какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

Д) Социальное регулирование рыночной экономики

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.

Современная экономика является «социально-рыночной» («смешанной»).

Это значит, что неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая другая нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство («правительство») – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы максимальную социальную эффективность рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

Особым направлением в государственным регулирования рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая и предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

В развитой рыночной экономике приоритетными являются следующие направления социальной защиты:

1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительное социальное значение, поскольку образует обязательную во всех сферах базу оплаты труда и пересчета уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера минимальной заработной платы составляет основной элемент государственной «политики доходов».

2. Обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов.

К таким условиям относятся:

— свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;

— получение желаемого уровня общего и специального образования;

— материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).

Главной целью правительства в сфере занятости является поддержка «естественного уровня» безработицы (не более 4 – 5% от численности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда и т.д.

Источник

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

Государственное регулирование экономики – определение термина

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

Принципами ГРЭ являются:

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Источник

Тест по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:01, тест

Краткое описание

Работа содержит тест с правильными ответами по дисциплине «Теория государства и права».

тест Система государственного управления.doc

а) Правительство РФ;

в) Военно-промышленная комиссия;

г) Совет безопасности.

28. (П) Кем формируется Совет директоров ОАО «Газпром»?:

а) Правительством РФ;

б) акционерами ОАО «Газпром»;

в) Президентом России.

г) органом, управляющим ТЭК.

29. (П) Перечислите основные направления государственной политики в АПК:

а) обеспечение продовольственной безопасности страны;

б) повышение экспорта продукции АПК;

в) ограничение импорта и защита национальных производителей.

30. (П) К какой собственности относится имущество железнодорожного транспорта?:

31. (С)Финансовая поддержка производителей сельскохозяйственной продукции

со стороны государства выражается в форме:

а) таможенного регулирования

б) авансовой оплаты поставок продукции

в) льготного кредитования;

г) применения лизинговых схем закупок техники, племенного скота и др.

Тема N 7. Государственное управление социальной сферой.

1. (П) Теории трансформации капитализма возникли в 20 веке

а) усиления идеологической борьбы с СССР;

б) роста социальных конфликтов и политических потрясений;

в) отсутствия надлежащего государственного регулирования социальной сферы.

2. (П) Возможности рыночного хозяйства в отношении социальной сферы:

а) потенциально может обеспечить достойную жизнь всех членов общества:

б) не знает социальной справедливости и неизбежно дифференцирует население

на бедных и богатых;

в) социальная стабильность и благосостояние всех невозможны без системного

государственного регулирования социальной сферы.

3. (П) Главные причины социальных революций в истории:

а) рвение отдельных политиков и партий к власти;

б) идеологическое одурманивание народа «светлым будущим»;

в) чрезмерная и не ограничиваемая властью эксплуатация наемного труда.

4. (С) Какие модели государственного регулирования социальной сферы

совместимы с рыночной экономикой:

в) шведский социализм.

г) государства «всеобщего благоденствия».

а) государственное перераспределение доходов;

б) повышение производительности труда и доходов;

в) личная ответственность каждого за свое материальное благополучие;

г) развитие малого бизнеса.

6. (П)Для улучшения материального положения населения в первую очередь

а) повышать эффективность производства на основе инноваций;

б) изменить пропорции распределения национального дохода в пользу социальной сферы;

в) ввести прогрессивный подоходный налог и регулировать цены на потребительские то вары.

7. (П) Конституционная норма «РФ – социальное государство» означает:

а) обеспечение обязательных стандартов благосостояния человека;

б) государственное регулирование социальной сферы в интересах всех членов общества;

в) обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого человека.

8. (С) В национальных проектах числятся:

б) физическая культура и спорт;

в) сельское хозяйство;

9. (П) Реализация социальной политики – компетенция органов:

а) федеральных органов исполнительной власти;

б) совместное ведение РФ и субъектов РФ;

в) совместное ведение РФ, субъектов РФ и муниципальных органов.

10. (П) Какой механизм регулирования социальной сферы предпочтительнее?:

а) жесткое государственное регулирование с установлением обязательных социальных стандартов;

б) социальное партнерство работодателей, трудящихся и государства;

в) государственное регулирование во взаимодействии с гражданским обществом.

а) решение социальных проблем на основе массового развития малого бизнеса,

формирования среднего класса;

б) решение социальных проблем на основе перераспределения государством

в) соединение рыночного предпринимательства с государственным «дорегулированием» с учетом принятых социальных стандартов жизни.

12. (С) Инструментами социальной политики являются:

а) социальные гарантии;

б) социальные стандарты;

в) социальные потребности;

г) налоги и таможенные пошлины.

13. (С) Бюджетные расходы на социальные нужды являются:

а) защищенными, то есть не подлежат секвестру;

б) не являются защищенными;

в) подлежат специальному рассмотрению в случае недостаточности бюджетных средств.

14. (П) Минимальный потребительский бюджет:

а) служит основой расчетов для поддержки малообеспеченных слоев населения;

б) используется для расчета пенсий и иных форм социального страхования;

в) служит основой для демографической политики.

15. (С) Бедность по европейским стандартам есть проживание на доходы ниже прожиточного минимума, который составляет:

а) 25% от средней заработной платы в стране;

б) не менее 40% от средней заработной платы в стране;

в) не менее 60% от средней заработной платы в стране.

16. (С) Государственные гарантии по оплате труда распространяются на:

а) минимальный размер тарифной сетки и окладов в бюджетной сфере;

б) минимальный размер оплаты труда;

в) повышение зарплаты при повышении производительности труда;

г) индексацию зарплаты в связи с ростом инфляции.

17. (С) Коэффициент (т.н. децильный) пропасти в доходах 10 % богатых и 10%

самых бедных считается в международной практике критическим

18. (С) Минимальная зарплата в РФ с начала 2009 года достигнет величины:

а) ниже прожиточного минимума;

б) уровня прожиточного минимума;

в) выше прожиточного минимума.

19. (С)Формы оказания федеральной помощи регионам на социальные расходы это:

а) целевые трансферты;

г) индексация оплаты труда в дотационных регионах.

20. (П) Какие меры государственного регулирования социальной сферы

правомерны в рыночной экономике?:

а) установление минимальной заработной платы на уровне достойного существования;

б) гарантированное обеспечение минимальных стандартов жизнеобеспечения человека;

в) контроль и ограничение цен на потребительские товары.

ориентирванной политике государства?:

а) плоская, когда ставка налога едина для всех получателей дохода;

Источник

Какие меры помогут обеспечить экономический рост

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в «экономику знаний», жилищное строительство и развитие экспорта.

По словам Абела Аганбегяна, переход к стимулированию экономического роста требует изменения бюджетного правила и «распечатывания» резервов. Эти средства, используя долгосрочные низкопроцентные инвестиционные кредиты, следует направить на технологическое перевооружение, создание новой транспортно-логистической инфраструктуры, введение новых мощностей высокотехнологичных отраслей.

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Смотреть картинку какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Картинка про какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике. Фото какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике

По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в «Единый план достижения национальных целей до 2030 года».

Источник

Государственное регулирование рыночной экономики (ГРРЭ)

Оглавление

(ГРРЭ)в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, рядё быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства к рыночному.

Объекты ГРЭ — это сфёры, отрасли, регионы, а также условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, мешающие нормальному функционированию экономики и не разрешаемые без вмешательства государства.

Основные объекты ГРЭ:

• секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;

• условия накопления капитала;

• социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

Данные объекты охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. .

Суть государственной антициклической политики состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях фазы подъема задача ГРЭ — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства.

ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур осуществляется при помощи финансовых стимулов, обеспечивающих привилегированные условия отдельным отраслям и регионам, находящимся в состоянии затяжного кризиса, или поощрения развития новых отраслей и видов производств.

Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. ГРЭ в этой области в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

Регулирование занятости — это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, но не приводить к чрезмерному росту заработной платы и резкому снижению занятости.

Основная направленность регулирования денежного обращения — • борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Государство осуществляет регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путем участия в международной экономической интеграции.

Еще один из основных объектов регулирования — цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Цели ГРЭ. Основной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укреплёние существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой основной цели распространяются так называемые опосредующие конкретные цели, без осуществления которых генеральная основная цель не может быть достигнута. Это следующие цели:

• выравнивание экономического цикла;

совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства;

• улучшение окружающей среды.

Названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъектуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения. Приоритетное положение отдельных целей ГРЭ постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план.

Направления, методы, формы и инструменты государственного регулирования экономики

Общий перечень возможных направлений государственного

вмешательства в экономику выглядит развернуто:

• разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;

• создание государственного сектора и управление им;

• разработка и реализация программ развития экономики;

• борьба искусственной монополией и регулирование естественных монополий;

• контроль над ценами и заработной платой;

• регулирование учетной ставки;

• установление сроков, норм и методов амортизации;

• стимулирование внешнеэкономической деятельности, фирм и компаний;

• защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).

Методы государственного регулирования экономики делятся на: правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил и норм поведения фирм-производителей и потребителей. Система законодательства определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включают в себя меры по регулированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.

Административное регулирование является формой прямого регулирования экономики. Прямые методы регулирования заключаются в административном воздействии на функционирование и результативность деятельность хозяйствующих субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, а также льготных кредитов.

Прямо воздействовать на экономику государство может и через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Инвестирование может идти по двум направлениям: 1) развитие государственного предпринимательства — осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях. Например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, а также проведение научных исследований и подготовку квалифицированных кадров; 2) субсидирование предприятий негосударственного сектора, предоставление им товаров, услуг по низким ценам.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. Экономические методы относятся к методам косвенного регулирования и включают:

1) Финансовую политику — предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Государственный бюджет— это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, и прежде всего косвенными формами регулирования. И наоборот: там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

Инструментами ГРЭ являются:

1. В кредитной политике.

нормирование обязательных банковских резервов. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов ЦБ. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Увеличение нормы резервов ведет к сокращению денежной массы, и наоборот;

2. В бюджетной политике:

рёгулирование государственных расходов;

• осуществление государственных закупок;

• выпуск государственных внутренних займов;

3. В фискальной политике.

регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц;

• введение муниципальных налогов.

4. В социальной политике.

регулирование минимальных ставок оплаты труда;

• установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.

5. Во Внешнеэкономической политике.

• законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;

• использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Все приведенные методы и инструменты государственного регулирования необходимо использовать комплексно, так как применение какого-либо одного из методов не может оказать положительного эффекта.

Для ГРЭ существуют ограничения. Например, в рыночной экономике недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, административный контроль над ценами и др.). Однако государство не должно полностью отказаться от планирования. Планирование на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства в форме национальных целевых программ является необходимым элементом рыночной экономики. Но нё надо забывать, что рынок во многом является саморегулирующейся системой, и в основным влиять на него следует косвенными, экономическими методами.

Денежная система государства и ее элементы.

Деньги — важнейшая макроэкономическая категория. Наиболее характерная черта денег их высокая ликвидность т.е. способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие активы (ценные бумаги, имущество предприятий, патенты, недвижимость и т.д.)

В каждом государстве существует национальная денежная система. Денежная система — это форма организации денежного обращения .* в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом.

Основные элементы денежной системы:

• денежная единица (рубль, доллар, евро): масштаб цен способ и средство измерения и выражения стоимости товара в денежных единицах);

• виды денежных знаков (бумажные и разменные монеты);

• порядок эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск, изъятие);

• регламентация безналичного оборота;

• государственные органы, осуществляющие регулирование денежного обращения.

Основными формами современных денег являются наличные и безналичные деньги. Наличные деньги — это денежные средства в виде бумажных денег — банковских билетов (банкнот) и разменных монет. Безналичные деньги — это денежные средства на банковских счетах, используемые для оплаты взаимных расчетов посредством перечисления с одного счета на другой. Хранение денег на текущих счетах получило в странах с рыночной экономикой наибольшее распространение. Функционирование этих счетов обеспечивается посредством чеков. Чек — это переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлению.

Совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент, определяет денежную массу. Количество денег в стране контролируется государством. На практике эту функцию осуществляет Центральный Банк.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты — это виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности. В разных странах выделяются денежные агрегаты разного Состава. Чаще всего используются следующие:

• М„ — наличные деньги;

• М, — наличные деньги, чеки, вклады до востребования в банках;

• М 2 — наличные деньги, чеки, вклады до востребования и не большие срочные вклады; р • М 3 — наличные деньги, чеки, любые вклады; — наличные деньги, чеки, вклады к ценные бумаги (акции, облигации, ГКО, ОФЗ, коммерческие бумаги). ‘ Цена денег формируется на денежном рынке в результате взаимодействия спроса и предложения денег. Спрос на деньги это общее количество денег, которое домашние хозяйства, бизнёс и правительство хотели бы иметь в своем распоряжении в данный момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента по не денежным активам. •

Общий спрос на деньги распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства. Спрос на деньги для сделок обусловлен тем, что населению, предприятиям и правительству деньги нужны для покупки товаров и услуг.

Спрос на деньги для сделок зависит от:

; • объема номинального ВВП, с ростом которого спрос на деньги увеличивается;

• скорости обращения денег, чем она выше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот.

Спрос на деньги как средство сохранения богатства объясняется тем, что часть своих доходов население сберегает. Существует 3 варианта сбережения:

• сохранять доходы в виде наличных денег;

• приобретать недвижимость и другие материальные ценности (особенно в период инфляции).

В нормально функционирующей экономике выбор обычно осуществляется между деньгами и ценными бумагами. У каждого из этих. вариантов есть достоинства и недостатки.

Деньги не приносят дохода, но они абсолютно ликвидные. Это их преимущество. При этом издержки хранения денег равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк. Ценные бумаги (для упрощения сведем их все к государственным облигациям) приносят устойчивый доход в виде процента, но они менее ликвидные. Существует также и определенный риск, связанный с падением курса ценных бумаг. Выбор между деньгами и облигациями определяет колебание процентной ставки. Ее повышение ведет к спросу на облигации и сокращению спроса на деньги. Снижение уровня процентной ставки сопровождается сокращением спроса на облигации и ростом спроса на деньги. Таким образом, очевидна обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента.

Предложение денег — это количество денег, которое предлагается в данный момент центральным и коммерческими банками на рынке. Выделяют две основные формы предложения денег. Первая предложение собственно денег. В этом случае предложение денег связано с наличными деньгами и вкладами на текущих счетах. Вторая — предложен не почти денег, то есть денежных средств, выполняющих основные функции денег (денежные чеки, краткосрочные сберегательные и срочные вклады, краткосрочные государственные ценные бумаги и сберегательные облигации). Спрос и предложение денег определяется состоянием денежного рынка. Равенство спроса на деньги и предложения денег свидетельствует о равновесии на денежном рынке. Цена равновесия — это равновесная ставка процента или «цена денег».

Подвижная ставка процента удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки.

2. Финансовая политика

Финансы — это система экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования фондов де-нежных средств (финансовых ресурсов) в целях

обеспечения воспроизводственного процесса и удовлетворения потребностей общества.

Финансовые отношения возникают между следующими субъектами хозяйствования:

• между государством и юридическими и физическими лицами по

поводу платежей в бюджеты разных уровней, а также выплат из

• между юридическими лицами по взаимным расчетам;

• между федеральными и местными органами власти;

• между отдельными государствами по поводу взаимных финансовых расчетов, кредитов и т.д.

• Финансы выступают в денежной форме, но не все денежные отношения относятся к финансовым. Для финансов характерен распределительный характер отношений, означающий отсутствие эквивалентного обмена, имеющего место при купле-продаже товаров.

• стимулирующая — состоит в стимулировании деятельности |1 субъектов финансовых отношений (через налоговую систему дотаций и т.д.)

• распределительная — отражает распределение и перераспределение денежных средств между субъектами финансовых отношений;

• контрольная — предполагает контроль за поступлением и ис- 1 пользованием денежных средств по целевому назначению.

Функции финансов находят свое отражение в финансовой политике государства.

Финансовая система государства представляет собой совокупность форм, методов, правил и норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Звеньями финансовой системы являются: бюджеты различных уровней, фонды социального имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.

В общем виде выделяются финансы хозяйственных субъектов, финансы населения и государства. Финансы хозяйственных субъектов — это финансовые отношёния между юридическими и физическими лицами. Основным показателям состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных финансовых субъектов. Доходную часть финансов населения образует первичные доходы семей, расходную часть — все расходы и сбережения населения. Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, ведущим звеном финансов является государственный (федеральный) бюджет (план доходов и расходов государства). Составным элементом финансовой системы является финансовый рынок.

Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынок.

К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых — высокая ликвидность и мобильность.

Межбанковский рынок — часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для среднесрочных и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.

Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов охватывает средне— и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подраздёляется на рынок ценных бумаг (средние и долгосрочных) и рынок средних и долгосрочных банковских кредитов.

Остановимся более подробно на рынке ценных бумаг. Существуют различные виды ценных бумаг,

1. Ценные бумаги с фиксированным доходом (их называют также долговыми обязательствами) представлены облигациями, депозитными сертификатами, векселями. Облигации — долговые обязательства корпорации, выпускаемые обычно большими партиями.

Депозитный сертификат — финансовый документ, выпускаемый кредитными учреждениями. Он является свидетельством этого учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющим право вкладчика на получение депозита. Различаются депозитные сертификаты до востребования и срочные, на которых указан срок изъятия вклада и размер причитающегося процента.

Вексель — необеспеченное обещание корпорации-должника выплатить в назначенный срок долг и процент по нему. Он стоит на последнем месте среди долговых обязательств фирм.

Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства правительства. Они отличаются по датам выпуска, срокам погашения,

‘по размерам процентной ставки.

» В большинстве Зарубежных стран обращаются государственные ценные бумаги нескольких видов. Первый — это казначейские векселя. Срок их погашения, как правило, 91 день. Второй — казначейские обязательства со сроком погашения до 10 лет. Третий — казначейские облигации со сроком погашения от 10 до 30 лет. Эти виды ценных бумаг выпускают для кредитования государственного долга: кратко-, средне— и долгосрочно.

2. Ценные бумаги с не фиксированным доходом. Это, прежде всего акции, т. е. ценные бумаги, удостоверяющие владение паем в капитале акционерного общества и дающие право на получение части прибыли в виде дивиденда.

3. Смешанные формы. Здесь надо назвать коммерческие долговые обязательства и опционные займы, которые обладают известным сходством с промышленными облигациями и представляют собой переходную к акциям форму ценной бумаги с фиксированным доходом. Поэтому их эмиссия часто регулируется соответствующий и национальными законами об акционерном деле. Оба вида ценных бумаг имеют твердо фиксированный процент.

Традиционно наиболее представительным рынком ценных бумаг являются фондовые биржи.

Фондовая биржа представляет собой организованную определенным образом часть рынка ценных бумаг, где с этими бумагами при посредничестве членов биржи совершаются сделки купли-продажи.

Банки образуют основную группу кредитных учреждений Банки — это финансовые организации, учреждения, осуществляющие универсальные операции по аккумулированию денежных средств, предоставлению кредитов, осуществлению денежных расчетов, эмиссии кредитных средств обращения, выпуску ценных бумаг и т.д. Банки могут создаваться на основе любой формы собственности и осуществляют свою деятельность, как правило, на коммерческой основе.

Банковские операции могут быть выделены в 3 группы: пассивные и активные операции, а также банковские услуги.

• депозитные операции, включающие все срочные и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных;

• сберегательные вклады, для которых характерным является их медленный рост и использование средств, происходящее через несколько лет;

• привлеченные средства — это кредиты, полученные от других банков;

• кредитные операции различных видов;

• фондовые операции, представляющие собой выдачу ссуд под залог ценных бумаг и покупку таких бумаг;

• подтоварные ссуды — под залог имеющихся товаров;

• учет векселей — покупка векселей с удержанием обозначенной на векселе суммы учетного процента.

Банковские услуги — это важнейшие посреднические операции, включающие инкассовые операции, заключающиеся в получении банком по поручению клиента денег по денежным и товарно-расчетным документам, а также передаче средств от одних клиентов другим:

• переводные операции заключаются в перечислении внесенных в банк денег получателю путем посылки банковского чека или перевода банку-корреспонденту;

• доверительные трастовые операции для физических и юридических лиц по управлению имуществом, капиталом и т.д.;

• финансовый лизинг — приобретение и сдача в аренду машин и

•; Всего современные банки выполняют до 100 видов операций и |^слуг, которые тесно связаны между собой.

iv Современная банковская система может быть весьма разнообразной но в ее основе всегда можно выделить 3 группы: Центральный банк, коммерческие банки и специальные кредитно-финансовые учреждения.

Важнейшим элементом банковской системы является Центральный банк, основной задачей которого является обеспечение стабильности денежного обращения и проведение единой политики государства в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений. С этой целью Центральный банк осуществляет эмиссию денег и организацию их обращения, аккумулирует и хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, обеспечивает кредитование коммерческих банков и осуществляет контроль их деятельности. С этой целью используются операции на открытом рынке, политика учетной ставки и политика минимальных резервов.

Вторым важнейшим звеном современной банковской системы являются коммерческие банки. Коммерческие банки — учреждения универсального характера, которые принимают и размещают денежные вклады, привлекают и предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание.

Третье звено банковской системы — специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. К их числу относятся инвестиционные банки, сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании. Деятельность банковской системы связана с возможностью денежно-кредитной системы создавать дополнительные, так называемые банковские деньги. Создание денег денежно-кредитной системой, основано на ее возможности хранить только часть полученных депозитов, а другую часть отдавать в виде займов заинтересованным лицам и учреждениям. Остающаяся в хранилищах банков часть средств носит название резервов. Минимальная сумма резервов, которую обязаны держать банки (в соответствии с указаниями центрального банка) представляет собой резервные требования. Каждый отдельный банк может давать ссуду из своих избыточных резервов.

Таким образом, объем избыточных резервов представляет собой тот предел создания денег, который касается каждого отдельного банка. Этот предел не распространяется на систему коммерческих банков. Система коммерческих банков может предоставлять займы, то есть создавать «банковские деньги», умножая свои избыточныё резервы. Числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему на одну денежную единицу или отношение новых денег к общим резервам, представляет денежный мультипликатор.

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.’

Сущность налога составляет изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль. Доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:

• необлагаемый минимум объекта налога и изъятие из обложения определенных элементов объекта налога

• освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный ^ период);

• прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя».

Налоговое бремя — это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика.

Принципы налогообложения. Функции налогов

Английский экономист Адам Смит определил следующие основные принципы налогообложения.

а) Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам б) Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику; в) Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшие удобства для плательщика; г) принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек и взимания налога, рационализации систем налогообложения.

Функции налогов. Развитие налоговых систем исторически определили четыре основные их функции — регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

Регулирующая функция. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

2. Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс. Увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

3. Распределительная (или перераспределительная). Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и других.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

! : 4. Фискальная функция. Изъятие части доходов предприятий и )граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны Ж той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных Источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня |развития’- фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные «заведения и т.п.

Какие бывают налоги. Налоги делятся на:

• прямые и косвенные;

• федеральные, региональные и местные;

• налоги с физических и юридических лиц.

Итак, прежде всего налоги различаются по способам взимания как прямые и косвенные. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество), а к косвенным — налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.

Эффективность обложения прямыми налогами зависит от способности граждан и предприятий вносить те или иные назначенные платежи в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т.д.

Иное дело, косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения иным способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции и, таким образом, налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары.

Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но в конце концов, эти налоги уплачиваются гражданами, покупающими товар и пользующимися услугами. Налоговый Кодекс РФ подразделяет налоги «а федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые на-стоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в социальные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

2) налог на недвижимость; ‘

4) транспортный налог;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся следующие налоги:

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета;

Рассмотрим поподробнее некоторые виды налогов.

Налог на прибыль. С 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций».’ 06-щая ставка налога на прибыль снижается с 35% до 24%.

Прибыль российского предприятия равна доходам, уменьшенным на величину производственных расходов.

Налогоплательщиками НДС признаются:

• лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ. Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочныё изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.

Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов граждан в размере 13%.

Единый социальный налог (взнос) (ЕНС) зачисляется в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

4. Теневая экономика

Теневая экономика — экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность хозяйственных нелегальных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

Третья точка зрения — теневая экономика — все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени, наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:

1. Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.

2. Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.

3. Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности’.

Структуру экономики можно представить следующим образом (см. рис.).

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность,

которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5—6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?

Показатель 40—50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые «разборки».

Если приоткрыть «теневую завесу», то за ней окажется «пирамида» движущих сил неформального сектора экономики.

Теневики-хозяйственники: К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и «челноков». Эти люди — «мотор» экономической деятельности, и не только нелегальной.

Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.

Конечно, данное деление в определенной степени условное и небесспорное, но оно охватывает около 30 млн. активного населения страны.

Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств «уводят» доходы от налогообложения. Зачастую для них иначе нельзя: применение действующих штрафов и пени ставит под угрозу существование собственного дела. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно,

Криминальный слой «пирамиды» объективно заинтересован в существующих условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90% предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц. Не потому ли так долго рассматриваются в законодательных органах соответствующие законы?

Структура теневой экономики

Вообще в сложившихся условиях общего высокого уровня налогообложения и его явно неравномерного распределения для значительной части предпринимателей остаются три алгоритма поведения:

1. Бросить «дело», свернуть производство, вывести капитал за границу. Предприниматели и промышленники выработали в этой связи следующий афоризм: «Мы патриоты, но не камикадзе».

2. Пытаться получить те или иные налоговые льготы. При этом за получение прямых налоговых льгот чиновникам соответствующих уровней «надо платить», так что основа для коррупции налицо, б фактах которой упоминалось выше.

Что касается механизмов функционирования последнего алгоритма, то его можно разделить на два больших класса. Речь идет об основных и своего рода вспомогательных (обслуживающих) механизмах. Первый класс предполагает наличие «объекта эксплуатации», что, кстати, является характерным признаком «агрессивной координации». При этом в роли «дойных коров» выступают государство или крупное предприятие, соответствующие типичные схемы таковых.

• При предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (акционерные общества закрытого типа, частные и другие предприятия новых организационно-правовых форм), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ, так, что ресурсы обходятся предприятию дороже, чем при прямых связях, но члены товарищества в результате увеличивают свой личный доход. Схема является симметричной, действующей в обе сторон. — продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется через подставные предприятия, имеющие и здесь свой процент.

• Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отдела сбыта завода, переадресовывающие наиболее выгодные заказы в «параллельное предприятие».

• базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее средства на проведение НИОКР из госбюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. Но чуть ли не официальной практикой стали заказы по договорам и временем выполнения плана НИОКР срока деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета «расчищаются», а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы «научные работники».

Отмеченный второй класс механизмов охватывает операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются «концы» указанных выше сделок: превращаясь в наличность и валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся за рубеж. Данный круг сделок наиболее трудно фиксировать и изучать (быстрое становление новой отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций).

Регистрируемый ныне уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять имеющиеся производственные мощности. Попытка включить затраты на содержание и эксплуатацию последних в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствии производство продукции и услуг через «малые предприятия», действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм «поедания» основных фондов.

Таким образом, общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную «теневую деятельность», включает:

1. Предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции (одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм; это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров; кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров);

2. Банк (позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уж о других операциях);

3. «Служба безопасности» (имеет разные ипостаси: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и «крыша» государственных органов управления);

4. Связи, конституирующие группировку по тому или иному признаку (обычное родство, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячество, этническая принадлежность).

Структуры теневой экономики в принципе не являются в полном смыслё экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями, и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *