какие мифы созданные в египте и междуречье вам запомнились какие библейские сказания
История
Взятие Рима варварами. В какой стране впервые возникла вера в одного Бога? В какой книге рассказывается об этом Боге?
Вера в одного Бога – Яхве возникла в Древней Палестине среди евреев. Об этом рассказано в «Ветхом Завете» Библии.
Какие мифы, созданные в Египте и Междуречье, вам запомнились? Какие библейские сказания? Понравились ли вам герои греческих мифов? Если да, то чем?
В Египте – об Осирисе и Сете, Исиде и Горе, Нут и Гебе.
В Междуречье – сказание о Гильгамеше, Миф о потопе.
Библейские сказания – миф о первых людях, о сотворении Богом жизни, о всемирном потопе, о Давиде и Голиафе.
Да, герои греческих мифов мне понравились, потому что они смелые (Ахиллес, Тесей) и находчивые (Одиссей), очень любят свою родину и готовы были отдать жизнь за нее.
Ещё по теме
Взятие Рима варварами. Какие сооружения древних римлян вам известны?
Императоры Диоклетиан и Константин. Какие были основные цели реформ Диоклетиана и Константина?
Установление господства Рима во всем средиземноморье. В чем проявилось преимущество построения римского войска в сражении с македонянами?
Что вам известно о рабстве в Др. Риме? Почему со временем труд рабов стал невыгоден? К чему это привело?
Когда в странах Древнего Востока были освоены производство и обработка железа? Как повлияло открытие железа на развитие стран Древнего Востока?
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Подумайте, почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково?
Победа греков над персами в марафонской битве. В чем двусмысленность предсказания, данного Крезу? Кому эта двусмысленность была выгодна?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
Помогите пожалуйста по истории. Очень важно!
Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира
Что вы знаете о древних государствах?
Где возникли древнейшие на земном шаре государства?
Как управлялись различные древние государства? Какое из этих государств кажется вам наиболее справедливым? Чем?
Какая страна является родиной демократии? Что означает слово «демократия»?
Чем отличалось управление в Афинах и Римской республике от управления в Древнем Египте, Персии, Китае?
Какие правители — цари, стратеги, императоры — вам запомнились? Чем дурным или хорошим они запомнились?
С какими древними законами вы ознакомились? О чем в них шла речь? Назовите имена древних законодателей.
Вспомните знаменитых полководцев древности. Как их звали? В каких войнах и битвах они участвовали? Чем прославились?
Какие из государств древности были самыми большими по своей территории?
Какие достижения культуры древних вам известны?
Назовите важнейшие изобретения и открытия первобытных людей.
В каких странах возникло древнейшее письмо? Каковы его особенности?
В какой стране был изобретен алфавит? Как этот алфавит усовершенствовали древние греки?
В какой стране были созданы цифры, которыми мы пользуемся?
Какими изобретениями китайцев до сих пор пользуются народы мира?
Назовите самые знаменитые древние постройки в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме. С какими целями они были возведены?
Какие зрелища, любимые древними народами, вы помните? Какие из этих зрелищ существуют в наши дни?
Назовите имена древних поэтов и писателей. Какие их произведения вам запомнились? Чему они были посвящены?
Какие произведения древней живописи и скульптуры сохранились до наших дней? Опишите хотя бы одно из них.
Кого уже в древности называли «отцом истории»? В какой стране он жил? Имена каких других древних историков вы запомнили?
Что вы можете рассказать о мифах и религиозных верованиях?
Колдовские обряды существовали уже у первобытных людей. В чем они заключались?
Как представляли себе египтяне страну мертвых? Кем и как решалась судьба человека после смерти?
В какой стране впервые возникла вера в одного Бога? В какой книге рассказывается об этом Боге?
Какие мифы, созданные в Египте и Междуречье, вам запомнились? Какие библейские сказания?
Понравились ли вам герои греческих мифов? Если да, то чем?
В каких странах жили Конфуций и Будда? Что вы помните об этих древних мудрецах?
Что вы помните о земной жизни Иисуса Христа? В каком городе жила его мать? В каком городе родился Иисус? В каком он был казнен? Как называются записи рассказов о жизни и учении Иисуса?
Каким должно быть поведение человека согласно Ветхому Завету? Каким правилам поведения учил Иисус Христос? Как вы понимаете его слова: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. »?
Как евреи украли Писание у шумеров
Как Великий потоп шумеров стал всемирным потопом из Книги Бытия
Цивилизация шумеров считается более древней, чем египетская, и предшествующей появившимся позже в Нижнем Междуречье Тигра и Евфрата цивилизациям Ассирии и Вавилона. Термин «шумеры», кстати, достаточно условен, поскольку их самоназвание нам неизвестно. Данные археологических исследований показывают, что речь идёт о народе не семитской группы. Между тем в титуле одного из ассирийских царей фигурировало «царь Шумера и Аккада». Вавилоняне и ассирийцы относились к группе южных семитов и говорили на языке, который именовали аккадским. Соответственно, подвластных ему несемитов решили обозначить как шумеров.
Две жизни Зиусудры
Когда они появились в Нижнем Междуречье, судить трудно, но явно не позднее середины IV тысячелетия до нашей эры. Откуда именно пришли — неясно, но вряд ли их можно считать автохтонным (коренным) населением. Дело в том, что, по данным геологов, ещё до появления шумеров Нижнее Междуречье было затоплено, а потом снова стало сушей, когда берега Персидского залива обрели нынешние очертания. Такая трактовка не исключает версию, что шумеры жили здесь ещё до потопа и каким-то образом смогли пережить катастрофу.
О чём же говорилось в тексте глиняной таблички, опубликованном в 1872 году Джорджем Смитом, а также в — найденных им несколько позже дополнительных материалах?
Итак, правили в земле шумерской в течение 277200 лет (!) девять последовательно сменявших другу друга царей. Столицы Шумера менялись, а замыкает список царей Зиусудра, правивший 36 тысяч лет в городе Шуруппаке.
Имя царя в переводе означало «Жизнь после долгих дней». В таком переводе уже и содержится отсылка к Всемирному потопу, то есть подразумевается, что данный персонаж как бы прожил две жизни, в промежутке между которыми и произошла катастрофа.
В шумерской легенде сообщается, что в силу неведомых причин собравшиеся на совещание боги решили уничтожить людей, смыв их Великим потопом. Но бог мудрости Энки (Эйа), которому Зиусудра приносил достойные жертвы, сообщил ему об опасности, приказав своему любимцу построить огромную лодку, взять в неё свою семью, лучших друзей, а также птиц и всех четвероногих животных.
Зиусудра добросовестно выполнил все указания. Потоп продолжался семь дней и ночей, в течение которых огромное судно носило по бушующей водной стихии. Потом, когда стихия утихла, «капитан» корабля последовательно выпускал «на разведку» Голубя, ласточку и ворона. Первые две птицы вернулись, но ворон обратно не прилетел, из чего был сделан вывод о близости суши.
Спустя время корабль пристал к некоей горе Нимуш в Армении. Построив алтарь, Зиусудра принёс быков и овец в благодарственную жертву богам. Новой столицей Энки назначил город Киш, а позже главные боги шумерского пантеона Ан и Энлиль даровали Зиусудре долгую жизнь и «вечное дыхание».
Неизвестный народ
Разница шумерской легенды с ветхозаветным преданием о Ное сводилась к деталям.
Энки, прежде чем сообщить своему любимцу о грядущей катастрофе, повелел ему подойти к некоей огромной стене.
У шумеров Потоп продолжался семь дней и семь ночей, в то время как в Библии в бурю ковчег Ноя носило по морю сорок суток.
Ной посылал на разведку в поисках суши ворона и голубей, причём эти попытки продолжались целых три недели. Зиусудра привлёк к участию в разведке ещё и ласточку, поиски места для стоянки заняли меньше недели. Вопрос о том, можно ли идентифицировать гору Нимуш с упомянутой в Библии горой Арарат, остаётся открытым (хотя, наверное, можно).
Для благодарственной жертвы Яхве Ной построил алтарь, на котором во славу богов совершил воскурение тростника, кедра мирты и ладана. Зиусудра, как уже указывалось, принёс в жертву домашних животных.
Как видим, отличия предания о Зиусудре от предания о Ное столь ничтожны, что можно однозначно заявить — авторы соответствующего библейского текста просто заимствовали сюжет у шумеров.
Этот очевидный вывод выглядел для конца XIX века почти шокирующим, поскольку, как многим казалось, подрывал авторитет главной книги христианства.
Получалось, что фундаментальное библейское сказание, следующее по значимости после сказания об Адаме и Еве, всего лишь переложение легенды древних язычников, о которых вообще ничего толком неизвестно.
Некоторые исследователи указывали на то, что рассказ о Великом потопе характерен для многих народов и должен считаться так называемым универсальным фольклорным мотивом. Однако, прежде чем обрести «универсальность», сюжет должен был быть порождён некоей працивилизацией. И по всему выходило, что этой древнейшей цивилизацией была именно шумерская.
Табличку с преданием о Зиусудре 32-летний британский гравёр Джордж Смит отрыл в фондах библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала, где собирал материалы для своих работ по античной тематике. Изучением Ассирии он занимался как хобби, но после сенсационной публикации заинтересовался темой всерьёз. Издатель газеты The Daily Telegraph выделил ему деньги на экспедицию в Ниневию, и, спустя два года, Смит представил новые древние тексты.
Речь в данном случае шла о вавилонских и ассирийских пересказах все того же сюжета, причём эти источники тоже были древнее библейских. Единственно, в них Зиусудра именовался по-аккадски Утнапиштимом, что можно перевести как «Он обрёл жизнь». То есть речь снова идёт о Всемирном потопе.
В вавилонском варианте легенды Зиусудру называют Атрахасисом («Превосходящий мудростью»). Изменились также имена богов, а сопоставление с другими материалами ассирийских и вавилонских источников позволило в общих чертах реконструировать историю шумеров.
Единого государства у них не было. Существовал некий альянс городов-полисов, в рамках которого статус столицы переходил от Эриду к Бад-тибиру, затем к Лараку, далее к Сиппару. Название Шуруппак переводится как «исцеляющее место» или «место полного благополучия». Судя по данным археологии, столицей этот город не был, зато являлся местом, где хранились огромные, достаточные для пропитание всей страны, запасы хлеба.
Тигр и Евфрат стали для шумеров и аккадцев такими же реками-кормильцами, каким Нил был для Древнего Египта. Развитие сельского хозяйства, создание ирригационных систем привело и к развитию ремёсел.
Потом, если обратиться к легенде, шумерская цивилизация перенесла страшную природную катастрофу. Как сообщалось в одной из глиняных табличек: «После того как потоп смыл (страну) и царство было ниспослано с небес (во второй раз), Киш стал местом престола».
Это второе царство вступило в пору упадка после того, как появившиеся в Междуречье южно-семитские племена создали собственные государства — Вавилонское и Ассирийское царства.
Шумеры постепенно смешались с пришельцами, притом что процесс ассимиляции, вероятно, знал свои подъёмы и спады. Судя по данным археологии, в конце III тысячелетия до н.э. Они были кем-то вроде покорённой нации, зато несколько веков спустя и в Вавилоне, и в Ассирии шумерская культура стала образцом для подражания.
И оставалась таким эталоном, пока Ассирия и Вавилон в свою очередь не растворились в цивилизациях более позднего времени.
Легенда на все времена
Вопрос о том, когда именно произошёл Всемирный потоп, судя по геологическим исследованиям, не имеет однозначного ответа.
Трудившаяся в 1930-х годах на раскопках Шуруппака экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила культурный слой, состоящий из отложений глины и ила.
На основе химического анализа был сделан вывод о затоплении, датируемом рубежом V и IV тысячелетий до н.э. и причинившем ущерб крупнейшим городам Шумера.
Всемирный потоп, описанный в Библии, датируется по данным Ветхого Завета очень точно — 2104 год до н.э. или 1656 год от сотворения мира.
Как видим, удивительное сходство шумерского и ветхозаветных преданий ещё не означает, что речь идёт об одном и том же потопе.
Еврейские авторы позаимствовали сюжет у шумеров для описания бедствия, которое произошло почти на два с половиной тысячелетия раньше. Но первый, более древний потоп действительно стал для Междуречья событием эпохальным.
Данные о грандиозной катастрофе подтверждаются и другими античными источниками, прежде всего древнеассирийским эпосом «Сказание о Гильгамеше».
Его главный герой Гильгамеш проходит путь от «обычного» богатыря до могучего властителя, наделённого даром долгой, растягивающейся на десятки тысяч лет жизни. И даже умерев, он не уходит в небытиё, а становится владыкой подземного мира.
Вполне естественно, что в одном из эпизодов Гильгамеш встречается с другим долгожителем Зиусудрой, фигурирующем, впрочем, под вавилонским именем Утнапиштим. И тот обращается к нему с речью:
Я открою, Гильгамеш,
сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я.
Шуруппак, город, который ты
знаешь,
Что лежит на бреге
Евфрата, —
Этот город древен, близки
к нему боги.
Богов великих потоп
устроить склонило их сердце…
Далее Утнапиштим повторяет то, что уже излагалось в древнейшей версии. Основное различие заключается в том, что он достаточно подробно перечисляет, кого и что взял на своё судно:
Всё, что я имел, погрузил я
туда:
Всё серебро сложил на корабль;
И золото всё принёс;
И всех божьих тварей согнал
я туда.
А также семью и родных.
И с полей, и из степи,
Всех букашек принёс я туда;
И всех мастеровых привёл
на корабль.
Далее Утнапиштим повествует, как пережил катастрофу, однако более поздний фрагмент с его рассказом об обретении долголетия, к сожалению, не сохранился.
И «спасибо» не сказали
Исторический период, когда еврейские авторы Ветхого Завета позаимствовали легенду шумеров о Всемирном потопе, можно определить достаточно точно — 598-582 годы до н.э., время «вавилонского пленения» иудейского народа.
Однако, чтобы не принижать таланты авторов Ветхого Завета и глубину составленных ими текстов, исследователи делают акцент на морально-этической разнице двух вариантов одного и того же предания.
Шумерские боги, судя по сохранившимся текстам, решили уничтожить землю просто так — то ли из прихоти, то ли по причине плохого настроения.
Яхве в Ветхом Завете насылает на землю Потоп как наказание за людские грехи. И Ноя он решает спасти за то, что он вёл жизнь праведника. Альфред Джеремиас пишет: «Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней».
С Джеремиасом солидарен и Герман Гункель: «Вавилонский текст о Потопе словно специально был составлен для того, чтобы превосходство идеи Израиля о Едином Боге стало ещё более ясным и отчётливым. Со своей же стороны, Библия перечёркивает все те описания Потопа, которые были известны древнему миру до неё: их отталкивающие образы теряют какое-либо значение».
Но и здесь, при рассмотрении обеих легенд с позиций морально-нравственных, все выглядит не так однозначно. Анализируя текст шумерского сказания, другой исследователь Крамер отмечает, что в нём Зиусудра «предстаёт как набожный и богобоязненный царь, во всех своих делах руководствующийся указаниями, полученными от богов в сновидениях и предсказаниях». То есть покровительствует и спасает его от гибели бог Энки не просто так, а в качестве вознаграждения за жизнь праведную.
В общем, исключать нравоучительную составляющую из шумерской легенды только на том основании, что представители этой цивилизации были язычниками и, так сказать, «не доросли» до гуманистической философии, все же не стоит. Есть в этой легенде и философская глубина, и моральная составляющая. Не будь их, представители более поздних цивилизаций вряд ли бы обращались к сказанию о Потопе снова и снова.
Вода или меч?
Журнал: Загадки истории №34, август 2019 года
Рубрика: Историческое расследование
Автор: Дмитрий Митюрин
Мифы Древнего Шумера и Библия
Первые шумерские поселения возникли около 4000 до н.э. Крупнейшими из этих городов были Эриду, Ниппур, Киш, Лагаш, Урук, Ур и Умма. Их население создало в бассейне Евфрата и Тигра одну из богатейших культур в истории человечества. Главными творцами этой великой культуры были шумеры. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры они строили замечательные города, обводняли почву с помощью разветвленной сети оросительных каналов, у них процветало ремесло, они создали великолепные памятники искусства и литературы. Аккадцы, ассирийцы, вавилоняне, хетты и арамейцы, которые впоследствии основали в Месопотамии и Сирии свои государства, были учениками шумеров и от них по наследству переняли великие культурные ценности. До середины XIX века мы располагали лишь скудными и даже нелепыми сведениями относительно культуры этих народов. Только археологические раскопки, с широким размахом проведенные в Месопотамии, открыли нам величие и богатство этих народов. Были откопаны такие могущественные города, как Ур, Вавилон и Hиневия, а в царских дворцах найдены тысячи табличек, испещренных клинописью, которую уже удалось прочитать. По содержанию своему эти документы делятся на исторические хроники, дипломатическую корреспонденцию, договоры, религиозные мифы и поэмы, среди которых находится древнейший эпос человечества, посвященный шумерскому национальному герою Гильгамешу.
Американский археолог Джеймс Дж. Причард взял на себя труд скрупулезно сопоставить оба текста и обнаружил в них множество удивительных совпадений. Поражает прежде всего общая для обоих текстов последовательность событий: возникновение неба и небесных тел, отделение воды от земли, сотворение человека на шестой день, а также отдых бога в Библии и совместный пир вавилонских богов в тексте «Энума элиш» на седьмой день. Ученые справедливо считают, что текст книги Бытие (гл. 3, ст. 5).
Мифы о сотворении мира
Шумерские мифы:
Вавилонские мифы:
Библия:
Первая книга «Бытие» (Быт. 1:1-8), в частности:«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою«. (Быт. 2:7)
В Ветхом Завете этот символ хаоса упоминается неоднократно, при этом для его обозначения используются такие термины как «змей», «дракон» или «чудовище», а также «Раав», «Левиафан» и «Море» (например, Пс. 73, 13-14; 88, 10; Иов 3, 8, где под «днем» следует понимать «Море» (Иов 41; Ис. 27:1; 51: 9; Ам. 9:3). В христианстве с этим образом связан и «зверь» Апокалипсиса, рассказ об уничтожении которого заканчивается весьма красноречиво: «и моря уже нет» (Откр. 21, 1).
Различия между политеистическими религиями и монотеизмом
Политеист рассматривал творение как борьбу между различными силами природы, а сложившийся миропорядок, как гармонию многих воль. Считалось, что подлежащий миропорядку определенный принцип, которому следовали даже боги, задавался при творении. Человечество обладало собственной судьбой или предназначением, существовавшим еще до его, человечества, действительного появления. В то же самое время, библейская вера не исходила из подобных принципов мирового порядка и из идеи неотвратимости бездушного предопределения. Данный миропорядок не является чем-то фиксированным и вечным; Бог вступает в борьбу с отошедшим от него миром, и потому нынешнюю картину мира не следует считать окончательной. В то же время необходимо упомянуть политеизм древнеиранской религии маздаизм (см.), чье влияние на иудаизм нельзя не заметить, в которой исход борьбы сил «добра» и «зла» зависит от «праведных» действий людей. Поскольку еврейская религия является произведением гораздо более поздним, израильское видение человека также принципиально отличается от политеистических представлений древних народов. Человек обладает высоким достоинством и ценностью, поскольку ему предоставлено право быть существом, отвечающим за собственные деяния, что вообще отражает суммарный курс общечеловеческой морали.
Творение семи дней
Вавилонский мифы:
Последовательность событий: возникновение неба и небесных тел, отделение воды от земли, сотворение человека на шестой день, а также совместный пир вавилонских богов в тексте «Энума элиш» на седьмой день.
Библия: См. Быт. 1.
Остатки политеизма в иудаизме
Несмотря на традиционное представление, будто еврейская религия всегда была монотеизмом, в ней сохранилось множество следов того, что уже во времена культа Яхве существовал политеизм.
«2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». (Быт. 6:2)
Пребывание Творца над водой в дни творения
Угаритский эпос (Финикия):
Текст, согласно которому бог сидел на воде, как птица на яйцах, и высидел из хаоса жизнь.
Библия:
Упоминание (дракона) Левиафана
Угаритская поэма:
Бог Ваал одерживает победу над семиглавым драконом Левиафаном.
Библия:
«В тот день поразит господь мечом своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское». (Ис. 27:1).
О сотворении людей
Шумерские мифы:
Вавилонский мифы:
«Энума элиш»: боги порядка под водительством Мардука в кровавой битве убили Тиамат, а ее гигантское тело разрубили на две части, из которых одна стала землей, а другая небом. Кровь Абзу смешали с глиной, и из этой смеси возник первый человек.
Библия:
«И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2:7) (вылепил из глины).
О грехопадении человека
Шумерские мифы:
Библия:
Змей соблазняет Адама и Еву отведать плодов с дерева познания добра и зла, в месопотамском мифе коварным советником людей является бог Эа. Бог изгнал Адама и Еву не только за непослушание, но также из опасения, что они потянутся за плодом дерева жизни и, подобно богу, обретут бессмертие:
«И сказал господь бог: вот, Адам стал как один из нас (здесь снова остаток политеизма), зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22).
О сотворении женщины
В шумерском мифе:
У бога Энки болело ребро. Hа шумерском языке слову «ребро» соответствует слово «ти». Богиня, которую позвали, чтобы она вылечила ребро у бога Энки, зовется Hинти, то есть «женщина от ребра». Hо «нинти» означает также «дать жизнь». Таким образом, Hинти может в равной мере означать «женщина от ребра» и «женщина, дающая жизнь».
Библия:
«21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. 22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. 23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].» (Быт. 2:21-23)
Башня до небес и смешение языков
На вавилонском языке название столицы «Вавилон» означает «врата божьи» (баб-илу), а на древнееврейском языке сходно звучащее слово «балал» означает процесс смешения. В результате звукового сходства обоих слов Вавилон легко мог стать символом языкового хаоса в мире, тем более что был многоязычным городом.
Библия:
«Смешаем там языки их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11:7)
Потоп и история спасения в ковчеге
Вавилонский миф:
К сожалению, табличка, на которой был записан шумерский миф, сохранилась не полностью, и начало мифа отбито. Мы можем восполнить смысл недостающих фрагментов по его более поздней вавилонской версии. Она вставлена, как рассказ, в эпос о Гильгамеше «О все видавшем…». Первые читаемые строки повествуют о сотворении человека, о божественном происхождении царской власти и об основании пяти старейших городов.
Далее речь идет о том, что на совете богов было принято решение наслать на землю потоп и уничтожить все человечество, но многие боги огорчены этим. Зиусудра, правитель Шуруппака, представляется набожным и богобоязненным царем, который пребывает в постоянном ожидании божественных снов и откровений. Он слышит голос бога, скорее всего Энки, сообщающий ему о намерении богов «уничтожить людское семя».
Дальнейший текст не сохранился из-за большой трещины, но, судя по вавилонскому аналогу, в нем Зиусудра получает подробные наставления по строительству огромной лодки, чтобы спастись от неминуемого бедствия.
Текст возобновляется ярким описанием потопа. В течение семи дней и семи ночей на земле бушует буря такой силы, что даже боги боятся ее. Наконец на небе появился бог Солнца Уту, который осветил и обогрел землю. Зиусудра простерся перед ним ниц и принес в жертву волов и овец.
Последние строки мифа описывают обожествление Зиусудры. Он получил в дар «жизнь как у бога», то есть бессмертие и вместе с супругой был перенесен в божественную райскую страну Дильмун.
Миф о потопе сохранился и в виде всем известного библейского предания о Ное, и в трудах историка Бероса, писавшего на греческом языке. Только у Бероса Зиусудра зовется Ксисутросом, а богом, предупредившим его об опасности, был Кронос.
Первые 37 строк разбиты.
I
Когда Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг
Черноголовый народ сотворили,
Живность в земле начала множиться буйно,
Всевозможные четвероногие твари
узором достойным покрыли долины.
Более 30 строк разрушено.
«Труды их усилий хочу я направить.
Строитель Страны да прокопает землю, да заложит основы».
Когда Сути царственности с небес спустились,
Могучий венец и царственности престол с небес спустили,
Он сотворил их обряды, он могучие Сути
Совершенными сделал.
Он основал селенья и грады.
Он имена им нарек, доли им он распределил.
40 строк разрушено
В те дни Нинту. свои творенья.
Светлая Инанна за своих человеков плач заводит.
Энки сам с собою советуется.
Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг,
Боги Вселенной именем Ана поклялись,
Именем Энлиля поклялись.
В те дни Зиусудра, помазанник божий.
Навес овальный себе построил.
В покорности, благоговейно, со смиренными,
Праведными словами.
Каждый день он стоял, склоняясь.
То не сон, то выход его речений.
Дабы заклясть небо и землю.
В Киуре бога. стена.
Зиусудра, у края встав, слышит.
«Край стенки слева, ну-ка, послушай!
Край стенки, скажу тебе слово, прими мое слово!
Будь внимателен к моим наставленьям!
Потоп пронесется надо всем миром,
Дабы семя человечества уничтожить.
Окончательное решенье, слово божьего собрания.
Решение, реченное Аном, Энлилем, Нинхурсаг,
Царственность, ее прерывание. «
Около 40 строк, разрушено.
Все злобные бури, все ураганы, все они собрались вместе.
Потоп свирепствует надо всем миром.
Семь дней. Семь ночей.
Когда потоп отбушевал над Страною,
Злобный ветер высокой волною
Отшвырял огромное судно,
Солнце взошло, осветило небо и землю,
Зиусудра в огромном своем корабле отверстие сделал,
И солнечный луч проник в огромное судно.
Царь Зиусудра
Пал ниц перед солнцем-Уту.
Царь быков заколол, много овец зарезал.
Разрушено около 40 строк.
Жизнью небес и жизнью земли они поклялись,
Ан и Энлиль жизнью небес и земли поклялись о том.
Кто укрылся,
Дабы живое из земли поднялось,
Дабы оно для них вышло.
Царь Зиусудра
Пред Аном, Энлилем смиренно простерся.
Энлиль с Зиусудрою ласково заговорили.
Когда жизнь, словно богу, ему присудили,
Жизнь долгую, словно богу, ему изрекли,
Тогда они царя Зиусудру,
Кто имя жизни сберег, человечества семя спас,
Поселили его в стране перехода, в стране Дильмун, там,
Где солнце-Уту восходит.
«Ты. «
Конец тоже разрушен.
Библия: См. Быт. 6.
Спасения ребенка, отправленного по реке и ставшего затем великим человеком
Библия:
Спасение Моисея дочерью фараона:
«1 Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. 2 Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; 3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, 4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. 5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. 6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. 7 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? 8 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. 9 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. 10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2:1-10)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов