какие мероприятия включаются в перспективный план работ по метрологическому обеспечению
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. При планировании работ метрологических служб следует исходить из задач, установленных Положением о метрологической службе.
1.2. За основу планирования принимается фактическое состояние метрологического обеспечения на энергопредприятиях и в организациях акционерных обществ энергетики и электрификации (A О-энерго) и других акционерных обществ.
1.3. В условиях переходного периода развития экономики страны целесообразно осуществлять текущее планирование работ по метрологическому обеспечению.
1.4. Текущий план составляется на год и намечает основные мероприятия метрологических служб, направленные на реализацию первоочередных задач, выдвигаемых развитием экономики и состоянием дел в отрасли, в АО-энерго и на энергопредприятиях (в организациях).
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ
2.1. Работы по метрологическому обеспечению производства (МОП) планируются на следующих уровнях:
акционерных обществ энергетики и электрификации; энергопредприятия (организации).
2.2.1. Координационный план разрабатывается головной организацией метрологической службы (ГОМС) на основе:
предложений энергопредприятий (организаций) для включения в координационный план;
планов работ по МОП в АО-энерго, на предприятиях и в организациях, входящих в состав РАО «ЕЭС России».
2.2.2. Проект координационного плана представляется на утверждение в Департамент науки и техники РАО «ЕЭС России» в IV кв. года, предшествующего планируемому.
2.3. На уровне АО-энерго разрабатываются: предложения для включения в отраслевой координационный план; годовой план работ по МОП АО-энерго на основе планов работ по МОП энергопредприятий, входящих в состав АО-энерго.
2.4. На уровне энергопредприятий, входящих в состав АО-энерго, разрабатывается годовой план МОП энергопредприятия, который до 1 сентября года, предшествующего планируемому, согласовывается главным метрологом базовой организации метрологической службы (БОМС) и после согласования утверждается главным инженером энергопредприятия.
2.5. Годовые планы по МОП АО-энерго и энергопредприятий, входящих в состав РАО «ЕЭС России», а также предложения к отраслевому координационному плану направляются до 1 ноября года, предшествующего планируемому, в ГОМС на согласование. Согласованные ГОМС годовые планы но МОП утверждаются главными инженерами АО-энерго и энергопредприятий.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА РАБОТ ПО МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА
3.1. План работ по метрологическому обеспечению должен содержать следующие разделы:
Разработка новых и пересмотр действующих нормативных документов (НД) по метрологическому обеспечению.
Организационно-технические работы по метрологическому обеспечению.
Подготовка, повышение квалификации специалистов и обмен опытом.
Задания по поверке и калибровке средств измерений (СИ) и измерительных каналов информационно-измерительных систем (ИК ИИС).
Задания по ремонту СИ.
3.3. В разделе «Разработка новых и пересмотр действующих НД по метрологическому обеспечению» (см. приложение 2) предусматриваются задания на разработку и пересмотр НД, регламентирующих требования к методам и средствам калибровки СИ, методикам выполнения измерений, поверочным схемам, а также к проведению организационно-методической работы.
3.4. В разделе «Организационно-технические работы по МОП» (см. приложение 2) предусматриваются задания по:
внедрению новых СИ, методик выполнения измерений;
составлению и ведению паспорта метрологической службы;
аттестации информационно-измерительных систем;
аттестации методик выполнения измерений;
аккредитации метрологических служб и калибровочных лабораторий на право проведения калибровочных работ, лабораторий по определению состава и свойств объектов контроля и испытательных лабораторий;
экспертизе проектов энергетических объектов, разрабатываемых проектными организациями, энергооборудования, конструкторской и технической документации, разрабатываемой подразделениями АО-энерго, энергопредприятия (организации);
метрологическому контролю и надзору за состоянием и применением СИ, аттестованных методик измерений, соблюдением метрологических правил и норм, деятельностью метрологических служб;
разработке и участию в разработке новых СИ;
планированию метрологического обеспечения производства.
3.5. В разделе «Подготовка, повышение квалификации специалистов и обмен опытом» (приложение 3) предусматриваются задания по:
подготовке и переподготовке главных метрологов предприятий (организаций), поверителей и калибровщиков по видам измерений в учебных заведениях Госстандарта России, институтах повышения квалификации, учебно-производственных комбинатах, на ведомственных курсах и т.п.;
организации и проведению семинаров, совещаний по различным вопросам МОП.
3.6. В разделе «Задания по поверке, калибровке средств измерений и измерительных каналов ИИС» (см. приложение 4) указываются наименование и количество СИ и ИК ИИС, подлежащих поверке, калибровке.
В разделе «Задания по ремонту средств измерений» (см. приложение 5) указывается наименование и количество СИ, подлежащих ремонту.
Средства измерений следует группировать по видам измерений в соответствии с приложением 6.
3.7. Оперативная деятельность метрологических служб, направленная на обеспечение производства и распределение тепловой и электрической энергии, включающая проведение высокоточных измерений, ведение оперативного, учета СИ, экспертизы выполнения измерений, анализа причин аварии и брака, связанных с выполнением измерений, и другие работы, требующие немедленного исполнения, планированию не подлежит.
3.8. Информация о выполнении плана работ по метрологическому обеспечению производства представляется в произвольной форме один раз в год:
базовой организацией метрологической службы энергетики и электрификации до 1 марта в ГОМС;
Планирование работ по метрологическому обеспечению
10.2.1 Работы по метрологическому обеспечению планируются на следующих уровнях:
— структурного подразделения ПАО «Газпром», отвечающего за формирование и реализацию единой технической политики в области ОЕИ;
— метрологических служб дочерних обществ ПАО «Газпром».
10.2.2 На уровне структурного подразделения ПАО «Газпром», отвечающего за формирование и реализацию единой технической политики в области ОЕИ, осуществляют:
— разработку комплексных целевых программ;
— разработку и формирование предложений проведения НИОКР по актуальным вопросам ОЕИ;
— формирование предложений в перспективный план разработки документов по техническому регулированию в ПАО «Газпром в области ОЕИ;
— планирование работ по созданию и развитию современной испытательной и эталонной базы в области измерений количественных и качественных показателей УВС и осуществление контроля их реализации;
— формирование графиков комплексных проверок состояния ОЕИ при добыче, транспортировке, переработке, подготовке, хранении и поставке природного газа и жидких углеводородов;
— формирование предложений по техническому обслуживанию, ремонту, строительству, реконструкции и техническому перевооружению (модернизации) узлов измерений расхода и определения показателей качества УВС, производственно-технологических процессов добычи, транспортировки, переработки, подготовки, хранения и поставок УВС.
Данные виды работ структурное подразделение ПАО «Газпром», отвечающее за формирование и реализацию единой технической политики в области ОЕИ, выполняет на основе:
— анализа результатов проверок состояния метрологического обеспечения дочерних обществ ПАО «Газпром» и отчетов о работах, выполненных метрологическими службами дочерних обществ ПАО «Газпром» за отчетный год;
— предложений метрологических служб дочерних обществ ПАО «Газпром».
В планах отражается весь комплекс работ, намеченных к проведению в планируемом периоде, с указанием конкретных сроков и ответственных исполнителей.
10.2.3 На уровне метрологических служб дочерних обществ ПАО «Газпром» разрабатывают предложения в планы проектно-изыскательских работ, капитальных вложений, капитального ремонта, технического обслуживания и текущего ремонта, и диагностического обследования по объектам метрологического обеспечения.
Плановые документы по развитию системы метрологического обеспечения дочернего общества ПАО «Газпром» разрабатываются метрологической службой дочернего общества ПАО «Газпром» и утверждаются руководителем дочернего общества ПАО «Газпром».
10.2.4 За выполнением планов по метрологическому обеспечению должен быть организован систематический и эффективный контроль.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. При планировании работ метрологических служб следует исходить из задач, установленных Положением о метрологической службе.
1.2. За основу планирования принимается фактическое состояние метрологического обеспечения на энергопредприятиях и в организациях акционерных обществ энергетики и электрификации (A О-энерго) и других акционерных обществ.
1.3. В условиях переходного периода развития экономики страны целесообразно осуществлять текущее планирование работ по метрологическому обеспечению.
1.4. Текущий план составляется на год и намечает основные мероприятия метрологических служб, направленные на реализацию первоочередных задач, выдвигаемых развитием экономики и состоянием дел в отрасли, в АО-энерго и на энергопредприятиях (в организациях).
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ
2.1. Работы по метрологическому обеспечению производства (МОП) планируются на следующих уровнях:
акционерных обществ энергетики и электрификации; энергопредприятия (организации).
2.2.1. Координационный план разрабатывается головной организацией метрологической службы (ГОМС) на основе:
предложений энергопредприятий (организаций) для включения в координационный план;
планов работ по МОП в АО-энерго, на предприятиях и в организациях, входящих в состав РАО «ЕЭС России».
2.2.2. Проект координационного плана представляется на утверждение в Департамент науки и техники РАО «ЕЭС России» в IV кв. года, предшествующего планируемому.
2.3. На уровне АО-энерго разрабатываются: предложения для включения в отраслевой координационный план; годовой план работ по МОП АО-энерго на основе планов работ по МОП энергопредприятий, входящих в состав АО-энерго.
2.4. На уровне энергопредприятий, входящих в состав АО-энерго, разрабатывается годовой план МОП энергопредприятия, который до 1 сентября года, предшествующего планируемому, согласовывается главным метрологом базовой организации метрологической службы (БОМС) и после согласования утверждается главным инженером энергопредприятия.
2.5. Годовые планы по МОП АО-энерго и энергопредприятий, входящих в состав РАО «ЕЭС России», а также предложения к отраслевому координационному плану направляются до 1 ноября года, предшествующего планируемому, в ГОМС на согласование. Согласованные ГОМС годовые планы но МОП утверждаются главными инженерами АО-энерго и энергопредприятий.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА РАБОТ ПО МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА
3.1. План работ по метрологическому обеспечению должен содержать следующие разделы:
Разработка новых и пересмотр действующих нормативных документов (НД) по метрологическому обеспечению.
Организационно-технические работы по метрологическому обеспечению.
Подготовка, повышение квалификации специалистов и обмен опытом.
Задания по поверке и калибровке средств измерений (СИ) и измерительных каналов информационно-измерительных систем (ИК ИИС).
Задания по ремонту СИ.
3.3. В разделе «Разработка новых и пересмотр действующих НД по метрологическому обеспечению» (см. приложение 2) предусматриваются задания на разработку и пересмотр НД, регламентирующих требования к методам и средствам калибровки СИ, методикам выполнения измерений, поверочным схемам, а также к проведению организационно-методической работы.
3.4. В разделе «Организационно-технические работы по МОП» (см. приложение 2) предусматриваются задания по:
внедрению новых СИ, методик выполнения измерений;
составлению и ведению паспорта метрологической службы;
аттестации информационно-измерительных систем;
аттестации методик выполнения измерений;
аккредитации метрологических служб и калибровочных лабораторий на право проведения калибровочных работ, лабораторий по определению состава и свойств объектов контроля и испытательных лабораторий;
экспертизе проектов энергетических объектов, разрабатываемых проектными организациями, энергооборудования, конструкторской и технической документации, разрабатываемой подразделениями АО-энерго, энергопредприятия (организации);
метрологическому контролю и надзору за состоянием и применением СИ, аттестованных методик измерений, соблюдением метрологических правил и норм, деятельностью метрологических служб;
разработке и участию в разработке новых СИ;
планированию метрологического обеспечения производства.
3.5. В разделе «Подготовка, повышение квалификации специалистов и обмен опытом» (приложение 3) предусматриваются задания по:
подготовке и переподготовке главных метрологов предприятий (организаций), поверителей и калибровщиков по видам измерений в учебных заведениях Госстандарта России, институтах повышения квалификации, учебно-производственных комбинатах, на ведомственных курсах и т.п.;
организации и проведению семинаров, совещаний по различным вопросам МОП.
3.6. В разделе «Задания по поверке, калибровке средств измерений и измерительных каналов ИИС» (см. приложение 4) указываются наименование и количество СИ и ИК ИИС, подлежащих поверке, калибровке.
В разделе «Задания по ремонту средств измерений» (см. приложение 5) указывается наименование и количество СИ, подлежащих ремонту.
Средства измерений следует группировать по видам измерений в соответствии с приложением 6.
3.7. Оперативная деятельность метрологических служб, направленная на обеспечение производства и распределение тепловой и электрической энергии, включающая проведение высокоточных измерений, ведение оперативного, учета СИ, экспертизы выполнения измерений, анализа причин аварии и брака, связанных с выполнением измерений, и другие работы, требующие немедленного исполнения, планированию не подлежит.
3.8. Информация о выполнении плана работ по метрологическому обеспечению производства представляется в произвольной форме один раз в год:
базовой организацией метрологической службы энергетики и электрификации до 1 марта в ГОМС;
Какие мероприятия включаются в перспективный план работ по метрологическому обеспечению
РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
о порядке разработки, реализации и контроля за выполнением программ метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства, народнохозяйственных комплексов
Дата введения 1988-10-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
Е.А.Заец, В.А.Патричный (руководители темы); Т.А.Иванова; Е.Б.Киреева; Л.Н.Вихрова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 04.07.88 N 2601
3. ВЗАМЕН РД 50-101-82
4. ССЫЛОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения
Разработка и реализация программ метрологического обеспечения должны осуществляться в соответствии с Основными положениями коренной перестройки управления экономикой, Законом Союза Советских Социалистических республик «О государственном предприятии (объединении)»**, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года N 816 «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования» и N 817 «О повышении роли Государственного комитета СССР по науке и технике в управлении научно-техническим прогрессом в стране» *.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Программы метрологического обеспечения разрабатывают с целью оснащения отраслей народного хозяйства, народнохозяйственных комплексов современной измерительной техникой, необходимой для испытаний и контроля параметров производственных процессов и качества продукции, повышения эффективности автоматизированных систем управления технологическими процессами на основе создания и внедрения эталонов единиц физических величин, образцовых и рабочих средств измерений, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, новых прогрессивных методов измерений.
Программы метрологического обеспечения должны быть направлены на решение других важнейших народнохозяйственных задач, поставленных в:
Комплексной программе научно-технического прогресса СССР на 20 лет;
Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 15 лет;
Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1986 г. «О мерах по коренному улучшению качества продукции»;
Основных направлениях развития стандартизации и метрологии на 15 лет;
Государственных целевых научно-технических программах.
1.2. В программах метрологического обеспечения предусматривается комплекс научно-технических мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения планируемых работ по метрологическому обеспечению (научно-исследовательских, проектно-конструкторских, производственных, организационно-технических, строительно-монтажных), осуществление которых необходимо для решения важнейших народнохозяйственных и научно-технических проблем по повышению технического уровня и эффективности производства.
1.3. Программы метрологического обеспечения должны быть увязаны с:
государственными целевыми научно-техническими программами (ГЦНТП);
пятилетними планами развития науки и техники, и в первую очередь, с заданиями по освоению новых видов техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;
программами комплексной стандартизации и унификации важнейших видов продукции по номенклатуре отрасли;
1.4. Программы метрологического обеспечения разрабатываются на весь период, необходимый для реализации работ, как правило, на 5 лет и утверждаются не позднее, чем за год до начала очередного пятилетия.
1.5. Задания на разработку программ метрологического обеспечения устанавливаются в государственных пятилетних планах стандартизации и метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства и промышленности (раздел «Метрологическое обеспечение отраслей народного хозяйства») на основе «Перечня программ метрологического обеспечения (оснащения) отраслей народного хозяйства и важнейших народнохозяйственных комплексов, подлежащих разработке и реализации в планируемом пятилетии», утверждаемого в составе Основных направлений развития стандартизации и метрологии на планируемый период.
Разработку «Перечня программ» осуществляет Госстандарт СССР по согласованию с министерствами и ведомствами в соответствии с методическими указаниями для составления Основных направлений развития стандартизации и метрологии на планируемый период.
В тех случаях, когда в течение пятилетнего периода возникает необходимость дополнительной разработки программ метрологического обеспечения, в том числе по поручению директивных органов, задания на разработку таких программ включают дополнительно в Государственный пятилетний план стандартизации и метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства и промышленности при его уточнении на предстоящий год в установленном порядке.
Если программы разрабатывают как разделы по метрологическому обеспечению государственных целевых научно-технических программ, то они полностью должны входить в состав соответствующих ГЦНТП.
1.7.1. Предприятия (объединения) и организации-исполнители в установленные сроки должны самостоятельно ежегодно планировать выполнение работ, предусмотренных программами, исходя из своего пятилетнего плана экономического и социального развития, решать вопросы материально-технического обеспечения ресурсами с соответствующими организациями и предприятиями (объединениями), если такие работы предусмотрены в программах и соответственно в пятилетием плане.
1.8. Создаваемая по программам метрологического обеспечения техника измерений, испытаний и контроля к моменту освоения ее в производстве должна быть по своим технико-экономическим показателям не ниже мирового уровня, устранять необходимость в импорте контрольно-измерительного оборудования для этих целей и разрабатываться с использованием передового отечественного и зарубежного опыта.
1.9. Ответственными за разработку программ метрологического обеспечения являются министерства и ведомства в соответствии с заданиями Государственного пятилетнего плана стандартизации и метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства и промышленности.
1.9.2. Координацию работ по программам метрологического обеспечения важнейших народнохозяйственных комплексов осуществляет головное министерство (ведомство) и Госстандарт СССР.
1.10. Основными функциями министерств, ответственных за разработку программ, являются:
подготовка и утверждение исходного задания на разработку программ;
разработка, согласование с соисполнителями и представление проекта программы на утверждение в Госстандарт СССР;
представление утвержденной программы во ВНИИКИ Госстандарта СССР на государственную регистрацию и тиражирование с целью доведения программы до исполнителей;
включение в проекты пятилетних планов заданий программ метрологического обеспечения;
контроль за ходом выполнения программ;
финансирование работ по разработке программ;
финансирование работ, предусмотренных программами.
1.11. Министерства (ведомства), ответственные за разработку программ метрологического обеспечения, в установленном порядке выдают организациям, предприятиям (объединениям) задания (заказы) на разработку и осуществление этих программ. Финансирование этих работ должно осуществляться из средств централизованных фондов министерств (ведомств).
1.12. Научно-технические разработки, выполняемые по программам предприятиями (объединениями) и организациями, могут осуществляться за счет средств централизованных фондов министерств (ведомств) и за счет фондов развития производства, науки и техники предприятий (объединений) и организаций, в том числе путем заключения на хозрасчетной основе договоров предприятий (объединений), организаций-заказчиков с организациями (учреждениями)-исполнителями (ст.10 и 11 Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)».
Важнейшие научно-технические разработки межотраслевого назначения, включенные в программы метрологического обеспечения в целях реализации заданий государственных целевых научно-технических программ, могут выполняться за счет государственных централизованных капитальных вложений.
1.13. Работы по внедрению на конкретных предприятиях (объединениях), выполненные по программам разработок и результатов проведенных научных исследований, необходимых для совершенствования метрологического обеспечения, повышения технического уровня и организации производства, должны финансироваться предприятиями (объединениями) за счет фонда развития производства, науки и техники, в том числе путем заключения договоров на хозрасчетной основе в соответствии с Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» (ст.10, 11, 12 Закона).
2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ
2.1. Основные стадии разработки программ метрологического обеспечения следующие:
подготовка и утверждение исходного задания на разработку программ, включающего координационный план работ соисполнителей (когда это необходимо);
проведение анализа состояния измерений в отрасли и подготовка предложений к проекту программы;
разработка структуры программы;
разработка проекта программы и ее технико-экономическое обоснование;
согласование и экспертиза проекта программы;
подготовка окончательной редакции проекта программы с учетом результатов согласования и экспертизы;
государственная регистрация программы;
подготовка и утверждение мероприятий (приказа) о мерах по реализации программы в отрасли.
2.2. Исходное задание на разработку программы составляет головная организация метрологической службы министерства (ведомства), ответственного за разработку программы, по форме приложения 1. Исходное задание утверждается министерством (ведомством) и Госстандартом СССР.
В исходном задании указывают основание для разработки программы, дают развернутую формулировку цели ее разработки, состав подпрограмм (когда это необходимо) и их исполнителей и планируемые сроки разработки, согласования и реализации программы, источники финансирования.
Примечание. В целях рациональной организации управления разработкой и реализацией программ метрологического обеспечения важнейших народнохозяйственных комплексов их делят на подпрограммы с четким разграничением ответственности между участниками разработки. Число уровней подпрограмм зависит от масштабов и сложности программы.
2.2.1. В качестве основания для разработки программы в исходном задании указывают шифр задания Государственного пятилетнего плана стандартизации и метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства и промышленности на планируемый период (раздел «Метрологическое обеспечение отраслей народного хозяйства»), шифр и наименование ГЦНТП для нормативно-технического и метрологического обеспечения которой разрабатывают программу, постановление (решение) директивных органов, во исполнение которого разрабатывают программу.