какие материалы относятся к графическим
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
Слово «графика» происходит от греческого слова «grapho» – пишу. Предназначение графики противоположно предназначению чертежа, в котором все без исключения линии четкие и однообразные. В графическом рисунке, напротив, линии живые, раскрывающие характер изображаемого.
Графика – это и беглые наброски, эскизы, этюды, и тщательно разработанные композиции: изобразительные, декоративные, шрифтовые.
Средствами выразительности в графике могут служить приведенные ниже графические материалы.
Карандаш
Обычные карандаши называются графитными. Графитные карандаши бывают твердые и мягкие, а также различаются составом грифеля, который зависит от способа его приготовления.
Помимо обыкновенных чернографитных карандашей, имеющих деревянную оправу, в графике используются также: графитные палочки, графитный порошок, грифельные карандаши в деревянной оправе и грифельные стержни для автоматических карандашей. Это, так называемые, цанговые грифельные карандаши.
Тушь
Тушь – это краска, приготовленная из сажи. Чёрная тушь высокого качества имеет густой чёрный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.
Тушь бывает жидкая и сухая в палочках, так называемая китайская. Жидкая тушь представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке или связующих на основе смол, хотя некоторые виды жидкой туши изготавливаются из китайской туши.
Для работы с тушью используются различные инструменты: стальные и тростниковые перья, авторучки, кисточки, технические перья.
Акварель
Акварель – живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).
Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы, но самая дорогая и лучшая бумага не всегда доступна начинающим художникам, и потому вполне можно приспособиться к уже имеющейся — настолько, что даже на самой хорошей, но непривычной бумаге результат может оказаться слабее.
Пастель
Пастель – цветные мелки без оправы из стертых в мельчайший порошок разноцветных пигментов. Пастель создает нежные «пастельные» сочетания. Для работы с пастелью надо использовать шероховатую бумагу. Пастель сильно размазывается при работе, но это и достоинство – можно получить мягкие переходы цвета, и недостаток – эскиз может получиться неаккуратным. Поэтому работа с пастелью требует внимания и тренировки. Пастельный эскиз прорисовывается затем цветными карандашами или пером для более четкого выделения формы. Пастелью создаются живописные произведения, отличающиеся мягкостью и тонкостью колорита.
В большинстве случаев для уверенной работы вполне достаточно 50-100 оттенков. Пастель предлагается на рынке как отдельными палочками, так и в наборах подобранных цветов. Различают пастель сухую и масляную. Масляная пастель обладает большей кроющей способностью и менее подвержена растушевке.
Уголь
Уголь дает художнику богатые технические возможности для создания очень выразительных работ. В отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, позволяя свободно и раскованно наносить линии, которые, в свою очередь, передают настроение и переживания художника.
Уголь выпускается в разнообразных формах и изготавливается из древесины нескольких видов. На прилавках магазинов часто встречается уголь в наборах из круглых обожженных березовых палочек различной толщины.
Уголь необходимо закреплять так же, как пастель, или лаком для волос в аэрозольной упаковке. Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраниться, так как этот материал очень непрочно держится на бумаге.
Сангина и сепия
Сангина и сепия – материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина – так называемый красный мел.
В настоящие время она изготовляется из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ. Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают мягкую красочную линию (уголь, итальянский карандаш). Красивый (от красноватого до темно-коричневого и фиолетового) теплый мягкий цвет. Сангина издавна используется при рисовании обнаженного тела. Этот материал дает возможность применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, т.к. штрих легко растирается. Сангина и сепия не требуют фиксации.
К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, А. Ватто, Рубенс, Фрагонар, Шарден.
Соус
Соус – это разновидность пастели. Имеет широкую гамму цветов, соус можно использовать и как сухой и как жидкий (разбавленный водой) материал. Жирные чёрные палочки цилиндрической формы диаметром от 8 до 10 мм. обёрнутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус).
Рисунки, выполненные сухим соусом, рекомендуется хранить под стеклом или же слегка фиксировать их слабым раствором сахарной воды, святым молоком, а также пятипроцентным раствором желатина или казеина.
Богатство технических приемов работы соусом, приятная матовая поверхность листов, выполненных этим материалом, свидетельствуют о том, что соус – великолепный материал для рисунка, его технические возможности далеко не исчерпаны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение принципов художественного дизайна имеет свои особенности социокультурные и эстетические. Дизайн проектирует основные параметры существования социально-эстетического мира, вносит в среду организацию, способствующую образованию и функционированию многообразных социальных, духовных смысловых миров.
Дизайн в своем современном проявлении преимущественно проектирует как бы силовые поля вновь создаваемых миров, их социально-предметное, культурно-смысловое наполнение. Структуры, которые дизайн создает внутри социально-предметной, пространственно-временной среды, более гибки, подвижны, более чутко откликаются на изменения в мире культуры и моды.
В курсовой работе изучен и проанализирован накопленный материал по этапам выполнения дизайнерских проектов и видам разработки концепции, сформировано представление о дизайне, его функциях и влиянии на современную жизнь человека.
Дизайн – это одновременно и продукт культуры, инструмент культурного строительства, и фактор, активно формирующий культуру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7 Графических материалов для рисования. Чем рисуете вы?
Сегодня принято считать, что рисовать может каждый. Да-да, и вы тоже! Чтобы рисование приносило удовольствие во время первых уроков, выберите идеальные для вас художественные материалы.
Рисование сухими материалами – один из базовых навыков. Даже если вы любите красочные работы и мечтаете стать акварелистом, без карандаша вам не обойтись. Художник в каждой работе должен уметь передать объём и глубину пространства, чтобы работа не выглядела плоской. Сухие материалы для рисования – самый простой способ этому научиться.
Простой карандаш.
Это, пожалуй, самый доступный материал для рисования. Мы знакомимся с ним ещё в раннем детстве. Графит – это одна из модификаций углерода. Графический карандаш может быть деревянным (графитовый грифель в деревянной «обложке») и автоматическим (корпус с механизмом, который подаёт грифельный стержень нажатием кнопки). Сегодня существуют карандаши вовсе без корпуса.
Уголь.
Уголь – тоже по сути модификация углерода. Получается путём сжигания древесины. Этот материал мягче графита, но вместе с тем, оставляет более контрастный след на бумаге. В продаже можно встретить уголь в виде простых пережженных веточек, либо спрессованным в деревянный корпус (выглядит как карандаш).
Сангина.
Сангина – более профессиональный материал, однако, он отлично подходит и для начинающих художников. Цвет у сангины красно-коричневый. Это природный материал, который относится к земляным охрам вулканического происхождения. Сангина была невероятно популярна у художников эпохи возрождения. Сейчас она продаётся в художественных магазинах в виде круглых или прямоугольных брусков. Зарубежные производители смогли «заковать» в деревянный корпус и этот материал – сейчас сангину можно встретить и в виде карандашей.
Сепия.
Со словом сепия в мире искусства связано множество понятий. Мы поговорим о современном графическом материале. Он имеет красно-коричневые оттенки, продаётся в круглых или прямоугольных брусках, а так же в виде карандашей. Сепия более мягкий материал по сравнению с сангиной, в его составе пигмент, смешанный с глиной. Сепия лучше всего смотрится на тонированной бумаге и помогает хорошо передавать глубину и объёмы за счёт техник рисования и растушёвывания.
Соус – очень русский материал. Так, например, с соусом неразрывно связаны имена русских художников Репина и Крамского. Он умел передать этим материалом глубину и настроение. Портреты соусом авторства Крамского известны по всему миру. Это тоже смесь глины с пигментами. От количества чёрного, коричневого и белого пигмента зависит оттенок бруска. Сегодня подольская фабрика художественных материалов выпускает 10 оттенков: от белого до чёрного через оттенки коричневого.
Пастель.
Пастель – это мелки, в составе которых присутствуют самые разные пигменты. Оттенков пастели сегодня существует огромное множество. Работы пастелью сравнимы с акварельными по сложности исполнения и цвету. Её очень любил русский художник Илья Глазунов. Но пастель – отличный материал и для начинающих. Одного-двух цветов вам вполне хватит для городских зарисовок и набросков. Пастель продаётся в брусках.
Тушь и перо.
Раньше рисование тушью и пером было популярно у плакатистов. Специальной формы металлические перья позволяли выводить каллиграфическую вязь и украшать работы красивыми вензелями. Сегодня рисование пером менее популярно. Впрочем, каллиграфия вновь завоёвывает сердца художников.
Это лишь несколько основных видов графических материалов. Пробуйте, совершенствуйте своё мастерство и помните: чем больше вы рисуете, тем лучше у вас получается. Это закон, который работает во многих сферах, в том числе и в искусстве. По-настоящему талантливых людей мало, а у остальных есть шанс добиться потрясающих результатов. Нужно лишь не бросать начатое и постоянно тренироваться.
Обзор графических художественных материалов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обзор графических художественных материалов.
В данной статье мною рассмотрены виды и особенности основных графических художественных материалов. Все они служат для создания художественных работ в технике «Графика» и передают определенное настроение, интонацию в работе. Но каждый из инструментов имеет свои отличительные особенности и обладает своей собственной художественной выразительностью. Так, зная и учитывая особенности применения каждого графического материала или инструмента рисования– можно добиться большей выразительности художественного произведения.
Слово «графика» происходит от греческого слова «grapho» – пишу. Предназначение графики противоположно предназначению чертежа, в котором все без исключения линии четкие и однообразные. В графическом рисунке, напротив, линии живые, раскрывающие характер изображаемого. Графика – это и беглые наброски, эскизы, этюды, и тщательно разработанные композиции: изобразительные, декоративные, шрифтовые.
Карандаш.
Обычные карандаши называются графитными. Графитные карандаши бывают твердые и мягкие, а также различаются составом грифеля, который зависит от способа его приготовления.
Обыкновенные чернографитные карандаши имеют деревянную оправу. Но в графике используются также: графитные палочки, графитный порошок, грифельные карандаши в деревянной оправе и грифельные стержни для автоматических карандашей. Это, так называемые, цанговые грифельные карандаши.
Материалом для использования карандаша традиционно служит бумага – белая или цветная, плотный картон или тонкая полупрозрачная бумага.
Тушь.
Тушь – это краска, приготовленная из сажи. Чёрная тушь высокого качества имеет густой чёрный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.
Бывает тушь жидкая и сухая в палочках, так называемая китайская. Жидкая тушь представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке или связующих на основе смол, хотя некоторые виды жидкой туши изготавливаются из китайской туши.
Для работы с тушью используются различные инструменты: стальные и тростниковые перья, авторучки, кисточки, технические перья. Материалом для работы с тушью служит различная бумага, обычно более плотная, чем при работе карандашом.
Пастель.
Пастель – цветные мелки без оправы из стертых в мельчайший порошок разноцветных пигментов. Пастель создает нежные «пастельные» сочетания. Для работы с пастелью надо использовать шероховатую бумагу. Пастель сильно размазывается при работе, но это и достоинство – можно получить мягкие переходы цвета, и недостаток – эскиз может получиться неаккуратным. Поэтому работа с пастелью требует внимания и тренировки. Пастельный эскиз прорисовывается затем цветными карандашами или пером для более четкого выделения формы. Пастелью создаются произведения, отличающиеся мягкостью и тонкостью колорита.
Существует огромное количество оттенков пастели – и все они в большинстве своем светлых чистых оттенков. Пастель бывает в виде отдельных палочек с номером цвета или названием, и бывает в наборах подобранных цветов. Различают пастель сухую и масляную. Масляная пастель обладает большей кроющей способностью и менее подвержена растушевке. Поверх масляной пастели можно наносить слой акварельной краски.
Акварель.
Акварель – живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).
Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы. Существует множество видов бумаги, предназначенной для использования акварели. Такая бумага имеет шероховатую неровную поверхность, способную впитать большее количество пигмента.
Уголь.
Уголь дает художнику богатые технические возможности для создания очень выразительных работ. В отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, позволяя свободно и раскованно наносить линии, которые, в свою очередь, передают настроение в работе.
Уголь изготавливается из древесины нескольких видов и выпускается в разнообразных формах. На прилавках магазинов часто встречается уголь в наборах из круглых обожженных березовых палочек различной толщины.
Работу, выполненную углем, необходимо закреплять на бумаге так же, как пастель. Например, лаком для волос в аэрозольной упаковке. Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраниться, так как этот материал очень непрочно держится на бумаге.
Сангина и сепия.
Сангина и сепия – материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина – так называемый красный мел. Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, А. Ватто, Рубенс, Фрагонар, Шарден. В настоящие сепия и сангина изготовляются из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ.
Соус.
Соус – разновидность пастели. Этот художественный материал имеет широкую гамму цветов, его можно использовать и как сухой и как жидкий (разбавленный водой) материал. Внешне соус представляет собой жирные чёрные палочки цилиндрической формы диаметром от 8 до 10 мм, обёрнутые в станиолевую бумагу без оправы. Палочки соус изготовлены из спрессованного порошка сажи или угля с добавлением клея. Соусом можно создавать изображения из линий, штрихов, рисовать пятнами с применением растирки (сухой соус).
Рисунки, выполненные сухим соусом, рекомендуется хранить под стеклом или же слегка фиксировать их слабым раствором сахарной воды, свежим молоком, а также пятипроцентным раствором желатина или казеина.
Богатство технических приемов работы соусом отличают приятная матовая поверхность листов, выполненных этим материалом. В целом, соус – великолепный материал для рисунка, его технические достаточно широкие и выразительные.
Среди множества разновидностей графических материалов, сложно выделить любимый материал, тот, который наиболее подходит для выражения эмоции и творческих замыслов определенного художника. Но это выбор можно сделать, только попробовав все доступные материалы в работе, поняв и ощутив способы их применения и особенности в передаче образов. Тогда работу, выполненную графическими материалами можно назвать произведением.
ВИДЫ ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Под графическим материалом понимается: плакаты, таблицы, чертежи, диаграммы, графики, карты и схемы. Графический материал служит для пояснения содержания работы при ее защите. На графическом материале следует выносить информацию, которая используется в докладе для доказательства обоснованности принятых студентом – выпускником решений и выводов – формулы, таблицы, диаграммы, графики, схемы и т. п. По содержанию графический материал обычно повторяет отдельные материалы, помещаемые в пояснительной записке. Иллюстрациями при защите могут служить также чертежи прототипов изделия или схем в виде копий с имеющейся на производстве рабочей документации.
Каждый графический материал должен иметь содержательный заголовок, который размещают в графе 1 основной надписи по форме 1. Графический материал выполняют на листах чертежной бумаги формата А1. Размеры основной надписи и графы, подлежащие заполнению, приведены в главе 2. Изображения на формате А1 выполняют с учетом требований стандартов ЕСКД по оформлению чертежей. Изображение должно занимать площадь не менее 75% от площади формата А (А0, А2). Графики, диаграммы должны быть оформлены с учетом требований, установленных правилами выполнения диаграмм.
Весь графический материал должен выполняться в масштабе, за исключением плакатов и таблиц.
Плакаты
Плакат – это рисунок, обычно сопровождаемый кратким, запоминающимся текстом. На плакате могут приводиться:
фотографии, на которых изображаются отдельные устройства, виды дефектов аппаратуры ит. п.;
рисунки, поясняющие принцип действия, например, полупроводникового прибора, либо указывающие на особенности принципиальной конструкции или особенности устройства, допустим, кабеля оптической связи и др. (рисунок 3.2);
изображение окон компьютерных программ;
Рисунок 3.1 Схема построения общегосударственной автоматической телефонной сети
Таблицы
|
Таблица может представлять собой перечень предметов или оборудования, расписанных в определенном порядке без граф, а чаще по графам, либо свод числовых данных эксперимента, расчетов или взятых из справочника. Очень часто таблицы состоят из набора нескольких столбцов (граф), имеющих самостоятельные заголовки, и строк, отделенных друг от друга линейками.
Таблицы приводятся для сравнительного анализа различных методов, способов, рассматриваемых в работе, как результат какого-либо расчета или эксперимента и пр. (табл. 3.1). Таблица нумеруется и подписывается см пример.
Талица 3.1 Виды конструкторских документов
№ п/п | Вид документа | Определение документа | Код (шифр) документа |
Теоретический чертеж | Документ, определяющий геометрическую форму (контуры, обводы) изделия и координаты расположения основных составных частей. | ТЧ | |
Габаритный чертеж | Документ, содержащий упрощенное контурное изображение изделия с габаритными, установочными и присоединительными размерами. | ГЧ | |
Электромонтажный чертеж | Документ, содержащий данные для выполнения электрического монтажа изделия. | МЭ | |
Монтажный чертеж | Документ, содержащий упрощенное контурное изображение изделия и данные для его установки (монтажа) на месте применения. | МЧ | |
Упаковочный чертеж | Документ, содержащий данные для упаковки изделия. | УЧ | |
Ведомость спецификаций | Документ, содержащий перечень всех спецификаций составных частей изделия с указанием их количества и входимости. | ВС | |
Технические условия | Документ (проектный или рабочий), содержащий требования к изделию, его изготовлению, контролю, приемке и поставке; совокупность всех показателей, норм, правил и положений, которые Документ, содержащий не указанны в других КД. | ТУ | |
Пояснительная записка | Документ, содержащий описание устройства и принцип действия разрабатываемого изделия, а также обоснование принятых при его разработке технических и технико – экономических решений. | ПЗ | |
Таблица | Документ, содержащий соответствующие назначению данные, сведенные в таблицу. | ТБ | |
Расчет | Документ, содержащий расчеты параметров и величин для обоснования конструктивных решений. | РР | |
Инструкция | Документ, содержащий указания и правила, используемые при изготовлении изделия (сборке, регулировке, контроле, монтаже и других операциях). | И | |
Патентный формуляр | Документ, содержащий сведения о патентной чистоте изделия, а также о созданных и использованных при его разработке отечественных изобретениях. | ПФ | |
Техническое задание | ТЗ | ||
Перечень элементов | Содержит сведения о расположении устройств и соединениях | ПЭ | |
Таблица Соединений схемыЭ4 | Список радиоэлементов и узлов, установленных в схеме | ТЭ4 |
Чертежи
Чертежи – документ, содержащий изображение детали или сборочной единицы в одной или нескольких проекциях, иногда при необходимости приводятся ее разрезы одной или несколькими плоскостями, с указанием размеров в миллиметрах (мм) и обязательно с применением стандартного масштаба уменьшения или увеличения. Масштабы приведены в главе 2.
Виды чертежей изделий, кроме чертежей схем, и других конструкторских документов, их определения и коды приведены таблице 3.1
Рисунок 3.2 Комбинированный кабель КМ – 8/6
Диаграммы
Диаграммы – это чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами. На диаграмме каждая величина изображается прямолинейным отрезком, или какой – либо фигурой (прямоугольник, круг т.п.), причем выбирается подходящая единица измерения.
Диаграммы могут быть круговыми, линейчатыми, прямоугольными (гистограммы), цилиндрическими, объемно-заполненными, объемно-линейными, трехмерными прямоугольниками (трехмерные гистограммы), объемно-круговыми, коническими, лепестковыми, пирамидальными, кольцевыми, точечными, пузырьковыми ит.д. Диаграмма показана на рис. 3.3.
Рисунок 3.3 Диаграмма
Графики
График функции – кривая, изображающая зависимость функции от независимого переменного, абсциссы точек которой равны значениям независимого параметра, а ординаты – соответствующим значениям функции (рис. 3.4).
Рисунок 3.4 Дискретная модуляция непрерывного процесса
Осциллограммы
Карты
Карта – картографическое произведение, построенное в одной из картографических проекций. В настоящее время выпускается большое количество разнообразных карт. На картах показывают радиотрассы, расположение ретрансляционных станций, зоны покрытия спутниковых и мобильных систем радиосвязи, радиопередающих специальных станций и др.
В дипломных проектах и работах наиболее часто используются следующие виды карт:
— береговая линия и глубины;
— рельеф дна и навигационные опасности;
— места якорных стоянок;
— сведения о магнитном склонении, ледовом режиме, грунте дна;
— районы, запрещенные для плавания;
Географическая карта – уменьшенное, обобщенное, математически определенное, образно – знаковое изображение земной поверхности на плоскости. На них может изображаться вся Земля, отдельные материки, отдельные государства, области, края, районы административного деления государства, регионы и т.д.
Топографическая карта – уменьшенное, точное, подробное и наглядное изображение земной поверхности со всеми ее объектами, выполненное в определенной картографической проекции. Она позволяет определять плановое и высотное положение точек;
Батиметрическая карта – карта, отображающая подводный рельеф при помощи изобат совместно с отметками глубин
Карта схематическая (карта-план) – выполняется, как правило, без координатной сетки и наглядно показывает расположение зданий, улиц в городе, в отдельном микрорайоне и позволяет быстро найти нужный объект или расположение объектов друг относительно друга;
Политическая карта – карта, дающая территориально – политическую характеристику мира, материков, отдельных государств, регионов;
Карта народонаселения – тематическая карта, отображающая социальный и экономический характер населения, в том числе плотность населения.
ЧЕРТЕЖИ СХЕМ
Основным видом конструкторских документов в различных областях электротехники, радиоэлектроники, вычислительной техники и связи являются схемы.
Требования к оформлению и выполнению схем установлены стандартами седьмой классификационной группы ЕСКД.