какие методы исследования личности потерпевшего могут быть использованы
Help Me Test
Решение тестов онлайн и бесплатные ответы на тесты
Юридическая психология. Тест 39
191. Какие чаще всего встречающиеся в судебной практике вопросы относятся к компетенции судебно-психологической экспертизе?
• Способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими
• Способность свидетельствовать потерпевших, подозреваемых с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, умственного развития правильно воспринимать обстоятельства совершения преступления и давать о них объективные показания в ходе судебного разбирательства
• Способность потерпевшего правильно воспринимать и оценивать характер совершения преступником действий в отношении него (ее)
192. Какие методы исследования личности потерпевшего могут быть использованы:
• Сугубо психологические методы исследования личности
193. Что такое мышление?
• Сложный психический процесс, отражения действительности, высшая форма творческой активности человека по отражению окружающей действительности, в ее существенных признаках, разнообразии и связях между объектами
194. Обладает ли подэкспертный правом на получение информации о целях и характере проводимой судебно-психологической экспертизы:
• Такое право является одним из основных, однако может опускаться в связи с особым психическим состоянием подэкспертного
195. Что является объектом судебно-психологической экспертизы?
• Психические проявления человека, не выходящие за пределы нормы, т.е. не вызывающие сомнений в его психической полноценности
тест 37 | тест 38 | тест 39 | тест 40 | тест 41
Какие методы исследования личности потерпевшего могут быть использованы
В последние годы в криминалистических исследованиях уделяется внимание роли жертвы в раскрытии и расследовании преступления. Виктимология, как одно из важных направлений в криминологии, изучает личность потерпевшего, его связи, взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в инкриминируемой преступнику ситуации. Важное место в виктимологических исследованиях отводится роли жертвы в генезисе самого преступления, ее межличностным связям и отношениям с преступником. 61% жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, а более половины из них употребляли спиртные напитки совместно с осужденными непосредственно перед совершением преступления.
Каждый десятый потерпевший не работал, 6% вели паразитический образ жизни, в 38% случаев поведение потерпевших перед преступлением было аморальным или противоправным, в том числе и провокационным. Такие особенности личности и поведения потерпевших могли способствовать увеличению риска совершения в отношении их тяжких противоправных действий.
Психологическое исследование личности потерпевшей по делам об изнасиловании в стадии предварительного следствия имеет существенное значение по следующим аспектам.
Решающим для перерастания предпреступного взаимодействия в преступление является видение ситуации преступником. Взаимная «сексуальная прелюдия», в которую женщина включается добровольно и которая объективно возбуждает у мужчины сексуальную потребность, расценивается мужчиной как приглашение к половой близости, свидетельствующее о совпадении его желания с желанием предполагаемой партнерши. Здесь очевидна включенность безнравственного поведения потерпевшей в генезис изнасилования.
Предшествующее этому поведение потерпевшей является провокацией, создавшей необходимые условия для совершения преступления. Ситуация становится криминальной с момента осознания субъектом, что сопротивление потерпевшей действительное, а не притворное. Таков психологический механизм совершения изнасилования.
Взаимосвязь и взаимообусловленность личности и отрицательного поведения потерпевшего до преступления и динамику психологического механизма их развития можно в известной мере проследить на примере проявления некоторых установленных исследованием нравственно-психологических черт у части потерпевших от убийств, причинения телесных повреждений и изнасилований, совершение которых провоцировало поведение потерпевших. Доминирующим по устойчивости и значимости в структуре нравственно-психологического облика потерпевших были такие качества, как агрессивность, деспотизм в отношении близких, неуживчивость, склонность к употреблению алкоголя, половая распущенность, неразборчивость в выборе знакомых, в частности вследствие склонности к веселому времяпрепровождению при неоправданной обстоятельствами доверчивости. Многие из них обусловливают совершение различных по характеру преступлений.
Об этом же свидетельствует сравнение исчисленных по специальной формуле средних сроков лишения свободы, избранных для названных групп осужденных. Средний срок лишения свободы осужденных за убийства и причинение телесных повреждений по ст. ст. 103, 108, 109 УК РСФСР, спровоцированных потерпевшими, оказался на 1 год лишения свободы меньше, чем средний срок лишения свободы осужденных за аналогичные преступления, совершенные без провокации потерпевших.
Для сравнения полученных экспериментальных данных мы использовали результаты обследования 30 девочек-спортсменок в возрасте от 8 до 14 лет.
С этой целью мы использовали комплекс экстенсивных (метод наблюдения за пострадавшей в период допросов и очных ставок; психологический анализ материалов уголовного дела; биографический метод) и интенсивных (экспериментально-психологических) методов.
Такую направленность реакций можно рассматривать как своеобразную психологическую защиту личности. Девочки с преобладанием данной направленности реакций на этапах предварительного следствия склонны были воспринимать сложившуюся ситуацию как нечто фатальное, неизбежное, склонны были к «уходу в себя» с целью ослабить вовлеченность в ситуацию и усилить сопротивляемость и защитное торможение. У пострадавших девочек также наблюдались достоверно высокие оценки реакций, отражающих повышенную фиксацию на имеющихся препятствиях. Эти данные указывают на пассивность, несамостоятельность потерпевших в разрешении конфликта.
Уровень психической адаптации у пострадавших девочек значительно ниже, чем в контрольной группе, причем чем ниже этот показатель, тем менее адекватно вела себя подэкспертная в исследуемой ситуации. Вероятность нарушения психической адаптации повышалась у девочек при увеличении фрустрационной напряженности. В связи с этим мы рассматриваем порог фрустрации как меру потенциальной стабильности психической адаптации. Влияние определенных особенностей личности на величину порога фрустрации было проанализировано нами на группе девочек со стойким нарушением психической адаптации. В этой группе (7 человек) наблюдается низкая способность к интеграции поведения, высокая степень конформности и социальная робость. Кроме того, у пострадавших наблюдалась высокая эмоциональная вовлеченность в ситуацию, недостаточная реалистичность.
Например, Люда Т., 14 лет. Вечером, гуляя с подругой по поселку, познакомилась с тремя военнослужащими, которые завели ее в лес и изнасиловали в извращенной форме. Девочка вернулась домой, легла спать, скрыла от родителей случившееся, поделилась с подругой, которая рассказала своим родителям, и в результате было возбуждено уголовное дело. У подэкспертной были выявлены низкий уровень психической адаптации, высокая степень фрустрационной напряженности личности. Выявлены стойкие личностные особенности, снижающие пороги фрустрации: высокая степень конформности, низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость. Высокие показатели по фактору тревожности свидетельствуют о доминировании тревожно-депрессивного фона настроения, недооценка своих возможностей, склонность к самоупрекам. На следствии девочка была замкнута, обвиняла в случившемся себя, проявляла негативизм к интересующим следствие обстоятельствам.
Психологический анализ выявил неадекватную, заниженную самооценку у потерпевшей, низкий уровень социальной адекватности поведения в ситуации конфликта, конформность. Неадекватная самооценка четко проявлялась в процессе обследования по самооценочным опросникам Айзенка и Кетелла. В характеристиках педагогов подчеркивается робость, неумение отстоять собственную точку зрения, безынициативность. Девочка характеризует себя как неудачницу, неумную, не приспособленную к жизни.
У девочек с завышенной самооценкой наблюдалась некритичность к себе, тенденция брать на себя задачи, превышающие их возможности, склонность к риску. В процессе следствия у них наблюдалось разочарование, стремление переложить ответственность за неудачу на других людей (насильников), на обстоятельства. А вот другой пример виктимности.
Психологическое обследование Елены выявило высокую общительность, социальную смелость, самостоятельность в решении сложных задач. Наблюдалась завышенная самооценка, самоуверенность. В ситуации конфликта преобладают внешнеобвинительные реакции, стремление самостоятельно находить рациональные способы его разрешения. На вопросы экспертов об обстоятельствах дела утверждает, что надеялась справиться с насильником, что неоднократно находилась в аналогичных ситуациях, но все обходилось благополучно.
В процессе анализа мы ориентировались на сложное строение личности пострадавших, включающее в себя три компонента: а) эмоциональное отношение к себе; б) осознание и самооценка отдельных качеств личности; в) осознание целей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей. На формирование эмоционального отношения к себе существенную роль оказывает сопоставление подростком своих личностных особенностей форм поведения с определенными нормами, которые выступают для них как идеальные формы личности и поведения. Анализ показал, что у некоторых пострадавших девочек наблюдалась так называемая самооценочная тревожность, т.е. восприятие относительно нейтральных ситуаций как содержащих угрозу самооценке, представлений о себе и переживание вследствие этого сильного волнения, тревоги, страха. Например, Оксана М., 12 лет, после переезда родителей в другой город поступила в школу, где чувствовала себя поначалу очень скованно, одноклассники относились к ней недружелюбно. В связи с этим девочка испытала дискомфорт, переживала негативное отношение одноклассников, пыталась утвердить себя в классе распространением порнографических открыток, рассказами о своих «былых похождениях». Этим вызвала интерес у мальчиков старших классов, с одним из них вступила в интимные отношения, затем по его настоятельной просьбе вступила в половые контакты с его друзьями. На протяжении года мальчики преследовали пострадавшую, в случае отказа избивали ее. Девочка рассказала о случившемся матери, и было возбуждено уголовное дело.
В процессе психологического анализа жертвы важным является анализ ее ценностных ориентации, одного из основных структурных образований зрелой личности. Ценностные ориентации обусловливают направленность личности, определяют позицию человека. Анализ показал, что у пострадавших с неадекватной самооценкой ценностные ориентации представляют собой неустойчивую систему. Мы использовали в процессе беседы с пострадавшими описание конкретных жизненных ситуаций, в которых сталкивались нормы, установленные в качестве обязательных правил поведения, и практическая житейская мораль, распространенная в среде подростков. Анализ показал, что из 32 пострадавших только 14 выразили готовность опираться на нормы права при выборе способа поведения в конфликтной ситуации, остальные предпочли нормы житейской морали. У некоторых девочек предпочтения носили социально неадекватный характер. Полученные данные совпадали с показателями, отражающими недобросовестность, несовестливость, нестойкость моральных принципов.
Нами была выделена группа девочек (8 человек) с отсутствием устойчивой системы мотивов поведения. В процессе экспертизы возникали задачи анализа тех побудительных сил, скрытых в мотивационной сфере жертвы, которые способствовали ее виктимному поведению. Кропотливый анализ мотивационной сферы личности потерпевшей, ее потребностей во взаимодействии с индивидуально-психологическими особенностями способствуют раскрытию истиных мотивов ее поведения.
1 См.: Минская В. С. Уголовно-правовой и нравственно-психологический аспекты виктимологии // Сов. государство и право. 1985. № 7. С. 78.
2 См.: Платонов К. К. Структура и развитие личности. М. 1986.
Методы изучения личности потерпевшего
Методы изучения личности потерпевшего рассматриваются в двух аспектах: статистическом и динамическом. К статистической области относятся возраст, пол, национальность, служебное и семейное положение, прочая информация о потерпевшем, к динамической – поведение потерпевшего до, во время и после преступления, связь поведения потерпевшего с поведением преступника.
К специальным методам исследования личности и поведения потерпевшего относится анализ следственной и судебной практики, статистических материалов судебной психиатрии, специальной статистики о потерпевших, социально-психологические и судебно-психологические исследования конфликтных ситуаций.
Важным средством изучения личности потерпевшего является анализ его поведения в момент преступления. Исследуя поведение потерпевшего в момент совершения преступления, необходимо учитывать, что оно (поведение) зависит от многих факторов, которые можно объединить в две группы: влияние внешней среды (в том числе действий преступника) и индивидуальные особенности личности (трусливость или смелость, физическая подготовка, растерянность или быстрота реакции, жизненный опыт и др.).
Особенно важным при рассмотрении поведения потерпевшего в момент преступления следует считать его состояние. По статистике, более 60 % жертв преступлений находились в нетрезвом состоянии, от 10 до 13 % не работали, 6 – 10 % вели паразитический образ жизни, около 40 % потерпевших непосредственно перед преступлением вели себя аморально, противоправно или провокационно. Все это могло способствовать увеличению вероятности совершения противоправных действий именно в отношении этих лиц. В процессе психологического исследования потерпевшего важным этапом является анализ ценностных ориентаций личности, которые определяют направленность личности, мировоззренческую позицию человека.
Большое значение для изучения личности потерпевшего имеет анализ его показаний. Согласно УПК РФ, показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств. По многим чертам они схожи с показаниями свидетелей, однако отличаются от последних по своему субъекту, процессуальной природе и содержанию. Эти показания даются лицом, которому причинен физический, материальный или моральный вред и которое является участником процесса.
УПК РФ наделяет потерпевшего правами, которые обеспечивают ему возможность добиваться удовлетворения своих законных интересов, нарушенных преступлением. Здесь кроется главное отличие показаний потерпевшего от показаний свидетелей – для первого эти показания являются не только источником доказательств, но и средством защиты своих интересов. Поэтому в показаниях потерпевшего, как правило, содержатся не только фактические сведения, но и объяснения, версии, личное отношение к имевшимся событиям.
При рассмотрении показаний потерпевшего необходимо также учитывать, что его отношение к установлению истины может быть различным: потерпевший может быть заинтересован как в раскрытии истины, так и в ее сокрытии.
4. Психологический контакт с потерпевшим
Крайне важным для получения исчерпывающих и правдивых показаний потерпевшего является установление с ним психологического контакта. При этом следователь должен учитывать психическое состояние и индивидуальные особенности потерпевшего. Сам факт преступления, конкретные действия преступника, нанесенный потерпевшему физический, материальный или моральный вред часто приводят потерпевшего в состояние стресса. Мысленно возвращаясь к моменту преступления при даче показаний, потерпевший может заново переживать подобные чувства, что зачастую отражается на полноте и объективности его показаний. В то же время возвращение (возможно, неоднократное) к имевшим место событиям активизирует мыслительные процессы потерпевшего и способствует появлению новых существенных фактов и версий случившегося. Поэтому практически всегда является целесообразным проведение повторных допросов потерпевших.
Необходимо выявить причины необъективности показаний потерпевшего. Как уже отмечалось выше, показания потерпевшего не всегда бывают объективными. Среди причин необъективности необходимо выделить следующие: стрессовое состояние в момент совершения преступления; физиологический аффект; состояние тяжелой депрессии; шоковое состояние; подверженность внушению; стремление скрыть собственные поступки (в том числе и собственные преступления); стремление отомстить преступнику; желание получить максимальную материальную компенсацию; жалость к преступнику; опасение мести.
Первые четыре фактора объективно не способствуют раскрытию истинной картины преступления, но еще более опасными являются остальные, которые приводят к искажению реальных фактов. Именно поэтому необходимо с особой тщательностью подходить к проверке показаний потерпевших.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Показания потерпевших имеют большое значение в раскрытии преступлений и требуют пристального внимания со стороны следователя. Для успешной работы с потерпевшими следователю требуется знание психологии вообще и особенностей психологии потерпевшего в частности. Психология потерпевшего существенно отличается от психологии других процессуальных лиц. Одной из ее особенностей является возможная необъективность показаний потерпевшего. Это требует от следователя не только более глубокого изучения потерпевшего, но и тщательной проверки его показаний.
5. Психологический контакт со свидетелем
В отличие от потерпевшего, свидетель не заитересован в исходе дела, его показания носят оценочный характер и зависят от его психологического и интеллектуального развития. Следователь должен относиться с определенной долей осторожности к свидетельским показаниям, оценивая их в совокупности с другими доказательствами.
Следует заметить, что профессиональным качеством любого следователя является его умение установить психологический контакт со всеми участниками уголовного процесса. При проведении любого следственного действия следователь должен оценить психическое состояние допрашиваемого лица, используя при этом коммуникативные действия нейтрального содержания. Психическое поведение следователя при производстве следственных действий должно строиться с учетом психического состояния допрашиваемого, который может быть либо резко возбужден и отрицательно настроен по отношению к преступнику, либо, наоборот, находиться в состоянии депрессии и быть подавленным. В такой ситуации следователь должен быть подчеркнуто внимателен, он не может быть небрежным и наигранно веселым, только установление между сторонами соответствующего контакта может содействовать повышению уровня психической активности допрашиваемых лиц.
Именно поэтому задачей следователя является выявление у допрашиваемого лица положительных социальных связей, которые усиливают и побуждают к гражданским мотивам в поведении допрашиваемого. Это не означает, что следователю нужно заигрывать с допрашиваемым, последний должен увидеть в процессе допроса профессионала, принципиального и грамотного специалиста, в совершенстве знающего свое дело. Вся система коммуникативных контактов должна состоять из положительных качеств личности и грамотного разъяснения следователем процессуальных прав и обязанностей допрашиваемого лица.
Особенного внимания требуют обвиняемые, в отношении которых избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей, поэтому при первой встрече в следственном изоляторе следователь должен избежать конфликтного взаимодействия с таким обвиняемым. Необходимо заметить, что при производстве допроса или других следственных действий следователь может столкнуться с упорным нежеланием обвиняемого давать показания. Тогда он должен прибегнуть к такому правомерному приему, как психическое принуждение, суть которого заключается в том, что следователь воздействует на противодействие обвиняемого созданием такой ситуации, при которой скрываемая обвиняемым информация обнаруживается даже против его воли. Так, например, тактически целенаправленная систематизация задаваемых следователем вопросов может выявить против воли допрашиваемого факты и обстоятельства, которые могли быть известны только ему, что и позволяет установить истину по делу.
Психическое принуждение, таким образом, не является каким-то приемом насилия следователя в отношении допрашиваемого лица, т. к. его цель – преодоление отрицательных установок на противодействие и убеждение допрашиваемого в необходимости дачи правдивых показаний. Следовательно, психическое принуждение – это основа тактического мастерства следователя, так как приемы правомерного психического воздействия создают необходимые психологические условия, которые облегчают противодействующему допрашиваемому лицу переход от лживых показаний к правдивым.
Особо стоит подчеркнуть, что все способы психического воздействия на проходящих по уголовному делу лиц должны быть только правомерными, использование противоправных приемов психического насилия является уголовно наказуемым. Это значит, что не должно быть нарушено ни одно из следующих требований: психический прием не может основываться на неосведомленности обвиняемого или других участников уголовного процесса в правовых вопросах; проводящиеся следственные действия не должны унижать чести и достоинства участников процесса; нельзя насильственным путем влиять на позицию обвиняемого и побуждать его к признанию несуществующей вины и оговору невиновных; гарантируются права личности, что в дальнейшем будет и гарантией достижения истины по делу.
6. Обеспечение безопасности свидетеля
Одной из главных задач уголовного судопроизводства является быстрое и полное раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении. Успешное решение этой задачи напрямую зависит от совокупности доказательств, собранных при расследовании конкретного уголовного дела, в том числе показаний свидетелей. Но в достаточной ли степени свидетель защищен от преступных посягательств? Законодательное обеспечение защиты свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства, членов их семей и близких родственников регламентируется нормами Конституции Российской Федерации и УПК РФ.
Согласно УПК РФ, свидетель и иные лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, при наличии реальной угрозы их жизни, здоровью, жилью или имуществу имеют право на обеспечение своей безопасности. Решение о применении мер безопасности принимается органом дознания, следователем, прокурором или судом, процессуально оформляется путем вынесения мотивированного постановления (определения) и является обязательным для исполнения должностными лицами органа, на который возложено осуществление данных мер. При этом свидетель и другие взятые под защиту государства лица имеют право подавать ходатайства о применении мер безопасности или об их отмене, знать о применении в отношении них конкретных мер безопасности, требовать применения дополнительных мер безопасности или отмены осуществляемых мер, обжаловать незаконные действия или решения органов, обеспечивающих их безопасность.
Согласно УПК РФ для защиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства возможно применение следующих способов обеспечения их безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; использование технических средств контроля и прослушивания телефонных и других переговоров, визуальное наблюдение; замена документов и изменение внешности; изменение места работы или обучения; переселение на другое место жительства; помещение в дошкольное воспитательное учреждение или учреждение органов социальной защиты населения; обеспечение конфиденциальности сведений о лице; закрытое судебное рассмотрение. Однако законодательство не ограничивает указанный перечень. С учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, жилища и имущества участников уголовного судопроизводства допускается использование и других мер по обеспечению их безопасности.
Мероприятия по личной охране свидетеля, его жилища и имущества могут включать применение противопожарной и охранной сигнализации, замену номеров его квартирных телефонов и государственных номерных знаков транспортных средств. В случае опасности для жизни и здоровья свидетеля ему с соблюдением требований действующего законодательства могут выдаваться специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.
Кроме того, в случае наличия угрозы применения насилия или иных противоправных действий в отношении лиц, взятых под защиту (в том числе и свидетеля), при наличии их письменного заявления или письменного согласия может проводиться прослушивание их телефонных и других переговоров, а также осуществление визуального наблюдения.
При необходимости в качестве мер защиты свидетеля используется замена документов, которые удостоверяют его личность, изменение внешности, устройство на новое место работы или обучения, временное или постоянное переселение на другое место жительства.
Данные меры могут осуществляться только по ходатайству или с согласия свидетеля на основании санкции прокурора или определения суда в исключительных случаях (когда угроза его жизни и безопасности не может быть устранена другими мерами). При этом решение вопросов переселения на другое место жительства, предоставления жилой площади, материальной помощи в размере минимальной заработной платы и трудоустройства должно обеспечиваться органом, который принял решение о применении мероприятий безопасности, в порядке, определенном Кабинетом Министров Российской Федерации.
Стоит отметить, что до настоящего времени этот порядок надлежащим образом не определен, что снижает практическую ценность перечисленных гарантий. В целях обеспечения безопасности несовершеннолетних лиц их могут временно помещать в дошкольные воспитательные учреждения (при наличии письменного согласия родителей или других законных представителей), а совершеннолетних неработоспособных лиц – в учреждения органов социальной защиты населения.
Особый интерес представляют процессуальные способы неразглашения информации о свидетеле, взятом под защиту. К их числу можно отнести ограничение сведений о нем в материалах проверки (заявлениях, объяснениях), а также протоколах следственных действий и судебных заседаний, замену его фамилии, имени, отчества в этих документах псевдонимом.
Все эти действия производятся на основании постановления (определения) об изменении анкетных данных, вынесенного органом дознания, следователем, прокурором или судьей (судом). Именно в нем указываются подлинные анкетные данные взятого под защиту лица. Это постановление (определение) не приобщается к материалам уголовного дела, а хранится отдельно в органе, в производстве которого оно находится.
Кроме того, законом предусмотрены некоторые особенности проведения ряда следственных действий в целях неразглашения данных об участвующих в них лицах. Допускается, например, проведение предъявления для опознания вне визуального наблюдения опознаваемого. Оно проводится в соответствии с общими требованиями уголовно-процессуального законодательства, а о результатах данного следственного действия обязательно сообщается лицу, которое предъявлялось для опознания.
Помимо этого, в целях обеспечения безопасности свидетеля уголовно-процессуальным законодательством введены особые формы допроса в судебном заседании. На основе мотивированного определения суда (судьи) о проведении допроса свидетеля с использованием технических средств из другого помещения последний может находиться вне места проведения судебного заседания, в том числе за пределами помещения суда. При наличии угрозы идентификации голоса свидетеля допускается использование акустических помех. Это решение может быть принято по собственной инициативе суда (судьи), ходатайству прокурора, адвоката или самого свидетеля. Участникам процесса предоставлено право слушать показания свидетеля, задавать вопросы и получать ответы на них.
При невозможности допроса свидетеля подобным образом суд (судья) может допросить его в отсутствие подсудимого с последующим удалением свидетеля из зала судебного заседания. Конфиденциальность данных о свидетеле и иных участниках уголовного судопроизводства, в отношении которых применены меры безопасности, обеспечивается также путем указания в списке лиц, которые подлежат вызову в судебное заседание, псевдонимов вместо настоящих анкетных данных, а вместо их адресов – названия органа, осуществляющего меры безопасности, и его адреса.
Кроме того, вызов в суд лица, в отношении которого применены меры безопасности, может быть произведен исключительно через орган, который осуществляет эти меры. Законодательством предусматривается также наложение временного запрета на выдачу сведений о свидетеле адресными бюро, паспортными службами, подразделениями Госавтоинспекции, справочной службой АТС и другими государственными информационно-справочными службами.
В случаях, когда этого требуют интересы безопасности лиц, взятых под защиту, в том числе и свидетелей, по мотивированному постановлению суда может проводиться закрытое судебное разбирательство.
Итак, законом определен достаточно широкий перечень способов и форм защиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Но не стоит забывать, что лишь при наличии реальных и практически осуществимых, а не декларативных гарантий можно обеспечить защиту этой категории лиц от преступных посягательств и, как следствие, оказание ими реального содействия правоохранительным органам и судам.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет