какие методы получения знаний используются преимущественно на эмпирическом уровне научного познания
Эмпирическое познание: понятие, методы, функции, особенности
Несмотря на всё многообразие форм и методов познания, у него существует всего два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретическое познание основывается на логических умозаключениях и математических расчётах, а эмпирическое – на взаимодействии с изучаемым объектом. Эти уровни часто противопоставляются, однако оба они одинаково важны для большинства современных научных дисциплин. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой эмпирическое познание, рассмотрим его методы и функции, а также подробно разберём, чем оно отличается от теоретического.
Что такое эмпирическое познание?
Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на существование разных способов восприятия внешнего мира, основным источником эмпирических знаний является созерцание.
Данный уровень подразумевает такие виды познавательной деятельности как:
Эмпиризм как направление гносеологии возник в 17-18 веках. Сторонники данного направления считали, что только чувственное познание и опыт являются источниками истинного знания.
В научном мире эмпирическое познание – это накопление информации об исследуемых объектах и явлениях посредством проведения экспериментов и наблюдений. Это подразумевает как визуальные наблюдения, так и всевозможные измерения. Также на данном уровне возможно построение эмпирических закономерностей (то есть, таких закономерностей, для которых ещё не найдено теоретическое объяснение, но экспериментально доказано их наличие).
Методы эмпирического познания
На данном уровне используются следующие методы:
Функции эмпирического познания
Под функциями философской категории подразумеваются цели, достигаемые с её помощью и обосновывающие её полезность. В этом плане эмпирическое познание имеет следующие функции:
Если рассматривать эмпирическое познание как научную категорию, то основной его функцией является сбор и систематизация «сырых» данных об исследуемом объекте или явлении. При этом оно не ставит перед собой задачу устранения противоречий, но стремится к максимальной полноте знаний.
Отличия эмпирического познания от теоретического
Чтобы лучше понять, что такое эмпирическое познание, нужно хорошо разобраться, чем оно отличается от теоретического. Рассмотрим фундаментальные отличия между этими уровнями.
Заключение
Эмпирическое познание – это познание, полностью основанное на чувственном опыте. Содержание полученного знания может быть передано в виде простых утверждений, описывающих отдельные характеристики объекта познания. Для эмпиризма характерно приуменьшение значимости рациональных методов познания, в связи с чем эмпирическое и теоретическое познание часто противопоставляются. Но лучше избегать такого противопоставления, поскольку оба уровня познания не могут существовать друг без друга. Эмпирический уровень необходим для сбора и обобщения данных, а теоретических для понимания сути исследуемых явлений.
Какие методы получения знаний используются преимущественно на эмпирическом уровне научного познания
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
По курсу: «Философия науки и техники»
На тему: «Методы эмпирического уровня познания
1.1 Определение метода в научном познании………………………………4
2. Эмпирический уровень научного познания……………………………. 4
Список использованной литературы………………………………………..12
Все существующие сейчас научные методы можно разделить на эмпирические и теоретические. Главным их сходством является общая цель – установление истины, главным различием – подход к исследованию.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами.
В эмпирическом уровне научного познания преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.). Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов; производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков. Кроме того, возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.В современной философской литературе, как в учебных пособиях, так и в научных работах, данная тема получила обширное освящение, что также свидетельствует о её значимости.
Целью моей работы является рассмотрение методов эмпирического уровня познания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие метода.
2. Дать определение эмпирическому уровню познания.
3. Привести методы эмпирического уровня познания.
1. Определение метода в научном познании
Деятельность людей определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.
Метод (от греч. methodes) – путь к чему-либо, способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие методология имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как руководящей нитью в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.
2. Эмпирический уровень научного познания
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жёстко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.
На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.
Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.
Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно истинное знание.
Рассмотрим методы эмпирического уровня познания.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото- и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.
Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов – расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т.п.
Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов его заинтересованного отношения к изучаемому предмету.
Наблюдение в научном исследовании призвано осуществлять три основные функции:
обеспечение той эмпирической информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки;
проверка таких гипотез и теорий, которые нельзя осуществить с помощью эксперимента;
Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влияний, затемняющих его сущность, и представляется в чистом виде. При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся и изменяются. Тем самым эксперимент осуществляется, во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам, во-вторых, как искусственное, человеком организованное действие.
Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Без идеи в голове, говорил И.П. Павлов, не увидишь факта. Данные эксперимента всегда так или иначе теоретически нагружены – от его постановки до интерпретации его результатов.
Основные особенности эксперимента:
более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;
многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;
возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;
возможность рассмотрения явления в чистом виде путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента;
возможность контроля за поведением объекта исследования и проверки результатов.
Основные стадии осуществления эксперимента:
планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т.п.);
Структура эксперимента (т.е. что и кто необходим, чтобы он состоялся):
экспериментаторы (например, физики-экспериментаторы);
объект эксперимента (т.е. явление, на которое осуществляется воздействие);
система приборов и другое научное оборудование;
методика проведения эксперимента;
Приборы – своеобразные усилители органов чувств, позволяющие исследовать то, что последним недоступно. Современные экспериментальные установки состоят из большого количества приборов, выполняющих разные функции. В ходе эксперимента возможны случайные (в том числе негативные) воздействия прибора на изучаемый объект. Поэтому результаты эксперимента могут расходиться с его целями. Однако экспериментатор принимать соответствующие меры, чтобы свести к минимуму эти воздействия. Последние порой вызываются намеренно, а потом специально изучаются (рандомизация эксперимента).
Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и т.п. История науки показала, что научное открытие (особенно фундаментальное) сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники.
По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т.п. эксперименты. Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций. Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результатам оказаться опровергающим, и наоборот. Но в любом случае эксперимент состоит в постановке конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о ее закономерностях.
Один из простых типов научного эксперимента – качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления.
Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент – система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент – это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.
Все шире развиваются социальные эксперименты. При проведении эксперимента соблюдение условий его чистоты нередко осложняется и затрудняется такими факторами, как:
случайная, внешняя помеха, искажающая протекание изучаемого процесса;
случайные и систематические ошибки приборов, применяемых в эксперименте;
субъективные ошибки самого экспериментатора.
Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия, но имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть – выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.
Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Следует еще раз подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются вслепую, а всегда теоретически нагружены, направляются определенными концептуальными идеями.
Практический опыт играет важнейшую роль в установлении истины и даже в определении самого объекта исследования. Однако набор установленных фактов не представляет собой ценности без их систематизации и обработки, которая осуществляется благодаря применению разработанных теоретических методов. Только теория позволяет объяснить сложные закономерности и отклонения, дать полное описание явлению на основе ограниченного объёма представленного практического материала.
Главными инструментами эмпирического метода являются наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент, а результатом исследования – научный факт, который может подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию, частично построенную на допущениях. В то же время, тот или иной факт может привести исследователя к поиску его теоретического объяснения.
Научное познание – это поиск истины в виртуальном мире, созданном самим учёным.
1. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов/В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.
2. Философия науки/под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М,: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 731 с.
3. Г.И. Рузавин – Методы научного исследования. – М. – 1975. – 238 с.
4. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов Философия науки и техники: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарика, 1996. – 400 с.
Методы теоретического и эмпирического уровня познания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методы научного познания
Метод – это путь к цели, прием, способ познания, позволяющий исследовать какой-либо объект.
Под методом обычно понимают способ организации какой-либо деятельности. Ф Бэкон сравнивал метод со светильником, который путник держит в руках, чтобы освещать себе путь. Под методом ряд исследователей понимает конкретный способ движения субъекта познания к намеченной цели с помощью элементов деятельности, включая личностные.
Если рассматривать понятие «метод» в широком смысле, то он определяется как совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности.
Природа каждого метода двуединая, основанная на знании законов науки и неотделимая от исследовательской работы. Методы являются сознательно разработанными приемами. Свое начало они берут в философии Нового времени и делятся на две большие группы по уровню научного познания – эмпирические методы познания (сенсуализм) и теоретические методы познания (рационализм).
Рисунок 1. Методы научного познания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На эмпирическом уровне применяются такие общенаучные методы, как наблюдение, эксперимент, измерение.
На теоретическом уровне применяются методы идеализации, формализации.
Такой метод как моделирование применяется на теоретическом и эмпирическом уровне.
На эмпирическом уровне идет непосредственное исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов и осуществляется накопление информации об объекте. Первичная систематизация полученных знаний на этом уровне происходит в виде таблиц, схем, графиков.
Что касается теоретического уровня научного познания, то исследования осуществляются на рациональной ступени познания. Этот уровень позволяет выявить наиболее глубокие и существенные стороны связей, а также закономерности изучаемых объектов и явлений.
Готовые работы на аналогичную тему
Теоретический уровень познания имеет свои результаты в виде гипотез, теорий, законов. Оба уровня познания между собой взаимосвязаны, но эмпирический уровень является фундаментом теоретического уровня научного познания.
Методы эмпирического уровня познания
В основе эмпирических методов лежит чувственное познание и данные приборов. К чувственному познанию относится ощущение, восприятие, представление.
К эмпирическим методам познания относятся наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.
Для научного наблюдения характерна целенаправленность, планомерность, активность. С развитием науки метод наблюдения был дополнен экспериментальными исследованиями.
Наблюдения по способу проведения могут быть непосредственными и опосредованными. Стороны и свойства объекта при непосредственных наблюдениях воспринимаются органами чувств человека и используются в качестве важного метода в космических исследованиях. Опосредованные наблюдения проводятся с помощью технических средств, например, наблюдения за небесными телами.
Более сложным методом эмпирического познания является эксперимент, предполагающий целенаправленное воздействие исследователя на объект, причем строго контролируемое.
Эксперимент дает возможность устранять побочные факторы и изучать объект как бы в «очищенном виде». Кроме этого изучаемый объект можно поставить в искусственные условия, экспериментатор может вмешиваться в процесс и оказывать на его протекание активное влияние. Эксперимент можно воспроизвести, что является несомненным его достоинством.
Проблемы, решаемые в ходе эксперимента делятся на исследовательские и проверочные. Исследовательские проблемы обнаруживают новые свойства объекта, а проверочные служат для проверки каких-то теоретических построений.
Такой метод как измерение позволяет определить отношения измеряемой величины к эталону, а метод сравнения выявляет сходство и различие признаков объектов или самих объектов.
Эксперименты могут быть качественными и количественными. Если качественные эксперименты имеют поисковый характер, то количественные эксперименты устанавливают точные количественные зависимости в явлении, которое исследуется.
Исходя из области научного знания, эксперименты бывают естественнонаучные, прикладные, социально-экономические.
Основная часть научных экспериментов проводит разнообразные измерения, связанные с определением количественных значений изучаемого объекта. Результатом измерений является единица измерения – это эталон для сравнения.
В научном познании чистых эмпирических методов не бывает, потому что даже простое наблюдение нуждается в теоретическом обосновании.
Первым этапом познавательного процесса является выявление того, что неизвестно, четко определить проблему, требующую разрешения.
На втором этапе научного познания вырабатывается гипотеза, т.е. предположение, требующее проверки.
При наличии большого числа доказательных фактов гипотеза становится теорией, которая описывает и объясняет определенные явления, например, теория эволюции.
Надежность теории подтверждается объективными фактами. Основной научной сложностью является переход от гипотезы к теории.
Методы теоретического уровня познания
Что касается методов теоретического уровня, то они опираются на рациональное познание и логические процедуры вывода.
К теоретическим методам относятся:
Теоретические методы нуждаются в эмпирических фактах. Так, метод индукции, например, сам по себе является теоретической логической операцией и в то же время требует проверки каждого частного факта, а это значит, что он основывается не на теоретическом, а на эмпирическом знании.
Теоретические и эмпирические методы, таким образом, дополняют друг друга и существуют в единстве.
Перечисленные методы являются методами-приемами – это какие-то конкретные правила, алгоритмы действия, а существуют ещё более широкие методы-подходы, указывающие общий способ решения проблемы.
Методы-подходы тоже могут включать в себя множество различных приемов, например, структурно-функциональный, герменевтический метод и др.
В основе общих методов-подходов лежат философские методы – метафизический и диалектический.
Метафизический метод рассматривает объекты вне связи их с другими, а диалектический метод раскрывает законы развития и изменения вещей в их взаимосвязи, в единстве и внутренней противоречивости.
Возведение какого-то одного метода в абсолют как единственно правильного называется догматикой. Примером догматики является диалектический материализм в советской философии, а если нагромоздить несвязанные между собой методы, минуя критичность, то получится эклектика.
Основные методы эмпирического уровня научного познания
Основные методы эмпирического уровня научного познания
В XVII-XVIII и отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов. В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.
Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции (самонаблюдения).
Различают несколько видов эксперимента.
2) Вторым, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.
3) Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент.
4) Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.