какие методы используются при написании курсовой работы
Методы исследования в курсовой работе: примеры
В течение всего периода обучения студентам приходится написать не один учебный труд, каждый из которых предполагает наличие определенной методологии. Методы исследования в курсовой работе — важный элемент, который, как правило, прописывается во введении. Он позволяет комиссии составить четкое представление об уровне изученности вопроса, имеющейся базе знаний и отношении учащегося к полученному заданию.
Что такое методы исследования
Данное понятие подразумевает под собой те пути и средства, которые помогают получить новейшие знания по имеющемуся вопросу, расширить теорию и обосновать тезисы, приведенные в тексте курсовой, реферата или диссертации. Благодаря такому инструменту существует возможность собирать и обрабатывать информацию, грамотно и исчерпывающе фиксировать ее.
В науке выделяется много способов исследования, поэтому они были объединены в две больших группы: общенаучные и частнонаучные. Отличие заключается в том, что последние применяются и характерны только для конкретной дисциплины. Например, в социологии это интервью и включенное наблюдение, а в экономике – агрегирование и графический метод.
Выбор подхода к рассмотрению проблемы должен учитывать в первую очередь цели и задачи работы, область изучения.
Применять все возможные методы написания в курсовой работе нет необходимости. В противном случае это ведет к некорректному изложению материала и ложным выводам по теме, что негативно скажется на итоговой оценке за курсовую.
Какие бывают методы исследования в курсовой работе
Помимо обще- и частнонаучных, с точки зрения области применения они подразделяются на теоретические (аналогия, обобщение, классификация и т. п.) и эмпирические (наблюдение, расчеты, опрос и др.). Также иногда выделяют экпериментально-теоретические. Каждый из них включает в себя ряд более конкретных подходов. Их использование позволяет достигнуть поставленных задач и целей.
Подробно описать методы, используемые в курсовой работе, необходимо в практической части проекта.
Также обязательно указать те результаты, которые были достигнуты после его использования. Главное требование – любой выбранный способ изучения должен быть обоснованным и незаменимым для данной работы.
Теоретические методы исследования
Целью теоретических методов является подробное и полное объяснение того, что послужило причиной возникновения прецедента, установление его сущности и связи с окружающим. Они требуются для постановки задач, рождения гипотез и позволяют оценить итоги. Поэтому теоретические методы исследования в курсовой работе тесно взаимосвязаны с разного рода литературой: монографиями и статьями ученых, документацией по истории, периодикой и др. Данные подходы не требуют практических действий.
Обобщение
Подразумевает объединение исследователем двух и более объектов или предметов в укрупненные группы. Это делается на основе похожих признаков и помогает определить общие особенности и отличительные черты.
Обобщение может быть нескольких видов:
аналитическое – заключается в переходе от одной мысли к другой без обращения к эмпирической действительности;
индуктивное – подразумевает переход от конкретных характеристик к более широким суждениям.
Это одна из наиболее распространенных методик, применяемых студентами. В качестве примера можно привести переход от таких понятий, как «апельсин», к «цитрусовым», а далее к более общему «растения».
Абстрагирование от проблемы
Суть заключается в конкретном рассмотрении определенного свойства предметов и явлений, изучаемых в научной работе. То есть конкретное качество подвергается всестороннему анализу и при этом не затрагиваются другие характеристики.
Данный способ часто используется в гуманитарных дисциплинах.
Благодаря ему появляется возможность выявить незаметные на первый взгляд, но важные закономерности в таких науках, как психология, философия, педагогика, а также дать четкие определения и получить новейшие знания.
Например, при изучении такого понятия, как «книга», необходимо сделать акцент на общих моментах, характерных для всех книг, и отбросить такие нюансы, как цвет, издательство и т. д.
Проведение аналогий
Использование данного метода не дает четких результатов, но в целом является эффективным. Чаще всего применяется тогда, когда нет возможности изучить объект. В этом случае осуществляется перенос знаний с одного объекта на другой. То есть подбирается схожий объект и исходя из имеющихся материалов о нем делаются выводы относительно того, что рассматривается в проекте. Так, например, это актуально для изучения планет земной группы и возможности их освоения человеком.
Возможно применение индукции (при переходе от частных случаев к общим) и дедукции (от общего к частному).
Сравнительный анализ
Сравнительный анализ предполагает сопоставление свойств и характеристик предметов с целью выявления различий и сходств. Он часто используется в различных научных сферах и позволяет сравнивать мнение ученых или результаты исследований.
Классификация
Наиболее простой метод изучения, который может быть применен в процессе исследовательской работы. Подразумевает под собой деление объектов на группы с учетом определенных признаков. Например, классификация может быть проведена по таким признакам:
физические данные, куда входят размер, объем и т. п.;
материал — дерево, металл, пластик;
стиль — готика, неоклассицизм и др.;
жанр — живопись, музыка, литература.
Возможно разделение и по хронологии, и по другим параметрам. Единственным условием является уместность приведения конкретной классификации для вашей работы.
Объединение (синтез)
Синтез предполагает объединение уже известных свойств в единое целое. Он тесно связан с анализом. Положения, которые были получены в качестве результата, включаются в теорию объекта, тем самым обогащая ее. Это дает толчок к новому научному поиску и определяет пути его развития.
Изучение и анализ литературы, документации, архивных источников
Этот метод позволяет сделать выводы о глубине изученности тех аспектов, которые хорошо освещены в научных трудах, и выделить те, по которым информации на данный момент недостаточно.
Для этого необходима плотная работа с монографиями и научными статьями, мемуарами, очерками.
Большое количество работ по теме и исчерпывающая информация в них говорит о полном исследовании явления или предмета.
Практические методы исследования
Данные способы основываются на получении информации с помощью органов чувств. Они позволяют доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы и являются продолжением тех тезисов, которые были выдвинуты на основе теоретических знаний.
В основе практических, а по-другому эмпирических, методов исследования в курсовой работе лежит наблюдение, измерение объекта, его сравнение с чем-либо и анализ параметров в ходе экспериментов.
Эксперимент, как ключевой метод практического исследования
Наиболее действенным и эффективным является именно выполнение эксперимента. Чаще всего он применяется, если нужно писать диссертацию и другую объемную научную работу. А вот в курсовой встречается крайне редко.
Данный метод строится на двух главных принципах: повторяемости и доказательности. Он не просто наглядно показывает конкретное свойство, но и должен быть повторен по мере необходимости. Сложность заключается как раз в проверке исследуемого явления в условиях, находящихся под полным контролем.
Наблюдение
Ключевой способ для любого исследования, поскольку именно с наблюдения и начинается познание. Цель заключается в том, чтобы смотреть за объектом и фиксировать все важные показатели. Так, орнитологи наблюдают за птицами и устанавливают их место проживания, поведение, принципы питания. Это позволяет собрать много ценной и полезной для дальнейшего изучения информации, в том числе и статистических данных.
Расчеты и измерения
Чтобы провести все важные расчеты, требуется фиксировать различные физические данные объекта: вес, длину, рост и др. При этом используются стандартные единицы измерения. Благодаря этому результат выражается в численных показателях.
Моделирование
Необходимо создание модели, то есть уменьшенной копии объекта. Как правило, используется при разработке новых сооружений и технологий. Моделирование может быть:
знаковым – в этом случае используются чертежи и схемы;
предметным – требуется воспроизвести конкретную часть объекта;
мысленным – например, компьютерная 3D- и другие программы. Возможность трехмерного построения изображения является наиболее современным и продвинутым методом, позволяющим досконально изучить предмет со всех сторон и получить полное наглядное представление о нем.
Все это позволяет четко определять характеристики и таким образом улучшать их, рационально использовать способы построения и делать прогнозирование.
Интервью
Организация интервью предполагает разговор с человеком, который может поделиться полезной информацией по нужной вам теме либо же если он сам является объектом исследования. Оно имеет регламентированный характер, то есть вопросы уже заранее сформулированы и необходимо получить ответы на них. К этому методу близка и беседа, которая также может применяться при изучении. Однако она носит более свободный формат и позволяет собеседникам высказывать личное мнение.
Подходы легко реализуются, поэтому пользуются особой популярностью.
Социологический опрос
Метод предполагает наличие заранее подготовленных вопросов, зачастую с несколькими вариантами ответа. Может проводиться и в письменной, и в устной форме. Преимущество заключается в возможности охватить большое количество людей и получить максимально точные данные.
Описание
Во многом схоже с наблюдением. Однако обязательным является фиксация внешнего вида исследуемого объекта или его признаков. Для описания могут использоваться диаграммы, рисунки и таблицы. Сегодня метод широко востребован гуманитарными и естественными науками. Часто требуется для экономических, математических дисциплин, а также в психологи и педагогике.
Теперь у вас есть общее представление о том, какие методы используются при написании курсовой работы. Как правило, они работают в комплексе, что позволяет дать исчерпывающую информацию по теме.
Пример оформления методологической основы исследования по педагогике
Рассмотреть особенности различных методов и правил их оформления можно на примере курсовой по педагогике на тему «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности».
Так, в курсовой работе были использованы следующие методы научного исследования: «анализ теоретической литературы по теме, разработка исследования повышения эффективности проектной деятельности младших школьников, эмпирическое исследования путей повышения эффективности проектной деятельности младших школьников». Вкратце они перечисляются во введении и не требуют полной расшифровки, поскольку для этого отведена вторая, практическая, глава. По объему занимают не более 1 абзаца.
Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности
Методы исследования в курсовой работе + пример
Написать курсовую на отлично невозможно, если не отобразить во введении, какие методы исследования использовались в работе. Однако, как не потеряться во всём многообразии исследовательских методов и выбрать нужные?
Читайте статью — в ней мы поделимся списком научных методов, а также понятно и чётко объясним в чём их суть. В конце вы точно будете знать, чем метод индукции отличается от метода сплошной выборки в курсовой работе, и сможете выбрать нужные вам способы исследования.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми получать полезные новости из мира образования. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое методы исследования в курсовой
Методы исследования — это способы получить знания и навыки, а также расширить теоретическую базу. Именно они помогают студенту эмпирическим путём прийти к выводам или доказать тезисы, полученные в курсовой.
Однако в науке существует очень много методов. Не все из них стоит применять при написании курсовой. Выбор методологии научного исследования в курсовой работе будет напрямую зависеть от формулировки целей и задач.
Например, для работ по физике существует специфический метод физического моделирования. А в работах, связанных с биологией, может встречаться метод биоиндикации.
Виды методов исследования
В науке различают общенаучные и частнонаучные методы исследования. Если первые подходят для любой науки, то вторые — только для конкретных сфер, где можно применять лишь узкие исследовательские приёмы и принципы познания.
Также методы могут быть общими (те, которые используют во всём процессе исследования совершенно любых наук) и специальными.
Но самая основная классификация методов заключается в их разделении на две категории:
Любой метод призван помогать автору искать истину, правильно понимать и объяснять нынешнюю ситуацию и даже способствовать её изменению.
Выбор используемого метода будет напрямую зависеть от определения объекта и предмета исследования.
Классификация методов исследования
Как мы уже говорили, по основной классификации методы исследования разделяют на два больших блока: теоретические и практические методы исследования. В каждом из них есть целый ряд специфических методик. Давайте приведём те, которые встречаются наиболее часто.
Теоретические методы:
Практические методы:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Выбирать метод наугад нельзя, так как он его будет необходимо подробно раскрыть в основной части курсовой. Там же будет анализироваться выбор методики и описываться результаты, полученные в ходе выбранного метода. Вот почему его нужно подбирать тщательно и обоснованно для каждой конкретной работы.
Чтобы сделать это, давайте подробно изучим каждый метод.
Теоретические методы
Название метода | Суть метода | Где используется | Пример |
Метод абстрагирования | В его основе лежит конкретизация отдельных свойств явления или предмета, которые должна изучить курсовая. | Этот метод довольно часто встречается в гуманитарных науках: педагогике, философии, психологии. | |
Метод аналогии | Выводы об объекте и предмете исследования делаются на основе знаний о свойствах и характеристиках предмета и объекта, схожего с теми, которые изучаются в данный момент. | Метод аналогии хорошо применять тогда, когда нет возможности изучать объект непосредственно. | Метод аналогии используют, когда изучают планеты земной группы, их условия и свойства для возможного будущего освоения человеком. |
Метод индукции | Логические выводы об объекте делаются от частных предпосылок к общим заключениям. Используют при этом не строгие законы логики, некоторые факты или представления. | Индуктивный метод хорошо работает там, где нужно показать закономерности, объединяющие все предметы или явления одного порядка или категории. Он помогает делать обобщения очевидными. | Метод индукции активно используют в начальной и средней школе, чтобы объяснить изучаемые явления. |
Метод классификации | Это один из самых простых, но вместе с тем эффективных методов исследования в курсовых. Его суть в структуризации, то есть разделении объектов на схожие по определённым признакам группы. | Применяют во всех видах наук. Учащийся может разработать собственную классификацию и использовать её в исследованиях курсовой работы. | |
Метод обобщения | Метод помогает объединить несколько объектов и предметов в группу по определённым признакам, чтобы выявить их общие характеристики и особенности. | Применяют везде, где необходимо найти обобщающие характеристики, как для предметов, так и для суждений. | Метод обобщения используют для перехода от понятия «лайм» к «цитрусовым», а потом к «растениям» в общем. |
Метод сравнительного анализа | Суть метода — сопоставить характеристики и свойства нескольких предметов, попутно выявляя их сходства и различия. | Применяют везде, где необходимо сравнить несколько предметов или явлений и сделать выводы. | Его часто используют для сравнения стилей писателей или художников, а также для сравнения характеристик разных автомобилей. |
Метод синтеза | Это объединение в одно целое предварительно обнаруженных или уже известных свойств или характеристик предмета. | Этот метод идёт бок о бок с методом анализа, так как является его частью и выступает объединяющим фактором. | В экономике сначала анализируют себестоимость товара по разным показателям. А потом определяют её как сумму всех затрат (проводят синтез). |
Метод изучения и анализа литературы | Этот метод помогает сделать выводы о степени изученности разных аспектов, рассматриваемых в курсовой работе. |
По принципу, который лежит в основе метода изучения и анализа литературы, работают методы архивных источников и изучения документации.
Практические (эмпирические) методы
Название метода | Суть метода | Где используется | Пример | |
Метод эксперимента | Суть метода в том, чтобы в ходе эксперимента у автора была возможность не только продемонстрировать определённое свойство или явление, но и была возможность его повторить. | Чаще в точных науках. Его редко используют для курсовых, так как в его основе лежит принцип повторяемости и доказательности. | Эксперимент Галилея, который выявляет скорость падения свинцового шарика и пушечного ядра. | |
Метод наблюдения | В его основе лежит наблюдение за объектом и фиксирование любых значимых деталей, изменений, реакций, свойств. | С этого метода начинается любое научное познание, так что он считается ключевым в списке методов. | В ходе наблюдения за птицами через бинокль орнитолог фиксирует важные данные: места их обитания, поведение, отношения с сородичами и так далее. | |
Метод расчётов и измерений | Фиксировать и дальнейшем выражать в численных показателях любые физические параметры: рост, вес, длину, объём и другие, используя определённые единицы измерения. | Можно использовать во всех курсовых работах, где нужны расчёты или измерения. | Измерение длины определённого животного, по которому можно делать выводы о размерах всех представителей этого вида. | |
Метод моделирования | Суть метода — создать копию, уменьшенный и структурированный образ объекта/явления, своебразную имитацию. | Этот метод часто используют в разработке и создании новейших технологий, конструировании авто, сооружений и так далее. | ||
Метод беседы или интервью | В основе этих двух методов лежит личный разговор с тем, кто может предоставить важную информацию. Интервью имеет более строгую форму общения, а беседа — непринуждённую и доверительную. | Это довольно распространённые научные методы исследования при написании курсовых, так как их легко реализовать и они весьма эффективны. | В методологии исследования курсовой эти способы используют для работу с большим количеством людей, чтобы получить максимально точные результаты. | Маркетинговые исследования спроса и потребления определённого продукта. Социологическое анкетирование. |
Метод описания | Этот метод позволяет документировать самые мелкие подробности изучаемого объекта. Именно этим он отличается от метода наблюдения. | Может использоваться везде, где необходимо не только изучать, но и подробно описывать объекты или явления. | Орнитолог, изучая птиц, не только описывает их взаимодействие, но также внешний вид пернатых, их гнёзд, пищи и другие подробности. | |
Метод сплошной выборки | Суть метода — подобрать примеры, чтобы проанализировать и проиллюстрировать теоретические положения. | Чаще всего используют в лингвистике. | Выписывать из оригинального иностранного текста все глаголы действия, названия предметов быта и так далее. |
Как отбирать методы исследования для курсовой
При таком обилии методов научного исследования можно запутаться. Выбирать подходящие можно по следующим критериям:
Как оформлять методы исследования в курсовой
Методология курсовой описывается во введении. Здесь не нужно давать расшифровку каждому используемому методу и прописывать его классификацию. Достаточно просто перечислить те, которые автор использовал при написании курсовой.
Описывая методы, автор должен понимать, где и как он их применил в работе. При этом важно не переборщить и не написать лишние. Ведь проверяющий может поинтересоваться, где именно автор их использовал.
Зато если у вас были задействованы специфические методы научного исследования, не забудьте их обязательно указать.
Вот пример описания методов исследования в курсовой работе:
Дисциплина «Право»
«Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование».
Дисциплина «Психология»
«Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В.В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».
Теперь вы знаете, какие методы в курсовой работе можно использовать для качественного написания труда. Остаётся лишь определить свой и грамотно описать его во введении. Ну а если не можете справиться самостоятельно или совсем нет времени писать курсовую, не опускайте руки. Обращаетесь в сервис студенческой помощи. Наши эксперты напишут курсовую по любой теме качественно и в срок.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.