и в этом авто касались конструкции шасси и ходовой. Их приходилось корректировать под экстремальные реалии советских условий эксплуатации. А вот обучение персонала и полное оснащение оборудованием Волжского завода проводилось итальянцами.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Советские автомобили отечественной разработки

Список советского копирования чужих конструкторских идей можно продолжить. Клонированию в СССР подвергались военные автомобили, автобусы и грузовики.

Но, были и собственные разработки, правда, единичные.

К примеру, в случае с «Победа» ГАЗ-М-20 ее дизайн ни у кого не скопирован.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

«Победа» ГАЗ-М-20

Но, в годы войны СССР получил богатый опыт эксплуатации ленд-лизовских и трофейных автомобилей Германии, Великобритании и США. Это позволило советским конструкторам разбирать доставшиеся им модели, не придумывая что-то свое, а беря чужое. Отбирая самые приемлемые для специфики дорожных и эксплуатационных условий СССР технологии, их использовали без ведома правообладателя. И называли такой процесс «ценным опытом заимствования».

И хотя внешний дизайн «Победы» был отечественной разработкой, к примеру, передняя подвеска, почти все элементы рамы, шасси и трансмиссии у нее скопированы с немецкой Opel Kapitän образца 1938 года.

Внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» и «Восьмерка» ВАЗ-2108 – тоже примеры советской инженерной мысли.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

ВАЗ-2121 «Нива»

Но, в разработке «Восьмерки» принимала участие немецкая компания Porsche. А на большинство ее «внутренностей» у зарубежных партнеров были куплены лицензии.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

«Восьмерка» ВАЗ-2108

Передние дисковые тормоза, вакуумный усилитель тормозов, реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач, сцепление, стойки передней подвески, шарниры равных угловых скоростей, карбюратор, балка задней подвески и шины – все это производилось по лицензиям различных иностранных компаний. А Fiat помогал АВТОВАЗу в отладке производства и поставках оборудования.

Источник

Как в СССР копировали автопром капиталистов

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

История заимствований в нашей стране началась довольно безобидно. Партийные чины быстро поняли, что ни к чему изобретать колесо, а также конвейер и первый массовый автомобиль, если это уже за них сделал Генри Форд. По такому случаю в 1929 году отечественное правительство вполне официально закупило в Штатах пачку инженерной документации и соответствующее оборудование для выпуска лицензионной копии Ford Model A. Производство наладили к концу 1933 года, когда в Америке Model A уже давно была снята с производства. Это не помешало ГАЗ-А стать первым и чертовски популярным массовым автомобилем: за четыре года производства было выпущено 42 000 автомобилей — до фордовских миллионных тиражей далековато, но для нашей страны огромная цифра.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Дальше больше. Когда модель ГАЗ-А уже окончательно устарела даже на родных просторах, решили поступить по отработанной схеме. На смену модели «А» пришел ГАЗ М-1 — лицензионная вариация на тему Ford Model B. Под капотом надежная и неприхотливая «четверка», куда более пригодный в наших широтах цельнометаллический кузов, простота в ремонте и уходе. Как результат — тираж почти 63 000 автомобилей.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

В послевоенные годы в Советском Союзе появилась необходимость в массовом автомобиле, доступном для индивидуального пользования. Поговаривают, что сам Сталин настоял на том, чтоб им стал приглянувшийся ему еще до войны Opel Kadett. Более того, сам генсек внес запрет на какие-либо изменения в конструкции до постановки автомобиля на конвейер. Никаких лицензий и консультаций завода-разработчика: советские инженеры просто взяли ворох «Опелей», оставшихся на просторах нашей необъятной после Второй мировой войны, все досконально изучили, взвесили и перерисовали. А вы как хотели — завод Opel в Рюссельхайме разрушили союзники, никакой проектной документации на автомобиль не осталось. Так в 1946 году с конвейера Завода малолитражных автомобилей (ЗМА) вышел «Москвич-400», в простонародье просто «Москвич», ибо других моделей завод тогда не выпускал.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Потребность в более современных автомобилях в СССР росла вместе со смекалкой чиновников и инженеров НАМИ. «Четырехсотый» довольно быстро стал нуждаться в апгрейде, для чего были закуплены на Западе Fiat 1100, Lancia Aurellia, Simca Aronde, Ford Consul, Ford Taunus и даже Citroen 2CV. Это обходилось правительству куда дешевле покупки лицензии, которую Советы пока не могли себе позволить. Правда, ни один из них не послужил прототипом в чистом виде, но каждый был изучен вдоль и поперек. В результате совместных усилий проектировщиков ГАЗа (на предприятии параллельно вовсю работали над созданием ГАЗ-21) и ЗМА получился не самый передовой на фоне западных аналогов, но вполне себе современный в СССР «Москвич-402», без преувеличения младший брат первой «Волги».

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

В СССР копировали не только массовые автомобили. Сталин души не чаял в «Паккардах», но ездить Иосифу Виссарионовичу на американском автомобиле было как-то не с руки. Так что группе инженеров ЗИСа было дано указание сделать свой легковой автомобиль представительского класса, а за основу велели взять Packard 160. Причем, за исполнением проекта следил сам Сталин. В итоге, 1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина в 1945 году выпустил ЗИС-110, мелкосерийное производство которого свернули только спустя 16 лет.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

В 1959 году уже Горьковский автозавод решил выпустить свой лимузин. Правда, опять получился Packard. Ярые патриоты до сих пор кричат, мол, наша первая «Чайка» (ГАЗ-13) не имеет ничего общего с Packard Patrician, дескать, все у нее оригинальное, ничего заимствованного. Но даже старожилы ГАЗа подтверждают, что закупленные в то время НАМИ американские лимузины пристально изучались как советскими инженерами, так и дизайнерами, что конечно же отразилось на модели.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Во конце 1950-х СССР остро нуждался в народном автомобиле, ведь «четырехсотый» с производства уже сняли, а его преемник «четыреста-второй» был чересчур хорош да и дорог простому пролетариату. Так что инженеры приступили к созданию очередной микролитражки. И тут опять подсобил НАМИ со своим огромным парком западной техники и спецами, собаку съевшими на заимствованиях. Из большого списка первоначальных претендентов был выбран Fiat 600 как идеальный образец для подражания с некоторыми доработками. В итоге получился советский народный автомобиль ЗАЗ-965, который выпускался на запорожском заводе «Коммунар», прежде выпускающим сельхозтехнику. При многих конструктивных недостатках автомобиль пользовался огромной популярностью: с 1962 по 1969 год было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

В 1960-х советский автопром уже достаточно окреп, но не настолько, чтоб построить полностью свой автомобиль. Поэтому, летом 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским «Внешторгом» о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В рамках соглашения был построен автозавод для выпуска двух моделей, которые впоследствии назовут ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. За основу был взят Fiat 124, в конструкцию которого было внесено порядка 800 изменений для адаптации автомобиля к эксплуатации на просторах СССР.

какие машины скопировал ссср. Смотреть фото какие машины скопировал ссср. Смотреть картинку какие машины скопировал ссср. Картинка про какие машины скопировал ссср. Фото какие машины скопировал ссср

Инженерный состав московского АЗЛК в 1970-е вовсю работал над созданием промежуточной модели между тольяттинскими «Жигулями» и «Волгой». Но кадровые перестановки так и не дали им показать себя: «Минавтопром» буквально потребовал скопировать франко-американскую модель Simca 1308. Команда дизайнеров долго не могла отойти от унизительного приказа, при том что на тот момент имело сразу несколько годных прототипов. Причем, внешний вид первоисточника максимально упростили, а от многих элементов декора пришлось отказаться. Так появился многострадальный «Москвич-2141» — в общем-то, не самый плохой, но безнадежно устаревший хетчбек, выпускавшийся с 1986 по 1998, и даже поставлявшийся на экспорт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *