какие методы используются в процессе самовоспитания

Шпаргалка по педагогике.

38. Методы самовоспитания и педагогическое руководство самовоспитанием.

Среди методов самовоспитания можно отметить следующие: самоубеждение, самовнушение, самообязательство, самокритика, эмпатия, самопринуждение, самоприказ, самонаказание.

Самоубеждение – метод, основанный на самооценке. Выявив в себе нехорошее, человек обычно мысленно убеждает себя в необходимости искоренения этого недостатка. Наиболее действенным является проговаривание вслух того, что необходимо сделать по устранению этого недостатка. С. Я. Долецкий писал о важности произнесения вслух своих провинностей, о том, что гораздо сложнее простить себе и оставить без внимания то, что произнесено вслух. Высказывание это основано на том, что очень важно четко определить идеал стремления и свое настоящее состояние.

Метод самовнушения так же использует проговаривание вслух, но уже не своих недостатков, а только цели. При этом более эффективно открывать для себя правильные пути, а не закрывать ошибочные. Искореняя плохое, необходимо найти ему замену хорошим, вот об этом хорошем и следует говорить, внушая себе программу действий, указывая сознанию путь к цели, не заостряя внимание на неправильных путях. Действуя таким образом, человек отчетливее видит себя хорошим и повышает внутреннюю веру в свои силы и возможности. Например, искореняя привычку сквернословия нужно говорить себе: «Я говорю красиво, чисто, грамотно. Моя речь приятна окружающим. Каждое мое слово приятно слышать». Говоря так, человек закрепляет в своем сознании эти правила, являющиеся руководством к действию и определяющие его поведение в дальнейшем.

Самообязательство. Этот метод заключается в проговаривании человеком обязательства, которое он дает сам себе. При постоянном напоминании себе о нем, сознание стремиться выполнить его, что ведет к постепенному формированию соответствующей привычки.

Самокритика – метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению дурного.

Эмпатия – мысленный перенос себя на место другого человека. Этот метод особенно эффективен в воспитании у себя нравственных качеств, способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т. д. Применяя этот метод, человек старается увидеть себя со стороны, пытаясь понять, как воспринимают его окружающие, и, исходя из этого, стремиться выработать в себе такие качества, которые вызывают у людей положительную оценку.

Самопринуждение и самоприказ. Этот метод следует применять, при воспитании воли. В случаях, когда человек осознает необходимость совершения какого-то действия, но не имеет достаточно воли к его совершению, нужно дать себе мысленный, а по возможности словесный приказ, сделать необходимое. Приказ должен быть уверенным, твердым, резким, не терпящим возражений. Постоянно принуждая себя к чему-то, человеку с каждым разом становиться все легче подчиняться своей воле и недостаток волевых усилий постепенно искореняется.

Самонаказание – метод, основанный на самоконтроле за соблюдением намеченных правил. Без применения этого метода, человек, отступив один раз от намеченного, не почувствует должного сожаления, и в следующий раз опять может поступить так же. Налагая на самого себя наказание, человек помимо стремления избежать его в дальнейшем, прилагает волевые усилия по его исполнению, что имеет большое значение в формировании личности.

Организация самовоспитания в школе проводится по трем основным направлениям:

1) формирование стойкого убеждения учеников о необходимости и исключительной значимости самовоспитания;

2) разъяснение методов и способов самовоспитания, с целью вооружения учеников для осуществления этого процесса;

3) помощь ученикам и регуляция процесса самовоспитания.

Сущность первого направления состоит в том, чтобы привить ученикам понимание того, как важно самовоспитание. Многие стыдятся заниматься этим и делают это в тайне от своих товарищей, родителей, учителей. В задачи педагогов входит разъяснение положительности этого занятия и настрой на проведение непрерывного процесса самовоспитания.

Второе направление связано с осуществлением этого процесса. Начиная работу в этом направлении, нужно помочь ребятам найти свои идеалы, выбрать цели, выявить слабые стороны своего характера, недостаточно развитые качества. Затем, проводятся различные беседы на темы самовоспитания, в ходе которых освещаются вопросы о методах и средствах самовоспитания, приводятся примеры их использования. Хороший эффект имеют различные выступления перед учениками учителей, учеников и гостей, являющихся выдающимися людьми, героями труда, передовиками производства, достигшими значительных успехов в различных видах деятельности. На таких выступлениях говориться о важности самовоспитания и приводятся примеры из собственной жизни. Все это укрепляет в сознании учеников понимание необходимости и результативности самовоспитания, дает знания о практическом применении методов самовоспитания и побуждает их к осуществлению самовоспитания.

Третье направление организации работы по самовоспитанию имеет практический характер. На этом этапе учеников учат правильно ставить перед собой цели, разрабатывать программу ее достижения, и исполнять ее, применяя для этого известные и наиболее эффективные методы самовоспитания. Эффективным средством является ведение дневника, в который заносятся результаты работы по искоренению дурного и выработке хорошего. Такой дневник позволяет контролировать процесс самовоспитания, анализировать эффективность тех или иных методов для собственной личности, выбирать наиболее оптимальные пути решения задач самовоспитания.

Источник

Методы самовоспитания

Кратко охарактеризуем данные методы.
1. Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. проговаривать вслух тот недостаток, над устранением которого он работает.
2. Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.
3. Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного его закрепления в сознании его необходимо также неоднократно проговорить вслух, в таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.
4. Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.
5. Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.
6. Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.
7. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре выделяются ряд компонентов.

Важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося имеет педагогическое руководство.
Содержание и формы работы педагога по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей.

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

Проблемы для обсуждения:
1. Раскройте роль самовоспитания в развитии и формировании личности.
2. Дайте характеристику факторов, побуждающих человека к самовоспитанию.
3. Возможности использования этих факторов в процессе воспитательной работы в школе.
4. Раскройте сущностные характеристики методов самовоспитания.
5. Проведите анализ процесса самовоспитания и определите его структурные компоненты.

Список рекомендуемой литературы

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Методы самовоспитания

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух:»Я никогда не употреблю плохих слов», «Я не допускаю сквернословия», «Скверные слова позорят того, кто их употребляет», и т.д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию, соответствующей привычки.

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Самопринуждение, или самоприказ, тут как раз кстати. Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

Метод самонаказания. Как следует из его названия, оп применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание. Например, восьмиклассник, поставивший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хорошо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись со своим другом пойти в кино, не подготовился как следует к занятиям и на второй день получил двойку. В порядке самонаказания он лишил себя возможности в следующий раз пойти в кино. В этом смысле исторический интерес представляет такой факт. Томас Мор, будучи канцлером, т.е. премьер-министром Англии, имел в своем рабочем кабинете специальную плеть, которой он «наказывал» себя, когда допускал неверные действия. Пример этот, разумеется, приводится здесь не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что, когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований.

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие компоненты:

критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;

разработка программы самовоспитания;

определение его методов;

аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;

Источник

Как воспитать в себе личность: методы и примеры самовоспитания

Психически здоровый человек с развитой силой воли, долгое время прилагая усилия, способен изменить себя: избавиться от вредных привычек, нормализовать режим дня, поднять работоспособность, смягчить негативные черты характера и усилить уверенность в себе.

Подобная работа над собой называется самовоспитанием. Чтобы определить, как воспитать себя, важно проанализировать собственную личность и понять, что в ней требует коррекции, а после начать поиск эффективных методов.

Как развить в себе лидерские качества личности? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что такое самовоспитание: определение

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

О самообучении слышали многие люди, оно предполагает, что человек самостоятельно начнет изучать какое-либо направление, составит планы, каждый день будет выполнять что-либо, что увеличит объем его знаний и опыта, и сделает все возможное для того, чтобы поддерживать мотивацию.

В итоге через несколько лет упорного труда будет виден явный положительный результат. Если, конечно, обучение не будет заброшено через некоторое время.

Самовоспитание по характеру напоминает самообучение: чтобы изменить себя в лучшую сторону, нужно прикладывать старания каждый день в течение месяцев или даже лет, составлять планы, поддерживать мотивацию. За короткое время изменить что-то в себе практически невозможно.

При этом радикально измениться при помощи самовоспитания сложно, но возможно скорректировать некоторые отрицательные характеристики, повысить работоспособность и уверенность в себе.

Проблема в том, что личность человека во многом обусловлена генами, определяющими особенности работы головного мозга.

У каждого из нас есть незначительные мутации в генах. К примеру, несколько таких мутаций могут затронуть механизм функционирования префронтальной коры, заставив ее хуже реагировать на работу лимбической системы.

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

В итоге люди, имеющие подобные особенности (а таких людей немало), будут иметь слабую волю, поскольку не смогут отказаться от сиюминутных удовольствий ради чего-то более важного, ведь их префронтальная кора не подавляет лимбическую систему настолько хорошо, насколько нужно.

Никакими упражнениями, самовоспитанием это не изменить. Разве что могут помочь некоторые специфические уловки.

И чем больше будет подобных мутаций, тем меньше шансов, что человек добьется успеха, пытаясь изменить свою жизнь в лучшую сторону стандартными методами.

Также самовоспитание практически бесполезно, если речь идет о людях, страдающих психическими заболеваниями, например депрессией, неврозом, тревожным расстройством.

Заниматься самовоспитанием нужно после того, как болезни будут побеждены, иначе попытки требовать от себя того, что никак не получится совершить на должном уровне, поскольку нет ресурсов, лишь усугубят заболевание.

Самовоспитание не следует рассматривать как метод лечения ментальных расстройств.

Методы

Основные методы самовоспитания:

Чаще напоминайте себе о пользе, которую Вы получите, если сумеете добраться до конца.

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

Возможности самовоспитания открыты для психически здоровых людей. Они смогут добиться хороших результатов, если будут работать над собой ежедневно в течение долгого времени.

При этом важно не только целенаправленно выполнять важные задачи, но и читать художественные книги, фильмы, анализировать поступки героев и сопоставлять их с собственной жизнью, делать выводы.

Примеры

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

Примеры самовоспитания из реальной жизни:

Упорные многолетние тренировки помогли Демосфену справиться с трудностями.

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

В художественной литературе, в фильмах, сериалах, мультфильмах существует множество образов героев, которые воспитывали себя, упорно преодолевали трудности и добивались успеха: к примеру, каждый супергерой, созданный компанией Марвел, проходил сложный путь, учился справляться с трудностями, воспитывал себя в той или иной мере.

Как составить программу?

Наличие четкого плана способно подстегнуть мотивацию и удержать от совершения необдуманных поступков.

Планы самовоспитания можно разделить на:

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

Для лучшего результата стоит составлять и долговременные, и кратковременные планы.

При составлении плана важно находиться в состоянии психической устойчивости, чтобы было легче концентрироваться.

Перед составлением плана необходимо определить для себя цели.

Чтобы план был более гармоничным, важно прочесть материалы, связанные с теми или иными трудностями, зависимостями, с которыми Вы хотите справиться. Так Вы поймете, какие методы необходимо использовать, чтобы был положительный результат.

К примеру, если Вы хотите бросить курить, важно прочитать статьи с рекомендациями психологов о том, как справиться с этой зависимостью, и на основании полученной информации составлять программу.

При необходимости пункты можно расширять: например, делать сноски, подпункты, в которых Вы распишете суть методов, которые будете использовать, и примеры использования этих методов, тесно связанные с Вашей реальной жизнью (к примеру, в программе по борьбе с зависимостью от сигарет Вы можете упомянуть, что будете во время перерыва разговаривать с некурящими коллегами и прогуливаться на свежем воздухе, а не курить).

Когда Вы только начали процесс самовоспитания, необходимо составлять планы ежедневно, чтобы учиться держать себя в узде и привыкать к новым правилам. Позднее можно составлять планы на более длительные периоды.

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

Не забывайте хвалить себя. Можно завести блокнот и записывать в него информацию об успехах: например, можно рассказать, что Вы начали лучше ощущать запахи после отказа от сигарет и теперь наслаждаетесь чудесными ароматами, которых раньше не замечали.

Перечитывание этих записей может помочь Вам поддержать мотивацию в трудные моменты.

Советы психологов

Ответы на распространенные вопросы:

Чтобы развитие проходило наиболее быстро (однако все еще не стремительно), чаще выходите из зоны комфорта. Полезно читать качественные художественные книги и анализировать их.

Каждому человеку, решившему заняться самовоспитанием, может быть полезна помощь квалифицированного психолога. Он поможет подобрать программу и даст рекомендации.

Источник

Характеристика этапов и методов самовоспитания

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть фото какие методы используются в процессе самовоспитания. Смотреть картинку какие методы используются в процессе самовоспитания. Картинка про какие методы используются в процессе самовоспитания. Фото какие методы используются в процессе самовоспитания

Первый этапопределение цели. На этом этапе рекомендуют выделять три элемента:

■ Самопознание, т.е. изучение самого себя, определение уровня развития интересующих воспитанника качеств. Это процесс сложный и неодномоментный. Он происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т.д. По существу самопознание происходит в процессе самоиспытания, пристрастного отношения к проявлениям своей личности. В самопознании начинают, прежде всего, с самонаблюдения в процессе самоиспытания. Это не самосозерцание. Самонаблюдение предполагает работу памяти и мысли, фиксацию поступков за определенный промежуток времени. Самоанализ – второй способ познания себя. Это процесс более сложный, он требует критической оценки фактов, соотнесения их с определенными ценностями. Если самонаблюдение – процесс слежения за тем, что случается, то самоанализ – процесс оценки, почему именно случается, вследствие каких качеств самой личности. Самоиспытание – еще более сложный, но и более активный способ познания себя. Оно должно сопровождаться самонаблюдением и самоанализом.

Определение идеала, тех свойств и качеств личности, которые необходимо сформировать.

Самообязательство, т.е. принятие конкретного плана действий, плана работы над собой.

К.Д. Ушинский в юности составил для себя такие правила самовоспитания:

«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова.

6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случиться.

7. Издерживать свои силы только на необходимое и приятное, а не на страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10. Никому не показывать этого журнала.»[6]

Второй этап – работа по выполнению намеченного.Здесь можно выделить следующие способы воздействия на себя:

Самоубеждение – «дискуссия» с самим собой, выдвижение доводов и контрдоводов, их взвешивание с целью доказать самому себе истинность определенного мнения, суждения, правильность поступка и т.д. Путем самоубеждения можно перестроить самосознание, отношение, поведение, преодолеть страх и т.д.

Самовнушение – воздействие человека на самого себя с помощью слова. Известный психиатр В.М. Бехтерев советовал произносить слова самовнушения от своего имени, в утвердительной форме и в настоящем времени.

Самоприказ – требование немедленного выполнения определенного действия или поведения. Он предполагает проявление волевого усилия в отношении собственной личности, когда следует поступить так, а не иначе.

Самоодобрение и самоободрение.

Третий этап – подведение итогов работы,определение результатов приложенных усилий, эффективности работы над собой. На этом этапе выделяют следующие способы воздействия:

Самоанализ и самоконтроль – умение отслеживать выполнение собственных действий и поступков, намеченных программой и корректировать программу в соответствии с поставленными задачами, выявленными достижениями и возможными изменениями. Систематический и четкий самоконтроль предполагает ведение дневника самоконтроля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *