какие мероприятия планируются и проводятся для обеспечения химической защиты населения
Статья 5. Основные мероприятия защиты населения в чрезвычайных ситуациях
При возникновении чрезвычайных ситуациях: исходя из складывающейся обстановки, для обеспечения безопасности населения проводятся комплексные правовые, организационные, эколого-защитные: санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические и специальные мероприятия, направленные на предотвращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровья людей: потери их имущества и нарушения условий жизнедеятельности в зонах чрезвычайных ситуаций.
Для защиты жизни и здоровья населения в чрезвычайных ситуациях, исходя из складывающейся обстановки: осуществляются следующие основные мероприятия: оповещение населения о чрезвычайных ситуациях и дальнейших действиях в сложившейся обстановке;
укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;
эвакуация населения из зон чрезвычайной ситуации;
использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;
оказание медицинской помощи;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
поддержание общественного порядка в зоне чрезвычайных ситуаций.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Какие мероприятия планируются и проводятся для обеспечения химической защиты населения
MИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 4 декабря 2019 года N 8/II
В рамках реализации Концепции сформирована необходимая нормативно-правовая база в области РХБ защиты населения, разработаны и приняты национальные стандарты и своды правил, разработана методика оценки основных показателей состояния РХБ защиты населения.
Создана сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, внедрены новые технологии и методики в области мониторинга радиационной, химической обстановки, определения наличия в окружающей среде аварийно химически опасных веществ и радиоактивных веществ, опасных биологических агентов.
В МЧС России органы управления и силы РХБ защиты активно оснащаются современными средствами индивидуальной защиты, специальной техникой и приборной базой, в том числе для проведения испытаний средств РХБ защиты.
Совершенствуется система подготовки органов управления и сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также населения в области РХБ защиты.
В связи с реализацией Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 645, и принятием иных документов стратегического планирования Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности возникла необходимость пересмотра существующей Концепции радиационной, химической и биологической защиты и проведения ее актуализации.
В рамках реализации мероприятий актуализированной редакции Концепции до 2025 года предполагается осуществить:
совершенствование нормативных правовых актов в данной области, в том числе разработку (уточнение) обязательных требований к продукции, относящейся к средствам РХБ защиты;
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и созданию современных, конкурентоспособных технологий и средств РХБ защиты населения;
выработку и внедрение перспективных подходов к обеспечению населения современными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
развитие сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;
совершенствование системы подготовки населения к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации РХБ характера.
В дальнейшем планируется выработка научно обоснованных предложений по формированию и реализации научно-технической политики в области создания и выпуска перспективных средств РХБ защиты населения в рамках совершенствования системы РХБ защиты населения Российской Федерации в мирное и военное время.
Коллегия МЧС России, заслушав доклад директора Департамента гражданской обороны и защиты населения О.Л.Мануйло об утверждении актуализированной редакции Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения,
1. Утвердить прилагаемую актуализированную редакцию Концепции.
2. Поручить Департаменту гражданской обороны и защиты населения в срок до 15 февраля 2020 г. разработать и в установленном порядке утвердить План мероприятий по реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения.
УТВЕРЖДЕНА
решением коллегии МЧС России
от 4 декабря 2019 года N 8/II
Концепция радиационной, химической и биологической защиты населения
I. Общие положения
1. При проведении анализа содержания документов стратегического планирования Российской Федерации возникла необходимость пересмотра существующей Концепции радиационной, химической и биологической защиты, утвержденной решением коллегии МЧС России от 17 июня 2014 г. N 8/II, и проведения ее актуализации.
2. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на деятельность по обеспечению национальной безопасности в рамках совершенствования радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.
3. Концепцией определяются:
1) источники современных угроз радиационного, химического и биологического характера для населения Российской Федерации;
2) стратегические цели и задачи, основные направления деятельности и ее приоритеты в рамках Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу;
3) механизмы реализации мер по защите национальных интересов по обеспечению радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время, а также основные направления деятельности уполномоченных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении радиационной, химической и биологической защиты населения на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
4. Настоящая Концепция развивает и конкретизирует основные положения по обеспечению защиты населения с учетом современных угроз радиационного, химического и биологического характера, содержащихся в:
2) Указе Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 645 «О Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»;
5. Концепция является основой для конструктивного взаимодействия в сфере радиационной, химической и биологической защиты населения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, институтов гражданского общества, а также граждан Российской Федерации.
6. Радиационная, химическая и биологическая защита населения является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой совокупность согласованных мероприятий и действий сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение радиационной, химической и биологической защиты населения в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
7. Российская Федерация при обеспечении радиационной, химической и биологической защиты населения на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы радиационной, химической и биологической защиты населения, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на решение следующих основных задач:
1) предотвращение и снижение вероятности возникновения угроз радиационного, химического и биологического характера;
2) выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки как при угрозе, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;
3) непосредственная защита населения от поражающих факторов радиационного, химического и биологического характера как в мирное, так и в военное время;
4) ликвидация чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера.
8. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
9. Правовую основу обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации составляют:
1) Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры Российской Федерации;
7) Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 645 «О Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»;
13) иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовые акты муниципальных образований.
II. Оценка вероятных угроз радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и современного состояния радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации. Определение национальных интересов и основных тенденций в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения
10. Анализ военных опасностей интересам Российской Федерации и ее союзников свидетельствует о тенденции к наращиванию угроз радиационного, химического и биологического характера.
11. Вероятные угрозы радиационного, химического и биологического характера, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, определены в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. N Пр-2976:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по химической защите населения
Химическая защита
Химическая защита представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исключение или ослабление воздействия аварийно химически опасных веществ на население и персонал химически опасных объектов, уменьшение масштабов последствий химических аварий.
Необходимость проведения мероприятий химической защиты обуславливается токсичностью аварийно химически опасных веществ, попадающих в окружающую среду в результате аварий на химически опасных объектах, а также других событий.
Отнесение предприятий, получающих, использующих, перерабатывающих, хранящих, транспортирующих, уничтожающих АХОВ, к опасным производственным объектам проводится в соответствии с критериями их токсичности, установленными Федеральным законом «О промышленной безопасности производственных объектов».
Мероприятия химической защиты выполняются, как правило, заблаговременно, а также в оперативном порядке в ходе ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций химического характера.
Важнейшим фактором, предопределяющим ход защитных мероприятий, является, как правило, быстротечность химических аварий. Защитные мероприятия наиболее эффективны в случаях раннего обнаружения химической аварии, особенно на стадии предпосылок к ней или ее инициирования. Организационно-техническими условиями раннего обнаружения химической аварии является наличие на химически опасном объекте эффективных систем контроля технологических процессов, систем (автоматизированных систем) контроля химической обстановки и локальных систем оповещения, а также результативная работа и профессионализм дежурных диспетчерских служб предприятий. В настоящее время в нашей стране автоматизированными системами обнаружения аварий оснащено большинство крупных химически опасных объектов, на которых они предусмотрены нормативными требованиями, но до 80% из них устарели и находятся в эксплуатации более 20 лет.
Оповещение о химической аварии должно проводиться локальными системами оповещения. Решение на оповещение персонала и населения принимается дежурными сменами диспетчерских служб аварийно химически опасных объектов. Если прогнозируемые последствия аварии не выходят за пределы объекта, об аварии оповещаются дежурные смены аварийных служб, администрация и персонал предприятия, а также местные органы управления РСЧС. При авариях, когда прогнозируется распространение поражающих факторов АХОВ за пределы объекта, оповещаются также население, руководители и персонал предприятий и организаций, попадающих в границы действия локальных систем оповещения. При крупномасштабных химических авариях, когда локальные системы не обеспечивают требуемого масштаба оповещения, наряду с ними задействуются территориальные и местные системы централизованного оповещения.
При возникновении химической аварии в целях последующего осуществления конкретных защитных мероприятий организуется химическая разведка проводится оценка обстановки, сложившейся (складывающейся) в результате аварии. Определяется наличие АХОВ, характер и объем выброса, направление и скорость движения облака, время прихода облака к тем или иным объектам производственного, социального, жилого назначения, территория, охватываемая последствиями аварии, в том числе степень ее заражения АХОВ другие данные.
Характеристики основных АХОВ приведены в таблице.
При химических авариях для защиты от АХОВ достаточно эффективно используются индивидуальные средства защиты.
При этом производственный персонал химически опасных объектов для защиты от АХОВ использует изолирующие дыхательные аппараты (изолирующие противогазы) или промышленные фильтрующие противогазы, рассчитанные на защиту от определенных АХОВ, характерных для соответствующих объектов, а также индивидуальные средства защиты кожи. Например, средства защиты кожи типа КИХ-4, КИХ-5 защищают персонал от жидких АХОВ. Средства индивидуальной защиты для персонала объектов, как правило, хранятся на рабочих местах и, при необходимости, могут быть применены немедленно.
Характеристика основных аварийно химически опасных веществ
Агрегатное состояние при 20°С
Плотность жидкости, г/см3
Температура кипения, °С
Нитрил акриловой кислоты
Следует отметить, что существует серьезная проблема своевременности обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания в условиях химических аварий. Для защиты от АХОВ средства должны быть выданы населению в кратчайшие сроки. Однако из-за удаленности мест хранения, время их выдачи нередко составляет от 2-3 до 24 часов. За этот период население, попавшее в зону химического заражения, может получить поражения различной степени тяжести. При химических авариях важную роль в обеспечении защиты населения может сыграть своевременная эвакуация населения из возможных районов химического заражения. Эвакуация в этих случаях может выполняться в упреждающем и экстренном порядке. Упреждающая (заблаговременная) эвакуация осуществляется в случаях угрозы или в процессе длительных по времени крупномасштабных аварий, когда прогнозируется угроза распространения зоны химического заражения. Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится в условиях быстротечных аварий с целью срочного освобождения от людей местности по направлению распространения облака АХОВ.
Процесс принятия решения об эвакуации в условиях химической аварии очень ответственен и оперативен. Он должен базироваться на точном знании быстро меняющейся обстановки, учета удаленности мест, из которых производится эвакуация, до места аварии, реальной оценки возможностей провести эвакуацию до подхода облака зараженного воздуха. Ошибочное или опоздавшее решение на эвакуацию может не улучшить, а усугубить обстановку, подвергнуть людей, покинувших помещение, служившее им укрытием, химическому воздействию.
Поэтому в условиях химической аварии в некоторых случаях более целесообразно использовать для защиты людей от первичного, а в течение непродолжительного времени и от вторичного облака зараженного воздуха жилые и производственные здания. При этом следует иметь в виду, что чем меньше воздухообмен в используемом для защиты помещении, тем выше его защитные свойства. Так, жилые и офисные помещения более защищены, чем помещения производственного назначения. В результате дополнительной герметизации оконных, дверных проемов, других элементов зданий защитные свойства помещений могут быть увеличены. На эффективности использования данного способа защиты существенно сказывается этажность постройки.
Эффективным способом химической защиты является укрытие персонала химически опасных объектов и населения в защитных сооружениях гражданской обороны, прежде всего в убежищах, обеспечивающих защиту органов дыхания от АХОВ. Особенно применим этот способ защиты к персоналу, поскольку значительная часть химически опасных объектов — до 70-80% имеют убежища различных классов, причем убежищами с тремя режимами вентиляции располагают до 30% из них.
По техническим характеристикам средств очистки и регенерации воздуха которыми оснащены убежища, а также допустимым параметрам воздушной среды в их помещениях, в условиях химических аварий может быть обеспечена надежная защита укрываемых:
— в режиме полной изоляции (регенерации внутреннего воздуха) для всех видов АХОВ в любых концентрациях — на время до 6 часов;
— в режиме фильтровентиляции при концентрациях АХОВ ниже 0,1 мг/ м3 — на время 4—5 часов.
По истечении этих сроков укрываемые должны быть выведены из убежищ, при необходимости — в индивидуальных средствах защиты.
Узким местом, осложняющим применение убежищ при химических авариях, является состояние их оборудования для очистки воздуха. Вследствие кризисных явлений в экономике производство этого вида оборудования прекращено или объемы его производства снижены, а между тем срок годности регенеративных патронов для регенерации воздуха и фильтров-поглотителей для фильтровентиляционных установок убежищ в большинстве случаев истек или близок к этому.
Обеспечение химической защиты населения
Обеспечение химической защиты населения
Особое внимание уделяется защите населения, проживающего в непосредственной близости от химических производств. Необходимо отметить, что в связи со скоротечностью развития химических аварий способы защиты населения имеют свою специфику и особенности.
Меры по защите населения от химических аварий осуществляются силами и средствами предприятия, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла химическая авария и сложилась чрезвычайная ситуация. Организация защиты возложена на органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайными ситуациями (ГОЧС), которые создаются при органах исполнительной власти местного самоуправления (на объектовом уровне создают отделы ГОЧС).
Это должен знать каждый
Основные мероприятия по химической защите населения включают:
·своевременное обнаружение возникновения химической аварии и оповещение о ней;
·обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и применение этих средств;
·укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ.
Для защиты населения от АХОВ заблаговременно применяется ряд мер.
На потенциально химически опасных объектах создаются локальные системы контроля обстановки и оповещения населения об угрозе и возникновении химической аварии (в настоящее время разрабатываются автоматизированные системы контроля химической обстановки). В районах размещения химически опасных объектов создаются локальные системы оповещения.
Одним из эффективных способов защиты населения является использование средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов, ватно-марлевых повязок и т. п.).
Для защиты органов дыхания используются фильтрующие противогазы: общевойсковой противогаз, гражданский противогаз ГП-7, противогаз детский фильтрующий ПДФ-2Д (ДШ), Кроме того, для защиты персонала на химических предприятиях применяются промышленные противогазы и респираторы, которые хранятся непосредственно на объектах.
Противогазы для обеспечения защиты населения (гражданские противогазы), как правило, хранятся на складах, расположенных пределами городов на расстоянии 50-80 км. В таких условиях реальная доставка и выдача их может занять 6-8 ч. Поэтому в целях обеспечения защиты населения, проживающего вблизи наиболее крупных химически опасных объектов, планируется выдавать ему в личное пользование противогазы, находящиеся на складах.
Кроме того, фильтрующие противогазы рассчитаны на защиту от боевых отравляющих веществ и практически не защищают от ряда АХОВ, таких, как аммиак, окиси азота, окись этилена.
Средства индивидуальной защиты кожи состоят из специальной защитной одежды, в которую входят общевойсковой защитный комплект, легкий защитный костюм Л-1, защитный комбинезон, защитная фильтрующая одежда. Специальная защитная одежда используется только личным составом формирований гражданской обороны, а население должно уметь приспосабливать повседневную одежду и обувь для использования их в качестве подручных средств для защиты кожи.
Население, проживающее в районах расположения химически опасных объектов, в некоторых случаях при возникновении химической аварии и чрезвычайной ситуации может укрываться в защитных сооружениях гражданской обороны, в которых предусмотрена герметичность помещений, используемых в качестве временных укрытий.
Для уменьшения поражающего воздействия АХОВ на людей, находящихся во время химической аварии в зданиях и сооружениях, рекомендуется использовать различные подручные средства для усиления герметичности помещений. Этим можно в определенной степени уменьшить проникновение наружного воздуха в помещения и снизить концентрацию АХОВ.
Немаловажное значение в деле обеспечения химической защиты, населения имеет обучение населения поведению при угрозе возникновения или в условиях чрезвычайной ситуации, возникшей на химически опасном объекте. Особенно это касается населения, проживающего рядом с опасным объектом.
Специалисты МЧС России разработали практические рекомендации том, как правильно вести себя в этих ситуациях.
Как подготовится к химической аварии
Для ознакомления при ведем характеристики наиболее распространенных АХОВ.
Запомните характерные особенности сигнала оповещения населения о химической аварии «Внимание всем!» (вой сирен и прерывистые гудки предприятий), порядок действий при его получении, правила герметизации помещения, защиты продовольствия и воды.
Изготовьте и храните в доступном месте ватно-марлевые повязки для всех членов семьи. Имейте памятку о действиях населения при аварии на химически опасном объекте.
Как действовать при химической аварии
При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприемник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.
При невозможности покинуть зону поражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Место укрытия выбирайте в зависимости от свойств АХОВ. При заражении аммиаком нужно укрываться в полуподвальных или подвальных помещениях. При заражении хлором и фосгеном необходимо подняться на верхние этажи здания или высоты.
При аварии на железнодорожных и автомобильных магистралях, вязанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в нee категорически запрещено.
Как действовать после химической аварии
При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, принимайте обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.
Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду снимите и выбросите в определенное место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птиц, забитых после химической аварии, до официального заключения об их безопасности.
1.Какие органы исполнительной власти осуществляют мероприятий по обеспечению химической безопасности населения?
2.Какие средства индивидуальной защиты используются для защиты органов дыхания от воздействия АХОВ?
3.Какие мероприятия планируются и проводятся для обеспечения химической защиты населения?
4.Какими свойствами обладают наиболее распространенные АХОВ аммиак и хлор?
Внимательно изучите рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения в условиях химической аварии. Сформулируйте свои действия, направленные на обеспечение химической безопасности в месте вашего проживания. Согласуйте основные моменты своего поведения с родителями. Запишите порядок действий в различных ситуациях в дневник безопасности