какие международные организации осуществляют межгосударственное валютное регулирование
Валюта и валютные отношения
Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений состоит из множества международных организаций. Некоторые из них располагают достаточно большими полномочиями, а также запасами ресурсов, и осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Остальные характеризуются как форум для межправительственного обсуждения, выработки решений и рекомендаций по ведению валютной и кредитно-финансовой политики. Третьи занимаются сбором информации, используя ее в статистических и научно- исследовательских изданиях по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам, а также состоянию экономики в целом. Некоторые из них совмещают в себе все вышеперечисленные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации можно отнести к международным финансовым институтам. Эти организации объединены общей целью, заключенной в развитии сотрудничества и обеспечении целостности и стабилизации сложного всемирного хозяйства, регулировании международных экономических соотношений, к числу которых относятся валютно-кредитные и финансовые. Это в первую очередь такие организации, как: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная ассоциация развития, Международное агентство по инвестиционным гарантиям и т. п., кроме того, к таким организациям относятся региональные банки развития, валютно-кредитные и финансовые организации, Евросоюз. К организациям всемирного значения относятся прежде всего специализированные институты Организации Объединенных Наций — Международный валютный фонд и группа Международный банк реконструкции и развития, а также Всемирная торговая ассоциация. Непосредственная роль ООН в международных финансовых и валютно-кредитных отношениях, однако, ограничена, хотя решение проблем развивающихся стран на конференции ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД — осуществляется посредством валютно-кредитных вопросов наряду с проблемами мировой торговли и развития этих стран. Вопросы мировой валютной системы обсуждают в комитете по так называемым «невидимым» статьям и финансированию мировой торговли. Он занимается также проблемами разграничения доступа развивающихся стран на мировой рынок, гарантий по экспортным кредитам, а в последние годы — и по внешней задолженности развивающихся стран. Еще одно специализированное учреждение ООН — Экономический и социальный совет. Его силами создано 4 региональные комиссии — отдельно для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Последние 2 обусловили создание Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Организация Европейского экономического сотрудничества, образованная в 1948 г. в связи с осуществлением «плана Маршалла», была переориентирована на создание Европейского платежного союза (1950—1958 гг.), а затем в 1961 г. была реорганизована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР включает в себя 24 страны, доля которых составляет 16% мирового населения и больше половины мирового производства. Основной целью ОЭСР является содействие экономическому развитию и финансовой стабильности стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР — это своеобразный клуб промышленно развитых стран, позволяющий проводить обмен мнениями и координировать экономическую политику, включая валютно-кредитную и финансовую, а также вести научно- исследовательскую работу, является мировым центром прогнозирования и международных соотношений на базе эконометрических моделей мировой экономики. Парижский клуб стран-кредиторов — это неформальная организация промышленно развитых стран, в рамках которой обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственным долгам стран. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины получили приглашение в Париж для проведения переговоров с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 1970-х годах сменились его активной работой в 1980—90-х гг., связанной с обострившейся проблемой погашения государственного долга развивающихся стран, а затем и стран Восточной Европы и России. На собраниях Парижского клуба всегда присутствуют наблюдатели из Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, ЮНКТАД, и обычно рассматривается вопрос о размере той части внешнего долга, которую необходимо возвратить в текущем году. Примерно с середины 1970-х годов разработка решений проблем межгосударственного регулирования была перенесена на уровень совещаний глав государств, правительств «семерки» и «группы десяти», которая, кроме стран «Большой семерки», включает Бельгию, Нидерланды и Швейцарию. На этих совещаниях основное внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. На таких заседаниях подтверждается принцип международного соглашения, поставленный в противовес тенденциям «каждый за себя». По большей части международные финансовые институты возникли сразу после Второй мировой войны, кроме Банка международных расчетов (он возник в 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты развивающимся странам, разрабатывают основные принципы и закономерности функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное правовое регулирование международных валютных, кредитных и финансовых отношений. Считается, что факторами, обусловившими возникновение международных финансовых институтов, являются: усиление интернационализации хозяйственной стороны жизни, образование ТНК (транснациональная корпорация) и ТНБ (транснациональный банк), выходящих за внешние границы; развитие межгосударственного регулирования развития мирохозяйственных связей, в том числе денежных отношений, необходимость выработки совместных программ по проблемам стабилизации мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, золота, ценных бумаг.
Международные финансовые институты имеют следующие цели:
Доля участия и величина влияния отдельных стран в международных финансовых институтах зависит от их взноса в капитал, обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение расположения сил во всемирном хозяйстве, в частности образование в 1960-х гг. трех центров (США, Западная Европа, Япония) в оппозицию послевоенному американо-центризму, отразилось в программах международных финансовых институтов. Таким образом, страны Евросоюза добились права вето по принципиальным вопросам, увеличив свое влияние в международном валютном фонде.
К числу важнейших организаций в международных валют- но-кредитных отношениях принято относить:
Является важнейшим институтом регулирования международного движения капиталов. Этот банк также известен как Всемирный банк, основанный в 1945 г. Он играет роль межправительственной организации. Основной целью, преследуемой банком, является содействие развитию экономики своих членов путем предоставления долгосрочных кредитов. Банк получает средства и от основных взносов стран-членов, и от выпуска облигаций, которые доступны частным фирмам, различным учреждениям, общественным и правительственным организациям. В то же время МБРР часто предоставляет кредиты правительствам и частным фирмам, чаще всего, в развивающихся странах. Большая часть займов предоставляется для развития инфраструктуры, энергетической системы, транспорта, промышленности и сельского хозяйства. В структуре МБРР действуют:
а) Международная финансовая корпорация (МФК);
б) Международная ассоциация развития (МАР);
в) региональные банки.
Банковские структуры, так или иначе влияющие на объект международных валютно-кредитных и финансовых отношений, процессы международной торговли, — это региональные банки, такие как: Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др. Средства для своей деятельности они получают из собственного капитала и ссуд, которые получены на международных, а часто и на национальных рынках капитала. Банки предоставляют в основном долгосрочные кредиты на финансирование инвестиционной деятельности частных фирм и международных проектов в соответствии с программами помощи развивающимся странам.
Международные валютно-кредитные организации
Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели –
— объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
— осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
— совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
Во-вторых,МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. СогласноУставу МВФ может установить, что «международная экономическая ситуация позволяет ввести широкую систему валютного регулирования, базирующегося на стабильных, но изменяемых паритетах». При такой системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов в пределах + 4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении ее странами-членами, располагающими большинством в 85% голосов, т.е. практически при согласии США и стран ЕС.
В-четвертых,важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке.
Всемирный банк (МБРР)как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.
МАРпризвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.
МФКвыполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.
МИГАкак третий филиалМБРР служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. МИГА предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) призван содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (Базель). На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Основным источником ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.
Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.
Контрольные вопросы методом тестирования по разделу 3 «Банки»
Роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятий
Оглавление
Целью данной темы является подробное рассмотрение и изучение деятельности международных финансово-кредитных организаций, основных принципов, на которых основана их деятельность. Создание представления о единой мировой финансово-кредитной системе.
Задачи
1. Международные финансы: содержание и принципы организации
Под международной финансово-кредитной (валютной) системой (ФКС) понимается форма организации финансовых и кредитных отношений на национальном или международном уровне.
Национальной ФКС называют систему, в которую входит одно государство. Если ФКС состоит из нескольких государств, то имеет место международная ФКС.
Романовский М.В. предлагает следующую схему, отражающую структуру финансово-кредитных систем (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура финансово-кредитных систем 1
Финансово-кредитной системе присущи следующие основные отличительные признаки:
Рисунок 2. Классификация современных режимов валютных курсов
Привязанными называются валюты, изменение курса которых определяется изменениями курса валюты или корзины валют, к которой осуществляется привязка, где под корзиной валют понимается признанный рядом стран (стандартная корзина) или одной страной (индивидуальная корзина) набор валютных ценностей, для которого по определенным правилам рассчитывается средневзвешенная стоимость.
Ориентированными называют валюты, привязка которых к другим валютам осуществляется не жестко.
К валютам с подвижным курсом относят те, для которых не устанавливаются жесткие пределы колебаний. Если государство активно вмешивается в процесс образования курса валют, то это называют контролируемым, или управляемым, плаванием:
2. Международные финансово-кредитные организации и их функции
Международные финансово-кредитные организации — это организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования финансово-кредитных отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания поддержки проводимой кредитной политики.
Кредитование в иностранной валюте имеет следующие основные разновидности:
Особую роль в поддержании стабильности международных расчетов играют международные финансово-кредитные организации. Рассмотрим крупнейшие специализированные финансово-кредитные организации.
2.1. Международный валютный фонд
Международный валютный фонд (МВФ — International Monetary Fund, IMF) — международная организация, созданная на основе Бреттон-Вудских (США) соглашений в 1944 г. Начал функционировать с 1947 г., является международной валютно-финансовой организацией. Цели создания МВФ следующие:
Приоритетным направлением в деятельности МВФ стала выдача кредитов на реорганизацию экономики государств, субсидирование политики рыночных реформ. МВФ тщательно контролирует экономическую ситуацию в странах, получивших кредиты, в течение всего периода, на который выдан кредит, дает правительству консультации по проведению реформ в экономике, налоговой системе, банковском деле.
Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран: центральными банками, казначействами, валютными стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в иностранной валюте или в форме продажи иностранной валюты за национальную валюту.
При вступлении в МВФ каждая страна вносит определенную сумму взноса, называемую квотой (вклад по подписке), — своего рода членский взнос. Квоты образуют объединенные денежные запасы, которыми МВФ пользуется для предоставления займов. Квоты определяют вес каждого члена МВФ. Наибольшее количество голосов в настоящее время имеют: США — 18,2%, Германия — 5,6%, Канада — 3,0%, Англия — 5,1%, Франция — 5,1%, Италия — 3,1%, Россия — 2,9% и т. д.
Страны-члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию о золотых запасах и валютных резервах, о состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях. Эти данные МВФ использует для определения платежеспособности стран.
Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя — в основном министра, отвечающего в своей стране за валютную политику, либо президента эмиссионного банка. Совет управляющих уполномочен решать важнейшие вопросы, в частности прием новых членов, установление и изменение квот участия, предоставление странам дополнительных SDR (специальных прав заимствования).
Специальное право заимствования (SDR) играет ключевую роль в расчетно-платежных отношениях МВФ со странами-членами. SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Первоначально в Уставе МВФ SDR было определено как 0,888671 грамм чистого золота, что соответствовало 1 доллару США, но с отменой золотого паритета необходимость в определении золотого содержания SDR отпала.
Список и веса валют пересматриваются каждые пять лет. Каждый рабочий день МВФ производит переоценку курса SDR по валютной корзине с учетом рыночных курсов соответствующих валют по отношению к USD. Формула для определения курса SDR выглядит следующим образом:
где: di — относительный вес валюты i;
ERi(USD) — прямой курс USD по отношению к валюте i, т. е. стоимость этой валюты в долларах США.
SDR-счета могут держать лишь сам МВФ, страны-участницы системы SDR и так называемые прочие владельцы. Частные лица не могут быть держателями счетов SDR.
2.2. Всемирный банк
К Всемирному банку (ВБ) причисляют две организации: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его дочернюю структуру — Международную ассоциацию развития (МАР — International Development Association). В Группу Всемирного банка (ГВБ), помимо указанных Международных организаций, входят также на правах ассоциированных членов Международная финансовая корпорация (International Financial Corporation, IFC), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) и Международный центр урегулирования инвестиционных споров (International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID).
Основные цели организации ГВБ:
ГВБ построена по регионально-отраслевому принципу: часть вице-президентов возглавляет региональные департаменты, остальные отвечают за конкретные сферы управления. В организациях ГВБ имеется представительный состав специалистов: помимо экономистов и финансовых экспертов (как в МВФ) здесь работают также инженеры, агрономы, юристы, эксперты по телекоммуникациям и другим разнообразным отраслям. Их задача заключается в тщательной экспертизе проектов, на которые предлагается выделение средств.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (MAP). Членом МБРР может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ и берет на себя, таким образом, вытекающие из этого обязательства. Членство в МБРР является, в свою очередь, предпосылкой для членства в других организациях Группы Всемирного банка.
В соответствии со ст. 1 Устава МБРР он был создан в связи с большой потребностью в финансовых средствах стран-членов для возрождения и экономического развития. Сначала средства МБРР направлялись для возрождения стран Европы в рамках американской программы «European Recovery Program», основанной на плане Маршалла. С 50-х годов МБРР обратился к экономическому содействию развивающимся странам.
MAP была создана в 1960 г. с целью предоставления финансовых средств развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Она является фактически доверительным фондом, находящимся под управлением МБРР.
У MAP, так же как и у MIGA, имеется две группы членов. К первой из них относятся в основном промышленно развитые страны, а также некоторые другие, сильные в финансовом отношении, например Кувейт, Новая Зеландия, Исландия, Объединенные Арабские Эмираты (заметим, что Россия также относится к этой группе). Все остальные члены отнесены ко второй группе. Такое деление важно для дифференциации условий предоставления финансовой помощи (в случае MAP, у которой члены первой группы являются донорами) и определения размеров дивидендов, начисляемых на доли участия при прямых инвестициях (в случае MIGA).
Финансовые ресурсы банка первоначально были получены за счет взносов его членов и пополняются за счет этого источника при вступлении новых членов. Однако уставный капитал играл ключевую роль в финансировании программ банка лишь на первом этапе.
Основные средства в настоящее время МБРР получает за счет операций на международных финансовых рынках путем эмиссии средне- и долгосрочных долговых обязательств, имеющих наивысший кредитный рейтинг AAA, а также путем частного размещения средств правительств, центральных банков и других кредиторов по фиксированным ставкам процента. МБРР размещает свои ценные бумаги более чем в 100 странах и является при этом крупнейшим заемщиком на мировых рынках капитала, а также одним из самых крупных заемщиков-нерезидентов на национальных рынках.
Для MAP основными источниками ресурсов являются взносы в уставный капитал, часть перечисляемой ей прибыли МБРР, поскольку MAP ведет свою деятельность фактически на некоммерческих началах, и погашение ранее выданных ссуд.
МБРР предоставляет средства, как правило, не в национальной валюте страны-должника, а в девизах (признанные на международном уровне средства платежа). В соответствии с Уставом МБРР платежеспособность стран-должников должна быть достаточно высокой, поэтому проверяются прежде всего размер и структура ее международных долгов. Если развивающаяся страна в этом отношении неблагополучна, то она не может быть кредитополучателем МБРР. Требования MAP более мягкие и предъявляются не столько к уровню задолженности страны, сколько к целевому и эффективному использованию предоставляемых средств. Кроме того, формально устанавливается критерий уровня ВНП на душу населения, при котором страна может получать средства MAP: не более 1305 долл. (у МБРР, напротив, больше). Однако на практике кредиты MAP предоставляются при значительно меньших уровнях дохода.
Ссудополучателем может быть правительство либо организация, имеющая правительственную гарантию. Большинство ссуд и кредитов МБРР и MAP имеют «проектный характер», т. е. выделяются под конкретные проекты возрождения и развития, кроме специально оговоренных случаев.
МБРР предоставляет также ссуды для преодоления последствий катастроф, например землетрясений или засухи (так называемые Emergency Reconstructior. Loans), однако значение их до настоящего времени невелико (около 1% всех выделяемых средств).
Особый приоритет при распределении финансовых средств MAP уделяется таким целям, как борьба с бедностью, защита окружающей среды, поддержка мер макроэкономической и секторальной политики национальных государств. В 1985 г. была открыта специальная кредитная линия для поддержки стран южнее Сахары (Special Facility for Sub — Saharan Africa). После завершения финансирования по данной кредитной линии в действие вступила новая программа для стран Южной Африки, которые имеют низкий уровень национального дохода и высокий уровень долга (Special Program of Assistance for Africa).
Сроки предоставления ссуд зависят от продолжительности финансируемого проекта, но в основном период их погашения у МБРР составляет 12—15 лет, а у MAP — 35—40 лет.
Поскольку МБРР сам предоставляет ссуды из заемных средств, то процентные ставки зависят от общих тенденций в их движении на международных рынках капиталов и денег.
Перед предоставлением кредитов МБРР и MAP:
После завершения проектного анализа в соглашении о ссуде МБРР (Loan Agreement) и в соглашении о предоставлении кредита развития MAP (Development Credit Agreement) устанавливаются особые условия, которые должны быть выполнены сторонами. Кроме того, в соглашения включаются общие положения Всемирного банка (General Conditions), которые, однако, могут корректироваться. В период осуществления проекта Всемирный банк посылает комиссии для проверки хода его выполнения. Приблизительно через год после окончательного предоставления средств по любому проекту Все мирного банка составляется доклад, в котором подводятся текущие итоги.
Международная финансовая корпорация. Международная финансовая корпорация (МФК) — первое дочернее общество МБРР — была создана в 1956 г. Она содействует развитию частноэкономической инициативы в развивающихся странах путем предоставления совместно с заинтересованными частными инвесторами кредитов на льготных условиях.
В ст. 1 Устава МФК определена основная цель создания МФК, которая состоит в соединении усилий международного и частного капиталов, опыта менеджеров для содействия частным инвестициям в менее развитых странах-членах.
МФК участвует в собственном капитале частных предприятий, а также содействует сбыту акций и долговых обязательств таких предприятий путем предоставления гарантий. При этом не исключается участие в финансировании частных предприятий (наряду с МФК) государственного капитала, как в форме кредитов, так и в форме паев.
До середины 80-х годов МФК получала финансовые средства в основном из уставных платежей стран-членов, кредитов МБРР и текущей прибыли. С 1985 г. все большее значение имеет политика рефинансирования на международных рынках капиталов. Источником рефинансирования МФК является и продажа долей участия в собственном капитале частных предприятий развивающихся стран, тем более что такое участие ограничено во временном отношении.
С 1995 г. МФК приступила к продаже требований по ссудам специально созданной организации off — shore trust, которая осуществляет секьюритизацию ссуд путем распространения среди институциональных инвесторов и банков специально выпускаемых сертификатов.
Финансовая помощь МФК может предоставляться в форме долгосрочных ссуд, участия в собственном капитале, гарантий либо путем их комбинации.
Многостороннее агентство гарантирования инвестиций. Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) было создано в апреле 1988 г. и является самым молодым членом Группы Всемирного банка.
Основная цель этой организации — содействие прямым инвестициям в развивающихся странах путем предоставления гарантий против некоммерческих (политических) рисков. Кроме того, МАГИ консультирует правительства развивающихся стран при разработке программ содействия иностранным инвестициям.
Основным источником средств МАГИ является подписанный капитал. Уставом МАГИ предусмотрено, что промышленные страны 10% их доли уставного капитала должны выплачивать в конвертируемой валюте. Еще 10% вносятся в форме беспроцентного долгового свидетельства, которое не может обращаться на рынке. Остаток уставной доли вносится лишь по требованию МАГИ. Страны второй группы могут осуществлять взносы до 25% в собственной валюте.
Для содействия прямым инвестициям в развивающихся странах МАГИ может брать на себя гарантии по отношению к инвесторам против некоммерческих рисков, включая совместное страхование и перестрахование. Гарантии распространяются, как правило, на срок до 15 лет. В соответствии с уставом к рискам, против которых выставляются гарантии, относятся: ограничения трансферта валют развивающейся страной; национализация и другие, аналогичные меры; нарушения договоров; военные события или беспорядки.
Гарантии обычно распространяются только на вновь вводимые предприятия, но могут включать также расширение, модернизацию и перестройку уже существующих предприятий, а также приобретение полугосударственных предприятий, подлежащих приватизации.
Гарантии могут также предоставляться и по ссудам частных инвесторов. Последние могут быть как физическими, так и юридическими лицами, но не должны принадлежать к стране, в которой осуществляется инвестиция. Сумма гарант ии зависит от оценки риска проекта.
2.3. Европейский центральный банк
Европейский центральный банк (ЕЦБ) — первый в истории наднациональный центральный банк, начавший свою активную деятельность в 1999 г. с переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро. Предшественниками ЕЦБ были сначала Европейский фонд валютного сотрудничества, а с 1993 г. — Европейский валютный институт.
ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все 15 центральных банков стран ЕС. Центральные банки государств, не входящих в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют права влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.
Кроме того, введено понятие Евросистемы (The Eurosystem), которая состоит из центральных банков стран, вошедших в зону евро, и ЕЦБ. ЕСЦБ управляется тремя органами — Советом управляющих (Governing Council), Правлением ЕСЦБ (Executive Board) и Общим советом (General Council). Совет управляющих включает членов Правления ЕЦБ (Executive Board of the ECB) и управляющих центральных банков стран зоны евро. Правление ЕЦБ избирается на восьмилетний срок без права переизбрания, и его члены независимы от рекомендовавших и избравших их стран и правительств. Правление ЕСЦБ состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Общий совет, в отличие от Совета управляющих, наряду с президентом и вице-президентом, включает управляющих всех центральных банков стран ЕС. Таким образом, структура управления ЕСЦБ является двухъярусной с учетом наличия двух групп стран. Общий совет, как и Правление ЕСЦБ, выступает связующим звеном между странами зоны евро (ins) и странами, не вошедшими в нее (pre-ins).
Уставный капитал ЕЦБ определен в 5 млрд евро. Доля центральных банков в нем рассчитывается исходя из доли их стран в ВВП и населении ЕС. При этом центральные банки стран ins должны вносить 100% подписанного капитала, а стран pre-ins — 5%. Наряду с этим центральные банки должны перечислять ЕЦБ резервы иностранных валют (в сумме эквивалентные 50 млрд евро), за исключением их национальных валют, евро и SDR. Резервные взносы установлены пропорциональными долям центральных банков в подписанном капитале.
Европейскому центральному банку принадлежит ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы (ЕВС). При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики.
Европейский центральный банк использует следующий основной инструментарий кредитно-денежной политики.
1. Предусматривается установление текущих целевых значений для основных денежных агрегатов для контроля уровня инфляции.
2. Определяются диапазоны колебаний основных процентных ставок, в том числе для сближения их по всей зоне евро.
3. Устанавливаются минимальные резервные требования для коммерческих банков, а также в отношении процентного вознаграждения. Эта мера преследует в качестве одной из целей выравнивание уровней процентных ставок в странах ЕВС.
4. Определяется совокупность краткосрочных операций по регулированию ликвидности на денежном рынке евро, называемых постоянно действующими механизмами.
5. Проводятся операции на открытом рынке, под которыми в ЕВС подразумевают любые сделки, по которым центральные банки сами выступают равноправными контрагентами на рынке, а не только операции на рынке ценных бумаг, как это принято обычно.
2.4. Европейский банк реконструкции и развития
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден в 1990 г. Согласно учредительным документам банк имеет целью оказание содействия странам Центральной и Восточной Европы в переходе к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также в развитии частной предпринимательской инициативы. Соглашение о создании ЕБРР принято представителями стран в Париже. Это первый в Европе международный финансовый институт, в котором США не играют лидирующей роли. Активную роль в создании ЕБРР сыграл СССР.
Членами банка первоначально были 12 стран, в том числе СССР, а с 1992 г. — Россия. В настоящее время количество членов ЕБРР превышает 60. Ими являются страны ЕС, Центральной и Восточной Европы, СНГ, а также другие страны МВФ, в том числе находящиеся вне пределов Европы, и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
Устав ЕБРР предусматривает преимущественное (не менее 60%) направление его финансовых ресурсов на поддержку деятельности негосударственных коммерческих структур, укрепление финансовых институтов и правовых систем, развитие инфраструктуры, необходимой для поддержки частного сектора. Цели и методы деятельности ЕБРР в значительной степени совпадают с МФК.
ЕБРР, как правило, заключает напрямую соглашения с крупными организациями-клиентами. Кредиты малым и средним предприятиям предоставляются через посредников.
Кредитные операции подразделяются банком на:
ЕБРР принимает участие в инвестиционных фондах, которые вкладывают средства в средние частные предприятия путем покупки их акций. Он реализует также программы содействия торговле с участием местных финансовых институтов. Такие программы подразумевают открытие кредитных линий для гарантирования подтверждений аккредитивов, предоставляемых местным банкам, а также прямое финансирование крупных предприятий в виде револьверных кредитов.
Очень важную роль в деятельности ЕБРР играют экологические проекты. При этом особое внимание уделяется операциям, направленным на рациональное использование ресурсов и энергии, сокращение отходов, переработку и регенерацию ресурсов, использование более экологически чистых технологий. Любой проект, предоставляемый ЕБРР, подвергается тщательной экологической проверке. ЕБРР способствует принятию и повсеместному выполнению международно-признанных экологических норм и стандартов.
ЕБРР часто действует в других странах через основанные им региональные венчурные фонды. Он создает также фонды поддержки малого бизнеса для предоставления малых (до 125 тыс. долл.) и микрокредитов (до 30 тыс. долл.).
3. Международные финансовые рынки
Они могут быть как сосредоточенными в одном месте (например, в Лондоне, Нью-Йорке или Сингапуре), так и рассредоточенными (как система электронной валютной торговли FOREX).
Под международными операциями понимаются операции, в которых участвуют лица из разных стран.
В зависимости от того, какие финансовые инструменты являются объектом купли-продажи, различают следующие рынки, которые представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Основные виды международных финансовых рынков
В последние десятилетия стремительно развиваются также рынки, на которых осуществляются операции с производными финансовыми инструментами. Они рассматриваются как составная часть валютных рынков (например, валютные опционы) и фондовых рынков (например, фьючерсы на индексы ценных бумаг).
Наибольшее значение имеют валютные рынки. Это связано с масштабами валютных операций, которые стремительно увеличиваются и достигали уже в 2000 г. почти 2 трлн долл. в день. Значительная часть операций на этих рынках совершается в короткие промежутки времени (особенно на рынке FOREX ). Это способствует высокой мобильности международного капитала. В то же время, большинство валютных трансакций на международных рынках носит спекулятивный характер. По этому поводу существует двойственное мнение. С одной стороны, считается, что это ведет к усилению нестабильности финансовых рынков в целом, возникновению финансовых кризисов. С другой — подобные рыночные трансакции способствуют преодолению барьеров на пути движения капиталов, развитию национальных финансовых рынков.
Вторым по масштабам операций международным рынком является фондовый рынок, на котором продаются и покупаются долговые обязательства и долевые ценные бумаги. В совокупности объемы операций на международных фондовых рынках составляли в 2000 г. около 1,75 трлн долл. в день. Развитие фондового рынка связано главным образом с тем, что многие инвесторы, промышленные компании и правительства переориентировались с заимствований в форме банковских кредитов на привлечение средств через выпуск ценных бумаг.
Третий значительный сегмент МФР представляют так называемые еврокредитные рынки. Валютой займа таких кредитов является какая-либо евровалюта, прежде всего евродоллары.
Евродоллары — денежные средства в американских долларах, помещенные их владельцами за пределами США, главным образом в европейских банках, и используемые последними для кредитных операций.
Под евровалютами понимают срочные счета и депозитные сертификаты банков (свидетельства о срочных счетах), выраженные в валютах, которые являются иностранными для данного банка.
Кроме того, долговые обязательства, акции могут быть выражены в евровалютах, например: еврооблигации, евроноты. В совокупности рынки, на которых осуществляются операции с инструментами, выраженными в евровалютах, называют евровалютными.
Еврооблигации представляют собой разновидность ценных бумаг в виде купонных облигаций, выпускаемых эмитентом в целях получения долгосрочного займа на еврорынке. Рынок еврооблигаций возник в 1970-х годах. Гарантирование и размещение этих облигаций в ряде стран осуществляются международным банковским синдикатом.
Евроноты (euronotes, euro-medium-term-notes — EMTNs) — это ценные бумаги, которые выпускаются корпорациями на рынке евровалют сроком, главным образом, от 3 до 8 месяцев по изменяющейся ставке процента и базирующиеся по системе LIBOR, т. е. за эталон принимается ставка по краткосрочным кредитам, предоставляемым лондонскими банками обычно на указанный выше срок. В отдельных случаях ставка LIBOR может варьироваться сроком от одной ночи до 5 лет.
Евроноты представляют собой краткосрочные ценные бумаги и используются главным образом для предоставления среднесрочного кредита, поскольку банки заключают соглашения с фирмами-заемщиками с обязательством в течение 5—10 лет приобретать у них евроноты по мере окончания срока предыдущего выпуска. Тем самым, фирме-эмитенту гарантируется предоставление евронот среднесрочного кредитования.
Помимо этого, в зависимости от срочности операций в евровалютах можно выделить евроденежные рынки и еврорынки капиталов. На первом из них осуществляются операции до 1 года, на втором — свыше 1 года.
Наконец, купля-продажа драгоценных металлов, прежде всего золота, представляет собой еще один сегмент МФР — рынок золота. Во многих странах, в том числе и в России, операции с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями относятся к валютным. Но все же ввиду специфики драгоценных металлов рынки, на которых совершаются операции с ними, рассматриваются отдельно.
Выводы
Таким образом, было определено, что международные финансы состоят из двух крупных подсистем, международной финансово-кредитной (валютной) системы и национальной финансово-кредитной системы.
Финансово-кредитной системе присущи основные отличительные признаки:
Также определено, что международные финансово-кредитные организации — это организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования финансово-кредитных отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания поддержки проводимой кредитной политики.
Особую роль на финансово-кредитном рынке играют такие крупные международные финансово-кредитные организации, как Международный валютный фонд (МВФ — International Monetary Fund, IMF), Всемирный банк (ВБ) и две его организации: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) с его дочерней структурой — Международной ассоциацией развития (МАР — International Development Association), а также его ассоциированных членов: Международной финансовой корпорации (International Financial Corporation, IFC), Многостороннего агентства гарантирования инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) и Международного центра урегулирования инвестиционных споров (International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID); Европейский центральный банк (ЕЦБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Кроме того, определено, что международные финансовые рынки (МФР) представляют собой международные операции по купле-продаже финансовых инструментов и состоят из следующих рынков: международных валютных рынков, международных фондовых рынков, еврокредитных рынков, международных рынков драгоценных металлов.