какие масштабы моделей бывают
Какие масштабы моделей бывают
В промышленности при изготовлении чертежей и промышленных моделей приняты следующие масштабы: 1:2, 1:4 (его стараются не использовать), 1:5, 1:10, 1:20, 1:25, 1:50, 1:100, 1:200, 1:300, 1:400, 1:500, 1:1000. В Европе довольно часто применяется масштаб 1:2,5 (2/5). Однако, это чертежные масштабы, которые с моделизмом не имеют почти ничего общего.
В моделизме существуют несколько традиций масштабов, одна из них идёт от десятичной системы, другая происходит от дюймовой традиции. Кроме того, в железнодорожном моделизме приняты в качестве стандарта свои, достаточно произвольные размеры, которые не совпадают с другими направлениями моделизма.
Интересно происхождение дюймовых масштабов. В своё время, примерно с XVII века, в Англии при постройке новых кораблей был принят следующий порядок: поначалу очень опытным мастером, сведущем во всех нюансах устройства и постройки кораблей, делалась очень точная модель корпуса корабля. В дальнейшем эта модель использовалась как плаз и генеральный чертёж при строительстве настоящего корабля. С неё снимались все модели, по ней приблизительно определялась даже водоизмещение корабля! Такой порядок позволял ещё на этапе проектирования добиться высокого качества поверхностей, избежать «угловатостей», которые неизбежно возникали при проектировании по чертежам, а также проработать все вопросы компоновки и сборки корабля. При этом модель для удобства перевода размеров изначально строилась по правилу «фут за дюйм», «два фута за дюйм» или в других кратных масштабах. Многие из этих моделей сохранились до наших дней. Поскольку в футе 12 дюймов (1 дюйм =2,54см), получались соответственно масштабы 1:12, 1:24 и кратные им. Отсюда пошла «дюймовая» традиция масштабов: 1:6, 1:12, 1:18, 1:24, 1:32, 1:48, 1:72, 1:96, 1:144.
Масштабы для моделей кораблей.
Для выхода на официальные соревнования по судомоделизму вам нужно будет выполнить модель в одном из стандартных масштабов системы НАВИГА: 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:50, 1:75, 1:100, 1:150, 1:200, 1:250, 1:400, 1:500, 1:1000, 1:12500. Этот стандарт принят в России и ряде стран Европы. При этом как в пластике, так и в бумаге выпускается достаточно много моделей, выполненных в масштабе 1:96. Очень точные и красивые модели парусников из бумаги в этом масштабе выпускает фирма «Shipyard».
Новые судомодели из бумаги, пожалуй, лучше разрабатывать в масштабах 1:50 и 1:100 для парусников (в зависимости от размера), 1:200 для небольших боевых и гражданских кораблей, 1:400 для крупных кораблей. Применяется также масштаб 1:500, но намного реже, масштабы 1:400 и 1:200 для стендовых моделей крупных кораблей стали фактически стандартом. Кроме, того существует достаточно много моделей из пластика в масштабах 1:350 и 1:300, но их, пожалуй, следует считать нестандартными.
Масштабы в моделировании
С развитием индустрии производства масштабных моделей сложились некоторые общепринятые стандарты масштабов для каждого вида моделей. В этой статье мы постараемся подробно рассказать Вам о шкале масштабов, используемых в стендовом моделизме.
Начнем с небольшого экскурса в историю происхождения «дюймовых» масштабов. В Англии, примерно с XVII века, при подготовке к постройке новых кораблей изначально делалась очень точная модель корпуса корабля. В дальнейшем эта модель использовалась как плаз и генеральный чертёж при строительстве настоящего корабля. С неё снимались все модели, по ней приблизительно определялась даже водоизмещение корабля. При этом модель для удобства перевода размеров изначально строилась по правилу «фут за дюйм», «два фута за дюйм» или в других кратных масштабах. Многие из этих моделей сохранились до наших дней. Поскольку в футе 12 дюймов (1 дюйм =2,54 см), получались соответственно масштабы 1:12, 1:24 и кратные им. Отсюда пошла «дюймовая» традиция соотношения масштабов: 1:6, 1:12, 1:18, 1:24, 1:32, 1:48, 1:72, 1:96, 1:144.
А теперь рассмотрим подробно масштабы, которые используют компании-производители для различных типов моделей.
Авиация
Наиболее широко известный и одновременно наиболее распространенный в мире масштаб 1:72.
В масштабе 1:144 на Западе обычно выпускаются модели тяжелых многомоторных самолетов, например, дальних бомбардировщиков периода второй мировой войны или современных пассажирских. Исключение составляет фирма REVELL, которая изготавливает в этом масштабе и истребители.
В последнее время получает все большее распространение масштаб 1:48. В этом масштабе выпускают модели самолетов такие известные фирмы, как AIRFIX, HASEGAWA, ITALERI, MONOGRAM и другие. Значительно реже встречается масштаб 1:32. Иногда можно встретить и совсем «нестандартные» масштабы, такие как 1:20, 1:28, 1:40, 1:96, 1: 100. Но авиамоделей в этих масштабах — единицы.
Бронетехника и артиллерия
Что касается моделей бронетанковой техники, то самые массовые масштабы — это 1:35 и 1:76. В них выпускается абсолютное большинство моделей. Куда реже встречаются 1:48 и 1:25. У ряда западных фирм в последнее время наметилась тенденция к производству моделей бронетанковой техники и в масштабе 1:72. В самом мелком для бронетанковой техники масштабе 1:87 работает всего несколько фирм, хотя заметим, что среди них такие известные фирмы, как ROSO и TRIDENT.
Автомобили
Спектр «автомобильных» масштабов значительно больше: 1:12, 1:18, 1:20, 1:24, 1:25, 1:32, 1:87. Необходимо отметить, что речь здесь идет о масштабах сборных моделей автомобилей (кроме 1:87). Известный у нас масштаб 1:43 — коллекционный; в этом масштабе сборные модели-копии практически не выпускаются. Число масштабов для моделей мотоциклов ограничено двумя: 1:8 и 1:12.
Модели железных дорог
Самая интересная история с масштабами разыгралась в моделях железных дорог. До создания международной федерации любителей железных дорог (а это произошло в 50-х годах ХХ века) множество разнообразных фирм выпускали железные дороги в самых разнообразных масштабах, что составляло для коллекционеров известные проблемы. После введения стандартов за основной масштаб приняли 1:45, назвали его «0» (ноль).
При этом англичанине при той же ширине колеи считают модели масштаба «0» масштабом 1:43,5. В норме NEM 010 об этом написано так: «ширина колеи 32 мм, масштаб 1:45, модельный метр 22,2 мм». При этом дано примечание: «Во Франции и Великобритании до сих пор применяется масштаб 1:43.5. Модельный метр в этом случае равен 23.0 мм». (Колея та же – 32 мм). Отсюда, кстати, и пошел широко известный для моделей автомобилей масштаб 1:43.
Следующие железнодорожные масштабы ничего общего не имеют с предыдущими. В конечном итоге линейка железнодорожных масштабов выглядят так: 1:32, 1:45, 1:87, 1:120, 1:160, 1:220. Как устаревший, но допускаемый иногда используется масштаб 1:64. При этом ширина колеи всегда пересчитывается из расчета уменьшения не российского стандарта (1520 мм), а западноевропейского (1435 мм), даже для моделей советской техники. Если будете строить модель советского бронепоезда, имейте это в виду. В целом стандарты железнодорожного моделизма отличаются наибольшей проработанностью и точностью. В них стандартизовано почти всё: сечение рельса для каждого масштаба, устройство опорных устройств тележек, ширина колеи и т.д.
какие бывают масштабы моделей?
Модели́зм — изготовление и конструирование отдельным лицами, клубами и промышленными производителями действующих или стендовых моделей зданий и различной техники — летательных аппаратов, автомобилей, танков, судов, локомотивов и других средств транспорта, как для спортивных соревнований и/или демонстраций, так и в качестве хобби.
Автомобили: 1:43, 1:24, 1:18, 1:12, 1:10
Бронетехника: 1:35, 1:72, 1:48
Железная дорога: 1:5.5 (X или 10), 1:8 (VII или 7), 1:11 (V или 5), 1:16 (III или 3), 1:22.5 (II или 2), 1:24, 1:29, 1:32 (I или 1). 1:45 (0), 1:48, 1:64 (S), 1:76 (00), 1:87 (H0), 1:120 (TT), 1:160 (N), 1:220 (Z), 1:450 (T)
Флот: 1:72, 1:125, 1:200, 1:144, 1:350, 1:700
Военно-исторические миниатюры (фигуры) : 1:16, 1:32, 1:35, 1:72
Стендовая модель точно отображает лишь вид прототипа. Характерное отличие от действующих моделей в том, что стендовом моделизме стремятся к как можно более точному и детальному копированию прототипов, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей на технике, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений и т. п. Нередко воспроизводится не просто самолет, танк или паровоз данного типа, а конкретный исторический экземпляр со всеми характерными для него индивидуальными особенностями, к тому же по состоянию на определенный момент времени.
Основными материалами, применяемыми в стендовом моделизме, являются пластмасса и картон, хотя применяются также и металл, и дерево. Модели могут быть выполнены в любом масштабе, однако существует общепринятый ряд — 2:1, 1:1, 1:2, 1:3, … 1:24, 1:32, 1:35, 1:43, 1:48, 1:72, «H0» 1:87, «TT» 1:120, «N» 1:160 и другие.
Сборные модели-копии в наборах появились в Англии в 1932 году. Первой моделью была сборная летающая резиномоторная модель самолета Supermarine S6B.
Какие масштабы моделей бывают
Коллекционные модели автомобилей выпускаются в различных масштабах. Не все одинаково популярны и распространены по различным причинам. Ниже приведен их краткий обзор (расположены масштабы в порядке увеличения размера модели):
— 1/87 – модели в этом масштабе по большей части используются для диорам к железнодорожным макетам размера HO ;
— 1/72 в этом масштабе в основном выпускаются сборные модели военных автомобилей и техники;
— 1/32 – более популярен для моделей сельскохозяйственной техники, но в последнее время становится актуален и для моделей автомобилей;
— 1/18 – это самый крупный из наиболее популярных масштабов моделей автомобилей. По популярности у производителей и коллекционеров находится на втором месте после 1/43. К повышающим популярность факторам можно отнести высокую степень детализации и проработки моделей, высокая реалистичность, наличие открывающихся элементов (не всегда). Размеры моделей являются одновременно и плюсом (усиливают впечатление) и минусом. Хранение коллекции, особенно когда она переваливает через 20-30 штук, уже становится проблемой, а когда счет идет на несколько сотен, то и подавно. Собственно, проблема хранения и является основным сдерживающим фактором популярности данного масштаба. Также, к сдерживающему фактору отчасти можно отнести цены не модели. Отчасти, потому что у моделей в 43-ем масштабе очень часто есть бюджетные альтернативы, а в 18-ом - нет. Но если в 43-ем масштабе ориентироваться только на самые качественные модели, то разница в цене с 18-ым масштабом будет минимальна, и совсем не всегда в пользу 43-его.
-1/12 – еще более крупный, детализированный и дорогой. Выбор моделей довольно ограниченный. Довольно популярен для моделей мототехники.
На этом обзор основных масштабов моделей автомобилей можно закончить. Но сами масштабы на этом не заканчиваются, помимо рассмотренных выше, также можно встретить масштабы 1/76, 1/48, 1/25, 1/35, 1/10, 1/8, но это все уже скорее исключение.
Из какого материала сделаны масштабные модели автомобилей?
Для производства остальных деталей могут использоваться те же материалы, что и для кузова, а также металл, прозрачный пластик или пленка, резина, иногда ткань, кожа.
Регулярная, дилерская, лимитированная, специальная серии… Что это?
Естественно все модели имеют какой-то определённый тираж, но в большинстве случаев он не афишируется, и вполне вероятно, что через какое-то время может быть выпущен новый тираж точно таких же моделей. А есть модели, имеющие вполне ограниченный лимитированный тираж, указанный в каталогах и/или на официальных сайтах. Также к самой модели может быть приложен сертификат подтверждающий, что эта модель одна из 1500 штук (для примера). При этом сама модель может быть как одной из, так и иметь определенный порядковый номер, указанный в том же сертификате или на самой модели. Безусловно, это добавляет модели некой уникальности. В этом случае производитель дает определенную гарантию, что именно таких моделей было/будет выпущено именно указанное количество. При этом надо понимать, что если производитель просто покрасит модель в другой цвет, то это уже будет другая модель и на нее уже эти ограничения не действуют. Иметь лимитированный тираж могут и дилерские, и регулярные модели, а также модели специальных серий, рассмотренные ниже.
Какие масштабы моделей бывают
С развитием индустрии производства масштабных моделей сложились некоторые общепринятые стандарты масштабов для каждого вида моделей. В этой статье мы постараемся подробно рассказать Вам о шкале масштабов, используемых в стендовом моделизме.
Начнем с небольшого экскурса в историю происхождения «дюймовых» масштабов. В Англии, примерно с XVII века, при подготовке к постройке новых кораблей изначально делалась очень точная модель корпуса корабля. В дальнейшем эта модель использовалась как плаз и генеральный чертёж при строительстве настоящего корабля. С неё снимались все модели, по ней приблизительно определялась даже водоизмещение корабля. При этом модель для удобства перевода размеров изначально строилась по правилу «фут за дюйм», «два фута за дюйм» или в других кратных масштабах. Многие из этих моделей сохранились до наших дней. Поскольку в футе 12 дюймов (1 дюйм =2,54 см), получались соответственно масштабы 1:12, 1:24 и кратные им. Отсюда пошла «дюймовая» традиция соотношения масштабов: 1:6, 1:12, 1:18, 1:24, 1:32, 1:48, 1:72, 1:96, 1:144.
А теперь рассмотрим подробно масштабы, которые используют компании-производители для различных типов моделей.
Авиация
Наиболее широко известный и одновременно наиболее распространенный в мире масштаб 1:72.
В масштабе 1:144 на Западе обычно выпускаются модели тяжелых многомоторных самолетов, например, дальних бомбардировщиков периода второй мировой войны или современных пассажирских. Исключение составляет фирма REVELL, которая изготавливает в этом масштабе и истребители.
В последнее время получает все большее распространение масштаб 1:48. В этом масштабе выпускают модели самолетов такие известные фирмы, как AIRFIX, HASEGAWA, ITALERI, MONOGRAM и другие. Значительно реже встречается масштаб 1:32. Иногда можно встретить и совсем «нестандартные» масштабы, такие как 1:20, 1:28, 1:40, 1:96, 1: 100. Но авиамоделей в этих масштабах — единицы.
Бронетехника и артиллерия
Что касается моделей бронетанковой техники, то самые массовые масштабы — это 1:35 и 1:76. В них выпускается абсолютное большинство моделей. Куда реже встречаются 1:48 и 1:25. У ряда западных фирм в последнее время наметилась тенденция к производству моделей бронетанковой техники и в масштабе 1:72. В самом мелком для бронетанковой техники масштабе 1:87 работает всего несколько фирм, хотя заметим, что среди них такие известные фирмы, как ROSO и TRIDENT.
Автомобили
Спектр «автомобильных» масштабов значительно больше: 1:12, 1:18, 1:20, 1:24, 1:25, 1:32, 1:87. Необходимо отметить, что речь здесь идет о масштабах сборных моделей автомобилей (кроме 1:87). Известный у нас масштаб 1:43 — коллекционный; в этом масштабе сборные модели-копии практически не выпускаются. Число масштабов для моделей мотоциклов ограничено двумя: 1:8 и 1:12.
Модели железных дорог
Самая интересная история с масштабами разыгралась в моделях железных дорог. До создания международной федерации любителей железных дорог (а это произошло в 50-х годах ХХ века) множество разнообразных фирм выпускали железные дороги в самых разнообразных масштабах, что составляло для коллекционеров известные проблемы. После введения стандартов за основной масштаб приняли 1:45, назвали его «0» (ноль).
При этом англичанине при той же ширине колеи считают модели масштаба «0» масштабом 1:43,5. В норме NEM 010 об этом написано так: «ширина колеи 32 мм, масштаб 1:45, модельный метр 22,2 мм». При этом дано примечание: «Во Франции и Великобритании до сих пор применяется масштаб 1:43.5. Модельный метр в этом случае равен 23.0 мм». (Колея та же – 32 мм). Отсюда, кстати, и пошел широко известный для моделей автомобилей масштаб 1:43.
Следующие железнодорожные масштабы ничего общего не имеют с предыдущими. В конечном итоге линейка железнодорожных масштабов выглядят так: 1:32, 1:45, 1:87, 1:120, 1:160, 1:220. Как устаревший, но допускаемый иногда используется масштаб 1:64. При этом ширина колеи всегда пересчитывается из расчета уменьшения не российского стандарта (1520 мм), а западноевропейского (1435 мм), даже для моделей советской техники. Если будете строить модель советского бронепоезда, имейте это в виду. В целом стандарты железнодорожного моделизма отличаются наибольшей проработанностью и точностью. В них стандартизовано почти всё: сечение рельса для каждого масштаба, устройство опорных устройств тележек, ширина колеи и т.д.