какие меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов могут быть приняты ассистентом
Сопровождение при трудоустройстве инвалидов – новый способ обеспечения рабочими местами
Решение проблемы трудоустройства инвалидов, их социализация и вовлечение в полноценную общественную жизнь является одной из актуальных задач в настоящее время.
Заявительный механизм и традиционные меры активной политики занятости, применяемые по отношению к лицам без инвалидности, не позволяет в полной мере трудоустроить и закрепить на рабочих местах граждан, имеющих значительные ограничения жизнедеятельности. Эффективным инструментом содействия трудоустройству инвалидов на открытом рынке труда может стать персональное сопровождаемое трудоустройство, реализованное в необходимом объеме с учетом нарушений функций и ограничений жизнедеятельности и личностных особенностей инвалида.
В связи с этим в целях трудоустройства незанятых инвалидов со значительными ограничениями жизнедеятельности, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости приказом Минтруда от 03.08.2018 № 518н утвержден Федеральный стандарт государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, предусматривающий оказание органами службы занятости населения с 01.01.2019 года соответствующей государственной услуги.
Сопровождение при содействии занятости предполагает оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду, нуждающемуся в поддержке других лиц (кураторов, профконсультанта, наставника), осуществляемой в форме сопровождение на всех этапах трудоустройства (в процессе поиска работы, собственно трудоустройства, дополнительном оснащении (оборудовании) рабочего места, адаптации на рабочем месте, освоении профессиональных знаний, умений и трудовых действий) в условиях открытого рынка труда. В случае потребности принимаемому на работу инвалиду оказывается помощь при формировании и освоении доступного для него маршрута передвижения до места работы и обратно, а также по территории организации-работодателя в целях оперативного доступа к рабочему месту.
Категории мобильности
В связи с доступностью окружающей среды люди с ограниченными возможностями также подразделяются на группы по мобильности. В целом все население делится на группы с нормальной мобильностью и маломобильные. При этом учитывается, какие в данном случае имеются в виду категории инвалидов К, О, С, Г, У. Так, например, инвалиды по слуху обычно относятся к категории мобильных. К маломобильным относятся люди, если они испытывают затруднения, когда им приходится самостоятельно передвигаться, получать услугу или информацию либо ориентироваться в пространстве. В эту группу входят не только инвалиды. Временные нарушения здоровья, беременность, престарелый возраст также ограничивают мобильность. В эту же группу можно отнести и тех, кто перемещается с детскими колясками.
В свою очередь, не все инвалиды относятся к маломобильной группе. Их можно разделить на категории мобильности инвалидов М1-М4:
Паспорт доступности ОСИ
Один из важных факторов создания доступной среды – чтобы любые категории инвалидов К, О, С, Г, У были обеспечены возможностью посещать здания, сооружения и прочие места. В число условий входит возможность беспрепятственно входить в объекты и выходить из них, самостоятельно передвигаться по территории объекта к месту, где им должна быть предоставлена услуга, в том числе со сторонней помощью (например, работников объекта), размещение информации, необходимой, чтобы инвалиды получили беспрепятственный доступ к объекту или услугам, и многое другое.
Расшифровка этих обозначений следующая:
Безопасность при использовании средств индивидуальной мобильности
В последнее время спрос на новые средства индивидуальной мобильности в России стремительно растет, в том числе и в Тосненском районе. Однако важно отметить, что они могут быть опасными, а именно развивать значительную скорость, что при ограниченной маневренности создает высокую вероятность потери управления. При этом многие пользователи таких устройств, выезжая на проезжую часть, не используют защитную экипировку, чем подвергают свою жизнь опасности и окружающих.
Отметим, что согласно проекту поправок в Правила дорожного движения, «Средство индивидуальной мобильности» – это устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок».
Остановимся более подробно на таком виде СИМ, как электросамокат.
К сожалению, чёткого определения, что такое электросамокат по Правилам, по состоянию на 2021 год нет. Но есть устоявшаяся судебная практика по их разделению: в одних случаях их считают мопедами, в других – просто устройством для пешеходов. Соответственно, в определённых случаях вам потребуются права на них, а в других нет.
Согласно действующим ПДД мопедом является такой транспорт, который соответствует следующим критериям:
— имеет 2 или 3 колеса,
— максимальная скорость не выше 50 км/ч,
— электродвигатель с мощностью более 250 Вт, но менее 4 кВт.
Таким образом, большинство электросамокатов по определению – это мопеды.
В России, в 2021 году практика ГИБДД обстоит следующим образом: если вы управляете электросамокатом с мощностью мотора не более 250 Ватт, то вы приравниваетесь к пешеходу, езда же на электрическом самокате с мощностью, которая превышает указанное значение, образует ситуацию, когда сотрудники ГИБДД и суды считают его мопедом.
От характеристик зависит требуется ли водительское удостоверение для электросамоката. Если электросамокат имеет мощность меньше 250 Вт, то права на него не потребуются, если же он превышает хотя бы одно из значений, то потребуются права для управления мопедом – согласно ФЗ О безопасности дорожного движения, любая категория автомобильного (или мотоциклетного) водительского удостоверения подтверждает право управления таким электросамокатом.
Вождение этого устройства в пьяном виде, если его мощность превышает 250вт, запрещается и приведёт к лишению водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет и штрафу в размере 30 000 рублей по части 1 статьи 12.8.
Так же обстоит дело и с ездой без наличия права управления, будучи лишённым или не имея в/у с собой. Запрещается вождение электросамоката, который имеет двигатель более 250 Ватт.
Дополнительные предписания и запреты регулируются разделом 24 Правил для мопедов – то есть для устройств мощностью более 250 Вт.
— запрещена езда на электросамокате без рук (с одной рукой на руле можно),
нельзя перевозить пассажиров (для одноместных устройств),
— воспрещается перевозить ребёнка в возрасте до 7 лет,
— на таком электросамокате вы обязаны быть в шлеме, и он должен быть застёгнут,
— перед пешеходным переходом нужно спешиваться,
— запрещено буксировать другой электрический самокат.
Кроме того, действующие ПДД рекомендуют при езде в тёмное время суток надевать светоотражающие жилеты или иметь другие такие предметы и обеспечить их видимость другими участниками дорожного движения.
Итак, подведем итоги. Если вы управляете электросамокатом с мощностью мотора не более 250 Ватт, то вы приравниваетесь к пешеходу. Езда же на электрическом самокате с мощностью, которая превышает указанное значение, образует ситуацию, когда сотрудники ГИБДД и суды считают его мопедом. Полицейские отмечают, что в соответствии с действующим законодательством для управления двух- или трехколесным механическим транспортным средством, имеющим электродвигатель мощностью более 0,25кВт и менее 4кВт, необходимо иметь категорию «М», водительское удостоверение, а также находиться в застегнутом мотошлеме. При этом постановка такого транспортного средства на регистрационный учет не предусмотрена.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2015 г. N 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи»
ГАРАНТ:
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии с частью второй статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2000, N 22, ст. 2267; 2001, N 24, ст. 2410; N 33, ст. 3426; N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6970; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4596; N 15, ст. 6329; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7033; 2012, N 29, ст. 3990; N 30 ст. 4175; N 53, ст. 7621; 2013, N 8, ст. 717; N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3460, 3475, 3477; N 48, ст. 6160; N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4268; 2015, N 27, ст. 3967; N 14, ст. 2008), приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 декабря 2015 г.
Регистрационный N 39976
Порядок
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2015 г. N 802н)
1. Настоящий Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи.
3. Руководители органов и организаций, предоставляющих услуги, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
4. Органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски:
условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;
возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика*(2);
оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами;
при необходимости оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
5. Кроме условий доступности услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, органами и организациями, предоставляющими услуги, обеспечиваются:
размещение помещений, в которых предоставляются услуги, преимущественно на нижних этажах зданий;
оборудование на прилегающих к объекту территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов;
оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья*(3) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи в зависимости вида, профиля медицинской помощи, заболеваний или состояний.
7. Собственники объектов, где инвалидам предоставляются услуги, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно обеспечить, для предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.
Органы и организации, предоставляющие услуги, на арендуемых объектах, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают меры по дополнению соглашений с арендодателями либо по включению в договоры аренды условий об исполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и услуг.
краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 14 настоящего Порядка;
оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;
предлагаемые решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий осуществляется в соответствии с положениями о комиссиях, утвержденными приказами органов и организаций, предоставляющих услуги.
удельный вес введенных с 1 июля 2016 г. в эксплуатацию объектов, используемых для перевозки инвалидов транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности для инвалидов (от общего количества вновь вводимых объектов и используемых для перевозки инвалидов транспортных средств)*(6);
удельный вес объектов, которые в результате капитального ремонта, реконструкции, модернизации после 1 июля 2016 г. полностью соответствуют требованиям доступности для инвалидов (от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию);
удельный вес объектов (от общего количества объектов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом потребностей инвалидов), на которых до проведения капитального ремонта или реконструкции обеспечивается доступ инвалидов к месту предоставления услуги с учетом предоставления им необходимых услуг в дистанционном режиме, а также, когда это возможно, необходимых услуг по месту жительства;
удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту (от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги), в том числе на которых имеются:
выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов;
подъемные платформы (аппарели);
доступные входные группы;
доступные санитарно-гигиенические помещения;
достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок;
удельный вес объектов, на которых обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи (от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги);
удельный вес объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений их жизнедеятельности (от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги);
удельный вес объектов, на которых обеспечено дублирование информации, необходимой для инвалидов, в звуковой и зрительной форме, а также имеются надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги);
удельный вес услуг, предоставляемых с допуском сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (от общего количества предоставляемых услуг);
доля сотрудников, предоставляющих услуги и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (от общего числа сотрудников, предоставляющих такие услуги);
удельный вес услуг, предоставляемых инвалидам с сопровождением сотрудников, предоставляющих услуги (от общего количества предоставляемых услуг);
удельный вес объектов, имеющих утвержденные Паспорта (от общего количества объектов).
по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ (в случае невозможности обеспечения условий полной доступности);
по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, сметах его капитального и текущего ремонтов, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования в целях повышения уровня доступности объекта и условий предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов;
по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию и строительству вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги, оснащению их приспособлениями и оборудованием, обеспечивающими их полное соответствие требованиям доступности для инвалидов с 1 июля 2016 г.
15. Утвержденные Паспорта хранятся в органах и организациях, предоставляющих услуги, осуществляющих разработку дорожных карт, после чего передаются в архив в установленном порядке.
*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)» (Собрание законодательства Российской Федерации», 2007, N 40, ст. 4798; 2011, N 16, ст. 2294; 2012, N 17, ст. 1992; 2013, N 12, ст. 1319).
*(3) Пункт 9 статьи 10 и статья 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2000, N 22, ст. 2267; 2001, N 24, ст. 2410; N 33, ст. 3426; N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6970; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6224, 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4596; N 15, ст. 6329; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7033; 2012, N 29, ст. 3990; N 30 ст. 4175; N 53, ст. 7621; 2013, N 8, ст. 717; N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3460; N 27, ст. 3475; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6160; N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4268; 2015, N 27, ст. 3967; N 14, ст. 2008).
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации 2015, N 2, ст. 465.
*(6) За исключением организаций, в функции которых не входит перевозка (транспортировка) пациентов.
*(7) В случае передачи полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с частью второй статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
*(8) Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 26, ст. 3894).
Регламентированы правила обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере здравоохранения. Они касаются организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Так, помещения объектов здравоохранения должны располагаться преимущественно на нижних этажах зданий. На прилегающих территориях должны быть оборудованы места для парковки автотранспортных средств инвалидов.
Медорганизации необходимо оснастить оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов.
Инвалидам обеспечивается возможность самостоятельно передвигаться по объекту. Для этого предусматриваются сменные кресла-коляски, адаптированные лифты, поручни, пандусы, подъемные платформы, раздвижные двери, достаточная ширина дверных проемов и лестничных маршей.
Также необходимо обеспечить сопровождение инвалидов с расстройством зрения, дублирование информации для инвалидов в звуковой и зрительной форме, предоставление услуг сурдоперевода и тифлосурдоперевода.
Приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2015 г. N 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 декабря 2015 г.
Регистрационный N 39976
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.
Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 9 декабря 2015 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 25 января 2016 г. N 4
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
Доступ разрешен? О правах маломобильных граждан и инвалидов
Передвигаться без помех людям с ограниченными возможностями непросто. Что делать, если права нарушены?
Содержание
Право инвалидов, испытывающих сложности с передвижением, получить доступ к социальным объектам – магазинам, ресторанам, управам, органам власти, больницам, учебным заведениям и так далее – закреплено в законодательстве. Что именно обязаны сделать представители вышеперечисленных организаций, читайте ниже. А для начала разберемся с законами.
Что говорит закон о маломобильных гражданах?
Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).
Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».
В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).
Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:
Кто относится к маломобильным группам населения?
Закон «О социальной защите» дает только определение понятия «инвалид».
«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Закон города Москвы оперирует более широким понятием и говорит о маломобильных гражданах, к которым помимо инвалидов относятся пожилые, люди с малолетними детьми, в том числе с детскими колясками, другие лица, не имеющие возможности свободно передвигаться (например, получившие травмы и потому временно маломобильные). Дальше рассказываем о категориях маломобильных групп населения.
Термин «маломобильные группы» шире: он подразумевает людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п. Так как мы будем говорить именно о защите прав потребителей (в частности – прав на получение товаров, услуг и информации), основные тезисы статьи по большей части относятся и к маломобильным гражданам, а не только к инвалидам, не могущим передвигаться самостоятельно.
Что обязаны делать организации?
В соответствии с законодательством, организации, органы власти обязаны обеспечить инвалидам:
Такими объектами считаются жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.
Беспрепятственный доступ должен быть к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Все эти объекты должны быть оборудованы пандусами, поручнями, туалетами для инвалидов (если туалеты в принципе предполагаются); должны иметь достаточно широкие проходы для того, чтобы можно было проехать на коляске.
К примеру, в общественном городском транспорте должны быть специальные площадки для размещения инвалидных колясок, оборудованные поручнями и кнопками вызова водителя. Автобус или электробус оборудуется специальным пандусом для въезда в салон и выезда, некоторые модели умеют «наклоняться» к бордюру, чтобы не оставалось большого зазора.
Сюда же относится наличие средств связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На вокзалах должны быть пандусы, грузопассажирские лифты; места для колясочников в залах ожидания; специальные столики в буфетах, кафе и ресторанах; туалеты, оборудованные для инвалидов. Для посадки в вагон должны быть предоставлены передвижные подъемники для перемещения с платформы в вагон. Проходы в купе, оборудованных для инвалидов, должны быть расширенными по сравнению со стандартными.
Целый комплекс требований существует для вагонов, предназначенных для путешествий инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные купе, оборудованные таким образом, чтобы можно было с комфортом путешествовать (включая вероятность присутствия сопровождающего лица). В купе устанавливаются специальные поворотные и откидные кресла, поручни, а также дополнительные переговорные устройства для экстренной связи с проводником. Для слабовидящих и слепых устанавливаются специальные средства информации и связи, голосом дублирующие информационные сообщения в вагоне, а также размещаются надписи в рельефной технике.
Для других видов транспорта действуют аналогичные требования.
То есть пандусы, широкие проходы, специальные туалеты, поручни должны быть на всей территории. Посещая организацию, человек с ограниченными возможностями должен иметь возможность обходиться без дополнительной помощи.
Для тех, кто испытывает проблемы со зрением, существуют дополнительные условия, потому что предоставить им в незнакомом пространстве полную самостоятельность сложно. Стоит заранее узнать, каким образом обеспечивается сопровождение. Возможно, требуется сообщить о предполагаемом визите, чтобы помощник был уже готов.
В продовольственные магазины, например, нельзя заходить с животными. Запрет продиктован санитарными нормами. Но для собак-поводырей обязаны сделать исключение, так как без собаки слабовидящий или слепой человек не сможет совершить покупки.
Важно! В случае возникновения вопросов необходимо будет показать документы, которые подтвердят, что собака действительно обучена быть поводырем и выступает именно в этой роли (а не является обычным питомцем).
Собаку-поводыря без всяких оговорок и дополнительных документов должны пустить вместе с хозяином в поезд.
Доступная городская среда
Когда и как адаптируют организации для нужд людей с ограниченными возможностями
В законе указывается, что полностью оборудовать объект можно во время капитального ремонта или реконструкции – если, конечно, это еще не было сделано и он возводился до вступления в силу этих правил. Как быть, если ремонт или реконструкция в ближайшее время не предполагаются?
Организация или магазин, которые не соответствуют правилам и не могут предоставить инвалидам полноценный доступ к своим услугам, должны действовать согласованно с одним из местных общественных объединений инвалидов. Вместе они разрабатывают меры и обеспечивают условия для доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Если это никак невозможно организовать, инвалиду должна быть оказана услуга дистанционно по месту жительства.
А новые городские объекты можно возводить, только если в плане заранее заложены конструкционные особенности, обеспечивающие доступ инвалидов.
Места на парковках
Предусмотрены законом и специальные парковочные места для инвалидов. На всех парковках общего пользования, в том числе тех, которые расположены у социально значимых объектов, выделяется не менее 10% мест для бесплатной парковки автомобилей, управляемых инвалидами. Другим автовладельцам занимать эти места своими машинами нельзя.
Рекомендации по обеспечению комфорта маломобильных граждан в заведениях общепита
К ресторанам и кафе предъявляются те же требования. Они должны обеспечить людям с ограниченными физическими возможностями беспрепятственный доступ. Меры предполагаются стандартные: пандусы, поручни, оборудованные туалеты, возможность использовать столы и так далее.
Какое наказание ждет нарушителей этих требований?
Должностные и юридические лица за несоблюдение требований несут административную ответственность. Конкретные размеры штрафов могут задаваться локальными документами. Например, ст. 8.23 КоАп Москвы предусматривает штраф для юридических лиц 100 000–200 000 рублей. В ст. 9.13 КоАП РФ санкции ниже: уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
Если вы столкнулись с тем, что организация, транспорт, магазин не предоставляют инвалидам возможность беспрепятственно пользоваться их услугами, можете жаловаться в вышестоящую инстанцию. Например, если у магазина или ресторана отсутствует пандус, обратитесь в Роспотребнадзор и/или прокуратуру. Также можно написать жалобу в Административно-техническую инспекцию или местный орган власти.
– Если вы видите, что все эти меры не действуют, остается самостоятельно обращаться в суд о понуждении организаций, будь то администрация, автотранспортная организация или другая, исполнять требования законодательства. Далее на основании судебного решения уже судебные приставы проконтролируют его исполнение.
Статистика показывает, что количество обращений с жалобами на нарушение прав людей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Значит, растет и гражданское самосознание. Но гораздо важнее, чтобы процесс шел во встречном направлении и организации сразу предоставляли инвалидам все возможности для доступа к их услугам.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.