какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там

Тесты философия. 2 часть История философии ТЕСТЫ (2). 1. Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеиндийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией

Вопросы и предполагаемые ответы

Философия Древнего Востока
Древнеиндийская философия
1.Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеин­ дийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией?

а) суждение о наполненности мира страданиями (несовершенством);

в) возможность переселения душ (сансара) в зависимости от ба ланса хороших и дурных дел (карма);

г) желание восстановить световое (правильное) начало в человеке;

д) конструктивно-деятельностное отношение к природе, миру.
2. В составе комплекса ведических текстов собственно философскими трактатами, итогом многовековой эволюции ведического миросозерцания являются:

г) упанишады.
3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:

4. Основателем буддизма был:

в) Сиддхартха Гаутама.
5. Буддизм возник как учение:

в) натурфилософское.
6. Имя основателя буддизма – Будды означает:

в) «всесильный».
7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:

а) к улучшению материальных условий жизни;

б) к заслуженному социальному признанию;

в) к последующему рождению в более высокой варне;

г) к усугублению страданий в текущей земной жизни.

8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:

а) четыре благородные истины;

б) пять шагов к спасению;

б) достижение, восхождение;

в) угасание, затухание;

г) возрождение к истинной жизни.
10. В философских разделах упанишад сущее получает название:

в) майя.
11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:

в) сансарой.
12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:

г) миманса.
13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:

а) любая душа обречена на перерождения в сансаре (колесе перерождений);

б) душа брахмана обретает мокшу (освобождение от сансары);

в) Атман не равен Брахману;

г) Атман равен Брахману.
14. К нирване в буддизме ведет:

а) путь физического самоистязания;

б) восьмеричный путь;

г) путь ахимсы.
15. Какая идея была заложена в учение о сансаре?

б) и тело, и душа смертны;

в) тело бессмертно, душа смертна.
16. Что означала теория кармы?

а) каждый человек смертен, поэтому нужно жить одним днем;

б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирова ние одного над другим и определяет карму человека.

17. Какой принцип лежал в основе деления древнеин­дийских философских школ на ортодоксальные и неорто­доксальные?

а) различие в их содержании;

б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам);

в) отношение к человеку.
18. Какие из нижеперечисленных древнеиндийских фи­лософских школ входят в состав ортодоксального направле­ния?

ж) миманса.
19. Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философ­ской школы санкхья?

г) равновесие.
20. В чем причина страданий и несовершенства с точки зрения санкхьяиков?

а) в связанности тонкой духовности (разум, чувства) с грубым вещественным телом (кровь, кости, связки, волосы и т. д.);

б) в разделенности тонкой духовности (разум, чувства) и грубой телесности (кровь, кости, связки, волосы).
21. Какого высшего состояния сознания стремятся до­стичь в йоге?

а) относительно спокойного состояния;

б) прекращения какой-либо деятельности ума;

в) сосредоточенности ума на одном объекте.
22. Индийский принц Сиддхартха Гаутама считается:

а) основателем брахманизма;

б) правителем, отрицавшим учения всех современных ему философских школ;

в) основателем буддизма.
23. Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философ­ской школы вайшешика?

25. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндий­ских философских школ имел место подробный разбор традиций жертвоприношения?

б) веданте.
26. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндий­ских философских школ имел место скрупулезный анализ форм безнравственного и преступного поведения и поло­женного за них наказания в духе учения о сансаре?

б) веданте.
27. К какому направлению принадлежала буддийская фи­лософия?

а) к ортодоксальному;

б) к неортодоксальному.
28. Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин.

а) мир наполнен страданиями;

б) надо искать удовольствия в жизни;

в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;

г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни;

д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).
29. Почему буддизм на определенном историческом отрезке подорвал влияние брахманизма (ведущей древнеиндийской религиозной идеологии) и был популярен в массах?

а) резко не порывал с ортодоксальным брахманизмом;

б) терпимо относился к другим духовным ценностям;

в) был прост, демократичен как по содержанию, так и по организации;

г) не означал отказа от активной жизни;

д) это произошло случайно, так сложились внешние (социально-экономические) обстоятельства.
30. Почему с IV в. н. э. буддизм начал терять свое приоритетное положение?

а) в результате слияния его с брахманизмом и индуизмом;

б) люди устали от буддийской идеологии, требовалось что-то другое.
31. Пользуется ли признанием буддизм сегодня?

б) нет.
32. В какой из трех ниже перечисленных философских школ идея непричинения зла всему живому была доведена до предельной, даже гротескной формы?

в) чарваке (локаяте).
33. В какой из трех нижеперечисленных философских школ провозглашалась идея освобождения от страданий не с помощью аскетизма, а с помощью достижения удовольствия?

в) в чарваке (локаяте).
Древнекитайская философия
34. Можно ли говорить о «дао» как о духовной основе древнекитайской философии и культуры, появившейся раньше философии?

б) нет, понятие «дао» появилось вместе с возникновением философии даосов.
35. Почему идея взаимодействия двух противоположных сил «инь» и «ян», культ предков (традиций), ритуалы взаимо­отношений между людьми были одними из сквозных тем древнекитайских философских школ?

а) случайно, так сложилось;

б) данные темы были главными в древнекитайской мифологии;

г) моизм.
37. Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии?

а) интерес к проблемам естествознания;

б) интерес к человеку, его природе;

в) интерес к вопросам устройства мира;

г) интерес к проблемам устройства общества..
38. Что означал принцип «жень» в конфуцианской фило­софии?

б) гуманность, человеколюбие;

в) активное отношение к миру.
39. Какие из нижеперечисленных качеств человека счи­тались самыми важными у конфуцианцев?

б) сыновья почтительность;

в) почитание родителей, старших;

г) верность долгу, справедливость;

д) уважение к старшим братьям;

е) чрезмерная активность;

ж) многознание, касающееся современности.
40. Сколько типов людей выделяли конфуцианцы в зави­симости от способности принимать и применять принцип «ли»?

41. Что означал принцип «исправления имен» в конфу­цианской философии?

а) искусство правильной, грамотной речи;

б) соответствие содержания вещей, социальных явлений, людей их названиям:: отец должен быть отцом, государь — государем и т. д.
42. Какую позицию по отношению к музыке занимала конфуцианская философия?

б) активную: имел место поиск гармонии в форме разработки музыкальных гамм, поиск интервалов и др.
43. Благородный муж (дэюнь дзы) в учении Конфуция:

а) с трепетом относится к словам совершенномудрых;;

б) следует за людьми, но не живет с ними в согласии;

в) не слушает веления неба;

г) подобен траве: клонится туда, куда дует ветер.
44. Приобрела ли конфуцианская философия религиозные оттенки после смерти Конфуция (Кун-цзы)?

б) нет.
45. Что означали принципы «почитания мудрости» и «почитания единства» у моистов?

а) деление людей на сановников и простолюдинов правильно и должно быть вечным;

б) деление людей на сановников и простолюдинов неправильно и не должно быть вечным.
46. Что было критерием правильности знания у моистов?

а) сложившиеся традиции;

б) чувственный опыт;

в) теоретические знания;

какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались тамг) сама жизнь (действительность).
47. Какие методы рассуждения были введены в философ­скую школу моизма и использовались там?

а) выдвижение предположений (гипотез);

б) сопоставление (аналогия);

г) распространение опыта.
48. Автором «Дао Дэ Цзин» является:

в) Конфуций.
49. Как понимался вопрос о сущности человека в фило­софской школе легизм?

а) человек добр и совершенен по своей природе;

б) человек несовершенен по своей природе.
50. Какой акцент просматривался в составлении и соблю­дении законов общественной жизни у легистов?

б) поощрение.
51. Нашли ли практическое применение философские принципы легистов в исторической жизни Китая?

б) нет.
52. Что означает термин «дао»?

б) материальное первоначало;

в) всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете.
53. Какими путями, по мнению даосов, можно было вос­становить нарушенное естественное «дао»?

а) с помощью ухода от суеты жизни, возвращения к естественности, простоте;

б) с помощью отказа от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния);

в) с помощью активной деятельности, деятельного познания мира.
54. Почему снискала популярность даосская философия как в своем классическом, так и в религиозном варианте?

а) в связи с поисками долголетия и даже бессмертия;

б) в связи с использованием астрологии;

в) в связи с тем, что проблема человека была здесь главной.
55. Как можно было достичь долголетия и даже бессмер­тия в философии даосизма?

б) свершением добрых дел;

в) постижением закономерности связи духов с определенными частями тела и удержанием духовного в теле;

г) соблюдением диеты.
56. Одна из классических книг китайской образованности «И цзин» раскрывает учение:

в) школы имен.
57. Диалектическое понимание мира характерно для:

а) конфуцианства в пику даосизму;

б) даосизма в пику моизму.
60. Безусловная значимость как внешней стороны, проявляющейся в ритуалах, так и внутренней саморефлексии, связанной с сознательным следованием долгу и совестью, составляет основу :

а) учения о человеке с высшим Дэ в даосизме;

б) учения о благородном муже в конфуцианстве.
Философия Античности
61. Философия как автономная, самостоятельная сфера культуры возникла в:

г) трех указанных.
62. Осевое время, когда возникла философия как особая форма духовной деятельности, по К. Ясперсу, это время:

а) с 1 в. н. э. по 4 в. н. э.;

б) с 8 в. до н. э. по 2 в. н. э.;

в) с 13 в. н. э. по 15 в. н. э.;

7) 11 в. до н. э.
63. Первым мудрецом и первым философом античности считается:

64. Т ермин «философия» означает:

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.
65. Греческое слово «филео» означает любовь:

г) половую.
66. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, — будь это вода, апейрон или воздух:

(назовите имена в соответствии с порядком перечисления первоэлементов)
67.Становлению греческой философии предшествовало:

а) оформление мифов в сочинениях Гомера и Гесиода;

б) ничто не предшествовало, так как философия – совершенно особая сфера культуры, не имеющая истоков ни в какой иной области.
68. В Греции кризис мифологического сознания, совпадающий с процессом дезорганизации родовых структур, был преодолен путем:

б) проникновением духа религиозности во все сферы культурной жизни;

в) путем рационализации культуры.
69. Греческая философия, начав с критики мифа, заменяет вопрос о том, как возник мир, вопросом о том:

а) что такое мир сам по себе;

б) каков конец мира;

в) как наилучшим образом человеку приспособиться к этому миру.

70. «Природа» по-гречески:

б) «фюсис».
71. Первых философов называют:

в) теоретиками.
72. Суть диалектического учения Гераклита может быть передана формулой «пан та рей», что означает:

а) диалектического учения Гераклита;

б) учения Фалеса о воде как первоначале.
74. В качестве божественной, разумной субстанции Гераклит называет:

в) сознание человека.
75. С точки зрения Гераклита, все процессы в мире определяет:

б) Логос.
76. Причина изменения бытия, по Гераклиту:

а) царящая в мире случайность;

б) борьба противоположностей;

в) воля богов.
77. Представителями Элейской школы философии являются:

а) Парменид и Зенон;

в) Анаксимен и Анаксимандр.

78. Знание о вещах может быть выражено лишь языком математики – таково убеждение:

в) софистов.
79. Какую школу греческой философии принято считать метафизической (противоположной диалектике):

б) все сократические школы;

в) пифагорейскую.
80. Ключевая идея учения элеатов:

а) «бытие есть, небытия нет»;

б) « миром правит число»;

в) «Логос есть разум в человеке»
81. Знаменитые апории Зенона ( «Стрела», «Ахиллес быстроногий») должны были подтвердить:

а) приоритетность чувственного познания;

б) отсутствие движения, его неподлинность;

в) неустранимость мифологических образов в познании мира.
82. После элеатов установка на разграничение знания «по истине» и «по мнению» :

а) прочно утвердилась в философии;

б) окончательно была отвергнута.
83. Софисты и Сократ :

б) активно продолжили и развили учения предшественников в вопросах о первосущностях.

Источник

Моизм

Моизм – древнекитайская философско-религиозная концепция, затрагивающая в основном социальную и религиозную сферы бытия человека. Эта концепция имеет два основных этапа своего развития: ранний или оригинальный моизм и поздний моизм, когда само учение разделилось из-за децентрализации. Но о всём по порядку.

Само учение было создано мыслителем Мо Ди более двадцати пяти веков назад и названо в его же честь Мо Цзя (школа Мо, или буквально – монеты); Мо Ди, в прошлом сторонник конфуцианства, позже выступил с резкой его критикой, что послужило этому причиной, неизвестно, но критика и новые взгляды Мо Ди были сформированы в подробный, но плохо сохранившийся свод трактатов, легший в основу моизма. Трактаты Мо Цзы позже были дополнены сочинениями учеников Мо Ди и составили: одиннадцать глав авторства самого основателя моизма, четыре главы Цзин (Канон) и Цзин Шо (Разъяснение канона), две главы Дао Цзюй (Большой выбор) и Сяо Цюй (Малый выбор). Главы трактатов «выборов» называют моистской диалектикой (Мо Бянь).

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению учения самого моизма, следует рассказать о учениках и последователях Мо. Они были не простые мыслители, как например эллины, а военизированная религиозно-политическая организация, адепты которой были способны и выполняли радикальные акции, в том числе показательные казни и даже массовые самоубийства. Для пропаганды и защиты своего учения моисты разработали оригинальный метод, в котором можно усмотреть эристико-семантическую протологику. Популярность моизму принесла не только такая активная деятельность его последователей, но и явный популизм, а так же методологическая проработанность, и, естественно, провозглашаемая забота о народе и пропаганда социального равенства, что в общем-то и есть популизм моизма. Религиозная направленность и характер организации последователей этого древнекитайского учения позволяют заметить в нём черты секты. Но несмотря на это, сам моизм явился первой аргументированной критикой – теоретическим и практическим ответом на конфуцианство.

В своих трактатах Мо Ди сформулировал десять основных критериев:

Мо Ди отрицал мнение конфуцианства о предначертанной судьбе, он заявлял, что человек сам волен выбирать свой путь и как его реализовывать в своём служении Небу. Также он верил в духов и группировал их на добрых, которые вознаграждают исполнящих волю Неба, и злых, которые карают за действия, противные Небу. Саму же волю Неба он трактовал как любовь человека к человеку и взаимное равенство, Мо Ди считал, что Небо создало всех равными и только человек понимающий и признающий это, а также воплощающий в своих деяниях волю Неба, достоин. В связи с этим моизм критиковал сословные привилегии, наследование должностей и титулов, а так же антинародные действия власти, в том числе войны или любые решения в ущерб народу с стороны императора. Истинного ставленника Неба в лице императора Мо Ди признавал только в том правителе, который не окружает себя из служащих родственников и заискивающей знати, кто не почитает сословность и политическое влияние, а как «древние правители назначает на должности, исходя не из сословного статуса, а из способностей, мудрости и усердия». Так же моизм критиковал любые войны, в-первых, как источник страдания народа обоих стран, в-вторых, так как признавал свободу народа и суверенитет другой страны. Грамотное взаимодействие власти и народа и должно было привести к единению (Тун), результатом которого стала бы взаимная выгода. Как писал сам Мо Ди: «Правитель будет вознаграждать подданных за усердие и таланты, а подданные будут стараться угодить императору (как ставленнику воли Неба – прим. автора)».

Наследие моизма

Затем произошёл распад моизма на несколько течений Бе Мо, снижение влияния этих течений произошло в ходе антигуманных репрессий при династии Цинь, а в последующем политическая опала под влиянием конфуцианства при династии Хань. Однако моизм, утратив политический вес, продолжал существовать как духовное наследие среди потомков своих последователей. Сам моизм и в изначальной своей форме сформулированной Мо Ди имел ряд недостатков, к основным из которых можно отнести в-первых, сам факт религиозного объяснения и организации социально-политического управления, в-вторых, изначально защищая и обосновывая форму договорного и социально полезного мотива возникновения государства, моизм пришёл к восхвалению деспотично-бюрократической модели власти.

Однако, существенный вклад в философию древнего Китая внесли труды моистов в области логики и гносеологии. Сам Мо Ди выдвинул тезис о том, что основой познания человека является мир реальных вещей, исследуемый через органы чувств. Логический же тезис моизма следующий: рациональность любого суждения должна последовательно соответствовать трём критериям:

Последователи Мо Ди в основном совершенствовали как раз логические и гносеологические взгляды основателя моизма. Ученики создали стройную систему ступеней познания мира, где главными были два тезиса о том, что основу мироздания составляют познаваемые чувственно и рационально вещи, а также различие способности разума к познанию и само знание как таковое. Так,они делили знание как таковое на три степени:

Постижение же истинного знания возможно путём осмысления чувственного опыта, то есть фактически интерпретации экспериментальных данных и наблюдений.

Как становится понятно из этой краткой статьи,моизм внес существенный вклад в философию на религиозном, социально-политическом и логическом поприщах; не удивительно, почему в современности к учению Мо Ди проснулся интерес, в том числе по поиску основ научности в древнекитайской философии и соотнесения их с западными взглядами.

Источник

Философия Древнего Востока

какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там

какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там

какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там

1.Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеин­дийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией?

а) суждение о наполненности мира страданиями (несовершенством);

в) возможность переселения душ (сансара) в зависимости от баланса хороших и дурных дел (карма);

г) желание восстановить световое (правильное) начало в человеке;

д) конструктивно-деятельностное отношение к природе, миру.

2. В составе комплекса ведических текстов собственно философскими трактатами, итогом многовековой эволюции ведического миросозерцания являются:

3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:

4. Основателем буддизма был:

в) Сиддхартха Гаутама.

5. Буддизм возник как учение:

6. Имя основателя буддизма – Будды означает:

7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:

а) к улучшению материальных условий жизни;

б) к заслуженному социальному признанию;

в) к последующему рождению в более высокой варне;

г) к усугублению страданий в текущей земной жизни.

8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:

а) четыре благородные истины;

б) пять шагов к спасению;

в) семь ступеней просветления.

б) достижение, восхождение;

в) угасание, затухание;

г) возрождение к истинной жизни.

10. В философских разделах упанишад сущее получает название:

11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:

12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:

13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:

а) любая душа обречена на перерождения в сансаре (колесе перерождений);

б) душа брахмана обретает мокшу (освобождение от сансары);

в) Атман не равен Брахману;

г) Атман равен Брахману.

14. К нирване в буддизме ведет:

а) путь физического самоистязания;

б) восьмеричный путь;

15. Какая идея была заложена в учение о сансаре?

а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;

б) и тело, и душа смертны;

в) тело бессмертно, душа смертна.

16. Что означала теория кармы?

а) каждый человек смертен, поэтому нужно жить одним днем;

б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека.

какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там17. Какой принцип лежал в основе деления древнеин­дийских философских школ на ортодоксальные и неорто­доксальные?

а) различие в их содержании;

б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам);

в) отношение к человеку.

18. Какие из нижеперечисленных древнеиндийских фи­лософских школ входят в состав ортодоксального направле­ния?

19. Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философ­ской школы санкхья?

20. В чем причина страданий и несовершенства с точки зрения санкхьяиков?

а) в связанности тонкой духовности (разум, чувства) с грубым вещественным телом (кровь, кости, связки, волосы и т. д.);

б) в разделенности тонкой духовности (разум, чувства) и грубой телесности (кровь, кости, связки, волосы).

21. Какого высшего состояния сознания стремятся до­стичь в йоге?

а) относительно спокойного состояния;

б) прекращения какой-либо деятельности ума;

в) сосредоточенности ума на одном объекте.

22. Индийский принц Сиддхартха Гаутама считается:

а) основателем брахманизма;

б) правителем, отрицавшим учения всех современных ему философских школ;

какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там

в) основателем буддизма.

23. Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философ­ской школы вайшешика?

25. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндий­ских философских школ имел место подробный разбор традиций жертвоприношения?

26. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндий­ских философских школ имел место скрупулезный анализ форм безнравственного и преступного поведения и поло­женного за них наказания в духе учения о сансаре?

27. К какому направлению принадлежала буддийская фи­лософия?

а) к ортодоксальному;

б) к неортодоксальному.

28. Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин.

а) мир наполнен страданиями;

какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались тамб) надо искать удовольствия в жизни;

в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;

г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни;

д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).

29. Почему буддизм на определенном историческом отрезке подорвал влияние брахманизма (ведущей древнеиндийской религиозной идеологии) и был популярен в массах?

а) резко не порывал с ортодоксальным брахманизмом;

б) терпимо относился к другим духовным ценностям;

в) был прост, демократичен как по содержанию, так и по организации;

г) не означал отказа от активной жизни;

д) это произошло случайно, так сложились внешние (социально-экономические) обстоятельства.

30. Почему с IV в. н. э. буддизм начал терять свое приоритетное положение?

а) в результате слияния его с брахманизмом и индуизмом;

б) люди устали от буддийской идеологии, требовалось что-то другое.

31. Пользуется ли признанием буддизм сегодня?

32. В какой из трех ниже перечисленных философских школ идея непричинения зла всему живому была доведена до предельной, даже гротескной формы?

33. В какой из трех нижеперечисленных философских школ провозглашалась идея освобождения от страданий не с помощью аскетизма, а с помощью достижения удовольствия?

в) в чарваке (локаяте).

34. Можно ли говорить о «дао» как о духовной основе древнекитайской философии и культуры, появившейся раньше философии?

б) нет, понятие «дао» появилось вместе с возникновением философии даосов.

35. Почему идея взаимодействия двух противоположных сил «инь» и «ян», культ предков (традиций), ритуалы взаимо­отношений между людьми были одними из сквозных тем древнекитайских философских школ?

а) случайно, так сложилось;

б) данные темы были главными в древнекитайской мифологии;

в) потому что других тем просто не существует.

37. Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии?

а) интерес к проблемам естествознания;

б) интерес к человеку, его природе;

в) интерес к вопросам устройства мира;

г) интерес к проблемам устройства общества..

38. Что означал принцип «жень» в конфуцианской фило­софии?

а) позицию золотой середины;

б) гуманность, человеколюбие;

в) активное отношение к миру.

какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там39. Какие из нижеперечисленных качеств человека счи­тались самыми важными у конфуцианцев?

б) сыновья почтительность;

в) почитание родителей, старших;

г) верность долгу, справедливость;

д) уважение к старшим братьям;

е) чрезмерная активность;

ж) многознание, касающееся современности.

40. Сколько типов людей выделяли конфуцианцы в зави­симости от способности принимать и применять принцип «ли»?

41. Что означал принцип «исправления имен» в конфу­цианской философии?

а) искусство правильной, грамотной речи;

б) соответствие содержания вещей, социальных явлений, людей их названиям:: отец должен быть отцом, государь — государем и т. д.

42. Какую позицию по отношению к музыке занимала конфуцианская философия?

б) активную: имел место поиск гармонии в форме разработки музыкальных гамм, поиск интервалов и др.

43. Благородный муж (дэюнь дзы) в учении Конфуция:

а) с трепетом относится к словам совершенномудрых;;

б) следует за людьми, но не живет с ними в согласии;

в) не слушает веления неба;

г) подобен траве: клонится туда, куда дует ветер.

44. Приобрела ли конфуцианская философия религиозные оттенки после смерти Конфуция (Кун-цзы)?

45. Что означали принципы «почитания мудрости» и «почитания единства» у моистов?

а) деление людей на сановников и простолюдинов правильно и должно быть вечным;

б) деление людей на сановников и простолюдинов неправильно и не должно быть вечным.

46. Что было критерием правильности знания у моистов?

а) сложившиеся традиции;

б) чувственный опыт;

в) теоретические знания;

какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались тамг) сама жизнь (действительность).

47. Какие методы рассуждения были введены в философ­скую школу моизма и использовались там?

а) выдвижение предположений (гипотез);

б) сопоставление (аналогия);

в) ссылка на пример;

г) распространение опыта.

48. Автором «Дао Дэ Цзин» является:

49. Как понимался вопрос о сущности человека в фило­софской школе легизм?

а) человек добр и совершенен по своей природе;

б) человек несовершенен по своей природе.

50. Какой акцент просматривался в составлении и соблю­дении законов общественной жизни у легистов?

51. Нашли ли практическое применение философские принципы легистов в исторической жизни Китая?

52. Что означает термин «дао»?

б) материальное какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Смотреть картинку какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Картинка про какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались там. Фото какие методы рассуждений были введены в философскую школу моизма и использовались тампервоначало;

в) всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете.

53. Какими путями, по мнению даосов, можно было вос­становить нарушенное естественное «дао»?

а) с помощью ухода от суеты жизни, возвращения к естественности, простоте;

б) с помощью отказа от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния);

в) с помощью активной деятельности, деятельного познания мира.

54. Почему снискала популярность даосская философия как в своем классическом, так и в религиозном варианте?

а) в связи с поисками долголетия и даже бессмертия;

б) в связи с использованием астрологии;

в) в связи с тем, что проблема человека была здесь главной.

55. Как можно было достичь долголетия и даже бессмер­тия в философии даосизма?

б) свершением добрых дел;

в) постижением закономерности связи духов с определенными частями тела и удержанием духовного в теле;

г) соблюдением диеты.

56. Одна из классических книг китайской образованности «И цзин» раскрывает учение:

57. Диалектическое понимание мира характерно для:

а) конфуцианства в пику даосизму;

б) даосизма в пику моизму.

60. Безусловная значимость как внешней стороны, проявляющейся в ритуалах, так и внутренней саморефлексии, связанной с сознательным следованием долгу и совестью, составляет основу :

а) учения о человеке с высшим Дэ в даосизме;

б) учения о благородном муже в конфуцианстве.

61. Философия как автономная, самостоятельная сфера культуры возникла в:

62. Осевое время, когда возникла философия как особая форма духовной деятельности, по К. Ясперсу, это время:

а) с 1 в. н. э. по 4 в. н. э.;

б) с 8 в. до н. э. по 2 в. н. э.;

в) с 13 в. н. э. по 15 в. н. э.;

63. Первым мудрецом и первым философом античности считается:

64. Термин «философия» означает:

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.

65. Греческое слово «филео» означает любовь:

66. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, — будь это вода, апейрон или воздух:

(назовите имена в соответствии с порядком перечисления первоэлементов)

( г, а, д )

67.Становлению греческой философии предшествовало:

а) оформление мифов в сочинениях Гомера и Гесиода;

б) ничто не предшествовало, так как философия – совершенно особая сфера культуры, не имеющая истоков ни в какой иной области.

68. В Греции кризис мифологического сознания, совпадающий с процессом дезорганизации родовых структур, был преодолен путем:

а) путем обожествления авторитарного начала;

б) проникновением духа религиозности во все сферы культурной жизни;

в) путем рационализации культуры.

69. Греческая философия, начав с критики мифа, заменяет вопрос о том, как возник мир, вопросом о том:

а) что такое мир сам по себе;

б) каков конец мира;

в) как наилучшим образом человеку приспособиться к этому миру.

70. «Природа» по-гречески:

71. Первых философов называют:

72. Суть диалектического учения Гераклита может быть передана формулой «пан та рей», что означает:

а) диалектического учения Гераклита;

б) учения Фалеса о воде как первоначале.

74. В качестве божественной, разумной субстанции Гераклит называет:

в) сознание человека.

75. С точки зрения Гераклита, все процессы в мире определяет:

76. Причина изменения бытия, по Гераклиту:

а) царящая в мире случайность;

б) борьба противоположностей;

77. Представителями Элейской школы философии являются:

а) Парменид и Зенон;

б) Левкипп и Демокрит;

в) Анаксимен и Анаксимандр.

78. Знание о вещах может быть выражено лишь языком математики – таково убеждение:

79. Какую школу греческой философии принято считать метафизической (противоположной диалектике):

б) все сократические школы;

80. Ключевая идея учения элеатов:

а) «бытие есть, небытия нет»;

б) « миром правит число»;

в) «Логос есть разум в человеке»

81. Знаменитые апории Зенона ( «Стрела», «Ахиллес быстроногий») должны были подтвердить:

а) приоритетность чувственного познания;

б) отсутствие движения, его неподлинность;

в) неустранимость мифологических образов в познании мира.

82. После элеатов установка на разграничение знания «по истине» и «по мнению» :

а) прочно утвердилась в философии;

б) окончательно была отвергнута.

83. Софисты и Сократ :

б) активно продолжили и развили учения предшественников в вопросах о первосущностях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *