какие мессенджеры работают в беларуси
В ноябре 2020 года компания #DB3 провела исследование «Использование социальных сетей и мессенджеров» в Беларуси по заказу Ассоциации интерактивной рекламы IAB Belarus.
Исследование проводилось методом онлайнового опроса в формате pop-up, показанного выбранным в случайном порядке пользователям определенных веб-сайтов. Структура выборки корректировалась путем аналитического взвешивания данных по полу, возрасту и региону.
Выборка — фактическое число респондентов, ответивших на вопросы анкеты.
По сравнению с прошлым годом процент использования Вконтакте и Instagram вырос, в поле зрения появился и занял свое место в пятерке рейтинга Tik Tok, обогнав Twitter.
А вот как распределяются гендерные предпочтения:
Что касается мессенджеров, то по показателям ноября 2020 года беларусы активнее всего использовали Viber, Telegram и WhatsApp.
При сравнении с прошлым годом видно, что выросла аудитория Telegram в Беларуси и снизилась аудитория Skype.
Самые популярные мессенджеры среди белорусов
Мессенджерами пользуется чуть более 68% населения Беларуси. Из них практически каждый второй использует их ежедневно, каждый восьмой — не реже 1−2 раз в неделю. Не пользуются мессенджерами чуть менее трети белорусов.
Об этом свидетельствуют результаты исследования «Мониторинг социально-экономической и политической ситуации в Республике Беларусь», проведенного ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси» в конце 2018 года по республиканской репрезентативной выборке (объем выборки — 2103 респондента, максимальная погрешность: +/- 2,1% при уровне значимости 0,05).
Как сообщает научный сотрудник Института социологии Вероника Подвальская, чаще всего обмениваются сообщениями женщины (52,4% от ежедневных пользователей мессенджеров), молодежь в возрасте 16−29 лет (78,6%), люди с высшим образованием (65,7%), жители городов (53,6%).
Основной целью использования мессенджеров для 56% белорусов является общение. Примерно по 14% опрошенных используют данные приложения для отдыха, в качестве развлечения, а также для получения информации.
На первом месте по популярности среди белорусов с большим отрывом располагается Viber, доля пользователей которого на момент опроса составила 65,4% от общего числа опрошенных. Особой популярностью данный ресурс пользуется среди горожан (69,8%), молодежи (89,4%) и респондентов в возрасте 30−49 лет (80,9%).
На втором месте находится Skype — практически каждый пятый белорус пользовался данным мессенджером на момент опроса. В основном это жители городов (22,1%), молодежь (28%) и люди в возрасте 30−49 лет (22,7%).
Третьим по распространенности приложением для обмена сообщениями является WhatsApp (17,6%). Его использует каждый пятый горожанин, чаще молодежь (32,3%).
Завершает рейтинг популярных среди белорусов мессенджеров Telegram (13,1%), доля пользователей которого выше среди жителей городов (14,4%) и молодежи (27,4%).
Для получения информации белорусы пользуются мессенджерами
Telegram, Viber, WhatsApp
По данным исследования «Медиапотребление и медиаграмотность в Беларуси в августе 2021», в августе 2021 беларуская интернет-аудитория в возрасте 18-74 года чаще всего для получения информации пользовалась двумя мессенджерами — Viber (66%) и Telegram (66%), анализирует белорусское инфопространство Baltic Internet Policy Initiative.
Источник инфографики: Infopolicy.biz
Стоит обратить внимание, что 18% респондентов (почти 1/5) не использует мессенджеры для получения информации.
Исходя из вышесказанного изучим основные социально-демографические характеристики мессенджеров — Telegram и Viber.
По гендерному признаку абсолютно нет различий среди респондентов пользователей Viber (66%). В использовании Telegram есть разница — 69% мужской аудитории и 63% женской аудитории.
Источник инфографики: Infopolicy.biz
Из графика, что молодая аудитория больше использует Telegram для получения новостей в сравнении с более старшей. И разница в 30 пунктов по использованию Telegram’а относительно Viber’а молодыми людьми в возрасте 18-24. Также видна прямая зависимость от возраста по использованию Viber’а, как информационного источника.
Что касаемо уровня образования респондентов, использующих исследуемые мессенджеры:
Источник инфографики: Infopolicy.biz
На данном графике обращает внимание — это 100% использование респондентами с неоконченным средним образованием (школьники?) Telegram’а, как источника информации.
Источник инфографики: Infopolicy.biz
Тут заметна очень серьезная разница в использовании Telegram между Минском и другими областными городами и областями в целом, так и Viber меньше используется в Минске.
Важно посмотреть несколько ключевых поведенческих вопросов.
Например, из каких источников Вы чаще всего узнаёте новости, нужную информацию?
Источник инфографики: Infopolicy.biz
Респонденты, которые назвали Viber, как мессенджер для получения информации, чаше смотрят телевидение для получения информации. Пользователи Telegram значительно чаше, в сравнении с пользователями Viber, получают нужную информацию из телеграм-каналов и других мессенджеров.
Посмотрим на телевизионное медиапотребление: Какие ТВ-каналы Вы используете чаще всего для того, чтобы узнать новости, нужную информацию?
Источник инфографики: Infopolicy.biz
Разница в просмотре российских телевизионных каналов вполне ожидаема с учетом того, что аудитория более возрастная, более региональная и более смотрящая телевидении, как было показано на предыдущенм графике.
Какие новостные сайты Вы используете чаще всего для того, чтобы узнать новости, нужную информацию?
Источник инфографики: Infopolicy.biz
Можно говорить о схожести с просмотром телевидения: пользователи Viber больше потребляют новостей с российских новостных сайтов и наоборот пользователи Telegram больше с международных сайтов. Конечно, это свидетельствует о корреляции в уровнем образованности. (в частности, у Telegram более молодая аудитория с неоконченным высшим образованием).
Какими социальными сетями Вы пользуетесь чаще всего для того, чтобы узнать новости, нужную информацию?
Источник инфографики: Infopolicy.biz
Пользователи Viber существенно предпочитают российские социальные сети — VK и Одноклассники. Использование для получения новостей других социальных сетей не различается для пользователей изучаемых мессенджеров.
Взаимное использование:
64% пользователей Viber, которые используют мессенджеры для получения новостей, пользуются Telegram. Соответственно, при практическом равентстве использования, 65% пользователей Telegram используют Viber.
Теперь перейдем к вопросам отношения к СМИ.
На вопрос: есть ли источники информации, которым Вы доверяете больше, чем остальным? И если да, то каким именно?
Пользователи Telegram ответили, что больше доверяют телеграм-каналам и мессенджерам и это не однозначно позитивный ответ, потому что количество недостоверной и токсичной информации продолжает расти в мессенджерах, что требует повышения уровня цифровых навыков в общем и медиаграмотности в частности. Следует отметить, что около 1/5 пользователей, не доверяют никаким источникам информации.
Складывается ли у Вас ощущение, что медиа/СМИ Вас обманывают?
Зашкаливающее мнение: 86-87% респондентов, использующих Viber и Telegram, как источники информации, считают, что медиа/СМИ, как минимум иногда, обманывают их. Telegram-пользователи еще более пессимистично настроены — треть считает, что очень часто или постоянно.
Завершим сравнительный анализ вопросом об ожидании фейковых новостей. Судя по Вашему опыту, где можно чаще всего столкнуться с фейковыми/ложными новостями?
Абсолютное большинство ожидает “fake news” от телевизионных новостей.
В заключении можно отметить, что моментальная доставка новостей с помощью мессенджеров является характерной особенностью белорусской интернет-аудиторией. Можно видеть, что во многом медиапотребление с помощью мессенджеров является переоцененной, привлекающей излишнее внимание, а также неоправданные ограничения и репрессии, считает Baltic Internet Policy Initiative.
Названы самые популярные мессенджеры среди белорусов
76 09.05.2020 09:22 Фото носит иллюстративный характер. Источник фото
В докладе Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) со ссылкой на исследование компании #DB3 приводится список самых распространенных мессенджеров среди белорусов. К слову, общие результаты выше 100%, так как голосовать можно было за несколько вариантов.
1 место: Viber
Самым популярным у Беларуси мессенджером оказался Viber. Его общий охват — 70% среди опрошенных пользователей. Основная аудитория – люди от 25 до 44 лет (таких более 80%). В мессенджере чаще всего общаются в Минске и Минской области.
2 место: Skype
Доля этой программы, которые многие спешили едва ли не хоронить, составляет целых 38%. Правда, ею чаще всего пользуются люди в возрасте 55−74 лет. Причем самый большой охват у Skype в Гродненской области: там его доля и вовсе составляет 40%, когда в Витебской, например, 30%.
3 место: WhatsApp
Его доля — 25%. Причем в Беларуси WhatsApp больше предпочитают женщины, чем мужчины (соответственно 30% против 21%).
4 место: Telegram
В Беларуси этим мессенджером пользуются 23% опрошенных. В докладе БАЖ говорится, что Telegram в Беларуси наиболее популярен у пользователей Минска и Минской области, в основном им пользуются люди в возрасте от 15 до 24 лет.
5 место: Facebook Messenger
Доля этого мессенджера составляет 17%. Прямо скажем — не самый высокий, но уже ощутимый результат.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google, добавьте в избранное в Yandex Новости
Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Какие лимиты скрывают безлимитные пакеты в соцсети и мессенджеры
Началось все с письма в редакцию Onliner, продолжилось изучением темы на форуме. В общем, безлимитные пакеты трафика в соцсети и мессенджеры, которые предлагают белорусские операторы, оказались с лимитами. Явно это в промоматериалах нигде не прописано, но условия, как в очередной раз показывает опыт, надо внимательно искать и читать в недрах операторских сайтов.
Суть вопроса
Суть вопроса раскрывает история читателя Onliner Евгения. Мужчина увидел рекламу услуги безлимитного общения в мессенджерах и соцсетях.
— Почему я подключил себе анлим на мессенджеры? А потому, что мой сын живет во Франции, и, конечно же, мне удобней с ним общаться не через дорогущие звонки, а через WhatsApp. Был уверен, что аудио- и видеозвонки через эту систему бесплатны, ведь я подключил анлим, а не «типа анлим».
Поговорив с сыном, Евгений обнаружил, что растратил весь свой включенный в абонплату трафик. Особенно обидно, что позднее похожая история приключилась с услугой, предполагающей безлимитное использование соцсетей. По словам Евгения, он посмотрел видео во «ВКонтакте», а с него опять списали трафик.
— Вы меня извините, но это какой-то кастрированный анлим! Обмениваться текстом что в соцсетях, что в мессенджерах — оно и так много трафика не ест. Тогда в чем смысл приплачивать за типа анлим? — возмущается мужчина.
Что обещают операторы
А правда, что на самом деле включено в понятие «Безлимитный доступ в соцсети, мессенджеры»? Отправились на сайты МТС, velcom | A1 и life:) — благо услугу предоставляют все три провайдера.
На промостранице МТС — благодать и обещания светлого будущего. «Обменивайся сообщениями, просматривай фото, слушай музыку и смотри видео без ограничений», «Выходите в прямой эфир, используйте видеозвонки и не думайте о трафике», «Самые выгодные услуги для любителей интернет-общения». Класс!