какие меры наказания могут быть применены к организации за нарушение законодательства о под фт
Какие меры наказания могут быть применены к организации за нарушение законодательства о под фт
КоАП РФ Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15.27 КоАП РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 484-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2.3 введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 95-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
(примечание 1 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. За административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.
3. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 и 4 настоящей статьи.
(примечание 3 введено Федеральным законом от 29.12.2014 N 484-ФЗ)
Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 308-ФЗ статья 15.27 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 15.27 КоАП РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ в часть 1 статьи 15.27 настоящего Кодекса внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ статья 15.27 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ в часть 2 статьи 15.27 настоящего Кодекса внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ статья 15.27 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ статья 15.27 настоящего Кодекса дополнена частью 2.2
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ в часть 2.3 статьи 15.27 настоящего Кодекса внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ примечание 1 статьи 15.27 настоящего Кодекса изложено в новой редакции
Примечания : 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. За административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ статья 15.27 настоящего Кодекса дополнена примечанием 3
3. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 и 4 настоящей статьи.
ГАРАНТ:
См. схему «Ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»
Как подготовиться к проверке по 115-ФЗ
Росфинмониторинг снял мораторий на выездные проверки, которых не было почти год из-за пандемии. Ведомство вернулось к работе в обычном режиме. Разбираемся, как подготовиться к проверке регулятора и за что штрафуют по «антиотмывочному» закону.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — 115-ФЗ) обязывает компании следить за операциями клиентов и выявлять тех, которые занимаются обналичиванием средств и проводят другие сомнительные операции.
Организации, которые должны исполнять требования закона, называют субъектами 115-ФЗ. В их числе банки, лизинговые компании, обслуживающие бухгалтерии, агентства недвижимости и другие. Полный список можно посмотреть в ст. 5 и ст. 7.1.
Кто следит за исполнением 115-ФЗ
В России работают органы-регуляторы, которые следят за соблюдением законодательства в сфере ПОД/ФТ. Всего их четыре: это Центральный банк, Росфинмониторинг, Федеральная пробирная палата и Роскомнадзор.
У каждого субъекта 115-ФЗ свой регулятор, он зависит от вида деятельности компании:
Как проходят проверки
Росфинмониторинг не публикует план проверок и подробную статистику по нарушениям. Причина — специфика деятельности. Дело в том, что регулятор не относится к ведомствам, которые организуют надзор по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ (пп. 15 п. 3.1 ст. 1).
В течение последнего года проверок не было. Весной регулятор отменил мораторий, поэтому в 2021 году может проверить любое юрлицо и ИП, поднадзорное ведомству, независимо от его рода деятельности. Об этом говорится в сообщении Росфинмониторинга.
Цель проверки — выяснить, как в организации соблюдают нормы ПОД/ФТ. Можно выделить ключевые параметры, на которые обращает внимание регулятор:
Ответственность за нарушения в сфере ПОД/ФТ указана в ст. 15.27 КоАП. На организацию могут наложить штраф в размере от 30 000 до 1 млн руб., приостановить деятельность на срок до 60 суток или лишить лицензии.
Рассмотрим несколько случаев, когда во время выездных проверок регулятор выявил нарушения по 115-ФЗ.
Ошибки при заполнении ФЭС
«Финанс-кредит» был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и оштрафован на 56 000 руб. Представители кооператива подали жалобу в Арбитражный суд и просили заменить штраф на предупреждение.
По закону кредитные потребительские кооперативы обязаны:
Кооператив уже привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Арбитражный суд не удовлетворил апелляционную жалобу кооператива.
Во время проверки ООО «Ломбард «Рублев-Град» регулятор выяснил, что сотрудники компании допускали ошибки при составлении ФЭС: неправильно заполняли поля, неверно выбирали названия для сообщений. Также они допустили ошибки при разработке правил внутреннего контроля.
Регулятор вынес постановление о привлечении ломбарда к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в 50 000 руб. Общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением — признать постановление незаконным. Однако суд не удовлетворил требование ломбарда.
Нет на учете регулятора — нет штрафов по 115-ФЗ
Отказ регистрации не означает, что таким образом получится скрыться от внимания надзорных органов. Это одно из распространенных заблуждений. Проверить соблюдение законодательства в сфере ПОД/ФТ может не только регулятор.
Это подтверждает ситуация с агентством недвижимости «Регион» из Московской области. Организация не состояла на учете в Росфинмониторинге, хотя подпадает под действие ст. 5 115-ФЗ, поэтому должна выполнять требования закона.
Прокуратура провела плановую проверку и выяснила, что сотрудники агентства недвижимости не соблюдают 115-ФЗ в части нескольких пунктов:
Прокуратура вынесла постановление об административном правонарушении по ч. 1. ст. 15.27 КоАП РФ. Росфинмониторинг назначил агентству недвижимости штраф в 60 000 руб.
Представители агентства недвижимости пытались оспорить постановление прокуратуры в арбитражном суде. Они настаивали, что их деятельность не подпадает под действие 115-ФЗ, так как они не оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи, занимаются только консультационными.
Однако суд заметил, что агентство предоставляло посреднические услуги при купле-продаже недвижимости. Это подтверждала информация из устава и выписки из ЕГРЮЛ. Суд не удовлетворил иск риелторов.
Всё необходимое для управления рисками в одном окне: идентификация клиентов по актуальным критериям, комплексная оценка комплаенс-рисков и др.
Аналогичные нарушения выявили сотрудники ИФНС в деятельности компании «Дональд Трейд Плюс», которая занимается распространением лотерейных билетов.
Согласно ст. 5 115-ФЗ к организациям, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся «организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной̆ форме». Поэтому в «Дональд Трейд Плюс» должны принимать меры в целях ПОД/ФТ.
Как следует из материалов дела, сотрудники налоговой провели проверку и выявили нарушения норм 115-ФЗ:
Налоговая вынесла постановление об административном правонарушении по ч. 1. ст. 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения. В «Дональд Трейд Плюс» намеревались оспорить это решение, однако Арбитражный суд Калининградской области не удовлетворил иск общества.
Как подготовиться к проверке регулятора
Единственный способ застраховаться от штрафов и других неприятных последствий проверки — соблюдать требования законодательства.
Росфинмониторинг разработал памятки для субъектов закона из ст. 5 и ст. 7.1. Это подробная инструкция по соблюдению норм 115-ФЗ.
Организуйте систему по внутреннему контролю
Ведите внутренний контроль
Под внутренним контролем подразумеваются следующие действия:
Справиться со значительной частью работы по ПОД/ФТ помогают облачные сервисы, такие как Контур.Призма. Решение автоматизирует сбор данных о клиентах, формирование анкет, сверку с перечнями. Система позволяет сделать результаты проверок прозрачными и легко продемонстрировать их регулятору в случае проверки.
Ольга Смирнова, руководитель Контур.Призмы
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6, 7, 7.2, 7.3 и 7.5 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего контрольного (надзорного) органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия контрольного (надзорного) органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование в соответствии с пунктом 1.5-4 статьи 7 настоящего Федерального закона. Указанный запрет устанавливается сроком на один год.
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении адвокатов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном кодексом профессиональной этики адвоката. Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении нотариусов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. схему «Ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»
См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона
Какие меры наказания могут быть применены к организации за нарушение законодательства о под фт
Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ
и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):
юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Ко мпания основана в 1996 году
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
( Смыслов П.А., Смыслов А.Г., опубликовано в журнале «Акционерное общество: вопросы корпоративног о управления».
Согласно действующему законодательству на ряд акционерных обществ, осуществляющих операции с денежным средством или иным имуществом, распространяются нормативные акты в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Перечень таких организаций указан в статье 5 Федерального закона № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115). К ним, например, относятся кредитные, страховые и лизинговые компании, организации, работающие с драгоценными металлами, организующие и проводящие лотереи, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, операторы по приему платежей и другие.
Несмотря на то, что законодательство в области ПОД/ФТ действует в России не первый год, некоторые акционерные общества до сих пор не подозревают о том, что законом на них возложены дополнительные права и обязанности, о которых они зачастую узнают лишь тогда, когда к ним приходят с проверками из прокуратуры или из Федеральной службы по финансовому мониторингу. По результатам таких проверок обычно выявляются многочисленные нарушения, грозящие организации многотысячными штрафами.
Обобщив наиболее важные и актуальные вопросы, возникающие у некоторых [1] компаний по законодательству в области ПОД/ФТ, мы решили задать их специалистам-практикам.
Какие операции подлежат обязательному контролю со стороны организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом?
Статьей 6 Федерального закона № 115 установлено, что обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее (исключение по сумме сделано только для сделок с недвижимым имуществом: такая сделка подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее), а по своему характеру такая операция относится к одному из видов операций, указанных в этой статье.
Так, например, обязательному контролю подлежат операции, связанные с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга), помещением драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, переводом денежных средств, осуществляемых некредитными организациями по поручению клиента и многие другие. Перечень операций, подлежащих обязательному контролю, достаточно обширен и в полном объеме он приведен в статье 6 Федерального закона № 115.
В сфере деятельности нашей организации отсутствует надзорный орган. Каким образом и в каком государственном органе нам необходимо встать на учет?
В соответствии с законом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Для того чтобы встать на учет в Росфинмониторинг, необходимо представить в соответствующее местонахождению организации региональное отделение Росфинмониторинга заявление о постановке на учет, подписанное руководителем и заверенное печатью организации, а также нотариально заверенную карту постановки на учет по форме 2-КПУ.
В форме 2-КПУ содержатся основные сведения об организации, такие как наименование, адрес местонахождения, сведения об ОГРН, ИНН, данные о руководителе и ответственном лице организации, образцы их подписей и оттиска печати организации, а также иные сведения. Постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации. Росфинмониторинг принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов.
В случае успешного прохождения процедуры постановки организации на учет в Росфинмониторинг ей направляется уведомление о постановке на учет.
В случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация в течение 5 дней сообщает о них в Росфинмониторинг. Для этого у нотариуса заверяется карточка 2-КПУ, составленная с учетом произошедших изменений, при этом данному виду карточки организация присваивает значение «2» — «измененная».
В случае ликвидации организации или изменения профиля ее деятельности, на основании которого на нее распространялись обязанности, предусмотренные законодательством в области ПОД/ФТ, организация направляет в Росфинмониторинг заявление о снятии ее с учета, подписанное руководителем и заверенное печатью организации.
Нам необходимо представить в Росфинмониторинг на согласование правила внутреннего контроля. Что это за документ, как его подготовить и какова процедура его согласования?
Обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления прямо установлена п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115. Правила внутреннего контроля — это практический документ, регламентирующий работу сотрудников при организации внутреннего контроля с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Правила внутреннего контроля должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации и обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности организации. В правила внутреннего контроля также включаются программы его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определенные законодательством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 г. № 967-р были утверждены Рекомендации по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — Рекомендации по разработке организациями правил внутреннего контроля). Этим нормативным актом был установлен перечень программ осуществления внутреннего контроля и определены основные положения, которые прописываются в программах осуществления внутреннего контроля.
Организация разрабатывает правила внутреннего контроля с учетом специфики своей деятельности. Правила внутреннего контроля должны быть утверждены руководителем организации в течение одного месяца с момента ее государственной регистрации. В течение пяти рабочих дней с даты утверждения правила внутреннего контроля предоставляются в двух экземплярах на согласование в территориальный орган Росфинмониторинга, действующий на территории соответствующего федерального округа, по месту государственной регистрации организации. Вместе с правилами внутреннего контроля в Росфинмониторинг предоставляется заявление о согласовании правил, подписанное руководителем и заверенное печатью организации.
Существуют нормативные требования к оформлению правил внутреннего контроля. Так, титульный лист правил должен содержать полное наименование организации, представившей правила, наименование должности, фамилию, имя, отчество руководителя организации, утвердившего правила, его подпись, оттиск печати организации и дату утверждения правил. Каждый экземпляр правил должен быть прошит и пронумерован. На оборотной стороне последнего листа правил внутреннего контроля делается надпись о количестве листов (цифрами и прописью), включая приложения к правилам, которая подтверждается подписью специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил, с расшифровкой подписи и указанием должности специального должностного лица, а также даты проставления подписи. Подпись специального должностного лица должна быть заверена печатью организации.
По результатам рассмотрения Росфинмониторингом представленных на согласование правил внутреннего контроля организации выдается уведомление о согласовании правил вместе с одним экземпляром правил, содержащим отметку об их согласовании Росфинмониторингом, или же уведомление об отказе в согласовании правил внутреннего контроля. Решение об отказе в согласовании правил принимается Росфинмониторингом в случае их несоответствия нормативным актам. В случае направления в адрес организации уведомления об отказе в согласовании правил организация в течение 5 рабочих дней после его получения вновь представляет документы, необходимые для согласования правил, в территориальный орган Росфинмониторинга.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115 правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать помимо иной информации также и критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. О каких критериях и признаках идет речь?
Основные критерии выявления необычных сделок и основные признаки необычных сделок достаточно обширны и указаны в Рекомендациях по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 г. № 103.
К критериям выявления необычных сделок, в частности, относятся случаи использования счетов, открытых в различных кредитных организациях, для расчетов в рамках одного договора, случаи существенного отклонения суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента, случаи несоответствия сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации, и многие другие.
Типичные признаки необычных сделок различны для разных видов деятельности организаций. Так, например, признаком необычной сделки для агентства недвижимости будет считаться предложение или попытка клиента совершить сделку с недвижимым имуществом, на которое наложено обременение, для лизинговой компании — оплата лизинговых платежей по поручению лизингополучателя третьим лицом, а для лотерейной организации — подозрение на предъявление поддельных лотерейных билетов при выигрыше и т. д. В Рекомендациях по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок содержится по несколько признаков необычных сделок для тех или иных организаций.
Одной из установленных законом обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, является обязанность по идентификации своих клиентов. Каков объем сведений, получаемых организациями в целях идентификации своих клиентов?
Сведения, которые организация обязана получить в целях идентификации клиента, установлены пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115, а также Рекомендациями по разработке организациями правил внутреннего контроля.
Так, в целях идентификации клиентов – физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются следующие данные:
а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
б) дата и место рождения;
в) адрес места жительства (регистрации);
г) адрес места пребывания;
е) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер документа, дата выдачи и орган, его выдавший);
ж) данные миграционной карты (при наличии) (серия и номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания);
з) данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (серия (при наличии) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания));
и) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
В целях идентификации клиентов – юридических лиц на основании учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и фиксируются следующие данные:
а) наименование юридического лица;
б) идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации;
в) государственный регистрационный номер;
г) место государственной регистрации;
В целях идентификации юридических лиц дополнительно рекомендуется устанавливать и фиксировать дату государственной регистрации юридического лица, его почтовый адрес, а также коды форм федерального государственного статистического наблюдения (при наличии). Эти сведения получаются с согласия идентифицируемого лица.
Нормативно также установлено, что при идентификации юридических лиц особое внимание обращается на состав учредителей (участников) юридического лица, структуру органов управления юридического лица и их полномочия, размер зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимость имущества юридического лица.
Для идентификации клиентов удобно использовать метод анкетирования, который заключается в составлении документа, содержащего сведения о клиенте организации и его деятельности.
Заметим, что законом предусмотрено, что в некоторых случаях идентификация клиента не проводится, например, при осуществлении операций по приему от клиентов – физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). Такая норма особо актуальна для операторов по приему платежей.
Куда, в какие сроки и каким образом необходимо сообщать информацию о сделках, подлежащих обязательному контролю, а также о подозрительных операциях?
Информация, предусмотренная Федеральным законом № 115, документально фиксируется и предоставляется организациями в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю, либо не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления операции, в отношении которой возникли подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Установленная законом информация представляется организациями в Росфинмониторинг в электронном виде. На бумажных носителях информация может представляться только по согласованию с Росфинмониторингом.
Порядок и формы предоставления информации регулируются Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 05.10.2009 г. № 245.
Важные разъяснения, касающиеся порядка предоставления информации в электронном виде и на бумажных носителях, порядка формирования номеров сообщений, заполнения некоторых реквизитов формы и др., даны организациям Росфинмониторингом в Информационном письме № 4 от 22.03.2010 г.
Мы выявили подозрительную операцию и теперь нам необходимо направить соответствующую информацию в Росфинмониторинг, однако договором с нашим клиентом предусмотрен режим конфиденциальности. Как быть в такой ситуации?
П. 8 ст. 7 Федерального закона № 115 прямо предусмотрено, что представление в уполномоченный орган работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений и документов в отношении операций и в целях и порядке, которые предусмотрены законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).
Следует также иметь в виду, что работники организаций, представляющих соответствующую информацию в Росфинмониторинг, не вправе информировать об этом своих клиентов или иных лиц. Эта норма также закреплена Федеральным законом № 115.
Какие требования устанавливаются законом к должностному лицу организации, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления?
К должностному лицу организации, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования: наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке (альтернативой этого требования может стать наличие опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по ПОД/ФТ), а также прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Стоит, однако, заметить, что норма, касающаяся наличия у ответственного лица высшего образования по определенным специальностям, вызывает у некоторых организаций большие затруднения, ведь в штате может не оказаться сотрудника с требуемым образованием, а также с необходимым опытом работы. Известны случаи, когда Межрегиональные управления Росфинмониторинга привлекали организации к административной ответственности за нарушение этого нормативного требования. Между тем, были созданы прецеденты, когда судебные инстанции на основании ст. 2.9 КоАП РФ признавали такие нарушения малозначительными и отменяли постановления Росфинмониторинга о привлечении организации к административной ответственности (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.11.2009 г. № А57-5797/2009).
Какое обучение в целях ПОД/ФТ должны пройти сотрудники организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом?
Обучение в целях ПОД/ФТ проводится в формах вводного, дополнительного и целевого инструктажа, а также в форме повышения уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Сроки и порядок прохождения обучения установлены Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. № 203.
Много вопросов возникает у организаций по поводу прохождения обучения в форме целевого инструктажа, заключающегося в получении работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формировании и совершенствовании системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях.
Для сотрудников акционерных обществ, которым посвящена настоящая статья, целевой инструктаж осуществляется организациями, учрежденными Росфинмониторингом, а также другими организациями по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом. Прохождение сотрудником целевого инструктажа подтверждается документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.
В соответствии с действующим законодательством целевой инструктаж должны пройти: специальное должностное лицо (сотрудник, ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления), руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации). Целевой инструктаж проходится вышеуказанными лицами однократно.
В уставе нашей организации, а также в ЕГРЮЛ отражены виды деятельности, перечисленные в статье 5 Федерального закона № 115, однако фактически мы никогда не осуществляли и не осуществляем эти виды деятельности. На учет в Росфинмониторинг мы не вставали, правила внутреннего контроля не согласовывали, иные необходимые меры не принимали. Грозит ли нам что-нибудь в связи с этим?
Некоторые организации, регистрируя устав или внося сведения об ОКВЭД в ЕГРЮЛ, очень любят указывать как можно больше видов деятельности, руководствуясь принципом «чем больше, тем лучше», мечтая в отдаленных перспективах своего развития охватить все сферы экономических отношений. В итоге, например, в уставе организации, торгующей строительным крепежом и фурнитурой, можно встретить запись о том, что она среди прочих услуг также оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, хотя на самом деле таким видом деятельности эта организация никогда не занималась и не будет заниматься.
Известны случаи, когда организации, в уставе которых были записаны виды деятельности, перечисленные в статье 5 Федерального закона № 115, привлекались к административной ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством в области ПОД/ФТ, хотя фактически этими видами деятельности организации никогда не занимались. В качестве доказательства ведения такой деятельности проверяющими указывалось на наличие в уставе организации записи о соответствующем виде деятельности. Привлеченным по такому основанию к административной ответственности организациям потом приходилось защищать свои права в суде.
Поэтому организациям, фактически не занимающимся видами деятельности, перечисленными в статье 5 Федерального закона № 115, во избежание каких-либо неприятностей и необходимости последующей защиты своих прав в суде лучше исключить ненужные виды деятельности из ЕГРЮЛ и текста устава.
Какие штрафные санкции предусмотрены к организациям, нарушающим законодательство в области ПОД/ФТ?
В соответствии со вступающими в силу в январе 2011 г. новыми поправками в КоАП РФ предусматриваются различные меры ответственности за нарушение законодательства в области ПОД/ФТ.
Размеры принимаемых к нарушителям санкций весьма значительны. Так, например, нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование карается предупреждением или наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, а на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года, а на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Полный перечень нарушений, а также соответствующие им размеры штрафных санкций указаны в ст. 15.27 КоАП РФ.
канд. истор. наук П.А. Смыслов, канд. эконом. наук А.Г. Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
[1] Вопросы и ответы настоящей статьи приведены для организаций, в деятельности которых отсутствуют надзорные органы: лизинговые компании, ломбарды, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторы по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов. Для прочих организаций, перечисленных в статье 5 Федерального закона № 115, некоторые процедуры, изложенные в настоящем материале, являются иными и имеют свою специфику.
Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);
— обучение и инструктаж по финмониторингу;
— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
— помощь на проверках;
Мы в социальных сетях:
Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310
Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
- какие меры наказания могут быть применены к ломбарду за нарушение фз 115
- какие меры наказания предусмотрены за нарушение авторских прав на по