какие меры безопасности существуют в аэропортах сейчас
Авиационная безопасность: правила и требования
В глазах обывателя авиационный транспорт является одним из самых опасных средств перевозки. Трагедии, которые случаются в воздухе, привлекают к себе повышенное внимание. Отчасти это связано с гибелью десятков пассажиров одновременно, но главным привлекающим фактором является именно редкость таких явлений. Воздушные суда на основе статистических данных можно поставить на место наименее рискованного транспорта. Во многом этому способствует авиационная безопасность, включающая многоплановые нормативы и правила организации перевозок. Их соблюдение позволяет минимизировать возможные угрозы как в работе аэропортов, так и в процессе перелетов.
Кто обеспечивает безопасность в аэропортах?
За безопасность в аэропортах отвечают специальные службы, уполномоченные соответствующими органами. Как предписывают инструкции, служба авиационной безопасности должна обеспечивать охрану объектов аэропорта, осуществлять досмотр экипажа и эксплуатирующего персонала, проверять ручную кладь, багажи, бортовые запасы и грузы. Кроме этого, представители таких служб производят контроль воздушных судов и поддерживают меры, направленные на предотвращение попыток захвата воздушного транспорта.
Важно отметить, что сотрудники, входящие в персонал охранного блока, имеют особую подготовку. Согласно нормативам, служба авиационной безопасности должна комплектоваться кадрами, прошедшими обучение в сертифицированных центрах.
Требования к инфраструктуре аэропортов
Для полноценной эксплуатации и обеспечения безопасности комплекса современного аэропорта необходимо наличие следующих объектов на его территории:
Организация пропускного режима
Организация работы пропускных пунктов осуществляется в соответствии с нормативами, которые регулируют территориальный надзор. В пропускном режиме, в частности, предполагается ограничение нахождения и проезда наземного транспорта на рулежные дорожки и перроны. Также авиационная безопасность аэропорта предусматривает монтаж ограждений в зонах совместного базирования аэродромов. Все въезды и выезды являются подконтрольными относительно местных служб безопасности. Персонал, а также обслуживающие работники, деятельность которых предполагает нахождение на территории аэропорта, должны соблюдать правила пропускного и внутриобъектного режимов. Для членов экипажей, выполняющих полетные задачи и другие служебные функции в контролируемой зоне, предусматриваются специальные пропуска и удостоверения.
Охрана воздушных судов и аэропортов
Воздушные суда находятся под постоянным контролем со стороны служб безопасности. Это относится и к обслуживающим машинам с горюче-смазочным материалом. Процедуры приема и передачи транспорта осуществляются также с участием представителей охранных служб. Отдельные правила авиационной безопасности распространяются на организацию мест стоянки воздушных судов. Такие зоны в обязательном порядке обеспечиваются контрольно-пропускными пунктами, системами освещения, видеонаблюдения, средствами защитной сигнализации и т. д. Вдоль периметров объектов аэропорта для охраны транспорта иногда предусматривают наличие смотровых площадок, пунктов со служебными собаками, постовых вышек, а также электронных приборов для выявления фактов проникновения на территорию нарушителями.
Предполетный досмотр транспорта
Процедуре предполетного досмотра подвергаются пассажиры, почта, грузы, а также авиационный обслуживающий персонал и члены экипажа. Непосредственно проверку осуществляют уполномоченные лица. Также авиационная безопасность предусматривает возможность подключения к досмотру сотрудников спецслужб. Работники авиапредприятий и представители обслуживающего персонала подвергаются осмотру на контрольно-пропускных пунктах. Члены экипажа не всегда проходят такой досмотр, но, согласно общим правилам, они должны проверяться на КПП. В качестве информационного обеспечения в зонах продажи авиабилетов и в пунктах регистрации пассажиров должны устанавливаться плакаты и таблички с указанием названий предметов и веществ, которые не допускаются к перевозкам. Лицам, осуществляющим предполетный досмотр, предписано быть вежливыми и внимательными по отношению к пассажирам.
Правила досмотра воздушного транспорта
Досмотр воздушных судов осуществляется в процессе его подготовки к полету, а также после совершения рейса. Относится это и к промежуточным стоянкам в ходе совершения транзитных перелетов. В соответствии с инструкцией, досмотр выполняется по следующим правилам:
Для упрощения и повышения эффективности процедуры досмотра на борту предусматривается схематичная информация с указанием мест, наиболее подверженных опасности.
Урегулирование чрезвычайных ситуаций
Под чрезвычайными ситуациями в данном случае понимаются акты незаконного вмешательства в работу персонала, обеспечивающего авиационные перевозки. Для урегулирования таких случаев разрабатывается соответствующий план действий. В нем учитываются мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение захвата и угона транспорта. Также авиационная безопасность в этой части предполагает разработку систем связи и оповещения, инструкции действий для служб охраны и дежурных смен после получения информации об угрозах захвата и т. д. Не менее важен инструктаж в самом аэропорту на случай незаконного вмешательства злоумышленников. Функция урегулирования на земле отводится оперативному штабу, который посредством телефонной связи, радиосигнала и электронной почты может координировать и корректировать действия персонала на борту.
Безопасность в аэропортах федерального значения
В аэропортах, обслуживающих международные перевозки и имеющих статус федеральных, предусматриваются более жесткие меры по предотвращению террористических актов. В частности, авиационная безопасность требует выполнения следующих условий:
Заключение
Технические средства и организационные методы предотвращения угроз в процессе работы авиационного транспорта и сопутствующих объектов постоянно совершенствуются, повышая уровень защиты. Важно учитывать, что обеспечение авиационной безопасности ведется в разных направлениях. Это и внедрение контролирующих объектов в общую инфраструктуру аэропорта, и повышение эффективности работы служб безопасности, и введение новых средств коммуникации между сотрудниками. Вместе с этим регулярно совершенствуются средства безопасности на бортах авиационного транспорта, что способствует предотвращению различных угроз уже в процессе полета.
Победим коронавирус: меры предосторожности в аэропорту и самолётах
Предоставляем вам ряд общих рекомендаций, которые смогут уберечь вас от различных вирусов на борту самолёта, в аэропорту и в городе.
Уже все заметили, как часто хочется прикоснуться руками к лицу на улице, что-то почесать и поправить волосы? Стало понятно, что нужно ответственнее относиться к своему поведению в общественных местах — для своей же безопасности. Мы расскажем, чего лучше не делать во время путешествия.
Новые привычки поведения в аэропорту:
Постарайтесь данные советы сделать привычками повседневной жизни и поделитесь ими с близкими и друзьями. Это не чрезвычайные меры в рамках пандемии, а ваше здоровье и поддержание высокого качества жизни.
А что в самолёте?
Кажется, что в самолёте очень много людей и мало пространства, поэтому риск заражения высок. Но это не так: воздух на борту самолёта постоянно очищается с помощью специальных фильтров.
Самолёты оборудованы системой кондиционирования воздуха ECS (Environmental Control System), которая в предназначена для снижения концентрации в воздухе загрязняющих веществ, а также для регулирования температуры, давления, влажности и вентиляции салона. При прохождении воздуха через фильтры погибает до 99% бактерий. Циркуляция воздуха через очистительные механизмы продолжается нон-стоп в течение всего полёта.
Кроме того, авиакомпании сейчас принимают ряд дополнительных мер. Вот, например, что говорит авиакомпания Wizz Air:
В связи со вспышкой заболевания мы приняли ряд дополнительных мер для защиты пассажиров, в том числе ввели регулярную дезинфекцию самолетов, предоставили одноразовые дезинфицирующие салфетки для пассажиров, отменили рейсы в зоны заражения и провели другие профилактические мероприятия. Воздух внутри наших современных самолетов так же чист, как в больничных операционных. Мы много раз меняем его, пропуская через высокоэффективные воздушные фильтры HEPA, которые удаляют 99,97 % вирусов и бактерий, переносимых по воздуху. Наши сотрудники знают, как выявить симптомы заболевания у пассажиров во время посадки на борт, и что делать, если симптомы проявятся во время полета, чтобы препятствовать распространению вируса и минимизировать риск для остальных пассажиров.
Мы ввели усиленные и более частые меры по очистке и дезинфекции в соответствии с международными стандартами и правилами производителей самолетов. Мы тщательно дезинфицируем все поверхности, к которым пассажиры прикасаются больше всего: ремни безопасности, дверцы полок над сидениями и столы для подносов. Также заменяем чехлы подголовников кресла во время каждой чистки.
Все наши самолеты оснащены высокоэффективными фильтрационными системами HEPA, которые периодически заменяются, и фильтруют весь воздух в самолёте в среднем каждые три минуты, а также эффективно фильтруют и защищают от вирусов.
Как не подхватить ковид во время авиаперелета?
В преддверии лета и сезона отпусков DW объясняет, какова вероятность заразиться ковидом на борту самолета, и рассказывает о мерах предосторожности, снижающих эту опасность.
Чтобы не заразиться ковидом во время перелетов, меры безопасности нужно соблюдать не только в салоне самолета
Что известно о распространении коронавируса в самолетах?
Как именно распространяется коронавирус в самолетах, пока что точно установить не удалось. Большинство ученых при этом сходятся во мнении, что опасность заражения им во время полетов можно снизить, если носить защитные маски и соблюдать необходимую дистанцию.
Система вентиляции на борту самолета снижает риск заражения коронавирусом, но не исключает его
Исследование, проведенное Центрами по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), еще раз подтверждает, насколько важную роль для безопасности авиапассажиров играют защитные маски и использование системы вентиляции. Ученые проанализировали дальний перелет из Дубая (Объединенные Арабские Эмираты) в Окленд (Новая Зеландия).
В ходе исследования было установлено, что во время полета коронавирусом заразились четыре человека; носителями вируса оказались два других пассажира, которые были инфицированы еще до посадки на рейс. Двое из четырех заразившихся во время полета были без защитных масок.
Кроме того, система вентиляции, снижающая вероятность передачи вирусов, была отключена, когда самолет совершил промежуточную 30-минутную посадку в малайзийском Куала-Лумпуре для дозаправки. Во время стоянки все пассажиры оставались а салоне авиалайнера.
Как работает система вентиляции самолетов? Насколько она эффективна?
Опасность заразиться вирусом в закрытом помещении выше, чем на открытом воздухе. Система вентиляции в самолетах снижает степень этого риска. Благодаря ей в салон поступает свежий, нагретый и сжатый воздух, а тот, который выдыхают пассажиры, очищается с помощью высокоэффективных HEPA-фильтров (High-Efficiency Particulate Air Filters). Они удерживают 99,95 процента всех частиц, переносимых по воздуху. Поступающий в самолет снаружи свежий воздух смешивается с отфильтрованным и распространяется в салоне.
Airbus 320 немецкой авиакомпании Eurowings
Общепризнанного тестирования систем вентиляции пока что не было проведено. Тем не менее они, по мнению экспертов, не в состоянии полностью защитить пассажиров от вирусов. HEPA-фильтры могут задерживать лишь те частицы, которые в них попадают, поэтому пассажиры должны носить маски, минимизирующие риск проникновения в организм оставшихся в воздухе частиц вирусов.
HEPA-фильтры выполняют свою функцию, но они не предоставляют стопроцентную защиту, констатирует профессор Университета гуманитарных наук Аккон в Берлине, эпидемиолог-инфекционист Тимо Ульрихс (Timo Ulrichs). Любое передвижение пассажиров по салону самолета, объясняет ученый в интервью DW, влияет на направление воздушных потоков, так что, «возможно, некоторые частички задерживаются в воздухе салона дольше, чем предусмотрено техническими требованиями, и риск заражения тем самым увеличивается».
А если в самолете захочется есть или пить? Это безопасно?
В существующих условиях пассажирам самолетов советуют отказаться от еды и напитков во время полетов или, когда уж совсем невтерпеж, перекусить по возможности быстро.
От еды и напитков в самолете пока что лучше отказаться
В туалет-то хоть можно сходить?
Это также подтверждают и выводы исследования, проведенного в 2020 году учеными из Южной Кореи. Сделав тесты на коронавирус 310 пассажирам «эвакуационного рейса» из Милана в южнокорейский Инчхон, ученые выяснили, что шестеро из тех, кто находился в салоне самолета, были инфицированы бессимптомно. При этом одна из пассажирок заразилась коронавирусом в туалете. По словам женщины, на протяжении всего полета она оставалась в защитной маске N95: единственным местом, где она ее снимала, был туалет.
Снимать маску в туалете на борту самолета не рекомендуется
Как надежнее всего защитить себя во время полета?
О необходимости использования маски на всем протяжении полета говорит большинство экспертов. Во многих странах, к примеру в Германии или США, ношение масок в аэропортах и салонах самолетов является обязательным. Следует также позаботиться о том, чтобы маска максимально плотно прилегала к лицу: Леонард Маркус даже рекомендует надеть две маски, чтобы хорошо прикрыть рот и нос.
Кроме того, он советует открыть вентиляционные отверстия над сиденьем. То, что возникающие таким образом воздушные потоки повышают качество воздуха и снижают вероятность переноса выдыхаемых частиц от одного человека к другому, отмечается и в исследовании ученых Оксфордского университета.
А после прививки можно не бояться заразиться?
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, риск заражения для вакцинированных пассажиров невелик. При этом важно знать, что полностью вакцинированным человек считается спустя две недели после получения второй дозы вакцины.
Вакцинация максимально снижает риск заражения коронавирусом
О чем еще нужно знать перед прибытием в аэропорт?
Важно также ознакомиться с правилами полетов у себя в стране и стране прибытия, а также выяснить, к примеру, необходим ли ПЦР-тест для посадки на самолет, и какие меры безопасности должны соблюдаться на территории аэропорта.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) на своем сайте пишет, что путешествующие должны внимательно следить за своим здоровьем после возвращения домой и обращать внимание на появление любых симптомов. Это особенно актуально в связи с увеличением случаев заболеваний новыми вариантами коронавируса.
Какими вакцинами человечество прививается от коронавируса
BioNTech/Pfizer: начало мРНК-революции
Первой вакциной от COVID-19, разрешенной к применению в США и ЕС, стала разработка немецких ученых с турецкими корнями Угура Шахина и его жены Озлем Тюречи. Их фирма BioNTech из Майнца заключила альянс с американским гигантом Pfizer, и вакцину стали называть «пфайзеровской». В 2021 году будут выпущены 2 млрд доз. СМИ заговорили о «революции» в фармацевтике, поскольку впервые создана мРНК-вакцина.
Какими вакцинами человечество прививается от коронавируса
Moderna: родом из университета Гарварда
На РНК-технологиях, считающихся новым словом в медицине, специализируется и американская биотехнологическая компания Moderna. Ее штаб-квартира находится в Кембридже, штат Массачусетс, вблизи Гарвардского университета, ученые которого и учредили эту фирму в 2010 году. Вакцина Moderna, созданная при финансовой поддержке властей, стала второй, зарегистрированной в США и ЕС на рубеже 2020-21 годов.
Какими вакцинами человечество прививается от коронавируса
Какими вакцинами человечество прививается от коронавируса
«Спутник V»: самая первая регистрация
В августе 2020 года Россия объявила, что первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса, названную «Спутник V». Массовая вакцинация российского населения официально началась в январе 2021 года. На зарубежные рынки эту векторную вакцину, разработанную учеными московского Центра Гамалеи, продвигает Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). На снимке: прибытие первой партии в Боливию.
Какими вакцинами человечество прививается от коронавируса
Sinovac: тихий конкурент из Китая
Без лишнего шума и подробных отчетов о результатах клинических испытаний Китай разработал как минимум три вакцины. Одну из них, созданную на основе инактивированного (убитого) коронавируса, компания Sinovac Biotech тестировала в нескольких странах Азии, в том числе в Индонезии, которая ее затем закупила. Чтобы подать пример соотечественникам, президент страны Джоко Видодо привился первым.
Какими вакцинами человечество прививается от коронавируса
CureVac: принтер для вакцин от Tesla
Регистрация второй немецкой мРНК-вакцины пока откладывается: она недостаточно эффективная, сообщила в июне 2021 компания CureVac, заключившая альянс с концерном Bayer. Это срывает план изготавливать ее прямо в клиниках повсюду в мире. Образец мобильного принтера, созданного своей немецкой дочерней фирмой Tesla Grohmann, Илон Маск (в центре) демонстрировал летом 2020 года депутатам бундестага.
Какими вакцинами человечество прививается от коронавируса
Sanofi: две неудачи и помощь Евросоюзу
Какими вакцинами человечество прививается от коронавируса
Johnson&Johnson: достаточно одной дозы
20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам
20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам. С момента входа в здание аэропорта и до посадки несколько часов путешественники и багаж находятся под неусыпным контролем. Все предполетные процедуры сейчас представляют собой компромисс между безопасностью и скоростью обработки данных пассажиров.
20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам
Безопасность
Особенно тщательно контроль осуществляется во время вспышек гриппа. Прибор определяет температуру тела человека на расстоянии до 10 м с точностью до 0,1°.
В некоторых аэропортах работают профайлеры — специалисты, которые обращают внимание на
и на основе этого выявляют потенциально опасных.
Сканеры, предназначенные для досмотра граждан, абсолютно безопасны.
20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам
Больничный рентген-аппарат выдает около 600 микрозивертов, а современные сканеры для досмотра не превышают порог 0,5 микрозиверта.
Кадры видеонаблюдения из зала обрабатывает компьютерная программа, способная оценить психоэмоциональное состояние и преобразовать малейшие движения человека в цветовые индикаторы
Пластиковые лотки в зоне досмотра
Ученые выявили в пробах, взятых с них, 10 различных респираторных вирусов, среди которых вирус
Для служб безопасности одними из самых подозрительных предметов одежды и поводом для дополнительной проверки могут стать
Службу безопасности также точно напряжет
Это часть профайлинга — метод проверки поведения для выявления подозрительных людей
Подозрительных лиц отправляют на спецдосмотр со сканером, который просвечивает буквально насквозь, до внутренних органов.
Раньше сканеры выдавали еще и анатомически подробную картинку, но теперь можно не беспокоиться
Если вы попробуете пронести что-то запрещенное, то не сможете забрать предмет обратно.
Изъятыми вещами распоряжается служба авиационной безопасности. Часть утилизируют, иногда продают с аукциона.
Они не будут подолгу заниматься сканированием, проверкой билетов, так как слишком долгое выполнение одной и той же монотонной операции может привести к тому, что в системе безопасности что-то упустят. Такое переключение позволяет агентам быть в тонусе.
Сотрудники службы безопасности не только используют официальные кодовые слова, но и изобретают свои. Например
Прямо перед входом в контрольно-пропускной пункт агент службы безопасности аэропорта может пометить ваш посадочный талон специальным знаком, чтобы сообщить другим сотрудникам о том, что вы должны пройти дополнительную проверку
Багаж и ручную кладь проверяют с помощью рентген-установки, которая, кстати, не может справиться с предметами, завернутыми в фольгу.
Животные, работающие в аэропорту, это своего рода собачий спецназ, поскольку там тяжелейшие условия службы
Такие собаки ищут
Собака, которая заподозрит неладное, не будет громко лаять, пугая окружающих.
В конце досматриваемого рейса собаке необходимо поощрение.
Специально для работы в здании аэропорта выводят целые породы.
20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам
Багаж
20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам
По данным компании SITA, международного IT-провайдера индустрии, которая следит за перевозками багажа, общее число утерянных чемоданов уменьшилось с 46,9 млн в 2007 году до 24,8 млн в 2018 году. И это в то время, когда количество пассажиров самолетов увеличилось практически вдвое.
20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам
Диспетчерская
На диспетчерской вышке есть несколько рабочих мест
У каждого своя зона. Для того чтобы объекты не врезались друг в друга, все должны общаться между собой. За действиями диспетчеров следят
Несмотря на наличие специального оборудования, все диспетчеры обучаются и метеорологии.
Если машина даст сбой, они выясняют направление и скорость ветра с помощью ветроуказателя. А для того чтобы определить уровень видимости, диспетчеры смотрят на конкретные ориентиры
Если в диспетчерской ломается радио, сотрудник из башни направляет зеленый луч на кабину, давая понять, что самолет может приземлиться.
20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам
Если же на взлетно-посадочной полосе есть помехи, сигнал меняют на мигающий красный, и пилот понимает, что посадка небезопасна.
Один борт ведут десятки диспетчеров.
Кажется, что в небе очень много места, но это не так: оно словно соты разделено на участки, и на каждом из них есть свои трассы и перекрестки. В воздушном пространстве огромное количество трасс, в зависимости от их длины и количества пересечений все небо разделено на сектора разной длины. К примеру, если самолет летит из Внуково в Калугу, его ведут 7 человек.
20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам
Диспетчер должен тренировать голос
Право выбора языка общения возложено на диспетчера. Но, если экипаж российской авиакомпании заговорит по-английски, то на том же языке ему ответит и диспетчер.
Есть нормы, согласно которым все используют стандартные фразы. Однако диспетчеры признаются, что бывают случаи, когда необходимо отступить от правил и употребить бытовые выражения.
Одна из самых опасных ситуаций называется «блинчик»
В такой ситуации главное для диспетчера — быстро отреагировать и отвернуть в сторону борт, уходящий на 2-й круг, поскольку его скорость больше.
Каждые 2 часа диспетчер обязан отдыхать. В среднем выходит 20 минут. Для отдыха есть специальная комната с диванами и телевизором. Можно
В здании есть и тренажерный зал, но не рекомендуется пользоваться им во время работы.
20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам. Аэропорт будущего
Роботы-гиды аэропорта Инчхон после сканирования посадочного талона сопровождают потерявшегося или опаздывающего путешественника к выходу на посадку.
Сканер обуви использует сетку чувствительных электродов для анализа обуви и ее содержимого.
Идет работа над объединением искусственного интеллекта с более чувствительной версией сканеров миллиметровых волн, которые уже используются в аэропортах.
Это даст возможность пассажирам проходить сквозь сканеры с полными карманами, а службе безопасности при этом выявлять скрытые угрозы.
Пассажиров избавят от необходимости убирать электронику и жидкости из сумок во время проверок безопасности.
Искусственный интеллект
Разработан экологически чистый вариант традиционного подноса для еды.
Придумана система под названием MagRay, основанная на технологии сканирования, разработанной для медицинских применений.
Роботы смогут принимать багаж пассажиров прямо у входа.
Такой робот, разработанный SITA, тестирует, например, аэропорт в Женеве. Устройство позволяет пассажиру самостоятельно
Роботизированный терминал открылся в аэропорту Сингапура. Пассажирам доступны