какие меры должны принимать люди чтобы экономика приносила меньше вреда окружающей среде
Окружающий мир 3 класс 2 часть Экономика и экология стр. 79 – 84
1) Какую пользу приносит экономика людям?
Экономика приносит очень большую пользу людям, но вредит экологии. Потому что только благодаря ей мы получаем все те товары и продукты, которые нужны нам каждый день — еду, одежду, электронику и всё прочее.
2) Какой вред хозяйственная деятельность наносит природе и здоровью людей?
Но хозяйственная деятельность всегда наносит вред природе.
Заводы отравляют воздух и воду, машины выделяют ядовитые газы, сельское хозяйство загрязняет почву ядохимикатами и удобрениями.
Обсудим!
1) Как связаны между собой экономика и экология?
Экономика оказывает влияние на экологию.
Причём обычно развитие экономики приводит к нарушению экологии.
2) Какие меры должны принимать люди, чтобы экономика приносила меньше вреда окружающей среде?
Чтобы экономика наносила меньше вреда, люди должны научиться прогнозировать последствия своей деятельности, предсказывать какое влияние на экологию окажет то или иное действие.
И избегать тех действий, которые нанесут экологии самый большой вред.
3) Дайте свои экологические прогнозы и рекомендации для следующих случаев:
а) в одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей;
Уничтожение хищников приведёт к размножению грызунов, которые будут портить посевы на полях, садовые деревья.
А значит, фермеры понесут убыток.
Вместо того чтобы уничтожать хищников, которые поедают скот, следует ограничить их численность и больше заботиться об охране стад.
б) на берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.
Отходы, содержащие ртуть, могут оказаться в водах озера и тогда оно окажется заражено.
В нём могут погибнуть рыбы, пострадают птицы и водоросли.
Экосистеме озера будет нанесён огромный ущерб.
Чтобы этого избежать, следует предусмотреть многоступенчатую систему защиты от попадания отходов в воды озера, или построить завод на большом удалении от природных водоёмов.
Проверь себя
1) Раскрой взаимосвязь между экономикой и экологией.
Экономика может стать причиной ухудшения экологии. А хорошая экология способствует увеличению производительности труда. Ведь люди, живущие там, где экология не нарушена, меньше болеют и лучше себя чувствуют.
2) Какой вред окружающей среде наносит экономика?
Экономика всегда наносит вред экономике.
Крупные предприятия загрязняют вредными выбросами почву, воздух и воду.
Плотины гидроэлектростанций затопляют плодородные земли и лишают животных дома.
Задания для домашней работы
1) Запиши в словарик: танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз.
Танкер — судно для перевозки нефтепродуктов.
Экологическая катастрофа — гибель живых организмов из-за деятельности человека.
Экологический прогноз — предсказание развитие ситуации в природе.
2) Обрати внимание на сообщения телевидения, радио, газет, интернета. Не было ли в последнее время аварий на нефтеналивных танкерах? Если были, к чему они привели? Какие меры потребовались, чтобы уменьшить вред, нанесённый природе?
В январе 2018 году у берегов Японии столкнулся с другим судном и затонул иранский танкер, перевозивший большое количество нефти.
Нефть вылилась в море и образовалось большое нефтяное пятно.
Для сбора нефтепродуктов были привлечены десятки судов и сотни человек.
Погибли многие рыбы и птицы, морские млекопитающие.
3) Узнай у взрослых или из местных газет, какой вред окружающей среде наносят промышленные предприятия вашего города.
Промышленные предприятия моего города наносят природе значительный вред.
Несмотря на наличие очистных сооружений и фильтров, в воздух попадают соединения углерода, серы, кремния.
Промышленные стоки попадают в реку.
4) Из сообщений радио, телевидения, Интернета узнай о действиях МЧС по ликвидации последствий экокатастроф в нашей стране и за рубежом.
В 2007 году в результате шторма затонуло два танкера возле берегов Краснодарского края.
В море вылилось много нефтепродуктов.
В ликвидации последствий принимали участие подразделения МЧС.
Была использована специальная техника, для сбора мазута с побережья и поверхности моря.
Сотрудники МЧС занимались сбором погибших птиц и рыб, выброшенных на берег.
В операции по ликвидации последствий катастрофы принимало участие более 8 тысяч человек.
Для восстановления экосистемы потребовалось более пяти лет.
Экодиктант 2021 года, вопросы и ответы на экологический диктант
C 14 по 21 ноября будет проходить Всероссийский экологический диктант, принять участие в котором смогут не только граждане РФ, а и за границей. Формат проведения на офлайн площадках и онлайн через сайт экодиктант.рус.
Каждый год 15 ноября отмечается Всемирный день вторичной переработки отходов. Всероссийский экодиктант в прошлом году прошли более 200 тыс участников. Основная его задача формирование экологической культуры, а также популяризацию экологических знаний.
Вопросы и наши ответы на экологический диктант 2021
Категория старше 18 лет не эколог
Вопрос 1. В какой части атмосферы Земли находится озоновый слой?
Вопрос 2. Какие лампы при использовании и утилизации оказывают наименьшее отрицательное влияние на окружающую среду?
Вопрос 3. Может ли применение азотных удобрений нанести вред окружающей среде? Выберите все правильные варианты ответа
Вопрос 4. Что относится к биологическим методам защиты растений в лесном хозяйстве?
Вопрос 5. Какой наиболее оптимальный способ достижения целей зеленой энергетики?
Вопрос 6. Как называется один из методов оценки состояния окружающей среды?
Вопрос 7. Какое из перечисленных растений, растущих в водоемах, является индикатором загрязнения воды?
Вопрос 8. Каким образом каждый человек может внести свой действенный вклад в сохранение водных ресурсов? Выберите все правильные варианты ответа
Вопрос 9. Как понимается устойчивое развитие международным сообществом?
Вопрос 10. Почему автомобили, работающие на газе, считаются более экологичными, чем автомобили, работающие на жидком топливе?
Вопрос 11. Какие воды более защищены от антропогенного загрязнения?
Экономика и экология
Потерпело аварию судно, которое везло нефть,— нефтеналивной танкер. Нефть вылилась в море, растеклась по поверхности воды, покрыла берега.
Рассмотри рисунок. Видишь, как пострадали птицы. Многие погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре погибнут водоросли, морские моллюски, крабы. Они задохнутся, потому что нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу.
Так нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!
Самые большие нефтеналивные танкеры вмещают столько нефти, сколько могут перевезти 10 тысяч железнодорожных цистерн! Представь, что вся эта нефть выльется в море. Неудивительно, что аварии на танкерах приводят к очень тяжёлым экологическим последствиям.
В разных районах мира, к сожалению, довольно часто случаются подобные катастрофы.
В 2010 году возник пожар на морской нефтедобывающей платформе у берегов США. Пожар был очень сильный, платформа затонула. В результате из подводной скважины нефть стала выливаться в море. На поверхности воды образовалось гигантское нефтяное пятно. Так произошёл крупнейший за всю историю нефтяного промысла разлив нефти.
Это примеры того, как экономика поворачивается к людям своей опасной стороной.
У экономики две стороны. Одна — необходимая и полезная продукция, без которой ни человеку, ни всему обществу не прожить. А другая — вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции.
Все отрасли экономики в той или иной мере вредят окружающей среде. Сельское хозяйство, к примеру, отравляет почву ядохимикатами. Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей.
Много вреда природе и здоровью людей наносит промышленность. Вот несколько примеров.
Для того чтобы получить одну тонну алюминия или меди, металлургам нужно несколько тонн руды. Остальное идёт в отходы.
Свою обратную сторону имеет электроэнергетика. Чтобы построить гидроэлектростанцию, реку перегораживают плотиной. Выше плотины река разливается и затапливает плодородные земли и леса. При постройке некоторых плотин под воду уходили деревни и города, из которых приходилось переселять всех жителей. Об одном из таких городов напоминает эта колокольня.
На тепловых электростанциях сжигают топливо, а ядовитый дым загрязняет воздух. На атомных электростанциях применяют атомное топливо, которое очень опасно для людей и всего живого. Если на такой электростанции произойдёт авария, могут погибнуть или тяжело заболеть очень многие люди.
Опасные отходы выбрасывают в окружающую среду предприятия химической промышленности. Да и сама их продукция не всегда только полезна. Стиральные порошки и моющие средства, попадая через канализацию в реки и озёра, загрязняют их.
Одна из важнейших задач общества в 21-м веке—сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
Как ты знаешь, слово «прогноз» означает «научное предсказание». Нам уже знакомы прогнозы погоды. Но бывают и экологические прогнозы.
Учёные-экологи предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Например, что будет, если произойдёт авария нефтеналивного танкера, на реке построят плотину, в озеро сбросят ядовитые отходы производства.
Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.
Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку. В этом огромное значение науки экологии для экономики и нашей жизни.
Экономика и экология взаимосвязаны. Экономика использует природные богатства и зависит от них. В то же время хозяйственная деятельность людей наносит окружающей среде большой вред. Задача общества — сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
Открытый урок по окружающему миру 3 класс. «Экология и экономика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок окружающего мира по теме: « Экономика и экология»
проводится в 3 «В» классе, УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика». В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найдут причины и пути решения данной проблемы.
Экономика и экология
Познакомить с двумя сторонами экономики-полезной и опасной (положительной и отрицательной)
Урок первичного предъявления новых знаний
Планируемые результаты (предметные)
— знать об «экономике» и « экологии» и обнаруживать связи между ними,
— рассматривать и сравнивать иллюстрации и слайды, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;
— осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека и необходимость бережного отношения к природным ресурсам;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
-овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Универсальные учебные действия (метапредметные)
— освоение способов решения проблем поискового характера;
— освоение основ познавательной рефлексии;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
— установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений,
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
— овладение базовыми предметными понятиями,
— высказывать свое предположение;
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
— готовность слушать собеседника и вести диалог;
— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Основное содержание темы, понятия и термины
« Экономика», «Экология», «Экологическая катастрофа»
Организация начала урока
II .Актуализация знаний, целеполагание
III .Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний
I V .Продолжение работы по теме урока
V .Рефлексивно-оценочный этап.
VI . Домашнее задание
Учитель: Ребята, мы начинаем урок окружающего мира. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь с ними. Спокойно сели.
— Ребята, надеюсь, что сегодня на уроке вы будите внимательными, сообразительными, старательными и дисциплинированными.
— Проведем разминку, которая поможет нам в дальнейшей работе. У вас на столах тест. На выполнение задания дается 2 минуты.
1. Что такое окружающая среда:
А) все, что нас окружает
А) наука о животных
Б) наука о связях между живыми существами и окружающей средой
В) наука о растениях
В) наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства
Поменялись работами и проверили друг друга. Кто правильно ответил на все вопросы? Вы большие молодцы.
Итак, удовлетворение разнообразных потребностей людей- главная задача ЭКОНОМИКИ ( табличка со словом «ЭКОНОМИКА» появляется на доске)
Наука о связях между живыми существами и окружающей средой называется ЭКОЛИГИЯ
( табличка со словом «ЭКОЛОГИЯ» появляется на доске)
— Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?
— Молодцы, а кто скажет какая тема нашего урока?
Слово заранее подготовленным ребятам.
— Какие эмоции возникли у вас в ходе рассказа ребят?
— Да, ребята, случилась беда. Пострадала живая природа. Кто знает, как называются эти бедствия?
— Кто виноват в такой катастрофе?
Давайте с вами прочтем на стр. учебника 81 какие еще бывают экологические катастрофы.
— Земля – наш общий Дом. И как важно, чтобы в нем не было печали, горя, чтобы царили мир и счастье. Но в наш беспокойный век на планете далеко все не благополучно. Земля, наш любимый Дом, плачет…..Почему?
— Должен ли человек понять причины возникновения этих катастроф, чтобы избежать их?
— Предлагаю в этом разобраться.
-Почему люди развивая экономику, строят заводы, атомные электростанции, вырубают леса и допускают такое?
-Давайте порассуждаем, может ли современный человек обойтись без экономики?
-Вспомните из каких отраслей состоит экономика?
— Что дает людям сельское хозяйство?
Это полезная сторона экономики. В чем заключается опасная сторона сельского хозяйства?
— Что дает людям металлургия?
Это полезная сторона экономики. В чем заключается опасная сторона металлургии?
Давайте прочитаем в учебнике другие примеры о полезной и опасной стороне других отраслей экономики.
— Можем мы обойтись без товаров и услуг?
Вывод: человек не может обойтись без экономики.
-Главная задача экономики – правильное распределение и расходование ресурсов и получение максимальной прибыли.
— Наука, которую мы называем экономикой имеет 2 стороны.
Одна – эта необходимая и полезная продукция, без которой ни отдельному человеку, ни всему обществу не прожить.
На столе стоят бутылка, салфетка, пакет.
-Какая отрасль экономики изготовляет эти предметы?
-Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?
В нашей стране с 1 января 2019 года вступил в силу закон о раздельном сборе мусора
-Так какая же есть опасная сторона экономики ?
Отрицательна сторона экономики
-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, … но и вред природе и здоровью людей и могут привести к экологическим катастрофам.
-Какая наука занимается предотвращением разных опасностей?
Учитель: Учёные-экологи предсказывают, что нужно сделать, чтобы экономику развивать и экологию сохранить. Например, экологи помогают решить стоит ли строить завод, чтобы сохранить природу, не навредить человеку, т.е. делают экологический прогноз.
Открывается карточка на доске (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ)
Дайте свои экологические прогнозы для следующего случая: в одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных звере (лиса, волк, сова, еж)
Дайте свои экологические прогнозы для следующего случая: на берегу озера было решено построить завод.
Какие меры должны принимать люди, чтобы экономика приносила меньше вреда окружающей среде?
Какие выводы сделали для себя?
Что расскажете родителям?
Какой вред окружающей среде наносит экономика?
Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, необходимо их изучать, предвидеть вероятность возникновения, использовать экологические прогнозы.
Зная законы экологии, люди выполняют главную задачу – сохраняют нашу планету Земля для потомков.
Уч. с 81 – 85 чтение.
Взаимопроверка (правильные ответы записаны за доской)
— Поговорим о связи между экономикой и экологией.
Рассказ ребят об ликвидации аварии 1957 года, Чернобыль. (Рассказывают 2 ученика. Текст готовится заранее, выступление 2-3 мин)
— Грустно, страшно. Нашей Земле грозит опасность, если человек не предпримет меры.
— чтение учебника с 81
Ответы детей. Примерный ответ: чтобы удовлетворить наши потребности
— промышленность, сельское хозяйство, строительство, сферы услуг, металлургия, машиностроение, легкая и химическая промышленности)
— в загрязнении почвы ядохимикатами.
— в загрязнении воздуха и воды, не правильном использовании полезных ископаемых
Чтение учебника стр. 82-83
(загрязнение окружающей среды)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Номер материала: ДБ-538468
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Экономика и экология
Потерпело аварию судно, которое везло нефть,— нефтеналивной танкер. Нефть вылилась в море, растеклась по поверхности воды, покрыла берега.
Рассмотри рисунок. Видишь, как пострадали птицы. Многие погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре погибнут водоросли, морские моллюски, крабы. Они задохнутся, потому что нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу.
Так нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!
Самые большие нефтеналивные танкеры вмещают столько нефти, сколько могут перевезти 10 тысяч железнодорожных цистерн! Представь, что вся эта нефть выльется в море. Неудивительно, что аварии на танкерах приводят к очень тяжёлым экологическим последствиям.
В разных районах мира, к сожалению, довольно часто случаются подобные катастрофы. [an error occurred while processing this directive]
В 2010 году возник пожар на морской нефтедобывающей платформе у берегов США. Пожар был очень сильный, платформа затонула. В результате из подводной скважины нефть стала выливаться в море. На поверхности воды образовалось гигантское нефтяное пятно. Так произошёл крупнейший за всю историю нефтяного промысла разлив нефти.
Это примеры того, как экономика поворачивается к людям своей опасной стороной.
У экономики две стороны. Одна — необходимая и полезная продукция, без которой ни человеку, ни всему обществу не прожить. А другая — вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции.
Все отрасли экономики в той или иной мере вредят окружающей среде. Сельское хозяйство, к примеру, отравляет почву ядохимикатами. Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей.
Много вреда природе и здоровью людей наносит промышленность. Вот несколько примеров.
Для того чтобы получить одну тонну алюминия или меди, металлургам нужно несколько тонн руды. Остальное идёт в отходы.
Свою обратную сторону имеет электроэнергетика. Чтобы построить гидроэлектростанцию, реку перегораживают плотиной. Выше плотины река разливается и затапливает плодородные земли и леса. При постройке некоторых плотин под воду уходили деревни и города, из которых приходилось переселять всех жителей. Об одном из таких городов напоминает эта колокольня.
На тепловых электростанциях сжигают топливо, а ядовитый дым загрязняет воздух. На атомных электростанциях применяют атомное топливо, которое очень опасно для людей и всего живого. Если на такой электростанции произойдёт авария, могут погибнуть или тяжело заболеть очень многие люди.
Опасные отходы выбрасывают в окружающую среду предприятия химической промышленности. Да и сама их продукция не всегда только полезна. Стиральные порошки и моющие средства, попадая через канализацию в реки и озёра, загрязняют их.
Одна из важнейших задач общества в 21-м веке—сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
Как ты знаешь, слово «прогноз» означает «научное предсказание». Нам уже знакомы прогнозы погоды. Но бывают и экологические прогнозы.
Учёные-экологи предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Например, что будет, если произойдёт авария нефтеналивного танкера, на реке построят плотину, в озеро сбросят ядовитые отходы производства.
Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.
Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку. В этом огромное значение науки экологии для экономики и нашей жизни.
Экономика и экология взаимосвязаны. Экономика использует природные богатства и зависит от них. В то же время хозяйственная деятельность людей наносит окружающей среде большой вред. Задача общества — сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.