какие мероприятия относятся к техническим мероприятиям по защите информации
Меры по обеспечению информационной безопасности
Защита данных
с помощью DLP-системы
В деятельности любой организации или предприятия образуются массивы информации, подлежащей охране. Требования к конфиденциальности могут определяться как федеральными законами, это касается банковской тайны или персональных данных, так и позицией компании, которая должна охранять коммерческую тайну. Меры защиты, предпринимаемые для обеспечения информационной безопасности, зависят от нормативно-правовых требований и принятой в компании концепции противодействия информационным угрозам.
Как обеспечить информационную безопасность предприятия
Руководство предприятия или организации должно разработать и внедрить концепцию по обеспечению информационной безопасности. Этот документ является основополагающим для разработки внутренних регламентов и системы защитных мер. Разработку политики безопасности часто поручают приглашенным экспертам по защите информации, способным провести аудит как информационной системы, так и организационной структуры компании и ее бизнес-процессов и разработать актуальный комплекс мер по защите информации.
Концепция безопасности
В дальнейшем концепция безопасности может стать основой для внедрения DLP-системы и других программных продуктов, решающих задачу защиты информационных ресурсов и инфраструктуры компании.
В концепции обеспечения информационной безопасности предприятия определяются:
Концепция сама по себе не решает задачу ответственности сотрудников компании за неправомерное обращение с информацией, в том числе за ее разглашение. Для решения этой задачи необходимо внедрить дополнительную систему организационных мер защиты информации, которые включают информирование, ознакомление под роспись, внесение в трудовые договоры соответствующих положений о защите информации, составляющей коммерческую тайну.
После разработки концепции необходимо приступать к ее внедрению. Система предлагаемых мер должна пройти согласование во всех причастных подразделениях компании, так как вопрос бюджетирования всегда ограничивает возможности по защите информации, сложности проводимых мероприятий и приобретению программных продуктов.
Объекты защиты
Каждая компания сама определяет массивы информации, которые подлежат защите. Это может быть стратегии развития, ноу-хау, патенты, бизнес-процессы, клиентские базы и другие данные. Но есть общие объекты защиты, безопасность которых необходимо обеспечить, чтобы иметь возможность защитить данные от утечек или намеренного разглашения. К таким объектам в первую очередь относятся автоматизированные информационные системы предприятия. Компьютеры, серверы, каналы связи, периферийные устройства становятся целью хакеров или инсайдеров, заинтересованных в организации утечек информации. Решаются задачи ее хищения как через сеть, так и в ручном режиме, путем копирования информации или установки закладных устройств. Организационные и технические меры должны быть направлены на физическую защиту системы и установку программного обеспечения, которое устранит внешнее сетевое вмешательство.
Массивы информации становятся объектами защиты после признания их таковыми и отнесения к конфиденциальной информации.
Классификация осуществляется как по типу информации, так и по местам ее хранения.
Конфиденциальную информацию обычно классифицируют следующим образом:
Бухгалтерская информация и иные сведения, которые раскрываются в связи с требованиями законодательства, к категории конфиденциальных данных обычно не относятся.
Меры по обеспечению информационной безопасности
Обеспечение безопасности должно основываться на одновременном применении всего комплекса мер, предусмотренных законом или предлагаемых специалистами. Технические и организационные меры необходимо соразмерять с возможностями организации и информационной системы.
Система мер, рекомендуемая для большинства компаний, перед которыми стоит вопрос защиты информации, призвана обеспечить соблюдение основных признаков ее безопасности:
Организационные меры
К организационным мерам обеспечения информационной безопасности в первую очередь относится разработка положений, регламентов и процессов взаимодействия. Принятие некоторых внутренних нормативных актов регламентируется требованиями законодательства, к ним относится, например, положение об обработке персональных данных, которое должен разработать и разместить на своем сайте каждый оператор ПД.
Мероприятия по защите информации организационного характера не ограничиваются разработкой положений. Кроме этого, необходимо произвести:
Технические меры
К техническим средствам и мерам обеспечения информационной безопасности относятся не только программные продукты, например, DLP-системы, но и другие инструменты, находящиеся в распоряжении компании. Меры защиты информации с технической точки зрения должны опираться на модель построения информационной системы предприятия, позволяющую выстроить оборону против посягательств на конфиденциальные сведения.
К принципам построения такой системы относятся:
При реализации этих принципов обеспечения информационной безопасности рассматриваются вопросы об использовании дополнительных технических средств защиты информации, к которым относятся:
Меры по обеспечению информационной безопасности должны быть разумными, бизнес-процессы предполагают, что на защиту ресурсов не должны тратиться средства, сравнимые с их стоимостью. Излишняя нагрузка на бизнес или персонал окажется нецелесообразной.
Раздел IV
Организационные и технические мероприятия по технической защите конфиденциальной информации
14. Разработка мер и обеспечение защиты конфиденциальной информации осуществляются отдельными сотрудниками Министерства, назначаемыми Министром для проведения таких работ.
15. Для защиты конфиденциальной информации, используются сертифицированные по требованиям безопасности технические средства защиты.
17. К основным мероприятиям по технической защите конфиденциальной информации в защищаемых помещениях относятся:
а) определение перечня защищаемых помещений по результатам анализа циркулирующей в них конфиденциальной информации и условий ее обмена (обработки), в соответствии с нормативными документами ФСТЭК России;
б) назначение сотрудников Министерства, ответственных за выполнение требований по технической защите конфиденциальной информации в защищаемых помещениях;
в) разработка частных инструкций по обеспечению безопасности информации в защищаемых помещениях;
г) обеспечение эффективного контроля за доступом в защищаемые помещения, а также в смежные помещения;
д) инструктирование сотрудников, работающих в защищаемых помещениях, о правилах эксплуатации персональных ЭВМ, других технических средств обработки информации, средств связи с соблюдением требований по технической защите конфиденциальной информации;
е) проведение в защищаемых помещениях визуальных проверок на наличие внедренных закладных устройств, в том числе осуществление контроля всех посторонних предметов, подарков, сувениров и прочих предметов, оставляемых в защищаемых помещениях;
ж) исключение неконтролируемого доступа к линиям связи, управления и сигнализации в защищаемых помещениях, а также в смежных помещениях и в коридоре;
з) осуществление сотрудниками, ответственными за безопасность информации, контроля за проведением всех монтажных и ремонтных работ в выделенных и смежных с ними помещениях, а также в коридорах;
и) демонтирование или заземление (с обеих сторон) лишних (незадействованных) проводников и кабелей;
к) отключение при проведении совещаний в защищаемом помещении всех неиспользуемых электро- и радиоприборов от сетей питания и трансляции.
18. При эксплуатации необходимо неукоснительное выполнение требований, определенных в предписании на эксплуатацию технических средств и систем.
19. Организация и проведение работ по антивирусной защите информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, при ее обработке техническими средствами определяются настоящим Положением, действующими государственными стандартами и другими нормативными и методическими документами ФСТЭК России.
20. Организация антивирусной защиты информации на объектах информатизации Министерства достигается путём:
а) установки и применения средств антивирусной защиты информации;
б) обновления баз данных средств антивирусной защиты информации;
в) действий должностных лиц при обнаружении заражения информационно-вычислительных ресурсов программными вирусами.
22. Порядок установки и использования средств антивирусной защиты определяется инструкцией по установке и руководством по эксплуатации конкретного антивирусного программного продукта.
23. При обнаружении на носителе информации или в полученных файлах программных вирусов пользователи докладывают об этом ответственному сотруднику Министерства и принимают меры по восстановлению работоспособности программных средств и данных.
О факте обнаружения программных вирусов сообщается в орган, от которых поступили зараженные файлы, для принятия мер по локализации и устранению программных вирусов.
Перед отправкой массивов информации и программных средств осуществляется ее проверка на наличие программных вирусов.
При обнаружении программных вирусов пользователь обязан немедленно прекратить все работы на автоматизированном рабочем месте, поставить в известность ответственного сотрудника Министерства по защите конфиденциальной информации и принять меры к их локализации и удалению с помощью имеющихся антивирусных средств защиты.
При функционировании автоматизированного рабочего места в качестве рабочей станции вычислительной сети производится ее отключение от локальной сети, локализация и удаление программных вирусов в вычислительной сети.
24. Организация антивирусной защиты конфиденциальной информации должна быть направлена на предотвращение заражения рабочих станций, входящих в состав локальных компьютерных сетей и серверов, различного уровня и назначения, вирусами.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конфиденциальная информация: как защитить корпоративные данные
С какими угрозами сталкивается бизнес в информационной сфере, по каким каналам чаще всего происходят утечки и есть ли эффективные способы защиты конфиденциальной информации?
Рассмотрим основные источники утечек и меры по предотвращению потерь конфиденциальных данных.
Источники конфиденциальной информации
Угрозы конфиденциальной информации
Каналы утечки конфиденциальной информации (через организацию деятельности)
Каналы утечки конфиденциальной информации (через технические средства)
По данным исследования Infowatch, порядка 70% утечек данных происходит через сеть.
Каналы утечки конфиденциальной информации (через человеческий фактор)
7 важных мер по защите информации
Есть семь основных направлений работы по защите корпоративных данных от утечек:
Подготовительные мероприятия: что нужно сделать для настройки системы защиты
На что обратить внимание
5 принципов информационной безопасности
«Принцип системности». К безопасности нужно подходить системно: с отбора и обучения персонала до создания регламентов работы офиса (речь идет не о технических регламентах, а о бытовых, например, о таком правиле как «Важные документы не должны лежать на рабочих столах “лицом” вверх)». В компании нужны регламенты работы со звонками, идентификации личности посетителей и звонящих. И только потом информационная безопасность — это компьютеры, сеть и технологии.
«Принцип информационного шума». Никогда не чувствуйте себя защищенным. Не доверяйте информацию чему-либо — носителям, шифрам, хранилищам. Всегда помните, что ваша информация может быть получена третьими лицами, и старайтесь представить её в таком виде, чтобы непосвященному человеку было труднее разобраться в данных.
«Принцип разделяй и властвуй». Кроме руководителя в компании не должно быть человека, владеющего всей полнотой информации. Поэтому похитителю придется собирать ее из разных источников.
«Принцип разных корзин». Храните информацию и пересылайте её по разным каналам. Например, никогда не посылайте вместе логин и пароль. Если вы отправляете пароль по защищенной корпоративной почте, отправьте логин по смс, или назовите его в телефонном разговоре.
«Принцип паранойи». Здоровая паранойя поможет минимизировать утечки. Подозревайте всех, не верьте в абсолютные возможности новых технологий, всегда помните, что данные могут украсть. Можно даже спровоцировать кражу, проследить за процессом и выявить виновника.
Запомнить
ТЕМА 1.3. ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Оглавление
1.3.1. Основные понятия
В современных информационных системах (ИС) информация обладает двумя противоречивыми свойствами – доступностью и защищенностью от несанкционированного доступа. Во многих случаях разработчики ИС сталкиваются с проблемой выбора приоритета одного из этих свойств.
Под защитой информации обычно понимается именно обеспечение ее защищенности от несанкционированного доступа. При этом под самим несанкционированным доступом принято понимать действия, которые повлекли «…уничтожение, блокирование, модификацию, либо копирование информации…»(УК РФ ст.272). Все методы и средства защиты информации можно условно разбить на две большие группы: формальные и неформальные.
Рис. 1. Классификация методов и средств защиты информации
Формальные методы и средства
Это такие средства, которые выполняют свои защитные функции строго формально, то есть по заранее предусмотренной процедуре и без непосредственного участия человека.
Техническими средствами защиты называются различные электронные и электронно-механические устройства, которые включаются в состав технических средств ИС и выполняют самостоятельно или в комплексе с другими средствами некоторые функции защиты.
Физическими средствами защиты называются физические и электронные устройства, элементы конструкций зданий, средства пожаротушения, и целый ряд других средств. Они обеспечивают выполнение следующих задач:
Криптографические методы и средства
Криптографическими методами и средствами называются специальные преобразования информации, в результате которых изменяется ее представление.
В соответствии с выполняемыми функциями криптографические методы и средства можно разделить на следующие группы:
Неформальные методы и средства защиты информации
Неформальные средства – такие, которые реализуются в результате целенаправленной деятельности людей, либо регламентируют ( непосредственно или косвенно) эту деятельность.
К неформальным средствам относятся:
Организационные средства
Это организационно-технические и организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации ИС с целью обеспечения защиты информации. По своему содержанию все множество организационных мероприятий условно можно разделить на следующие группы:
Законодательные средства
Это законодательные акты страны, которыми регламентируются правила использования и обработки информации ограниченного использования и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил. Можно сформулировать пять ”основных принципов”, которые лежат в основе системы законов о защите информации:
Морально – этические нормы
Эти нормы могут быть как не писанными (общепринятые нормы честности, патриотизма и т.п.) так и писанными, т.е. оформленными в некоторый свод правил и предписаний (устав).
С другой стороны, все методы и средства защиты информации можно разделить на две большие группы по типу защищаемого объекта. В первом случае объектом является носитель информации, и здесь используются все неформальные, технические и физические методы и средства защиты информации. Во втором случае речь идет о самой информации, и для ее защиты используются криптографические методы.
1.3.2. Угрозы безопасности информации и их источники
Наиболее опасными (значимыми) угрозами безопасности информации являются:
Приведем ниже краткую классификацию возможных каналов утечки информации в ИС – способов организации несанкционированного доступа к информации.
Косвенные каналы, позволяющие осуществлять несанкционированный доступ к информации без физического доступа к компонентам ИС:
Каналы, связанные с доступом к элементам ИС, но не требующие изменения компонентов системы, а именно:
Каналы, связанные с доступом к элементам ИС и с изменением структуры ее компонентов :
1.3.3. Ограничение доступа к информации
В общем случае система защиты информации от несанкционированного доступа состоит из трех основных процессов:
При этом участниками этих процессов принято считать субъекты – активные компоненты (пользователи или программы) и объекты – пассивные компоненты (файлы, базы данных и т.п.).
Задачей систем идентификации, аутентификации и авторизации является определение, верификация и назначение набора полномочий субъекта при доступе к информационной системе.
Идентификацией субъекта при доступе к ИС называется процесс сопоставления его с некоторой, хранимой системой в некотором объекте, характеристикой субъекта – идентификатором. В дальнейшем идентификатор субъекта используется для предоставления субъекту определенного уровня прав и полномочий при пользовании информационной системой.
Аутентификацией субъекта называется процедура верификации принадлежности идентификатора субъекту. Аутентификация производится на основании того или иного секретного элемента (аутентификатора), которым располагают как субъект, так и информационная система. Обычно в некотором объекте в информационной системе, называемом базой учетных записей, хранится не сам секретный элемент, а некоторая информация о нем, на основании которой принимается решение об адекватности субъекта идентификатору.
Авторизацией субъекта называется процедура наделения его правами соответствующими его полномочиям. Авторизация осуществляется лишь после того, как субъект успешно прошел идентификацию и аутентификацию.
Весь процесс идентификации и аутентификации можно схематично представить следующим образом:
Рис. 2. Схема процесса идентификации и аутентификации
1- запрос на разрешение доступа к ИС;
2- требование пройти идентификацию и аутентификацию;
3- отсылка идентификатора;
4- проверка наличия полученного идентификатора в базе учетных записей;
5- запрос аутентификатора;
6- отсылка аутентификаторов;
7- проверка соответствия полученного аутентификатора указанному ранее идентификатору по базе учетных записей.
Из приведенной схемы (рис.2) видно, что для преодоления системы защиты от несанкционированного доступа можно либо изменить работу субъекта, осуществляющего реализацию процесса идентификации/аутентификации, либо изменить содержимое объекта – базы учетных записей. Кроме того, необходимо различать локальную и удаленную аутентификацию.
При локальной аутентификации можно считать, что процессы 1,2,3,5,6 проходят в защищенной зоне, то есть атакующий не имеет возможности прослушивать или изменять передаваемую информацию. В случае же удаленной аутентификации приходится считаться с тем, что атакующий может принимать как пассивное, так и активное участие в процессе пересылки идентификационной /аутентификационной информации. Соответственно в таких системах используются специальные протоколы, позволяющие субъекту доказать знание конфиденциальной информации не разглашая ее (например, протокол аутентификации без разглашения).
Общую схему защиты информации в ИС можно представить следующим образом (рис.3):
Рис. 3. Съема защиты информации в информационной системе
Таким образом, всю систему защиты информации в ИС можно разбить на три уровня. Даже если злоумышленнику удастся обойти систему защиты от несанкционированного доступа, он столкнется с проблемой поиска необходимой ему информации в ИС.
Семантическая защита предполагает сокрытие места нахождения информации. Для этих целей может быть использован, например, специальный формат записи на носитель или стеганографические методы, то есть сокрытие конфиденциальной информации в файлах-контейнерах не несущих какой-либо значимой информации.
В настоящее время стеганографические методы защиты информации получили широкое распространение в двух наиболее актуальных направлениях:
Последним препятствием на пути злоумышленника к конфиденциальной информации является ее криптографическое преобразование. Такое преобразование принято называть шифрацией. Краткая классификация систем шифрования приведена ниже (рис.4):
Рис. 4. Классификация систем шифрования
Основными характеристиками любой системы шифрования являются:
В настоящее время принято считать, что алгоритм шифрации/дешифрации открыт и общеизвестен. Таким образом, неизвестным является только ключ, обладателем которого является легальный пользователь. Во многих случаях именно ключ является самым уязвимым компонентом системы защиты информации от несанкционированного доступа.
Из десяти законов безопасности Microsoft два посвящены паролям:
Закон 5: «Слабый пароль нарушит самую строгую защиту»,
Закон 7: «Шифрованные данные защищены ровно настолько, насколько безопасен ключ дешифрации».
Именно поэтому выбору, хранению и смене ключа в системах защиты информации придают особо важное значение. Ключ может выбираться пользователем самостоятельно или навязываться системой. Кроме того, принято различать три основные формы ключевого материала:
Пароль – секретная информация, запоминаемая пользователем и таким образом неразрывно с ним связанная,
Ключ – секретная информация, хранящаяся на некотором носителе, которой могут воспользоваться без ведома пользователя,
Биометрия – биометрическая информация (отпечаток пальца, сетчатка глаза, голос и т.п.)
1.3.4. Технические средства защиты информации
В общем случае защита информации техническими средствами обеспечивается в следующих вариантах:
источник и носитель информации локализованы в пределах границ объекта защиты и обеспечена механическая преграда от контакта с ними злоумышленника или дистанционного воздействия на них полей его технических средств
Эти варианты реализуют следующие методы защиты:
Под объектами защиты понимаются как люди и материальные ценности, так и носители информации, локализованные в пространстве. К таким носителям относятся бумага, машинные носители, фото- и кинопленка, продукция, материалы и т.д., то есть всё, что имеет четкие размеры и вес. Для организации защиты таких объектов обычно используются такие технические средства защиты как охранная и пожарная сигнализация.
Носители информации в виде электромагнитных и акустических полей, электрического тока не имеют четких границ и для защиты такой информации могут быть использованы методы скрытия информации. Эти методы предусматривают такие изменения структуры и энергии носителей, при которых злоумышленник не может непосредственно или с помощью технических средств выделить информацию с качеством, достаточным для использования ее в собственных интересах.
1.3.5. Программные средства защиты информации
Эти средства защиты предназначены специально для защиты компьютерной информации и построены на использовании криптографических методов. Наиболее распространенными программными средствами являются:
1.3.6. Антивирусные средства защиты информации
В общем случае следует говорить о «вредоносных программах», именно так они определяются в руководящих документах ГосТехКомиссии и в имеющихся законодательных актах(например, статья 273 УКРФ «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»). Все вредоносные программы можно разделить на пять типов:
В настоящее время вредоносные программ в «чистом» виде практически не существуют – все они являются некоторым симбиозом перечисленных выше типов. То есть, например: троян может содержать вирус и в свою очередь вирус может обладать свойствами логической бомбы. По статистике ежедневно появляется около 200 новых вредоносных программ, причем «лидерство» принадлежит червям, что вполне естественно, вследствие быстрого роста числа активных пользователей сети Интернет.
В качестве защиты от вредоносных программ рекомендуется использовать пакеты антивирусных программ ( например: DrWeb, AVP – отечественные разработки, или зарубежные, такие как NAV, TrendMicro, Panda и т.д.). Основным методом диагностики всех имеющихся антивирусных систем является «сигнатурный анализ», то есть попытка проверить получаемую новую информацию на наличие в ней «сигнатуры» вредоносной программы – характерного куска программного кода. К сожалению, такой подход имеет два существенных недостатка:
Закон 8: «Не обновляемая антивирусная программа не намного лучше полного отсутствия такой программы»
Одним из известных путей повышения эффективности диагностирования вредоносных программ является использование так называемого «эвристического метода». В этом случае предпринимается попытка обнаружить наличие вредоносных программ, учитывая известные методы их создания. Однако, к сожалению, в случае если в разработке программы принимал участие высококлассный специалист, обнаружить ее удается лишь после проявления ею своих деструктивных свойств.