какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там
Тесты философия. 2 часть История философии ТЕСТЫ (2). 1. Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеиндийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией
Вопросы и предполагаемые ответы
Философия Древнего Востока
Древнеиндийская философия
1.Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеин дийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией?
а) суждение о наполненности мира страданиями (несовершенством);
в) возможность переселения душ (сансара) в зависимости от ба ланса хороших и дурных дел (карма);
г) желание восстановить световое (правильное) начало в человеке;
д) конструктивно-деятельностное отношение к природе, миру.
2. В составе комплекса ведических текстов собственно философскими трактатами, итогом многовековой эволюции ведического миросозерцания являются:
г) упанишады.
3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:
4. Основателем буддизма был:
в) Сиддхартха Гаутама.
5. Буддизм возник как учение:
в) натурфилософское.
6. Имя основателя буддизма – Будды означает:
в) «всесильный».
7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:
а) к улучшению материальных условий жизни;
б) к заслуженному социальному признанию;
в) к последующему рождению в более высокой варне;
г) к усугублению страданий в текущей земной жизни.
8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:
а) четыре благородные истины;
б) пять шагов к спасению;
б) достижение, восхождение;
в) угасание, затухание;
г) возрождение к истинной жизни.
10. В философских разделах упанишад сущее получает название:
в) майя.
11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:
в) сансарой.
12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:
г) миманса.
13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:
а) любая душа обречена на перерождения в сансаре (колесе перерождений);
б) душа брахмана обретает мокшу (освобождение от сансары);
в) Атман не равен Брахману;
г) Атман равен Брахману.
14. К нирване в буддизме ведет:
а) путь физического самоистязания;
б) восьмеричный путь;
г) путь ахимсы.
15. Какая идея была заложена в учение о сансаре?
б) и тело, и душа смертны;
в) тело бессмертно, душа смертна.
16. Что означала теория кармы?
а) каждый человек смертен, поэтому нужно жить одним днем;
б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирова ние одного над другим и определяет карму человека.
17. Какой принцип лежал в основе деления древнеиндийских философских школ на ортодоксальные и неортодоксальные?
а) различие в их содержании;
б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам);
в) отношение к человеку.
18. Какие из нижеперечисленных древнеиндийских философских школ входят в состав ортодоксального направления?
ж) миманса.
19. Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философской школы санкхья?
г) равновесие.
20. В чем причина страданий и несовершенства с точки зрения санкхьяиков?
а) в связанности тонкой духовности (разум, чувства) с грубым вещественным телом (кровь, кости, связки, волосы и т. д.);
б) в разделенности тонкой духовности (разум, чувства) и грубой телесности (кровь, кости, связки, волосы).
21. Какого высшего состояния сознания стремятся достичь в йоге?
а) относительно спокойного состояния;
б) прекращения какой-либо деятельности ума;
в) сосредоточенности ума на одном объекте.
22. Индийский принц Сиддхартха Гаутама считается:
а) основателем брахманизма;
б) правителем, отрицавшим учения всех современных ему философских школ;
в) основателем буддизма.
23. Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философской школы вайшешика?
25. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндийских философских школ имел место подробный разбор традиций жертвоприношения?
б) веданте.
26. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндийских философских школ имел место скрупулезный анализ форм безнравственного и преступного поведения и положенного за них наказания в духе учения о сансаре?
б) веданте.
27. К какому направлению принадлежала буддийская философия?
а) к ортодоксальному;
б) к неортодоксальному.
28. Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин.
а) мир наполнен страданиями;
б) надо искать удовольствия в жизни;
в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;
г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни;
д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).
29. Почему буддизм на определенном историческом отрезке подорвал влияние брахманизма (ведущей древнеиндийской религиозной идеологии) и был популярен в массах?
а) резко не порывал с ортодоксальным брахманизмом;
б) терпимо относился к другим духовным ценностям;
в) был прост, демократичен как по содержанию, так и по организации;
г) не означал отказа от активной жизни;
д) это произошло случайно, так сложились внешние (социально-экономические) обстоятельства.
30. Почему с IV в. н. э. буддизм начал терять свое приоритетное положение?
а) в результате слияния его с брахманизмом и индуизмом;
б) люди устали от буддийской идеологии, требовалось что-то другое.
31. Пользуется ли признанием буддизм сегодня?
б) нет.
32. В какой из трех ниже перечисленных философских школ идея непричинения зла всему живому была доведена до предельной, даже гротескной формы?
в) чарваке (локаяте).
33. В какой из трех нижеперечисленных философских школ провозглашалась идея освобождения от страданий не с помощью аскетизма, а с помощью достижения удовольствия?
в) в чарваке (локаяте).
Древнекитайская философия
34. Можно ли говорить о «дао» как о духовной основе древнекитайской философии и культуры, появившейся раньше философии?
б) нет, понятие «дао» появилось вместе с возникновением философии даосов.
35. Почему идея взаимодействия двух противоположных сил «инь» и «ян», культ предков (традиций), ритуалы взаимоотношений между людьми были одними из сквозных тем древнекитайских философских школ?
а) случайно, так сложилось;
б) данные темы были главными в древнекитайской мифологии;
г) моизм.
37. Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии?
а) интерес к проблемам естествознания;
б) интерес к человеку, его природе;
в) интерес к вопросам устройства мира;
г) интерес к проблемам устройства общества..
38. Что означал принцип «жень» в конфуцианской философии?
б) гуманность, человеколюбие;
в) активное отношение к миру.
39. Какие из нижеперечисленных качеств человека считались самыми важными у конфуцианцев?
б) сыновья почтительность;
в) почитание родителей, старших;
г) верность долгу, справедливость;
д) уважение к старшим братьям;
е) чрезмерная активность;
ж) многознание, касающееся современности.
40. Сколько типов людей выделяли конфуцианцы в зависимости от способности принимать и применять принцип «ли»?
41. Что означал принцип «исправления имен» в конфуцианской философии?
а) искусство правильной, грамотной речи;
б) соответствие содержания вещей, социальных явлений, людей их названиям:: отец должен быть отцом, государь — государем и т. д.
42. Какую позицию по отношению к музыке занимала конфуцианская философия?
б) активную: имел место поиск гармонии в форме разработки музыкальных гамм, поиск интервалов и др.
43. Благородный муж (дэюнь дзы) в учении Конфуция:
а) с трепетом относится к словам совершенномудрых;;
б) следует за людьми, но не живет с ними в согласии;
в) не слушает веления неба;
г) подобен траве: клонится туда, куда дует ветер.
44. Приобрела ли конфуцианская философия религиозные оттенки после смерти Конфуция (Кун-цзы)?
б) нет.
45. Что означали принципы «почитания мудрости» и «почитания единства» у моистов?
а) деление людей на сановников и простолюдинов правильно и должно быть вечным;
б) деление людей на сановников и простолюдинов неправильно и не должно быть вечным.
46. Что было критерием правильности знания у моистов?
а) сложившиеся традиции;
б) чувственный опыт;
в) теоретические знания;
г) сама жизнь (действительность).
47. Какие методы рассуждения были введены в философскую школу моизма и использовались там?
а) выдвижение предположений (гипотез);
б) сопоставление (аналогия);
г) распространение опыта.
48. Автором «Дао Дэ Цзин» является:
в) Конфуций.
49. Как понимался вопрос о сущности человека в философской школе легизм?
а) человек добр и совершенен по своей природе;
б) человек несовершенен по своей природе.
50. Какой акцент просматривался в составлении и соблюдении законов общественной жизни у легистов?
б) поощрение.
51. Нашли ли практическое применение философские принципы легистов в исторической жизни Китая?
б) нет.
52. Что означает термин «дао»?
б) материальное первоначало;
в) всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете.
53. Какими путями, по мнению даосов, можно было восстановить нарушенное естественное «дао»?
а) с помощью ухода от суеты жизни, возвращения к естественности, простоте;
б) с помощью отказа от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния);
в) с помощью активной деятельности, деятельного познания мира.
54. Почему снискала популярность даосская философия как в своем классическом, так и в религиозном варианте?
а) в связи с поисками долголетия и даже бессмертия;
б) в связи с использованием астрологии;
в) в связи с тем, что проблема человека была здесь главной.
55. Как можно было достичь долголетия и даже бессмертия в философии даосизма?
б) свершением добрых дел;
в) постижением закономерности связи духов с определенными частями тела и удержанием духовного в теле;
г) соблюдением диеты.
56. Одна из классических книг китайской образованности «И цзин» раскрывает учение:
в) школы имен.
57. Диалектическое понимание мира характерно для:
а) конфуцианства в пику даосизму;
б) даосизма в пику моизму.
60. Безусловная значимость как внешней стороны, проявляющейся в ритуалах, так и внутренней саморефлексии, связанной с сознательным следованием долгу и совестью, составляет основу :
а) учения о человеке с высшим Дэ в даосизме;
б) учения о благородном муже в конфуцианстве.
Философия Античности
61. Философия как автономная, самостоятельная сфера культуры возникла в:
г) трех указанных.
62. Осевое время, когда возникла философия как особая форма духовной деятельности, по К. Ясперсу, это время:
а) с 1 в. н. э. по 4 в. н. э.;
б) с 8 в. до н. э. по 2 в. н. э.;
в) с 13 в. н. э. по 15 в. н. э.;
7) 11 в. до н. э.
63. Первым мудрецом и первым философом античности считается:
64. Т ермин «философия» означает:
б) компетентное мнение;
в) профессиональную деятельность;
г) любовь к мудрости.
65. Греческое слово «филео» означает любовь:
г) половую.
66. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, — будь это вода, апейрон или воздух:
(назовите имена в соответствии с порядком перечисления первоэлементов)
67.Становлению греческой философии предшествовало:
а) оформление мифов в сочинениях Гомера и Гесиода;
б) ничто не предшествовало, так как философия – совершенно особая сфера культуры, не имеющая истоков ни в какой иной области.
68. В Греции кризис мифологического сознания, совпадающий с процессом дезорганизации родовых структур, был преодолен путем:
б) проникновением духа религиозности во все сферы культурной жизни;
в) путем рационализации культуры.
69. Греческая философия, начав с критики мифа, заменяет вопрос о том, как возник мир, вопросом о том:
а) что такое мир сам по себе;
б) каков конец мира;
в) как наилучшим образом человеку приспособиться к этому миру.
70. «Природа» по-гречески:
б) «фюсис».
71. Первых философов называют:
в) теоретиками.
72. Суть диалектического учения Гераклита может быть передана формулой «пан та рей», что означает:
а) диалектического учения Гераклита;
б) учения Фалеса о воде как первоначале.
74. В качестве божественной, разумной субстанции Гераклит называет:
в) сознание человека.
75. С точки зрения Гераклита, все процессы в мире определяет:
б) Логос.
76. Причина изменения бытия, по Гераклиту:
а) царящая в мире случайность;
б) борьба противоположностей;
в) воля богов.
77. Представителями Элейской школы философии являются:
а) Парменид и Зенон;
в) Анаксимен и Анаксимандр.
78. Знание о вещах может быть выражено лишь языком математики – таково убеждение:
в) софистов.
79. Какую школу греческой философии принято считать метафизической (противоположной диалектике):
б) все сократические школы;
в) пифагорейскую.
80. Ключевая идея учения элеатов:
а) «бытие есть, небытия нет»;
б) « миром правит число»;
в) «Логос есть разум в человеке»
81. Знаменитые апории Зенона ( «Стрела», «Ахиллес быстроногий») должны были подтвердить:
а) приоритетность чувственного познания;
б) отсутствие движения, его неподлинность;
в) неустранимость мифологических образов в познании мира.
82. После элеатов установка на разграничение знания «по истине» и «по мнению» :
а) прочно утвердилась в философии;
б) окончательно была отвергнута.
83. Софисты и Сократ :
б) активно продолжили и развили учения предшественников в вопросах о первосущностях.
Моизм
Моизм – древнекитайская философско-религиозная концепция, затрагивающая в основном социальную и религиозную сферы бытия человека. Эта концепция имеет два основных этапа своего развития: ранний или оригинальный моизм и поздний моизм, когда само учение разделилось из-за децентрализации. Но о всём по порядку.
Само учение было создано мыслителем Мо Ди более двадцати пяти веков назад и названо в его же честь Мо Цзя (школа Мо, или буквально – монеты); Мо Ди, в прошлом сторонник конфуцианства, позже выступил с резкой его критикой, что послужило этому причиной, неизвестно, но критика и новые взгляды Мо Ди были сформированы в подробный, но плохо сохранившийся свод трактатов, легший в основу моизма. Трактаты Мо Цзы позже были дополнены сочинениями учеников Мо Ди и составили: одиннадцать глав авторства самого основателя моизма, четыре главы Цзин (Канон) и Цзин Шо (Разъяснение канона), две главы Дао Цзюй (Большой выбор) и Сяо Цюй (Малый выбор). Главы трактатов «выборов» называют моистской диалектикой (Мо Бянь).
Прежде чем мы перейдём к рассмотрению учения самого моизма, следует рассказать о учениках и последователях Мо. Они были не простые мыслители, как например эллины, а военизированная религиозно-политическая организация, адепты которой были способны и выполняли радикальные акции, в том числе показательные казни и даже массовые самоубийства. Для пропаганды и защиты своего учения моисты разработали оригинальный метод, в котором можно усмотреть эристико-семантическую протологику. Популярность моизму принесла не только такая активная деятельность его последователей, но и явный популизм, а так же методологическая проработанность, и, естественно, провозглашаемая забота о народе и пропаганда социального равенства, что в общем-то и есть популизм моизма. Религиозная направленность и характер организации последователей этого древнекитайского учения позволяют заметить в нём черты секты. Но несмотря на это, сам моизм явился первой аргументированной критикой – теоретическим и практическим ответом на конфуцианство.
В своих трактатах Мо Ди сформулировал десять основных критериев:
Мо Ди отрицал мнение конфуцианства о предначертанной судьбе, он заявлял, что человек сам волен выбирать свой путь и как его реализовывать в своём служении Небу. Также он верил в духов и группировал их на добрых, которые вознаграждают исполнящих волю Неба, и злых, которые карают за действия, противные Небу. Саму же волю Неба он трактовал как любовь человека к человеку и взаимное равенство, Мо Ди считал, что Небо создало всех равными и только человек понимающий и признающий это, а также воплощающий в своих деяниях волю Неба, достоин. В связи с этим моизм критиковал сословные привилегии, наследование должностей и титулов, а так же антинародные действия власти, в том числе войны или любые решения в ущерб народу с стороны императора. Истинного ставленника Неба в лице императора Мо Ди признавал только в том правителе, который не окружает себя из служащих родственников и заискивающей знати, кто не почитает сословность и политическое влияние, а как «древние правители назначает на должности, исходя не из сословного статуса, а из способностей, мудрости и усердия». Так же моизм критиковал любые войны, в-первых, как источник страдания народа обоих стран, в-вторых, так как признавал свободу народа и суверенитет другой страны. Грамотное взаимодействие власти и народа и должно было привести к единению (Тун), результатом которого стала бы взаимная выгода. Как писал сам Мо Ди: «Правитель будет вознаграждать подданных за усердие и таланты, а подданные будут стараться угодить императору (как ставленнику воли Неба – прим. автора)».
Наследие моизма
Затем произошёл распад моизма на несколько течений Бе Мо, снижение влияния этих течений произошло в ходе антигуманных репрессий при династии Цинь, а в последующем политическая опала под влиянием конфуцианства при династии Хань. Однако моизм, утратив политический вес, продолжал существовать как духовное наследие среди потомков своих последователей. Сам моизм и в изначальной своей форме сформулированной Мо Ди имел ряд недостатков, к основным из которых можно отнести в-первых, сам факт религиозного объяснения и организации социально-политического управления, в-вторых, изначально защищая и обосновывая форму договорного и социально полезного мотива возникновения государства, моизм пришёл к восхвалению деспотично-бюрократической модели власти.
Однако, существенный вклад в философию древнего Китая внесли труды моистов в области логики и гносеологии. Сам Мо Ди выдвинул тезис о том, что основой познания человека является мир реальных вещей, исследуемый через органы чувств. Логический же тезис моизма следующий: рациональность любого суждения должна последовательно соответствовать трём критериям:
Последователи Мо Ди в основном совершенствовали как раз логические и гносеологические взгляды основателя моизма. Ученики создали стройную систему ступеней познания мира, где главными были два тезиса о том, что основу мироздания составляют познаваемые чувственно и рационально вещи, а также различие способности разума к познанию и само знание как таковое. Так,они делили знание как таковое на три степени:
Постижение же истинного знания возможно путём осмысления чувственного опыта, то есть фактически интерпретации экспериментальных данных и наблюдений.
Как становится понятно из этой краткой статьи,моизм внес существенный вклад в философию на религиозном, социально-политическом и логическом поприщах; не удивительно, почему в современности к учению Мо Ди проснулся интерес, в том числе по поиску основ научности в древнекитайской философии и соотнесения их с западными взглядами.
Философия Древнего Востока
1.Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеиндийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией?
а) суждение о наполненности мира страданиями (несовершенством);
в) возможность переселения душ (сансара) в зависимости от баланса хороших и дурных дел (карма);
г) желание восстановить световое (правильное) начало в человеке;
д) конструктивно-деятельностное отношение к природе, миру.
2. В составе комплекса ведических текстов собственно философскими трактатами, итогом многовековой эволюции ведического миросозерцания являются:
3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:
4. Основателем буддизма был:
в) Сиддхартха Гаутама.
5. Буддизм возник как учение:
6. Имя основателя буддизма – Будды означает:
7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:
а) к улучшению материальных условий жизни;
б) к заслуженному социальному признанию;
в) к последующему рождению в более высокой варне;
г) к усугублению страданий в текущей земной жизни.
8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:
а) четыре благородные истины;
б) пять шагов к спасению;
в) семь ступеней просветления.
б) достижение, восхождение;
в) угасание, затухание;
г) возрождение к истинной жизни.
10. В философских разделах упанишад сущее получает название:
11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:
12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:
13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:
а) любая душа обречена на перерождения в сансаре (колесе перерождений);
б) душа брахмана обретает мокшу (освобождение от сансары);
в) Атман не равен Брахману;
г) Атман равен Брахману.
14. К нирване в буддизме ведет:
а) путь физического самоистязания;
б) восьмеричный путь;
15. Какая идея была заложена в учение о сансаре?
а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;
б) и тело, и душа смертны;
в) тело бессмертно, душа смертна.
16. Что означала теория кармы?
а) каждый человек смертен, поэтому нужно жить одним днем;
б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека.
17. Какой принцип лежал в основе деления древнеиндийских философских школ на ортодоксальные и неортодоксальные?
а) различие в их содержании;
б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам);
в) отношение к человеку.
18. Какие из нижеперечисленных древнеиндийских философских школ входят в состав ортодоксального направления?
19. Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философской школы санкхья?
20. В чем причина страданий и несовершенства с точки зрения санкхьяиков?
а) в связанности тонкой духовности (разум, чувства) с грубым вещественным телом (кровь, кости, связки, волосы и т. д.);
б) в разделенности тонкой духовности (разум, чувства) и грубой телесности (кровь, кости, связки, волосы).
21. Какого высшего состояния сознания стремятся достичь в йоге?
а) относительно спокойного состояния;
б) прекращения какой-либо деятельности ума;
в) сосредоточенности ума на одном объекте.
22. Индийский принц Сиддхартха Гаутама считается:
а) основателем брахманизма;
б) правителем, отрицавшим учения всех современных ему философских школ;
в) основателем буддизма.
23. Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философской школы вайшешика?
25. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндийских философских школ имел место подробный разбор традиций жертвоприношения?
26. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндийских философских школ имел место скрупулезный анализ форм безнравственного и преступного поведения и положенного за них наказания в духе учения о сансаре?
27. К какому направлению принадлежала буддийская философия?
а) к ортодоксальному;
б) к неортодоксальному.
28. Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин.
а) мир наполнен страданиями;
б) надо искать удовольствия в жизни;
в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;
г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни;
д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).
29. Почему буддизм на определенном историческом отрезке подорвал влияние брахманизма (ведущей древнеиндийской религиозной идеологии) и был популярен в массах?
а) резко не порывал с ортодоксальным брахманизмом;
б) терпимо относился к другим духовным ценностям;
в) был прост, демократичен как по содержанию, так и по организации;
г) не означал отказа от активной жизни;
д) это произошло случайно, так сложились внешние (социально-экономические) обстоятельства.
30. Почему с IV в. н. э. буддизм начал терять свое приоритетное положение?
а) в результате слияния его с брахманизмом и индуизмом;
б) люди устали от буддийской идеологии, требовалось что-то другое.
31. Пользуется ли признанием буддизм сегодня?
32. В какой из трех ниже перечисленных философских школ идея непричинения зла всему живому была доведена до предельной, даже гротескной формы?
33. В какой из трех нижеперечисленных философских школ провозглашалась идея освобождения от страданий не с помощью аскетизма, а с помощью достижения удовольствия?
в) в чарваке (локаяте).
34. Можно ли говорить о «дао» как о духовной основе древнекитайской философии и культуры, появившейся раньше философии?
б) нет, понятие «дао» появилось вместе с возникновением философии даосов.
35. Почему идея взаимодействия двух противоположных сил «инь» и «ян», культ предков (традиций), ритуалы взаимоотношений между людьми были одними из сквозных тем древнекитайских философских школ?
а) случайно, так сложилось;
б) данные темы были главными в древнекитайской мифологии;
в) потому что других тем просто не существует.
37. Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии?
а) интерес к проблемам естествознания;
б) интерес к человеку, его природе;
в) интерес к вопросам устройства мира;
г) интерес к проблемам устройства общества..
38. Что означал принцип «жень» в конфуцианской философии?
а) позицию золотой середины;
б) гуманность, человеколюбие;
в) активное отношение к миру.
39. Какие из нижеперечисленных качеств человека считались самыми важными у конфуцианцев?
б) сыновья почтительность;
в) почитание родителей, старших;
г) верность долгу, справедливость;
д) уважение к старшим братьям;
е) чрезмерная активность;
ж) многознание, касающееся современности.
40. Сколько типов людей выделяли конфуцианцы в зависимости от способности принимать и применять принцип «ли»?
41. Что означал принцип «исправления имен» в конфуцианской философии?
а) искусство правильной, грамотной речи;
б) соответствие содержания вещей, социальных явлений, людей их названиям:: отец должен быть отцом, государь — государем и т. д.
42. Какую позицию по отношению к музыке занимала конфуцианская философия?
б) активную: имел место поиск гармонии в форме разработки музыкальных гамм, поиск интервалов и др.
43. Благородный муж (дэюнь дзы) в учении Конфуция:
а) с трепетом относится к словам совершенномудрых;;
б) следует за людьми, но не живет с ними в согласии;
в) не слушает веления неба;
г) подобен траве: клонится туда, куда дует ветер.
44. Приобрела ли конфуцианская философия религиозные оттенки после смерти Конфуция (Кун-цзы)?
45. Что означали принципы «почитания мудрости» и «почитания единства» у моистов?
а) деление людей на сановников и простолюдинов правильно и должно быть вечным;
б) деление людей на сановников и простолюдинов неправильно и не должно быть вечным.
46. Что было критерием правильности знания у моистов?
а) сложившиеся традиции;
б) чувственный опыт;
в) теоретические знания;
г) сама жизнь (действительность).
47. Какие методы рассуждения были введены в философскую школу моизма и использовались там?
а) выдвижение предположений (гипотез);
б) сопоставление (аналогия);
в) ссылка на пример;
г) распространение опыта.
48. Автором «Дао Дэ Цзин» является:
49. Как понимался вопрос о сущности человека в философской школе легизм?
а) человек добр и совершенен по своей природе;
б) человек несовершенен по своей природе.
50. Какой акцент просматривался в составлении и соблюдении законов общественной жизни у легистов?
51. Нашли ли практическое применение философские принципы легистов в исторической жизни Китая?
52. Что означает термин «дао»?
б) материальное первоначало;
в) всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете.
53. Какими путями, по мнению даосов, можно было восстановить нарушенное естественное «дао»?
а) с помощью ухода от суеты жизни, возвращения к естественности, простоте;
б) с помощью отказа от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния);
в) с помощью активной деятельности, деятельного познания мира.
54. Почему снискала популярность даосская философия как в своем классическом, так и в религиозном варианте?
а) в связи с поисками долголетия и даже бессмертия;
б) в связи с использованием астрологии;
в) в связи с тем, что проблема человека была здесь главной.
55. Как можно было достичь долголетия и даже бессмертия в философии даосизма?
б) свершением добрых дел;
в) постижением закономерности связи духов с определенными частями тела и удержанием духовного в теле;
г) соблюдением диеты.
56. Одна из классических книг китайской образованности «И цзин» раскрывает учение:
57. Диалектическое понимание мира характерно для:
а) конфуцианства в пику даосизму;
б) даосизма в пику моизму.
60. Безусловная значимость как внешней стороны, проявляющейся в ритуалах, так и внутренней саморефлексии, связанной с сознательным следованием долгу и совестью, составляет основу :
а) учения о человеке с высшим Дэ в даосизме;
б) учения о благородном муже в конфуцианстве.
61. Философия как автономная, самостоятельная сфера культуры возникла в:
62. Осевое время, когда возникла философия как особая форма духовной деятельности, по К. Ясперсу, это время:
а) с 1 в. н. э. по 4 в. н. э.;
б) с 8 в. до н. э. по 2 в. н. э.;
в) с 13 в. н. э. по 15 в. н. э.;
63. Первым мудрецом и первым философом античности считается:
64. Термин «философия» означает:
б) компетентное мнение;
в) профессиональную деятельность;
г) любовь к мудрости.
65. Греческое слово «филео» означает любовь:
66. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, — будь это вода, апейрон или воздух:
(назовите имена в соответствии с порядком перечисления первоэлементов)
( г, а, д )
67.Становлению греческой философии предшествовало:
а) оформление мифов в сочинениях Гомера и Гесиода;
б) ничто не предшествовало, так как философия – совершенно особая сфера культуры, не имеющая истоков ни в какой иной области.
68. В Греции кризис мифологического сознания, совпадающий с процессом дезорганизации родовых структур, был преодолен путем:
а) путем обожествления авторитарного начала;
б) проникновением духа религиозности во все сферы культурной жизни;
в) путем рационализации культуры.
69. Греческая философия, начав с критики мифа, заменяет вопрос о том, как возник мир, вопросом о том:
а) что такое мир сам по себе;
б) каков конец мира;
в) как наилучшим образом человеку приспособиться к этому миру.
70. «Природа» по-гречески:
71. Первых философов называют:
72. Суть диалектического учения Гераклита может быть передана формулой «пан та рей», что означает:
а) диалектического учения Гераклита;
б) учения Фалеса о воде как первоначале.
74. В качестве божественной, разумной субстанции Гераклит называет:
в) сознание человека.
75. С точки зрения Гераклита, все процессы в мире определяет:
76. Причина изменения бытия, по Гераклиту:
а) царящая в мире случайность;
б) борьба противоположностей;
77. Представителями Элейской школы философии являются:
а) Парменид и Зенон;
б) Левкипп и Демокрит;
в) Анаксимен и Анаксимандр.
78. Знание о вещах может быть выражено лишь языком математики – таково убеждение:
79. Какую школу греческой философии принято считать метафизической (противоположной диалектике):
б) все сократические школы;
80. Ключевая идея учения элеатов:
а) «бытие есть, небытия нет»;
б) « миром правит число»;
в) «Логос есть разум в человеке»
81. Знаменитые апории Зенона ( «Стрела», «Ахиллес быстроногий») должны были подтвердить:
а) приоритетность чувственного познания;
б) отсутствие движения, его неподлинность;
в) неустранимость мифологических образов в познании мира.
82. После элеатов установка на разграничение знания «по истине» и «по мнению» :
а) прочно утвердилась в философии;
б) окончательно была отвергнута.
83. Софисты и Сократ :
б) активно продолжили и развили учения предшественников в вопросах о первосущностях.