какие мероприятия необходимо выполнять для предупреждения загорания автомобилей
Как избежать пожара в автомобиле
Согласно статистике последних лет и практике по расследованию пожаров, 31% пожаров автотранспортных средств связан с поджогами. Во многих случаях поджоги осуществлялись с применением в качестве инициатора горения светлых нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива).
Другой причиной пожаров (около 11 %) является нарушение правил установки и эксплуатации электрооборудования автомобилей. Данная причина имеет место при неквалифицированном ремонте, монтаже автомобильной сигнализации, а также старении элементов бортовой электросети.
Возникновение пожаров по причине нарушения правил технической эксплуатации автомобиля, недостатков конструкций, неисправности систем механизмов транспортного средства имело место в половине случаев (51%).
В 2,2 % случаев пожары возникали при нарушении правил пожарной безопасности при проведении огневых работ, которые практически во всех имевшихся случаях выполнялись в «кустарных условиях», при этом, как правило, помещения не были оборудованы средствами пожаротушения.
И, наконец, 4,4% составили пожары, вызванные неосторожным обращением с огнем. В большинстве случаев, лица, виновные в этих пожарах, находились в состоянии алкогольного опьянения. Нередко источником зажигания были тлеющие табачные изделия.
Специалисты Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл напоминают о том, как вести себя в случае возникновения возгорания в авто.
Если автомобиль загорелся, то:
— остановите автомобиль и выключите двигатель;
— поставьте машину на тормоз и блокируйте колеса (неустойчивое положение может усугубить инцидент);
— выставьте сигналы на дорогу;
— заберите из машины документы,
— высадите пассажиров (помните: нельзя находиться в загоревшемся автомобиле более 90 секунд!);
— вызовите помощь (медицинскую и техническую), пожарных, полицию;
— следите, чтобы не было утечки бензина: сигарета или даже маленький камешек способный вызвать трение, могут стать причиной пожара.
Чаще всего причины пожаров в автомобилях находятся под капотом автомобиля.
Струю пены огнетушителя нужно направить на очаг возгорания, но не забывайте и об остальной площади пожара. Лучше всего, пока вы тушите, чтобы еще кто-то забрасывал пожар песком, снегом или поливал водой. Можно также накрыть очаг пожара брезентом, одеялом, курткой, чтобы приток воздуха был минимальным. А потом можно и окружающее место очага возгорания обработать смесью огнетушителя. Эффективен также пакет с водой, брошенный с силой на объятые пламенем части автомобиля.
Тушение пожара нужно вести очень интенсивно, так как, если вспыхнут синтетические материалы внутри автомобиля, потушить пожар будет очень сложно.
Что нужно делать, чтобы в вашем автомобиле не произошел пожар?
Чтобы избежать пожара в автомобиле:
— вовремя проходите ТО;
— никогда не заправляйтесь при включенном двигателе, не перевозите бензин в пластмассовых канистрах (пластмасса накапливает статическое напряжение, что может стать причиной возгорания бензина);
— если в вашем автомобиле часто перегорают лампочки или предохранители, не ждите, а немедленно отгоните машину в сервис на осмотр электрика, возможно, это последствия короткого замыкания, из-за которого может начаться пожар;
— и, конечно, обязательно возите с собой огнетушитель, а еще лучше два, которые лучше всего хранить под передними сиденьями, а не в багажнике, чтобы их было проще достать в случае пожара.
Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники.
Главное управление МЧС России по Тамбовской области.
Уважаемые коллеги!
Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники.
Одним из важных требований безопасной эксплуатации автомобилей является соблюдение водителем требований пожарной безопасности. Причинами пожаров в автомобилях является банальный недостаток знаний пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, применяемых горюче-смазочных материалов, невыполнения и несоблюдения правил пожарной безопасности при технической эксплуатации автомобилей, несвоевременного и не в полном объёме проведённого технического обслуживания.
Пожары в автомобилях быстротечны и предоставляют большую опасность для водителей и пассажиров. Обилие электрооборудования и синтетической обшивки салона в случае пожара выделяют большое количество токсичных газов. Наличие огнетушителя в салоне является неотъемлемой частью комплектации автомобиля. Огнетушитель должен быть надёжным и исправным.
Наиболее часто повторяющиеся причины пожара:
В гаражах: неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пользования электрооборудованием; проведение электросварочных работ; неисправность электрооборудования и электрической сети; нарушение требований пожарной безопасности при хранении и заправке автомобиля топливом и горюче-смазочным материалом.
В автомобиле: неисправность электрооборудования и топливной системы; неосторожное обращение с огнём при курении в салоне; использование открытого огня (факелов) для разогрева двигателя. При ремонте: неисправность электрооборудования; нарушение правил пожарной безопасности при проведении электросварочных работ и неосторожного обращения с огнём; неисправность системы питания.
Анализ пожаров в автомобилях показывает, что наиболее частой причиной их возникновения являются короткое замыкание при неисправности электрооборудования.
Короткое замыкание происходит в результате нарушений изоляции электропроводки и из-за неисправности электрооборудования. При коротком замыкании, ток протекая по проводнику, вызывает значительное его нагревание при котором возможно загорание изоляции проводника, а затем контактирующих с ним сгораемых материалов, так и возникает пожар. Профилактика и предупреждение коротких замыканий заключается в правильном монтаже и эксплуатации электропроводки и электрооборудования.
Перегрузка электросети – это явление, при котором возникают токи намного превышающие допустимые. Причиной перегрузки является неправильный расчёт электрических сетей при подключении дополнительной нагрузки. Чтобы избежать перегрузок не допускайте подключение дополнительного электрооборудования потребляемой мощностью превышающей, предусмотренной проектом.
Переходные сопротивления – опасны в пожарном отношении значительные переходные сопротивления, возникающие в местах соединения проводов, присоединения их к выключателям, розеткам, щиткам, электроприборам. Провод в месте контакта с большим переходным сопротивлением может нагреться до температуры воспламенения изоляции. В значительной степени увеличивается переходное сопротивление при кратковременных коротких замыканиях, отключаемых при исправно действующей защите. Надежность контакта обеспечивается опрессовкой, пайкой или специальными зажимами, снабженными пружинящими шайбами.
Меры пожарной безопасности:
Только повышенная ответственность каждого владельца индивидуального транспортного средства за соблюдением правил пожарной безопасности собственного гаража и автомобиля исключает возможность возникновения загораний и пожаров.
Все работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться при заглушенном двигателе и выключенном зажигании. Для освещения мест и участков работы необходимо пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 вольт. Перегоревший предохранитель можно заменить только после устранения причины короткого замыкания.
Во время подзарядки аккумуляторной батареи происходит выделение свободного водорода. Смесь водорода с кислородом воздуха образует взрывоопасную концентрацию. Поэтому в месте подзарядки аккумуляторов запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Зажимы на клеммы аккумулятора должны обеспечить надёжность контакта.
Мероприятия по предупреждению пожаров на транспортных средствах
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОЖАРОВ
НА ТРАНСПОРТНЫХ СТРЕДСТВАХ
Несколько советов при эксплуатации и ремонте автомобиля
— технический осмотр транспортного средства проводите в специализированных организациях;
— периодически делайте осмотр системы подачи топлива в моторном отсеке. Не допускайте подтекания топлива и масла из агрегатов автомобиля;
— не допускайте старения резиновых патрубков, периодически подтягивайте на них хомуты;
— не допускайте ослабления затяжки винтов бензонасоса;
— не допускайте трещин в пластмассовых частях бензофильтра;
— содержите в исправном состоянии электрооборудование. Все предохранители должны быть стандартными и соответствовать номинальному току. Электропроводка не должна иметь оголенных мест, а места ее соединения должны исключать возможность искрообразования;
— перед ремонтом (сваркой, пайкой) емкость из-под легковоспламеняющихся веществ опорожнить, отсоединить и снять все трубопроводы, в которых могут быть остатки легковоспламеняющейся жидкости;
— опорожненную емкость, а также трубопроводы тщательно промыть горячей водой, продуть паром до полного удаления остатков легковоспламеняющейся жидкости;
— не подзаряжайте аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;
— не используйте открытый огонь для разогрева двигателя;
— не допускайте нарушения правил при проведении ремонтных электрогазосварочных и резательных работ;
— не используйте пластмассовые канистры с бензином, это приводит к накоплению статического электричества, искрообразованию и вспышке паров легковоспламеняющейся жидкости;
— не храните и не перевозите бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества и газовые баллоны в кабине, салоне автомобиля и кузове, не приспособленном для этой цели;
— приобретайте и имейте на транспортном средстве огнетушители. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по применению огнетушителя и покупайте огнетушители только в специализированных магазинах по продаже средств противопожарной защиты;
— стоянку автомобиля осуществляйте на специализированных охраняемых стоянка.
Если вы обнаружили один из этих факторов, необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель (на автомобилях, работающих на газе, перекрыть магистральный и баллонные вентили) и внимательно осмотреть авто.
Примите меры для эвакуации пассажиров (груза). Если в кабине находится человек, а двери заклинило или он ранен, взломайте двери или выбейте стекло подручными предметами (монтировкой, камнем), вытащите его из машины и до приезда врача окажите первую медицинскую помощь.
Сообщите о возгорании в пожарную охрану по номеру «01» или с мобильного телефона по номеру 112.
Приступите к тушению загорания. При тушении пожара на автомобиле соблюдайте личную осторожность.
Если горение под капотом, открывайте его палкой или монтировкой, так как возможен выброс пламени.
Струю огнетушителя направляйте в очаг наиболее сильного горения.
Не приступайте к тушению, если вы в одежде, пропитанной парами топлива или масла, если руки смочены бензином – это опасно! С помощью соседей или прохожих откатите рядом стоящие автомобили, чтобы огонь не перекинулся на них.
Если потушить не удается, то безопаснее будет отойти подальше, ведь огонь может дойти до баков с бензином или баллонов с газом, которые могут взорваться.
Если автомобиль горит на стоянке или в гараже, и есть угроза для распространения пожара, то постарайтесь откатить горящий автомобиль на безопасное расстояние. Категорически запрещается садиться в горящий автомобиль и не пытаться завести его.
Берегите себя и своих близких!
Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тульской области
Какие мероприятия необходимо выполнять для предупреждения загорания автомобилей
Настоящая инструкция разработана специально для предупреждения пожаров и предотвращения ожогов на автомобильном транспорте.
1. ПРИ ПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ И УХОДЕ ЗА НИМ
1.1. Во избежание пожара на автомобиле пуск двигателя производить при установленном воздушном фильтре.
1.2. Для мойки двигателя снаружи использовать только пожаробезопасные моющие средства.
1.3. Запрещается:
— использовать для этой цели бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
— допускать скопления на двигателе грязи, масла и топлива;
— оставлять на двигателе обтирочный материал, особенно загрязненный маслом и топливом;
— подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем.
2. ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ НА ЛИНИЮ И ПРИ РАБОТЕ НА ЛИНИИ
2.1. Проверить наличие и исправность электропредохранителей и электропроводки. Все предохранители должны быть стандартными и соответствовать номинальному току. Электропроводка не должна иметь оголенных мест, а места ее соединения должны исключать возможность ценообразования.
2.2. Проверить герметичность системы питания (нет ли подтекания топлива. При обнаружении утечек принять меры к их устранению.
2.3. Проверить укомплектованность автомобиля исправными огнетушителями.
2.4. Необходимо знать устройство огнетушителя и уметь им пользоваться.
2.5. Ремонт системы питания двигателя на линии следует производить с осторожностью, не допуская попаданий бензина на двигатель и систему выпуска отработавших газов.
2.6. Запрещается:
— подавать топливо в карбюратор из открытой тары «самотеком»;
— проверять наличие топлива в баке или цистерне с помощью открытого огня (зажженной спички, зажигалки и т.п.);
— хранить и перевозить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества в кабине, салоне автомобиля и кузове, не приспособленном для этой цели.
2.7. В случае загорания автомобиля во время работы на линии необходимо:
— немедленно остановите автомобиль;
— заглушить двигатель;
— принять все меры для эвакуации пассажиров (груза) и приступить к тушению пожара.
2.8. При тушении пожара на автомобиле необходимо соблюдать личную осторожность — использовать огнетушители, рукавицы, не допускать загорания одежды и ожога лица, рук и т.д.
3. ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЯ
3.1. Не допускать подтекания топлива или масла из агрегатов автомобиля.
3.2. Пролитое топливо или масло необходимо сразу же убирать с помощью песка или опилок.
3.3. Мойку снятых агрегатов и деталей автомобиля следует производить в строго установленном месте.
3.4. Отработанные масла и отстой топлива из топливных баков необходимо сливать только в специальную тару.
3.5. Хранение, слив и заправку горюче-смазочных материалов следует осуществлять только в специально предназначенных для этой цели местах
3.6. Перед ремонтом (сваркой, пайкой) емкость из-под легковоспламеняющихся веществ необходимо опорожнить, отсоединить и снять все трубопроводы, в которых может находиться легковоспламеняющаяся жидкость. Опорожненную емкость, а также трубопроводы необходимо тщательно промыть горячей водой, продуть паром до полного удаления следов этих жидкостей.
3.7. Курить на территории предприятия разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
3.8. Загрязненную горюче-смазочными материалами специальную одежду следует своевременно сдавать в химчистку (стирку).
3.9. Запрещается;
— проверять аккумуляторы путем короткого замыкания. Для этой цели следует пользоваться нагрузочной вилкой;
— сливать отработанные масла и отстой топлива из топливных баков в водостоки и канализацию;
— работать в специальной одежде, облитой топливом;
— подходить к открытому огню, курить и зажигать спички, если руки и специальная одежда облиты топливом;
— пользоваться бензином для стирки одежды, мытья рук, отмывания стен и пола;
— пользоваться открытым огнем в помещениях, предназначенных для технического обслуживания, ремонта и стоянки, а также на открытых стоянках;
— хранить на рабочем месте промасленный обтирочный материал, легковоспламеняющиеся вещества, кроме предназначенных для этой цели металлических ящиков с крышками;
— применять самодельные нагревательные электроприборы.
Правила поведения при пожаре в транспортных средствах
Знание правил поможет разумно действовать не только при пожаре, но и в других чрезвычайных ситуациях, происходящих в транспортных средствах.
Действия при пожаре в автомобиле
При пожаре в автомобиле необходимо:
— остановить автомобиль и выключить двигатель;
— поставить автомобиль на ручной тормоз;
— выйти из машины;
— если есть пострадавшие, помочь им покинуть салон автомобиля и удалиться на безопасное расстояние;
— воспользоваться огнетушителем;
— выставить сигнал на дороге;
— по телефону или через водителей проезжающих машин вызвать помощь.
Действия при пожаре в автобусе, троллейбусе, трамвае
При пожаре в автобусе, троллейбусе или трамвае нужно:
— немедленно сообщить о пожаре водителю, потребовать остановиться и открыть двери (используется кнопка аварийного открывания дверей). Использовать для ликвидации очага горения огнетушитель, другие подручные средства (пальто, стиральный порошок, землю);
— как можно быстрее и без паники покинуть салон, помогая тем, кто слаб или в шоке;
— Необходимо помнить! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате обгорания защитной изоляции проводов. Не следует касаться металлических частей и не заливать огонь водой;
— при блокировании дверей использовать для эвакуации аварийные люки в крыше и боковые стекла. При необходимости выбить стекла обеими ногами или твердым предметом;
— покидать салон быстро, закрывая нос и рот платком или рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выделяются токсичные вещества;
— выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим (автобус) или произойти замыкание высоковольтной электрической сети (троллейбус, трамвай);
— сообщить о пожаре в пожарную охрану. Оказать помощь пострадавшим.
Действия при пожаре в поезде
Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Уже на 4-й минуте после возникновения пожара их концентрация превышает предельно допустимую. В спокойной обстановке, при отсутствии паники, пассажиры имеют возможность покинуть вагон в течение полутора минут.
Наиболее частыми причинами возникновения пожаров в пассажирских составах являются неосторожное обращение с огнем пассажиров и обслуживающего персонала, неисправность электрооборудования. В большинстве случаев загорания в вагонах возникают во время движения по пути следования.
При возникновении горения необходимо:
— сообщить проводнику вагона о загорании;
— разбудить спящих пассажиров;
— закрыть нос и рот тканью (полотенцем, наволочкой, простыней, одеждой), смоченной водой;
— пресечь панику;
— ни в коем случае не открывать окна, чтобы от притока кислорода не усилилось горение;
— в полупустых вагонах можно передвигаться сильно пригнувшись или на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше;
— в движущемся поезде перейдите в соседний вагон, желательно в направлении движения,
— в остановившемся поезде – выйти из вагона, по возможности – на ту сторону, где нет железнодорожных путей. Не надо разбредаться во все стороны, так как прибывшие спасатели будут вести поиск в зоне железнодорожного полотна.
Если огнем отрезаны выходы необходимо:
— зайти в купе или туалет;
— плотно закрыть за собой дверь и открыть окно;
— ожидать помощи, подавая сигналы голосом и стуком.
Если потушить огонь невозможно, то нужно:
— остановить поезд стоп-краном;
— открыть двери, выбить окна;
— помочь эвакуироваться детям, старикам и пострадавшим;
— выйти из вагона и отойти от него на безопасное расстояние, убедившись, что в нем никого не осталось. Но разведку надо проводить с большой осторожностью за свою жизнь и здоровье.