какие методики отбора являются наиболее эффективными в спорте

Какие методики отбора являются наиболее эффективными в спорте

Особая сложность поиска одаренных детей для специализированных занятий спортивными играми обуславливается спецификой игровой деятельности, требующей многостороннего проявления целого комплекса специальных качеств, от которых зависит возможность успеха в избранном виде спор­та. Она выражается в особенностях морфофункциональных, психофизиологи­ческих, технико-тактических и личностных характеристик.

Нельзя не согласиться с подавляющим большинством авторов (Зельдо­вич Т. А., 1968, 1970; Грошенков С. С, 1972, 1973; Мартиросов Э. Г., 1978; Бальсевич В. К., 1980; Бриль М. С., 1980; Филин В. П., 1983; Николич А., Параносич В., 1984 и др.) представляющих себе отбор как длительный про­цесс. Они считают, что нельзя моментально оценить спортивную пригод­ность, какими бы совершенными ни были методы оценки. Если учесть дина­мический характер пригодности и лабильность многих важнейших для спор­тивной деятельности характеристик, становится ясной необходимость систе­матического дополнения и уточнения первоначальных оценок. Если исходить из определения отбора, продолжительность его равна длительности спортив­ной жизни, поэтому имеет смысл говорить о различных этапах отбора.

Первым этапом отбора (Бриль М. С., 1980) можно назвать организацию групп подготовки к ДЮСШ. В них должны приниматься все желающие, имеющие медицинское освидетельствование и желание. Такие группы при­званы решать две главные задачи: массовое привлечение детей к занятиям спорта и подбор наиболее перспективных для приема в ДЮСШ.

Здесь следует заметить, что предлагаемая В. Старостой (2003) современная система отбора, сопутствующая многолетнему процессу тренировки, подразделяется на три этапа. Первый из них относится к начальному отбору для занятий спортом вообще. Его можно назвать всесторонним. Его цель – определение уровня двигательной подготовки всех здоровых детей, желающих заниматься спортом, и показателей строения их тела, в том числе определение отклонений от нормы. Занятия, проводимые в его рамках, должны быть направлены на всестороннее развитие всех двигательных способностей с обращением особого внимания на координационные способности (КС); заботу о всестороннем физическом развитии; улучшение здоровья и ограничение или устранение отклонений от нормы.

Второй этап отбора – отбор в учебно-тренирозочные группы начальной спор­тивной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. Начальная спортивная подготовка призвана воспитывать качества и свойства индивида для создания возможно­стей спортивного совершенствования. Поэтому цель отбора для начальной спортивной подготовки – определение пригодности к спортивному совершен­ствованию.

По В. Старосте (2003), цель второго этапа – обеспечение отбора самых талантливых в двигательном отношении детей для соответствующих групп спортивных дисциплин на основе выявленных во время занятий (тренировок) различных способностей: двигательных (координационных и кондиционных), соматических, функциональных, психических и состояния здоровья. На этом этапе занятия должны быть направлены на дальнейшее развитие всех двигательных способностей, необходимых в данной группе спортивных дисциплин, с акцентом на КС.

Третий этап отбора – отбор в группы спортивного совершенствования. Задача этого этапа – целенаправленная подготовка смены командам мастеров. Цель отбора на этом этане состоит в оценке перспективности юных спортсменов. Здесь, как и на предыдущем этапе не может быть какой-то кратковременно­сти, тем более однократной диагностики. Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализацией способностей в конкретной игровой обстановке различной степени напряженно­сти.

По В. Старосте (2003), на этом этапе осуществляется специализированный отбор. Его цель – определение специфических предрасположенностей, необходимых для конкретного вида спорта.

Четвертый этап отбора – комплектование команды мастеров. На этом этапе бо­лее жесткое понимание пригодности. Тренер команды мастеров ищет не про­сто сильного игрока, но и подходящего по стилю, нужного амплуа, совмести­мого с игровым коллективом. Частным случаем комплектования команд мас­теров является отбор в сборные команды.

Выделенные выше четыре этапа отбора определяют последовательность и целевую направленность процесса отбора в спортивных играх.

Различают три стороны системы отбора: критерии отбора, методы отбора и организа­цию отбора.

К критериям отбора относят качественно-количественные характеристики спе­циальных способностей.

Среди применяемых методов отбора распространены экс­пертиза (экспертные оценки), аппаратурный метод и метод тестов.

Под орга­низацией отбора понимается комплекс мероприятий, направленных на наиболее эф­фективное и рациональное использование методов отбора.

Метод экспертизы обычно применяют для выявления медицинских противопоказаний, оценки перспективности при комплектовании команд или игровых звеньев.

Аппаратурный метод стал широко использоваться сравнительно недав­но в связи с необходимостью точного количественного анализа, который дру­гим путем осуществить невозможно. Применение аппаратуры, без сомнения, поднимает систему отбора на более высокую ступень. Однако следует учиты­вать некоторую ограниченность этого метода. С помощью даже совершенной аппаратуры чрезвычайно трудно моделировать специфические условия спор­тивной деятельности, хотя существуют более или менее удачные попытки.

Тестовый метод, как правило, менее точный. Используемые тесты клас­сифицируются на бланковые, манипуляциоппые, моторные и модельные.

Бланковые тесты обычно связаны с набором заданий, заключающихся в зачеркивании цифр (шкала самооценки Спилберга–Ханина), подсчете ко­лец с разрывом в различных местах (кольца Ландольта) и т. д.

Манипуляционные тесты предусматривают использование несложных приспособлений («тройка» – для исследования оперативного мышления).

Мо­торные тесты используются с целые измерения двигательных качеств (пры­жок вверх по Абалакову) и т. д.

Игры – наиболее подходящая форма исследования индивидуальных особенностей детей при отборе для занятий баскетболом, так как способст­вуют проявлению функций в тех сочетаниях, которые, видимо, и составляют структуру одаренности. К тому же игры являются наиболее естественным ви­дом деятельности младших школьников и потому требуют того оптимального уровня мотивации, который положительно отражается на надежности тесто­вых оценок.

Еще один метод диагностики способностей – анкетирование (опрос). При отборе анкетирование используется в основном для изучения интересов и самооценки.

Весьма эффективен и метод наблюдения за поведением в игровой дея­тельности, предложенный Л. В. Родионовым (1979).

Выбор адекватного вида спорта, отвечающего интересам и возможно­стям ребенка, еще не гарантирует его высоких спортивных достижений. Значительную роль в росте спортивного мастерства играет так называемая тренируемость или обучаемость спортсмена. В школе дифференциальной психологии Теплова-Небылицина было выдвинуто представление о свойстве дина­мичности или обучаемости как о первичном свойстве нервной системы – одном из важнейших врожденных свойств наряду с силой, подвижностью и ла­бильностью нервных процессов. Обучаемость понималась как скорость обра­зования условных рефлексов.

В свою очередь эффективность тренировочных воздействий сущест­венно определяется адекватностью физических упражнений для данного индивидуума, его врожденным и приобретенным особенностям, что необходимо учитывать в процессе спортивного отбора.

В подавляющем большинстве слу­чаев инструментом для проявления комплексной подготовленности спорт­смена служит уровень развития его физических качеств. Видимо именно этим руководствуются тренеры, отбирая новичков по их результатам в специально подобранных контрольных упражнениях. При этом наиболее способными, как правило, признаются те дети, у которых исходный уровень развития ос­новных физических качеств значительно выше, чем у сверстников. Однако практика показывает, что нередко наиболее способные на первый взгляд но­вички впоследствии не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Ребята со средним или даже низким исходным уровнем развития физических качеств через несколько лет успешно овладевают спортивным мастерством. Возмож­но дело тут в том, что мы пытаемся путем кратковременного (чаще одноразо­вого) тестирования, определить потенциальные возможности спортсмена на много лет вперед, забывая при этом, что исходный уровень развития физиче­ских качеств говорит нам не столько о будущих возможностях новичка, сколько о его сегодняшней готовности.

Прямое подтверждение этого находим в экспериментальной работе Н. Ж. Булгаковой, В. М Зациорского, Н. М. Кремневой, (1987). Авторы пришли к выводу, что нельзя судить о способностях детей к плаванию по их результатам на первых контрольных испытаниях и тем более по этим результатам отсеи­вать слабых. Такая практика, считают исследователи, привела бы к безуслов­ным потерям одаренных детей, особенно среди младшего возраста, а также детей с замедленными темпами роста. Далее авторы отмечают, что итоговые достижения юных пловцов к концу второго года обучения практически не за­висят от результатов, показанных ими на приемных испытаниях.

В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что для надежного прогнозирования потенциальных возможностей наибольшее значение имеет не исходный уровень развития физических качеств а со­отношение между этим уровнем и темпами (интенсивностью) прироста физи­ческих качеств. Из выше сказанного следует, что при прочих равных услови­ях ведущая роль в прогнозировании потенциальных возможностей спортсме­на принадлежит темпам прироста физических качеств – тренируемости. Ме­жду высокотренируемыми и низкотренируемыми спортсменами возможны значительные различия по времени достижения одних и тех же уровней спор­тивного мастерства (Сологуб Е. Б.,1998, Казак К. Б. 1998 и др,).

Высокая тренируемость впоследствии, сокращая время подготовки вы­сококвалифицированного спортсмена, обеспечивает не только выполнение биологической задачи (сохранения его здоровья) и социальной задачи (побе­ды на соревнованиях), но и позволяет достичь высокого экономического эф­фекта тренировочного процесса.

Неадекватный выбор вида спортивной специализации или стиля сорев­новательной деятельности, как показывают современные исследования (Со­логуб Е. Б., Таймазов В. А. 2000 и др.), резко замедляет рост спортивного мастерства и ограничивает уровень спортивных достижений, а также является фактором риска для здоровья.

Отбор можно определить, как процесс, сочетающий в себе установле­ние определенных критических уровней выполнения действий спортсменом и наблюдения за его поведением. Целью процесса отбора является предсказа­ние успеха. Первоначальная оценка исследуемых позволяет установить определенную категорию предвидения (наличие качества, которое в своем разви­тии обеспечит высокий уровень конкретной специальной способности), а по­вторное обследование, проводимое через определенный промежуток времени дает категорию различия (кто есть кто). Предсказание заключается в уста­новлении отношения между этими двумя категориями (Родионов Л. В., 1979). Следова­тельно, суть процесса состоит в необходимости выяснения: сохранят ли свое преимущество те, кто обладал им в начале первичного отбора.

Определение способности к обучению решения тактических задач возможно при использо­вании информативных психологических критериев (Сологуб Е. Б., Бедрина З. Ю., 1990).

Общепринятым является положение, что способности детей, подрост­ков и юношей могут быть исследованы более глубоко и результативно, если их изучать одновременно с позиций теорий отбора и обучения (Бальсевич В. К., 1980).

При обсуждении вопроса о соотношении способностей со знаниями, умениями и навыками В, И. Лях (1991) подчеркивает несводимость одних с другими. Иначе говоря, к примеру, координационные способности (КС) не сводятся к знаниям, умениям и двигательным навыкам, которые выработаны у человека в данный момент. Почти всегда необходимо решать вопрос о том, в какой степени определенное достижение в моторном тесте основывается на способностях, а в какой – на умениях. Часто предполагается, что тестовое за­дание, которое индивид выполняет первый раз, выражает его способности. На самом деле тестовый результат зависит от многих факторов, В первую оче­редь от умении и навыков в момент тестирования, от установок проводящего тест, эмоционального состояния и отношения испытуемого к данному тесту, от ряда его психических способностей (объема и скорости восприятия зри­тельной памяти; концентрации, распределения и переключения внимания) и др., а не только от одной или нескольких координационных способностей (Лях В, И. 1984,1987,1989, 1995).

Говорить о потенциальных способностях индивидов на основе перво­начальных и однократных измерений (тестов, наблюдений) нельзя. Это под­черкивают и экспериментально доказывают многие отечественные и зарубежные исследователи, которые в данном вопросе достаточно единодушны. Кравец А. Г. (1981) считает, что невозможно оценить потенциальные двига­тельные и психические способности и тем самым спортивную пригодность к определенному виду спорта (прежде всего, разумеется, на самых ранних эта­пах отбора) какими бы совершенными ни были методы оценки. Это связано с тем, что большинство человеческих характеристик важнейших для спортивной деятельности, весьма лабильно в течение детского и юношеского возрас­та и в силу этого не обладает достаточной прогностичностью. Поэтому сде­лать правильный отбор кандидатов для занятий конкретным видом спорта и оценить потенциально необходимые для этого способности индивида можно лишь в результате достаточно длительного наблюдения.

Однако справедливо и то, что некоторые способности отличаются высокой стабильностью и обла­дают достаточной прогностичностью на всех этапах отбора. К числу этих характеристик, как показали Кожевникова З. Я. (1971), Бриль М. С. (1980), Корженевский А. Н., Квашук П. В, (1993); Лях В. И. (1991, 1995) относятся данные психомото­рики, координационные способности и технической подготовленности детей и под­ростков.

Все эти факторы говорят о том, что достаточно точный про­гноз развития потенциальных способностей индивида можно получить лишь в результате длительного наблюдения. Однако на сегодняшний день имеются научно обоснованные данные по модельным характеристикам в различных видах спорта, выделены наиболее информативные, наследственно обусловленные факторы, которые при определении спортивной пригодности детей следует учитывать в первую очередь (Семенов Л. А., Исаков С. В., 1998). Важно, чтобы эти данные дошли до детских тренеров в виде конкретных рекомендаций. Следует также предусмотреть возможность создания в ДЮСШ некоего консультативного совета по определению спортивной пригодности детей с возможным привлечением специалистов кафедр академий, факультетов физической культуры.

Источник

Характеристика спортивного отбора: этапы, методы

какие методики отбора являются наиболее эффективными в спорте. Смотреть фото какие методики отбора являются наиболее эффективными в спорте. Смотреть картинку какие методики отбора являются наиболее эффективными в спорте. Картинка про какие методики отбора являются наиболее эффективными в спорте. Фото какие методики отбора являются наиболее эффективными в спорте

Реферат по дисциплине:

« Планирование и организация учебно-тренировочного процесса».

« Характеристика спортивного отбора: этапы, методы «

Яровенко Константин Евгеньевич

Список литературы. 21

Спортивный отбор представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Эффективный отбор может быть осуществлен на основе длительных комплексных исследований, которые предполагают анализ личности спортсмена в целом и его спортивных способностей на основе педагогических, медико-биологических, психологических и антропометрических критериев отбора.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте на основе тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов, а также на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных способностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечить высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора, опираясь на научные основы и методики отбора детей для комплектования спортивных групп. В этом заключается актуальность данной курсовой работы.

Актуальность отбора и спортивная ориентация заключается в пристальном внимании на эту проблему ученых, физкультурных работников, тренеров-преподавателей по всем видам спорта, проблема которых не решена окончательно.

Особо актуальным является вопрос о своевременном выявлении способностей у детей и подростков, так как у них по мере формирования и развития организма двигательные и психические способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными, и все заметнее начинают обнаруживаться склонности к определенным видам деятельности.

Цель работы: обосновать эффективность отбора детей в спортивные секции как условие достижения высших результатов в спорте

1. Сущность спортивного отбора

Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Именно эти три элемента являются той основой, через которую проявляется функционирования и развитие сферы спорта в целом.

Для приобщения к спортивной систематической деятельности нужны определенные предпосылки. К числу важнейших из них относятся, кроме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интересы. Несомненно, также, что их выявление, формирование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Вероятность оптимального развёртывания процесса спортивного совершенствования во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта. Соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью.

В.М. Волков и В.П. Филин отмечают, что свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного профиля и т.п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не «отбраковывает» никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, может стимулировать достижения в спорте.

Неодномоментность и динамичность спортивной ориентации. Специалисты сходятся во мнении, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достижениям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т.п.) за короткое время невозможно. Невозможно по двум основным причинам:

Первая стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всех временных границ, поскольку они значительно колеблются в зависимости от индивидуального возраста начала занятий спортом, реально складывающихся особенностей содержания и построения спортивной тренировки, характера соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития спортсмена, других факторов и обстоятельств. Приблизительно можно сказать, что с начала систематической спортивной деятельности в детском и подростковом возрасте во многих случаях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом приближении корректно определить целесообразное направление спортивной специализации и спрогнозировать спортивные перспективы. Однако эта первичная ориентация в дальнейшем подлежит более или менее существенным коррекциям, особенно когда в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нужно будет решать, идти ли ему в сферу спорта высших достижений либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта

2. Задачи спортивного отбора

Задачи отбора заключаются в том, чтобы своевременно и правильно определить задатки, способности и возможности новичков, соответствующие специфике того или иного вида спорта.

Перечисленные качества находятся в тесной взаимной связи и могут отчасти компенсировать одно другое. На пример, в боксе некоторый недостаток физической силы может быть восполнен быстротой, в фехтовании недостаток быстроты сглаживается точностью и мягкостью движений и т.д.

Первичные признаки каждого из компонентов, составляющих спортивную одаренность, могут и должны быть выявлены уже у новичка, в чем, собственно, и состоит искусство отбора.

Неудачный выбор спортивной специализации ведет к ненужным потерям времени ученика и тренера, вызывает «непроизводительные» затраты труда и средств и приводит в конечном итоге к большой текучести состава занимающихся.

3. Этапы и методы отбора в спортивных играх

Особая сложность поиска одаренных детей для специализированных занятий спортивными играми обуславливается спецификой игровой деятельности, требующей многостороннего проявления целого комплекса специальных качеств, от которых зависит возможность успеха в избранном виде спорта. Она выражается в особенностях морфофункциональных, психофизиологических, технико-тактических и личностных характеристик.

Первым этапом отбора можно назвать организацию групп подготовки к ДЮСШ. В них должны приниматься все желающие, имеющие медицинское освидетельствование и желание. Такие группы призваны решать две главные задачи: массовое привлечение детей к занятиям спорта и подбор наиболее перспективных для приема в ДЮСШ.

Выделенные выше четыре этапа отбора определяют последовательность и целевую направленность процесса отбора в спортивных играх.

Различают три стороны системы отбора : критерии отбора, методы отбора и организацию отбора.

К критериям отбора относят качественно-количественные характеристики специальных способностей.

Среди применяемых методов отбора распространены экспертиза (экспертные оценки), аппаратурный метод и метод тестов.

Метод экспертизы обычно применяют для выявления медицинских противопоказаний, оценки перспективности при комплектовании команд или игровых звеньев.

Тестовый метод, как правило, менее точный. Используемые тесты классифицируются на бланковые, манипуляциоппые, моторные и модельные.

Бланковые тесты обычно связаны с набором заданий, заключающихся в зачеркивании цифр (шкала самооценки Спилберга-Ханина), подсчете колец с разрывом в различных местах (кольца Ландольта) и т.д.

Моторные тесты используются с целые измерения двигательных качеств (прыжок вверх по Абалакову) и т.д.

Модельные тесты требуют реакции на комплекс условий, характерных для спортивной деятельности

по определению спортивной пригодности детей с возможным привлечением специалистов кафедр академий, факультетов физической культуры.

Источник

Спортивный отбор

Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Содержание

Биологические критерии отбора в спорте [ править | править код ]

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

В организационном отношении процесс отбора юных спортсменов делится на четыре этапа:

Основными задачами первого этапа отбора являются определения пригодности детей и подростков к занятиям спортом путем выявления у них задатков, лежащих в основе развития способностей, оценка степени двигательной активности. На основании педагогических наблюдений тренер определяет способность юных спортсменов преодолевать значительные тренировочные нагрузки, возможности эффективного восстановления, выявляет темпы формирования двигательных навыков, а также темпы развития отдельных двигательных качеств (Булгакова, 1986; Волков Л. В., Филин, 1983; Волков Л. Вм 1996; Губа, 2002; Семенов, 2005).

Основной задачей второго этапа отбора является углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента детей требованиям успешной специализации в выбранном виде спорта. Наличие специальных качеств, свойств человека, элементарной подготовленности позволяет определить степень спортивной одаренности детей и подростков, их пригодность к дальнейшему совершенствованию в выбранном виде спорта.

На третьем этапе отбора, который продолжается несколько лет, формируются способности, проявляющиеся в конкретной спортивной деятельности. Педагог глубоко и всесторонне изучает каждого юного спортсмена, на основании чего определяет его перспективность и узкую специализацию. Как и ранее, на этом этапе осуществляются педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические, социологические и психологические исследования с целью определения степени спортивной подготовленности.

На четвертом этапе отбора продолжается углубленное исследование спортивных способностей, оценивается степень спортивного мастерства, на основе чего осуществляются отбор и комплектование юношеских и молодежных сборных команд ДСО, ведомств республик и страны.

На разных этапах отбора в спорте используют, прежде всего, морфологические критерии, из которых основными являются антропометрические исследования и определение компонентного состава тела.

Для проведения антропометрических исследований используют антропометрические точки, имеющее строгую локализацию (выступы, бугры, кожные складки и т. д.).

Антропометрические исследования выполняют стандартным оборудованием (медицинские весы, антропометр, динамометры, толстотные циркули и др.). В антропометрии определяют поперечные, продольные и глубинные размеры тела и на их основании составляют антропометрическую карту спортсмена с 36-ю показателями. Ориентируясь на морфологические признаки, тренеры могут прогнозировать, на что способен спортсмен в будущем, то есть проводить отбор и ориентацию. Для определения соответствия индивидуальных соматических и антропометрических особенностей выбранной спортивной специализации следует показатели строения тела сопоставить с характерными морфологическими особенностями спортсменов высших спортивных разрядов (Алтер, 2001; Кашуба, 2003; Козлов, Гладышева, 1997; Семенов, 2005; Человек в цифрах. 1990).

Относительно стабильны и плохо поддаются тренировке конституциональные особенности человека. Конституция — это совокупность функциональных и морфологических особенностей, сложившихся на основе наследственных и приобретенных качеств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Наиболее популярна схема конституциональных типов за Черноруцкому:

Проведение визуальной оценки индивидуумов по целому ряду признаков позволяет выявить компоненты спортивной одаренности детей и подростков во время выбора специализации и отбора в спорте на этапе начальной спортивной подготовки. Связан с этим важным критерием отбора в спорте также соматотип, то есть морфологическое отражение конституции. Характер соматотипа тесно связан с физической способностью человека. Наиболее распространена такая классификация соматотипов;

Нужно иметь в виду, что «чистых» соматотипов не существует, как правило, существует их сочетания с преобладанием определенного типа.

Важное значение во время отбора в спорте имеет определение компонентного состава массы тела и мышц. Абсолютная масса тела считается недостаточно информативным показателем, так как при одной и той же массе тела составляющие компоненты (жировой, мышечный, костный) могут существенно отличаться.

В последнее время для оценки компонентного состава массы тела используют два показателя; жировая масса (% общей массы тела, которая содержит жир) и чистая масса тела (все ткани тела, не содержащие жира — кости, мышцы, внутренние органы и соединительная ткань).

Определение состава тела спортсмена позволяет ему вместе с тренером получить дополнительную информацию, так как состав тела дает более точную информацию о возможностях, чем размеры и масса тела. Избыточная масса тела спортсмена, как правило, не является особой проблемой, тогда как избыточное содержание жира в организме отрицательно сказывается на спортивных результатах. Стандартные таблицы для определения массы, соответствующей росту, дают неточное представление об оптимальной массе, поскольку не учитывают состав тела. У спортсменов, в соответствии с таблицей, может быть избыточная масса, и в то же время в его организме может содержаться очень небольшое количество жира.

Чаще всего для определения жирового, костного и мышечного компонентов используют метод, базирующийся на измерении антропометрических показателей в определенных участках тела с использованием формул, предложенных Матейко. Однако самым лучшим методом для определения состава тела в течение многих лет остается метод денситометрии (Втмор, Косттл, 2003; Питание спортсменов. Руководство. 2006). Но и он имеет определенные ограничения: необходимо правильно определить массу тела и объем воздуха в легких, что достигается методом взвешивания под водой. Слабым местом этого метода является зависимость показателя от относительного количества жира в организме.

Стандартное уравнение Сири используют для пробразования показателя плотности тела с целью определения относительного содержания жира в организме:

где Dтeлa — плотность тела, г см3.

Плотность жира в разных участках тела практически идентична у всех людей и составляет 0,9007 гсм3. Более проблематичным является определение плотности чистой массы тела (йчмт), что, согласно уравнению Сири, составляет для взрослого человека 1,1 г см3. Для определения этой плотности допускают, что: 1) плотность каждой ткани, включающей чистую массу тела, известна и остается неизменной; 2) в каждом виде ткани пропорция чистой массы тела постоянна (кости составляют 17 % чистой массы тела). Однако плотность чистой массы тела у людей значительно колеблется. Из-за известных расхождений в костной массе и общем содержании жидкости в организме этот показатель рекомендуется считать более низким у детей, женщин и людей преклонного возраста (1,085 г см3) и более высоким у выходцев из Африки («1,115 г см3).

Важным критерием отбора на этапе спортивной специализации является определение композиционного состава мышц, то есть соотношение белых и красных мышечных волокон, что может быть наследственным показателем. Этот показатель можно определить, используя метод микробиопсии с последующим микроскопическим анализом содержания красных и белых мышечных волокон. Лица с большим содержание с белых волокон более способны к кратковременной работе скоростно-силового характера, а те, у кого большее содержание красных волокон, — к продолжительной работе. Эта информация позволяет сделать правильный выбор специализации с учетом наследственной предрасположенности к определенному характеру мышечной деятельности.

На более поздних этапах отбора все большее значение приобретает контроль функциональных показателей. Оценка компонентов специальных свойств в условиях конкретного вида спорта является важным звеном спортивного отбора. Например, компонентом двигательной способности является ловкость, которая оценивается по координационной сложности движений и точности их выполнения. Кроме того, качество выполненных движений зависит от координации, ощущения времени, мышечного усилия, пространственной точности, вестибулярной устойчивости, определяемых некоторыми тестами.

Информативным показателем перспективности юного спортсмена в видах спорта с преобладающим проявлением выносливости является повышение эффективности выполнения стандартных упражнений с одновременным определением V02.

Если спортсмен после годовой тренировки выполняет заданную стандартную работу на уровне V02 равным исходному, то перспективность дальнейшего роста этого показателя можно считать исчерпанной (Волков Л. В., 1998; Губа, 2002; Дудин, Лисенчук, Воробьев, 2001).

Регулярные тренировочные занятия ведут к увеличению уровня V02max в среднем на 20—30 % исходного. В то же время у выдающихся спортсменов V02max превышает показатели нетренированных людей на 60—80 %, поскольку показатель V02max в значительной степени генетически детерминирован и в большой спорт приходят индивидуумы с высокими генетическими задатками V02max. Последнее обусловливает большую значимость определения V02max на всех этапах спортивного отбора в видах спорта с преобладающим проявлением выносливости.

Большое значение для рационального отбора юных спортсменов имеет исследование свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. У разных лиц могут встречаться самые разнообразные сочетания свойств нервной системы, в значительной степени определяющие не только психологические, но и функциональные возможности спортсменов, что очень важно в плане их дальнейшей перспективности (Кроль, 2003; Психофизиология функциональных состояний, 2006).

Научные сотрудники Национального института спорта Франции предлагают определять «индекс чемпионов», в котором значительное место занимают антропометрические показатели: длина тела (количество см сверх 1 м) + брюшной периметр — ЖЕЛ (в дцл) + 20. Оценку подготовленности определяют в баллах:

Значение «индекса чемпиона» (Л. В. Волков, 1996)

Методические подходы к отбору в некоторых видах спорта [ править | править код ]

Решение ситуационной задачи: определить методические подходы к отбору юных пловцов на этапе предварительной базовой подготовки к спринтерской или стайерской работе.

Ход выполнения задания

1. Охарактеризовать соматотипы.

2. Охарактеризовать взаимосвязь между соматотипом и физическими качествами, физиологическими и биохимическими процессами, психологическими особенностями испытуемого.

3. Используя антропометрические показатели, психофизиологические особенности, возможности систем энергообеспечения и других физиологических систем и проявление специфических двигательных качеств, разделить юных пловцов на группы на этапе предварительной базовой подготовки к спринтерской или стайерской работе.

Типичное решение задачи

Поскольку «чистых» соматотипов не существует, следует иметь в виду взаимозависимость всех трех компонентов строения тела: увеличение одного из них ведет к снижению других. Процесс определения соматотипов осуществляется путем изучения соответственно расположенных фотографий и их сравнения с фотографиями стандартных соматотипов.

Например, борцы отличаются выраженной мезоморфией, в хоккее на льду мезоморфный компонент выявлен в большей степени у нападающих и защитников по сравнению с вратарями. У пловцов, например, часто отмечается выраженность эндоморфного компонента. В каждом из видов спорта наиболее характерный соматотип очень тесно связан со структурой мышечной ткани, возможностями систем кровообращения и дыхания. Так, высокие атлетические возможности спортсмена, хорошая двигательная реакция, высокие результаты в тестах скоростно-силового характера являются гарантией наличия повышенного содержания БС волокон в мышцах. И наоборот, замедленная реакция, высокие возможности кислородтранспортной системы и системы утилизации кислорода свидетельствуют о преобладании в мышцах спортсмена МС волокон.

У разных спортсменов могут встречаться самые разнообразные сочетания свойств нервной системы, таких, как сила, уравновешенность и подвижность, которые в значительной степени определяют психологические и функциональные особенности организма спортсмена, такие, как эффективность мышечно-двигательного дифференцирования, способность к адекватным оценкам функционального состояния, восприятие возникающих ситуаций, принятие и реализация творческих решений и т. д.

На специализацию в беге на короткие дистанции следует ориентироваться подросткам с ростом выше среднего, большими силовыми способностями мышц ног; в беге на длинные дистанции — подросткам с небольшим массоростовым индексом и высокими возможностями кислородтранспортной системы. Длина тела в данном случае не имеет существенного значения.

Аналогичный подход к отбору может быть реализован не только в плавании и других циклических видах спорта, но и в спортивных играх, единоборствах, что позволяет своевременно выявить сильнейшие стороны спортсмена, правильно определить его игровое амплуа, направленность технико-тактического и физического совершенствования.

Основные методологические принципы психологического отбора [ править | править код ]

Важность психологических факторов отбора и сложность выделяемых психических качеств и свойств спортсмена требует строго соблюдать основные методологические принципы психологического отбора в спорте. Рассмотрим их подробно.

Принцип системности. Играя главную роль, предусматривает взаимосвязанную разработку процедуры отбора, изучения психологических особенностей спортсменов высокого класса, прогнозирования результатов тренировок и спортивных достижений.

Принцип научной обоснованности. Требует специальной научной проверки и глубокого теоретического обоснования разработанных правил отбора в каждом конкретном виде спорта, для определенных ситуаций спортивной карьеры.

Принцип комплексности. Подчеркивает многоплановость проблемы отбора и устанавливает необходимость принятия решения о позитивном или негативном результате диагностики только на основе всего комплекса информации: социальной, педагогической, медико-биологической, экономической, психологической.

Принцип пролонгированного, динамического отбора. Согласно этому принципу отбор в спорте есть непрерывный процесс изучения и диагностики спортивно-значимых свойств и качеств личности спортсмена, на протяжении всей его спортивной карьеры.

Принцип педагогической ценности. Определяет важность использования результатов психодиагностического обследования спортсменов не только для задач отбора наиболее одаренных, но и для управления тренировочным процессом; для целенаправленного построения процессов воспитания, тренировки и восстановления, а так же разработки новых учебно-тренировочных средств.

Принцип адаптивности. Предусматривает гибкость, изменяемость критериев отбора в связи с изменением требований к спортсменам (повышение или понижение конкуренции, изменения правил соревнований, проведение главных соревнований в сложных климатических условиях).

Принцип актуальности. Указывает роль и место психологического отбора в системе подготовки к достижению максимальных спортивных результатов, в современных условиях в значительной степени зависящих от способностей и индивидуальных качеств психики спортсмена.

Принцип практичности. Требует рентабельности не только по материальным затратам на оборудование и обучение специалистов, но и по частоте, продолжительности обследований и оперативности получаемых психодиагностических рекомендаций.

Разработка системы психологического отбора, опираясь на соответствующие закономерности теории спортивной тренировки, включает в себя четыре этапа: формирование целевых критериев, выбор прогностических критериев, построение модели отбора и практика спортивного отбора.

В качестве целевых критериев выступают признаки успешности спортивной деятельности: соревновательные результаты различного уровня и результаты специальных испытаний и тестов, регистрирующих уровень развития различных систем организма.

Целевые критерии успешности спортивной деятельности подразделяются на объективные (метрические) и субъективные (экспертные).

Объективные выражаются в стандартных метрических единицах измерения принятых в виде спорта (секунды, метры, килограммы, очки) или через занятое место.

Субъективные — это чаще всего экспертные тренерские или судейские оценки квалификации спортсмена. В качестве эксперта можно привлекать и самих квалифицированных спортсменов. Данный вид оценок должен отвечать ряду требований: статистическая достаточность (определенное количество соревнований и экспертов, однородность квалификации экспертов).

Выбранные целевые критерии отбора должны пройти психометрическую процедуру оценки их валидности и надежности (см. параграф 6.1), так как цена ошибки в принятии решения о судьбе спортсмена очень высока.

Выбор прогностических критериев.

Прогностическими критериями являются результаты спортивной психодиагностики, по которым предсказывается (прогнозируется) — спортивная квалификация, пригодность к амплуа, уровень достижений, соревновательная устойчивость и надежность и другие спортивно-значимые целевые характеристики спортсмена.

Основная проблема прогнозирования заключается в том, что достижение максимальных спортивных результатов в разных видах спорта и на разных ступенях спортивного мастерства зависят от большого числа различных психофизиологических показателей и поиск информативных признаков превращается в самостоятельную задачу.

Целевые критерии успешности спортивной деятельности подразделяются на объективные (метрические) и субъективные (экспертные).

Объективные выражаются в стандартных метрических единицах измерения принятых в виде спорта (секунды, метры, килограммы, очки) или через занятое место.

Субъективные — это чаще всего экспертные тренерские или судейские оценки квалификации спортсмена. В качестве эксперта можно привлекать и самих квалифицированных спортсменов. Данный вид оценок должен отвечать ряду требований: статистическая достаточность (определенное количество соревнований и экспертов, однородность квалификации экспертов.

Она решается в два этапа. Сначала составляется психоспортограмма (профессиограмма). Это психологическая характеристика конкретного вида спорта. Она подробно описывает специфические, характерные для вида спорта, психические нагрузки на спортсмена и детально, на уровне шкалирования устанавливает специфические требования к психике спортсмена.

Для составления психоспортограммы исследуются: структура и характер спортивной деятельности, ее специфические отрезки, анализируется нагрузка и условия ее выполнения, описываются наиболее типичные (в первую очередь стрессогенные, экстремальные) тренировочные и соревновательные ситуации, составляется перечень типичных стресс-факторов.

Требования к спортсмену, содержащиеся в психоспортограмме, охватывают четыре уровня:

1) медицинские — состояние соматического здоровья, показания и противопоказания к занятиям данным видом спорта;

2) физические — уровень общей и специальной физической подготовленности на определенном этапе отбора;

3) психофизиологические — требования к уровню проявления свойств высшей нервной деятельности, психических процессов, психомоторных качеств;

4) личностные и социально-психологические — требования к особенностям личности и межличностным отношениям спортсмена (мотивация, чувство долга, эмоциональная устойчивость, волевой самоконтроль, лидерство, агрессивность, коммуникабельность, конфликтность, толерантность).

Выделенные требования служат основанием для выбора тестов и методов исследования индивидуально-психологических особенностей спортсмена, охватывающих возможно более полно профессионально-значимые для данного вида спорта качества психики. На основании этих требований создаются так называемые «батареи тестов» разной направленности, взаимодополняющие друг друга, что повышает надежность прогноза.

На втором этапе выбора прогностических критериев осуществляется проверка их информативности. Как правило, это происходит при повторном, через определенные сроки, тестировании экспериментальных групп. Результаты тестирования подвергаются корреляционному анализу, регрессионному анализу, исследуется достоверность различия и вариативность признаков, определяются периоды времени, когда результаты неизменны и коррелируют их с критериями успешности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *