какие методы обучения в рамках фгос рекомендуются как более действенные и эффективные
Методы и приемы обучения по ФГОС
Методы и приемы обучения по ФГОС
Сытко Светлана Николаевна,
учитель английского языка,
г. Братск, Иркутская область
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины «методы» и «приемы», употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные : когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
Выбор метода зависит от многих условий:
уровня подготовленности учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Теперь предлагаю вам ознакомиться с некоторыми приемами работы на уроках, которые можно использовать вне методов.
Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.
Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):
Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.
Заполняется следующая таблица:
Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.
Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа: почему…?, по какой причине…?, когда…?, для чего было нужно…? и т.д.
В начале урока заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения текста (отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения, практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки информации.
В конце урока нужно вернуться к таблице и оценить проделанную работу.
«Жокеи и лошади » — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных «лошадей» и «жокеев». Цель: найти себе пару.
Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных «лошадей» оставаться на месте, по классу ходят только «жокеи», или наоборот.
Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Прием «Логическая цепочка» можно использовать на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.
Это лишь некоторые из приемов, которые можно использують на уроках. Важно одно — если вы решились внедрять подобные приемы и методы, не стоит делать это урывками, от случая к случаю.
Методы и приемы работают, только если использовать их регулярно.
Современные педагогические технологии: материалы IV Всероссийской заочно научно-практической конференции. 15 февраля 2015 г./Гл. ред. А.В. Степанова. – Чебоксары: ИП Артемьева Е.М., Центр образования и воспитания. – 270 с.
Как учиться эффективнее: гид по формам обучения
Об эксперте: Рената Гизатуллина — основатель и куратор программ LLLab. Lifelong Learning Lab — это школа и коммьюнити для специалистов в образовании, исследующая новые методики в обучении. Школа фокусируется на том, чтобы сделать обучение качественнее и эффективнее и для отдельных людей, и для компаний.
Почему формы обучения важны
Раньше люди получали одно образование и осваивали одну профессию на всю жизнь. Но мир и рынок труда стали сложнее: после получения классического образования люди все чаще меняют профессию и квалификацию, либо же развивают новые навыки на том же карьерном пути. Приходится учиться в течение всей жизни — этот процесс называют lifelong learning.
При таком подходе учащийся становится продюсером своего образования: ставит цели, определяет нужный результат, выбирает формы, форматы и программы. Например, решает: пойти на тренинг по коммуникации или попросить старшего коллегу рассказать, как общаться с клиентами. От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.
Глобально все обучение бывает:
Новые и самые интересные формы обучения комбинируют их или больше основаны на практике и взаимодействии. Именно о них мы и поговорим.
Обучение в сообществе
Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.
Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.
Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.
Вот несколько вариантов обучения в сообществе.
Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.
Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.
Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.
Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:
«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.
В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям. Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.
Участие в мастермайнде учит:
Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.
Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»
Иммерсивное обучение
Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.
«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.
Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.
Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.
Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.
О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:
«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.
Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.
Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.
При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».
Обучение на рабочем месте
Представьте, что у вас появилась новая задача в рабочем процессе, которую вы пока не знаете, как выполнить. Например, необходимо в первый раз составить бюджет отдела на год. Скорее всего, в такой ситуации вы посмотрите, как это делают коллеги, попросите несколько советов и сделаете сами, а потом попросите обратную связь у руководителя. Это и есть обучение на рабочем месте — workplace learning.
Обучение на рабочем месте отличается бесшовностью — сложно разделить личную жизнь, рабочие задачи и саморазвитие. При этом здесь остается целеполагание и рефлексия — измерение прогресса обучения.
Методики обучения на рабочем месте можно изучить на сайте Центра обучения на рабочем месте в Сингапуре. Вот некоторые из них:
Менторинг и коучинг
Менторинг — это наименее формальный вид наставничества, когда опытный человек передает свои знания, опыт и навыки менее опытному. Менторинг основан на партнерской позиции и добровольной работе. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
Вот основные составляющие отношений между ментором, опытным наставником и его подопечным — менти:
Этапы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Вот три основных:
Коучинг похож на менторинг, но у коуча больше навыков в ведении подопечного вопросами. Он может не быть специалистом в области запроса, например, помогать менеджеру развиваться как руководителю без опыта в управлении. При этом коучи умеют задавать вопросы и управлять процессом — это помогает клиенту самому найти ответы и ресурсы, чтобы решить свои проблемы.
Методы и приемы обучения по ФГОС
Методы и приемы обучения по ФГОС
г. Братск, Иркутская область
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины «методы» и «приемы», употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
Выбор метода зависит от многих условий:
уровня подготовленности учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Но каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Теперь предлагаю вам ознакомиться с некоторыми приемами работы на уроках, которые можно использовать вне методов.
Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.
Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):
Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.
Заполняется следующая таблица:
Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.
ИДЕАЛ. Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.
Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа: почему…?, по какой причине…?, когда…?, для чего было нужно…? и т.д.
Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на две группы «генераторов» и «критиков». Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
Таблица ЗХУ. Работа с таблицей начинается еще на стадии вызова. Заполняются следующие графы:
В начале урока заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения текста (отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения, практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки информации.
В конце урока нужно вернуться к таблице и оценить проделанную работу.
«Жокеи и лошади» — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных «лошадей» и «жокеев». Цель: найти себе пару.
Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных «лошадей» оставаться на месте, по классу ходят только «жокеи», или наоборот.
Взаимообучение. Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.
Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.
Таблица аргументов. После знакомства с новым материалом учитель предлагает несколько аргументов, тезисов по теме. Учащиеся заполняют следующую таблицу:
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Прием «Логическая цепочка» можно использовать на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.
Это лишь некоторые из приемов, которые можно использують на уроках. Важно одно — если вы решились внедрять подобные приемы и методы, не стоит делать это урывками, от случая к случаю.
Методы и приемы работают, только если использовать их регулярно.
Современные педагогические технологии: материалы IV Всероссийской заочно научно-практической конференции. 15 февраля 2015 г./Гл. ред. А.В. Степанова. – Чебоксары: ИП Артемьева Е.М., Центр образования и воспитания. – 270 с.
«Современные формы и методы работы с учащимися начальных классов, способствующих повышению качества образования в условиях реализации ФГОС НОО.»
“ Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Общество сегодня качественно изменилось, изменилось детство, изменился
ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто
стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера
отношений, структура умственной деятельности. Все эти изменения меняют
и позицию учителя, его педагогическую деятельность.
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Оно имеет
свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов
систематического школьного образования. В этот период идет формирование
основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации; при
благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и
Одним из показателей качества образования на ступени начального общего
образования является результат освоения Федерального Государственного
Внедрением государственных стандартов второго поколения существенно изменяет роль учителя, которому необходимо выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Поэтому обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.
За время моей работы у меня сформировалось предпочтение к определенным формам работы на уроке, которые приносят стабильно хорошие результаты в учебной деятельности, а главное, помогают учащимся без стресса, в доступной форме усваивать учебный материал.
Парную форму работы использую для увеличения активности учащихся при выполнении различных заданий. Применение этого вида работы позволяет мне привлечь к активной работе максимальное количество детей, разнообразить формы общения детей на уроке, дает возможность каждому ребенку работать на доступном ему уровне в индивидуальном темпе, научить детей оценивать работу другого и осмысливать собственную информацию, которую передает другому.
Активные методы обучения в процессе педагогического общения
приносят в классы нетрадиционные для массовой школы равноправные
отношения преподавателя и учащихся.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся
начальных классов на уроках являются:
1.Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой
на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра,
ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных
ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация
неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация
неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
3. Организации рефлексии и подведения итогов.
технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
5.Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
6.Использование форм так называемого интерактивного обучения или
их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов»,
«интервьюирования различных персонажей».
7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная
разминка, шаржи, эпиграммы).
8.Реализация личностно-ориентированного и индивидуально —
дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой
деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава,
в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-
конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные,
Остановлюсь на некоторых из них подробнее.
Динамично помогают начать урок такие методы, как « Галерея
выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно
большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют
весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями,
способствует установлению контакта между учениками в течение
Очень важным для учителя является включение в урок активных
методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево
ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый
сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого
ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для
осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее
вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и
предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают
(хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего
опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д.
После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания,
опасения и подводятся итоги.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал
обучающимся. Такие методы презентации учебного материала,
доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.
Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь.
По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение
общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию
материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по
теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно,
чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это
можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для
работы над темой урока используются для групп сменного или
Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор»
цветам светофора), «На линии огня» ( каждая команда защищает свой
детей очень интересны такие методы, как « Инфо-карусель»,
«Автобусная остановка», «Творческая мастерская».
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом может
применяться на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего
мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут
сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда
изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание
разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на
заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения
принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу
отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее
представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической
деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо
пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным
ученикам активнее участвовать в упражнении.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие
методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к
теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый
лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С
доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет
группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою
очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги
урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить,
что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на
следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне
скорректировать урок на будущее.
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно
добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют
активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков,
учебно-информационных и учебно-организационных умений.
— Уроки с использованием активных методов обучения интересны не
только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют
поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при
обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у
учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные
методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения
позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Впервые учебная деятельность становится ведущей. Особая роль, конечно
же, отводится учителю, так как он является главной движущей силой
качественного образования. Он должен владеть современными
образовательными технологиями, обладать способностью делать учебный
материал доступным пониманию, творчески подходить к применению
методов обучения и уметь организовать детский коллектив, вовлекать
ребенка в поиск, который позволяет реализовать его интеллектуальные и
творческие способности в ходе основного обучения, внеурочной
деятельности и во внеклассной работе.
«Ребенок идет в школу за счастьем, а на урок за чудом» Так давайте создавать такую современную школу, чтобы она стала для наших детей школой счастья, а каждый урок будет уроком чудес для наших детей!