какие методы получения первичной информации вы знаете
Методы получения первичной информации о внешней и внутренней среде
Методы получения первичной информации
Существует 4 метода получения первичной информации:
1) Наблюдение, 2) Эксперимент, 3) Имитация, 4) Опрос
Наблюдение – один из наиболее простых и дешевых способов изучения окружающей обстановки, оно заключается в проведении непосредственного анализа поведения людей и протекающих процессов.
1) По степени охвата респондентов: сплошное и выборочное
2) По времени проведения: единовременное, непрерывное и систематическое (мониторинг)
1) Получение информации об объекте наблюдения вне зависимости от его желаний
2) Возможность учета состояния окружающей среды
Эксперимент – метод получения информации на основе зависимости одних факторов от других, т.е. эксперимент позволяет выявить реакцию потребителей на определенные изменения (факторы). Например, исследование возможности увеличения объема продаж при изменении розничной цены.
Преимущество эксперимента состоит в том, что позволяет видеть причинно-следственную связь изучаемых явлений.
Недостаток – требует затрат.
Имитация (фокусирование) – заключается в разработке и анализе модели описывающей определенную ситуацию.
Модель может быть построена с помощью следующих средств:
1) Вычислительной техники 2) Деловой игры
Во 2-м случае отбираются специальные фокус-группы (8-12 человек), которые обсуждают проблему под руководством профессионального психолога.
Опрос – наиболее универсальный метод проведения маркетинговых исследований, который позволяет выявить субъективное мнение людей в отношение какого-либо объекта.
Опросы классифицируют по ряду признаков:
1) По форме: интервьюирование (свободная беседа), анкетирование (фиксированная форма в опросном бланке)
2) В зависимости от источника или носителя первичной информации: массовые (где источником информации выступает население (респонденты) профессиональная деятельность которых не связана с предметом исследования, специализированные (экспертные)
3) По частоте проведения опросы бывают: точечные и повторные, в том числе: спорадические (проводящие в случае необходимости для группы лиц имеющих отношение к данной проблеме) и панельные (многократные опросы одной и той же группы лиц
4) По степени охвата потенциальных потребителей: сплошные и выборочные
Существуют следующие методы выборки: произвольная (опрашивают тех, кто согласен ответит на вопросы), типовая (отбирают наиболее типичных представителей), квоты (осуществляется пропорциональное представительство – по полу, возрасту, доходу и т.д.), лотереи (случайная выборка), репрезентативная (представительная).
Если выборочная совокупность достаточно достоверна или отражает свойства генеральной совокупности – она называется представительной (репрезентативной).
Существует 2 типа орудий исследований:
1) Механические устройства (диктофоны, фото-, видеокамеры, тонометры)
Анкета – это вопросник, на который отвечает-отвечает опрашиваемое лицо. Текст анкеты должен состоять из 4 блоков:
1) Преамбула – в ней указывается цель исследования, и кто его проводит, подчеркивается анонимность опроса, по необходимости инструкция по заполнению анкеты
2) Паспортичка – состоит из вопросов, призванных охарактеризовать самого опрашиваемого (пол, возраст, семейное положение)
4) Детектор – включает вопросы, призванные проверить внимательность заполнения анкеты, откровенность опрашиваемых, порядочность
Все анкетные вопросы можно разделить на два класса:
1) Закрытые вопросы (с вариантами ответов) 2) Открытые вопросы
При постановки вопросов с указанием возможных ответов используются шкалы измерений (шкала Лайкерта, мнемоническая шкала).
Методы получения первичной информации.
Существует 4 основных метода получения первичной инф.:
1Наблюдение – это планомерный охват воспринимаемых органами чувств явлений без воздействия на объект наблюдения.
Наблюдения бывают: По степени охвата наблюдаемых (сплошные, выборочные); По времени проведения (единовременное, непрерывное, систематическое); По формам (полевое, лабораторное, с участием наблюдающего, без участия наблюдающего).
Достоинства – объективность, возможность проследить неосознанное поведение наблюдаемых, получение инф. вне зависимости о желании объекта наблюдения. Недостатки: высокие расходы, некоторые факторы не поддаются наблюдению.
2 Опрос (интервью) –метод кот. позволяет выявить субъективное мнение людей в отношении какого-либо объекта или явления путем прямого задавания вопроса.
Виды: В зависим. от первичной инф (массовые, специализированные); В зависим. от частотыпроведения (точечные, повторные); По степени охвата потенциальных потребителей (сплошные, выборочные); По формам (письменное, устное, телефонное, свободная, стандартная)
+ исследование невоспринимаемых обстоятельств, надежность
— влияние интервьюера, репрезертативность выборки.
Виды: лабораторные и полевые; в зависимости от кол-ва изучаемых переменных (однофакторные, двуфакторные, многофакторные)
+позволяет видеть причинно-следственную связь изучаемых явлений, контроль ситуации, реалистичность условий
— требует больших затрат
4. Панель – повторяющийся сбор данных у одной группы через равный промежуток времени.
Сегментирование рынка. Выбор сегмента рынка. Выбор позиции на рынке.
Сегментирование представляет собой деление рынка (потребителей, конкурентов) на отдельные части кот. имеют между собой общие признаки. Сегментирование позволяет предприятию иметь преимущества на рынке в условиях существующей конкуренции.
1Наиболее полное удов-ние потребностей потребителей
2Выбор отличного от конкурента сегмента рынка
3Повышение конкурентоспособности товара и имиджа предприятия
4Подпор комплекса маркетинга под индивидуальные потребности потребителей.
Определение целевых рынков. Следует провести анализ привлекательности различных сегментов рынка в соответствии с получаемой прибылью и возможностями роста и выбрать те из них, которые представляют наибольший интерес для фирмы.
Рыночное позиционирование.Определившись с целевымисегментами, компания приступает к разработке отличительных преимуществ, призванных помочь ей занять достойное место в сознании потребителей. Для реализации стратегии позиционирования разрабатывается программа маркетинг микс.
Сегментация позволяет товаропроизводителю: 1. повысить конкурентоспособность товара и его производителя, эффективность хозяйственной деятельности; 2. лучше удовлетворять нужды и потребности людей путем большего соответствия товаров желаниям и предпочтениям потребителя; 3. более четко и направленно осуществлять маркетинговую политику.
Критерий — это показатель того, насколько верно предприятие выбрало тот или иной рынок для деятельности.
Признаки сегментации:
а) Географические признаки — климат, часть света, страна, район, город, село, плотность населения. б) Демографические (численность населения, уровень рождаемости, пол и возраст, состав семьи, национальность и т. д.)
в) Социально-экономические (доходы, уровень потребления, род занятий, образование и т. д.). г) Психографические признаки (образ жизни, тип личности, черты характера и т. п.). д) Поведенческие (мотивы совершения покупки, приверженность к марке, тип покупателя, интенсивность потребления и др.)
ВЫБОР ЦЕЛЕВЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА
Три варианта охвата рынка. Фирма может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг.
Недифференцированный маркетинг. Возможно, фирма решится пренебречь различиями в сегментах и обратиться ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае она концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах общее.
Дифференцированный маркетинг. В данном случае фирма решает выступить на большинстве или даже на всех сегментах и разрабатывает для каждого из них отдельное предложение.
Концентрированный маркетинг. Многие фирмы видят для себя и третью маркетинговую возможность, особенно привлекательную для организаций с ограниченными ресурсами. Эти фирмы концентрирует усилия на одном или нескольких сегментах рынка.
Выбор стратегии охвата рынка. При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы:
1) ресурсы фирмы2) степень однородности продукции. 3) этап жизненного цикла товара. 4) степень однородности рынка. 5) маркетинговые стратегии конкурентов.
Далее предприятие должно решить, какие из проанализированных рыночных сегментов оно должно выбрать в качестве целевых рынков. Возможны пять вариантов действий:
1) сосредоточить усилия на одном сегменте;
2) удовлетворять какую-то одну потребность всех групп потребителей;
3) удовлетворять все потребности одной группы потребителей;
4) выборочная специализация на различных сегментах;
5) обслуживание всего рынка.
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 240 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Методы получения первичной информации
Методы сбора первичных данных можно классифицировать как количественные и качественные.
Количественные исследованияобычно отождествляют с проведением измерений и различных опросов. Опросы основаны на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Структурированные вопросы закрытого типа — это вопросы, на которые можно дать только определенный ответ, например «да» или «нет». Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формы данных и источники их получения, обработка собранных данных с помощью упорядоченных количественных процедур. Качественные исследованиявключают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры.
Почему часто используются качественные методы? Качественные методы нередко являются источниками идей. Опыт показывает, что крупномасштабные дорогостоящие количественные исследования далеко не всегда, особенно если в их основе нет перспективных идей, дают необходимые результаты.
К качественным методам относят наблюдение, глубинные интервью, анализ протоколов бесед, некоторые разновидности экспертных методов. Если наблюдения сопровождаются измерениями, то это способ количественного исследования.
Методы опроса.Опрос — это сбор первичной информации в форме ответов на прямые вопросы. Опрос может носить структурированный и неструктурированный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором — интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов. При проведении опроса группа опрашиваемых людей может подвергаться однократному или многократному обследованиям. В первом случае получается срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента. Например, редакции журналов и газет проводят разовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий.
Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых людей, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода. В этом случае часто говорят, что используется панельный метод опроса.
Достоинства методов опроса: 1) стандартизация, обусловленная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них; 2) простота, так как респондентов посещать не обязательно, можно передавать им вопросники по почте или опрашивать их по телефону, не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных профессионалов; 3) возможность глубокого анализа, обусловленная применением последовательных уточняющих вопросов; 4) возможность табулирования и проведения статистического анализа с использованием методов математической статистики и соответствующих статистических пакетов для персональных компьютеров.
Информация от респондентов при проведении опросов собирается тремя способами: 1) интервьюеры задают вопросы респондентам, ответы на которые интервьюер фиксирует; 2) вопросы задаются с помощью компьютера; 3) путем самостоятельного заполнения анкет респондентами.
Панельный метод обследования.Панель — выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным. Членами панели могут быть семьи, организации, эксперты, которые с определенными оговорками остаются постоянными. Панельный метод опроса имеет преимущества по сравнению с обычными одноразовыми опросами, так как он дает возможность сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений.
Все виды панелей подразделяются по: времени существования; характеру изучаемых единиц, характеру изучаемых проблем; методам получения информации.
По времени существования панели делятся на краткосрочные — существующие до года, и долгосрочные — обычно не более пяти лет.
Долгосрочные панели могут давать непрерывную либо периодическую информацию. Непрерывная информация фиксируется в дневниках ежедневно, а сами дневники высылаются организаторам исследования через определенные промежутки времени. Периодическая информация поступает по мере проведения опросов в виде заполненных анкет.
По характеру изучаемых проблем панели могут быть специализированными. Специализированные панели создаются для изучения узких проблем. Например, с их помощью осуществляются: тестирование товаров и концепций новых товаров; отслеживание рыночных тенденций (изучается динамика показателя рыночной доли); определение источников, из которых потребители получают информацию о новых товарах.
По методу получения информации возможны четыре вида пане-лий, когда члены панели: 1) высылают требуемую информацию (заполненные дневники, опросные листы) почтой; 2) интервьюируются; 3) заполняют дневники или опросные листы, но собирают информацию специальные работники; 4) дают интервью через определенный промежуток времени, а внутри временного интервала высылают информацию по почте.
Целесообразность использования тех или иных панелей определяется характером решаемых задач и выделяемым объемом средств. Поэтому перед проведением опросов, исходя из целей исследования, нужно выбрать вид панели.
Типичным примером использования панельного метода опроса может служить изучение медицинского обслуживания и рынка лекарств во Франции*. В панель входило 1600 врачей — каждый двадцатый врач, работающий с частной клиентурой. Члены панели выписывали в течение одной недели раз в три месяца рецепты в специальной отрывной книжке с корешками. Это позволяло одновременно получать дубликат рецепта и определенную информацию, записанную на корешке: особенности больного, диагноз, терапевтическое воздействие, ожидаемое от выписанного лекарства.
Процесс формирования панели в данном примере включал: 1) разделение территории на регионы и категории городов; 2) разделение медицинского персонала на категории по специальности и возрасту; 3) жеребьевку в каждой категории для отбора нужного числа врачей; 4) проверку выборки по многим параметрам.
Планирование выборочных исследований
Формирование выборкиосновывается на знании контура выборки, под которым понимается список всех единиц совокупности, из которых выбираются единицы выборки. Например, если в качестве совокупности рассматривать все автозаправочные станции города, то надо иметь список этих станций. Он и будет рассматриваться как контур, в пределах которого формируется выборка.
Контур выборки неизбежно содержит ошибку, называемую ошибкой контура выборки и характеризующую степень отклонения от истинных размеров совокупности. Очевидно, что может не быть полного официального списка всех автозаправочных станций большого города, включая и нелегальный бизнес в данной области.
Существуют три главные проблемы формирования выборки.
Исходя из сути рассматриваемой задачи необходимо определить, кто или что является единицей выборки. Например, производитель автомобилей решил изучить потенциальный рынок для своей продукции. Было принято решение изучить мнение по данному вопросу лиц, принимающих решения по выбору автомобилей п рачлич-ных организациях, и глав семейств, определяющих данную политику в семье. В указанном примере единицы выборки — это руководители соответствующих служб организаций и главы семейств.
Важно определить контур выборки. Например, список всех предприятий определенного региона. В целях выполнения правила репрезентативности, то есть представительности проводимого исследования, необходимо тщательно подобрать метод, с помощью которого выбираются единицы выборки из контура выборки, и спланировать структуру выборки.
Кроме того, необходимо определить объем выборки, то есть число изучаемых единиц. Обоснованный объем выборки не зависит от размера совокупности. Например, для отдельного региона он может быть не больше, чем для государства в целом, хотя сами единицы выборки должны отбираться по разным планам.
При формировании выборки предпочтительно использовать вероятностные, то есть случайные методы. Если все единицы выборки имеют определенную вероятность быть включенными в выборку, то выборка называется случайной. Нередко из-за невозможности точного определения размера совокупности нельзя точно рассчитать вероятности. Поэтому применение термина «известная вероятность» далеко не всегда обосновано.
Вероятностные методы включают: простой случайный отбор, систематический отбор, кластерный отбор и стратифицированный отбор.
Простой случайный отбор предполагает, что вероятность быть избранным в выборку известна и одинакова для всех единиц совокупности. Вероятность быть включенным в выборку определяется отношением объема выборки к размеру совокупности. Простой случайный отбор может осуществляться с помощью таблиц или генераторов случайных чисел.
Могут использоваться генераторы случайных чисел, имеющиеся в средствах электронных офисов. Единицам совокупности присваивают порядковые номера, после чего генерируются случайные числа в диапазоне всей генеральной совокупности. Количество чисел должно быть равно объему выборки.
Особенно широко метод систематического отбора используется, когда для различных видов совокупностей имеются различные справочники, списки, спецификации, например справочники телефонных номеров.
Кластерный отбор основан на делении совокупности на подгруппы. К сожалению, методологические ошибки в применении кластерного отбора чрезвычайно широко распространены, они проникли даже в популярные учебники. При кластерном отборе необходимо основываться на большой совокупности статистических данных и методах прикладной статистики — кластерном и дискриминантном анализе.
Предположим, что исследуется мнение населения страны относительно какой-либо проблемы. Страна разбивается на четко определяемые части — 89 регионов. По каждому региону подбираются данные статистики о показателях, которые могут влиять на мнение
населения по проблеме.
С помощью кластерного и дискриминантного анализа регионы группируются в группы — кластеры по близости характеристик. Далее в простейшем случае можно ограничиться выбором в каждом кластере одного из регионов случайным образом. Затем необходимо определить совокупность для отобранных регионов и проводить в них соответствующее исследование, а выводы обобщить для всей страны.
В основе всех описанных методов лежит предположение, что любая совокупность характеризуется симметричным распределением ее ключевых характеристик, то есть каждая выборка достаточно полно характеризует всю совокупность, различные крайности в выборке уравновешивают друг друга. Такая ситуация встречается не часто. Например, рыночный потенциал определенного региона для какого-то товара неоднороден. Население больших, средних и малых городов, сельской местности региона может отличаться по уровню образования, дохода, образу жизни.
В случае несимметричного распределения совокупности последняя разделяется на различные подгруппы — страты, например по уровню доходов, и выборки формируются из этих подгрупп, по сути дела являющихся сегментами рынка. Такой метод носит название стратифицированного отбора. Для него следует выбрать признаки, характеризующие каждую единицу совокупности, например уровень дохода. Далее для каждой страты с помощью случайного отбора формируется выборка.
Если размер выборки для определенной страты пропорционален размеру страты по отношению ко всей совокупности, то выборка называется пропорционально стратифицированной. В случае непропорционально стратифицированной выборки необходимей использовать весовые коэффициенты, уравновешивающие размеры страт. Вероятностно обоснованная стратификация строится на основе кластерного и дискриминантного анализа.
Систематический отбор имеет место при последовательном формировании нескольких выборок с целью постепенного уточнения получаемых данных.
Формирование выборки может осуществляться следующими этапами: 1) определение соответствующей совокупности; 2) получение «списка» совокупности; 3) определение структуры выборки; 4) определение методов доступа к совокупности; 5) определение иподготовка организационного обеспечения нужной численности выборки; 6) проверка выборки на соответствие требованиям проводимого исследования.
Определение объема выборки.На практике используется множество методов определения объема выборки. Обоснованными являются только вероятностный метод и метод экспертной оценки.
С помощью методов математической статистики может быть определен вероятностно обоснованный объем выборки, позволяющий получить данные с определенной точностью и достоверностью.
В статистике изменчивость признака, как известно, характеризуется его вариацией. Вариация — это степень несхожести измерений признака, например ответов респондентов на определенный вопрос.
В качестве меры вариации обычно принимается среднеквадратичное отклонение, которое характеризует отличие отдельных величин признака от средней величины. Эту меру вариации называют в разных случаях также стандартной ошибкой, стандартным отклонением.
Напомним, кроме того, необходимое в оценках понятие «доверительный интервал», который представляет собой диапазон величин признака, куда попадает определенный процент измерений или ответов на вопрос. Доверительный интервал прямо пропорционален стандартному отклонению и тем шире, чем выше доверительная вероятность, к которой по мере роста объема выборки приближается доля попадающих в интервал ответов, величин измерений.
Значительная часть данных имеет нормальный закон распределения. Свойства нормального распределения определяют диапазон отклонений доверительного интервала в единицах величины стандартного отклонения, то есть квантиль распределения, в зависимости от величины доверительной вероятности (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Значение отклонения доверительного интервала ±z от среднего значения в зависимости от доверительной вероятности Р результатов
Р,% | 99,73 | |||||||
Z | 0,84 | 1,03 | 1,29. | 1,65 | 1,96 | 2,18 | 2,58 | 3,0 |
Часто, располагая некоторой информацией о характере вариации изучаемого признака, минимальный размер выборки определяют на основе классического метода* определения параметра случайной функции с заданной точностью следующим образом:
n = z 2 • (s 2 / Δ 2 ), (3.1.)
где п — объем выборки, необходимый и достаточный для оценки среднего значения признака, z 2 — квантиль нормального распределения, s 2 — стандартное отклонение признака, Δ 2 — задаваемая требованиями исследования ошибка определения признака.
Пример.Средняя контрактная цена товара составляет 1000 руб. Известно, что стандартное отклонение цены в контрактах 100 руб. Определим число сделок, за которыми необходимо проследить для оценки средней контрактной цены с точностью до 3%.
Допустимая абсолютная ошибка Д = 1000 • 3 /100 = 30 руб. В табл. 3.1 находим значение квантили распределения, соответствующей доверительному интервалу 97%, то есть ошибке в 3%. Оно составит 2,58. По формуле (3.1) подсчитываем объем выборки:
п = 2,582 • (100 2 /30 2 ) = 73,96 = 74.
Таким образом, необходимо проследить за 74 случайным образом выбранными сделками, чтобы среднюю контрактную цену товара можно было с погрешностью до 3% считать равной средней цене в этих 74 сделках.
Часто бывает необходимо оценивать выбор потребителей, избирателей с определенной точностью по данным выборочного опроса. В таких случаях размер выборки оценивается следующим образом:
n = z 2 • (1 – p) / (p• α 2 ), (3.2.)
где п — объем выборки, необходимый и достаточный для оценки вероятности выбора с относительной погрешностью не выше установленной, z 2 — квантиль нормального распределения, соответствующая заданной погрешности, р — частость выбора, α 2 — задаваемая относительная погрешность.
Пример.Предварительное разведочное исследование показало, что за кандидата на пост президента собираются проголосовать 10% избирателей, то есть вероятность их выбора, которая оценивается частостью, составляет 0,10. Определить размер выборки избирателей, которых надо опросить, чтобы оценить вероятность выбора этого кандидата с относительной погрешностью не более 5%.
В табл. 3.1 находим значение квантили распределения, соответствующей доверительному интервалу 95%, то есть ошибке в 5%, или 0,05. Оно составит 1,96. По формуле (3.2) подсчитываем объем выборки:
Таким образом, необходимо опросить около 14 тыс. человек, для того чтобы оценить вероятность выбора с погрешностью не более 5 %.
Если допустить погрешность 10%, то размер выборки можно сократить до 3025 избирателей. Если 10% из них, то есть 302—303 человека, выберут рассматриваемого кандидата, то вероятность его победы на выборах можно оценить следующим образом. Минимальная вероятность может составить 10—10 • 10/100 = 9%, а максимальная — 10 + 10 • 10/100 = 11 %.
Из примеров видно, что размеры выборок минимальны, если предполагается оценивать среднее значение какой-либо одной характеристики.