какие меры принимают развитые страны для регулирования международной миграции рабочей силы
Регулирование международной миграции рабочей силы
Международная миграция рабочей силы осуществлялась стихийно, но со временем масштабы и последствия миграции приобрели такое значение, что возникла потребность в регулировании этого процесса. Каждая страна самостоятельно, на основе соответствующего национального законодательства определяет свою миграционную политику. Однако сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны берут на себя обязательства следовать нормам международного права. В частности, Конвенция Международной организации труда (МОТ) обязывает страны, ратифицировавшие этот документ, организовывать бесплатные службы для информации мигрантов, содействовать перемещению, отъезду-приезду мигрантов, оказывать им медицинские услуги, разрешать перевод на родину заработка и сбережений.
Существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM). Последняя занимается упорядочением международной миграции, ее организацией, информацией по разным вопросам миграционного процесса.
Миграционная политика – это комплекс законодательных, организационных, экономических мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны населения, и в частности рабочей силы. Политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов включает два направления: иммиграционную, регулирующую принятие иностранных граждан и эмиграционную, регулирующую порядок выезда граждан из страны и обеспечивающую защиту прав эмигрантов за рубежом.
Нормативно-правовая основа регулирования миграции представлена многочисленными законами и подзаконными актами.
Иммиграционная политика. Иммиграционное законодательство предусматривает определенные требования к уровню образования, стажу работы, к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику иммигранта. Принимающая страна, как правило, ограничивает продолжительность пребывания иностранных рабочих в стране; требует прохождения процедуры признания документов об образовании и т.п. В зависимости от национального состава принимающей страны может учитываться и национальность иммигранта.
Помимо административных используются экономические методы регулирования. Например, в соответствии с требованиями некоторых стран фирмы имеют право принимать иностранцев по достижении определенного объема продаж или после внесения определенной суммы в бюджет; частные лица могут въехать в страну, если они могут инвестировать в экономику принимающей страны определенную сумму и т.п.
Эмиграционная политика предполагает:
• поощрение эмиграции в случае напряженности на рынке труда (избыточного предложения) и сдерживание эмиграции в случае нехватки рабочей силы;
• принятие нормативных актов, способствующих поступлению валютных средств от эмигрантов;
• контроль за обеспечением для эмигрантов за рубежом соответствующего уровня жизни;
• обеспечение возвращения эмигрантов на родину;
• стимулирование приобретения или повышения профессиональной или образовательной подготовки эмигрантов за рубежом.
В современных условиях на международном рынке трудовых ресурсов растет роль стран-экспортеров рабочей силы. Последние, проводя соответствующую эмиграционную политику, регулируют масштабы и качественный состав эмигрантов; заключают двусторонние соглашения, предусматривающие определенные экономические и социальные гарантии для эмигрантов; организуют за рубежом представительства для осуществления контроля за выполнением международных соглашений по трудовой миграции; проводят государственное лицензирование фирм, занимающихся наймом граждан для работы за границей и др.
Международное регулирование трудовой миграции
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 24.07.2017 2017-07-24
Статья просмотрена: 5571 раз
Библиографическое описание:
Булавко, А. Э. Международное регулирование трудовой миграции / А. Э. Булавко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 29 (163). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/163/45238/ (дата обращения: 17.11.2021).
Международная миграция рабочей силы становится важной частью процесса интернационализации мирового хозяйства. Трудовой потенциал, являясь важнейшим фактором производства, помимо рамок национального хозяйства старается найти свое наиболее эффективное использование и в масштабах мировой экономики, способствуя развитию мирового рынка труда.
По данным ООН в 2016 году общая численность мигрантов во всем мире составила около 250 млн человек. В настоящее время, как сообщают РИА Новости, Европа переживает крупнейший со времен Второй мировой войны миграционный кризис, который вызван, в первую очередь, рядом вооруженных конфликтов и экономическими проблемами в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Одной из самых сложных проблем в миграции рабочей силы, решить которую удалось далеко не многим государствам, является ее управляемость. Необходимость управления международной миграцией рабочей силы возрастает под воздействием глобализации и усиливающихся противоречий и проблем как в странах происхождения мигрантов, так и в странах их пребывания, в странах транзита, а также в мировом сообществе в целом.
В регулировании процессов миграции на международном уровне первостепенное значение имеет система ООН, совокупность межправительственных организаций, которые различны по правому статусу, а также органов, связанных с ООН и друг с другом соглашениями о координации деятельности и сотрудничестве. За годы существования ООН в ее рамках было принято значительное число актов, которые касаются вопросов установления и защиты прав человека, имеющих отношение и к защите прав трудящихся-мигрантов.
Основными международными организациями, играющими важную роль в регулировании процессов миграции, а также разработке универсальных документов по вопросам миграции, выступают Международная организация труда, Международная организация по миграции, Управление Верховного комиссара при ООН по делам беженцев.
Помимо вышеназванных организаций, существует еще множество органов, которые занимаются вопросами регулирования прав мигрантов, к примеру, это Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, органы Международных региональных экономических интеграционных группировок (ЕС, СНГ и др.).
Иммиграционная политика принимающих стран и эмиграционная политика стран происхождения мигрантов
Сегодня миграция является инструментом, с помощью которого во многих случаях обеспечивается необходимый состав национальных и региональных рынков труда. Для стран, поставляющих трудовые ресурсы, временная трудовая миграция части их граждан зачастую также является важным фактором развития, обеспечивая возвратный приток нового профессионального опыта и финансовых средств в виде денежных переводов мигрантов.
Страны-импортеры трудовых ресурсов целью своей иммиграционной политики ставят защиту интересов национальных работников, интересов предпринимателей, предъявляющих спрос на иностранную рабочую силу, а также интересов иммигрантов в стране пребывания. Большинство государств, принимающих работников, используют селективный метод при организации регулирования трудовой миграции, суть которого состоит в том, что государство одобряет въезд тех категорий работников, на которые имеется спрос в данной стране, ограничивая въезд всех остальных.
Чаще всего, любое государство поощряет въезд следующих категорий работников: трудящиеся, согласные за небольшую плату выполнять тяжелую работу; рабочие редких профессий; специалисты с мировым именем; крупные бизнесмены, готовые осуществлять свою предпринимательскую деятельность в принимающем государстве.
Для ограничения въезда иностранных работников обычных профессий, страны, которые импортируют международные трудовые ресурсы, предъявляют серьезные требования к работникам, используя множество методов государственного регулирования миграционных процессов. К главным инструментам государственного регулирования международной миграции можно отнести:
– качественные требования (требование к уровню образования, рабочий стаж по специальности);
– возрастной ценз (от 20 до 40 лет);
– ограничения личного характера (состояние здоровья, наличие судимости, членство в профашистских организациях и т. д.);
– национально — географические приоритеты;
– количественные квоты, определяющие допустимую долю иммигрантов.
В процессах современной международной трудовой миграции немаловажную роль играют страны, экспортирующие рабочую силу, которые применяют различные методы для достижения целей своей эмиграционной политики. К таким мерам относятся следующие:
Мировой опыт показывает, что трудовая миграция гарантирует преимущества государствам, как принимающим трудовые ресурсы, так и поставляющим их. Однако миграция способна стать и катализатором острых социально-экономических проблем.
Свидетельством этому может служить актуальный на сегодняшний день для стран-участниц Европейского Союза миграционный кризис в Европе, причиной которого стало многократное увеличение потока беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз (ЕС) из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии и неготовность ЕС к их приёму и оптимальному размещению. По данным Агентства Европейского союза по безопасности внешних границ Frontex, в 2015 году в Европу прибыли почти 2 миллиона беженцев. Поток мигрантов достиг таких огромных масштабов, что ряд политологов приравнивают данный кризис к гуманитарной катастрофе. Несмотря на попытки ЕС решить эту проблему, на данный момент число мигрантов только увеличивается. При этом следует обратить внимание на то, что меры, принимаемые ЕС, направлены на защиту интересов каждого государства в отдельности, а это в дальнейшем может подвести Европейских Союз к расколу как надгосударственного образования.
Политика в отношении нелегальной миграции
Рост и усложнение взаимосвязей между структурными элементами мировой экономики в условиях ее глобализации привели к расширению масштабов нелегальной миграции, которая, являясь формой территориального перемещения рабочей силы, охватила практически все страны мира и стала стихийным, малоуправляемым процессом. Высокий уровень незаконной миграции наблюдается как в развитых, так и в отдельных развивающихся странах. По оценкам Международных организаций и экспертов, нелегальные мигранты составляют 10–15 % от общего объема миграционных потоков, то есть, примерно, 25–35 миллионов человек.
Незаконная иммиграция и нелегальная трудовая деятельность иммигрантов негативно влияют на различные стороны жизни общества и государства, угрожают национальной безопасности страны, способствуют росту теневой экономики и коррупции, усилению социальной напряженности, а также порождают многочисленные проблемы и противоречия.
В целом меры против нелегальной миграции можно разделить на 5 категорий:
– укрепление границ, в том числе с применением «высоких технологий», а также проведения соответствующей визовой политики;
– меры, связанные с борьбой над торговлей и эксплуатацией людей посредством ужесточения санкций против организаторов нелегальной миграции и траффикинга (торговли людьми);
– ужесточение контроля над пребыванием иностранных граждан;
– сотрудничество в области противодействия нелегальной миграции на международном уровне;
– ужесточение процедуры депортации нелегальных мигрантов, контроль над их численностью путем высылки и программ регуляризации.
Процедура регуляризации мигрантов применялась в ряде стран (Греция, Бельгия, Испания, Италия, США, Португалия, Франция) в качестве меры борьбы с незаконной миграцией. К аргументам за регуляризацию можно отнести следующие:
1) с помощью данной процедуры можно получить информацию о структуре и масштабах теневой экономики, объемах нелегальной миграции, а также о способах проникновения нелегальных мигрантов в страну;
2) регуляризация способствует ускорению процесса интеграции мигрантов. Следует заметить, что ряд стран выступает категорически против регуляризации. Это такие страны как Германия, Канада, Австралия, Япония, Дания и Норвегия, представители которых утверждают, что данная процедура является стимулом для увеличения числа нелегальных мигрантов в будущем и, кроме того, подрывает основы существующей законодательной системы.
Одним из важнейших направлений решения проблем, порождаемых международной трудовой миграцией на постсоветском пространстве, является более эффективное совместное управление ею и принятие совместных решений по регулированию миграционных процессов. Так, в Соглашении о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (1998 г., ратифицировано Россией 12 июля 2000 г.) определяются основные направления противодействия нелегальной миграции, к которым относятся: гармонизация национальных законодательств государств-участников Соглашения в области ответственности нелегальных мигрантов и лиц, содействующих нелегальной миграции; противодействие незаконному въезду и пребыванию иностранцев на территории государств; формирование Банка данных о незаконных иммигрантах; создание механизма депортации нелегальных мигрантов.
Большим шагом в сторону упрощения легализации, а следовательно, и предотвращения нелегальной миграции является создание и вступление в силу 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в соответствии с которым трудящимся государств-членов ЕАЭС не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Как показывает мировой опыт, в ходе реализации данного законодательного документа возникают непредвиденные проблемы, поэтому необходимо проводить мониторинг положения граждан государств-членов ЕАЭС на национальных рынках труда всех государств-членов по унифицированной программе.
Что касается Европейского Союза, то на протяжении 2013–2014 гг. он постоянно испытывал опасения по поводу охраны своих внешних границ, потому как возрастало число незаконного их пересечения со стороны беженцев из стран Африки, Ближнего Востока и Азии. В связи с этим Еврокомиссия выдвинула идею создания программы «Smart borders» (Умные границы) в области пограничного контроля, которая представляет собой совокупность мер, направленных на оптимизацию системы пропуска через границу. Программа состоит из двух компонентов: системы регистрации въезда/выезда и регистрации путешественников. С помощью такой программы в ЕС рассчитывают упростить процедуру идентификации нелегальных иммигрантов, которые прибывают в Европу.
В области охраны границ инициативой ЕС следует назвать создание Европейской системы по наблюдению за внешними границами (ЕВРОСУР) в 2013 г. На данную систему возложена обязанность по охране южных морских и восточных сухопутных границ Европейского Союза.
Новый виток напряженности, связанный с вопросом нелегальной иммиграции, получил свое развитие в 2015 году в связи с изменившейся геополитической обстановкой. В апреле 2017 года было выявлено более 14 100 случаев незаконного пересечения границ на трех основных миграционных маршрутах в ЕС (Центральное Средиземноморье, Восточное Средиземноморье и Западные Балканы), что на 2 % превышает количество выявленных случаев за предыдущий месяц.
К попыткам остановить приток мигрантов привлечены и силы НАТО. 11 февраля 2016 г. силы НАТО анонсировали операцию в Эгейском море с целью воспрепятствовать лодкам с беженцами достигнуть берега Греции.
Так, в странах ЕС на протяжении нескольких последних десятилетий в области борьбы с нелегальной миграцией создавались и применялись нормативно-правовые акты, которые должны были обеспечить проведение единой политики ЕС в сфере борьбы с ней. Однако, как показали события 2015–2017 гг., это законодательство не может ответить на все вызовы и угрозы, с которыми сталкивается ЕС в связи с огромным наплывом беженцев. Проблему нелегальной миграции нельзя решить без общего развития иммиграционной политики.
Рассмотрев вопросы регулирования трудовой миграции, можно сделать некоторые выводы:
7.3. Регулирование международной трудовой миграции
Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходи-мость регулирования миграционных процессов.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:
— работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную рабо-ту (строительные, подсобные, сезонные рабочие);
— рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);
— специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, арти-стов, спортсменов, врачей, писателей);
— крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в при-нимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.
Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ог-раничения, используя различные инструменты миграционной политики.
Основными инструментами миграционной политики являются.
— качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех прини-мающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по спе-циальности. Полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специ-альности должен быть не менее 3-5 лет;
— ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимо-сти). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоро-вья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зара-женные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением при-нимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления;
— временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают макси-мальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране. Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стра-не «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты;
— количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной эко-номике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количе-ство иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это де-лается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стра-не;
— финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег;
— национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции.
— система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы);
— программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению иностранных рабо-чих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономи-ческой помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Герма-нии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материаль-ной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение матери-альной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу.
В некоторых странах (Франции, Германии, Швейцарии) реализуются программы по профессиональной подготовке иностранных рабочих. Суть этих программ состоит в том, что, по-лучив образование в развитой стране, иммигранты по возращении на родину могут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу. Однако интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине.
Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграцион-ной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции.
Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:
— реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения;
— гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
— обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации ми-грантов.
Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано не-сколько организаций:
— Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социаль-ное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;
— Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рас-сматривает проблемы беженцев;
— Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;
— Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустрой-ством жизни иммигрантов в принимающих странах.
Мировая экономика и международные экономические отношения
Тема 8. Международная миграция трудовых ресурсов
1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.
2.Основные направления международной миграции.
4.Регулирование международной миграции.
1. Международная миграция трудовых ресурсов
1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.
2.Основные направления международной миграции.
4.Регулирование международной миграции.
1. Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано, прежде всего, причинами экономического характера.
Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. Реэмиграция – это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Миграционное сальдо – это разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.
Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:
— работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
— профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;
— нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
-беженцы — лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;
— переселенцы — это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в промышленно развитые страны.
Причины миграции рабочей силы:
1. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.
2. К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся:
а) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка
б) в слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;
в) структурная перестройка экономики.
г) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;
2. Основные направления международной миграции трудовых ресурсов.
— Миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей работниками, без которых невозможным было бы их существование.
— Миграция в рамках промышленно развитых стран. Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Но и для развитых стран характерной является «утечка умов» (например, в США из Западной Европы). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы стран Европейского союза, предполагающий свободное перемещение работников между странами союза и унификацию трудового законодательства. Так рабочая сила из Испании, Португалии, Греции активно используется в экономике более развитых стран ЕС.
Позитивные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:
— вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
— достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
— иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;
— временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;
— иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;
— иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.
Негативные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:
— целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;
— происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;
— провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;
— иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.
Позитивные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:
— эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;
— экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;
— экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;
— при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.
Негативные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:
— страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
— теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.
Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.
Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
— Требования к уровню образования, стажу работы по специальности, прохождение процедуры признания документов мигранта об образовании и профессиональной подготовке; приоритет отдает специалистам новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры), представителям редких профессий; специалистам с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, врачи), бизнесменам, инвестирующим капитал в принимающую страну; страна готова принимать работников, готовых за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную работу.
— Ограничения личного характера включают жесткие требования к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например в США, национального равновесия. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет.
— Инструментом количественного регулирования иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты. Большинство стран устанавливает большое количество разнообразных квот. При введении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (пол. возраст, образование).
— Страны проводят экономическое регулирование, вводя определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.
Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить разрешение на продление своего пребывания в ней.
Страны могут устанавливать географическую структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, что содержится в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено; запрещается передвижение, изменение специальности, смены места работы и т.п.