какие методы применяются в условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики
LearnManage
Меню сайта
Методы экспертных оценок, область применения
Методы экспертных оценок в прогнозировании и перспективном планировании научно-технического прогресса применяются в следующих случаях:
а) в условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики характеристики объекта (например, лазеры, голографические запоминающие устройства, рациональное использование водных ресурсов на предприятиях);
б) в условиях большой неопределенности среды функционирования объекта (например, прогнозов человеко-машинной системы в космосе или учет взаимовлияния областей науки и техники);
в) при средне- и долгосрочном прогнозировании объектов новых отраслей промышленности, подверженных сильному влиянию новых открытий в фундаментальных науках (например, микробиологическая промышленность, квантовая электроника, атомное машиностроение);
г) в условиях дефицита времени или экстремальных ситуациях.
«Эксперт» в дословном переводе с латинского языка означает «опытный». Поэтому и в формализованном, и в неформализованном способах определения эксперта значительное место занимают профессиональный опыт и развитая на его основе интуиция. Условия необходимости и достаточности отнесения специалиста к категории экспертов вводятся следующим образом.
Важно установить не абсолютную степень надежности экспертной оценки, а степень надежности по сравнению с оценкой среднего специалиста, а также корреляцию между вероятностью его прогнозной оценки и надежностью класса тех гипотез, которыми оперирует эксперт.
Организация форм работы эксперта может быть программированной или не программированной, а деятельность эксперта может осуществляться в устной (интервью) либо в письменной форме (ответ на вопросы специальных таблиц экспертных оценок или свободное изложение по заданной теме).
Программирование формы работы эксперта предполагает:
построение граф-модели объекта на базе ретроспективного анализа; определение структуры таблиц экспертных оценок (ТЭО) или программы интервью на базе граф-модели объекта и целей экспертизы; определение типа и формы вопросов в ТЭО или в интервью;
Экспертные методы Область применения экспертных методов
• в условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики характеристики объекта (например, лазеры, голографические запоминающие устройства, рациональное использование водных ресурсов на предприятиях);
• в условиях большой неопределенности среды функционирования объекта (например, прогнозов человеко-машинной системы в Космосе или учет взаимовлияния областей науки и техники);
• при средне- и долгосрочном прогнозировании объектов новых отраслей промышленности, подверженных сильному влиянию новых открытий в фундаментальных науках (например, микробиологическая промышленность, квантовая электроника, атомное машиностроение);
• в условиях дефицита времени или экстремальных ситуациях.
Экспертная оценка необходима, когда нет надлежащей теоретической основы развития объекта. Степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями. Существует две категории экспертов — это узкие специалисты и специалисты широкого профиля, обеспечивающие формулирование крупных проблем и построение моделей. Выбор экспертов для прогноза производится на основе их репутации среди определенной категории специалистов. Однако не следует забывать и того обстоятельства, что первоклассный специалист не всегда может достаточно квалифицированно рассмотреть и понять общие, глобальные, вопросы. Для этой цели нужно привлекать экспертов, хотя и недостаточно узко информированных, но обладающих способностью к дерзанию и воображению.
«Эксперт» в дословном переводе с латинского языка означает «опытный». Поэтому и в формализованном, и в неформализованном способах определения эксперта значительное место занимают профессиональный опыт и развитая на его основе интуиция.
Важно установить не абсолютную степень надежности экспертной оценки, а степень надежности по сравнению с оценкой среднего специалиста, а также корреляцию между вероятностью его прогнозной оценки и надежностью класса тех гипотез, которыми оперирует эксперт. В общем, нужно определить, что такое эксперт. Перечислим некоторые требования, которым должен удовлетворять эксперт: 1) оценки эксперта должны быть стабильны во времени и транзитивны; 2) наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках лишь улучшает оценку эксперта; 3) эксперт должен быть признанным специалистом в данной области знаний; 4) эксперт должен обладать некоторым опытом успешных прогнозов в данной области знаний.
Характеризуя экспертов, следует иметь в виду, что в результате выработки оценок могут иметь место ошибки двух видов. Ошибки первого вида известны в технике измерений как систематические, ошибки второго вида — как случайные. Эксперт, склонный к ошибкам первого вида, выдает значения, которые устойчиво отличаются от истинного в сторону увеличения или уменьшения. Полагают, что ошибки этого вида связаны со складом ума экспертов. Для коррекции систематических ошибок можно применять поправочные коэффициенты или же использовать специально разработанные тренировочные игры. Ошибки второго вида характеризуются величиной дисперсии. Исходя из анализа основных видов ошибок при вынесении экспертных суждений, можно добавить к рассмотренному ранее перечню требований к экспертам еще одно. Смысл его состоит в том, что следует предпочесть эксперта, оценки которого имеют малую дисперсию и систематическое отклонение средней ошибки от нуля, эксперту со средней ошибкой, равной нулю, но с большей дисперсией. К сожалению, априори определить способность человека делать правильные экспертные оценки невозможно. Важным средством подготовки экспертов являются специальные тренировочные игры.
Организация форм работы эксперта может быть программированной или непро- граммированной, а деятельность эксперта может осуществляться в устной (интервью) либо в письменной форме (ответ на вопросы специальных таблиц экспертных оценок или свободное изложение по заданной теме).
Программирование формы работы эксперта предполагает: построение граф- модели объекта на базе ретроспективного анализа; определение структуры таблиц экспертных оценок (ТЭО) или программы интервью на базе граф-модели объекта и целей экспертизы; определение типа и формы вопросов в ТЭО или в интервью; определение типа шкалы для вопросов в ТЭО; учет психологических особенностей экспертизы при определении последовательности вопросов в ТЭО; учет верифицирующих вопросов; разработка логических приемов для последующего синтеза прогнозных оценок в комплексных прогнозах объекта.
Организация стимуляции работы эксперта состоит в разработке: эвристических приемов и способов, облегчающих поиск прогнозной экспертной оценки; правовых норм, гарантирующих эксперту оформление приоритета и авторства, а также неразглашения всех научно-технических идей, выдвигаемых им в процессе экспертизы; форм моральной, профессиональной и материальной заинтересованности эксперта в экспертных оценках; организационных форм работы эксперта (включение в план работы и т. п.).
Исходя из полученной в результате анализа модели объекта прогнозирования, определяются научные и технические направления, по которым необходимо привлечь эксперта, выделяются группы экспертов но принадлежности вопроса к области фундаментальных, прикладных наук или к стыковым научным направлениям.
При решении задачи формирования экспертной группы необходимо выявить и стабилизировать работоспособную сеть экспертов. Способ стабилизации экспертной сети заключается в следующем. На основе анализа литературы по прогнозируемой проблеме выбирается любой специалист, имеющий несколько публикаций в данной области. К нему обращаются с просьбой назвать 10 наиболее компетентных, по его мнению, специалистов по данной проблеме.
Пусть по некоторому обсуждаемому вопросу имеется 100 специалистов. В связи с трудностями организационного характера мы можем сформировать группу экспертов до 50 человек. Для простоты расчета будем считать экспертом такого специалиста, стаж работы которого по данной проблеме не менее 10 лет. Тогда исходная задача формулируется так: необходимо определить 50-процентную выборку из 100 специалистов с числом экспертов со стажем не менее 10 лет с вероятностью, равной 0,9545.
Предположим, доля специалистов со стажем 10 лет и выше из некоторых априорно заданных гипотез равна 0,6 и меньше 10 лет — соответственно 0,4. Ошибка репрезентативности может быть вычислена в соответствии с теоремой Бернулли по следующей формуле:
где £ — доверительный коэффициент; г — доля элементов выборки с наличием заданного признака (в нашем примере г = 0,6); £ — доля элементов с отсутствием заданного признака (£ = 0,4).
При заданной вероятности Р = 0,9545 коэффициент £ = 2. Тогда
Таким образом, в данном коллективе специалистов доля экспертов со стажем не менее 10 лет составит 0,6 ± 0,148 или будет находиться в пределах от 45,2 до 74,8%.
В практике прогнозирования стремятся к минимально возможному числу экспертов в группе. Уменьшение числа экспертов ниже определенного предела равносильно уменьшению репрезентативности. В такой ситуации возникает задача определения численности экспертной группы при задаваемых значениях уменьшения точности выборки. Пусть задано уменьшение выборки на 10% в предыдущем примере, что составляет 0,0148 от рассчитанной ошибки репрезентативности. Тогда полученная ошибка составит Д£ = ±(0,148 + 0,0148) = ±0,1618. Численность выборки вычисляется по следующей формуле:
пг = —— = —^ = 36 экспертов. |
і 2 ^ = 4 • 0,6 • 0,4 А 2 = 0,0265
Таким образом, в группе из 100 специалистов находится 36 экспертов со стажем свыше 10 лет с вероятностью Р = 0,9545.
• аналитические записки предъявляют требования структуризации эксперименти- руемой проблемы, экспликации и ранжирования целей, анализа альтернативных путей достижения цели, оценки затрат на каждую альтернативу и рекомендаций по наиболее эффективным способам решения проблем;
• парные сравнения, нормирование и ранжирование требуют однородности оцениваемых признаков, наличия логически обоснованных критериев и эталонов, наличия однозначно определенных процедур оперирования с критериями, эталонами и признаками;
• интервью предъявляют специфические требования как к эксперту, так и к интервьюеру;
• морфологическая структуризация требует четкого определения функциональных характеристик объекта или проблемы, которые необходимо улучшить, классификации научных принципов, на основе которых возможно улучшение характеристики; анализа всевозможных комбинаций этих принципов и отсева заведомо абсурдных; оценки комбинаций по степени осуществимости и затрат на их реализацию; сравнения комбинаций по комплексному критерию «затраты — эффективность — время».
Рассмотрим основные процедуры класса методов ПЭО.
Ранжирование. Исходные ранги преобразуются сначала так, что ранг I становится п-рангом и т. д., а ранг п становится рангом I. По этим преобразованным рангам вычисляются суммы:
где RJ — сумма преобразованных рангов по всем экспертам для j-го фактора; Щ — преобразованный ранг, присвоенный г-м экспертом j-му фактору; т — число экспертов; п — число факторов.
Далее вычисляются веса факторов:
где Ш/ — средний вес фактора / по всем экспертам; п — число факторов.
Нормирование. Исходные оценки, приписанные экспертами каждому фактору, выписываются с двумя значащими цифрами и преобразуются следующим образом:
где Ш/ — вес, вычисленный для /-го фактора на основании данных эксперта г; р/ — оценка, данная г-м экспертом /-му фактору;
Попарное сравнение. Определяются числа выборов фактора по всей матрице и вес /-го фактора для г-го эксперта:
Средний вес /-го фактора по всем экспертам Ш/ подсчитывается так же, как при нормировании.
Последовательное сравнение. Все подсчеты выполняются точно так же, как и при нормировании.
После получения Ш/ и Ш/ проводится статистический анализ полученных данных. Он заключается в том, что определяется степень согласованности мнений всей группы экспертов по относительной важности рассматриваемых факторов. Мерой согласованности является так называемый коэффициент конкордации.
Коэффициент конкордации подсчитывается следующим образом. Пусть результаты опроса экспертов представлены матрицей рангов для т экспертов и п факторов.
Подсчитываются суммы для каждого фактора Е р* = Бг и среднее значение этих сумм по
всем факторам S = (Е Sг) / п. Далее вычисляется сумма квадратов отклонений:
Коэффициент конкордации К равен
Если имеют место «связанные» (неразрешенные) ранги, то коэффициент конкордации Кк задается соотношением
число одинаковых рангов в г-ранжировании. Например, если г-й эксперт записал ранги
2 1 4 4 4 4 8 8 8 10,
Суммы Тг подсчитываются для всех тех экспертов, у которых оказались «связанные» ранги.
Коэффициенты конкордации можно подсчитать для оценки степени согласованности мнений экспертов не только по каждому методу, но и между методами; кроме того, можно оценить степень согласованности мнений эксперта при использовании нескольких методов одновременно.
7 методов статистического анализа, которые может применять каждый
Любая деятельность связана с обработкой каких-либо данных, проведением анализа и определением взаимосвязей. Человек делает это разными способами. Например, полезно использовать метод статистического анализа. Главной его особенностью можно назвать сложность процесса, большое разнообразие форм, а также комплексность. В данной статье вы сможете познакомиться с основными методами статистического анализа.
Наблюдение статистическим методом
Под статистическим наблюдением подразумевается сбор информации, при помощи которой можно провести анализ социальных жизненных явлений. Прежде всего, производится регистрация определенных признаков для получения характеристики явлений, которые поддаются изучению.
Чтобы статистическое наблюдение было проведено максимально правильно, оно должно охватывать все явления для изучения в полной мере, а полученные данные должны быть достоверными и максимально точными.
Для получения данных способом статистического наблюдения часто используют анкетирование, отчеты или же прибегают к помощи корреспондентов.
Сводка и группировка материалов
Второй метод подразумевает использование сводки, при помощи которой обрабатываются отдельные данные. Применение этого метода требует выбрать группировочный знак и сформировать группы, после чего происходит разработка систем показателей и табличных макетов.
Абсолютные и относительные величины
К абсолютной величине относятся размерные характеристики, направленные на замеры, оценку и подсчет. Относительные же величины подразумевают соотношение явлений, которые происходят в социальной жизни.
Вариационный метод
Не всегда удается получить достаточно информации о тех или иных величинах, поэтому следует прибегнуть к вариационным рядам. На определенные значения величин может действовать развитие множества факторов, а сами процессы могут отличаться многообразием. Исходя из этого, основные причины необходимо искать в самой сущности изучаемого явления.
Метод выборки
Суть выборочного метода состоит в том, что по свойствам лишь одной части определяются характеристики чего-либо в целом. Это происходит посредством объединения частицы с целым и единичного с общим.
Преимуществом такого метода перед другими является сокращение времени и объема работы, что так важно в современном мире. Однако стоит помнить, что перед выборкой необходимо тщательно ознакомиться с материалом, избавившись от всего ненужного.
Корреляционный и регрессионный анализ
Эти два метода позволяют проводить анализ больших объемов работ, изучая взаимосвязь между всеми предоставленными показателями. С помощью этих анализов можно легко определить причинные связи, факторы, которые оказывают действие на конечный результат, а также форму связи.
Динамические ряды
Используя этот метод статистического анализа, можно легко определить, с какой скоростью происходит развитие явления. Также посредством данного анализа можно найти тенденцию развития, выделить колебания, сравнить динамику, найти взаимосвязь.
Безусловно, чтобы научиться применять все методы статистического анализа, недостаточно просто о них прочитать. Необходимо обрести определенные навыки и умения. Например, аналитическое мышление, которое можно развить, ежедневно занимаясь на тренажерах Викиум. Ваша персональная тренировка уже ждет вас!
Сетевые методы в системном анализе
Одним из методов научного анализа и контроля является сетевое планирование, получившее широкую известность под названием системы ПЕРТ (Program Evaluation and Review Technique), что можно перевести как «Техника оценки и контроля производственных программ».
Целями применения сетевых методов планирования и управления являяются разработка оптимального или близкого к нему варианта осуществления программы, обеспечивающего рациональную увязку во времени и пространстве выполняемых работ и наилучшее использование ресурсов, а также эффективное управление процессом реализации этой программы. Использование методов сетевого планирования и позволяет:
— четко отобразить объем и структуру решаемой проблемы, выявить с любой требуемой степенью детализации работы, образующие единый комплекс процесса разрешения проблемы; определить события, совершение которых необходимо для достижения заданных целей;
— выявить и всесторонне проанализировать взаимосвязь между работами, так как в самой методике построения сетевой модели заложено точное отражение всех зависимостей, обусловленных состоянием объекта и условиями внешней и внутренней среды;
— разработать обоснованный план действий по созданию системы или решению проблемы, поскольку при составлении сети используются опыт и знание большого коллектива квалифицированных специалистов и экспертов, принимающих непосредственное участие в ее разработке;
— более эффективно использовать ресурсы, так как анализ сетевой модели и выявление «критических» работ и резервов времени на «некритических» работах позволяют определить пути рационального перераспределения ресурсов и ускорить достижение целей;
— широко использовать современную вычислительную технику, благодаря чему появляется возможность более точно учесть влияние тех или иных факторов, проверить эффективность различных вариантов действий и своевременно осуществлять перераспределение ресурсов;
— сконцентрировать внимание органов управления на работах, в первую очередь, определяющих достижение целей, и таким образом заблаговременно выявлять возможные «узкие места» и своевременно принять меры по их устранению;
— быстро обрабатывать большие массивы отчетных данных и обеспечивать руководство своевременной и исчерпывающей информацией о фактическом состоянии реализации программы, что создает благоприятное условие для принятия обоснованных решений;
— упростить и унифицировать отчетную документацию.
Наиболее эффективными областями применения сетевых методов планирования и управления является управление крупными целевыми программами, научно-техническими разработками и инвестиционными проектами, а также сложными комплексами социальных, экономических и организационно-технических мероприятий на федеральном и региональном уровнях.
Вопрос 19 Понятие и сущность экспертных методов
Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика объекта рассматривается как случайная величина, отражением закономерности распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от группы экспертов, и что обобщенное коллективное мнение является достоверным.
Использование экспертов как источников информации основывается на гипотезе о наличии у специалистов конкретной области представлений о путях разрешения частных или глобальных проблем, априорных оценок значимости различных решений, интуитивных догадок об альтернативных и возможных вариантах развития.
Экспертные методы исследований, в первую очередь, используются для анализа, диагностики состояния, прогнозирования вариантов развития в следующих условиях:
— наличие объектов, развитие которых полностью или частично не поддается предметному описанию или математической формализации;
— отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики по характеристикам объекта;
— большой неопределенности внешней среды;
— когда время или средства, выделяемые на исследование, не позволяют получить научный результат с применением формальных моделей;
— средне- и долгосрочного прогнозирования развития новых объектов или объектов, подверженных инновациям и зависящих от уровня научных знаний;
— отсутствия необходимых технических средств моделирования;
Степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями. Эксперт в дословном переводе с латинского языка означает «опытный». Значительное место в его компетентности занимают профессиональный опыт и развитая на его основе интуиция. К эксперту предъявляют следующие требования:
— высокий уровень общей эрудиции;
— оценки эксперта должны быть стабильны во времени;
— наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках лишь улучшают оценку эксперта;
— наличие определенного практического и (или) исследовательского опыта; он должен быть признанным специалистом в данной области знаний;
— наличие психологической установки на будущее;
— способность к адекватному отображению тенденций развития исследуемого объекта;
— отсутствие заинтересованности в конечном результате прогноза.
При оценке экспертов необходимо учитывать характер допускаемых ими ошибок, которые могут быть двух типов. Систематические ошибки имеют место, когда эксперт выдает оценки, которые устойчиво отличаются от истинных в ту или другую сторону. Ошибки данного типа связаны со складом ума экспертов. Для коррекции систематических ошибок можно применять поправочные коэффициенты. Случайные ошибки изменяются от одной экспертной оценки к другой и характеризуются величиной дисперсии. Организация работы эксперта включает следующие этапы [20]:
1. Построение графмодели объекта на базе ретроспективного анализа данных прошлого периода.
2. Определение структуры таблиц экспертных оценок или программы интервью на базе граф-модели объекта и целей экспертизы.
3. Определение типа и формы вопросов в таблицах экспертных оценок и интервью.
4. Определение типа шкалы для вопросов в названных таблицах.
5. Учет психологических особенностей экспертизы при определении последовательности вопросов в таблицах экспертных оценок.
6. Учет верифицирующих вопросов.
7. Разработка логических приемов для последующего синтеза прогнозных оценок в комплексных прогнозах объекта.
Совокупность экспертных методов, используемых в системном анализе, можно систематизировать по следующим признакам: степень охвата экспертизой; характер обработки результатов экспертизы;
По степени охвата экспертизой различают:
1. Индивидуальные методы экспертизы, основанные на мнении отдельного эксперта и использовании этого мнения как конечного результата экспертизы.
2. Коллективную экспертизу, которая предполагает использование группы экспертов. При коллективной экспертизе специалисты высказывают мнение независимо друг от друга, а конечный результат экспертизы устанавливается путем соответствующей обработки этих мнений.
По характеру обработки результатов экспертизы можно выделить экспертные методы:
— без математической обработки, когда мнение эксперта в представленной им форме рассматривается как конечный результат экспертизы;
— с применением математического аппарата, когда конечный результат экспертизы может быть получен только после специальной математической обработки мнений экспертов.
Вопрос 20 Индивидуальные методы экспертных оценок
Практический опыт использования методов системного анализа показал, что предпочтение, где это возможно, следует отдавать более простым методам. Стремление получить максимально точный результат с помощью сложного метода, в основе которого лежит относительно достоверная информация, в большинстве случаев оказывается невыполнимой задачей. Повышение точности, как правило, не приводит к желаемым результатам, то есть не достигает поставленной цели. В первую очередь это относится к экспертным методам, в основе которых лежат субъективные оценки экспертов. Кроме того, отсутствуют объективные данные, позволяющие судить об уровне точности результатов. Поэтому в дальнейшем будут рассмотрены методы экспертных оценок, доступные широкому кругу исследователей. К ним относятся: метод анкетирования, метод интервью, аналитические экспертные оценки, метод предпочтения, метод рангов, метод попарного сравнения, метод расстановки приоритетов.Метод анкетирования. Его подготовка и проведение включают разработку и заполнение анкет, содержащих набор вопросов по объекту прогноза. Структурно набор вопросов в анкете должен быть логически связан с центральной задачей экспертизы. Содержание вопросов определяется спецификой объекта прогнозирования, методикой прогнозирования и верификации прогноза.
Система вопросов в анкете должна отвечать следующим требованиям:
— вопросы должны быть сформулированы в общепринятых терминах;
— формулировка вопроса должна исключать всякую смысловую неопределенность;
— обеспечивать достижение целей прогноза;
— соответствовать структуре объекта прогнозирования;
— обеспечивать единое и однозначное толкование результатов анкетирования;
— обеспечивать использование конкретного способа верификации результатов прогнозирования.
По форме вопросы анкеты могут быть открытыми и закрытыми, прямыми и косвенными. Открытым называют вопрос, ответ на который не регламентирован; закрытым, в формулировке которого содержатся альтернативные варианты ответов. При ответе на закрытый вопрос эксперт должен остановить свой выбор на одном из вариантов ответа, заданного вопросом. Косвенные вопросы используют, когда требуется замаскировать цель экспертизы или есть основания предполагать возможную неискренность эксперта при ответе на вопрос. Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от психологической способности эксперта экспромтом давать заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам.
Преимуществами этого метода являются оперативность и возможность уточнять результат экспертизы во время проведения экспертизы. Однако есть и существенные недостатки. Прежде всего, требуется относительно высокий уровень компетентности лица, организующего экспертизу. При проведении системного анализа это условие соблюдается относительно редко. Ограничены источники аргументации эксперта, а, следовательно, возрастает вероятность получения некачественного результата. Недостатком этого метода также является значительное психологическое давление на эксперта.
Более привлекательными являются аналитические экспертные оценки, когда эксперт в течение определенного времени выполняет самостоятельно аналитическую работу и в письменной форме представляет оценку состояния и путей развития системы или решения проблемы. Этот метод позволяет эксперту использовать всю доступную информацию об объекте прогноза и исключает психологическое давление на него.
Вопрос 21 методы Коллективной экспертизы
Методы индивидуальных экспертных оценок, даже с их математической обработкой, не позволяют избежать субъективизма. Для преодоления этого недостатка, прибегают ж. проведению коллективной экспертизы, как правило, в тех случаях, эксперт рассматривается как хранитель большого объема информации или нужно получить долговременные значения тех или иных показ-ателей, значимости функции и т. д.
Методы коллективных экспертных оценок основываются на принципах выявления коллективного мнения экспертов о параметрах и перспективах развития объектов.
В настоящее время существует большее число модификаций метода коллективных экспертных оценок. Наиболее популярными являются методы: круглого стола, Дельфи, программного прогнозирования, эвристического прогнозирования и другие.
По методу круглого стола специальная комиссия, входящая в состав этого круглого стола, обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Этот метод имеет недостаток, заключающийся в том, что эксперты в своих суждениях изначально ориентированы и руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов прогноза.
Средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок является метод «Дельфи», предложенный О. Хелмером и его коллегами. Повышение объективности результатов достигается за счет использования обратной связи, ознакомления экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учета этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.
Суть метода заключается в том, что разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. С целью снижения влияния таких негативных факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства, рекомендуется экспертам обосновывать свою точку зрения. Однако следует отметить, что это не всегда дает желаемый результат, а иногда может даже усиливать эффект приспособляемости.
Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта производится, исходя из следующих принципов:
1) вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов;
2) опрос экспертов проводится в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы все более уточняются;
3) все опрашиваемые эксперты знакомятся после каждого тура с результатами опроса;
4) эксперты обосновывают оценки и мнения, отклоняющиеся от мнения большинства;
5) статистическая обработка ответов производится последовательно от тура к туру с целью получения обобщающих характеристик.
Таким образом, с помощью метода Дельфи выявляется преобладающее суждение специалистов по какому-либо вопросу в обстановке, исключающей их прямые дебаты между собой, но позволяющей им, вместе с тем, периодически взвешивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. При использовании метода Дельфи учитывают следующие требования [19]:
1. Группы экспертов должны быть стабильными, и численность их должна удерживаться в благоразумных рамках.
2. Время между турами опросов должно быть не более месяца.
3. Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы.
4. Число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также для критики этих причин.
5. Должен проводиться систематический отбор экспертов.
6. Необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам.
7. Нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок.
8. Следует установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи.
9. Необходимо установить влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходимость этих оценок.
Методом эвристического прогнозирования называют метод получения и специализированной обработки прогнозных оценок объекта путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов (экспертов) в узкой области науки, техники или производства. Прогнозные экспертные оценки отражают индивидуальное суждение специалиста относительно перспектив развития его области и основаны на мобилизации профессионального опыта и интуиции. Элементами этого метода являются сбор и обработка суждений экспертов.
Эвристическим данный метод назван в связи с однородностью форм мыслительной деятельности эксперта при решении научной проблемы и при оценке перспектив развития объекта прогнозирования, а также в связи с использованием экспертами специфических приемов, приводящих к правдоподобным умозаключениям.