какие методы и приемы обучения русскому языку вы считаете наиболее эффективными и почему

Эффективные методы и приемы обучения на уроках русского языка

какие методы и приемы обучения русскому языку вы считаете наиболее эффективными и почему. Смотреть фото какие методы и приемы обучения русскому языку вы считаете наиболее эффективными и почему. Смотреть картинку какие методы и приемы обучения русскому языку вы считаете наиболее эффективными и почему. Картинка про какие методы и приемы обучения русскому языку вы считаете наиболее эффективными и почему. Фото какие методы и приемы обучения русскому языку вы считаете наиболее эффективными и почему

Алимханова А Б – учитель русского языка и литературы

СШГ №27 г Талдыкорган

Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновления содержания образования Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности. Одним из главных аспектов в обновленном содержании образования является понятие «активное обучение». Оно предполагает использование приемов и стратегий, приемлемых для языкового обучения: разные виды лингвистического анализа текста или предложений, составление планов к тексту, подготовка к пересказу, нахождение ключевых слов и фраз в тексте, выборочное списывание. Еще в середине 19 века известный немецкий педагог Адольф Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Это высказывание как нельзя лучше отражает принципы и цели обновленного содержания образования.

Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников. Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания. Проведение уроков по обновленной программе способствует повышению эффективности обучения, дает возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления. Внедрение обновленного содержания образования, использование инновационных педагогических технологий способствует воспитанию личности, которая была бы конкурентоспособной, умела на практике применить полученные теоретические знания. При подготовке и проведении уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель хорошо владеет методикой (технологией) проведения уроков, владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках урока, формулировать учебные цели для достижения результатов, строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала, готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями и многое другое. Также не следует упускать такие важные моменты, как воспитание патриотизма и нравственности, развитие культуры мышления, способности мыслить творчески, уметь формулировать свои убеждения и отстаивать их

При разработке урока я старалась внедрить идеи семи модулей обучения. Старалась, чтобы урок проходил в увлекательной форме, вызвал интерес учеников, удивил новизной. Кроме этого я следила за тем, чтобы на уроке был охвачен и понят весь запланированный объем материала по данной теме.

С1 7.1.1.1-понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий

С3 7.1.3.1-понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений/фрагментов, определяя сюжетную линию или настроение рассказа

Г1 7.2.1.1-владеть словарным запасом,включающим эмоционально-окрашенную лексику, термины.

Г2 7.2.2.1-пересказывать содержание, используя различные приемы сжатия текста

По счету это был второй урок, тема «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого. Цели, которые необходимо достичь на данном уроке:

П2 7.4.2.1- излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала. Планируя данный урок в 7 классе, я поставила себе цель: продолжить работу по формированию микроклимата класса, работу в группах, применить ИКТ для улучшения процесса преподавания и обучения, использовать открытые и закрытые вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка, элементы критического мышления, формативное оценивание. При разработке данного урока учитывала возрастные особенности детей, реальные возможности класса: средняя работоспособность, устойчивая эмоционально-волевая сфера, наличие детей с низкой мотивацией и низким уровнем успеваемости, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления; наличие детей, успешных в обучении, лидерские задатки.

Урок был направлен на организацию активного преподавания и обучения. Для того, чтобы четко представлять себе, как будет проходить занятие, я разработала план, который очень мне помог понять, каких результатов я ожидаю, что буду делать я, что будут делать ученики. Я определила место проведения занятия, учла при этом создание комфортных условий для учащихся, заранее подготовила все ресурсы занятия. Кабинет имеет передвижную доску. Это мне было необходимо для демонстрации презентации по теме занятия, которую подготовила ученица по творческому заданию на дом.

Всем уч-ся раздала карточки «ЗХУ» и карточки самооценивания.

Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценка и самооценка. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Кроме оценивания по критериям, проводилось формативное оценивание, например, по стратегии « Аплодисменты»,

« Большой палец». Очень важным звеном в обучении является речь. Совместная беседа учеников приносит большую пользу. Она позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает также нам учителям понять, на какой стадии находятся наши ученики в процессе обучения.

Еще один метод который я использовала на уроке это органайзер «Двойной пузырь».

После ребята принялись выполнять задания по закреплению темы. Здесь я использовала стратегию «Веер». (листочки в виде веера, на них вопросы) Каждый ученик должен написать свой ответ в правильном порядке. Выбирают вопросы по кругу, по часовой стрелке.

Таким заданием я вызвала интерес к изучаемой теме и проверила активность ребят.Всего заданий было 4. После каждого задания учащимся был предложен ключ и критерии оценивания. Учащиеся сами могли себя оценивать и после проверки вносили свои полученные отметки в оценочный лист.

Рефлексия была организована с помощью ЗХУ. В конце урока ученики сдавали заполненые карточки «ЗХУ». Этот метод позволяет учителю в дальнейшем планировании урока.

Домашнее задание было разноуровневым.

1.Составить синквейн или акростих к словам Жилин и Костылин.
2. Написать РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) про Кавказ

По итогам проведенной работы могу сделать вывод:

Цель урока была достигнута, во время урока класс работал активно, все учащиеся были задействованы в работе, появилось стремление к сотрудничеству, стала развиваться адекватная самооценка,

На уроках ребята все еще мало говорят, не всегда могут выразить свои мысли. Я думаю, что в учениках надо развивать способность к саморефлексии, то есть они должны научиться обдумывать то, как они мыслят и что они знают. Для этого я буду практиковать рефлексивный дневник среди учащихся. Думаю, что над этим нужно поработать, научить ребят подводить итог своей работы, то есть, научить рефлексировать свою деятельность.

Я уверена, что урок оставил положительные эмоции, крепкие знания в душе моих учеников, что радует меня. Считаю формы работы, выбранные мной актуальными, эффективными, результативными. От коллег получила замечательные отзывы на стикерах, которые заранее раздала для обратной связи.

Хотелось бы отметить, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону.

Источник

Эффективные методы преподавания на уроках русского языка и литературы

эффективные методы преподования на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы преподавания на уроках русского языка и литературы»

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников.

Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания.

На уроках литературы очень важно развивать монологическую речь учащихся.

Для реализации этой задачи необходимо давать задания для аргументированного ответа (проблемный вопрос и доказательства). На начальной стадии этой работы учитель должен помочь ученику составить план устного выступления, помочь подобрать доказательства.

Чтобы помочь ребятам овладеть грамотной устной речью, нужно давать творческие задания – готовить сообщения, отзывы о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах.

Подготовка к докладам и их прочтение позволят ученикам не только повысить культуру монологической речи, но и приобщат к научной и исследовательской деятельности. Целесообразно применять метод интервью при изучении биографии писателя.

Все необычные, свежие приемы обучения привлекают внимание учеников к изучаемому материалу.

Развитие монологической речи учащихся осуществляется в основном на уроках русского языка и литературы, истории и географии.

Для развития монологической речи учащихся рекомендуется давать задания для аргументированного ответа, в котором приводятся аргументы ( доказательства), подтверждающие правильность тезиса, заключенного в вопросе.

Для развития речи учеников рекомендуется давать сообщения по опережающему обучению, написание отзывов о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах, особенно экранизацию литературных произведений., написание докладов и интервью.

На уроках русского языка для развития монологической речи учащихся целесообразно вести работу над речевыми нормами языка, для этого нужно давать упражнения и задания по исправлению речевых ошибок. Большую ценность имеет лексическая работа по выяснению знаний словосочетаний типа «Четвертое лишнее» (1), коллега по работе,/(2), памятный сувенир (3), снится во сне (4)..

Для развития речи на уроках русского языка необходимо составлять рассказы по изученной теме, например, «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием», «Падежные окончания имен существительных». Составление таких рассказов позволит ученикам не только развивать речь, но и закреплять теоретические знания по данным темам.

Эффективными методами преподавания на уроках русского язык являются творческие и распределительные диктанты, когда учитель читает текст, а ученики выписывают не глаголы из этого диктанта, а образованные от этих глаголов причастия, деепричастия и распределяют их по столбикам в тетради.

Эффективным приемом обучения является творческое списываниеупражнений, когда ребята вводят в текст упражнения причастные обороты, вводные слова, однородные члены и т.д.

Можно также по составленным схемам сложного и простого предложений придумать предложения, выделить грамматическую основу, расставить недостающие знаки препинания.

Высокой эффективностью отличаются задания соревновательногохарактера, например блиц- турниры (объяснить лексическое значение слова, ответы произносить быстро и четко):

Абонемент— право пользоваться телефоном, книгами и т.л. в течение определенного времени.

Абонент— лицо, пользующееся абонементом

Брокер- посредник при заключении сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам товаров и услуг.

Импорт— ввоз товаров из-за границы.

Приватизация— передача государственной собственности в частную.

Маклер- посредник при заключении торговых сделок.

Лавировать— действовать хитро, искусно, избегая конфликтов и осложнений.

Рейтинг— степень популярности.

Наверное, применение дидактических игр как никакой другой вид обучения отличается эффективностью и любовью ребят к этому виду деятельности на уроке.

Жила веселая семья: три забияки воробья.

У воробья-соседа отбили (пол) обеда.

А у синицы-крошки украли (пол) лепешки,

У строгой утки-мамы стащили (ПОЛ)банана,

(Пол) яблока, (пол) груши, у мышки (пол) ватрушки.

Отбили –и взлетели подсчитывать потери.

Отец чирикает: «Добро! Мы, воробьи, упрямы-

У сына выдрали перо и (пол) хвоста у мамы.

Взгляните: на кого похожи!»

Смеялось (ПОЛ) Москвы, как «похудели»их хвосты.

Хорошо отрабатывает навык морфемного разбора слов. «Изюминка» в том, что задание учитель готовит только на начальном этапе, а потом это с успехом будут делать сами ребята.

-Какое слово я загадала, если в нем такое же окончание,

— В нем такая же приставка как ив слове ЗАБЛУЛИЛСЯ.

В нем такой же корень как в слове ПЕРЕБЕЖЧИК.

Источник

Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе

какие методы и приемы обучения русскому языку вы считаете наиболее эффективными и почему. Смотреть фото какие методы и приемы обучения русскому языку вы считаете наиболее эффективными и почему. Смотреть картинку какие методы и приемы обучения русскому языку вы считаете наиболее эффективными и почему. Картинка про какие методы и приемы обучения русскому языку вы считаете наиболее эффективными и почему. Фото какие методы и приемы обучения русскому языку вы считаете наиболее эффективными и почему

Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе.

Русский язык в начальной школе является основой при изучении всех дисциплин. Чтобы определить методы и приемы обучения русскому языку в начальной школе, нами была взята за основу первая классификация по источнику получения знаний.

По источнику получения знаний определяются следующие методы обучения русскому языку: слово учителя, беседа, работа с учебником, анализ языкового материала, технические и наглядные пособия, упражнения.

Слово учителя – общее название всех высказываний учителя на уроке: сообщения темы и задач урока, мотивации учебной деятельности учащихся, объяснения нового материала (в узком смысле именно это и является словом учителя), разъяснение задания для самостоятельной работы. Используется на всех этапах обучения и больше всего при объяснении нового материала (от 5 до 15 минут). Также широко может применяться при закреплении и обобщении пройденного. Слово учителя должно быть последовательно, логично, содержательно и правильно с точки зрения норм русского литературного языка.

Беседа в первую очередь представляет собой общение учителя и ученика. Эффективна на этапе актуализации новых знаний в контексте знаний ранее усвоенных. Беседа строится на основе вопросов/ответов и проводится по определённому плану. Каждый вопрос для беседы должен быть заранее продуман учителем, правильно сформулирован, должен быть полным и точным, логическая последовательность вопросов должна вызывать ответную логику мыслительных действий учащихся.

Работа с учебником – учащиеся самостоятельно усваивают теорию, осмысляют её и закрепляют в процессе выполнения упражнений. Конечно, учитель при этом должен руководить деятельностью учащихся: выделять в теоретической части параграфа главное и обращать на это внимание учащихся. Однако не следует ограничиваться этим методом, т.к. может произойти утрата учащимися познавательной активности, интереса к учению.

Использование технических и наглядных пособий – использование магнитофона, видео, кодоскопа, экранных пособий. Наглядные пособия делятся на графические, символические, изобразительные, натуральные (объёмные).

Графические – таблицы, схемы;

Изобразительные – фотографии и картины;

Чаще всего сопровождают метод «слово учителя». Это всё, что воспринимается учеником зрительно, визуально.

Наблюдение над языковым материалом заключается в выделении по определённому правилу языковых явлений, их характеристике. Выражается в грамматическом разборе, в анализе языка художественного произведения. Используется в целях закрепления теоретических знаний или в целях опережения подступа к новой теме.

Наблюдение проводится под руководством учителя по определённому плану, по определённым вопросам. Оно подготавливает учащегося к осознанию языкового явления.

М.Т.Баранов выделяет методы обучения в зависимости от двух этапов обучения: 1) овладение учащимися знаниями и умениями; 2) отчёт учащихся об овладении знаниями и умениями[ 15 ].

Л.А.Мурина выделяет также этап ознакомления учащихся с учебным материалом и определяет для каждого этапа следующие методы:

1. Этап ознакомления учащихся с учебным материалом – познавательные методы обучения;

2. Этап овладения учащимися знаниями, умениями и навыками – практические методы обучения;

3. Этап отчёта учащихся об овладении знаниями, умениями и навыками – методы контроля.

Познавательные методы делятся в свою очередь на объяснительные (лекция, слово учителя) и эвристические (беседа, наблюдение над языковым материалом, лингвистический анализ текста, самостоятельный анализ учебного материала и др.).

Лингвистический анализ текста даёт возможность, в частности, показать роль грамматических средств в выражении автором своего отношения к описываемому.

Практические методы обучения делятся на две группы:

1) методы закрепления знаний (вопросы для закрепления знаний, конспектирование, тезирование, составление плана, языковых таблиц, алгоритмы, доклад на лингвистическую тему);

2) методы формирования умений и навыков (нахождение изучаемого языкового явления, метод подбора примеров, письмо по памяти, комментированное письмо, орфографический и пунктационный разбор, списывание, различные виды диктантов).

Вопросы для осмысления, усвоения и закрепления знаний используются учителем с целью:

а) помочь ученикам правильно понять правило, содержание параграфа, задание упражнения, сопоставить отдельные факты и т.д.;

б) проверки знаний, их совершенствования;

в) повторения пройденного материала;

г) обобщения и систематизации материала и т.д.

При условии правильного и умелого использования метод вопросов является важным компонентом методики практически каждого урока, в том числе и лекции.

Присутствие формулировке задач педагог обязан верно высказывать собственные идеи, очевидно с целью обучающихся; высокомерничать проблемы в очередности, допускающей встречную логику в высказываниях детей[36].

Ещё единственный способ, какой, приобретает интереса и о коем никак не заявлено в учебниках, данное способ укрупнения нравоучительных единиц – УДЕ. Этот способ обширно применялся в ДВАДЦАТЫЙ – ТРИДЦАТЬ года. Способ формирует требование с целью осуществлении полнее формирования целого мышления и креативного воображения; актуализации и расширения лексикографического резерва; обучения познавательного заинтересованности.

Объектом изучения считается каждое лексикографическое термин, то что предоставлено в книге в рамочке. Данное термин рассматривается с различных краев урока о стиле (с воззрению фонетики, лексики, правописания, морфологии, словообразования, синтаксиса). УДЕ предоставляет вероятность неоднократно воспроизводить одни и эти ведь «манипуляции», однако с новейшим одним словом, то что содействует формированию наиболее стабильных умений и умений. Грамматические процедуры объединяются с лексико-смысловым и коннотационным разбором. Вдумываясь в лексическое роль текстов, обучающиеся проще передаются к осмыслению их грамматического значимости. Попадание в суть исследуемого, в благополучие его взаимосвязей с абсолютно всеми схожими текстами дает возможность сформировать целое понимание и созидательное фантазия. Способ УДЕ предоставляет вероятность применять в заданиях персональную, массовую и общественную службу, разграничить задачи, разрабатывать способности деятельность с словарями. Задания стиля возможно объединять с упражнениями литературы, арифметики, музыки, биологии и т.д. в связи с иссле-веемого фразы (к примеру: изучая фразы мастер, пение – с музыкой). В занятии способен проявляться искусство, показываться репродукции полотен живописцев (к примеру: к уроку с одним словом ливень возможно организовать репродукции полотен Ф.А.Васильева «Пред дождиком, В.В.Богаткина «Ливень удаляется»).

Среди способов развития умений и умений застопоримся в способе списывания. Выписывание способен являться буквальным, осознанным и осложнённым любого семейства вопросами.

Текстуальное, буквальное выписывание с верных стандартов в свойстве более результативного способа освоения квалифицированным посланием советовали многочисленные российские преподаватели (В.П Шереметевский, А.И. Томсон, Н.Бунаков и др.). Имеется у данного способа и соперники (К.Д.Ушинский, А.В.Текучёв и др.), какие соблюдают представления, то что выписывание с отделанного слова считается один с наиболее неэффективных приёмов преподавания правописания. В заключительное период, равно как продемонстрировала практическая деятельность, буквальное выписывание рассматривается равно как единственный с результативных способов деятельность в обычном звене (5-7). В данном году существуют более подходящие требование с целью освоения правописания никак не в основе автоматического запоминания и никак не в базе мышления, то что обладало б роль в молодежном году, а в основе невольной памяти, что имеется воспоминания в наличии мышления.Орфографический разбор предполагает совокупность действий ученика: 1) назвать (выделить) орфограмму в слове); 2) определить в какой морфеме находится орфограмма; 3) обозначить условие выбора правильного написания; 4) определить орфографическое правило:

Изложить – в корне есть орфограмма, выбор а/о в корнях лож/лаг. Нужно писать о перед ж. Корни с чередующимися гласными.

Письмо по памяти как метод формирования правописных умений и навыков рассчитано на развитие орфографической и пунктационной зоркости. Текст, записанный на доске или данный в учебнике, после разбора закрывается, ученики пишут его по памяти. По окончании работы текст открывается, и ученики сверяют с ним написанное. Текст может быть дан домой для разучивания наизусть. Дома учащиеся разбирают его с орфографической точки зрения, выделив все слова на проходимое или повторяемое правило. Это задание может быть осложнено записью текста в тетрадь с подчёркивание орфограмм, повторением соответствующих параграфов, справками по орфографическому словарю. На другой день в классе текст пишется по памяти[ 22 ].

В этой записи не должно быть ни одной ошибки. Оценивается такое письмо очень строго. Упражнение рассчитано не только на усвоение определённого количества орфограмм, но и на тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.

К методам контроля относятся: метод устной проверки (опрос), метод текущего контроля, метод программированного контроля (перфокарты, алгоритмы), метод графической проверки, метод контроля с помощью ТСО, метод письменной проверки (диктанты, сочинения, изложения).

Для проведения эффективного опроса (фронтального и индивидуального) нужна хорошо продуманная система вопросов, которые бы ориентировали учеников не только на воспроизведение знаний (назови, перечисли), но и на обоснование, доказательство высказанных положений.

К методам программированного контроля относятся перфокарты и алгоритмы. Они позволяют регулярно, с небольшой затратой времени контролировать усвоение знаний всеми учащимися, обнаружить пробелы и вовремя оказать необходимую помощь.

Тест – совокупность заданий, на которые необходимо дать краткие, однозначные ответы, выбор правильного ответа из ряда предлагаемых.

Например, проверка знаний с помощью шахматных часов проводится в конце урока, когда необходимо снять напряжение и усталость. Класс делится на команды. У часов работают по одному представителю от команды, которые нажимают кнопку часов при правильном ответе. Главный судья – учитель. Для ответов каждой команде отводится 2 – 3 минуты. Через 4 – 6 минут успевает ответить весь класс (вопросы конкретные, как писать то или иное слово). Очень захватывает такой вид работы, дети любят «поблицевать», т.е. быстро проверить себя по той или иной орфографической теме.

Приёмы обучения русскому языку

Метод реализуется через посредство конкретных приёмов. Приёмы – это детали метода, его составные части, шаги в познавательной деятельности. Отличительной чертой приёма по сравнению с методом является его включаемость в любой метод и его частичность.

Методы взаимодействуют между собой, но ни один из них не может входить в другой как составная часть; приёмы, взаимодействуя друг с другом, в то же время входят в качестве составной части в любой метод.

Основными методическими приёмами являются сопоставление и сравнение, обобщение, вычленение, замена одних форм или конструкций другими, выделение, подстановка, алгоритмизация, анализ и синтез.

Обращение к алгоритмам в методике обучения орфографии не является случайным. Действия, направленные на выработку орфографических навыков вначале должны быть сознательными, что обеспечивается разложением сложного действия на части. Учителя всегда стремились упорядочить, рационально организовать мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения способа действия. И тогда появились устные инструкции и указания, по особому составленные схемы и таблицы, стихотворные правила (своего рода тоже алгоритмы: Если есть за корнем а, В корне будет и всегда, Вот пример, запоминай: Ноги вытер? – Вытирай.)

Алгоритмизация производится на основе специально подготовленных материалов и заключается в логически последовательных операциях, которые приводят к правильному применению грамматических определений и правил. Сам алгоритм – это развёрнутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику, может ею пользоваться. Знание и умение применять то или иное правило не одно и то же. По существу алгоритм – это способ действия для получения определённого результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают от внимания ученика. Отсюда грамматические ошибки. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря чёткому описанию «шагов» в применении правила. Использование алгоритмических предписаний – один из методов, в котором выражается репродуктивная (самовоспроизводящая) деятельность учащихся. В качестве психолого-педагогической основы обучения таким методом психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина[ 20 ].

Алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями, но и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения. Чтобы алгоритмы были правильными и эффективными, надо точно знать уровень развития школьников, выявить и проанализировать каким материалом они владеют, а каким нет, какие операции являются для них элементарными, а какие сложными. Кроме того, чтобы успешно пользоваться алгоритмами на ранних этапах обучения, целесообразно объяснить школьникам и само понятие алгоритма как хода рассуждения, записанного в виде схемы. На первых уроках повторения в 4 классе можно вместе с учениками составить обобщённый алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для большинства орфограмм.

2.Установить, в какой части слова находится каждая орфограмма: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

3.Выбрать правило и применить его.

4.Определить часть речи.

5.Выбрать правило и применить его.

Т.о., алгоритмы позволяют лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике.

Анализ и синтез учебного материала: анализ представляет собой разъединение какого-либо материала на составные части с целью его тщательного изучения, т.е. на специально подобранном дидактическом материале ученики ведут наблюдение над языком, производят анализ какого-то явления. Синтез – объединение в единое целое данных, полученных в результате анализа. В зависимости от того, что является первоначальным, выделяют два способа подачи материала: индукция – начинается с анализа, дедукция – начинается с синтеза.

Например, чтобы научиться строить сложные синтаксические конструкции, нужно много наблюдать, научиться устанавливать смысловые и структурные связи таких предложений, т.е. уметь анализировать.

Сопоставление и сравнение. Легче усваивается, запоминается и осознаётся то, что в каком-либо отношении связывается с ранее известным, что достигается путём сравнения или сопоставления их по сходству или различию их признаков (например, при изучении фонетики сравниваются звуки и буквы).

А при самостоятельной работе над теоретической частью учебника используются такие приёмы, как членение текста на части, выделение основных мыслей, составление плана, выборочное чтение и др.

Таким образом, к методам обучения русскому языку в начальной школе относят: слово учителя, беседу, работу с учебником, использование технических и наглядных пособий, наблюдение нал языковым материалом, списывание, комментированное письмо, опрос. К приёмам относят: алгоритмизацию, анализ и синтез, сопоставление и сравнение.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *