какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту»

Тема:

«Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями в домашних условиях»

г. Владивосток

2020

Введение

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: «Жизнь требует движения»… «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие».

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность, совершенствуют функциональные системы организма человека. Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество. Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.

Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма.

Благодаря самонаблюдению спортсмен имеет возможность самостоятельно контролировать тренировочный процесс. Кроме того, самоконтроль имеет большое воспитательное и педагогическое значение, приучая спортсмена к активному наблюдению и оценке своего состояния, к анализу используемой методики тренировки.

Без физической активности самоконтроль падает

Меган Оутен, психолог, и Кен Ченг, биолог (из книги Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить»), из Университета Маккуори в Сиднее недавно закончили тестировать новое лечение, повышающее самоконтроль. «Подопытными кроликами» стали шесть мужчин и 18 женщин в возрасте от

18 до 50 лет. Спустя два месяца лечения они лучше сосредотачивались и

меньше отвлекались. Но это было не все. Испытуемые меньше курили, снизили потребление спиртного и кофеина — хотя никто их об этом не просил. Они ели меньше вредной пищи и больше здоровой. Меньше времени тратили на телевизор и больше — на учебу. Экономили деньги и меньше транжирили на спонтанные покупки. Ощутили контроль над своими эмоциями. Что это за чудесное лекарство и кто выпишет рецепт?

Чудеса самообладания творили физические упражнения. Участникам, которые прежде не занимались спортом регулярно, подарили членство в тренажерном зале и посоветовали им воспользоваться. В первый месяц они занимались примерно раз в семь дней, но к концу второго месяца посещали зал уже трижды в неделю. Исследователи не просили их о других переменах, и все же благодаря спортивным тренировкам люди будто бы открыли в себе новый источник силы и стали лучше владеть собой во всех сферах жизни.

Физические упражнения, как и медитация, увеличивают и ускоряют мозг и в первую очередь префронтальную кору.

Понятие самоконтроля

Самоконтроль – при занятиях физкультурой и спортом — регулярное наблюдение занимающегося физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития, а также за влиянием на организм физических нагрузок. Данные самоконтроля существенно дополняют сведения, получаемые при медосмотре. Кроме того, самоконтроль имеет и воспитательное значение, приучая к сознательному отношению к занятиям, соблюдению правил личной гигиены, правильному распорядку дня, проведению закаливания.

В процессе самоконтроля опираются на субъективные показатели — само­чувствие, настроение, сон, аппетит, работоспособность и др., а также про­стейшие объективные – частота и ритм сердечных сокращений и дыхание, масса тела, мышечная сила и др. Можно использовать для само­контроля и элементарные функциональные пробы, например

ортостатическую и ортоклиностатическую, пробу с задержкой дыхания.

Количество показателей для самоконтроля определяется состоянием здоро­вья занимающегося, уровнем его физической подготовленности и поставлен­ными задачами. Например, для лиц пожилого возраста обязательным явля­ется контроль артериального давления, которое измеряют не реже 1 раза в неделю.

После занятий физическими упражнениями самочувствие должно быть бодрым, настроение, аппетит, работоспособность хорошими. Занимающийся не должен испытывать чувство разбитости, выраженного утомления. При отсут­ствии хорошего самочувствия (вялость, сонливость, раздражительность), наличии мышечных болей, нежелании заниматься следует временно (на 1-2 дня) прекратить занятия и возобновить их, постепенно увеличивая нагрузку, при ухудшении самочувствия (пульсирующая головная боль, тяжесть в затылке, мелькание мушек перед глазами, шум в ушах, тошнота и др.) необходимо прекратить занятия и обратиться к врачу.

Цель самоконтроля — регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.

Задачи самоконтроля:

Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.

Основные методики самоконтроля:

Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма. При нервно – психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

Оценка показателей самоконтроля и проведение функциональных проб.

Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. ЧСС в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки за х. Например, ЧСС в покое (до нагрузки) за 10 с равна 12 ударам, а после нагрузки за 10 с на первой минуте восстановления — 20 ударов. Составляется пропорция

и рассчитывается процент учащения пульса:

Следовательно, ЧСС после нагрузки возросла примерно на 66,6%. Резкое (80 – 90%) учащение пульса на первой минуте после нагрузки свидетельствует о нагрузке, превышающей функциональные возможности занимающегося. Необходимо иметь в виду, что допустимой границей учащение ЧСС для лиц старших возрастных групп является 130 – 140 ударов в 1 мин, при правильно подобранной нагрузке ЧСС восстанавливается через 5-10 мин. Замедленное восстановление ЧСС свидетельствует о чрезмерной нагрузке или неудачно подобранном комплексе упражнений.

Наблюдения за ЧСС рекомендуется сочетать с проведением ортостатической и ортоклиностатической проб, характеризующих состояние сердечно-сосудистой вегетативной нервной систем. Ортостатическая проба проводится следующим образом. Занимающийся лежит на кушетке в течение 5 мин, по истечении которых подсчитывает ЧСС за 15 с, затем встает и вновь подсчитывает ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение соя отмечается учащение ЧСС на 10-12 ударов в 1мин. Учащение пульса до 18 ударов в 1 мин – удовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы. Оргоклиностатическая пробы – определение ЧС при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме отмечается урежение пульса на 4-6 ударов в 1 мин. Более выраженное замедление пульса указывает на повышенный тонус вегетативной нервной системы. Чем выше тренированность спортсмена, тем меньше разница ЧСС при ортоклиностатической пробу. Обе эти пробы рекомендуется проводить утром, непосредственной после пробуждения.

Косвенной энергетической характеристикой деятельности сердца может быть так называемый коэффициент экономизации кровообращения, определяемый как произведение пульсового АД (разница между систолическим и диастолическим АД) и частоты сердечных сокращений. В норме этот показатель колеблется в довольно широких пределах (от 2000 до 6000), составляя в среднем около 2800.

Для проведения пробы с задержкой дыхания (пробы Штанге) необходимо сделать вдох, затем глубокий выдох и снова вдох, после чего задержать дыхание, зажав нос большим и указательным пальцами и зафиксировав по секундомеру время задержки дыхания. Оно должно составлять не менее 20-30 с (хорошо подготовленные спортсмены задерживают дыхание на 60-120 с). По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается, однако при переутомлении или перетренированности занимающегося возможность задержать дыхание резко снижается. Аналогичную пробу проводят с задержкой дыхания на выдохе (пробы Генча). При этом задержка дыхания должна составлять 20-30 с (у хорошо тренированных спортсменов – 60-90 с).

Важное значение при занятиях физическими упражнениями имеет реакция нервно-мышечной системы. В практике силу кисти рук измеряют ручным динамометром и затем вычисляют силовой индекс (показания динамометра делят на массу тела занимающегося и умножают на 100). В среднем этот индекс (относительная сила кисти) для мужчин составляет 70-75, для женщин – 50-60. При систематических занятиях физическими упражнениями сила кисти постепенно возрастает.

Функциональное состояние нервно-мышечной системы можно исследовать с помощью теппинг-теста. Для этого определяют максимальную частоту движения кисти за фиксированный промежуток времени. Сидя за столом занимающийся по команде (с одновременным включенным секундомером) с максимальной скоростью в течение 1 мин, переходя (по команде) от квадрата к квадрату каждые 10 с. После 6-кратного повторения команды «стоп» работу прекращают и подсчитывают количество точек в каждом квадрате. Максимальная частота движений кистью за первые 10 с характеризует подвижность нервных процессов. У тренированных людей количество точек в первом квадрате не менее 70, постепенное (более 15-20 точек) уменьшение в каждом последующем квадрате указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

Кроме того, можно проводить исследование статической устойчивости. Пробы на устойчивость тела (поза Ромберга) заключается в том, что занимающийся принимает основную стойку: стопы сдвинуты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. Определяют максимальное время устойчивости (не менее 30 с) и наличие тремора кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы (до 1 мин и более).

Определять принятые показатели следует всегда примерно в одинаковых условиях (лучше утром, после подъема), а также периодически до и после занятий. Свои наблюдения занимающиеся фиксируют в дневнике самоконтроля, в котором отражают и любое нарушение режима (например, употребление алкоголя), жалобы, перенесенные заболевания. С дневником самоконтроля периодически должен знакомиться врач врачебно-физкультурного диспансера (для спортсменов – спортивный врач и тренер). Анализируя показатели самоконтроля, следует учитывать возраст и пол занимающегося, уровень его физической подготовленности.

Значение самоконтроля

Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в полной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности.

Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность, облегчают засыпание и улучшают качество сна, эмоциональный тонус, а также спорт повышает вашу концентрацию. Однако, следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля и самоконтроля. Самоконтроль способствует правильному использованию средств и методов выполнения физических упражнений и укреплению здоровья.

Хорошо зная особенности воздействия физической нагрузки на организм, умея следить за состоянием своего здоровья, правильно разбираясь в изменениях состояния организма, мы можем наиболее обоснованно регулировать нагрузку, определить самые ранние признаки нарушений в здоровье и тренированности и тем самым вовремя принимать необходимые меры.

Таким образом, самоконтроль помогает занимающимся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.

Заключение

Целью моего реферата являлось рассмотреть и изучить влияние самоконтроля на человека и его развитие.

В своем реферате я доказываю, что самоконтроль не только является средством укрепления здоровья каждого из нас, формой проведения досуга, но и влияет на другие стороны жизни человека, например на социальную, трудовую деятельность, интеллектуальные и нравственные качества.

Если человек во время самоконтроля себя только напрягает и ругает, у него неправильный самоконтроль. А если человек внимательно контролирует, чтобы во время работы не напрягаться, работать на позитиве, вовремя отдыхать и за трудное дело браться с умом, обеспечивая успешное начало и празднуя все значимые успехи, такой контроль полезен всегда и излишним не будет.

Самоконтроль — одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля — нет свободы, нет ответственности, нет личности.

Источник

Физическая культура. 5 класс

Конспект урока

Физическая культура, 5 класс

Урок № 15. Самонаблюдение и самоконтроль

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Самонаблюдение – длительный процесс постоянной и регулярной регистрации показателей физического развития и физической подготовленности.

Самоконтроль – один из базовых элементов самонаблюдения, включающий в себя регистрацию показателей состояния организма во время занятий.

Физическое развитие – изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.

Физическая подготовленность – результат занятий физическими упражнениями, обеспечивающий формирование двигательных умений, навыков, развития физических качеств, повышения уровня работоспособности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

1.Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: www.prosv.ru [электронный документ]. http:// school-collection.edu.ru.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для оценки эффективности занятий физической культурой необходимо регулярно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в организме под влиянием физических нагрузок. Самонаблюдение и самоконтроль помогают не только узнавать об индивидуальных возможностях организма, но и целенаправленно их развивать.

Самонаблюдение – это регулярная регистрация показателей здоровья и самочувствия человека, уровней его физического развития и физической подготовленности. Самонаблюдение проводят 4 раза в год, т.е. каждую четверть.

При регулярных занятиях физическими упражнениями, кроме самонаблюдения, проводят самоконтроль, который позволяет проверить, как организм переносит физическую нагрузку. Самоконтроль осуществляется не только по внешним признакам, а также по настроению и желанию тренироваться. Наиболее доступным средством самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), или пульса. Чем больше нагрузка, тем выше показатели ЧСС (чаще пульс).

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

Выберите тип интерактивного теста:

1. Единичный / множественный выбор

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Что такое самонаблюдение?

Выберите все правильные ответы.

а) наблюдение за своим поведением и поступками;

б) регулярная регистрация показателей состояния здоровья и самочувствия человека, уровня его физического развития и физической подготовленности;

в) наблюдение за своими результатами в учебе;

г) наблюдение за техникой выполнения физических упражнений в зеркале;

д) регистрация показателей состояния организма во время занятий.

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант: Б

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): А, В, Г, Д

Выберите тип интерактивного теста:

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

Информация о тестовом вопросе:

Вставьте пропущенные слова:

«Наиболее доступным средством самоконтроля является измерение ________, или пульса. Чем больше ______, тем выше показатели ЧСС (чаще пульс)».

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант: «Наиболее доступным средством самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений, или пульса. Чем больше нагрузка, тем выше показатели ЧСС (чаще пульс)».

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными

Источник

Самоконтроль и контроль учащихся при занятии физическими упражнениями

В своей работе я уделяю большое внимание систематическому контролю за физической подготовленностью учащихся, постоянно обращаю внимание на самоконтроль школьников, особенно старшеклассников, обучая их этому на уроках физической культуры.

Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятии физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях, группах ОФП, походах, экскурсии, самостоятельные, занятия дома и т. д.) является обязательным условием повышения качества физического воспитания.

Прежде всего самоконтроль предполагает знания учащихся влияния физических упражнений на организм человека, главным образом на показатели гемодинамики (артериальное давление, частота сердечных сокращений и т.д.), а в старшем возрасте и закономерность физического развития.

Известно, что регулярные и методически правильно организованные занятия физической культурой оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему. У 15 – 16 летних школьников средняя частота пульса в покое колеблется в пределах 70 – 76 уд/мин. и 15 – 20 % юношей наблюдается замедленный пульс 50 – 60 уд/мин. При значительных нагрузках частота сердечных сокращений (ЧСС) может достигать 180 – 220 уд/мин.

В начале урока (построение) пульс несколько выше, чем в условиях относительного покоя (82 – 85 уд/мин.), что объясняется условно–рефлекторной настроенностью организма на постоянную нагрузку. По мере увеличения мощности нагрузки в процессе урока (ЧСС) возрастает. При этом ее увеличение до 170 уд/мин. практически адекватно мощности нагрузки. Дальнейшее повышение мощности нагрузки вызывает меньшую реакцию ЧСС, но приводит к быстрому снижению работоспособности организма, поэтому необходимо оптимально использовать на уроке нагрузки, вызывающие реакцию ЧСС на участке пульсовой кривой от исходного уровня (82–85 уд/мин.) до 170уд/мин. Средний показатель ЧСС за урок у юношей 10–11 классов должен быть в пределах 130–140 уд/мин.

Артериальное давление (АД) у юношей несколько ниже, чем у взрослых – 110–115 мм.рт.ст. Одной из причин повышения давления до 140–160 мм.рт.ст. (в покое) может являться неправильная (формированная) тренировка.

ЧСС и АД одинаково важны для оценки деятельности сердечно–сосудистой системы. Произведение этих величин (умножение дуг на друга) иногда используют как критерий такой оценки. У физически ослабленных юношей данное произведение может превышать 15000, у здоровых, но не занимающихся физической культурой и спортом 8000 – 10000, у тренированных 6000 – 7000.

Для самоконтроля можно рекомендовать и такие показатели, как вес (масса) тела, обхватные размеры (окружность талии, плеча, бедра, шеи и т.д.) степень жироотложения (без специального инструмента это можно сделать следующим образом: взять двумя пальцами складку кожи на животе, измерить ее толщину на глаз и разделить на 2, если результат равен 10 – 12 мм – это норма превышения в 2,0 раза и больше свидетельствует об изменении веса) и целый ряд субъективных ощущений: самочувствие, настроение, аппетит, сон, усталость и т.д. Ухудшение этих показателей – симптом переутомления вследствие чрезвычайных нагрузок.

В практике самоконтроля вполне доступны целый ряд простых, но вполне информативных проб, позволяющих оценить функциональное состояние дыхательной и в определенной мере сердечно-сосудистой системе. Например, проба Штанге. После обычного вдоха задерживать дыхание, зажав при этом нос пальцами. Длительность задержки дыхания тем выше, чем лучше тренированность организма, но для 15 – 17 летних подростков не должна быть ниже 30 – 40 сек. Интересна в этом плане методика Серкина, которая состоит из 3-х проб. Первая – определить время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Вторая проба – определить время задержки дыхания на вдохе сразу же после 20-го приседания за 30 сек. Третья проба – определить время задержки дыхания на вдохе после 1 мин. отдыха. Пробы Штанге и Серкина проводят до физической нагрузки после 6 – 8 мин. спокойного отдыха.

Большое значение имеет время восстановления ЧСС в период отдыха

после нагрузки. В процессе урока учитель не менее 3-х раз (в начале и в конце урока, после скоростно-силовых нагрузок, и т.д.) предлагает классу посчитать пульс за 6 сек. (начало и конец подсчета по общему сигналу). Особенно важно – в начале учебного года. Следует помнить, что ЧСС очень быстро восстанавливается в перерыве 30 – 40 сек. (на 20 – 30 уд./мин.), поэтому задержка начала подсчета существенно искажает результат контроля.

ЧСС менее 12 – 14 ударов за 6 сек. после скоростно-силовой подготовки свидетельствует о слабой нагрузке или нежеланием учащихся “нагружаться ”. ЧСС 18-20 ударов в 6 сек. – показатель высоких функциональных возможностей, но при условии быстрого снижения (за 3-4 мин.) до исходного уровня. Если пульс долго не восстанавливается, необходимо консультация врача.

Усвоение этого раздела программы особенно важно для учащихся, так как некоторые из них пытаются в кротчайший срок достичь высоких желаемых результатов и могут не рассчитать свои силы при проведении самостоятельных занятий. Поэтому уже на первых уроках я обращаю на это внимание и периодически возвращаюсь к этому вопросу в течение учебного года. Иногда опрашиваю учащихся с целью выявления степени усвоения методики самоконтроля в процессе занятия физическими упражнениями.

Кроме самоконтроля важнейшее значение имеет контроль за физической подготовленностью школьников со стороны учителя физической культуры и учет этих данных в повседневной работе.

Кроме этого есть тесты для хорошо подготовленных учащихся. Их-то я и использую в целях активизации слабых учеников. Во-первых, большинство из них можно выполнить в домашних условиях, во-вторых, каждый ученик осознает, что улучшение результатов зависит от него самого. Так на первых порах я предлагаю выполнить тест только желающим и при этом самым главным считаю желание учащегося испытать себя, при этом неудачи даже сильных юношей не вызывает у них огорчения. Чаще отмечается удивление: до сих пор все получалось, а тут вдруг нет. Дома они приложат максимум усилий, чтобы выполнить тест.

Тесты:

Источник

Проект по физической культуре «Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (МБОУ «СОШ №6»)

по предмету физическая культура

на тему « Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями»

Выполнила ученица 9 «А» класса:

Самотовинская Дарья Алексеевна

учитель физической культуры

Тараненко Ирина Николаевна

Основное содержание проекта…………………………………..4

Для наблюдения за состоянием здоровья и оценки систематических занятий физкультурой необходим врачебный контроль. Следует периодически посещать врача и получать у него «добро» на дальнейшие занятия. Кроме того, можно самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок.

Актуальностью нашей темы является то, что ребенок, в силу возрастных особенностей, не всегда может сознательно контролировать свою физическую активность и чтобы защитить себя от перегрузок он должен уметь контролировать свое состояние приемами самоконтроля.

Цель проекта: исследовать и изучить приемы самоконтроля при занятиях физкультурой и спортом.

Задачи: 1. Изучить значимость самоконтроля при занятиях физическими упражнениями

2. Провести исследование по применению навыков самоконтроля на уроке физкультуры.

3. Проведение анкетирование в 4 классов на тему «Что вы знаете о самоконтроле на уроке физкультуры ».

4. Проанализировать результаты анкетирования.

5. Разработать дневник самоконтроля.

Продукт проектной деятельности: создание дневник самоконтроля для учащихся 4класса

Большое значение для учащихся, занимающихся физической культурой и спортом, имеет самоконтроль.

Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и спортивных нагрузок.

Самоконтроль включает наблюдение и анализ объективных и субъективных состояний организма.

Субъективными показателями принято считать: самочувствие, настроение, аппетит, сон, чувство утомления и усталости, желание и нежелание заниматься физическими упражнениями и другое.

Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника самоконтроля за собственным развитием и состоянием здоровья. В нём фиксируются все полученные объективные и субъективные результаты и данные наблюдений.

Физическая нагрузка – это реакция организма на выполненную работу. Величина нагрузки определяется степенью усталости человека. В быту мы судим о своем состоянии в основном по самочувствию и как правило, не ошибаемся. Прислушиваться к своим ощущениям, можно и в жизни, и при занятиях физическими упражнениями. Ребенок, в силу возрастных особенностей, не всегда может сознательно контролировать свою физическую активность, чтобы защитить себя от перегрузок. Умение контролировать свое самочувствие составляет часть физической культуры, которую человек должен усвоить с детского возраста. Самоконтроль, чаще всего, осуществляется стихийно и неосознанно. Большое значение в физической культуре имеет сознательное отношение самих занимающихся к регулярному и методически правильному использованию физических упражнений. Именно поэтому ведущую методическую роль приобретает самоконтроль занимающихся. Самоконтроль необходимо вести постоянно и регулярно во все периоды занятий физическими упражнениями и во время отдыха. Следить за изменениями организма можно с помощью дневника самоконтроля.

Работа над реализацией предполагала применение следующих методов

Анкетирование учащихся 4-х классов на « Что вы знаете о самоконтроле на уроке физической культуры».

Исследование в 4 «В» классе.

В ходе работы изучили дополнительный материал по использованию приемов самоконтроля во время занятий физическими упражнениями, провели анкетирование, на основе получен результатов провели исследование эффективности использования самоконтроля учащимися на уроках физической культуры при выполнения упражнений.

На первом этапе нашего исследования мы провели анкетирование учащихся 4-х классов (37 чел.) было проведено анкетирование для того, чтобы выявить тех, кто компетентен в вопросе самоконтроля.

Анкета включала в себя следующие вопросы:

Занимаешься ли ты самостоятельно физическими упражнениями?

Умеешь ли ты измерять пульс?

Знаешь ли ты признаки утомления?

Как ты оцениваешь свое здоровье?

Ты обычно устаешь от физической нагрузки на уроке физкультуры?

Результаты анкетирования показаны в таблице №1

Результаты анкетирования учащихся 4 классов

Занимаешься ли ты самостоятельно

Умеешь ли ты измерять пульс?

Знаешь ли ты признаки утомления?

Как ты оцениваешь свое здоровье?

Хорошее – 13 человек

Ты обычно устаешь от физической

нагрузки на уроке физкультуры?

Иногда – 12 человек

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство учащихся самостоятельно занимаются физическими упражнениями, малый процент детей не знакомы с методами определения у себя пульса. Свое здоровье хорошим оценивают большинство учащихся. Большинство детей могут выполнять физические упражнения не только под руководством учителя, но и самостоятельно. Они имеют слабые навыки в проведении самоконтроля. Знают, что режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учеба и занятия спортом), прием пищи. Не все могут правильно регулировать физическую нагрузку.

— подсчет частоты дыхания,

— определение внешних признаков утомления,

В результате исследований были получены следующие данные.

Измерив пульс в начале урока у 18 испытуемых:

какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Смотреть фото какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Смотреть картинку какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Картинка про какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Фото какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями

у 12 в покое пульс не превышает 70 ударов в минуту, у 4 человек колеблется от 80 до 89 ударов. Пульс остальных 4 учащихся выше 90 ударов в минуту, что говорит об их плохом физическом развитии (Диаграмма№1)

Пульс учащихся в покое (кол-во человек)

После небольшой нагрузки – теста на приседание

какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Смотреть фото какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Смотреть картинку какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Картинка про какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Фото какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями

Время восстановления пульса после нагрузки (кол-во человек)

На уроке так же ребята учились производить подсчет частоты дыхания. Этот способ измерений ребята освоили лучше и быстрее, чем измерение пульса. В покое, частота дыхания в среднем составляет 12 – 16 раз в минуту. Количество дыхания считают обычно, положив ладонь руки спереди на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Каждый вдох и каждый выдох составляют один дыхательный цикл.

Проведем измерения частоты дыхания после, бега на 200м (девочки) и 400м (мальчики).

какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Смотреть фото какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Смотреть картинку какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Картинка про какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Фото какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями

До нагрузки частота дыхания составляла у 7 человек (из 20) 12- 14раз в минуту, у 9 человек – 15 – 16 раз, у 4 ребят 17 – 19 раз. (Диаграмма №3)

Частота дыхания в покое (кол-во человек)

После завершения дистанции ребята самостоятельно не только проводили измерения, но и сами засекали время.

какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Смотреть фото какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Смотреть картинку какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Картинка про какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями. Фото какие мероприятия входят в самоконтроль учащегося на занятиях физическими упражнениями

Частота дыхания после нагрузки (кол-во человек)

Но определять степень утомления можно не только измерив пульс или частоту дыхания, но и по внешним признакам. Важно знать все эти признаки, чтобы вовремя снизить нагрузку во время самостоятельных занятий. Это могут быть покраснения кожи лица, сменяющееся сильным потоотделением, посинение губ; усиленное потоотделение; неточные, вялые движения. Многие учащиеся знают, если в занятиях сделан перерыв, то после первых занятий физическими упражнениями могут появиться болевые ощущения, которые в дальнейшем исчезают. Боль в мышцах показатель того, что учащийся не занимался физическими упражнениями. Поэтому, после перерыва необходимо наращивать нагрузку постепенно.

После проведенного исследования в 4 классе дети, получившие навыки в самоконтроле могут не только следить за своим самочувствием, но и самостоятельно планировать занятия по общей физической подготовке.

На третьем этапе нашего исследование было создание дневника самоконтроля для учащихся 4-х классов, используя полученную информацию.

1. Изучили значимость самоконтроля при занятиях физическими упражнениями

2. Провели исследование по применению навыков самоконтроля на уроке физкультуры.

3. Провели анкетирование в 4 классов на тему «Что вы знаете о самоконтроле на уроке физкультуры ».

4. Проанализировали результаты анкетирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *