какие методы оценки используются при принятии к учету основных средств
Какие существуют виды оценок основных средств?
Натуральная и денежная оценка основных средств предприятия
Как правило, компании при ведении учета ОС используют как натуральные показатели оценки, так и денежные. Что они из себя представляют?
Натуральные показатели оценки ОС — это какие-либо сведения об объекте ОС фирмы, характеризующие его с определенной качественной стороны. Например, производственные помещения характеризуются площадью, оборудование, необходимое для выполнения производственных операций, — мощностью и т. д.
Натуральные показатели в большинстве случаев приводятся в официальных сопроводительных документах к тому или иному ОС (в частности, в технических паспортах оборудования, в проектной документации по зданию и т. д.).
ВАЖНО! Натуральные показатели используются фирмой для планирования деятельности на перспективу, расчета плановых объемов производства. В учете такая информация отражается в инвентарной карточке объекта.
Денежные показатели оценки ОС призваны охарактеризовать конкретный объект ОС в едином стоимостном эквиваленте. Именно денежная оценка является наиболее значимой с точки зрения учета, поскольку на основании различных стоимостных оценок впоследствии выстраивается расчет налоговых обязательств фирмы, связанных с движением соответствующих ОС.
Денежная оценка ОС также выступает в роли вводной информации, на основании которой в фирме строится планирование как налоговых обязательств, так и перспективных объемов производства и показателей плановой рентабельности бизнеса.
Если в части натуральных оценок ОС больших трудностей с учетом не возникает (они определяются на основании техдокументации к объекту ОС и отражаются в инвентарной карточке), то денежная оценка ОС — более сложный и комплексный вопрос.
Учет ОС ведется в соответствии с ПБУ 6/01. Но с 2022 года положение утратит силу.
Ему на смену придут ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
Какими бухгалтерскими записями в учете отражать основные операции с объектами ОС при применении ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 6/2020, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ и переходите в Путеводитель.
Что важно помнить о денежной оценке ОС?
Существует несколько видов стоимостных измерений ОС. К ним относятся, в частности, следующие виды стоимости:
ВАЖНО! На основании первоначальной стоимости компания впоследствии рассчитывает сумму амортизации по ОС.
Кроме того, если фирма применяет принципы МСФО, то она помимо указанного еще рассчитывает и справедливую стоимость.
Итоги
Специалистам учета на предприятии следует помнить, что существуют 2 группы оценки ОС: натуральная и денежная. При этом если натуральная оценка, как правило, характеризует объект с качественной стороны, то денежная требуется для расчета налоговых обязательств компании, а также для эффективного планирования деятельности. Поэтому любая фирма должна понимать, как корректно исчислить первоначальную, восстановительную, остаточную, ликвидационную, балансовую и рыночную стоимость.
Какие методы оценки используются при принятии к учету основных средств
II. Оценка основных средств
7. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
8. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
(в ред. Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н)
(см. текст в предыдущей редакции)
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
(см. текст в предыдущей редакции)
таможенные пошлины и таможенные сборы;
(в ред. Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н)
(см. текст в предыдущей редакции)
невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
(в ред. Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н)
(см. текст в предыдущей редакции)
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
(в ред. Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может определять первоначальную стоимость основных средств:
При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
(п. 8.1 введен Приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н)
9. Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
10. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.
(в ред. Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
12. Первоначальная стоимость объектов основных средств, принимаемых к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктами 9, 10 и 11, определяется применительно к порядку, приведенному в пункте 8 настоящего Положения.
(п. 12 в ред. Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Капитальные вложения в многолетние насаждения, на коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.
14. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.
(в ред. Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
(в ред. Приказа Минфина России от 18.05.2002 N 45н)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.
(в ред. Приказов Минфина России от 12.12.2005 N 147н, от 24.12.2010 N 186н)
(см. текст в предыдущей редакции)
При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
(абзац введен Приказом Минфина России от 18.05.2002 N 45н)
Результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.
(абзац введен Приказом Минфина России от 18.05.2002 N 45н, в ред. Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.
(в ред. Приказов Минфина России от 12.12.2005 N 147н, от 24.12.2010 N 186н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.
(в ред. Приказов Минфина России от 18.05.2002 N 45н, от 24.12.2010 N 186н)
(см. текст в предыдущей редакции)
При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.
Методы оценки активов и обязательств в бухгалтерском учете
Общие подходы к оценке активов и обязательств
Оценка активов и обязательств является для каждого хозяйствующего субъекта необходимой и обязательной процедурой, благодаря которой:
С различными видами анализа вас познакомят подготовленные специалистами нашего сайта материалы:
Основные подходы к оценке имущества и обязательств едины для всех субъектов хозяйствования и базируются на следующем:
Основные методы оценки имущества и обязательств описаны в п. 23 Положения по ведению бухучета (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), определяющем открытый перечень оценочных методов (см. схему ниже):
В связи с тем, что стоимость имущества компании и ее обязательств под воздействием различных факторов может со временем изменяться, в бухучете существует несколько видов оценок:
Описание методов оценки отдельных видов активов и обязательств приведено в ПБУ, методических указаниях и иных нормативных документах — об этом в следующем разделе.
Методы оценки отдельных видов активов и обязательств в бухучете
Остановимся на основных подходах к оценке наиболее распространенных видов активов и обязательств.
Для большинства производственных компаний важным вопросом является оценка основных средств (ОС) как одного из весомых показателей 1-го раздела баланса.
С нюансами бухучета ОС поможет разобраться материал «Основные средства в бухгалтерском учете (нюансы)».
Данная группа активов оценивается по-разному в зависимости от вида стоимости ОС (первоначальной, восстановительной, справедливой и др.).
Способы оценки в бухучете первоначальной стоимости ОС согласно ПБУ 6/01 представлены на схеме ниже.
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утрачивает силу, а ему на смену приходят два новых ФСБУ: 6/2020 по основным средствам и 26/2020 по капвложениям. Что меняется в учете ОС, в т. ч. в правилах их оценки, узнайте из Обзора от экспертов КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
С методами оценки справедливой стоимости вас познакомит материал «МСФО № 13 Оценка справедливой стоимости (нюансы)».
Методы оценки МПЗ с 2021 года описаны в ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Переходите в КонсультантПлюс и сможете узнать, по какой стоимости теперь принимать к учету запасы:
Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Обоснованность выбора метода оценки МПЗ влияет на представляемые в отчетности любой компании показатели, характеризующие важные финансовые показатели ее деятельности (платежеспособность, рентабельность и др.). В итоге это может оказать воздействие на принимаемые решения собственниками и иными заинтересованными лицами (инвесторами, кредиторами и др.).
Нюансы оценки МПЗ при поступлении на склад — в материале «Методика анализа материально-производственных запасов».
Долги компании в бухучете также подлежат стоимостной оценке. Дебиторская и кредиторская задолженность по нормам отечественного бухгалтерского законодательства отражается в балансе по номинальной стоимости — в оценке, установленной договором (с учетом всех скидок, наценок и др.).
Какие методы оценки дебиторской задолженности используются в управленческом учете — см. в материале «Основные методы оценки дебиторской задолженности».
При этом дебиторскую задолженность требуется оценивать с учетом вероятности ее погашения (за минусом зарезервированных сумм сомнительных долгов).
О формировании резерва по смонительным долгам читайте здесь.
При отражении в бухучете операций с долговыми ценными бумагами, при оценке долгосрочных оценочных обязательств и в других предусмотренных бухгалтерским законодательством случаях используется дисконтированная оценка.
Итоги
При оценке стоимости имущества учитывается способ его поступления в компанию: при покупке за деньги, в обмен на иные активы, по договору дарения или иными способами. Обязательства компании оцениваются по номинальной стоимости, а в отдельных случаях с учетом вероятности погашения долга или с применением дисконтирования.
Основные средства в бухгалтерском учете (нюансы)
В первую очередь специалистам учета на предприятии следует отчетливо представлять разницу и сходство в подходах к отражению ОС и операций с ними в бухгалтерском и налоговом учете ОС.
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете для того, чтобы фирма могла считать определенное оборудование своим основным средством, объект должен соответствовать следующим критериям:
Как учитывать ОС для целей налога на прибыль, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
До 01.01.2016 критерий первоначальной стоимости ОС в бухгалтерском учете совпадал с таковым в налоговом: ОС считалось оборудование, стоимостью более 40 000 руб. Но с 01.01.2017 в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми ОС стало признаваться в целях налогообложения только имущество, превышающее по стоимости 100 000 руб. При этом данное увеличение лимита распространяется только на принятые с 01.01.2016 ОС. В бухучете величина лимита до сих пор не изменилась: амортизируемым имуществом признается актив стоимостью более 40 000 руб. В связи чем между налоговым и бухучетом образуются налогооблагаемые временные разницы.
Подробности см. здесь.
Каждый объект ОС относится к определенной амортизационной группе, а его стоимость списывается в расходы в течение определенного временного промежутка.
Порядок бухучета поступления ОС в фирме
Когда компания приобретает (или получает) ОС, задача специалистов бухучета обеспечить корректное отражение факта поступления ОС в фирму, а также последующий учет ОС в бухгалтерской отчетности.
Первое, что следует сделать в данном контексте, — определить первоначальную стоимость объекта ОС. Поэтому важно знать, из чего такая стоимость складывается.
Как следует из п. 8 ПБУ 6/01, первоначальная стоимость определяется путем сложения всех затрат, которые компания по факту совершила для того, чтобы приобрести объект и довести его до состояния, когда его можно эксплуатировать на производстве, а именно:
ВАЖНО! Цену следует включать в первоначальную стоимость без НДС. НДС учитывается в стоимости ОС, только если такое ОС фирма будет использовать для необлагаемой НДС деятельности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Коренное отличие бухгалтерского учета от налогового состоит в том, что он позволяет учитывать в первоначальной стоимости инвестиционного актива проценты по кредитам, которые фирме пришлось взять с целью приобретения такого актива (п. 7 ПБУ 15/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н). В налоговом же учете проценты — это всегда внереализационные расходы.
Какие есть нюансы принятия к бухгалтерскому и налоговому учету объектов недвижимости, вы можете узнать из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Пример формирования стоимости ОС в бухгалтерском учете на базе 1С ЕРП версия 8.3 представлен ниже:
Все расходы, связанные с приобретением и/или строительством объекта основных средств, отражены по дебету счета 08.04 и контролируются отчетом «Карточка счета».
После того как специалист компании подсчитает итоговую величину первоначальной стоимости ОС, такой объект можно принимать к учету. Для этого компании следует оформить акт приема-передачи ОС, после чего открыть по объекту специальную инвентарную карточку.
ВАЖНО! Компании следует знать, что даже если ОС необходимо зарегистрировать в органах госвласти, данная процедура не будет влиять на момент принятия к бухучету. Такой момент в любом случае наступает на дату, когда определена первоначальная стоимость объекта ОС.
Амортизация и переоценка ОС в бухучете
ОС фирма в течение времени эксплуатации амортизирует, т. е. постепенно переносит его стоимость на счет 02.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Амортизация в учете по используемому ОС не должна прерываться. Исключение существует лишь для законсервированных более чем на 3 месяца ОС, а также для ОС, восстановление которых должно продлиться дольше 12 месяцев (пп. 17, 23 ПБУ 6/01).
Вместе с тем специалистам по учету следует помнить, что некоторые категории ОС не нужно амортизировать. К ним относятся, к примеру, земельные участки.
О том, как исчислить амортизацию и отобразить ее в учете, читайте в материале «Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете».
Также у фирмы есть право производить переоценку своих ОС, т. е. производить перерасчет как стоимости ОС, так и сумм ранее начисленной амортизации. Это следует из п. 15 ПБУ 6/01. Такая переоценка должна осуществляться на конец каждого года. При этом результаты переоценки (значение дооценки или уценки) могут, как влиять на финансовые результаты компании, так и увеличивать/уменьшать добавочный капитал фирмы.
Как оформить переоценку ОС на практике, читайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Организация бухгалтерского учета при продаже ОС
Если компания решает продать ОС, то у специалиста по бухучету возникает задача корректно показать факт продажи в бухгалтерской отчетности. Какие бухгалтерские последствия влечет за собой продажа ОС?
1. На дату продажи (перехода прав собственности к новому хозяину) компании-продавцу следует отразить доход. Такой доход учитывается в составе прочих и аккумулируется на счете 91 (по кредиту).
ВАЖНО! Доходом выступает только чистая цена продажи, без НДС. Однако на счет 91 сначала зачисляется весь доход, после чего сумма НДС по ОС отражается проводкой по дебету счета 91 в корреспонденции со счетом 68.
2. Продажа ОС влечет за собой необходимость отнесения остаточной стоимости по такому ОС на прочие расходы фирмы.
Об особенностях бухучета продажи ОС узнайте здесь.
В части документального оформления продажи ОС компании следует помнить, что факт передачи ОС покупателю фиксируется актом приемки-передачи.
Что важно помнить при продаже недостроенных объектов
На практике нередко возникают случаи, когда компания решает продать недостроенное будущее ОС, к примеру, склад или здание. Здесь также следует помнить некоторые особенности бухучета.
В частности, доходы от продажи таких недостроенных объектов также считаются прочими доходами и относятся на кредит счета 91 в той сумме, которую за объект заплатил покупатель.
Однако, поскольку недостроенный объект еще не был признан фирмой в качестве ОС, он не имеет сформированной первоначальной стоимости. Возникает вопрос, что следует включать в расходы.
ВАЖНО! Как на то указывают пп. 11, 14.1, 16, 19 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, в данной ситуации в прочие расходы (дебет счета 91) фирме следует включить те затраты, которые она уже понесла в связи со строительством ОС (фактически сложившаяся на дату продажи стоимость объекта), а также, если актуально, сопутствующие продаже затраты (к примеру, на гонорар посреднику и др.).
Как и в случае с продажей ОС, при реализации недостроенного объекта доход возникает (и показывается в отчетности) на дату, когда права собственности перешли к приобретателю.
Нюансы бухучета передачи ОС в уставный капитал ООО
Если фирма решила передать свое бывшее ОС в уставный капитал другой организации, следует помнить, что такую передачу также необходимо оформить соответствующим актом. Он может быть составлен как в свободной форме, так и с использованием шаблона по форме ОС-1. При этом важно, чтобы в таком акте была отражена остаточная стоимость ОС, а также величина НДС, который фирма должна будет восстановить в связи с передачей ОС в качестве вклада в УК иной компании.
Далее. Переданное ОС оценивается участниками принимающей организации для определения размера вклада, осуществленного таким ОС. Поэтому компании важно понимать, что если участники оценят ОС по стоимости, превышающей его учетную стоимость, то разницу фирма отнесет на свои доходы (кредит счета 91 в корреспонденции с дебетом счета 76, предназначенным для учета задолженности фирмы по вкладу в УК сторонней компании). В обратном случае, если акционеры оценили ОС в меньшем размере, чем то было указанно в бухгалтерских документах фирмы, получается, что фактически задолженность по вкладу в УК погашена не до конца. Поэтому разницу следует включить в состав прочих расходов и списать на дебет счета 91.
Начислять ли амортизацию на ОС, полученный в качестве взноса в УК, читайте здесь.
Ликвидация ОС в бухучете
Ликвидация ОС имеет некоторые особенности в плане бухучета.
Во-первых, поскольку дохода за выбывшее ОС получено фирмой не было, компания должна будет показать в учете только расходы. К расходам (отражаемым по дебету счета 91) в данном случае будут относиться следующие:
Какие проводки составляются при выбытии объекта ОС см. в материале «Выбытие основных средств в бухгалтерском учете (нюансы)».
Во-вторых, специалистам, ответственным за бухучет ОС, не следует забывать, что в результате ликвидации фирма получает какие-либо новые материальные запасы. Их необходимо учесть на счете 10 (по дебету) в корреспонденции с увеличением прочего дохода фирмы (кредит 91).
О том, как учесть издержки при ликвидации ОС, читайте здесь.
Итоги
Бухгалтерский учет основных средств в 2020 году в большинстве своем следует осуществлять в том же порядке, что и ранее. А именно принимать к учету ОС на дату доведения до состояния готовности к эксплуатации. Впоследствии при продаже ОС полученное вознаграждение включается в доходы, а остаточная стоимость ОС — в расходы. Аналогичные правила распространяются и на продажу недостроенных объектов. При этом специалистам важно помнить: несмотря на то, что в налоговом учете стоимостной критерий для признания объекта ОС увеличился до 100 000 руб., в бухгалтерском учете он не изменился и по-прежнему составляет 40 000 руб.