какие мероприятия необходимо выполнить для обеспечения качества
Что такое управление качеством на предприятии
Качество – основа конкурентоспособности предприятия. Осознав эту истину, предприятия перешли от отдельных шагов в этом направлении к системным методам управления. Важность этого управленческого аспекта не уступает другим аналогичным процессам: управлению персоналом, снабжению, производственной деятельности, продвижению и другим.
Вопрос: Как в добровольном порядке применять Профстандарт «Специалист по управлению персоналом», если должность единственного в организации инспектора по кадрам, осуществляющего весь кадровый учет и подбор персонала, переименована в менеджера по персоналу?
Посмотреть ответ
Рассмотрим основные методы и средства управления качеством на предприятии, расскажем, как организовать внедрение этой системы и совершенствовать ее.
Что такое управление качеством
Управлять – значит, организовывать и сохранять эффективное функционирование какой-либо системы на пути к достижению ее цели. Если говорить об управлении качеством, его можно определить как действия, направленные на создание, использование, поддержание и усовершенствование способов влияния на качество выпускаемой продукции на всех этапах производства.
Для объективности менеджмента качества вырабатываются и устанавливаются:
Вопрос: Можно ли учесть для целей налога на прибыль расходы на сертификацию системы менеджмента качества (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Посмотреть ответ
К функциям менеджмента качества относят такие направления деятельности предприятия, как:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Показатели качества будут различными в зависимости от особенностей контролируемой продукции.
Международные стандарты качества
ВАЖНО! Образец должностной инструкции ведущего специалиста по качеству от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Современные пути внедрения системы управления качеством в результате дают возможность планомерной работы, повышающей конкурентные преимущества предприятия. Заказчики, особенно крупные, нередко перед заключением договора предпочитают удостовериться в качестве продукции.
Презентационные и выставочные образцы не могут дать достоверной картины. Поэтому была введена система международных стандартов, соблюдение которой гарантирует заказчикам определенный уровень качества. С ее помощью:
Откуда взялись ISO
Чтобы обеспечить единство требований к качеству в международной торговле, системы управления качеством сертифицируются, для них разрабатываются специальные стандарты. Серия их называется ИСО. Она была разработана в 1987 году Международной организацией по сертификации на основе первой версии базового стандарта, выпущенного Британским институтом стандартов в 1979 году.
Особенности стандартов ИСО:
Принцип международного стандарта
Каждый стандарт представляет собой определенную модель управления качеством. Принципом ее является процессный подход: деятельность любой организации состоит из взаимозависимых процессов. Если правильно определить эти процессы, установить их верную последовательность и связь с другими процессами, следить за корректностью каждого из них, управлять их функционированием, то это и обеспечит искомый результат.
Современные базовые стандарты качества
Методы менеджмента качества
Это те приемы, которые применяются на предприятии для достижения поставленных целей в области управления качеством. Они могут внедряться:
Их можно разделить на несколько групп.
Организация управления качеством
Чтобы внедрить на предприятии систему менеджмента качества, согласованную с международными стандартами, следует предпринять ряд действий, предусмотренных установленными нормами. Для того чтобы ИСО прочно вошел в жизнь предприятия «с нуля», требуется от полугода до 18 месяцев. Руководители могут воспользоваться помощью специалистов или совершить необходимые шаги самостоятельно:
Управление качеством проекта
Процесс обеспечения качества
Процесс обеспечения качества включает методы непрерывного улучшения качества будущих проектов. Знания и опыт по обеспечению качества, накопленные в текущем проекте, должны использоваться при составлении планов обеспечения качества последующих проектов.
Входы процесса обеспечения качества
План управления качеством, содержащий описание, как будет осуществляться обеспечение качества в рамках проекта.
Результаты оценки качества.
План улучшения процесса.
Контрольные списки качества (метрики качества). Контрольный список представляет собой страницу с инструкциями для проверяющего лица. Пункты списка должны быть достаточно значимыми, поскольку, если контрольный список будет перегружен, его не будут использовать. Пример контрольного списка приведен в таблице 8.3.
Этап проекта | Ожидаемый результат | Тип | Да | Нет |
---|---|---|---|---|
Анализ проекта | Наличие протоколов по анализу результатов каждой фазы проекта | Критический | ||
Управление проектом | Документирование корректирующих действий по уменьшению нежелательных последствий отклонений по срокам | Серьезный | ||
Управление проектом | Управление изменениями происходит в соответствии с утвержденной процедурой | Серьезный | ||
Управление изменениями | Документирование всех запросов на изменение в соответствии с принятой формой и их сохранение в единой базе | Критический |
№ п.п | Объект контроля качества | Дата замечания | Замечание | Автор замечания |
---|
Процесс обеспечения качества: инструменты и методы
Инструменты и методы планирования качества могут использоваться для операций по обеспечению качества.
Анализ процесса предусматривает выполнение действий, описанных в плане улучшения процесса и направленных на выявление организационных и технических моментов, которые нуждаются в улучшении.
Процесс обеспечения качества: выходы
Запрошенные изменения имеют целью проведение специальных мероприятий по повышению эффективности правил, процедур и процессов в исполняющей организации.
Активы организационного процесса (обновления). Обновленные стандарты качества используются в дальнейшем процессе контроля качества.
Какие мероприятия необходимо выполнить для обеспечения качества
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комплексная система контроля качества
ИЗДЕЛИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ
Требования к обеспечению и контролю качества
Complex quality control system. Electronic components. Requirements quality assurance and quality control
Дата введения 2015-01-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Российский научно-исследовательский институт «Электронстандарт» (ОАО «РНИИ «Электронстандарт»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 303 «Изделия электронной техники, материалы и оборудование»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 ноября 2013 г. N 1502-ст
1 Область применения
Область распространения и сфера действия стандарта установлены в ГОСТ Р 55755.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 3.1109-82 Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 20886-85 Организация данных в системах обработки данных. Термины и определения
ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 8.654-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения
ГОСТ Р 50779.11-2000 Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения
ГОСТ Р 53711-2009 Изделия электронной техники. Правила приемки
ГОСТ Р 53736-2009 Изделия электронной техники. Порядок создания и постановки на производство. Основные положения
ГОСТ Р 55755-2013 Изделия электронной техники. Общие положения
ГОСТ Р ИСО 7870-1-2011 Статистические методы. Контрольные карты. Часть 1. Общие принципы
ГОСТ Р ИСО 11462-1-2007 Статистические методы. Руководство по внедрению статистического управления процессами. Часть 1. Элементы
ГОСТ Р ИСО 11462-2-2013* Статистические методы. Руководство по внедрению статистического управления процессами. Часть 2. Методы и приемы
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 3.1109, ГОСТ 16504, ГОСТ ISO 9000, ГОСТ Р 50779.11, ГОСТ 20886, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 изделие-аналог: изделие одного вида с рассматриваемым изделием, наиболее близкое по конструкции и технологии изготовления.
3.1.2 особо ответственная технологическая операция: Операция изготовления, сборки, монтажа, регулировки, настройки, испытаний и контроля, в наибольшей степени влияющая на качество конечной продукции, нарушения в которой могут привести к выходу из строя или к изменению (потере) ее функциональных свойств.
3.1.3 специальная технологическая операция: Технологическая операция, на которой возможно появление скрытых дефектов.
3.1.4 специальный технологический процесс: Технологический процесс, в котором подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно.
3.1.5 средство контроля (контрольное оборудование): Техническое устройство, программное средство, вещество или материал, предназначенное для проведения контроля, не основанного на измерениях характеристик продукции и посредством использования и на основании результатов выполнения которого принимается решение о соответствии (несоответствии) продукции установленным требованиям.
3.1.6 средство измерений: Техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.
3.1.7 индикатор: Техническое средство, предназначенное для установления наличия какой-либо физической величины или превышения уровня ее порогового значения, а также для выработки сигнала, воздействующего на объект без оценки его параметров с нормированной точностью.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Общие положения
4.1 Обеспечение и контроль качества изделий являются частью менеджмента качества, направленной на выполнение требований к изделиям.
Менеджмент качества регламентируется СМК, которая создается и функционирует в организации в соответствии с ГОСТ ISO 9001.
Требования настоящего стандарта должны быть развернуты и конкретизированы в составе документов СМК организации.
4.2 Порядок выполнения работ в области создания (модернизации) и постановки на производство изделий, состав проводимых работ на каждом этапе их выполнения по ГОСТ Р 53736.
Создание и постановку на производство изделий, разрабатываемых за счет собственных средств организации, допускается осуществлять в соответствии с требованиями документации СМК, действующей в организации.
4.2.1 ПОК (ПОКр, ПОКо, ППК) для создания, постановки на производство и установившегося производства должны отражать мероприятия, направленные на обеспечение и повышение качества изделий с учетом положений настоящего стандарта.
Требования к выполнению ПОК приведены в приложении А.
4.3 Приемочный контроль (приемка) изделий по ГОСТ Р 53711.
5 Требования к обеспечению качества на стадии разработки
5.1 В соответствии с ГОСТ ISO 9001 в системе менеджмента качества на стадии разработки определены следующие элементы и процедуры:
— планирование проектирования и разработки;
— входные данные для проектирования и разработки;
— выходные данные для проектирования и разработки;
— анализ проекта и разработки;
— верификация проекта и разработки;
— валидация проекта и разработки;
— управление изменениями проекта и разработки.
5.1.1 Планирование проектирования и разработки изделий и управление этими процессами по ГОСТ ISO 9001 (пункт 7.3.1).
5.1.1.1 Этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и порядок их выполнения, ответственность и полномочия исполнителей устанавливают по ГОСТ Р 53736.
5.1.1.2 При планировании разработки организация должна установить порядок разработки и контроля выполнения планов совместных работ (планов-графиков).
5.1.1.3 При отработке ТП в целях обеспечения качества изделий необходимо предусматривать:
— определение и аттестацию специальных и особо ответственных ТП (ТО);
— разработку порядка и методов управления специальными и особо ответственными ТП (ТО);
— разработку схемы операционного контроля, выбор (разработку) методов, критериев и оборудования для операционного контроля (в том числе ориентированных на самоконтроль, автоматизацию контроля и статистический анализ получаемой информации);
— разработку, при необходимости, системы статистического регулирования для специальных и особо ответственных ТП (ТО);
— разработку требований к составу и методам входного контроля используемых материалов и полуфабрикатов, определение необходимости их предварительного опробования в процессе изготовления изделий;
— разработку требований к порядку и условиям хранения материалов и полуфабрикатов;
— разработку, при необходимости, требований к условиям производства, классу чистоты помещений;
— анализ причин возникновения дефектов (отказов), выявленных в процессе изготовления и испытаний опытных образцов, а также разработку и внедрение мер по их устранению;
IV. Требования к содержанию разделов программ обеспечения качества
14. Политика в области качества
Раздел должен содержать описание политики в области качества организации-разработчика ПОК, устанавливающей:
1) приоритет обеспечения безопасности ОИАЭ при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;
2) основные цели в области качества и методы их достижения;
3) обязательства руководства организации-разработчика ПОК в области качества.
15. Организационная деятельность
Раздел должен содержать:
1) сведения об организационной структуре управления организации в части, относящейся к выполнению ПОК, и описание порядка управления организационными изменениями;
2) краткую информацию об основных функциональных обязанностях, полномочиях и ответственности должностных лиц, руководящих разработкой и реализацией ПОК, а также контролирующих выполнение и оценивающих результативность выполнения ПОК, включая информацию о распределении ответственности лиц (подразделений), выполняющих работы и осуществляющих контроль их качества;
3) основные сведения о функциях и взаимодействии подразделений организации, участвующих в реализации ПОК;
4) основные сведения о порядке взаимодействий с заказчиком, вышестоящими организациями (при их наличии), подрядными организациями, другими организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.
16. Управление персоналом
Раздел должен содержать описание порядка управления персоналом, участвующим в выполнении и контроле выполнения работ, на которые распространяется ПОК, при его подборе, комплектовании, подготовке, поддержании и повышении квалификации, допуске к самостоятельной работе.
Необходимо привести описание действующих процедур, предусматривающих:
1) определение потребностей в количестве персонала, уровне его подготовки и квалификации;
2) формирование и поддержание культуры безопасности в организации;
3) аттестацию и (или) проверку знаний и навыков персонала, выполняющего работы (предоставляющего услуги), влияющие на безопасность ОИАЭ;
4) разработку, выполнение, анализ и корректировку программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проверки знаний и (или) аттестации персонала;
5) ведение документации (записей) по управлению персоналом.
Раздел должен содержать положение об обязательном наличии в должностных инструкциях персонала и (или) в других документах организации требований к обязанностям персонала, его квалификации, объемам знаний и навыков.
17. Управление документацией
Раздел должен содержать:
1) описание действующих процедур:
а) разработки, согласования, утверждения, ввода в действие, идентификации, учета, внесения изменений, пересмотра, рассылки, хранения документов, поддержания их приемлемого качества, а также отмены и уничтожения утративших силу документов;
б) формирования и ведения записей, в том числе установления вида записей, идентификации, регистрации, хранения, защиты, восстановления и уничтожения записей;
2) перечень нормативных и технических документов, применяемых в организации при осуществлении деятельности, описанной в ПОК (или ссылку на него).
18. Контроль проектирования (конструирования)
Раздел должен содержать описание порядка:
1) контроля соблюдения в проекте ОИАЭ требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технического задания (или иного документа, содержащего необходимые и достаточные требования для разработки продукции), других документов;
2) обеспечения и контроля качества проекта ОИАЭ, включая контроль входных и выходных данных, процесса проектирования (конструирования), проверку проектной и конструкторской документации;
3) внесения изменений в проектную (конструкторскую) документацию, а также внесения изменений в конструкцию зданий, сооружений ОИАЭ и системы (элементы), важные для безопасности ОИАЭ (в том числе при их ремонте, реконструкции, модернизации, замене).
19. Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг.
Раздел должен содержать описание порядка:
1) оценки и выбора организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации;
2) анализа документации, связанной с качеством и безопасностью закупаемого оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставлением услуг, проведенного с целью обеспечения выполнения установленных требований;
3) идентификации, обеспечения полноты видов контроля и испытаний закупаемого оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств;
4) хранения, транспортирования, консервации, упаковки оборудования, комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов;
5) оценки соответствия оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств;
6) проведения входного контроля закупаемого оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств;
7) приемки выполненных работ и предоставленных услуг.
20. Производственная деятельность
Раздел должен содержать описание процедур планирования, выполнения и контроля основных производственных процессов, выполняемых при осуществлении деятельности, на которую распространяется ПОК.
В разделе в том числе приводят:
1) описание действующих процедур:
а) подготовки производства;
б) выполнения и контроля производственной деятельности (в том числе процессов, в которых подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно);
в) технического контроля (в том числе неразрушающего);
г) авторского сопровождения и сервисного обслуживания;
2) описание порядка:
а) проведения технического освидетельствования, технического обслуживания, ремонта, реконструкции, модернизации систем (элементов);
б) продления ресурса систем (элементов), важных для безопасности ОИАЭ (для эксплуатирующей организации);
в) обеспечения необходимых контроля (включая эксплуатационный контроль металла), диагностики, испытаний и проверок систем (элементов), важных для безопасности ОИАЭ, и их проведения в соответствии с установленными графиками и критериями;
г) аттестации технологии ведения сварочных работ, методик контроля и диагностики оборудования;
д) оценки соответствия оборудования, комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов (для организаций-изготовителей);
е) обеспечения аварийной готовности на ОИАЭ (для эксплуатирующей организации).
21. Метрологическое обеспечение
Раздел должен содержать описание порядка:
1) поддержания в рабочем состоянии средств измерений;
2) поверки (калибровки) средств измерений;
3) учета и аттестации испытательного оборудования;
4) учета и аттестации методик (методов) измерений;
5) метрологической экспертизы документации, разрабатываемой в организации;
6) осуществления метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, эталонов, методик (методов) измерений, соблюдением графиков поверки (калибровки) средств измерений.
22. Обеспечение качества программных средств и расчетных методик
Раздел должен содержать:
1) перечень (либо ссылку на него) действующих расчетных и аттестованных программных средств, используемых при обосновании и (или) обеспечении безопасности ОИАЭ, а также при оценке характеристик систем (элементов), в том числе их прочности, долговечности, безотказности;
2) описание действующих процедур обеспечения качества программных средств и расчетных методик, включая их аттестацию и верификацию.
23. Обеспечение надежности
Раздел должен содержать описание порядка:
1) обеспечения надежности и контроля соответствия установленным требованиям показателей надежности систем (элементов), важных для безопасности ОИАЭ, и других систем (элементов), учитываемых при проведении вероятностного анализа безопасности ОИАЭ, в течение их срока эксплуатации (в том числе продленного срока эксплуатации);
2) сбора, регистрации, обработки, накопления, хранения, анализа и передачи информации о надёжности систем (элементов), важных для безопасности ОИАЭ, заинтересованным организациям, выполняющим работы и (или) предоставляющим услуги для эксплуатирующей организации.
24. Управление несоответствиями
Раздел должен содержать описание порядка:
1) выявления и регистрации несоответствий;
2) определения и анализа причин выявленных несоответствий (с учетом влияния несоответствий на безопасность ОИАЭ);
3) недопущения применения продукции, а также приемки выполненных работ и (или) предоставленных услуг, не соответствующих установленным требованиям;
4) уведомления руководства о выявленных несоответствиях;
5) определения тенденций изменения причин и характера нарушений по результатам анализа несоответствий;
6) разработки, выполнения, контроля выполнения корректирующих и предупреждающих действий, анализа их результативности.
25. Аудиты (проверки)
Раздел должен содержать описание порядка проведения аудитов (проверок) выполнения разработанной ПОК, а также ПОК подрядных (субподрядных) организаций, предусматривающего:
1) планирование аудитов (проверок) выполнения ПОК;
2) создание комиссии из компетентных и независимых от проверяемой деятельности специалистов;
3) разработку критериев оценки результативности выполнения ПОК;
4) оценку результативности выполнения ПОК в соответствии с установленными критериями;
5) документирование результатов аудита (проверки) выполнения ПОК;
6) рассмотрение результатов проведения проверки и оценки результативности выполнения ПОК руководством организации и, при необходимости, подготовку, выполнение и контроль выполнения планов корректирующих и предупреждающих действий.