какие методы являются основными методами психологии труда
Методы психологии труда
Психология труда является отраслью психологической науки со всем арсеналом общепсихологических методов. Объект и цели исследования имеют особенности, поэтому методы психологии труда обладают своей спецификой. Кроме общепсихологических методов психология труда использует особые приемы изучения поведения человека в процессе трудовой деятельности.
Изучение профессиональной деятельности осуществляется с трех сторон:
Методы психологии труда имеют несколько видов классификаций. Рассмотрим классификацию, которая объединяет две большие группы методов:
К первой группе относятся два главных метода: опрос и наблюдение, а также вспомогательные методы и средства.
Ко второй группе относятся лабораторный и естественный эксперименты, тестирование.
Метод наблюдения
Наблюдение используется при любом исследовании в области психологии труда. Психолог получает данные о поведении человека в трудовом процессе. Рассматриваются каналы получения информации, загрузка анализаторов, условия внешней среды, процессы коммуникации. Наблюдение бывает двух видов: внешнее и внутреннее (самонаблюдение).
При помощи внешнего наблюдения психолог описывает действия человека во время работы, их соответствие нормам и целям. Как человек оперирует орудиями труда, материалами, справляется с технологическим оборудованием выясняется при помощи внешнего наблюдения.
Кроме того, исследуются эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Если наблюдать за работником в течение рабочего дня, можно определить изменения в его поведении под воздействием утомления. Как правило, составляется план наблюдения, так как все элементы трудового процесса воспринимать довольно трудно. Из целого ряда действий, входящих в трудовой процесс, выделяются отдельные элементы, которые и подвергаются наблюдению в соответствии с четкой программой, планом наблюдения и фиксацией результатов.
При наблюдении используется принцип сравнительного подхода, который предполагает исследование трудового процесса людей с разной степенью профессиональных навыков, с разным рабочим стажем, разных возрастных категорий. Такой принцип позволяет выявить некоторые закономерности работы в той или иной области. К недостаткам метода наблюдения можно отнести недоступность отдельных компонентов профессиональной деятельности непосредственному восприятию.
Например, как хирург принимает решение во время операции, в процессе наблюдения определить невозможно. Возрастает доля субъективизма при трактовке психологом внешних проявлений профессионального поведения.
Дополнительные методы: фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности
Чтобы повысить объективность и точность наблюдения, применяются сопутствующие приемы, которые обеспечивают качественную регистрацию результатов исследований в области психологии труда. Сюда относят такие приемы, как фотография рабочего дня или его части, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.
Фотография рабочего дня – это последовательная регистрация всех действий работника с обозначением временных параметров, смена режимов труда и отдыха, вынужденные простои в работе.
Производить регистрацию можно по-разному – от сопровождения работника психологом до использования телеметрических приборов. Фото и видеосъемка позволяют фиксировать все действия человека во время рабочего процесса, его мимику, маршруты передвижения. Результатом фотографии рабочего дня является график, который позволяет отчетливо представлять временные периоды чередования работы и отдыха, соотношение основных и вспомогательных функций в труде. В результате такого исследования можно выявить ряд излишних действий, выполняя которые человек затрачивает массу времени. Можно исключить или преобразовать эти действия, тем самым разгрузить работу и повысить самочувствие работника в течение рабочего дня.
Хронометраж – измерение времени трудовых операций. Определяется длительность, частота, интенсивность трудового процесса. Данное исследование проводится с целью оптимизировать, правильно организовать трудовую деятельность.
Психолог должен проявлять максимум такта при проведении исследования. Дело в том, что хронометраж часто проводится на предприятиях для того, чтобы пересмотреть нормы труда, как правило, в сторону увеличения. Присутствие психолога может вызвать у работника отрицательную реакцию. Перед проведением исследования лучше провести разъяснительную работу и снять все негативные установки.
Анализ продуктов трудовой деятельности включает в себя продукты строительного и промышленного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты. Такие продукты труда называются материальными. Функциональными (процессуальными) продуктами являются: настроение в коллективе, вербальные продукты работы: выступления, доклады, речи, проявления активного поведения специалистов. Анализ продуктов деятельности дает возможность:
Как вариант данного метода проводится анализ ошибок, сбоев, несчастных случаев в рабочем процессе. Это дает возможность сделать вывод о том, каковы особенности профессии, к какой профессии необходимо предъявлять повышенные требования с точки зрения личностных психологических качеств, какие профессии считать опасными.
Самонаблюдение
В психологии труда выделяют два вида самонаблюдения: самоотчет профессионала и трудовой метод (включенное наблюдение).
В первом варианте психолог предлагает специалисту проговаривать вслух каждое свое действие. На начальном этапе могут возникнуть трудности, так как работник вынужден отвлекаться. Но через некоторое время он адаптируется и может качественно совершать рабочие действия, комментируя их. При помощи такого способа появляется возможность обратить внимание на те процессы деятельности, на которые раньше внимание не обращалось, что способствует повышению качества работы.
Во втором варианте психолог сам изучает профессию, начиная с азов, постигает ее все больше. Психолог на личном опыте изучает процесс овладения профессией. В психологии такой подход называется трудовым методом. Еще в 20-е гг. XX века он был разработан и начал применяться. Психолог объединяет в себе исследователя и работника, желающего научиться профессии. Перечислим достоинства данного метода:
Трудовой метод имеет и недостатки. Применять его можно только при овладении несложными профессиями. Если говорить о профессиях, требующих длительного срока обучения, то метод можно применять для исследования какого-либо элемента профессии. Такой подход называется формой трудовых проб. Возникают проблемы с регистрацией результатов, так как фиксация результатов во время трудовой деятельности нарушает естественный процесс ее протекания. В целом, трудовой метод дает уникальный материал, что неоднократно было подтверждено многими учеными-психологами.
Опросные методы
К опросным методам относятся: устный опрос (беседа, интервью) и письменный опрос (анкетирование).
Метод беседы широко распространен в психологии труда и применяется для исследования индивидуальной структуры труда, выявления профессионально значимых качеств работников, выяснения особенностей мотиваций работы, оценки рабочих мест.
Беседа, если она используется в качестве научного метода, должна отвечать ряду требований:
Метод включает в себя несколько этапов. Подготовительный этап заключается в подготовке психолога к беседе. Он определяет направленность беседы, обеспечивает себя необходимыми материалами. Сюда входит составление плана, подготовка оборудования, если беседа записывается, создание регистрационных бланков. На начальной стадии беседы устанавливается контакт с собеседником, создается дружелюбная атмосфера. Работнику следует изложить цели и задачи исследования понятным языком, не прибегая к сложным психологическим терминам. Психолог должен гарантировать обеспечение всех этических принципов проведения исследования: конфиденциальности, сохранения профессиональной тайны, уважительного отношения. Если беседа индивидуальна, то она требует максимальной откровенности и расположенности опрашиваемого к психологу. При анализе несложных ситуаций может быть проведено стандартное интервью. Данные, полученные во время беседы, регистрируются либо в процессе беседы, либо после ее окончания. Регистрировать данные первым способом можно тогда, когда проблема не затрагивает личностные свойства человека и носит внешний характер, при исследовании влияния среды на рабочий процесс, например. Если проходит индивидуальное консультирование, такой способ применять не следует, так как это может вызвать у собеседника отрицательное отношение к беседе. Фиксация результатов после окончания беседы несет за собой потерю некоторого количества информации, но является более этичной.
Заполнение анкеты – метод, предполагающий получение ответа в письменной форме на вопросы, которые продуманы и сформулированы заранее.
Психолог в прямой контакт с работниками не вступает. Для анкетирования подходят ситуации, когда нужно опросить большое количество людей за короткое время. Выясняются ценностные ориентиры, отношение к профессии, к ее отдельным элементам. Присутствие психолога при анкетировании не обязательно, анкета может быть заполнена и дома. Удобство этого способа заключается в том, что он не занимает времени в процессе труда, не отвлекает. Человек может обдумать свои ответы. Недостатком является то, что анкету может заполнить другое лицо, на некоторые вопросы человек может не дать ответ или не вернуть анкету. Чтобы информация была более достоверной нужно правильно организовать исследование. Для этого необходимы:
Выбор опрашиваемых может быть случайным или по особым критериям (рабочие до 30 лет, работающие пенсионеры). Если сравнивать анкетирование и беседу, то анкетирование занимает немного времени при опросе большого количества людей, а беседа растянута во времени, накопление материала идет медленно.
Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок заключается в опросе специалистов по вопросам трудовой деятельности, чтобы составить заключение. Часто экспертиза вбирает в себя целый комплекс методов. Экспертная оценка бывает индивидуальной и групповой. Одним из видов групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик.
Он может быть применен, когда описываются качества конкретного человека, важные для профессии. Информация о личности получается из разных источников. Эксперты оценивают качества личности по предложенной шкале. Психолог интерпретирует суждения экспертов. Каждый эксперт выставляет работнику определенное количество баллов, они усредняются, выводится среднеарифметическая оценка.
В психологии труда используется метод критических инцидентов. Работники, которые хорошо владеют профессией, рассказывают о специалистах, которые, на их взгляд, имеют высокий уровень подготовки и низкий уровень. Причем во внимание берется только то, что зависит исключительно от человека, а не от окружающей среды. Это примеры критических инцидентов. Каждый такой пример содержит: описание ситуации и предпосылки поведения; описание действий работника, попадающих под категории эффективных или неэффективных; зависимость действий работника от него самого или внешних обстоятельств. Эксперты формулируют свои оценки на основании наблюдений или опросов. Количество инцидентов зависит от того, насколько сложна деятельность. В простых видах работы их может быть до ста, в сложных – до нескольких тысяч. Собранные инциденты классифицируются в зависимости от целей исследования. Они могут использоваться для разработки критериев успешности в профессии, составления заданий для определения степени подготовленности работника. Профессиональные психодиагносты используют данный метод для выявления профессионально важных личностных качеств при профотборе.
Метод анамнеза заключается в сборе сведений о личности как субъекте трудовой деятельности. Применяется при профессиональном консультировании для того, чтобы определить, насколько устойчивы мотивы, каковы способности и особенности личности.
Психолог может составить прогноз профессиональной карьеры человека, изучив его биографию, особенности психического и физического развития, условия жизни и путь в профессии. Информативными источниками являются высказывания самого обследуемого (субъективный анамнез), суждения о нем других людей, документы (объективный анамнез). К документам относятся: личное дело, дипломы об образовании, сертификаты о повышении квалификации, знаки отличия, награды за профессиональные успехи и др. Данный метод позволяет дать ретроспективный анализ ситуаций выбора профессии, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры.
Методы психологии труда
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методы психологии труда — это система способов и приемов, предназначенных для изучения соответствующих сторон трудовой деятельности. Основные методы психологии труда, как и общей психологии, представлены наблюдением и экспериментом.
Понятие психологии труда
Психология труда представляет собой самостоятельную отрасль психологии, способствующую повышению эффективности использования труда человека с учетом его личностных особенностей и помогающую прогнозировать развитие отношений на производстве.
В первую очередь это направление ориентировано на человека и его интересы. Оно направлено на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности работников.
Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. Изучая психологию труда, выделяют несколько категорий наук, которые переплетаются и в разной степени взаимодействуют с данным направлением. К ним относятся:
Методы психологии труда
Методы психологии труда должны в любом случае соответствовать теории и задаче исследования.
Принцип объективности исследования требует не ограничиваться поверхностным исследованием изучаемых явлений и собственными мнениями о них. Он предполагает нахождение закономерностей, которые управляют ими с обоснованием выводов и зарегистрированных фактов. Факты должны быть доступны проверке другими людьми.
При использовании методов психологии труда должен соблюдаться принцип единства личности и деятельности. Он требует при исследовании трудовой деятельности принимать во внимание аспекты личности. В этом случае профессионально важные свойства человека должны изучаться не с позиции одного, а с разных видов деятельности.
Методы психологии труда помогают исследовать личность работающего и трудовую деятельность в качестве развития и изменения под воздействием факторов благоприятного и неблагоприятного характера. Если анализ осуществляется однократно, то их необходимо рассматривать только как «срез».
Готовые работы на аналогичную тему
Практическая деятельность использует различные методы в психологии труда. Они необходимы для изучения особенностей функционирования индивида в трудовых условиях. Посредством различных методов происходит отбор кандидатов в процессе приема на работу, исследование психологических особенностей персонала и прочие стороны трудовой деятельности человека.
Самые часто используемые методы психологии труда:
Наблюдение и эксперимент как методы психологии труда
Наблюдение — это важный метод психологии труда, дающий большое количество ценной информации в теоретической и практической сфере. Данный метод рассматривается как самостоятельный, но часто его используют в сочетании с другими инструментами. Так, наблюдение чаще всего выступает как дополнение эксперимента.
Наблюдение в качестве метода считается неотъемлемым элементом любого исследования в психологии труда. Он используется в процессе анализа организации рабочего места, в решении проблем обучения, в социальных исследованиях и психодиагностике.
Наблюдение — это метод психологического исследования, который состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии определенного явления (нескольких явлений). Этот процесс помогает изучить их специфичные изменения в соответствующих условиях.
Суть метода наблюдения заключается в том, чтобы отмечать все мелочи, отслеживать ведение какой-либо деятельности, явления или ситуации, вести систематизацию и группировку. Для метода присуща точность, плановость, систематичность. Показатель плановости проявляется через предварительное изучение материалов и анализ явлений. Здесь заранее должны быть выбраны все стадии процесса наблюдения с согласованием и утверждением форм записей.
Для показателя систематичности характерна работа без авральных и отрывочных наблюдений, способных искажать представления об объекте, завысить роль несущественных факторов и недооценивать важнейшие показатели. Подобная опасность появляется, в первую очередь, в ходе наблюдения явлений, которые подвержены постоянным изменениям. Нерегулярное осуществление наблюдения не дает возможности получать объективную оценку исследуемых явлений.
Показатели точности, аккуратности и внимательности необходимы не только при ведении самого наблюдения. Они нужны в процессе регистрации показателей, оформления результатов наблюдения. Здесь важно уметь классифицировать факты с определением соответствующих критериев и с правильным ведением записей.
Суть эксперимента как метода психологии труда состоит в том, что явления изучаются в специально созданных или обычных условиях естественного характера. Например, если в современном производстве необходимо определить возможности оператора в сфере выполнения сложных операций, то можно взять за основу моделирование этой ситуации. Тогда соответственно происходит изменение условий, предусмотренных планом проведения эксперимента.
Основное преимущество эксперимента заключается в том, что исследователи имеют возможность корректировать условия исследования, точно фиксируют полученный результат и используют его непосредственно в конкретной обстановке. Положительный фактор также представлен возможностью создания определенных условий, совершенных систем измерения и контроля различных переменных. Эксперимент можно повторять с гарантированным соблюдением его условий.
Методы психологии труда
Приемы изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности: психологический анализ; сбор сведений о поведении работника, исследования личности; анализ документов; моделирование ситуаций. Требования к методам профессиональной психодиагностики.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.04.2012 |
Размер файла | 23,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Методы психологии труда, классификация методов
Помимо общепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:
* для психологического анализа профессиональной деятельности;
* для проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, профессиональной консультации, рационализации труда и отдыха и т. д.);
* для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.
I. Неэкспериментальные методы (в естественных условиях):
a) метод наблюдения
II. Экспериментальные методы (целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности)
a) лабораторный эксперимент
b) естественный эксперимент
Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т. п.
2 вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).
Внешнее, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Длительное наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.
Внутреннее наблюдение обычно проводится по определенному плану. Предполагается выделение из реальной деятельности отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, составление четкой программы и плана наблюдения и фиксацию его результатов.
Минусы: недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка (тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции). Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.
Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.
Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в структуре деятельности.
* определить некоторые требования, предъявляемые профессией к психическим качествам человека;
* понять специфику процесса формирования навыков у лиц с разной квалификацией;
* проанализировать динамику работоспособности путем прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня.
Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).
В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. На начальных этапах такого самоотчета возникают трудности, связанные с необходимостью работника распределять свое внимание между проговариванием работы и ее выполнением. Такой способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.
Во втором случае психолог сам начинает изучать профессию, совершенствуется в ней. Такое познание профессии изнутри позволяет психологу проследить процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Данный метод получил в психологии название трудового метода. Он предназначен для психологического анализа профессий. Трудовой метод был рассчитан только на профессии средней квалификации, обучиться которым психолог мог не более за 2—3 недели.
Основными достоинствами этого метода являются:
* получение путем самонаблюдения некоторой информации, недоступной внешнему наблюдению и разным опросным методам;
* рассмотрение самого процесса овладения профессиональной деятельностью;
* более обоснованный (с учетом личного опыта) подход к внесению предложений по оптимизации и рационализации деятельности.
1. применим только к несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения. При изучении других профессий можно говорить лишь об овладении некоторыми элементами деятельности в форме трудовых проб.
2. регистрация результатов метода сопряжена с определенными трудностями. Если после рабочего дня по памяти (в состоянии утомления), может отрицательно сказаться на результате. Регистрация данных в ходе выполнения деятельности нарушает естественный процесс ее протекания.
Опросные методы: традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование).
* строиться по определенному плану, заранее продуманному, но гибкому;
* носить естественный характер (не допрос или устная анкета);
* вопросы не должны носить внушающий или подсказывающий характер;
Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания (хотя второй связан с потерей определенного количества информации, он более оправдан с этической точки зрения).
Улучшение эффективности анкет:
* изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;
* правильную формулировку вопросов (однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника).
* анкета легко читается, напечатана без помарок и исправлений.
Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой.
Разновидностью групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик. Он используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Его сущность заключается в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста.
Лабораторный эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Основным недостатком лабораторного эксперимента является искусственность созданной ситуации. Трудность заключается в точном моделировании действительной ситуации, что практически невозможно, и в том, что испытуемые оказываются в новых условиях, что иногда оказывает отрицательное воздействие на результаты эксперимента.
Естественный эксперимент проводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем месте (в кабине самолета, цехе, учебном классе). Экспериментальная ситуация может создаваться вне сознания самих работников. Положительным моментом такого эксперимента является полная естественность условий.
1. наличие неконтролируемых факторов, действие которых не установлено и не может быть количественно измерено, осуществление контроля за этими факторами вызывает значительные сложности.
2. необходимости получения информации в короткий срок во избежание нарушения производственного процесса.
Спецификой проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.
Анализ документов как метод психологии труда
Метод анамнеза. Он предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности и обычно используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности. Психолог изучает биографию человека, особенности его психического и физического развития, условия жизни, особенности профессионального пути. Информационной основой данного метода являются высказывания самого испытуемого (субъективный анамнез), высказывания о нем других людей и характеризующие его документы (объективный анамнез). Документальными источниками анамнеза служат личное дело, аттестационные документы (дипломы об образовании, сертификаты о повышении квалификации, удостоверения и справки), знаки отличия и награды за профессиональные успехи, фотографии, медицинская карта, личная переписка и дневники, результаты профессиональной деятельности и т.д. Данный метод применим к проблеме ретроспективного анализа ситуаций выбора профессии, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры.
Метод анализа биографий и автобиографий. Если предметом исследования психолога выступают профессиональные ценности, мотивы, варианты профессиональной карьеры, динамика профессиональной идентичности человека по мере профессионализации, то полезным средством могут служить опубликованные биографии и автобиографии представителей изучаемых профессий. Кроме того, можно провести серию бесед с ныне работающими профессионалами или людьми преклонного возраста, уже оставившими профессиональную деятельность. Чтобы собранный материал позволил сделать репрезентативные обобщения, которые отражали бы не только уникальную профессиональную судьбу респондента, но и нечто типичное для профессионального сообщества, важно продумать способ формирования выборки, программу беседы, способ фиксации материала, пути его обработки и интерпретации.
психодиагностика поведение работник труд
Трудовой метод в психологии труда
Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).
В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. На начальных этапах такого самоотчета возникают трудности, связанные с необходимостью работника распределять свое внимание между проговариванием работы и ее выполнением. Такой способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.
1. общее ознакомление со структурой предприятия, цеха, участка,
2. выбор конкретного рабочего места;
3. психолог начинал работу как ученик под руководством заводского инструктора.
Одновременно изучали несколько психотехников, которые не обменивались своими соображениями о профессии до конца обучения. Опыт работы показал сходство основных данных, полученных разными психотехниками. Трудовой метод был рассчитан только на профессии средней квалификации, обучиться которым психолог мог не более за 2—3 недели.
После каждого дня обучения «ученик» писал специальный протокол, включающий 5 основных пунктов:
1. Описание рабочего дня (содержание работы, все случайные эпизоды и их переживания «учеником» в данный день).
2. Трудности (фиксация того, что сегодня являлось наиболее трудным в овладении профессией).
3.Упражнение (положительные сдвиги в профессиональной работе по сравнению с предыдущими днями, отмечались степень автоматизации двигательных актов, устранение лишних движений, увеличение количества и улучшение качества работы).
Этот пункт: протокола позволил выявить сравнительную упражняемость отдельных психофизиологических компонентов профессиональной деятельности.
4.Утомление. Под этой рубрикой в протоколе фиксировалось чувство усталости в течение рабочего дня: нарушения автоматизации, появление ошибочных действий, а также объективные показатели снижения производительности и качества труда.
5. соображения о дефектах в организации и режиме труда о нерациональных элементах оборудования, а также о недостатках инструктажа. Все это позволяло строить предположения о совершенствовании самой работы, обстановки, в которой она протекает, и организации производственного обучения.
Основными достоинствами этого метода являются:
* получение путем самонаблюдения некоторой информации, недоступной внешнему наблюдению и разным опросным методам;
* рассмотрение самого процесса овладения профессиональной деятельностью;
* более обоснованный (с учетом личного опыта) подход к внесению предложений по оптимизации и рационализации деятельности.
1. применим только к несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения. При изучении других профессий можно говорить лишь об овладении некоторыми элементами деятельности в форме трудовых проб.
2. регистрация результатов метода сопряжена с определенными трудностями. Если запись результатов проводится по окончании рабочего дня по памяти (в состоянии утомления), это может отрицательно сказаться на ее качестве. Регистрация данных в ходе выполнения деятельности нарушает естественный процесс ее протекания.
Несмотря на указанные недостатки, трудовой метод может давать очень ценный материал, что было подтверждено отечественными исследованиями.
6. Требования к методам профессиональной психодиагностики
Прикладные отрасли психологии, в том числе и психология труда не могут рассматривать человека вне условий его деятельности и жизни в целом. Проведение исследований в психологии предъявляет к исследователю определенные требования:
1 использование методов должно удовлетворять принципам марксистской философии
Это означает, что, изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходе количества в новое качество и т. п.;
2) каждый метод должен быть объективным методом, т. е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности, на что указывал в своей статье «Об объективном методе в психологии» Б.М. Теплов;
3) для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен выбирать конкретные методы или проектировать новые методические средства, т. е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот. Это очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практических исследованиях, когда без достаточных оснований берется ряд методических средств в расчете на то, что они, может быть, позволят решить поставленную задачу. В связи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практических исследованиях можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.
Требования к методу НАБЛЮДЕНИЕ: Систематичность, Предварительная программа, Учет внешних и внутренних условий активности исследуемого.
1. Фиксация полученных результатов. Важным принципом наблюдения является сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.
2. Объективность. К недостаткам метода наблюдения относится недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка. Например, достаточно тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции. Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.
Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.
Требования к методу анализа продуктов деятельности:
1. Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)
2. Систематичность, всесторонность подбора фактов
3. Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых.
4. Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)
Ряд требований к методу беседа:
1.строиться по определенному плану, заранее продуманному, но гибкому;
2. носить естественный характер. Беседа предполагает обоюдную активность как со стороны психолога, так и опрашиваемого; не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;
3. включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;
4. поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым;
Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:
1. наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;
2. правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника.
3. анкета легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сфера профессиональной деятельности человека, общественного разделения труда. Основные разделы психологии труда. Проблема профессиональных деструкций. Психологическая структура профессиональной деятельности. Процесс превращения личности в профессионала.
контрольная работа [25,9 K], добавлен 25.12.2008
Характеристика деловых качеств человека. Определение факторов, детерминирующих профессионально обусловленные кризисы трудовой деятельности, и причин профессиональной деформации личности. Рассмотрение методологических принципов изучения психологии труда.
контрольная работа [44,7 K], добавлен 19.04.2010
Разнообразие методов психологии, объективность изучения психических явлений. Использование метода наблюдения, изучение психической деятельности человека в обычных условиях жизни. Эксперимент и другие специальные методы психологического исследования.
контрольная работа [15,6 K], добавлен 30.10.2009
Социально-психологический подход в психологии социального познания. Теории когнитивного соответствия в психологии социального познания. Исследование зависимости изменения когнитивных возможностей от специфики профессиональной деятельности человека.
курсовая работа [50,3 K], добавлен 26.11.2010
Методологические основы изучения психологии человека, классификация и организация исследования в возрастной психологии. Анализ наиболее популярных методов исследования в психологии развития; наблюдение, эксперимент, тестирование и проективные методы.
курсовая работа [48,0 K], добавлен 09.11.2010
Основные положения психологии труда. Психологический анализ трудовой деятельности. Схема психологического изучения профессий. Клиническая психология как область трудовой деятельности психолога. Практические функции клинических психологов.
курсовая работа [57,7 K], добавлен 20.05.2003
Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.
контрольная работа [22,3 K], добавлен 06.12.2007