какие мероприятия включаются в перспективный план работ по метрологическому обеспечению

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При планировании работ метрологических служб следует исходить из задач, установленных Положением о метрологической службе.

1.2. За основу планирования принимается фактическое состояние метрологического обеспечения на энергопредприятиях и в организациях акционерных обществ энергетики и электрификации (A О-энерго) и других акционерных обществ.

1.3. В условиях переходного периода развития экономики страны целесообразно осуществлять текущее планирование работ по метрологическому обеспечению.

1.4. Текущий план составляется на год и намечает основные мероприятия метрологических служб, направленные на реализацию первоочередных задач, выдвигаемых развитием экономики и состоянием дел в отрасли, в АО-энерго и на энергопредприятиях (в организациях).

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ

2.1. Работы по метрологическому обеспечению производства (МОП) планируются на следующих уровнях:

акционерных обществ энергетики и электрификации; энергопредприятия (организации).

2.2.1. Координационный план разрабатывается головной организацией метрологической службы (ГОМС) на основе:

предложений энергопредприятий (организаций) для включения в координационный план;

планов работ по МОП в АО-энерго, на предприятиях и в организациях, входящих в состав РАО «ЕЭС России».

2.2.2. Проект координационного плана представляется на утверждение в Департамент науки и техники РАО «ЕЭС России» в IV кв. года, предшествующего планируемому.

2.3. На уровне АО-энерго разрабатываются: предложения для включения в отраслевой координационный план; годовой план работ по МОП АО-энерго на основе планов работ по МОП энергопредприятий, входящих в состав АО-энерго.

2.4. На уровне энергопредприятий, входящих в состав АО-энерго, разрабатывается годовой план МОП энергопредприятия, который до 1 сентября года, предшествующего планируемому, согласовывается главным метрологом базовой организации метрологической службы (БОМС) и после согласования утверждается главным инженером энергопредприятия.

2.5. Годовые планы по МОП АО-энерго и энергопредприятий, входящих в состав РАО «ЕЭС России», а также предложения к отраслевому координационному плану направляются до 1 ноября года, предшествующего планируемому, в ГОМС на согласование. Согласованные ГОМС годовые планы но МОП утверждаются главными инженерами АО-энерго и энергопредприятий.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА РАБОТ ПО МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА

3.1. План работ по метрологическому обеспечению должен содержать следующие разделы:

Разработка новых и пересмотр действующих нормативных документов (НД) по метрологическому обеспечению.

Организационно-технические работы по метрологическому обеспечению.

Подготовка, повышение квалификации специалистов и обмен опытом.

Задания по поверке и калибровке средств измерений (СИ) и измерительных каналов информационно-измерительных систем (ИК ИИС).

Задания по ремонту СИ.

3.3. В разделе «Разработка новых и пересмотр действующих НД по метрологическому обеспечению» (см. приложение 2) предусматриваются задания на разработку и пересмотр НД, регламентирующих требования к методам и средствам калибровки СИ, методикам выполнения измерений, поверочным схемам, а также к проведению организационно-методической работы.

3.4. В разделе «Организационно-технические работы по МОП» (см. приложение 2) предусматриваются задания по:

внедрению новых СИ, методик выполнения измерений;

составлению и ведению паспорта метрологической службы;

аттестации информационно-измерительных систем;

аттестации методик выполнения измерений;

аккредитации метрологических служб и калибровочных лабораторий на право проведения калибровочных работ, лабораторий по определению состава и свойств объектов контроля и испытательных лабораторий;

экспертизе проектов энергетических объектов, разрабатываемых проектными организациями, энергооборудования, конструкторской и технической документации, разрабатываемой подразделениями АО-энерго, энергопредприятия (организации);

метрологическому контролю и надзору за состоянием и применением СИ, аттестованных методик измерений, соблюдением метрологических правил и норм, деятельностью метрологических служб;

разработке и участию в разработке новых СИ;

планированию метрологического обеспечения производства.

3.5. В разделе «Подготовка, повышение квалификации специалистов и обмен опытом» (приложение 3) предусматриваются задания по:

подготовке и переподготовке главных метрологов предприятий (организаций), поверителей и калибровщиков по видам измерений в учебных заведениях Госстандарта России, институтах повышения квалификации, учебно-производственных комбинатах, на ведомственных курсах и т.п.;

организации и проведению семинаров, совещаний по различным вопросам МОП.

3.6. В разделе «Задания по поверке, калибровке средств измерений и измерительных каналов ИИС» (см. приложение 4) указываются наименование и количество СИ и ИК ИИС, подлежащих поверке, калибровке.

В разделе «Задания по ремонту средств измерений» (см. приложение 5) указывается наименование и количество СИ, подлежащих ремонту.

Средства измерений следует группировать по видам измерений в соответствии с приложением 6.

3.7. Оперативная деятельность метрологических служб, направленная на обеспечение производства и распределение тепловой и электрической энергии, включающая проведение высокоточных измерений, ведение оперативного, учета СИ, экспертизы выполнения измерений, анализа причин аварии и брака, связанных с выполнением измерений, и другие работы, требующие немедленного исполнения, планированию не подлежит.

3.8. Информация о выполнении плана работ по метрологическому обеспечению производства представляется в произвольной форме один раз в год:

базовой организацией метрологической службы энергетики и электрификации до 1 марта в ГОМС;

Источник

Планирование работ по метрологическому обеспечению

10.2.1 Работы по метрологическому обеспечению планируются на следующих уровнях:

— структурного подразделения ПАО «Газпром», отвечающего за формирование и реализацию единой технической политики в области ОЕИ;

— метрологических служб дочерних обществ ПАО «Газпром».

10.2.2 На уровне структурного подразделения ПАО «Газпром», отвечающего за формирование и реализацию единой технической политики в области ОЕИ, осуществляют:

— разработку комплексных целевых программ;

— разработку и формирование предложений проведения НИОКР по актуальным вопросам ОЕИ;

— формирование предложений в перспективный план разработки документов по техническому регулированию в ПАО «Газпром в области ОЕИ;

— планирование работ по созданию и развитию современной испытательной и эталонной базы в области измерений количественных и качественных показателей УВС и осуществление контроля их реализации;

— формирование графиков комплексных проверок состояния ОЕИ при добыче, транспортировке, переработке, подготовке, хранении и поставке природного газа и жидких углеводородов;

— формирование предложений по техническому обслуживанию, ремонту, строительству, реконструкции и техническому перевооружению (модернизации) узлов измерений расхода и определения показателей качества УВС, производственно-технологических процессов добычи, транспортировки, переработки, подготовки, хранения и поставок УВС.

Данные виды работ структурное подразделение ПАО «Газпром», отвечающее за формирование и реализацию единой технической политики в области ОЕИ, выполняет на основе:

— анализа результатов проверок состояния метрологического обеспечения дочерних обществ ПАО «Газпром» и отчетов о работах, выполненных метрологическими службами дочерних обществ ПАО «Газпром» за отчетный год;

— предложений метрологических служб дочерних обществ ПАО «Газпром».

В планах отражается весь комплекс работ, намеченных к проведению в планируемом периоде, с указанием конкретных сроков и ответственных исполнителей.

10.2.3 На уровне метрологических служб дочерних обществ ПАО «Газпром» разрабатывают предложения в планы проектно-изыскательских работ, капитальных вложений, капитального ремонта, технического обслуживания и текущего ремонта, и диагностического обследования по объектам метрологического обеспечения.

Плановые документы по развитию системы метрологического обеспечения дочернего общества ПАО «Газпром» разрабатываются метрологической службой дочернего общества ПАО «Газпром» и утверждаются руководителем дочернего общества ПАО «Газпром».

10.2.4 За выполнением планов по метрологическому обеспечению должен быть организован систематический и эффективный контроль.

Источник

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При планировании работ метрологических служб следует исходить из задач, установленных Положением о метрологической службе.

1.2. За основу планирования принимается фактическое состояние метрологического обеспечения на энергопредприятиях и в организациях акционерных обществ энергетики и электрификации (A О-энерго) и других акционерных обществ.

1.3. В условиях переходного периода развития экономики страны целесообразно осуществлять текущее планирование работ по метрологическому обеспечению.

1.4. Текущий план составляется на год и намечает основные мероприятия метрологических служб, направленные на реализацию первоочередных задач, выдвигаемых развитием экономики и состоянием дел в отрасли, в АО-энерго и на энергопредприятиях (в организациях).

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ

2.1. Работы по метрологическому обеспечению производства (МОП) планируются на следующих уровнях:

акционерных обществ энергетики и электрификации; энергопредприятия (организации).

2.2.1. Координационный план разрабатывается головной организацией метрологической службы (ГОМС) на основе:

предложений энергопредприятий (организаций) для включения в координационный план;

планов работ по МОП в АО-энерго, на предприятиях и в организациях, входящих в состав РАО «ЕЭС России».

2.2.2. Проект координационного плана представляется на утверждение в Департамент науки и техники РАО «ЕЭС России» в IV кв. года, предшествующего планируемому.

2.3. На уровне АО-энерго разрабатываются: предложения для включения в отраслевой координационный план; годовой план работ по МОП АО-энерго на основе планов работ по МОП энергопредприятий, входящих в состав АО-энерго.

2.4. На уровне энергопредприятий, входящих в состав АО-энерго, разрабатывается годовой план МОП энергопредприятия, который до 1 сентября года, предшествующего планируемому, согласовывается главным метрологом базовой организации метрологической службы (БОМС) и после согласования утверждается главным инженером энергопредприятия.

2.5. Годовые планы по МОП АО-энерго и энергопредприятий, входящих в состав РАО «ЕЭС России», а также предложения к отраслевому координационному плану направляются до 1 ноября года, предшествующего планируемому, в ГОМС на согласование. Согласованные ГОМС годовые планы но МОП утверждаются главными инженерами АО-энерго и энергопредприятий.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА РАБОТ ПО МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА

3.1. План работ по метрологическому обеспечению должен содержать следующие разделы:

Разработка новых и пересмотр действующих нормативных документов (НД) по метрологическому обеспечению.

Организационно-технические работы по метрологическому обеспечению.

Подготовка, повышение квалификации специалистов и обмен опытом.

Задания по поверке и калибровке средств измерений (СИ) и измерительных каналов информационно-измерительных систем (ИК ИИС).

Задания по ремонту СИ.

3.3. В разделе «Разработка новых и пересмотр действующих НД по метрологическому обеспечению» (см. приложение 2) предусматриваются задания на разработку и пересмотр НД, регламентирующих требования к методам и средствам калибровки СИ, методикам выполнения измерений, поверочным схемам, а также к проведению организационно-методической работы.

3.4. В разделе «Организационно-технические работы по МОП» (см. приложение 2) предусматриваются задания по:

внедрению новых СИ, методик выполнения измерений;

составлению и ведению паспорта метрологической службы;

аттестации информационно-измерительных систем;

аттестации методик выполнения измерений;

аккредитации метрологических служб и калибровочных лабораторий на право проведения калибровочных работ, лабораторий по определению состава и свойств объектов контроля и испытательных лабораторий;

экспертизе проектов энергетических объектов, разрабатываемых проектными организациями, энергооборудования, конструкторской и технической документации, разрабатываемой подразделениями АО-энерго, энергопредприятия (организации);

метрологическому контролю и надзору за состоянием и применением СИ, аттестованных методик измерений, соблюдением метрологических правил и норм, деятельностью метрологических служб;

разработке и участию в разработке новых СИ;

планированию метрологического обеспечения производства.

3.5. В разделе «Подготовка, повышение квалификации специалистов и обмен опытом» (приложение 3) предусматриваются задания по:

подготовке и переподготовке главных метрологов предприятий (организаций), поверителей и калибровщиков по видам измерений в учебных заведениях Госстандарта России, институтах повышения квалификации, учебно-производственных комбинатах, на ведомственных курсах и т.п.;

организации и проведению семинаров, совещаний по различным вопросам МОП.

3.6. В разделе «Задания по поверке, калибровке средств измерений и измерительных каналов ИИС» (см. приложение 4) указываются наименование и количество СИ и ИК ИИС, подлежащих поверке, калибровке.

В разделе «Задания по ремонту средств измерений» (см. приложение 5) указывается наименование и количество СИ, подлежащих ремонту.

Средства измерений следует группировать по видам измерений в соответствии с приложением 6.

3.7. Оперативная деятельность метрологических служб, направленная на обеспечение производства и распределение тепловой и электрической энергии, включающая проведение высокоточных измерений, ведение оперативного, учета СИ, экспертизы выполнения измерений, анализа причин аварии и брака, связанных с выполнением измерений, и другие работы, требующие немедленного исполнения, планированию не подлежит.

3.8. Информация о выполнении плана работ по метрологическому обеспечению производства представляется в произвольной форме один раз в год:

базовой организацией метрологической службы энергетики и электрификации до 1 марта в ГОМС;

Источник

Какие мероприятия включаются в перспективный план работ по метрологическому обеспечению

РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

о порядке разработки, реализации и контроля за выполнением программ метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства, народнохозяйственных комплексов

Дата введения 1988-10-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам

Е.А.Заец, В.А.Патричный (руководители темы); Т.А.Иванова; Е.Б.Киреева; Л.Н.Вихрова

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 04.07.88 N 2601

3. ВЗАМЕН РД 50-101-82

4. ССЫЛОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения

Разработка и реализация программ метрологического обеспечения должны осуществляться в соответствии с Основными положениями коренной перестройки управления экономикой, Законом Союза Советских Социалистических республик «О государственном предприятии (объединении)»**, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года N 816 «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования» и N 817 «О повышении роли Государственного комитета СССР по науке и технике в управлении научно-техническим прогрессом в стране» *.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Программы метрологического обеспечения разрабатывают с целью оснащения отраслей народного хозяйства, народнохозяйственных комплексов современной измерительной техникой, необходимой для испытаний и контроля параметров производственных процессов и качества продукции, повышения эффективности автоматизированных систем управления технологическими процессами на основе создания и внедрения эталонов единиц физических величин, образцовых и рабочих средств измерений, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, новых прогрессивных методов измерений.

Программы метрологического обеспечения должны быть направлены на решение других важнейших народнохозяйственных задач, поставленных в:

Комплексной программе научно-технического прогресса СССР на 20 лет;

Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 15 лет;

Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1986 г. «О мерах по коренному улучшению качества продукции»;

Основных направлениях развития стандартизации и метрологии на 15 лет;

Государственных целевых научно-технических программах.

1.2. В программах метрологического обеспечения предусматривается комплекс научно-технических мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения планируемых работ по метрологическому обеспечению (научно-исследовательских, проектно-конструкторских, производственных, организационно-технических, строительно-монтажных), осуществление которых необходимо для решения важнейших народнохозяйственных и научно-технических проблем по повышению технического уровня и эффективности производства.

1.3. Программы метрологического обеспечения должны быть увязаны с:

государственными целевыми научно-техническими программами (ГЦНТП);

пятилетними планами развития науки и техники, и в первую очередь, с заданиями по освоению новых видов техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;

программами комплексной стандартизации и унификации важнейших видов продукции по номенклатуре отрасли;

1.4. Программы метрологического обеспечения разрабатываются на весь период, необходимый для реализации работ, как правило, на 5 лет и утверждаются не позднее, чем за год до начала очередного пятилетия.

1.5. Задания на разработку программ метрологического обеспечения устанавливаются в государственных пятилетних планах стандартизации и метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства и промышленности (раздел «Метрологическое обеспечение отраслей народного хозяйства») на основе «Перечня программ метрологического обеспечения (оснащения) отраслей народного хозяйства и важнейших народнохозяйственных комплексов, подлежащих разработке и реализации в планируемом пятилетии», утверждаемого в составе Основных направлений развития стандартизации и метрологии на планируемый период.

Разработку «Перечня программ» осуществляет Госстандарт СССР по согласованию с министерствами и ведомствами в соответствии с методическими указаниями для составления Основных направлений развития стандартизации и метрологии на планируемый период.

В тех случаях, когда в течение пятилетнего периода возникает необходимость дополнительной разработки программ метрологического обеспечения, в том числе по поручению директивных органов, задания на разработку таких программ включают дополнительно в Государственный пятилетний план стандартизации и метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства и промышленности при его уточнении на предстоящий год в установленном порядке.

Если программы разрабатывают как разделы по метрологическому обеспечению государственных целевых научно-технических программ, то они полностью должны входить в состав соответствующих ГЦНТП.

1.7.1. Предприятия (объединения) и организации-исполнители в установленные сроки должны самостоятельно ежегодно планировать выполнение работ, предусмотренных программами, исходя из своего пятилетнего плана экономического и социального развития, решать вопросы материально-технического обеспечения ресурсами с соответствующими организациями и предприятиями (объединениями), если такие работы предусмотрены в программах и соответственно в пятилетием плане.

1.8. Создаваемая по программам метрологического обеспечения техника измерений, испытаний и контроля к моменту освоения ее в производстве должна быть по своим технико-экономическим показателям не ниже мирового уровня, устранять необходимость в импорте контрольно-измерительного оборудования для этих целей и разрабатываться с использованием передового отечественного и зарубежного опыта.

1.9. Ответственными за разработку программ метрологического обеспечения являются министерства и ведомства в соответствии с заданиями Государственного пятилетнего плана стандартизации и метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства и промышленности.

1.9.2. Координацию работ по программам метрологического обеспечения важнейших народнохозяйственных комплексов осуществляет головное министерство (ведомство) и Госстандарт СССР.

1.10. Основными функциями министерств, ответственных за разработку программ, являются:

подготовка и утверждение исходного задания на разработку программ;

разработка, согласование с соисполнителями и представление проекта программы на утверждение в Госстандарт СССР;

представление утвержденной программы во ВНИИКИ Госстандарта СССР на государственную регистрацию и тиражирование с целью доведения программы до исполнителей;

включение в проекты пятилетних планов заданий программ метрологического обеспечения;

контроль за ходом выполнения программ;

финансирование работ по разработке программ;

финансирование работ, предусмотренных программами.

1.11. Министерства (ведомства), ответственные за разработку программ метрологического обеспечения, в установленном порядке выдают организациям, предприятиям (объединениям) задания (заказы) на разработку и осуществление этих программ. Финансирование этих работ должно осуществляться из средств централизованных фондов министерств (ведомств).

1.12. Научно-технические разработки, выполняемые по программам предприятиями (объединениями) и организациями, могут осуществляться за счет средств централизованных фондов министерств (ведомств) и за счет фондов развития производства, науки и техники предприятий (объединений) и организаций, в том числе путем заключения на хозрасчетной основе договоров предприятий (объединений), организаций-заказчиков с организациями (учреждениями)-исполнителями (ст.10 и 11 Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)».

Важнейшие научно-технические разработки межотраслевого назначения, включенные в программы метрологического обеспечения в целях реализации заданий государственных целевых научно-технических программ, могут выполняться за счет государственных централизованных капитальных вложений.

1.13. Работы по внедрению на конкретных предприятиях (объединениях), выполненные по программам разработок и результатов проведенных научных исследований, необходимых для совершенствования метрологического обеспечения, повышения технического уровня и организации производства, должны финансироваться предприятиями (объединениями) за счет фонда развития производства, науки и техники, в том числе путем заключения договоров на хозрасчетной основе в соответствии с Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» (ст.10, 11, 12 Закона).

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ

2.1. Основные стадии разработки программ метрологического обеспечения следующие:

подготовка и утверждение исходного задания на разработку программ, включающего координационный план работ соисполнителей (когда это необходимо);

проведение анализа состояния измерений в отрасли и подготовка предложений к проекту программы;

разработка структуры программы;

разработка проекта программы и ее технико-экономическое обоснование;

согласование и экспертиза проекта программы;

подготовка окончательной редакции проекта программы с учетом результатов согласования и экспертизы;

государственная регистрация программы;

подготовка и утверждение мероприятий (приказа) о мерах по реализации программы в отрасли.

2.2. Исходное задание на разработку программы составляет головная организация метрологической службы министерства (ведомства), ответственного за разработку программы, по форме приложения 1. Исходное задание утверждается министерством (ведомством) и Госстандартом СССР.

В исходном задании указывают основание для разработки программы, дают развернутую формулировку цели ее разработки, состав подпрограмм (когда это необходимо) и их исполнителей и планируемые сроки разработки, согласования и реализации программы, источники финансирования.

Примечание. В целях рациональной организации управления разработкой и реализацией программ метрологического обеспечения важнейших народнохозяйственных комплексов их делят на подпрограммы с четким разграничением ответственности между участниками разработки. Число уровней подпрограмм зависит от масштабов и сложности программы.

2.2.1. В качестве основания для разработки программы в исходном задании указывают шифр задания Государственного пятилетнего плана стандартизации и метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства и промышленности на планируемый период (раздел «Метрологическое обеспечение отраслей народного хозяйства»), шифр и наименование ГЦНТП для нормативно-технического и метрологического обеспечения которой разрабатывают программу, постановление (решение) директивных органов, во исполнение которого разрабатывают программу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *