какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников
Методы музыкального воспитания дошкольников
В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов.
Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А. В. Запорожца и Т. А. Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же (наглядный, словесный, практический). Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н. А. Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы: побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям.
2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов
Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры дошокльников. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным.
Наглядный метод в музыкальном воспитанииимеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О. П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте, произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П. И. Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А. Лядова, «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»). Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж, обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.
3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».
О. П. Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать, смену характера и настроения музыки в процессе восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики, тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т. д., интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки, вокальное (подпевание музыкальных фраз, моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения, цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки, тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке,оркестровка произведения с их помощью, словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк, полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т. д.)
Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкльного воспитания).
4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования
Многие наглядно-дидактические игры предполагают использование музыкально-дидактических пособий, однако последние могут использоваться и вне игр, являясь своеобразными моделями, способствующими осозанию дошкольниками различных явлений музыкального искусства.
Можно выделить следующие виды пособий:
1. Музыкально-дидактические пособия общего назначения (фланелеграф, нотный стан со съемными нотами и др.)
2. Музыкально-дидактические пособия для развития способностей к определенному виду музыкальной деятельности (Комиссарова Л. Н.):
а). формирующие представление о характере музыки (“Солнышко и тучка”).
б). Музыкально-дидактические пособия формирующие представления о средствах выразительности (“Музыкальный домик”- регистр, “Карусель”-темп).
а). формирующие представление о содержании музыки и музыкальных образах (“Море”, “Узнай сказку”).
3. Музыкально-дидактические пособия для развития отдельных музыкальных способностей (разрезные комплекты для моделирования звуковысотных и ритмических отношений, книжки-малышки с сюжетами знакомых песен для формирования певческих навыков и закрепления изученного репертуара).
Важное значение в музыкальном воспитании дошкольников, в реализации принципа наглядности, играют и учебные пособия для дошкольников.Среди них:
Н. А. Ветлугина “Музыкальный букварь”;
О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль «В мире музыки» и «Тропинка в мир музыки»— учебно-наглядные пособия для детей 3-5 лет и 2-3 лет (Серия «Мир детства»)
Для детей старшего дошкольного возраста Л. С. Ходонович разработан УМК (учебно-методический комплекс) «Путешествие в мир музыки», включающий учебно-методическое пособие для педагога (планирование работы, конспекты занятий, развлечений и др., учебное пособие для дошкольников, рабочая тетрадь для дошкольников (черно-белая).
57 вебинаров для учителей на разные темы
ПЕРЕЙТИ к бесплатному просмотру
Мастер-класс для педагогов «Современные методы музыкального воспитания дошкольников»
Анна Акулова
Мастер-класс для педагогов «Современные методы музыкального воспитания дошкольников»
В настоящее время разработан и утвержден Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где одной из образовательных областей является «Художественно-эстетическая область» куда включено и музыкальное развитие детей – дошкольников.
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
На сегодняшний день в практике музыкального образования имеют инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребенка:
— Коммуникативные игры и танцы;
— Музыкальная импровизация;
— Ритмодекламации под музыку;
«Доброе утро!», муз. и сл. О. Арсеневская
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день «пружинка»
Будет веселее. поднимают ручки вверх
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому плечу поочередно
Как в саду цветочки!
3. Разотрем ладошки движения по тексту
А теперь похлопаем
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Музыкальные игры – импровизации – развивают воображение детей, умственные способности, память, мышление, внимание, речь. Музыкальной импровизации бывает вокальная, танцевальная, инструментальная.
Вокальная импровизация – подражание своим голосом голосам животных, птиц.
Танцевальная импровизация – музыкально – ритмические движения под музыку, это изображение походки животных под музыку.
Инструментальная импровизация – озвучивание стихов на музыкальных инструментах или под музыку.
Игра оркестр «Зимняя дорожка» Н. Зарецкой.
Цок, цок, цок, цок, цок, цок.
По дорожке зимней,гладкой:
Цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Динь, ля, ля. Динь, ля, ля.
А бубенчики звенят
Динь, ля, ля. Динь, ля, ля.
Дятел застучал на ветке – коробочки, ложки
Тук, тук, тук, тук, тук, тук.
Всюду слышен этот звук
Тук, тук, тук, тук, тук, тук.
Белка щелкает орешки – трещётки, «скорлупки»
Ну и вкусные орешки
Холод, холод, стужа, стужа – треугольники
Снег пушистый кружит, кружит.
Ехали, мы ехали. – все инструменты
Логоритмические упражнения включают в себя:
— Ходьбу в разных направлениях;
— Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
— Упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
— Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
— Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— Упражнения на развитие мелкой моторики.
Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.
В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
Лепим мы снеговика – имитируем лепку снежка,
Нарисуем рот пошире –«рисуем ротик»
5 найдем морковь для носа – трем указательными пальчиками переносицу
Угольки найдем для глаз – «очки»,
6 наденем шляпу коса – домик над головой,
Пусть смеется он у нас – разводим руки в стороны.
Тренаж «Раз, два, три» автор Суворова Т. И.
Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех методов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
Современные методы и формы развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. «Чем больше ребёнок видел, слышал.
Музыкальное искусство и художественная деятельность-основа музыкального воспитания и развития дошкольников «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему….
Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников» «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.
Консультация для педагогов «Секреты музыкального воспитания малышей» «Сенсорные пляски» Обследование предметов окружающего мира у ребенка носит «хватательный» характер. Он исследует все, что может взять в руки: рассматривает,.
Мастер-класс для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами музыкального фольклора» Мастер-класс для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора» Цель: повысить.
Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования» Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к.
Мастер-класс по изготовлению игры для развития музыкального слуха у дошкольников из подручного материала. То, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство,.
Методы музыкального воспитания дошкольников В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой.
Роль народного музыкального искусства в процессе воспитания дошкольников Великая русская народная культура складывалась тысячелетиями. Она включает в себя творчество русского народа от глубокой древности до настоящего.
Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.
Нетрадиционные методы и приемы в развитии музыкальности и творчества дошкольников
Татьяна Рогалева
Нетрадиционные методы и приемы в развитии музыкальности и творчества дошкольников
«Нетрадиционные методы и приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников в условиях обновления содержания образования»
Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся формы и методы работы с детьми. Гуманный стиль общения педагога и ребенка заставляет применять привлекательные для детей формы, методы и приемы организации музыкальной деятельности в ДОУ.
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольниковв детском саду относятся: музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ.
Цели, задачи и содержание музыкального образования определяют выбор методов и приемов. Исходя из специфики основных задач музыкального развития дошкольников, методы и приемы определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование музыкальных умений, развития творчества.
Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные, практические (игровые).
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический —должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия к проблемному воспитанию и обучению.
Наглядный метод в музыкальномвоспитании имеет разновидности:
— Наглядно-слуховой метод – исполнение произведения педагогом или в аудиозаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, но не в состоянии полностью заменить аудиозапись. Наиболее эффективно сравнение аудиозаписи с «живым» звучанием и их разумное чередование.
-Наглядно-зрительный метод – применение картин, рисунков, цветных карточек и т. д. Наиболее действенно применение наглядно-зрительного метода при знакомстве с музыкальными инструментами. Применение наглядно-зрительного метода значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Это показ репродукций, изображений инструментов, использование цветных карточек, моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений, компьютерные технологии. («Угадай, что звучит?», «Высокий-низкий»)
Словесный метод предполагает: сообщение детям различных сведений о музыке; разъяснение новых понятий, обогащающих словарь ребенка, побуждающих детей осознанно высказываться о характере музыкальных произведений («Нарисуй картину словами»; объяснение того, как овладеть определенными умениями и т. д.Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции, поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, применение сказочного сюжета
Практический метод чрезвычайно важен в музыкальном воспитании детей. Он включает и показ педагогом исполнительных приемов в различных видах деятельности, и активное включение самих детей в процесс восприятия музыки, исполнительство («Ложки, бубны, погремушки»). В современных методиках широко используются такая разновидность практического метода как интонационно-речевое. Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса. Использование вариативных показов, проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений. Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание практических приемов, основанных на подражании, с проблемными заданиями.
Так же используются приемы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики, тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т. д., интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки, вокальное (подпевание музыкальных фраз, моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения, цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки, тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке, оркестровка произведения с их помощью, словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк, полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т. д.)
Игровой метод. Вхождение ребенка в мир музыкального искусства будет проходить легко и радостно через “волшебный мостик” игры. Игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям и развитии музыкальных способностей.
Осознанному усвоению знаний способствует музыкально-дидактическая игра, она позволяет объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей. При этом игровой метод помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления («Что делают в домике?», «Назови и покажи музыкальный инструмент», «Угадай песенку по вступлению», «Теремок», «Гномик и великан».)
Для организации музыкально-игровой деятельности необходимы соответствующие пособия и игрушки. Игрушки используются как сюрпризный момент, сопровождают восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения. С помощью игрушек можно быстро составить сюжет развлечения или занятия.
Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи (в том числе образной) возрастает. Он использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту возможность. Например, альтернативные, подсказывающие вопросы,которые помогают выбрать подходящую характеристику: «Музыка нежная или задорная? спокойная или грустная?» Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой наглядности (звучания музыки) и зрительной. Для удержания внимания детей, создания интереса чаще используются игровые приемы, ситуации занимательности. Для этого возраста приемлемым являются следующие современные методы и приемы музыкальной деятельности:
1. Игровое экспериментирование со звуками.
2. Предметное коллекционирование (погремушки, любимые музыкальные игрушки).
3. Музыкально-игровые приемы (звукоподражание).
4. Музыкальные и музыкально-литературные загадки.
5. Музыкальные пальчиковые и музыкально- логоритмические игры.
6. Игры-путешествия в разнообразный мир звуков.
7. Музыкально-двигательные игры
В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества. Современные формы и методы музыкальнойдеятельности для детей этой возрастной группы являются:
1. Музыкальные песни-игры.
3. Музыкально-дидактические игры.
4. Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.
6. Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.
У детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.
Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.
Развитие музыкально-игрового творчества дошкольниковосуществляется поэтапно:
1. перед ребенком ставится задача передать несложный игровой образ в характерных, но однотипных движениях отдельных персонажей;
2. происходит развитие музыкально-игрового образа в действиях отдельных персонажей. Инсценируя знакомые песни, дети самостоятельно ищут характерные движения персонажей.
3. перед детьми ставится задача передать образы персонажей во взаимодействии, найдя характерные движения, присущие тому или иному персонажу («Котик и козлик» муз. Е. Тиличеевой, стихотворение В. А. Жуковского)
«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей, но и развивает мелкую моторику, чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины.
Развитие музыкальных способностей в разнообразных видах деятельности
Музыка в повседневной жизни ДОУ.
Чтобы любое занятие стало ярким, впечатляющим, включают музыкальные произведения для создания необходимого эмоционального отклика на картину. Как в изобразительной деятельности можно использовать музыку, так и при чтении литературы. Музыкальные предпочтения воспитанников проявляются ещё и в детских играх, в которые они играют на протяжении всего дня. Дети могут играть в музыкальные занятия, в концерт, просто танцевать в группе, исполнять песни, выученные на занятиях.
Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, физкультурные занятия.
Происходит дальнейшее развитие музыкальности: эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ритма. Важно помнить о том, что музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру движения, поскольку ведущая роль отводится двигательным задачам. Музыка создает определенный эмоциональный настрой, облегчает выполнение движений, поэтому нужно тщательно подбирать музыкальное сопровождение. Музыка должна быть понятна и интересна детям. Наиболее целесообразно использовать музыкупри выполнении основных движений: ходьба, бег, прыжки, поскоки; в упражнениях, в подвижных играх. При подборе музыкального репертуара необходимо учитывать возрастные особенности детей. Такие музыкальные подвижные игры, как «Вышли мышки на опушку», «В гости к мишке», «Раз, два, три шагаем» помогают детям выполнять движения, соответствующие тексту игры, который они пропевают или проговаривают.
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Тема: «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества детей» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений Тема: «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества.
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников» «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников». Борисенко Ирина Александровна ЦЕЛЬ: Отработка творческих методов.
Методы и приемы в развитии голосового аппарата и артикуляции при формировании певческих навыков детей дошкольного возраста Кисельникова Екатерина Игоревна Музыкальный руководитель Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Социально-реабилитационный.
Нетрадиционные методы и приемы рисования манкой, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения у ребенка Нетрадиционные методы и приемы рисования манкой,направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения у ребенка ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ.
Патриотическое воспитание дошкольников: задачи, приемы и методы Белгородская обл. г. Губкин МБДОУ»Детский сад комбинированного вида №9″Рябинушка» Воспитатель: Мелихова Ю. А. Патриотическое воспитание дошкольников.
Нетрадиционные методы и приемы рисования «Рисование манкой в детском саду» Многие дети очень любят рисовать. Они удивляют взрослых своими шедеврами. Можно рисовать не только красками и карандашами, но и крупами.
Современные методы и приемы обучения развитию речи дошкольников Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь является с одной стороны.
Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Статью подготовила: учитель-логопед первой квалификационной.
Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Работая в детском саду, я наблюдаю, как часто встает вопрос о необходимости.