какие международные требования учитывает фгос спо топ 50

Вопросы и ответы по внедрению ФГОС ТОП-50

Перечень вопросов, наиболее часто задаваемых при внедрении ФГОС по ТОП-50 из регионов по состоянию на 12.07.2017год. Ответы МОН/ эксперта

Методические рекомендации (МР) готовятся, утверждены будут в ближайшее время

2. Нужно ли согласовывать или утверждать ОПОП у работодателей?

Нужно (установлено стандартом), но формат устанавливается во внутреннем локальном акте: это может быть согласование, м.б. утверждение или еще что-то, важно, чтобы было взаимодействие с работодателем.

3. Учебный план в течение года менять нельзя. Как поступать при увольнении в течение учебного года преподавателя, если замену ему оперативно найти не удается. Имеет ли право образовательная организация в таком случае заменить часы теории на практику, а на следующий год наоборот (при наличии возможности у мастера ПО)? Каким документом это должно регламентироваться?

Должно быть оперативное реагирование учебного (учебно-методического) подразделения, за две недели вполне можно решить этот вопрос, например, закрыв временно вакансию почасовиками (дог. Возмездного оказания услуг), каким-то перераспределением нагрузки и т.д.

4. Каким образом в программе необходимо отражать работу с лицом с ОВЗ? Обязательно ли необходимо составлять и утверждать индивидуальный учебный план или достаточно составить индивидуальный график освоения программы?

Необходимо составлять и утверждать индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план для лиц с ОВЗ закреплен в ФЗ-273 и ФГОС по ТОП-50.

В соответствии с п.39. приказа Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования”: Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

5. Если в группе обучается 1 студент с ОВЗ, то каким образом это необходимо отразить в программе дисциплины, модуля?

В зависимости от того, как он обучается (инклюзия, адаптивное обучение). По работе с инвалидами порядок будет закреплен в методических рекомендациях, которые скоро выйдут

6. Сохраняется ли объем консультаций 4 часа на одного обучающегося, но не более 100 часов на группу в год? Во ФГОС по ТОП-50 отсутствуют требования и ограничения к объему часов консультаций. Можно ли на этом основании и предоставленной возможности ОО самостоятельно определять объем нагрузки и общую структуру образовательной программы планировать любое количество часов на консультацию без ограничений. Каким документом будет регламентировано количество часов консультаций при необходимости ограничения?

Количество часов консультаций будет определено в методических рекомендациях

7. В связи с введением Демонстрационного экзамена, будет ли утвержден новый Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО или внесены изменения в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968?

Будет утвержден новый порядок.

ДЭ распространяется на ТОП-50, которые вводятся с 01.09.17г.. Документы пока в работе. Время еще есть на это.

8. Будут ли разработаны Методические рекомендации по проведению Демонстрационного экзамена?

Разрабатываются методические рекомендации по проведению Демонстрационного экзамена. Срок разработки не позднее апреля-марта 2018 года.

9. Какими нормативными документами, кроме поручения президента от 29.12.2016г., будет определено обязательное включение компетенций WS или процедуры, разработанной в соответствии с методикой WS и согласованной с отраслевыми экспертами, в демонстрационный экзамен?

Все будет определено в разрабатываемых методических рекомендациях по проведению Демонстрационного экзамена.

10. Как планировать проведение летних сборов по дисциплине БЖД, если в ППКРС на БЖ заложено только 36 часов, а программа военных сборов также предусмотрена 36 часов?

Использовать вариативную часть.

В ФГОС по ТОП-50 написано «не менее 70% на освоение военной подготовки в рамках БЖ.

11. Имеет ли организация право по каждому профессиональному модулю ППКРС выдавать свидетельство о присвоении квалификации и разряда. Каким документом при этом нужно руководствоваться?

Не может. Т.к. тут присутствуют только отдельные компетенции по профессии.

В документах не будет никаких квалификаций.

Разряд регламентируется учебной программой.

12. Как должны преподаваться русский язык и литература по ТОП-50, как один предмет или два разных? Примерных программ две. Ставить в зачетку одну общую или две оценки?

Номенклатура предметов общеобразовательной подготовки и объем нагрузки по ним определяется из методических рекомендаций ФИРО ( Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 06-1225) с изменениями, внесенными протоколом №3 от 25.05.2017г., в которых в соответствии с п.5 «При формировании учебных планов по ППКРС, ППССЗ общими для включения в общеобразовательный цикл всех учебных планов являются учебные дисциплины: «Русский язык» и «Литература», а в соответствии с п.9 абз. 4 «Экзамены проводят по учебным дисциплинам «Русский язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» и по одной из общеобразовательных дисциплин, изучаемых углубленно с учетом получаемой профессии СПО или специальности СПО.

13. Насколько % рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей должны соответствовать примерным программам?

Процент не установлен, изменение предоставлено на усмотрение образовательной организации, но Вы должны обосновать свою региональную, отраслевую особенность или требования работодателя лежат в основе Ваших изменений.

14. Как определяются уровни квалификации?

Уровни квалификации указаны только в профессиональном стандарте, которым Вы пользуетесь при разработке профессиональной образовательной программы. ФГОС СПО не содержит указания на уровни квалификации. При проектировании дополнительных, по отношению к ФГОС СПО компетенций и описании профессиональных компетенций, приведённых в ФГОС СПО с использованием профессиональных стандартов необходимо учитывать уровень квалификации. В соответствии с уровнями квалификации, утверждёнными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от « 12 » апреля 2013 г. № 148н, образовательные программам среднего профессио­нального образова­ния – программы подготовки квалифицированных ра­бочих (служащих) соответствуют 4 и 5 уровням квалификации, а образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, – 5 уровню квалификации.

15. Методика проведения анализа ФГОС, ПС и стандартов WSI достаточно известна и отработана ранее. В Ульяновской области в этом году данный подход был применен и помог пед.коллективам делать работу эту более осознанно.

Соглашусь с автором замечания в том, что работа с профессиональными стандартами помогает преподавателям более осознанно проектировать отдельные элементы основной профессиональной образовательной программы. Эта работа позволяет точнее определять содержание (разделы, темы) дисциплин, модулей и практик и их ответственность за формирование запланированных образовательных результатов (компетенций) и их составляющих: знаний, умений и опыта деятельности.

16. Еще раз можно подробнее остановиться на планировании в учебном плане промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация в форме зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующего междисциплинарного курса модуля или дисциплины.

Промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля (по МДК – дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной практике – дифференцированный зачет) проводится по усмотрению образовательного учреждения;

– по профессиональным модулям обязательная форма промежуточной аттестации – Эк (экзамен (квалификационный)), который должен учитываться при подсчете общего количества экзаменов в профессиональном модуле;

Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся СПО не должно превышать 8, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре.

17. Проверка работ самостоятельных за счет каких часов можно тарифицировать?

Программа финансируется из расчета 36 часов в неделю, в рамках этого финансирования и тарифицируйте проверку работ самостоятельной работы обучающихся.

18. Можем ли мы уменьшить кол-во часов ОПОП в УД, МДК, практиках в отличии от ПООП? а также изменять номенклатуру дисциплин циклов?

Да, вы можете уменьшать количество часов ОПОП в УД, МДК, практиках, но при соблюдении основных ограничений:

19. Внеаудиторная нагрузка по физкультуре тарифицируется?

Внеаудиторная нагрузка по физкультуре не тарифицируется, т.к. она в данном случае предусматривает участие обучающегося в секциях вне образовательной организации. Если секция в Вашей ОО, то нагрузка тренера оплачивается как обычно.

20. Поясните зачетные единицы.

Зачётная единица – это единица измерения трудоемкости учебной работы обучающихся в терминах условного учебного времени, необходимого не просто для освоения учебной программы, но – для достижения установленных результатов обучения. Результатами обучения являются сформированные компетенции. Функции зачётных единиц: накопление (фиксируются освоенные компетенции и количество соответствующих им кредитов) и перенос (обучающийся может перейти в другую образовательную организацию со своими кредитами и соответствующими им образовательными результатами). Чтобы кредитно-модульная система «заработала», должны быть стандартизированы:

В разных образовательных организациях могут отличаться:

Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный.

21. Разработка спецификаций ПК была в первом макете ПООП, в последнем макете, выставленном в реестре прим. программ СПО этого раздела нет.

Раздела может и не быть, но избегать описания компетенций (будут ли эти описания называться «спецификациями» или как-то иначе), – означает нарушать принципы реверсной технологии разработки ОПОП. Это суть компетентностного подхода, которая заключается в том, что проектирование образовательных результатов, включая их описание, первично по отношению к остальным элементам профессиональной образовательной программы

22. Сегодня описание и методов оценки ОК проблемный этап разработки ОПОП

Да, это так. Общекультурные компетенции (ОК) оказались «декларативными», их очень трудно описать через детализацию в виде перечня знаний, умений и опыта деятельности. Тем не менее, это возможно. По сути, хороший сотрудник – это хороший специалист, который может выполнять профессиональную деятельность в условиях любой организации. Хороший специалист – сформированные профессиональные компетенции, а хороший сотрудник – сформированные общекультурные компетенции.

Источниками информации для описания ОК могут быть:

23. Может ли перечень дополнительных общеобразовательных уч. дисциплин отличаться в учебных планах ПОО, реализующих одну программу по ТОП-50 в одном регионе?

Да, может. При реализации среднего общего образования образовательная организация в соответствии со спецификой образовательной программы по профессии/ специальности самостоятельно определяет соответствующий профиль общеобразовательной подготовки, т.е. образовательным организациям ФГОС по ТОП-50 предоставлено право самостоятельно определять перечень учебных дисциплин в рамках ОПОП в зависимости от специфики ОО, в т.ч. и дополнительных.

24. Что представляется при аккредитации: ФОСы, КОСы, КИМы?

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

ПОО, следует обратить внимание на наличие документов, материалов и средств обеспечения образовательного процесса, подтверждающих выполнение требований ФГОС СПО к условиям реализации ОПОП, ее структуре и к результатам освоения. Наличие ФОС для дисциплин, модулей и практик, – требование ФГОС СПО ТОП-50 (п.2.4), соответственно, их разработка является обязательной для аккредитации ОПОП по ФГОС ТОП-50.

25. Если мы планируем самостоятельную работу, то как ее отражать в расписании?

Самостоятельная работа отражается в расписании так же, как и нагрузка во взаимодействии с преподавателем.

26. В каком объеме планируется самостоятельная работа при реализации общеобразовательного цикла?

Общеобразовательный цикл учебного плана не предусматривает наличия самостоятельной работы в структуре учебной нагрузки.

27. Как мотивировать организации к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров?

С принятием Федерального закона от 18.07.17 № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров» компании вправе списывать расходы на обучение сотрудников и независимую оценку их квалификации (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

С 2018 года в список трат на обучение добавятся расходы по договорам о сетевой форме реализации образовательных программ. Такая форма обучения предполагает, что вуз и компания учат сотрудников совместно, например, сразу на производстве (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ).

— расходы на содержание помещений компании и оборудования, которые она предоставляет для обучения;

— оплату труда педагогам;

— стоимость имущества, которое организация передала для процесса обучения.

Разъяснения по вопросам введения Федеральных государственных образовательных стандартов СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (ФГОС СПО по ТОП-50)

1. Что такое ФГОС СПО по ТОП-50?

2. Как ФГОС по ТОП-50 будут вводиться в действующий перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования? Какие коды будут присвоены профессиям и специальностям по ТОП-50?

Внесение профессий и специальностей ТОП-50 в Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, осуществляется в соответствии Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 г. (после принятия решения Советом Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам о рекомендации к утверждению ФГОС по ТОП-50, вносятся соответствующие изменения в указанные перечни), которым предусматривается принятие решения о присвоении шестизначного кода, который включает в себя:

Коды профессий и специальностей по ТОП-50 являются новыми и не повторяют существующие коды действующего Перечня СПО.

3. В чем принципиальные отличия ФГОС по ТОП-50 от действующих ФГОС?

ФГОС по ТОП-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. Структура ФГОС по ТОП-50 полностью соответствуют части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и включает в себя наряду с общими положениями требования к:

В целом ФГОС по ТОП-50 имеет следующие характерные особенности:

Вместе с тем структура макетов ФГОС СПО ТОП-50 определяет важнейшую роль примерных основных образовательных программ (далее – примерная программа) так например:

Формирование указанных требований в примерной программе обусловлено прежде всего быстро меняющимся потребностям рынка труда, что непосредственно отражается на подготовке рабочих кадров, с появлением нового оборудования, с изданием новой учебной литературы и т.д. С помощью примерной программы появляется возможность быстрого реагирования на эти изменения.

4. Когда будут разработаны и утверждены примерные основные образовательные программы к новым ФГОС по ТОП-50?

Разработка примерных программ осуществляется одновременно с разработкой ФГОС по ТОП-50 и будет завершена в I квартале 2017 года.

Источник

Какие международные требования учитывает фгос спо топ 50

какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Смотреть фото какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Смотреть картинку какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Картинка про какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Фото какие международные требования учитывает фгос спо топ 50

какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Смотреть фото какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Смотреть картинку какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Картинка про какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Фото какие международные требования учитывает фгос спо топ 50

какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Смотреть фото какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Смотреть картинку какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Картинка про какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Фото какие международные требования учитывает фгос спо топ 50

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Смотреть фото какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Смотреть картинку какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Картинка про какие международные требования учитывает фгос спо топ 50. Фото какие международные требования учитывает фгос спо топ 50Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. N 06-156 «О методических рекомендациях»

Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям для использования в работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

Заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Т.В. Рябко

Методические рекомендации
по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям

Общие положения

ФГОС СПО по ТОП-50 включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;

3) результатам освоения основных образовательных программ (часть 3 статьи 11 Федерального закона об образовании).

В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона об образовании, ФГОС СПО по ТОП-50 определяет формы получения образования и формы обучения, а также предусматривает, что получение СПО может осуществляться только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. При этом согласно части 2 статьи 23 Федерального закона об образовании получение СПО возможно только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования. Получение СПО по ТОП-50 в форме самообразования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в качестве экстерна ФГОС СПО по ТОП-50 не допускается.

ФГОС СПО по ТОП-50 определяет перечень форм обучения и включает очную и очно-заочную формы обучения. По ряду специальностей ТОП-50 предусматривается возможность получения СПО по заочной форме. В случае, если во ФГОС по ТОП-50 заочная форма обучения не поименована в перечне возможных форм обучения по соответствующей специальности, это означает, что обучение по такой специальности в заочной форме не допускается.

При реализации образовательной программы СПО по ТОП-50 допускается применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона об образовании и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2.

Реализация образовательной программы по ФГОС ТОП-50 может осуществляться, в том числе, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона об образовании.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона об образовании ФГОС устанавливаются сроки получения СПО по ТОП-50 с учетом различных форм обучения и особенностей отдельных категорий обучающихся. ФГОС по ТОП-50 устанавливаются сроки получения образования на базе основного общего образования (с одновременным получением среднего общего образования) и на базе среднего общего образования. ФГОС по ТОП-50 устанавливаются предельные величины увеличения срока получения СПО по очно-заочной и заочным формам обучения по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

— не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

— не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

Следует отметить, что конкретные сроки получения образования в очно-заочной и заочной формах обучения определяются образовательной организацией самостоятельно, но не могут превышать указанных выше сроков.

ФГОС по ТОП-50 предусматривает также возможность увеличения срока получения СПО для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Срок получения образования при обучении по индивидуальному учебному плану увеличивается не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Следует отметить, что увеличение срока получения образования в данном случае не является обязательным, а может применяться при обучении по индивидуальному плану по адаптированной образовательной программе с целью учета особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся и при необходимости для обеспечения коррекции нарушений их развития и социальной адаптации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. ФГОС по ТОП-50 предусматривает, что срок получения СПО по индивидуальному учебному плану обучающихся, не относящихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, не может быть более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения.

ФГОС по ТОП-50 по отдельным специальностям предусматриваются увеличение на 1 год срока получения СПО по образовательной программе, предусматривающей получение нескольких квалификаций специалиста среднего звена, например, техник-мехатроник и специалист по мобильной робототехнике.

Перечень квалификаций квалифицированного рабочего и служащего и квалификаций специалиста среднего звена предусматривается во ФГОС в соответствии с перечнями профессий и специальностей СПО, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199.

Требования к структуре образовательной программы

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 11 Федерального закона об образовании ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы СПО и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части).

Важную роль в соотношении обязательной и вариативной частей играют положения примерной основной образовательной программы, с учетом которых образовательная организация самостоятельно определяет конкретное соотношение объемов обязательной и вариативной частей образовательной программы.

ПООП разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов и включаются по результатам экспертизы в реестр ПООП, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре ПООП, является общедоступной.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных, основных образовательных программ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594.

Таким образом, правовой статус ПООП имеют только программы, прошедшие экспертизу и внесенные в реестр ПООП, который ведется на сайте http://reestrspo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ФГОС СПО по ТОП-50 определяет структуру образовательной программы, которая включает в себя учебные циклы и государственную итоговую аттестацию. В ФГОС СПО по ТОП-50 по профессиям включаются два учебных цикла: общепрофессиональный и профессиональный, в ФГОС СПО по ТОП-50 по специальностям включаются четыре цикла: общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественно-научный, общепрофессиональный, профессиональный.

Общий объем образовательной программы СПО, реализуемой на базе основного общего образования, увеличивается на 2772 часа (для программы подготовки квалифицированных рабочих [служащих]) и на 1476 часов (для программы подготовки специалистов среднего звена). Данный объем образовательной программы направлен на обеспечение получения среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом получаемой профессии (специальности). ФГОС не содержит требований, что в рамках обозначенного объема образовательной программы могут предусматриваться исключительно общеобразовательные предметы, данный объем может предусматривать изучение комплексных учебных предметов, дисциплин и модулей, направленных на формирование как личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, так и общих и профессиональных компетенций, предусмотренных разделом III ФГОС. При этом в соответствии с пунктом 23 Порядка организации период изучения учебных предметов, дисциплин, модулей, обеспечивающих получение среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО, в течение срока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования определяется образовательной организацией самостоятельно.

Таблица ФГОС по отдельным специальностям, которыми предусматривается увеличение на 1 год срока получения СПО в связи с получением нескольких квалификаций специалиста среднего звена, содержит дополнительные требования к объему образовательной программы при освоении нескольких квалификаций.

ФГОС не содержит исчерпывающего перечня дисциплин и модулей образовательной программы. ФГОС по профессиям предусматриваются требования к наличию и объему дисциплин «Физическая культура» и «Безопасной жизнедеятельности» при освоении образовательной программы в очной форме. ФГОС по специальностям, кроме указанных дисциплин, предусматривает изучение в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности». В случае отсутствия в тексте соответствующего ФГОС наименования дисциплины «Психология общения», осваиваемой в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла, данная дисциплина не осваивается.

При формировании программы образовательная организация вправе осваивать не все модули, включенные во ФГОС СПО по ТОП-50, а выбрать основные виды деятельности, соответствующие траектории освоения программы (при ее наличии) в соответствии с выбранным сочетанием квалификаций.

При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (при этом включение данных дисциплин может производиться без увеличения общего срока освоения образовательной программы).

ФГОС определяет требования к объему образовательной программы СПО, осваиваемой обучающимися. Формирование учебной нагрузки педагогических работников осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 755 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2015 г., регистрационный N 42884). Согласно данному приказу при определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости предусматривает и контроль самостоятельной работы обучающихся, предусмотренной образовательной программой.

Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными разделом III ФГОС.

В профессиональный цикл образовательной программы входят учебная и производственная практики.

ФГОС устанавливает, что часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, не может быть менее 25% от профессионального цикла образовательной программы.

Проведение практик регламентируется Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291.

Требования к результатам освоения образовательной программы

Результатами освоения образовательной программы СПО является формирование общих и профессиональных компетенций выпускника. Перечень общих компетенций (ОК) выпускников унифицирован по всем ФГОС ТОП-50 по профессиям и по специальностям.

Перечень профессиональных компетенций (ПК) структурирован во ФГОС по основным видам деятельности, к выполнению которых должен быть готов выпускник. Основные виды деятельности представлены во ФГОС в соотношении с присваиваемыми квалификациями квалифицированного рабочего, служащего или квалификациями специалиста среднего звена. В соответствии с основными видами деятельности формируются профессиональные модули образовательной программы.

Перечень профессиональных компетенций сформулирован в соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона об образовании на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии), перечисленных в приложении к ФГОС по ТОП-50.

Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы (требования к знаниям, умениям, практическому опыту) также представлены в приложении к ФГОС по ТОП-50 в табличной форме.

Перечень общих и профессиональных компетенций, закрепленных в ФГОС, является основанием для самостоятельного планирования образовательными организациями результатов обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам. Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех общих и профессиональных компетенций в соответствии с сочетанием квалификаций квалифицированного рабочего, служащего или квалификаций специалиста среднего звена, относящихся к выбранной траектории обучения.

Требования к условиям реализации образовательной программы

Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом примерных условий образовательной деятельности, предусмотренных ПООП.

Наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности является лицензионным требованием, предусмотренным Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966.

В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона об образовании, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

При реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций. Порядок создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 958.

Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы согласно ФГОС включают в себя требования к специальным помещениям, оснащенным оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, компьютерной техникой, доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», комплектом лицензионного программного обеспечения, библиотечному фонду, включая наличие в качестве основной литературы учебников, учебных пособий, предусмотренных ПООП.

Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.

Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы, прямо не перечисленные в ФГОС, определяются ПООП.

Кадровые требования к реализации образовательной программы предусматривают наличие педагогических работников (физических лиц, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с образовательной организацией, и выполняют функцию по обучению) и лиц, привлекаемых к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, установленной ФГОС, и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н, и в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 608н, который вступил в силу с 1 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47, пунктом 7 части 1 статьи 48 Федерального закона об образовании ФГОС устанавливает требование прохождения педагогическими работниками, привлекаемыми к реализации образовательной программы, повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, предусмотренной ФГОС, не реже одного раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Кроме того, ФГОС устанавливает требования к наличию не менее 25% педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности. Опыт деятельности педагогических работников может быть подтвержден записями в трудовой книжке либо иными документами, подтверждающими работу (осуществление деятельности на условиях договора гражданско-правового характера) в указанных организациях.

В части финансовых условий реализации образовательных программ ФГОС устанавливает, что финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по соответствующей профессии или специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей) утверждена заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 27 ноября 2015 г. N АП-114/18вн.

Данное условие, предусмотренное ФГОС, требует, чтобы нормативные затраты на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по соответствующей профессии или специальности, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не были ниже нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с указанными выше методикой и значениями нормативных затрат с учетом корректирующих коэффициентов, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона об образовании ФГОС являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Качество образовательной программы определяется в рамках внутренней системы оценки, а также внешней системы оценки на добровольной основе.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а также проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования относятся к компетенции образовательной организации.

Промежуточная аттестация обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО по ТОП-50 включается в учебные циклы образовательной программы и осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения результатов обучения, запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам.

Формой оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50 является государственная итоговая аттестация, Порядок проведения которой определяется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968.

Государственная итоговая аттестация по итогам освоения ФГОС СПО по ТОП-50 проводится:

По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.

При проведении государственной итоговой аттестации используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа.

Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными, либо профессионально-общественными организациями,входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Обзор документа

Разработаны Методические рекомендации по реализации ФГОС среднего профобразования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

Приводятся требования к структуре программы, к условиям ее реализации, к результатам освоения. Установлены сроки обучения.

При реализации программы по ТОП-50 допускается применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *